Рыбный Мурман. 1985 г. Сентябрь.

М ' ......" " ................................................................■. • З а безопасность мореплавания• Награждения За образцовую работу Г | РИКАЗОМ по ВРПО “ «Севрыба» за безава­ рийную работу отмечен на- грудным знаком ряд капита­ нов тралового флота. Знака­ ми «За 25 лет безаварийной работы» — С. С. Богомолов, JI. Ф. Беляков, Д. Д. Ки­ селев, В. В. Скрипка; «За 20 лет безаварийной рабо­ ты» — JI. А. Вознесенский, В. В. Дымов, В. П. Конова­ лов, В. Я. Коновалов, J1. И. Тумбасов, Н. М. Чувиляев, A. М. Воробьев; «За 15 лет безаварийной работы» — И. П. Бабкин, Г. А. Белоли- ков, Г. В. Бердышевский, Ю. Г. Бугровский, А. А , Дорчи, П. Е. Ивайловский, B. Б. Истомин, JI. И. Икон­ ников, Н. С. Топор, В. Н. Тузов, В. А. Холодков, В. М. Цимбалюк, К). С. Яковлев. Люди рыбацкого Севера ИДОЛГИЕГОДЫВПЕРЕДИ.. -Л- |УЧШ Е ГЕРОЯ И най­ ти трудно! О Георгии Григорьевиче хоть роман пиши, — полушутя, полу­ серьезно говорили рыбаки траулера «Новомосковск» колхоза «Северная звезда» о своем старшем механике Георгии Григорьевиче Айна- гозе. Ветеран колхозного флота быстро становился «своим» человеком в любом экипаже и вызывал искрен­ нее уважение у товарищей. В управлении межколхоз­ ной базы рыболовного флота главный механик А. Е. Кальченко -извлек из стола пухлую папку, раскрыл ее: — Георгий Григорьевич Айнагоз отдал морю свыше тридцати лет. Специалист высокого класса. Награжден орденом «Знак Почета», ме­ далью «З а трудовую доб­ лесть», Ленинской юбилей­ ной медалью, знаком «Ве­ теран колхозного рыболов­ ства». Главный механик еще дол­ го перечислял награды кол­ хозника - рыбака. А я пред­ ставляла сурового морского «волка» с седыми висками, чеканным лицом, знавшим ветры всех широт, снисходи­ тельно относившегося к су­ ете береговой жизни. Первая встреча с Айнаго- зом перечеркнула вообража­ емое. Жгучий брюнет-южа­ нин, на вид эдак лет под сорок, с мужественным, спо­ койным лицом. Он как буд­ то н не знал изнурительных морских рейсов. Я растерян­ но заглянула в характери­ стику Айнагоза. По времени рождения героя — грека по национальности — следова­ ло, что ему давно за пять­ десят. Но годы как будто Миновали его. А. Е. Кальченко помог выйти из замешательства: — Георгий Григорьевич не пьет, не курит. Я его много лет знаю. В нем спо­ койствие и добродушие сильного, уверенного в себе человека. В его душе не за ­ держиваются корысть, злость, зависть, червем подтачива­ ющие личность. Он неизмен­ но доброжелателен с людь­ ми. Старшего механика Айна­ гоза капитаны траулеров спе­ шат взять в свой экипаж: лучшего специалиста и ж е­ лать трудно. Вспомнился кстати эпизод,- как бушевал один из старме- хов в управлении, протестуя против назначения на новый траулер: «Я все наладил в своей службе, теперь снова начинать сначала!.,» А вот Георгий Григорье­ вич невозмутимо принимал назначение на любое судно, даже если оно сулило дале­ ко не безмятежную жизнь. Может, потому, что был он из другого поколения, трудно выросших мальчишек военной поры и слово «надо» слиш­ ком рано и прочно вросло в сознание. Как • то попался Айнаго- зу в экипаже механик, вы­ пускник «мореходки», кото­ рый не прижился на преды­ дущем судне. Заносчивый, вспыльчивый, «неуживае- мый» в коллективе — с та­ кой нелестной характеристи­ кой парень попал к Айнагозу в службу. Нужно сказать, что старший механик, обычно доброжелательный и спокой­ ный в отношениях с людьми, не выносил в море лентяев, закипал гневом, когда встре­ чал нерадивость, равнодушие к доверенному делу. И даль­ ше ситуация складывалась так: Айнагоз пытался нау­ чить такого человека тру­ диться по - настоящему, или подобный рыбак уходил из экипажа. От своей линии Георгий Григорьевич не от­ ступал никогда. Стармех присмотрелся к парню. «Жаден к работе! — отметил про себя. — Значит, все в порядке». Усмехнулся: «Молодость! Утвердиться спешит, отсюда все шиш­ ки». Зн ая ранимость моло­ дого специалиста, Айнагоз щадил его самолюбие, проби­ вался сквозь «колючки», ко­ торые выставлял выпускник для защиты, к лучшему и истинному в нем. «Ну как он?» — после рейса в коридорах управле­ ния Айнагоза поймал один из начальников службы. Его лицо излучало любопытство. «Нормально!» — с к у п о улыбнулся стармех. Подроб­ ности рассказывать не хоте­ лось. — Георгий Григорьевич знает «машину» в совершен­ стве, держит ее в идеаль­ ном порядке, — продолжает рассказ А. Е. Кальченко. — Он и токарь великолепный,- и электросварщик. Нередко бывает так, что не дожида­ ется ремонта на берегу, мно­ гие работы выполняет сам. Наиболее ответственный ре­ монт в рейсе берет на себя. Те суда, на которых ходил ветеран, не знали аварий, чрезвычайных происшествий по вине «машины». Особенно нелегкими всегда выдавались рейсы в дальние районы промысла. Как мало они похожи на экзотические путеш ествия по южным ши­ ротам! Из экзотики механикам «*• людям под палубой — зн а­ кома тропическая жара под пятьдесят градусов, настоян­ ная на испарениях масла и солярки. Можно лиш ь вы ско­ чить на палубу родышать свежим морсним бризом и то ненадолго. «Что поделать, та ­ кая работа», — скаж ет любой м еханик, но у него не будет мысли сетовать на судьбу. — Расскаж ите о своих ре­ б я тах, — прошу я Айнагоза. — Парни у меня отличные, — оживился Георгий Григорь­ евич. — Специалисты толко­ вые и люди надежные. С ни­ ми в рейсе работалось хоро­ шо. Это второй механик А на­ толий Иванович Миронов, мо­ торист Александр Егоров, тре­ тий механик Владимир Галак­ тионов. Да, по сущ еству, о всей «машине» можно ска­ зать добрые слова. Очень хотелось «раскопать» в рыбацкой биографии Айна­ гоза несколько интересны х эпизодов. Но чувствовалось, промолчит Георгий Григорье­ вич из снромности. — Не расскаж ет! — под­ твердил главный механик А. Е. Кальченко. — Придется мне... ...Как долго он будет пом­ нить этот рейс в тропики. Случилось так, что вышла из строя лопасть винта. Си­ туация складывалась из р я ­ да вон плохо. Приведут в порт на буксире — в какую копеечку это обойдется, и подумать страшно. К тому же рейс сорван. Рыбаки дол­ го решали, что делать. Спас положение старшин механик. Сам сделал маску, сам ны­ рял под корпус траулера об­ следовать состояние винта. Предложил спилить противо­ положную лопасть. Согласи­ лись не сразу. Пилили не­ ржавеющую сталь несколько суток, и эта работа оказа­ лась поистнне адской. Но старший механик знал, что она должна и будет выпол­ нена любой ценой. Таковы обстоятельства. Тем более что находящийся в районе промысла госморинспектор одобрил решение. Траулер своим ходом пришел в порт, да еще с выполнением пла­ на. Мальчишка, выросший на Азове, как и многие его сверстники военных лет, он закончил фабрично - завод­ ское училище, встал к то­ карному станку на одном из заводов в Мариуполе. Но выдержал недолго. Б ез вся­ ких корыстных расчетов, по велению души подался к ры ­ бакам ловить хамсу. В шест­ надцать лет он был мотори­ стом на рыбацком сейнере и абсолютно взрослым челове­ ком. Мальчишка пришелся по душе суровым скитальцам своей прямо - таки яростной работоспособностью и вос­ торженным отношением к стихии. Хотя богатый на штормы Азов оставлял ма­ ло места для восторгов. Теперь он с гордостью может сказать, что море дало ему богатую впечатле­ ниями жизнь, и не только впечатлениями. Георгий Гри­ горьевич счастлив избранной с юности профессией, богат друзьями. В. НЕКРАСОВА. ДЕНЬ МОРИ ИМО (до 1983 года •— ИМКО) — Международная морская организация, 12-я по счету при Организации Объединенных На­ ций. Она была создана 17 марта 1958 года. В 1978 году на за­ седании Ассамблеи ИМО, посвященном ее 20-летию, было при­ нято решение о ежегодном проведении Дня моря. Девиз его — «За обеспечение безопасности судов м чистоту океанов». Однако каждый День моря имеет свой поддевиз. В 1983 го­ ду он звучал так: «Морская связь на службе обеспечения без­ опасности, эффективности судоходства и благополучия моря­ ков». В прошлом году — «Подготовке морских кадров — гло­ бальное сотрудничество». Нынешний День моря — он отмечается сегодня, 27 сентяб­ ря, — проходит под девизом «Поиск и спасание на море». Готовясь к этому Дню, моряки флота ВРПО «Севрыба» про­ вели учения по оказанию помощи судам, терпящим бедствие. К этой дате приурочено награждение многих судоводителей, лоцманов, капитанов-наставников службы наблюдения за фло­ том — активных участников помощи экипажам, оказавшимся в аварийной ситуации. Исполнительская дисциплина НИКАКИХ АВАРИЙ! I / А К ПРЕДОТВРАТИТЬ АВАРИИ СУДОВ? Этот главный вопрос стал лейтмотивом беседы нашего корреспондента И. Бе­ резюк с начальником «Севгосрыбфлотинспекции» Ю. М. Утки­ ным, главным капитаном Б. Д. Погуцом и главным механиком А. Д. Магерой. Ю. М. Уткин. Мы — контро­ лирующая организация, ре­ цептов не выдаем. Но главной, как мы считаем, причиной аварийности является недис­ циплинированность. — Что говорит сегодня ста­ тистика об аварийности! Ю. М. Уткин. К сожалению, количество аварий в этом го­ ду увеличилось, причем про­ изошли два кораблекрушения. Б. Д. Погуц. Как это всегда бывает, самые серьезные и тяжелые аварии случаются в осенне-зимний период. При­ чины — полярная ночь, ура­ ганы, обледенение судов, мо­ розы, из-за которых не раз происходило размораживание двигателей. — То есть причины аварий­ ности объективные! Ю. М. Уткин. Нет. Все про­ исходит из-за людей, из-за их отношения к делу. Вот, на­ пример, на СРТ «Онего» (в порту — не в бушующем мо­ ре!) разморозили все вспомо­ гательные двигатели и чуть не довели до аварии главный двигатель. А почему? Да про­ сто забыли спустить из двига­ теля на ночь воду, а в «ма­ шине» была минусовая темпе­ ратура. А. Д. Магера. Разве можно назвать причиной пожара мо­ роз, если на судах включают нестандартные грелки, элект­ роплитки, лампы повышенной мощности? Ю. М. Уткин. Да и корабле­ крушения одной штормовой погодой и обледенением не оправдаешь. А. Д. Магера. Давайте по­ смотрим и на такие факты. В Мурманском траловом флоте в прошлом году аварийности технического характера не бы­ ло, в этом году — 4 случая. Казалось бы, есть о чем заду­ маться судовым и береговым специалистам. Ничего подоб­ ного! На ПСТ «Курганинск» в море остановили двигатель и двое суто к не могли его зап усти ть. Дело в том, что весь комсо­ став перед рейсом сменился, люди не знали судна. Уж е в море заменили и старш его механика дублером. Пришлось просить помощи «на стороне». На счастье экипаж а, была хорошая погода. А если бы недвижимый в течение двух суто к траулер попал в шторм? — Понятно, что зимнее мо­ ре — опасное. Видимо, моря­ ки должны весьма тщательно готовиться к работе в этот период. Ю. М. Уткин. Казалось бы, аварий не должно быть, такой прочный «забор» сооружается для этого. Создаются комис­ сии на флотах, все капитаны проходят специальное собесе­ дование в ВРПО, состоялось бассейновое совещание, по­ священное анализу осенне- зимнего периода прошлого го­ да, серьезный разговор о подготовке к работе зимой шел на совете директоров, мы издали специальное письмо об опасности возникновения кре­ на... Б. Д. Погуц. Этот крен ча­ ще всего происходит при пе­ ревозке мойвы наливом. За 15 последних лет зафиксиро­ вано 15 опасных кренов, один из них закончился гибелью судна. Однако проведенные нами проверки показали, что учиться предпочитают на сво­ их ошибках. Вот пример: на СРТ-р «Воло- дарск» не было переносной радиостанции, съемный бал­ л аст леж ит навалом, не рас­ креплен, ни напитан, ни стар ­ ший м еханик не смогли предъ­ яви ть схем у дооборудования осушительной системы , второй помощник понятия не имел, как следует перевозить рыбу наливом. Ю. М. Уткин. И это — не единственный случай. В том же Мурманском рь;бакколхоз- союзе много недочетов было на СРТ-р «Ясногорск», «Крас- ноуфимск», в Архангельском РКС — на СРТ «Снежногорск» и «Кейла». А. Д. Магера. На многих тралфлотовских судах инспек­ ция выявила очень серьезную опасность: не сделан ремонт водонепроницаемых закры­ тий. Например, на БМРТ «Па­ вел Орлов» нарушена герме­ тизация дверей рыбофабрики и РМУ и крышек аварийных выходов с рыбофабрики. На БМРТ «Лесков», «Мамин-Сибй- ряк», «Полярный», «Всполох» замечаний хоть отбавляй! В объединении «Мурманрыб- пром» обстановка не лучш е. Скажем, БМРТ «Шереметьево» вышел из ремонта, а у него через свищ в слипе поступа­ ет вода в румпельное отделе­ ние. А ведь там электрообору­ дование, которое приводит в движение рулевую машину, чуть попала влага — и судно неуправляемо. Ю. М. Уткин. Вот таково от­ ношение людей к делу! А по­ том будем винить природу и погоду. И ведь ничего свер хъестест­ венного не требуется: испол­ няй свои обязанности, как по­ ложено по У ста в у , по сове­ сти, — и н икаких аварий! 27 сентября 1985 года ш и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz