Рыбный Мурман. 1985 г. Сентябрь.
1 ----------------------- Г5* -------------------- ;--- ---------------- • XXVII съезду КПСС-достойную встречу!• С самого начала своей ра боты в ЦПКТБ А. Л. Свердлов заслуживал одни благодарности. Не раз его портрет помещался на Доске почета, неоднократно Арка дий Львович поощрялся гра мотами ВРПО «Севрыба». Товарищи по работе отме чают отзывчивость, душевную теплоту Аркадия Львовича, его высокий профессионализм конструктора. СЛОВО— ПЕРЕДОВИКУ Чем больно... судно? У КОНСТРУКТОРОВ есть J два термина — «на дежность» и «работоспособ ность». Если судно или д е таль хорошо справляются со своими функциями — они надежны. А работоспособное или неработоспособное — э т о 'т о же самое, что «здоровое» или «больное» на языке вра чей. Поэтому и заимствован у медиков термин «диагно стика». Но только сегодня мы поговорим о технической диагностике, призванной распознать, в каком состоя нии находится судно или деталь. Техническая диагностика — наука молодая. Но тем не менее она успешно р а з вивается в сельском хозяй стве, автомобильном транс порте и в авиации. К сож а лению, наша отрасль в этом вопросе пока отстает. Од нако мы стараемся как мож но быстрее применить на практике все существующие разработки. Например, корпус судна. В недалеком прошлом для определения Толщины об шивки, переборок и насти лов палуб сверлили кон трольное отверстие. При этом вскрывали зашивку, снимали изоляцию. Нередко выполняли и другие сопут ствующие работы: разбира ли переборки кают, демон тировали оборудование, трубы... Получалось так, что трудозатраты подготовитель ных работ многократно пре вышали трудоемкость непо средственных замеров. Сейчас у нас на бассейне пользую тся ультразвуковым дефектоскопом. Этот прибор напоминает внешне электрон ный будильнин, только к не му с помощью ш нура под ключается м аленькая головка — щуп Прижав щ уп к по верхности, которую надо из мерить (это м огут бы ть сталь, чугун , стекло, пластик, цвет ные м еталлы ), по вспы хнув шим на табло зеленоватым цифрам узнаем толщину за меряемого листа. Это только одна сторона. Что делали дальше в н еда леком прошлом? Просверлив замер, выясняли, что обшив ку надо менять. И меняли... на десятках квадратных мет ров борта. А может, там не везде следовало делать за мену, может, в двух метрах от замера уже была нор мальная толщина? Но из-за неудобств, описанных выше, такие частые отверстия сверлить было невозможно. Вот и выполняли ненужную работу. Вы гадает судно, если в те чение часа обследовать при бором большую площадь кор пуса? В качестве ответа при веду пример. Недавно таним образом наши специалисты замерили траулер «Капитан Демидов». И что же? Тридцать процентов ненуж ны х работ судоремонтники избежали. А корпусники вам ск аж ут. что такое тридцать процентов, — это недели, если не месяцы труда. К сожалению, отечествен- ------------------------------------ пая промышленность по добных приборов не выпус кает. А названный дефекто скоп — западногерманский и довольно дорогой. Их у нас всего два, да и то один нам дали на время коллеги-ка- линннградцы. Но, как бы там ни было, диагностировать корпус мы уже научились. Слолшее с диагностикой судовых тех нических средств. Мы располагаем прекрас ными приборами. Один из них — отечественный, по зволяющий узнать внбро- скорость и виброускоренне сразу в шести точках. Д ру гой — западногерманский, производящий, кроме этого, балансировку роторов тур бин и других вращающихся деталей. Но, к сожалению, эти приборы используются не в целях диагностики. Мы только зам еряем ими тот или иной параметр, а про гнозировать не можем. Дело в том, что пока отсутствуют критерии, увязанные с тех ническим состоянием судо вых средств, по которым мы точно бы определили, чем больно судно. Не разработа на сама методика. В идеале нам видится со здание диагностического центра на базе ЦПКТЕ. Сей час идут предварительные согласования в инстанциях. В наших руках будет много портативных средств, послед ние научные разработки. Представьте, в память ЭВМ заложены данные о каждом узле, каждом под шипнике любого корабля Северного бассейна. Фнлна- лы-дисплеи ЭВМ расположе ны в кабинетах главных ин женеров флотов. Допустим, понадобилось узнать в трал- флоте о состоянии двигателя одного из БАТов. Главный инженер нажимает кнопку li? дисплее, и перед ним — информация об износе глав ного механизма. Теперь флотские службы заранее составят объем работ, со гласуют их со снабжен цами. Это мечты. Но мечты ре альные. На сегодняшний день мы работаем в двух направлениях. Первое. Пла номерно зам еряем с по мощью портативных прибо ров корпуса судов (К тому времени, когда диагностиче ский центр начнет сущест вовать, у нас на руках бу дут готовые данные о каж дом траулере. Чтобы зало жить их в ЭВМ). И второе направление — помогаем кораблям, встав шим на ремонт, выявить сте пень их износа. Как врачи-диагносты. А. СВЕРДЛОВ, главным конструктор отде ла исследований техниче ской эксплуатации и орга низации работы флота ЦПКТБ. Правофланговые ВРЕМЯ-ДЕЛУ уС П Е Х И ФЛОТА нас ^ всегда радуют, ведь почти все суда объединения проходят «лечение» у при чалов «Резц а», и от того, как будет проведен ремонт, ео многом зависит работа на промысле, „.У плавмастерской ошвартовался лидер социа листического соревнования на Северном бассейне — ВМРТ «Высоковск». Здесь ж е экипажу вручили перехо дящее Красное' знамя побе дителя соцсоревнования. От гремели аплодисменты, на чался ремонт. Объем работы был боль шим — около трех тысяч нормо-часов.' Экипаж просил все сделать как можно бы стрее, и этот призыв не ос тался без внимания. Всего два месяца понадобилось су доремонтникам, чтобы все механизмы привести в рабо чее состояние, сэкономив промысловикам более соро ка суток. Здесь следует сказать о том, что такой успех был бы невозможен без тесного сотрудничества непосред ственно экипажа и ремонтни ков. Капитан траулера Ни колай Николаевич Федоров сам участвовал в производ ственных совещаниях, давал дельные советы, да и рыба ки не оставались в стороне от дела. Сейчас «Высоковск» в мо ре и работает, как всегда, стабильно и с перевыполне нием суточных заданий. В целом радуют нас циф ры. За полугодие выпущено валовой продукции более чем на 2 миллиона 200 ты сяч рублей и на 2 миллио на 160 тысяч рублей в су доремонте. План по этим ос новным показателям выпол нен. Выло предусмотрено от ремонтировать с начала го да 49 судов, а сделано 104, и з них 17 отошли от «Р ез ца» досрочно. Это дало 236 судо-суток экономии. К то му ж е сберегли 36 тонн ус ловного топлива, 60 киловатт- часов электроэнергии. Запомнился многим спе циалистам плавмастерской ремонт траулеров «Зеленец», «Василий Адонкин», «Сла- вяносербск», «Торос», «Би- рюсииск»... Лучше других работают наши передовые участки — доковый, электро монтажный. Н епререкаемым авторите том, высоким мастерством выделяются член КПСС сле сарь корпусно - сварочного участка Николай Терентье вич Мнхайлюк, бригадир сле- сарно - механического уча стка Анатолий Алексеевич Мурмашов, секретарь комсо мольского бюро мастерской прораб Сергей Федорович Санкевич, коммунист брига дир строительной бригады Анатолий Васильевич Хован- цев и многие другие. И. ЛАПШИН, секретарь партбюро плав- мастерской «Резец» объеди нения «Мурманрыбпром». ПОКАЗЫВАЮТ ПРИМЕР Заступив на трудовую вах ту в честь XXVII съезда КПСС и поддерживая инициативу экипажа БМРТ «Петрозаводск», коллектив траулера «Шере метьево» рапортует о досроч ном завершении рейсового задания по вылову, выпуску пищевой и товарной продук ции. В оставшиеся сутки до окончания рейса мы обязуем ся трудиться с высокой про изводительностью труда, стре мясь обеспечить досрочное выполнение годового плана по основным показателям. В социалистическом сорев новании показывают пример матросы В. М. Платонов, В. П. Скрундь, Н. И. Таранчен- ко, второй механик В. Б. Мель ник, моторист А. Т. Лосунов и другие. В. ЧЕРНИГИН, капитан-директор БМРТ «Ше реметьево». ПЛАДИМИР БУБЕНЦОВ, которого вы видите на этом сним- *Эке, закончил Мурманское ордена «Знак Почета» мореход ное училище им. И. И. Месяцева. В Мурманском траловом флоте уже около десяти лет. Воспитанник одного из старейших учи лищ пользуется уважением своих товарищей, не раз отмечал ся благодарностями в приказах, его фамилия на судовой ^оске^-- почета. Владимиру вручен знак «Ударник одиннадцатой пяти летки». Участвует штурман и в общественной жизни — он член редколлегии судовой стенгазеты. В успехах экипажа ПСТ «Киреевск» — немалая доля труда В. Бубенцова. К зиме 1 Л ЛЕТ НА ЗАД на базе объединения «Мур манская судоверфь» сформи ровался завод «Севреммаш». Рыбной промышленности не обходим был специализиро ванный машиностроительный завод, который бы ремонти ровал технологическое обо рудование судов и береговых предприятий. И вот отпочко вавшийся от судоверфи «Сев реммаш» им стал. Как от делившемуся от семьи сыну, ему выделили «кусок» — здание, где разместились станки, инженерные кульм а ны. Но здание это было не его, а судоверфи. И полу чилось так, что «сын» снял угол. И начал жить. На пер вых порах нормально. Завод чинил рыбофабрикн судов, помогал береговым предприятиям, словом, все, как положено. Но настало время, когда одежка оказа лась мала. Цитата из письма Мур манского обкома КПСС $ Министерство машинострое ния для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. 1976 год: «По плану развития рыбной промышленности Северного бассейна на 1976 — 1985 го ды значительно возрастёт техническая оснащенность флота и береговых пред приятий, произойдет резкое качественной изменение со- НЕНЯЮ РОБОТА става их технологического оборудования, будут вне дрены различные поточно- механизированные линии,.. Завод «Севреммаш» из-за недостаточной мощности сможет обеспечить планируе мый объем ремонта, кото р о й к 1985 году возрастет на 9 миллионов рублей, лишь на 40 процентов. Мурманский обком КПСС и облисполком просят вас положительно решить воп рос о строительстве в деся той пятилетке корпуса для завода «Севреммаш». Нет смысла перечислять все взаимосогласования и увязки. Скажем лишь, что Строительство было начато. А когда потребовалось вне сти поправки к плану на реновации письма министра рыбного хозяйства, в кото ром извещ алось, что объем ремонта будет увеличен, Стройку запретили. Довод — высокая стои мость строительства в горо де Мурманске. Заводу было дано у к аза ние о списании начатых ра бот, что и было сделано. На этом история не закан чивается. До сих пор ведет ся переписка со всеми ин станциями, а «Севреммаш» по-прежнему «снимает угол» У судоверфи. Во что это вылилось? В связи с большим физиче ским износом оборудования легкой и пищевой промыш ленности, потребность его в ремонте и запчастях по ХА’р- манской области обестЛ и- вается заводом лишь на 25 процентов. Р аз. В связи с возросшим объ емом ремонта судов, «Сев реммаш» обеспечивает их обслуживание по ВРПО «Севрыба» менее чем на 40 процентов. Два. Если вспомнить письмо десятилетней давности, в об ласти уж е должно произой ти резкое качественное из менение состава технологи ческого оборудования. И это случилось. Несколько приме ров. Полностью переоборудо ваны рыбофабрикн на двух плавбазах «Севрыбхолодфло- та», закончилась реконструк ция консервного завода, на чинается перевооружение жестянобаночной фабрики, планируется обновление E'ja- рого холодильника, построил завод белковых концентра- 6 сентября 1985 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz