Рыбный Мурман. 1985 г. Январь.

• ВЕТЕРАНЫ • цемента на совстс!;ий лихтер «Рыбачий». Отчалили бла­ гополучно. А ночью в Се­ верном мор? налетел ура­ ган. Вышло из строя руле­ вое управление на буксире «Мурманрыба». Суденыш­ ко понесло в бушующую темноту. — Что будем делать? — тревожно выдохнул капи­ тан. — Вытравить якоря. Мо­ жет, загребут где, — сдер­ живая противную дрожь в груди, посоветовал Васин. Утром на горизонте завид­ нелся городок, прикрытый огромной подводной скалой. — Разобьет... — Костей не соберем! — зашумели матросы. — Еще посмотрим, — сквозь зубы процедил стар- мех. Лихтер дернуло, захлест­ нуло волной. Движение за­ медлилось. Кормовая якор­ ная цепь натянулась до зво­ не ходили. Дорога к «Рез­ цу» еще не была пробита. Рабочих возили на дере­ вянных суденышках. Однаж­ ды такой катерок в тумане врезался в Абрам-коргу. Правда, все обошлось срав­ нительно благополучно, ес­ ли не считать, что добрая сотня пассажиров приняла «октябрьскую ванну» в Коль­ ском заливе. На смену СРТ давно при­ шли большие морозильные траулеры, вместе с ними плавкран и другие мощные механизмы. А судоремонт­ ники до сих пор помнят сло­ ва директора, сказанные на одном из рабочих собрании: «Беречь людей, облегчать их ТРУД—что может быть важ­ нее!» Этот принцип всегда был в основе помыслов и по­ ступков коммуниста Васина, когда он беседовал с нару­ шителем дисциплины, гото­ вил доклад о выполнении В БИОГРАФИИ Сергея Григорьевича Васина есть две примечательные цифры — 68 и 45. Первая означает прожитые годы, вторая — стаж работы на одном предприятии: в объе­ динении «Мурманрыбпром». В 1934 году, еще курсантом первого выпуска Мурман­ ской мореходки (а был он тогда неунывающим крепы­ шом), встал у топки рыбо­ ловного траулера «Поляр­ ный». Пожилой механик мельком взглянул на ухва­ тистые руки «школяра», крякнул и мудрено скалам­ бурил: — Эх н достанется же нашему угольку по уголку! Шутки шутками, а Васин сделал свой выбор и упря­ мо шел к цели. Потом бы­ ли вахты у клокочущих кот­ лов ледоколов «Литке» и «Капитан Воронин», экзаме­ ны, грохочущие двигатели траулеров. каюта третьего механика. И море, море, за­ воеванное у изнуряющего огня кочегарки, в учебе. Потом Великая Отечест­ венная проверяла его на прочность. В составе одной из частей Северного флота старшина первой статьи командовал группой мотористов, обес­ печивая работу электро­ станции на Соловках. Служ­ ба ладилась. Но рвался на передовую. Под горячую ру­ ку написал рапорт с прось­ бой отправить его на фронт. Начальник гарнизона учинил разнос: для разворотливого старшины здесь и только здесь была передовая. Однажды случилась ава­ рия. Ветхое оборудование не выдержало бешеной на­ грузки. Своими силами трудно было что-либо попра­ вить. С группой бойцов Ва­ син отправился в блокадный Лейинград, на завод «Рус­ ский дизель». — Вначале мне город по­ казался вымершим, — рассказывает Сергей Гри­ горьевич,—Бомбежки. Пожа­ ры. Развалины... И только на заводе душа оттаяла: из­ можденные люди работали из последних сил, но в го­ лодных глазах — вера: враг будет отброшен. Североморцев поместили в полуразрушенном здании. Рядом с их квартирой жил тяжело больной музыкант по фамилии Юфит. В промежут­ ках между артобстрелами сквозь промерзшие стены до слуха людей доносились роб­ кие и нежные, словно пер­ вые весенние ростки, звуки скрипки. Казалось, что эти звуки оседают в кирпичной кладке и долго, долго дер­ жатся в ней, как благодат­ ное тепло, как забытое че­ ГЛАВНЫЙ МЕРИДИАН ловеческое счастье. В одно утро дом не до­ ждался музыкальной побуд­ ки. Скрипач умер, оставив благодарным слушателям веру в торжество неистреби­ мой жизни. Североморцы сумели вы­ рвать из кольца блокады ва­ гон с запасными частями для соловецкой электростан­ ции. И это был солдатский подвиг. Но Васин не думал об этом. Он выполнял свое первое партийное поручение. После войны Сергей Гри­ горьевич работал вторым, старшим механиком на ры­ боловных траулерах, плавба­ зах тралфлота и «Мурман- сельди», перегонял закуп­ ленные за границей суда. Побывал во многих иност­ ранных портах. Не раз попа­ дал в пиковые ситуации и выходил из них, как подоба­ ет коммунисту. Был такой случай. Груп­ па репатриантов — на бор­ ту советского парохода. Че­ го только не наслышались эти люди на чужбине: их стращали Сибирью, всеоб­ щим презрением. Не вери­ лось, и все-таки охватывал страх: заглянут ли в душу?! На палубе к Васйну по­ дошли изможденный старик, летчик с обожженным лицом и тридцатилетний здоровяк с масляными глазами. Детина оттер плечом ста­ рика и в упор спросил Ва­ сина: «Скажите, що я заро- бые? Ну, був полицаем. Та тильки я ничого такого...» Встретив твердый взгляд, он смешался и воровато по­ смотрел на свои раздутые чемоданы. — Пропуск... Який про­ пуск треба на мои вещицы? Стармех ответил диплома­ тично: — Насчет наказания су­ дить не берусь. Что же ка­ сается пропуска... Пропуск в Россию для всех один — правда! Васин посмотрел на изу­ родованную щеку пилота, перевел взгляд на единствен­ ный его «багаж» — до дыр протертую планшетку — и подумал: «Вот кому не нужен пропуск...». Октябрь 1948 года застал Васина в польском городе Щецине, где шла погрузка на. Со стороны городка вы­ нырнула черная точка, она росла на глазах и через пол­ часа оказалась многоэтаж­ ным пассажирским исполи­ ном. «Ставангер», — про­ чел кто-то. С борта теплохо­ да бросили корзину — уль­ тиматум: «50 процентов сто­ имости судна и груза.,. Со­ гласны? Подавайте конец...» Капитан собрал команду. — Ну как, ребята? — Неужто лучше рыбам на корм идти?.. — Погодите, погодите, — Васин осадил горячку. — Давайте разберемся... Но­ чью не утонули. А теперь нас не похоронишь: якорь держит надежно. Да и в ко­ пеечку обойдется государст­ ву наш буксирный кончик. Вскоре подошла помощь. * * * Государственный подход к любому делу, завидные ор­ ганизаторские способности, упорство в достижении цели не остались незамеченными. В 1954 году за трудовые ус­ пехи старшего механика плавбазы «Тамбов» Васина награждают орденом Лени­ на. Несколько лет спустя выдвигают на должность за­ местителя начальника уп­ равления «Мурмансельдь». Особо вспоминает Сергей Григорьевич то время, ког­ да по винтику, по кирпичи­ ку создавалось новое судо­ ремонтное предприятие — плавмастерская «Резец». И все его взлеты и падения, успехи и неудачи проходили через главный меридиан — чуткое сердце Васина. Поначалу было очень труд­ но. В ремонт становились паровые и разносерийные дизельные суда, требующие универсальной подготовки людей. А многие рабочие только набирали производ­ ственный стаж. Васину зача­ стую приходилось совме­ щать обязанности директо­ ра, прораба и мастера, засу­ чив рукава, лезть в картер двигателя, исправлять оп­ лошность бригадира. Не хва­ тало не только умелых рук, но и элементарных подъем­ ных средств. Большой нервотрепки сто­ ила доставка людей на про­ изводство. До поселка Три Ручья пассажирские катера оргтехмероприятий, как де­ путат добивался выделения средств на благоустройство дороги, строительство сто­ ловой в поселке. Настоящую отцовскую за­ боту проявлял директор о молодых рабочих. По образ­ ному выражению давно ушедшего от нас замеча­ тельного труженика, брига дира слесарей Александра Семеновича Захарова, «он этих новичков с первого дня из руки в руку переклады­ вает, прикидывает, далеко ли пойдут, не пустоцвет ли». Мне довелось быть свиде­ телем одного, на первый взгляд странного разгово­ ра. В кабинет директора за­ шел молодой котельщик. — Я насчет заявления, — потупившись, пробасил он. Васин окинул взглядом вошедшего. В глазах засве­ тилась улыбка. Директор указал рабочему на стул и спросил: — Что-нибудь случилось? — Нет, все нормально. Просто решил рассчитаться. — Может, заработок не устраивает? С жильем не за­ ладилось? У тебя, помнится, одна комната? Молодой челош i; неожи­ данно взорвался: — Да что вы все как его ворились: бригадир расспра­ шивает, целую неделю ду­ шу мотает, старший мастер грозится «полярки» заре­ зать... А мне все равно. По­ нимаете, не могу я эти две недели отрабатывать! Поверх лохматой, смоля ной головы парня Васин смотрел в иллюминатор, за которым мерно качались в связке обшарпанные, завью­ женные суда. Ему страсть как не хотелось отпускать этого парня. И дело не в том, что таких специалистов нынче днем с огнем не сы­ щешь, а в том, что уходит человек не раскрывшись и, может быть, с обидой в ду­ ше. — Сколько мы с тобой, Петро, в одной упряжке-то прослужили? Лет восемь, наверно? — Семь. — Так вот за эти семь лет наш-коллектив тысячи три судов «перемолотил». А всего с 1957 года более девяти тысяч кораблей в море отправил. Армада, лож­ но земной шар перепоясать... И твоя доля тут есть. Ну, иди, подумай до утра, с женой посоветуйся. Да и мне дай возможность разобрать­ ся... Перед окончанием рабо­ чей смены Сергей Григорье­ вич доверительно сказал помполиту: «ЧП у меня: нюх на людей цотерял... Увольняется Петр. В чем причина — не пойму... Зай­ ди-ка к нему сегодня». А причина была необыч­ ная. Супругам здорово не повезло. Молодые, любя­ щие друг друга люди не могли иметь своего ребенка. Потому они решили взять в Доме ребенка сразу двоих .малышей — мальчика и де­ вочку. К перемене жизни тщательно готовились. Где- то в южном городке купили хороший дом с садом. Теперь осталось рассчитаться на производстве и незаметно выехать из Мурманска, что­ бы что-то непредвиденное ненароком не разрушило их трепетную семейную тай­ ну... История с котельщиком, пожалуй, единственная в своем роде, когда перед Ва­ синым человек не раскрыл­ ся. Но здесь особый слу­ чай. Обычно же люди идут к нему с открытым сердцем в любое время. Даже до­ мой звонят по телефону. Зна­ ют: не чванлив он, вы­ слушает тебя и, если не смо­ жет помочь, посоветует, об­ легчит душу. Что пообещал — непременно сделает. • • • В прихожей —■ заливис­ тый звонок, трубку берет внучка Олечка. — Снова тебя, дедушка. Васин спешит к телефону. — А вы поговорите с Александром Нестеровичем. Он теперь директор. Второй месяц как я ушел на пен­ сию... И стесняться тут не­ чего. Дело житейское. Кста­ ти, Горбарчук наш, резцов ский. Лет десять тому назад был мастером на котельном участке. Потом работал в механико - судовой службе объединения. Закончил выс­ шую мореходку. Так что — разберется. А если что по­ требуется — звоните. Я поч­ ти всегда дома. Петровна моя в больнице лежит. А мне двоих внуков подброси­ ла. Вот и кручусь день- деньской. Закончив разговор по телефону, Сергей Гри­ горьевич рассказал мне, что никак он не войдет в новую колею. Что на пред­ приятии масса проблем. Обо­ рудование ветхое. Хозрас­ четным способом построили здание котельно-сварочного участка, «а пресс-ножницы 1957 года рождения». Кол­ лектив трудится замечатель­ но. Процентов семьдесят ра­ бочих со средним образова­ нием. Только условия труда нелегкие. Мастерские тебе — не судоверфь! «С воды на берег выходить надо, ина­ че молодежь не удержать». Как-то само собой речь ' заходит о кадрах мастеров, руководителей. ‘ — Мастера у нас великие труженики. В основном — практики. Это хорошо и плохо. Ведь наши знания — старые знания. Учиться надо, и постоянно, — за­ ключает Васин. Е. БОРОДИН, ветеран Великой Отечест­ венной войны и труда. И И МУРМАН 18 января 1985 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz