Рыбный Мурман. 1985 г. Январь.

• РЕФОРМА ШКОЛЫ: трудовое обучение • РЫБНЫЙ МУРМАИ СЕГОДНЯ-ШКОЛЬНИК, К АК ХОЧЕТСЯ маленькому человеку все потрогать своими руками, все сделать самому. Даже слово это «сам» он начинает говорить одним из первых. Недавно, присутствуя на занятиях с шестилетками в школе № 36, я с удовольствием наблюдала, с каким усердием трудились малыши над новогодними игрушками,— вырезали, клеили, раскрашивали. И такой радостью светились глазенки, когда что-то получалось. А эти пусть неуклюжие украшения ка­ зались им лучше самых дорогих елочных игрушек. Поду­ малось, как здорово будет, если не угаснет этот огонек ин­ тереса, желания делать своими руками что-то нужное людям. Очень важно с самого раннего возраста воспитать в чело­ веке уважение к труду, научить его трудиться. Очень боль­ шое внимание' уделено этому в реформе школы. И это за­ кономерно, ведь сегодняшние школьники — единственный источник пополнения рабочих кадров. Сетодня семье, шко­ ле, ПТУ, предприятию нельзя порознь решать вопросы под­ готовки детей к труду. Нужна продуманная программа сов­ местных действий. Об этом говорилось на состоявшемся недавно в Мурманске пленуме горкома КПСС, в докладе секретаря горкома партии Т. А. Зайцевой, выступлениях. Очень многое зависит от семьи — ведь именно в пей закладываются первые трудовые навыки. От семьи в пер­ вую очередь зависит, научится ли человек поддерживать чистоту в доме, стирать, готовить, ремонтировать неслож­ ную бытовую технику — словом, быть хозяином дома и на производстве. Заинтересованным, взволнованным было выступление на пленуме почтальона 50-го городского от­ деления связи, матери двоих детей М. В. Бронниковой: — Поднимать надо роль семьи, больше ей уделять вни­ мания, спрашивать с родителей строже. Разве мало у нас людей, которые на работе в передовиках ходят, а дети их шалопаями растут. Не знают, не интересуются в коллек­ тивах делами в семье производственника. А напрасно. По­ чему бы не послушать на заседании профкома, комиссии содействия семье и школе, как тот или иной товарищ за­ нимается со своими детьми... Необходима согласованность в работе между семьей и школой. Школе нужна родительская помощь, а родителям, особенно молодым, не обойтись без совета педагогов. В Мур­ манске уже стали традиционными субботние дни открытых дверей в школах и училищах. Часто проводятся открытые партийные собрания с приглашением роднтелей-коммунистов. Очень многое могут и должны сделать в этом плане ко­ миссии содействия семье и школе. Однако их возможности используются далеко не полностью. В морском рыбном пор­ ту, на рыбокомбинате, мебельном комбинате и на многих других предприятиях их деятельность либо ограничивается только организацией отдыха учащихся во время каникул да выделением мест в детских дошкольных учреждениях, либо они не созданы вообще. Тесная связь со школой в интересах самих предприятий. В выигрыше оказываются те, кто смотрит па школу как на потенциальную кузницу своих кадров и для помощи ей не жалеют ни сил, ни средств, зная, что все затраты оку­ пятся сторицей. Причем сегодня уже мало встреч с пере­ довиками, экскурсий. Только сам труд, а^не рассказы о нем, поможет человеку определить свое место в жизни. Нужен производительный труд, а не игра в него. На пленуме говорилось, что в городе немало примеров деловых контактов школ и профтехучилищ с предприятия­ ми. Так, более 60 выпускников школы № 45 за последние два года пришли на судоремонтный завод ММФ, свое базовое предприятие. Большую помощь шко­ лам и межшкольным учебно-производственным комбина­ там оказывают объединения «Мурманская судоверфь» и «Севтехрыбпром». Ребята из школы № 23 по заказу объ­ единения «Мурманрыбпром», плавмастерской «Резец» изго­ товляют различные детали, необходимые для производства. Доля производительного труда в процессе обучения, особен­ но через УПК, постоянно растет. " ^от факт, что 42 процента выпускников выбрали специальность в соответствии с профилем трудового обу- В — сказал председатель горисполкома В. И. боте™11 свидетельствует о большой проделанной ga- п пока и пРимеР°в недальновидного отношения руководства предприятий к заботам школ и училищ. Слова упрека были адресованы на пленуме тресту «Мурманск- объединению «Мурманрыбпром», управлению троллейбуса. Серьезные претензии к тресту «Мурманск- жилстрои» высказал в своем выступлении мастер производ- Т п ^ ЮГл0 °аучедга1! СГПТУ № 4 ГеР°й Социалистического хруда а . л. Сафронов: трест не выделяет училищу ни инструментов, ни материалов на учебные цели не забо­ тится и о комплектовании училища. Реформа школы рассчитана на долгие годы, но это вовсе ’,Т0 решеш,е задач’ вдвинутых* ею, можно от дожить. Нужна коренная перестройка всей работы. На пле­ нуме отмечалось, что первые шаги по осуществлению ре­ формы школы сделаны, были высказаны предложения по созданию единых центров профориентации и распределению производственных заказов промышленных предприятий меж­ ду различными учебными заведениями, более четкому и продуманному направлению потока выпускников непол­ ной средней школы, совершенствованию работы по педаго­ гическому всеобучу родителей и другие. Все они направле­ ны на решение важных общегосударстнтных задач выдви­ нутых сегодняшним днем. Ю. КРАСЬКО. Наиболее приемлемым вариантом в реа­ лизации задачи приобщения школьников ^ общественно полезному труду является со­ здание широкой сети межшкольных учеб­ но-производственных комбинатов... (Из выступления на пленуме горкома партии заведующего отделом науки Й учебных заведений обкома КПСС А. В. Барабанова). К АК ДЕЛАЮТ СЕТЬ? Да очень про­ сто: берут много дырок и связыва­ ют их нитками, — смеются ребята. Наро­ дец в такелажном цехе межшкольного учебно-производственного комбината Ок­ тябрьского района весёлый. Вваливаются в цех раскрасневшиеся с морозца шумной ватагой, задевая и подталкивая друг друга. — Константин Матвеевич, а можно, мы с Серегой эту сеть доплетем? — Константин Матвеич, здравствуйте! — Константин Матвеич... Тут не бывает той тишины, что обычно царит на уроке. Можно с товарищем по­ говорить, посмеяться." Некоторых это по­ началу сбивает с толку — решают, что можно поболтаться денек, от учебы отдох­ нуть. Но в такелажном цехе это не уда­ ется. Кажется, и не смотрит мастер в твою сторону, а все замечает. Не любит ло­ дырей Константин Матвеевич Мошнищж. Сам не один десяток лет морю отдал, ру­ ки никакой работы не боятся, высокого звания Героя Социалистического Труда удостоен. Сейчас главной своей задачей считает воспитание для флота молодой смены. И очень волнует мастера, что ни­ как не доходят у тралфлотовцев руки до­ оборудовать цех. Нет здесь крючьев для подвешивания тралов, двери узковаты — трудно протаскивать в них сети, да еще вручную — то ли дело установили бы шефы лебедку. Ведь ‘дело ребята делают очень рыбакам нужное — страховочные сети и предохранительные маты для тра­ лов изготавливают. Только за прошлый год выполнили работ па сумму 25 тысяч 230 рублей. Знакомятся старшеклассники и с основами теории морского дела, и ре­ шение их после школы избрать для себя трудную, но такую почетную и нужную городу морскую профессию не случайно. А ЗАВТРА-РАБОЧИЙ пеиилидимо решать принципиально новую задачу: создавать резервные рабочие места для школьников непо­ средственно на предприятиях, чтобы старшеклассник, при­ дя на трудовую практику, имел свое рабочее место, а не стоял за спиной у производственника... (Из выступления на пленуме горкома партии председа­ теля горисполкома В. И. Горячкина). И МЕННО ТАКОЙ ЦЕХ Мурманского рыбооб­ рабатывающего комбината и определил судьбу этих де­ вушек. Ирина Байда и Све­ тлана Сопкова летом закон­ чили техническое училище •N? 16 и пришли на второй коптильный завод. Не испу­ гали их ни огромные цехи, ни сам труд рыбообработ- чиц, труд нелегкий, требу­ ющий терпения и сноровки. Девушки видели все это еще в школе, когда приходили на практику и сами стано­ вились на время членами большого коллектива. И не просто видели, как трудят­ ся другие, а брали рыбу и разделывали ее, стараясь при этом догнать рабочих. — Работа как работа, — говорит Светлана, — по го­ раздо легче начинать там, где ты многих знаеШь и те­ бя знают, хотя бы чуть-чуть. — Привыкли, —■ поддер­ живает подругу Ирина, — а поначалу домой приходи­ ла, пи рук ни ног не чуя. даже любимый свой народ­ ный музыкально-драматиче­ ский театр бросила. Теперь вернуться думаю. — А еще какие планы? — Да много: например, звание «Лучший по профес­ сии» завоевать, первую сес­ сию сдать хорошо —- я ведь студентка-заочница Архан­ гельского техникума рыбной промышленности. К. БОРИСОВА. Фото В. КОРЕЦКОГО. ,,ll||l l'l|' ,,' n l ll '|llllllllllllllllllllllllllllllllllllllll« ll11|IIIIllll|l |li|ll|l |ll |l|lllj llll||||l|||||ll|l|l)||||||i|,,||,||П|,1,,,,11111,,1' i j ,ill,|,|||,I,!,|||||,|,,||,|,||,fijijii,!,,,!!!,,!!!,,!,,,,|(,jm jm iH d iH n n in n iiM n i.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz