Рыбный Мурман. 1985 г. Сентябрь.

1 ----------------------- Г5* -------------------- ;--- ---------------- • XXVII съезду КПСС-достойную встречу!• С самого начала своей ра­ боты в ЦПКТБ А. Л. Свердлов заслуживал одни благодарности. Не раз его портрет помещался на Доске почета, неоднократно Арка­ дий Львович поощрялся гра­ мотами ВРПО «Севрыба». Товарищи по работе отме­ чают отзывчивость, душевную теплоту Аркадия Львовича, его высокий профессионализм конструктора. СЛОВО— ПЕРЕДОВИКУ Чем больно... судно? У КОНСТРУКТОРОВ есть J два термина — «на­ дежность» и «работоспособ­ ность». Если судно или д е ­ таль хорошо справляются со своими функциями — они надежны. А работоспособное или неработоспособное — э т о 'т о же самое, что «здоровое» или «больное» на языке вра­ чей. Поэтому и заимствован у медиков термин «диагно­ стика». Но только сегодня мы поговорим о технической диагностике, призванной распознать, в каком состоя­ нии находится судно или деталь. Техническая диагностика — наука молодая. Но тем не менее она успешно р а з­ вивается в сельском хозяй ­ стве, автомобильном транс­ порте и в авиации. К сож а­ лению, наша отрасль в этом вопросе пока отстает. Од­ нако мы стараемся как мож ­ но быстрее применить на практике все существующие разработки. Например, корпус судна. В недалеком прошлом для определения Толщины об­ шивки, переборок и насти­ лов палуб сверлили кон­ трольное отверстие. При этом вскрывали зашивку, снимали изоляцию. Нередко выполняли и другие сопут­ ствующие работы: разбира­ ли переборки кают, демон­ тировали оборудование, трубы... Получалось так, что трудозатраты подготовитель­ ных работ многократно пре­ вышали трудоемкость непо­ средственных замеров. Сейчас у нас на бассейне пользую тся ультразвуковым дефектоскопом. Этот прибор напоминает внешне электрон­ ный будильнин, только к не­ му с помощью ш нура под­ ключается м аленькая головка — щуп Прижав щ уп к по­ верхности, которую надо из­ мерить (это м огут бы ть сталь, чугун , стекло, пластик, цвет­ ные м еталлы ), по вспы хнув­ шим на табло зеленоватым цифрам узнаем толщину за­ меряемого листа. Это только одна сторона. Что делали дальше в н еда­ леком прошлом? Просверлив замер, выясняли, что обшив­ ку надо менять. И меняли... на десятках квадратных мет­ ров борта. А может, там не везде следовало делать за ­ мену, может, в двух метрах от замера уже была нор­ мальная толщина? Но из-за неудобств, описанных выше, такие частые отверстия сверлить было невозможно. Вот и выполняли ненужную работу. Вы гадает судно, если в те­ чение часа обследовать при­ бором большую площадь кор­ пуса? В качестве ответа при­ веду пример. Недавно таним образом наши специалисты замерили траулер «Капитан Демидов». И что же? Тридцать процентов ненуж ны х работ судоремонтники избежали. А корпусники вам ск аж ут. что такое тридцать процентов, — это недели, если не месяцы труда. К сожалению, отечествен- ------------------------------------ пая промышленность по­ добных приборов не выпус­ кает. А названный дефекто­ скоп — западногерманский и довольно дорогой. Их у нас всего два, да и то один нам дали на время коллеги-ка- линннградцы. Но, как бы там ни было, диагностировать корпус мы уже научились. Слолшее с диагностикой судовых тех­ нических средств. Мы располагаем прекрас­ ными приборами. Один из них — отечественный, по­ зволяющий узнать внбро- скорость и виброускоренне сразу в шести точках. Д ру­ гой — западногерманский, производящий, кроме этого, балансировку роторов тур­ бин и других вращающихся деталей. Но, к сожалению, эти приборы используются не в целях диагностики. Мы только зам еряем ими тот или иной параметр, а про­ гнозировать не можем. Дело в том, что пока отсутствуют критерии, увязанные с тех­ ническим состоянием судо­ вых средств, по которым мы точно бы определили, чем больно судно. Не разработа­ на сама методика. В идеале нам видится со­ здание диагностического центра на базе ЦПКТЕ. Сей­ час идут предварительные согласования в инстанциях. В наших руках будет много портативных средств, послед­ ние научные разработки. Представьте, в память ЭВМ заложены данные о каждом узле, каждом под­ шипнике любого корабля Северного бассейна. Фнлна- лы-дисплеи ЭВМ расположе­ ны в кабинетах главных ин­ женеров флотов. Допустим, понадобилось узнать в трал- флоте о состоянии двигателя одного из БАТов. Главный инженер нажимает кнопку li? дисплее, и перед ним — информация об износе глав­ ного механизма. Теперь флотские службы заранее составят объем работ, со­ гласуют их со снабжен­ цами. Это мечты. Но мечты ре­ альные. На сегодняшний день мы работаем в двух направлениях. Первое. Пла­ номерно зам еряем с по­ мощью портативных прибо­ ров корпуса судов (К тому времени, когда диагностиче­ ский центр начнет сущест­ вовать, у нас на руках бу­ дут готовые данные о каж ­ дом траулере. Чтобы зало­ жить их в ЭВМ). И второе направление — помогаем кораблям, встав­ шим на ремонт, выявить сте­ пень их износа. Как врачи-диагносты. А. СВЕРДЛОВ, главным конструктор отде­ ла исследований техниче­ ской эксплуатации и орга­ низации работы флота ЦПКТБ. Правофланговые ВРЕМЯ-ДЕЛУ уС П Е Х И ФЛОТА нас ^ всегда радуют, ведь почти все суда объединения проходят «лечение» у при­ чалов «Резц а», и от того, как будет проведен ремонт, ео многом зависит работа на промысле, „.У плавмастерской ошвартовался лидер социа­ листического соревнования на Северном бассейне — ВМРТ «Высоковск». Здесь ж е экипажу вручили перехо­ дящее Красное' знамя побе­ дителя соцсоревнования. От­ гремели аплодисменты, на­ чался ремонт. Объем работы был боль­ шим — около трех тысяч нормо-часов.' Экипаж просил все сделать как можно бы ­ стрее, и этот призыв не ос­ тался без внимания. Всего два месяца понадобилось су­ доремонтникам, чтобы все механизмы привести в рабо­ чее состояние, сэкономив промысловикам более соро­ ка суток. Здесь следует сказать о том, что такой успех был бы невозможен без тесного сотрудничества непосред­ ственно экипажа и ремонтни­ ков. Капитан траулера Ни­ колай Николаевич Федоров сам участвовал в производ­ ственных совещаниях, давал дельные советы, да и рыба­ ки не оставались в стороне от дела. Сейчас «Высоковск» в мо­ ре и работает, как всегда, стабильно и с перевыполне­ нием суточных заданий. В целом радуют нас циф ­ ры. За полугодие выпущено валовой продукции более чем на 2 миллиона 200 ты ­ сяч рублей и на 2 миллио­ на 160 тысяч рублей в су­ доремонте. План по этим ос­ новным показателям выпол­ нен. Выло предусмотрено от­ ремонтировать с начала го­ да 49 судов, а сделано 104, и з них 17 отошли от «Р ез­ ца» досрочно. Это дало 236 судо-суток экономии. К то­ му ж е сберегли 36 тонн ус­ ловного топлива, 60 киловатт- часов электроэнергии. Запомнился многим спе­ циалистам плавмастерской ремонт траулеров «Зеленец», «Василий Адонкин», «Сла- вяносербск», «Торос», «Би- рюсииск»... Лучше других работают наши передовые участки — доковый, электро­ монтажный. Н епререкаемым авторите­ том, высоким мастерством выделяются член КПСС сле­ сарь корпусно - сварочного участка Николай Терентье­ вич Мнхайлюк, бригадир сле- сарно - механического уча­ стка Анатолий Алексеевич Мурмашов, секретарь комсо­ мольского бюро мастерской прораб Сергей Федорович Санкевич, коммунист брига­ дир строительной бригады Анатолий Васильевич Хован- цев и многие другие. И. ЛАПШИН, секретарь партбюро плав- мастерской «Резец» объеди­ нения «Мурманрыбпром». ПОКАЗЫВАЮТ ПРИМЕР Заступив на трудовую вах­ ту в честь XXVII съезда КПСС и поддерживая инициативу экипажа БМРТ «Петрозаводск», коллектив траулера «Шере­ метьево» рапортует о досроч­ ном завершении рейсового задания по вылову, выпуску пищевой и товарной продук­ ции. В оставшиеся сутки до окончания рейса мы обязуем­ ся трудиться с высокой про­ изводительностью труда, стре­ мясь обеспечить досрочное выполнение годового плана по основным показателям. В социалистическом сорев­ новании показывают пример матросы В. М. Платонов, В. П. Скрундь, Н. И. Таранчен- ко, второй механик В. Б. Мель­ ник, моторист А. Т. Лосунов и другие. В. ЧЕРНИГИН, капитан-директор БМРТ «Ше­ реметьево». ПЛАДИМИР БУБЕНЦОВ, которого вы видите на этом сним- *Эке, закончил Мурманское ордена «Знак Почета» мореход­ ное училище им. И. И. Месяцева. В Мурманском траловом флоте уже около десяти лет. Воспитанник одного из старейших учи­ лищ пользуется уважением своих товарищей, не раз отмечал­ ся благодарностями в приказах, его фамилия на судовой ^оске^-- почета. Владимиру вручен знак «Ударник одиннадцатой пяти­ летки». Участвует штурман и в общественной жизни — он член редколлегии судовой стенгазеты. В успехах экипажа ПСТ «Киреевск» — немалая доля труда В. Бубенцова. К зиме 1 Л ЛЕТ НА ЗАД на базе объединения «Мур­ манская судоверфь» сформи­ ровался завод «Севреммаш». Рыбной промышленности не­ обходим был специализиро­ ванный машиностроительный завод, который бы ремонти­ ровал технологическое обо­ рудование судов и береговых предприятий. И вот отпочко­ вавшийся от судоверфи «Сев­ реммаш» им стал. Как от­ делившемуся от семьи сыну, ему выделили «кусок» — здание, где разместились станки, инженерные кульм а­ ны. Но здание это было не его, а судоверфи. И полу­ чилось так, что «сын» снял угол. И начал жить. На пер­ вых порах нормально. Завод чинил рыбофабрикн судов, помогал береговым предприятиям, словом, все, как положено. Но настало время, когда одежка оказа­ лась мала. Цитата из письма Мур­ манского обкома КПСС $ Министерство машинострое­ ния для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. 1976 год: «По плану развития рыбной промышленности Северного бассейна на 1976 — 1985 го­ ды значительно возрастёт техническая оснащенность флота и береговых пред­ приятий, произойдет резкое качественной изменение со- НЕНЯЮ РОБОТА става их технологического оборудования, будут вне­ дрены различные поточно- механизированные линии,.. Завод «Севреммаш» из-за недостаточной мощности сможет обеспечить планируе­ мый объем ремонта, кото­ р о й к 1985 году возрастет на 9 миллионов рублей, лишь на 40 процентов. Мурманский обком КПСС и облисполком просят вас положительно решить воп­ рос о строительстве в деся­ той пятилетке корпуса для завода «Севреммаш». Нет смысла перечислять все взаимосогласования и увязки. Скажем лишь, что Строительство было начато. А когда потребовалось вне­ сти поправки к плану на реновации письма министра рыбного хозяйства, в кото­ ром извещ алось, что объем ремонта будет увеличен, Стройку запретили. Довод — высокая стои­ мость строительства в горо­ де Мурманске. Заводу было дано у к аза­ ние о списании начатых ра­ бот, что и было сделано. На этом история не закан­ чивается. До сих пор ведет­ ся переписка со всеми ин­ станциями, а «Севреммаш» по-прежнему «снимает угол» У судоверфи. Во что это вылилось? В связи с большим физиче­ ским износом оборудования легкой и пищевой промыш­ ленности, потребность его в ремонте и запчастях по ХА’р- манской области обестЛ и- вается заводом лишь на 25 процентов. Р аз. В связи с возросшим объ­ емом ремонта судов, «Сев­ реммаш» обеспечивает их обслуживание по ВРПО «Севрыба» менее чем на 40 процентов. Два. Если вспомнить письмо десятилетней давности, в об­ ласти уж е должно произой­ ти резкое качественное из­ менение состава технологи­ ческого оборудования. И это случилось. Несколько приме­ ров. Полностью переоборудо­ ваны рыбофабрикн на двух плавбазах «Севрыбхолодфло- та», закончилась реконструк­ ция консервного завода, на­ чинается перевооружение жестянобаночной фабрики, планируется обновление E'ja- рого холодильника, построил завод белковых концентра- 6 сентября 1985 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz