Рыбный Мурман. 1985 г. Сентябрь.
М ' ......" " ................................................................■. • З а безопасность мореплавания• Награждения За образцовую работу Г | РИКАЗОМ по ВРПО “ «Севрыба» за безава рийную работу отмечен на- грудным знаком ряд капита нов тралового флота. Знака ми «За 25 лет безаварийной работы» — С. С. Богомолов, JI. Ф. Беляков, Д. Д. Ки селев, В. В. Скрипка; «За 20 лет безаварийной рабо ты» — JI. А. Вознесенский, В. В. Дымов, В. П. Конова лов, В. Я. Коновалов, J1. И. Тумбасов, Н. М. Чувиляев, A. М. Воробьев; «За 15 лет безаварийной работы» — И. П. Бабкин, Г. А. Белоли- ков, Г. В. Бердышевский, Ю. Г. Бугровский, А. А , Дорчи, П. Е. Ивайловский, B. Б. Истомин, JI. И. Икон ников, Н. С. Топор, В. Н. Тузов, В. А. Холодков, В. М. Цимбалюк, К). С. Яковлев. Люди рыбацкого Севера ИДОЛГИЕГОДЫВПЕРЕДИ.. -Л- |УЧШ Е ГЕРОЯ И най ти трудно! О Георгии Григорьевиче хоть роман пиши, — полушутя, полу серьезно говорили рыбаки траулера «Новомосковск» колхоза «Северная звезда» о своем старшем механике Георгии Григорьевиче Айна- гозе. Ветеран колхозного флота быстро становился «своим» человеком в любом экипаже и вызывал искрен нее уважение у товарищей. В управлении межколхоз ной базы рыболовного флота главный механик А. Е. Кальченко -извлек из стола пухлую папку, раскрыл ее: — Георгий Григорьевич Айнагоз отдал морю свыше тридцати лет. Специалист высокого класса. Награжден орденом «Знак Почета», ме далью «З а трудовую доб лесть», Ленинской юбилей ной медалью, знаком «Ве теран колхозного рыболов ства». Главный механик еще дол го перечислял награды кол хозника - рыбака. А я пред ставляла сурового морского «волка» с седыми висками, чеканным лицом, знавшим ветры всех широт, снисходи тельно относившегося к су ете береговой жизни. Первая встреча с Айнаго- зом перечеркнула вообража емое. Жгучий брюнет-южа нин, на вид эдак лет под сорок, с мужественным, спо койным лицом. Он как буд то н не знал изнурительных морских рейсов. Я растерян но заглянула в характери стику Айнагоза. По времени рождения героя — грека по национальности — следова ло, что ему давно за пять десят. Но годы как будто Миновали его. А. Е. Кальченко помог выйти из замешательства: — Георгий Григорьевич не пьет, не курит. Я его много лет знаю. В нем спо койствие и добродушие сильного, уверенного в себе человека. В его душе не за держиваются корысть, злость, зависть, червем подтачива ющие личность. Он неизмен но доброжелателен с людь ми. Старшего механика Айна гоза капитаны траулеров спе шат взять в свой экипаж: лучшего специалиста и ж е лать трудно. Вспомнился кстати эпизод,- как бушевал один из старме- хов в управлении, протестуя против назначения на новый траулер: «Я все наладил в своей службе, теперь снова начинать сначала!.,» А вот Георгий Григорье вич невозмутимо принимал назначение на любое судно, даже если оно сулило дале ко не безмятежную жизнь. Может, потому, что был он из другого поколения, трудно выросших мальчишек военной поры и слово «надо» слиш ком рано и прочно вросло в сознание. Как • то попался Айнаго- зу в экипаже механик, вы пускник «мореходки», кото рый не прижился на преды дущем судне. Заносчивый, вспыльчивый, «неуживае- мый» в коллективе — с та кой нелестной характеристи кой парень попал к Айнагозу в службу. Нужно сказать, что старший механик, обычно доброжелательный и спокой ный в отношениях с людьми, не выносил в море лентяев, закипал гневом, когда встре чал нерадивость, равнодушие к доверенному делу. И даль ше ситуация складывалась так: Айнагоз пытался нау чить такого человека тру диться по - настоящему, или подобный рыбак уходил из экипажа. От своей линии Георгий Григорьевич не от ступал никогда. Стармех присмотрелся к парню. «Жаден к работе! — отметил про себя. — Значит, все в порядке». Усмехнулся: «Молодость! Утвердиться спешит, отсюда все шиш ки». Зн ая ранимость моло дого специалиста, Айнагоз щадил его самолюбие, проби вался сквозь «колючки», ко торые выставлял выпускник для защиты, к лучшему и истинному в нем. «Ну как он?» — после рейса в коридорах управле ния Айнагоза поймал один из начальников службы. Его лицо излучало любопытство. «Нормально!» — с к у п о улыбнулся стармех. Подроб ности рассказывать не хоте лось. — Георгий Григорьевич знает «машину» в совершен стве, держит ее в идеаль ном порядке, — продолжает рассказ А. Е. Кальченко. — Он и токарь великолепный,- и электросварщик. Нередко бывает так, что не дожида ется ремонта на берегу, мно гие работы выполняет сам. Наиболее ответственный ре монт в рейсе берет на себя. Те суда, на которых ходил ветеран, не знали аварий, чрезвычайных происшествий по вине «машины». Особенно нелегкими всегда выдавались рейсы в дальние районы промысла. Как мало они похожи на экзотические путеш ествия по южным ши ротам! Из экзотики механикам «*• людям под палубой — зн а кома тропическая жара под пятьдесят градусов, настоян ная на испарениях масла и солярки. Можно лиш ь вы ско чить на палубу родышать свежим морсним бризом и то ненадолго. «Что поделать, та кая работа», — скаж ет любой м еханик, но у него не будет мысли сетовать на судьбу. — Расскаж ите о своих ре б я тах, — прошу я Айнагоза. — Парни у меня отличные, — оживился Георгий Григорь евич. — Специалисты толко вые и люди надежные. С ни ми в рейсе работалось хоро шо. Это второй механик А на толий Иванович Миронов, мо торист Александр Егоров, тре тий механик Владимир Галак тионов. Да, по сущ еству, о всей «машине» можно ска зать добрые слова. Очень хотелось «раскопать» в рыбацкой биографии Айна гоза несколько интересны х эпизодов. Но чувствовалось, промолчит Георгий Григорье вич из снромности. — Не расскаж ет! — под твердил главный механик А. Е. Кальченко. — Придется мне... ...Как долго он будет пом нить этот рейс в тропики. Случилось так, что вышла из строя лопасть винта. Си туация складывалась из р я да вон плохо. Приведут в порт на буксире — в какую копеечку это обойдется, и подумать страшно. К тому же рейс сорван. Рыбаки дол го решали, что делать. Спас положение старшин механик. Сам сделал маску, сам ны рял под корпус траулера об следовать состояние винта. Предложил спилить противо положную лопасть. Согласи лись не сразу. Пилили не ржавеющую сталь несколько суток, и эта работа оказа лась поистнне адской. Но старший механик знал, что она должна и будет выпол нена любой ценой. Таковы обстоятельства. Тем более что находящийся в районе промысла госморинспектор одобрил решение. Траулер своим ходом пришел в порт, да еще с выполнением пла на. Мальчишка, выросший на Азове, как и многие его сверстники военных лет, он закончил фабрично - завод ское училище, встал к то карному станку на одном из заводов в Мариуполе. Но выдержал недолго. Б ез вся ких корыстных расчетов, по велению души подался к ры бакам ловить хамсу. В шест надцать лет он был мотори стом на рыбацком сейнере и абсолютно взрослым челове ком. Мальчишка пришелся по душе суровым скитальцам своей прямо - таки яростной работоспособностью и вос торженным отношением к стихии. Хотя богатый на штормы Азов оставлял ма ло места для восторгов. Теперь он с гордостью может сказать, что море дало ему богатую впечатле ниями жизнь, и не только впечатлениями. Георгий Гри горьевич счастлив избранной с юности профессией, богат друзьями. В. НЕКРАСОВА. ДЕНЬ МОРИ ИМО (до 1983 года •— ИМКО) — Международная морская организация, 12-я по счету при Организации Объединенных На ций. Она была создана 17 марта 1958 года. В 1978 году на за седании Ассамблеи ИМО, посвященном ее 20-летию, было при нято решение о ежегодном проведении Дня моря. Девиз его — «За обеспечение безопасности судов м чистоту океанов». Однако каждый День моря имеет свой поддевиз. В 1983 го ду он звучал так: «Морская связь на службе обеспечения без опасности, эффективности судоходства и благополучия моря ков». В прошлом году — «Подготовке морских кадров — гло бальное сотрудничество». Нынешний День моря — он отмечается сегодня, 27 сентяб ря, — проходит под девизом «Поиск и спасание на море». Готовясь к этому Дню, моряки флота ВРПО «Севрыба» про вели учения по оказанию помощи судам, терпящим бедствие. К этой дате приурочено награждение многих судоводителей, лоцманов, капитанов-наставников службы наблюдения за фло том — активных участников помощи экипажам, оказавшимся в аварийной ситуации. Исполнительская дисциплина НИКАКИХ АВАРИЙ! I / А К ПРЕДОТВРАТИТЬ АВАРИИ СУДОВ? Этот главный вопрос стал лейтмотивом беседы нашего корреспондента И. Бе резюк с начальником «Севгосрыбфлотинспекции» Ю. М. Утки ным, главным капитаном Б. Д. Погуцом и главным механиком А. Д. Магерой. Ю. М. Уткин. Мы — контро лирующая организация, ре цептов не выдаем. Но главной, как мы считаем, причиной аварийности является недис циплинированность. — Что говорит сегодня ста тистика об аварийности! Ю. М. Уткин. К сожалению, количество аварий в этом го ду увеличилось, причем про изошли два кораблекрушения. Б. Д. Погуц. Как это всегда бывает, самые серьезные и тяжелые аварии случаются в осенне-зимний период. При чины — полярная ночь, ура ганы, обледенение судов, мо розы, из-за которых не раз происходило размораживание двигателей. — То есть причины аварий ности объективные! Ю. М. Уткин. Нет. Все про исходит из-за людей, из-за их отношения к делу. Вот, на пример, на СРТ «Онего» (в порту — не в бушующем мо ре!) разморозили все вспомо гательные двигатели и чуть не довели до аварии главный двигатель. А почему? Да про сто забыли спустить из двига теля на ночь воду, а в «ма шине» была минусовая темпе ратура. А. Д. Магера. Разве можно назвать причиной пожара мо роз, если на судах включают нестандартные грелки, элект роплитки, лампы повышенной мощности? Ю. М. Уткин. Да и корабле крушения одной штормовой погодой и обледенением не оправдаешь. А. Д. Магера. Давайте по смотрим и на такие факты. В Мурманском траловом флоте в прошлом году аварийности технического характера не бы ло, в этом году — 4 случая. Казалось бы, есть о чем заду маться судовым и береговым специалистам. Ничего подоб ного! На ПСТ «Курганинск» в море остановили двигатель и двое суто к не могли его зап усти ть. Дело в том, что весь комсо став перед рейсом сменился, люди не знали судна. Уж е в море заменили и старш его механика дублером. Пришлось просить помощи «на стороне». На счастье экипаж а, была хорошая погода. А если бы недвижимый в течение двух суто к траулер попал в шторм? — Понятно, что зимнее мо ре — опасное. Видимо, моря ки должны весьма тщательно готовиться к работе в этот период. Ю. М. Уткин. Казалось бы, аварий не должно быть, такой прочный «забор» сооружается для этого. Создаются комис сии на флотах, все капитаны проходят специальное собесе дование в ВРПО, состоялось бассейновое совещание, по священное анализу осенне- зимнего периода прошлого го да, серьезный разговор о подготовке к работе зимой шел на совете директоров, мы издали специальное письмо об опасности возникновения кре на... Б. Д. Погуц. Этот крен ча ще всего происходит при пе ревозке мойвы наливом. За 15 последних лет зафиксиро вано 15 опасных кренов, один из них закончился гибелью судна. Однако проведенные нами проверки показали, что учиться предпочитают на сво их ошибках. Вот пример: на СРТ-р «Воло- дарск» не было переносной радиостанции, съемный бал л аст леж ит навалом, не рас креплен, ни напитан, ни стар ший м еханик не смогли предъ яви ть схем у дооборудования осушительной системы , второй помощник понятия не имел, как следует перевозить рыбу наливом. Ю. М. Уткин. И это — не единственный случай. В том же Мурманском рь;бакколхоз- союзе много недочетов было на СРТ-р «Ясногорск», «Крас- ноуфимск», в Архангельском РКС — на СРТ «Снежногорск» и «Кейла». А. Д. Магера. На многих тралфлотовских судах инспек ция выявила очень серьезную опасность: не сделан ремонт водонепроницаемых закры тий. Например, на БМРТ «Па вел Орлов» нарушена герме тизация дверей рыбофабрики и РМУ и крышек аварийных выходов с рыбофабрики. На БМРТ «Лесков», «Мамин-Сибй- ряк», «Полярный», «Всполох» замечаний хоть отбавляй! В объединении «Мурманрыб- пром» обстановка не лучш е. Скажем, БМРТ «Шереметьево» вышел из ремонта, а у него через свищ в слипе поступа ет вода в румпельное отделе ние. А ведь там электрообору дование, которое приводит в движение рулевую машину, чуть попала влага — и судно неуправляемо. Ю. М. Уткин. Вот таково от ношение людей к делу! А по том будем винить природу и погоду. И ведь ничего свер хъестест венного не требуется: испол няй свои обязанности, как по ложено по У ста в у , по сове сти, — и н икаких аварий! 27 сентября 1985 года ш и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz