Рыбный Мурман. 1985 г. Январь.
• РЕФОРМА ШКОЛЫ: трудовое обучение • РЫБНЫЙ МУРМАИ СЕГОДНЯ-ШКОЛЬНИК, К АК ХОЧЕТСЯ маленькому человеку все потрогать своими руками, все сделать самому. Даже слово это «сам» он начинает говорить одним из первых. Недавно, присутствуя на занятиях с шестилетками в школе № 36, я с удовольствием наблюдала, с каким усердием трудились малыши над новогодними игрушками,— вырезали, клеили, раскрашивали. И такой радостью светились глазенки, когда что-то получалось. А эти пусть неуклюжие украшения ка зались им лучше самых дорогих елочных игрушек. Поду малось, как здорово будет, если не угаснет этот огонек ин тереса, желания делать своими руками что-то нужное людям. Очень важно с самого раннего возраста воспитать в чело веке уважение к труду, научить его трудиться. Очень боль шое внимание' уделено этому в реформе школы. И это за кономерно, ведь сегодняшние школьники — единственный источник пополнения рабочих кадров. Сетодня семье, шко ле, ПТУ, предприятию нельзя порознь решать вопросы под готовки детей к труду. Нужна продуманная программа сов местных действий. Об этом говорилось на состоявшемся недавно в Мурманске пленуме горкома КПСС, в докладе секретаря горкома партии Т. А. Зайцевой, выступлениях. Очень многое зависит от семьи — ведь именно в пей закладываются первые трудовые навыки. От семьи в пер вую очередь зависит, научится ли человек поддерживать чистоту в доме, стирать, готовить, ремонтировать неслож ную бытовую технику — словом, быть хозяином дома и на производстве. Заинтересованным, взволнованным было выступление на пленуме почтальона 50-го городского от деления связи, матери двоих детей М. В. Бронниковой: — Поднимать надо роль семьи, больше ей уделять вни мания, спрашивать с родителей строже. Разве мало у нас людей, которые на работе в передовиках ходят, а дети их шалопаями растут. Не знают, не интересуются в коллек тивах делами в семье производственника. А напрасно. По чему бы не послушать на заседании профкома, комиссии содействия семье и школе, как тот или иной товарищ за нимается со своими детьми... Необходима согласованность в работе между семьей и школой. Школе нужна родительская помощь, а родителям, особенно молодым, не обойтись без совета педагогов. В Мур манске уже стали традиционными субботние дни открытых дверей в школах и училищах. Часто проводятся открытые партийные собрания с приглашением роднтелей-коммунистов. Очень многое могут и должны сделать в этом плане ко миссии содействия семье и школе. Однако их возможности используются далеко не полностью. В морском рыбном пор ту, на рыбокомбинате, мебельном комбинате и на многих других предприятиях их деятельность либо ограничивается только организацией отдыха учащихся во время каникул да выделением мест в детских дошкольных учреждениях, либо они не созданы вообще. Тесная связь со школой в интересах самих предприятий. В выигрыше оказываются те, кто смотрит па школу как на потенциальную кузницу своих кадров и для помощи ей не жалеют ни сил, ни средств, зная, что все затраты оку пятся сторицей. Причем сегодня уже мало встреч с пере довиками, экскурсий. Только сам труд, а^не рассказы о нем, поможет человеку определить свое место в жизни. Нужен производительный труд, а не игра в него. На пленуме говорилось, что в городе немало примеров деловых контактов школ и профтехучилищ с предприятия ми. Так, более 60 выпускников школы № 45 за последние два года пришли на судоремонтный завод ММФ, свое базовое предприятие. Большую помощь шко лам и межшкольным учебно-производственным комбина там оказывают объединения «Мурманская судоверфь» и «Севтехрыбпром». Ребята из школы № 23 по заказу объ единения «Мурманрыбпром», плавмастерской «Резец» изго товляют различные детали, необходимые для производства. Доля производительного труда в процессе обучения, особен но через УПК, постоянно растет. " ^от факт, что 42 процента выпускников выбрали специальность в соответствии с профилем трудового обу- В — сказал председатель горисполкома В. И. боте™11 свидетельствует о большой проделанной ga- п пока и пРимеР°в недальновидного отношения руководства предприятий к заботам школ и училищ. Слова упрека были адресованы на пленуме тресту «Мурманск- объединению «Мурманрыбпром», управлению троллейбуса. Серьезные претензии к тресту «Мурманск- жилстрои» высказал в своем выступлении мастер производ- Т п ^ ЮГл0 °аучедга1! СГПТУ № 4 ГеР°й Социалистического хруда а . л. Сафронов: трест не выделяет училищу ни инструментов, ни материалов на учебные цели не забо тится и о комплектовании училища. Реформа школы рассчитана на долгие годы, но это вовсе ’,Т0 решеш,е задач’ вдвинутых* ею, можно от дожить. Нужна коренная перестройка всей работы. На пле нуме отмечалось, что первые шаги по осуществлению ре формы школы сделаны, были высказаны предложения по созданию единых центров профориентации и распределению производственных заказов промышленных предприятий меж ду различными учебными заведениями, более четкому и продуманному направлению потока выпускников непол ной средней школы, совершенствованию работы по педаго гическому всеобучу родителей и другие. Все они направле ны на решение важных общегосударстнтных задач выдви нутых сегодняшним днем. Ю. КРАСЬКО. Наиболее приемлемым вариантом в реа лизации задачи приобщения школьников ^ общественно полезному труду является со здание широкой сети межшкольных учеб но-производственных комбинатов... (Из выступления на пленуме горкома партии заведующего отделом науки Й учебных заведений обкома КПСС А. В. Барабанова). К АК ДЕЛАЮТ СЕТЬ? Да очень про сто: берут много дырок и связыва ют их нитками, — смеются ребята. Наро дец в такелажном цехе межшкольного учебно-производственного комбината Ок тябрьского района весёлый. Вваливаются в цех раскрасневшиеся с морозца шумной ватагой, задевая и подталкивая друг друга. — Константин Матвеевич, а можно, мы с Серегой эту сеть доплетем? — Константин Матвеич, здравствуйте! — Константин Матвеич... Тут не бывает той тишины, что обычно царит на уроке. Можно с товарищем по говорить, посмеяться." Некоторых это по началу сбивает с толку — решают, что можно поболтаться денек, от учебы отдох нуть. Но в такелажном цехе это не уда ется. Кажется, и не смотрит мастер в твою сторону, а все замечает. Не любит ло дырей Константин Матвеевич Мошнищж. Сам не один десяток лет морю отдал, ру ки никакой работы не боятся, высокого звания Героя Социалистического Труда удостоен. Сейчас главной своей задачей считает воспитание для флота молодой смены. И очень волнует мастера, что ни как не доходят у тралфлотовцев руки до оборудовать цех. Нет здесь крючьев для подвешивания тралов, двери узковаты — трудно протаскивать в них сети, да еще вручную — то ли дело установили бы шефы лебедку. Ведь ‘дело ребята делают очень рыбакам нужное — страховочные сети и предохранительные маты для тра лов изготавливают. Только за прошлый год выполнили работ па сумму 25 тысяч 230 рублей. Знакомятся старшеклассники и с основами теории морского дела, и ре шение их после школы избрать для себя трудную, но такую почетную и нужную городу морскую профессию не случайно. А ЗАВТРА-РАБОЧИЙ пеиилидимо решать принципиально новую задачу: создавать резервные рабочие места для школьников непо средственно на предприятиях, чтобы старшеклассник, при дя на трудовую практику, имел свое рабочее место, а не стоял за спиной у производственника... (Из выступления на пленуме горкома партии председа теля горисполкома В. И. Горячкина). И МЕННО ТАКОЙ ЦЕХ Мурманского рыбооб рабатывающего комбината и определил судьбу этих де вушек. Ирина Байда и Све тлана Сопкова летом закон чили техническое училище •N? 16 и пришли на второй коптильный завод. Не испу гали их ни огромные цехи, ни сам труд рыбообработ- чиц, труд нелегкий, требу ющий терпения и сноровки. Девушки видели все это еще в школе, когда приходили на практику и сами стано вились на время членами большого коллектива. И не просто видели, как трудят ся другие, а брали рыбу и разделывали ее, стараясь при этом догнать рабочих. — Работа как работа, — говорит Светлана, — по го раздо легче начинать там, где ты многих знаеШь и те бя знают, хотя бы чуть-чуть. — Привыкли, —■ поддер живает подругу Ирина, — а поначалу домой приходи ла, пи рук ни ног не чуя. даже любимый свой народ ный музыкально-драматиче ский театр бросила. Теперь вернуться думаю. — А еще какие планы? — Да много: например, звание «Лучший по профес сии» завоевать, первую сес сию сдать хорошо —- я ведь студентка-заочница Архан гельского техникума рыбной промышленности. К. БОРИСОВА. Фото В. КОРЕЦКОГО. ,,ll||l l'l|' ,,' n l ll '|llllllllllllllllllllllllllllllllllllllll« ll11|IIIIllll|l |li|ll|l |ll |l|lllj llll||||l|||||ll|l|l)||||||i|,,||,||П|,1,,,,11111,,1' i j ,ill,|,|||,I,!,|||||,|,,||,|,||,fijijii,!,,,!!!,,!!!,,!,,,,|(,jm jm iH d iH n n in n iiM n i.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz