Рыбный Мурман. 1985 г. Январь.
• ВЕТЕРАНЫ • цемента на совстс!;ий лихтер «Рыбачий». Отчалили бла гополучно. А ночью в Се верном мор? налетел ура ган. Вышло из строя руле вое управление на буксире «Мурманрыба». Суденыш ко понесло в бушующую темноту. — Что будем делать? — тревожно выдохнул капи тан. — Вытравить якоря. Мо жет, загребут где, — сдер живая противную дрожь в груди, посоветовал Васин. Утром на горизонте завид нелся городок, прикрытый огромной подводной скалой. — Разобьет... — Костей не соберем! — зашумели матросы. — Еще посмотрим, — сквозь зубы процедил стар- мех. Лихтер дернуло, захлест нуло волной. Движение за медлилось. Кормовая якор ная цепь натянулась до зво не ходили. Дорога к «Рез цу» еще не была пробита. Рабочих возили на дере вянных суденышках. Однаж ды такой катерок в тумане врезался в Абрам-коргу. Правда, все обошлось срав нительно благополучно, ес ли не считать, что добрая сотня пассажиров приняла «октябрьскую ванну» в Коль ском заливе. На смену СРТ давно при шли большие морозильные траулеры, вместе с ними плавкран и другие мощные механизмы. А судоремонт ники до сих пор помнят сло ва директора, сказанные на одном из рабочих собрании: «Беречь людей, облегчать их ТРУД—что может быть важ нее!» Этот принцип всегда был в основе помыслов и по ступков коммуниста Васина, когда он беседовал с нару шителем дисциплины, гото вил доклад о выполнении В БИОГРАФИИ Сергея Григорьевича Васина есть две примечательные цифры — 68 и 45. Первая означает прожитые годы, вторая — стаж работы на одном предприятии: в объе динении «Мурманрыбпром». В 1934 году, еще курсантом первого выпуска Мурман ской мореходки (а был он тогда неунывающим крепы шом), встал у топки рыбо ловного траулера «Поляр ный». Пожилой механик мельком взглянул на ухва тистые руки «школяра», крякнул и мудрено скалам бурил: — Эх н достанется же нашему угольку по уголку! Шутки шутками, а Васин сделал свой выбор и упря мо шел к цели. Потом бы ли вахты у клокочущих кот лов ледоколов «Литке» и «Капитан Воронин», экзаме ны, грохочущие двигатели траулеров. каюта третьего механика. И море, море, за воеванное у изнуряющего огня кочегарки, в учебе. Потом Великая Отечест венная проверяла его на прочность. В составе одной из частей Северного флота старшина первой статьи командовал группой мотористов, обес печивая работу электро станции на Соловках. Служ ба ладилась. Но рвался на передовую. Под горячую ру ку написал рапорт с прось бой отправить его на фронт. Начальник гарнизона учинил разнос: для разворотливого старшины здесь и только здесь была передовая. Однажды случилась ава рия. Ветхое оборудование не выдержало бешеной на грузки. Своими силами трудно было что-либо попра вить. С группой бойцов Ва син отправился в блокадный Лейинград, на завод «Рус ский дизель». — Вначале мне город по казался вымершим, — рассказывает Сергей Гри горьевич,—Бомбежки. Пожа ры. Развалины... И только на заводе душа оттаяла: из можденные люди работали из последних сил, но в го лодных глазах — вера: враг будет отброшен. Североморцев поместили в полуразрушенном здании. Рядом с их квартирой жил тяжело больной музыкант по фамилии Юфит. В промежут ках между артобстрелами сквозь промерзшие стены до слуха людей доносились роб кие и нежные, словно пер вые весенние ростки, звуки скрипки. Казалось, что эти звуки оседают в кирпичной кладке и долго, долго дер жатся в ней, как благодат ное тепло, как забытое че ГЛАВНЫЙ МЕРИДИАН ловеческое счастье. В одно утро дом не до ждался музыкальной побуд ки. Скрипач умер, оставив благодарным слушателям веру в торжество неистреби мой жизни. Североморцы сумели вы рвать из кольца блокады ва гон с запасными частями для соловецкой электростан ции. И это был солдатский подвиг. Но Васин не думал об этом. Он выполнял свое первое партийное поручение. После войны Сергей Гри горьевич работал вторым, старшим механиком на ры боловных траулерах, плавба зах тралфлота и «Мурман- сельди», перегонял закуп ленные за границей суда. Побывал во многих иност ранных портах. Не раз попа дал в пиковые ситуации и выходил из них, как подоба ет коммунисту. Был такой случай. Груп па репатриантов — на бор ту советского парохода. Че го только не наслышались эти люди на чужбине: их стращали Сибирью, всеоб щим презрением. Не вери лось, и все-таки охватывал страх: заглянут ли в душу?! На палубе к Васйну по дошли изможденный старик, летчик с обожженным лицом и тридцатилетний здоровяк с масляными глазами. Детина оттер плечом ста рика и в упор спросил Ва сина: «Скажите, що я заро- бые? Ну, був полицаем. Та тильки я ничого такого...» Встретив твердый взгляд, он смешался и воровато по смотрел на свои раздутые чемоданы. — Пропуск... Який про пуск треба на мои вещицы? Стармех ответил диплома тично: — Насчет наказания су дить не берусь. Что же ка сается пропуска... Пропуск в Россию для всех один — правда! Васин посмотрел на изу родованную щеку пилота, перевел взгляд на единствен ный его «багаж» — до дыр протертую планшетку — и подумал: «Вот кому не нужен пропуск...». Октябрь 1948 года застал Васина в польском городе Щецине, где шла погрузка на. Со стороны городка вы нырнула черная точка, она росла на глазах и через пол часа оказалась многоэтаж ным пассажирским исполи ном. «Ставангер», — про чел кто-то. С борта теплохо да бросили корзину — уль тиматум: «50 процентов сто имости судна и груза.,. Со гласны? Подавайте конец...» Капитан собрал команду. — Ну как, ребята? — Неужто лучше рыбам на корм идти?.. — Погодите, погодите, — Васин осадил горячку. — Давайте разберемся... Но чью не утонули. А теперь нас не похоронишь: якорь держит надежно. Да и в ко пеечку обойдется государст ву наш буксирный кончик. Вскоре подошла помощь. * * * Государственный подход к любому делу, завидные ор ганизаторские способности, упорство в достижении цели не остались незамеченными. В 1954 году за трудовые ус пехи старшего механика плавбазы «Тамбов» Васина награждают орденом Лени на. Несколько лет спустя выдвигают на должность за местителя начальника уп равления «Мурмансельдь». Особо вспоминает Сергей Григорьевич то время, ког да по винтику, по кирпичи ку создавалось новое судо ремонтное предприятие — плавмастерская «Резец». И все его взлеты и падения, успехи и неудачи проходили через главный меридиан — чуткое сердце Васина. Поначалу было очень труд но. В ремонт становились паровые и разносерийные дизельные суда, требующие универсальной подготовки людей. А многие рабочие только набирали производ ственный стаж. Васину зача стую приходилось совме щать обязанности директо ра, прораба и мастера, засу чив рукава, лезть в картер двигателя, исправлять оп лошность бригадира. Не хва тало не только умелых рук, но и элементарных подъем ных средств. Большой нервотрепки сто ила доставка людей на про изводство. До поселка Три Ручья пассажирские катера оргтехмероприятий, как де путат добивался выделения средств на благоустройство дороги, строительство сто ловой в поселке. Настоящую отцовскую за боту проявлял директор о молодых рабочих. По образ ному выражению давно ушедшего от нас замеча тельного труженика, брига дира слесарей Александра Семеновича Захарова, «он этих новичков с первого дня из руки в руку переклады вает, прикидывает, далеко ли пойдут, не пустоцвет ли». Мне довелось быть свиде телем одного, на первый взгляд странного разгово ра. В кабинет директора за шел молодой котельщик. — Я насчет заявления, — потупившись, пробасил он. Васин окинул взглядом вошедшего. В глазах засве тилась улыбка. Директор указал рабочему на стул и спросил: — Что-нибудь случилось? — Нет, все нормально. Просто решил рассчитаться. — Может, заработок не устраивает? С жильем не за ладилось? У тебя, помнится, одна комната? Молодой челош i; неожи данно взорвался: — Да что вы все как его ворились: бригадир расспра шивает, целую неделю ду шу мотает, старший мастер грозится «полярки» заре зать... А мне все равно. По нимаете, не могу я эти две недели отрабатывать! Поверх лохматой, смоля ной головы парня Васин смотрел в иллюминатор, за которым мерно качались в связке обшарпанные, завью женные суда. Ему страсть как не хотелось отпускать этого парня. И дело не в том, что таких специалистов нынче днем с огнем не сы щешь, а в том, что уходит человек не раскрывшись и, может быть, с обидой в ду ше. — Сколько мы с тобой, Петро, в одной упряжке-то прослужили? Лет восемь, наверно? — Семь. — Так вот за эти семь лет наш-коллектив тысячи три судов «перемолотил». А всего с 1957 года более девяти тысяч кораблей в море отправил. Армада, лож но земной шар перепоясать... И твоя доля тут есть. Ну, иди, подумай до утра, с женой посоветуйся. Да и мне дай возможность разобрать ся... Перед окончанием рабо чей смены Сергей Григорье вич доверительно сказал помполиту: «ЧП у меня: нюх на людей цотерял... Увольняется Петр. В чем причина — не пойму... Зай ди-ка к нему сегодня». А причина была необыч ная. Супругам здорово не повезло. Молодые, любя щие друг друга люди не могли иметь своего ребенка. Потому они решили взять в Доме ребенка сразу двоих .малышей — мальчика и де вочку. К перемене жизни тщательно готовились. Где- то в южном городке купили хороший дом с садом. Теперь осталось рассчитаться на производстве и незаметно выехать из Мурманска, что бы что-то непредвиденное ненароком не разрушило их трепетную семейную тай ну... История с котельщиком, пожалуй, единственная в своем роде, когда перед Ва синым человек не раскрыл ся. Но здесь особый слу чай. Обычно же люди идут к нему с открытым сердцем в любое время. Даже до мой звонят по телефону. Зна ют: не чванлив он, вы слушает тебя и, если не смо жет помочь, посоветует, об легчит душу. Что пообещал — непременно сделает. • • • В прихожей —■ заливис тый звонок, трубку берет внучка Олечка. — Снова тебя, дедушка. Васин спешит к телефону. — А вы поговорите с Александром Нестеровичем. Он теперь директор. Второй месяц как я ушел на пен сию... И стесняться тут не чего. Дело житейское. Кста ти, Горбарчук наш, резцов ский. Лет десять тому назад был мастером на котельном участке. Потом работал в механико - судовой службе объединения. Закончил выс шую мореходку. Так что — разберется. А если что по требуется — звоните. Я поч ти всегда дома. Петровна моя в больнице лежит. А мне двоих внуков подброси ла. Вот и кручусь день- деньской. Закончив разговор по телефону, Сергей Гри горьевич рассказал мне, что никак он не войдет в новую колею. Что на пред приятии масса проблем. Обо рудование ветхое. Хозрас четным способом построили здание котельно-сварочного участка, «а пресс-ножницы 1957 года рождения». Кол лектив трудится замечатель но. Процентов семьдесят ра бочих со средним образова нием. Только условия труда нелегкие. Мастерские тебе — не судоверфь! «С воды на берег выходить надо, ина че молодежь не удержать». Как-то само собой речь ' заходит о кадрах мастеров, руководителей. ‘ — Мастера у нас великие труженики. В основном — практики. Это хорошо и плохо. Ведь наши знания — старые знания. Учиться надо, и постоянно, — за ключает Васин. Е. БОРОДИН, ветеран Великой Отечест венной войны и труда. И И МУРМАН 18 января 1985 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz