Рыбный Мурман. 1985 г. Январь.
•КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА • Вспоминается научно-практическая конференция 1983 го да, проведенная городским комитетом партии и областным советом НТО. Рекомендации конференции дали немало цен ного в деле бригадной формы организации труда и для на ших портовиков. Заметным явлением стало также собра ние бригадиров и актива Мурманской области. Со всей определенностью тогда был поставлен вопрос о том, что в укреплении дисциплины, улучшении использо вания механизмов, применения КТУ, в дальнейшем росте производительности труда основной расчет должен строить ся на повышении роли руководителей производственных звеньев. Бригадная организация труда в порту тогда же получи ла высокую оценку. «Большую работу, — отмечалось в докладе В. Н. Птицына, — провели администрация и парт ком предприятия. Они сделали так, чтобы о преимущест вах бригадной организации и оплаты труда узнали боль шинство докеров. Опыт лучших коллективов стал предме том изучения в школах коммунистического труда. Мнение рабочих учитывалось при подборе бригадиров, при реше нии вопросов материального стимулирования и повышения квалификации». Школой труда и воспитания назвал док ладчик бригаду. Теперь, когда бригадную форму организа ции и оплаты труда решено считать и сделать основной во всех отраслях производства, мы ставим во главу угла рас становку, подбор, воспитание бригадиров н звеньевых. ставляет 104 процента. Соответственно улучши лась обработка судов.”Если в 1977—1979 годах эконо мия по обработанным у при чалов южного района трау лерам, плавбазам и транс портным рефрижераторам составила 7175 судо-часов, то за 1980— 1982 годы пре высила 9670 судо-часов. На 9500 часов сокращены про стои вагонов. Докеры - механизаторы ак тивно и охотно участвуют во внедреиин новых форм организации труда. Только в одном грузовом районе число крупнотоннажных су дов, обработанных сквозны ми укрупнёнными комплекс ными бригадами на единый наряд, за год возросло с 46 до :54. Как правило, все суда, об работанные на единый на ряд, имеют до 25 процентов экономии стояночного вре- сил 472 тысячи тонн. На финише одиннадцатой пяти летки электропогрузчиками за год перерабатывается до 800 тысяч тонн, комплекс но-механизированным спо собом — свыше 250 тысяч тонн рыбопродукции. Но дальнейшая механи зация погрузочно-разгру зочных работ для. порта по- прежнему остается важней шей задачей. Она стоит в ряду главных проблем. 3. ВМЕСТЕ СО СМЕЖНИКАМИ Опыт и практика работы бригад грузовых районов порта, энергохозяйства, эки пажей портофлота, плавма- стсрской «Кольская», рем- стройучастка, ЖКО, жслез- дорабатываем сами. По н при этом обоснованно счи таем: ужесточать контроль за качеством выпускаемой продукции следует непосред ственно на промысле. За слон недоброкачественной рыбопродукции надо ставить при производстве ее и при приемке. на транспортные рефрижераторы. Тем более что на этот счет есть реше ние Мннрыбхоза СССР. Во всех остальных случаях мы сможем лишь частично ре шать даже совместными уси лиями свою ключевую зада чу: сокращение простоев судов и вагонов, бригад до керов в порту. Так, из-за простоев, связанных с сер тифицированием в порту, у нас в два раза уменьши лась экономия стояночного времени судов и на столько же — число судов, обраба тываемых методом бригад ного подряда. В. Кусков, начальник Мурманского ордена Ленина морского рыбного порта. Б Р И Г А Д А школа труда и воспитания 1.ОТЭКСПЕРИМЕНТА К ПРАКТИКЕ Руководство морского рыб ного порта, начиная с деся той пятилетки, постоянно занимается совершенство ванием форм организации и оплаты труда. Именно здесь, по примеру ильичевскнх до- керов-механизаторов, в 1976 году приступили к созданию укрупненных комплексных бригад. Год спустя начали внедрять бригадный подряд. Заслуга в этом прежде все го руководителей и актива, портовых рабочих второго района, а также наших бри гадиров М. В. Дедова, II. И. Гринака, Л. Я. Николаева, заместителя начальника пор та Д. М. Соколовского. Те перь, когда 72 процента пор товиков объединены в 232 бригады и судовых экипажа, преимущества новых форм труда неоспоримы. Об этом свидетельствуют факты. В настоящее время все докеры второго грузового района объединены в 16 ук рупненных комплексных бригад. Численный состав каждой из них 26—28 пор товых рабочих. Коллектив разбит на два звена. Брига- J дир и звеньевые занимают- 4 ся погрузочно-разгрузочны ми работами вместе с дру гими докерами. Расстановка по местам производится в соответствии с технологичес ким процессом. При этом учитываются индивидуаль ные способности, квалифика ция, необходимость чередо вания на работах, связан ных с управлением перегру зочными машинами и физи ческим трудом. Бригады имеют трудовой паспорт и план инженерно- технического обеспечения. Во втором грузовом районе в каждой бригаде избран совет из пяти человек. При создании УКБ (укрупненных комплексных бригад) боль шое внимание уделено под бору и воспитанию бригади ров. Мы считаем, что основ ной успех в умелом комп лектовании, сплочении звень ев, организации труда бригады зависит прежде всего от ее руководителя. II в том — одна из причин ус пешной работы. Наглядный пример — коллектив смены № 1 южного грузового рай она. При комплектовании пер вой УКБ в апреле 1976 го да преследовалась и такая цель: повысить роль брига дира, создать условия для оперативной работы стиви дора и начальника смены. Сегодня все эти задачи ре шены успешно. За восемь лет в порту накоплен немалый опыт ра боты УКБ, он свидетельст вует о преимуществах перед обычными комплексными бригадами. Анализ показы вает, что увеличился про цент выполнения комплекс ных норм выработки. Так, по второму грузовому рай ону за 1976—1978 годы он составлял 104— 109 процен тов. За 1981 год прибли зился в среднем к 115 про центам. а теперь превышен и этот показатель. Растет и средняя зарплата па одного портового рабочего: в 1976 году она составляла 315 рублей, в 1980 году — 355 рублей, а в прошлом году заработок докера - механи затора превысил 400 рублей в месяц. 2. ЗА БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД При обработке промысло вых и транспортных судов укрупненными комплексны ми бригадами возрастает и производительность труда. С 1977 по 1979 годы она со ставляла на одного порто вого рабочего 4052,4 тонны при плане 3782,1 тонны. За 1980—1982 годы выработка па одного докера возросла на 175,7 тонны. В процен тах это выглядит так: рост со 107,2 до 111,5 процента. Докеры - механизаторы второго района, начав год назад работать по научно обоснованным нормам, улуч шили выработку в тоннах на одного работающего. К уровню 1983 года она со- мени; внутрисменные потери сокращаются до минимума. Так, при обработке ТР «Ак тюбинск» было сэкономлено 25,8 процента времени, БМРТ «Ловозеро» — 38,4, ТР «Пионер Мурмапа» — 32,6. Характерно, что. не смотря на усложнившиеся условия обработки крупно тоннажных судов в связи со сплошным сертифицировани ем рыбопродукции, мы смо гли и в прошлом году об работать . 47 промысловых судов методом бригадного подряда. Было сэкономлено свыше 680 судо-часов стоя ночного времени. Это без малого треть от общей эко номии. Бригадиры постоянно за ботятся о повышении про фессионального уровня своих портовых рабочих. Характе рны в этом плане, например, бригады № 1 и № 43 вто рого и первого районов. В первой бригаде шестеро до керов имеют квалификаци онные удостоверения па уп равление портальными кра нами. шестнадцать могут управлять электропогрузчи ками, трое — автопогрузчи ками. Универсалами стали портовые рабочие из бригад ■Б. С. Сайфгалиева, II. И. Гринака, II. М. Жолтова. В этих коллективах почти на пет сведены случаи нару шения дисциплины. Десять докеров бригады № 43 (бригадир В. С. Со колов) имеют среднее обра зование, остальные — семь —девять классов. У всех— квалификация докера-меха- низатора. Высокий профес сиональный уровень харак терен и для докеров бригад Н. И. Омельченко, Е. И. Барышкиной, II. А. Кири ленко и других передовых коллективов первого района. Весомым аргументом в пользу бригадной формы труда является и умелое применение средств меха низации. Количество рыбо продукции, перерабатывае мой с помощью электро- и автопогрузчиков, заметно возрастает: с 1,7 тысячи тонн в 1971 году до 352,2 тыся чи тонн в 1979 г. За 1980 год этот показатель превы- иодорожиого и других цехов порта практическими дела ми подтверждают их роль в качестве основной формы производства. И хотя теперь в нашем орденоносном коллективе повсеместно перешли от экспериментов к внедрению бригадной формы организа ции н , стимулирования тру да. нерешенных вопросов еще достаточно. В числе их и такая, как дальнейшее объединение ра бочих в бригады. В порту этот показатель превышает достижение общесоюзной промышленности па 12 про центов, однако мы отстаем в' этом вопросе в целом по Мурманску. Если примене ние коэффициента трудового участия положительно влия ет па организацию и каче ство работы, то его эффек тивность почти не распро страняется на бережное, эко номное отношение к пере грузочным машинам и к средствам малой механиза ции. Немаловажным являет ся и пока недостаточный уровень комплексной меха низации работы, ощутимая нехватка современных средств, в особенности ди зельных погрузчиков. Наши докеры-механизато ры в числе первых по отра сли стали внедрять пакет ную загрузку вагонов; это значительно ускоряет вы грузку рыбы грузополучате лями, способствует ускоре нию оборачиваемости ваго нов. Но мы никак не можем избавиться' от случаев нека чественной загрузки пакети рованной рыбопродукции. К числу зависящих от нас са мих проблем по-прежнему относится и дисциплина тру да. Хотелось бы в дальней шем иметь больше взаимо понимания с нашими смеж никами. Это важно подчерк нуть именно сейчас, когда мы подводим итоги выпол нения Договора 14 предприя тий, объединенных девизом «Берег — промыслу, промы сел — берегу». Мы понима ем, что зачастую в решении проблем сертифицирования рыбопродукции в порту не- Рсшеиие и этих проблем не снимает с наших смеж ников ответственности за своевременное и оперативное предоставление порту адре сов отгрузки рыбопродук ции. Немало недоразумений возникает еще и в связи с ошибками, встречающимися в каргопланах, особенно передаваемых с промысла по радио. В равной мере это относится и к постоян ному несоблюдению графика прихода судов в порт, даже в условиях успешной рабо ты Мурманского судообра батывающего комплекса. В преддверии повой пяти летки мы рассчитываем на лучшее понимание наших предложений по ремонту су дов старейшего в бассейне портового флота, крапов, теп ловозов и путевого хозяйст ва порта. Решение этих задач, на ряду с усилением режима экономии, позволит коллек тиву достойно встретить предстоящий X X V II съезд КПСС. Тем более что осно ва заложена. Это и досроч ное выполнение плана че тырех лет пятилетки, и ра бота наших лучших бригад и экипажей по трудовому календарю уже 1986 года, и боевое соревнование их в честь 50-летия стаханов ского движения. Характер ная деталь: наш коллектив 16 декабря справился с пла ном 1984 года. В числе ли деров стахановской вахты идут укрупненные комплекс ные бригады В. А. Кусакн- на, А. В. Новикова, А. М. Новгородова, В. Ч. Киута, комплексной бригады Н. И. Омельченко. Докеры этих коллективов постоянно вы полняют задание от 115 до 160 процентов. Немало пе редовиков II новаторов про изводства в других брига дах, а также в командах судов портового флота. Естественно, что мощным рычагом подъема экономики является бригадная форма организации труда. Исполь зовать все заложенные в ней возможности — вот главная задача. И здесь мы рассчитываем на практичес кую помощь смежников. ИЖ ПШ Й Й И И 18 января 1985 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz