Рыбный Мурман. 1985 г. Январь.

•КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА • Вспоминается научно-практическая конференция 1983 го­ да, проведенная городским комитетом партии и областным советом НТО. Рекомендации конференции дали немало цен­ ного в деле бригадной формы организации труда и для на­ ших портовиков. Заметным явлением стало также собра­ ние бригадиров и актива Мурманской области. Со всей определенностью тогда был поставлен вопрос о том, что в укреплении дисциплины, улучшении использо­ вания механизмов, применения КТУ, в дальнейшем росте производительности труда основной расчет должен строить­ ся на повышении роли руководителей производственных звеньев. Бригадная организация труда в порту тогда же получи­ ла высокую оценку. «Большую работу, — отмечалось в докладе В. Н. Птицына, — провели администрация и парт­ ком предприятия. Они сделали так, чтобы о преимущест­ вах бригадной организации и оплаты труда узнали боль­ шинство докеров. Опыт лучших коллективов стал предме­ том изучения в школах коммунистического труда. Мнение рабочих учитывалось при подборе бригадиров, при реше­ нии вопросов материального стимулирования и повышения квалификации». Школой труда и воспитания назвал док­ ладчик бригаду. Теперь, когда бригадную форму организа­ ции и оплаты труда решено считать и сделать основной во всех отраслях производства, мы ставим во главу угла рас­ становку, подбор, воспитание бригадиров н звеньевых. ставляет 104 процента. Соответственно улучши­ лась обработка судов.”Если в 1977—1979 годах эконо­ мия по обработанным у при­ чалов южного района трау­ лерам, плавбазам и транс­ портным рефрижераторам составила 7175 судо-часов, то за 1980— 1982 годы пре­ высила 9670 судо-часов. На 9500 часов сокращены про­ стои вагонов. Докеры - механизаторы ак­ тивно и охотно участвуют во внедреиин новых форм организации труда. Только в одном грузовом районе число крупнотоннажных су­ дов, обработанных сквозны­ ми укрупнёнными комплекс­ ными бригадами на единый наряд, за год возросло с 46 до :54. Как правило, все суда, об­ работанные на единый на­ ряд, имеют до 25 процентов экономии стояночного вре- сил 472 тысячи тонн. На финише одиннадцатой пяти­ летки электропогрузчиками за год перерабатывается до 800 тысяч тонн, комплекс­ но-механизированным спо­ собом — свыше 250 тысяч тонн рыбопродукции. Но дальнейшая механи­ зация погрузочно-разгру­ зочных работ для. порта по- прежнему остается важней­ шей задачей. Она стоит в ряду главных проблем. 3. ВМЕСТЕ СО СМЕЖНИКАМИ Опыт и практика работы бригад грузовых районов порта, энергохозяйства, эки­ пажей портофлота, плавма- стсрской «Кольская», рем- стройучастка, ЖКО, жслез- дорабатываем сами. По н при этом обоснованно счи­ таем: ужесточать контроль за качеством выпускаемой продукции следует непосред­ ственно на промысле. За­ слон недоброкачественной рыбопродукции надо ставить при производстве ее и при приемке. на транспортные рефрижераторы. Тем более что на этот счет есть реше­ ние Мннрыбхоза СССР. Во всех остальных случаях мы сможем лишь частично ре­ шать даже совместными уси­ лиями свою ключевую зада­ чу: сокращение простоев судов и вагонов, бригад до­ керов в порту. Так, из-за простоев, связанных с сер­ тифицированием в порту, у нас в два раза уменьши­ лась экономия стояночного времени судов и на столько же — число судов, обраба­ тываемых методом бригад­ ного подряда. В. Кусков, начальник Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. Б Р И Г А Д А школа труда и воспитания 1.ОТЭКСПЕРИМЕНТА К ПРАКТИКЕ Руководство морского рыб­ ного порта, начиная с деся­ той пятилетки, постоянно занимается совершенство­ ванием форм организации и оплаты труда. Именно здесь, по примеру ильичевскнх до- керов-механизаторов, в 1976 году приступили к созданию укрупненных комплексных бригад. Год спустя начали внедрять бригадный подряд. Заслуга в этом прежде все­ го руководителей и актива, портовых рабочих второго района, а также наших бри­ гадиров М. В. Дедова, II. И. Гринака, Л. Я. Николаева, заместителя начальника пор­ та Д. М. Соколовского. Те­ перь, когда 72 процента пор­ товиков объединены в 232 бригады и судовых экипажа, преимущества новых форм труда неоспоримы. Об этом свидетельствуют факты. В настоящее время все докеры второго грузового района объединены в 16 ук­ рупненных комплексных бригад. Численный состав каждой из них 26—28 пор­ товых рабочих. Коллектив разбит на два звена. Брига- J дир и звеньевые занимают- 4 ся погрузочно-разгрузочны­ ми работами вместе с дру­ гими докерами. Расстановка по местам производится в соответствии с технологичес­ ким процессом. При этом учитываются индивидуаль­ ные способности, квалифика­ ция, необходимость чередо­ вания на работах, связан­ ных с управлением перегру­ зочными машинами и физи­ ческим трудом. Бригады имеют трудовой паспорт и план инженерно- технического обеспечения. Во втором грузовом районе в каждой бригаде избран совет из пяти человек. При создании УКБ (укрупненных комплексных бригад) боль­ шое внимание уделено под­ бору и воспитанию бригади­ ров. Мы считаем, что основ­ ной успех в умелом комп­ лектовании, сплочении звень­ ев, организации труда бригады зависит прежде всего от ее руководителя. II в том — одна из причин ус­ пешной работы. Наглядный пример — коллектив смены № 1 южного грузового рай­ она. При комплектовании пер­ вой УКБ в апреле 1976 го­ да преследовалась и такая цель: повысить роль брига­ дира, создать условия для оперативной работы стиви­ дора и начальника смены. Сегодня все эти задачи ре­ шены успешно. За восемь лет в порту накоплен немалый опыт ра­ боты УКБ, он свидетельст­ вует о преимуществах перед обычными комплексными бригадами. Анализ показы­ вает, что увеличился про­ цент выполнения комплекс­ ных норм выработки. Так, по второму грузовому рай­ ону за 1976—1978 годы он составлял 104— 109 процен­ тов. За 1981 год прибли­ зился в среднем к 115 про­ центам. а теперь превышен и этот показатель. Растет и средняя зарплата па одного портового рабочего: в 1976 году она составляла 315 рублей, в 1980 году — 355 рублей, а в прошлом году заработок докера - механи­ затора превысил 400 рублей в месяц. 2. ЗА БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД При обработке промысло­ вых и транспортных судов укрупненными комплексны­ ми бригадами возрастает и производительность труда. С 1977 по 1979 годы она со­ ставляла на одного порто­ вого рабочего 4052,4 тонны при плане 3782,1 тонны. За 1980—1982 годы выработка па одного докера возросла на 175,7 тонны. В процен­ тах это выглядит так: рост со 107,2 до 111,5 процента. Докеры - механизаторы второго района, начав год назад работать по научно обоснованным нормам, улуч­ шили выработку в тоннах на одного работающего. К уровню 1983 года она со- мени; внутрисменные потери сокращаются до минимума. Так, при обработке ТР «Ак­ тюбинск» было сэкономлено 25,8 процента времени, БМРТ «Ловозеро» — 38,4, ТР «Пионер Мурмапа» — 32,6. Характерно, что. не­ смотря на усложнившиеся условия обработки крупно­ тоннажных судов в связи со сплошным сертифицировани­ ем рыбопродукции, мы смо­ гли и в прошлом году об­ работать . 47 промысловых судов методом бригадного подряда. Было сэкономлено свыше 680 судо-часов стоя­ ночного времени. Это без малого треть от общей эко­ номии. Бригадиры постоянно за­ ботятся о повышении про­ фессионального уровня своих портовых рабочих. Характе­ рны в этом плане, например, бригады № 1 и № 43 вто­ рого и первого районов. В первой бригаде шестеро до­ керов имеют квалификаци­ онные удостоверения па уп­ равление портальными кра­ нами. шестнадцать могут управлять электропогрузчи­ ками, трое — автопогрузчи­ ками. Универсалами стали портовые рабочие из бригад ■Б. С. Сайфгалиева, II. И. Гринака, II. М. Жолтова. В этих коллективах почти на пет сведены случаи нару­ шения дисциплины. Десять докеров бригады № 43 (бригадир В. С. Со­ колов) имеют среднее обра­ зование, остальные — семь —девять классов. У всех— квалификация докера-меха- низатора. Высокий профес­ сиональный уровень харак­ терен и для докеров бригад Н. И. Омельченко, Е. И. Барышкиной, II. А. Кири­ ленко и других передовых коллективов первого района. Весомым аргументом в пользу бригадной формы труда является и умелое применение средств меха­ низации. Количество рыбо­ продукции, перерабатывае­ мой с помощью электро- и автопогрузчиков, заметно возрастает: с 1,7 тысячи тонн в 1971 году до 352,2 тыся­ чи тонн в 1979 г. За 1980 год этот показатель превы- иодорожиого и других цехов порта практическими дела­ ми подтверждают их роль в качестве основной формы производства. И хотя теперь в нашем орденоносном коллективе повсеместно перешли от экспериментов к внедрению бригадной формы организа­ ции н , стимулирования тру­ да. нерешенных вопросов еще достаточно. В числе их и такая, как дальнейшее объединение ра­ бочих в бригады. В порту этот показатель превышает достижение общесоюзной промышленности па 12 про­ центов, однако мы отстаем в' этом вопросе в целом по Мурманску. Если примене­ ние коэффициента трудового участия положительно влия­ ет па организацию и каче­ ство работы, то его эффек­ тивность почти не распро­ страняется на бережное, эко­ номное отношение к пере­ грузочным машинам и к средствам малой механиза­ ции. Немаловажным являет­ ся и пока недостаточный уровень комплексной меха­ низации работы, ощутимая нехватка современных средств, в особенности ди­ зельных погрузчиков. Наши докеры-механизато­ ры в числе первых по отра­ сли стали внедрять пакет­ ную загрузку вагонов; это значительно ускоряет вы­ грузку рыбы грузополучате­ лями, способствует ускоре­ нию оборачиваемости ваго­ нов. Но мы никак не можем избавиться' от случаев нека­ чественной загрузки пакети­ рованной рыбопродукции. К числу зависящих от нас са­ мих проблем по-прежнему относится и дисциплина тру­ да. Хотелось бы в дальней­ шем иметь больше взаимо­ понимания с нашими смеж­ никами. Это важно подчерк­ нуть именно сейчас, когда мы подводим итоги выпол­ нения Договора 14 предприя­ тий, объединенных девизом «Берег — промыслу, промы­ сел — берегу». Мы понима­ ем, что зачастую в решении проблем сертифицирования рыбопродукции в порту не- Рсшеиие и этих проблем не снимает с наших смеж­ ников ответственности за своевременное и оперативное предоставление порту адре­ сов отгрузки рыбопродук­ ции. Немало недоразумений возникает еще и в связи с ошибками, встречающимися в каргопланах, особенно передаваемых с промысла по радио. В равной мере это относится и к постоян­ ному несоблюдению графика прихода судов в порт, даже в условиях успешной рабо­ ты Мурманского судообра­ батывающего комплекса. В преддверии повой пяти­ летки мы рассчитываем на лучшее понимание наших предложений по ремонту су­ дов старейшего в бассейне портового флота, крапов, теп­ ловозов и путевого хозяйст­ ва порта. Решение этих задач, на­ ряду с усилением режима экономии, позволит коллек­ тиву достойно встретить предстоящий X X V II съезд КПСС. Тем более что осно­ ва заложена. Это и досроч­ ное выполнение плана че­ тырех лет пятилетки, и ра­ бота наших лучших бригад и экипажей по трудовому календарю уже 1986 года, и боевое соревнование их в честь 50-летия стаханов­ ского движения. Характер­ ная деталь: наш коллектив 16 декабря справился с пла­ ном 1984 года. В числе ли­ деров стахановской вахты идут укрупненные комплекс­ ные бригады В. А. Кусакн- на, А. В. Новикова, А. М. Новгородова, В. Ч. Киута, комплексной бригады Н. И. Омельченко. Докеры этих коллективов постоянно вы­ полняют задание от 115 до 160 процентов. Немало пе­ редовиков II новаторов про­ изводства в других брига­ дах, а также в командах судов портового флота. Естественно, что мощным рычагом подъема экономики является бригадная форма организации труда. Исполь­ зовать все заложенные в ней возможности — вот главная задача. И здесь мы рассчитываем на практичес­ кую помощь смежников. ИЖ ПШ Й Й И И 18 января 1985 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz