Рыбный Мурман. 1985 г. Сентябрь.

Страница - плакат с Пропагандист» Цифры и ф а к т ы 25 слушателей школы конкретной экономики БАТ «Константин Д уш е­ нов» работают по личным творческим планам. З а 4 года 11-й пятилетки слуш а­ телями судовой школы разработано 5 6 рационализаторски* предложений, экономический эфф ект от внедрения которых составил 10.500 рублей. Командный состав, все судовые специалисты — слушатели школы конкретной экономики — по итогам бассейнового смотра-конкурса 1984 года «На лучш ее участие в политико- воспитательной, интернациональной, информационно-пропагандистской р а­ боте» заняли первое место и н аграж ­ дены Почетной грамотой ВРПО «Сев- рыба». Пятилетний план экипажем выпол­ нен досрочно: по выпуску пищевой продукции 17 октября 1984 года, по стоимости товарной продукции 29 ф ев­ р аля 1984 г. Задание четырех лет пятилетки перекрыто: по выпуску пищевой про­ дукции на 8 6 5 0 тонн, по стоимости товарной продукции на 6 млн. 450 тыс. рублей. З а активное участие в воспитатель­ ной работе награждены почетными грамотами управления флота и пре­ мированы в 1985 году 9 судовых спе­ циалистов — слушателей школы конкретной экономики. С начала пятилетки экипажем до­ стигнута экономия орудий лова и промвооружения на 7 0 .100 рублей. Только за 1984 год сэкономлено 2 8 ,2 тонны дизельного топлива, 69,2 тонны мазута, 7 ,4 тонны масел на 8162 рубля. СЕГОДНЯ НАШ РА ССКА З ОБ ОПЫТЕ РА БО ТЫ ОДНОГО И З ЛУЧ ­ ШИХ ПРОПАГАНДИСТОВ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО О Б РА ЗО ВА ­ НИЯ КАПИТАНА -ДИРЕКТОРА БАТ «КОНСТАНТИН ДУШЕНОВ» В. А. ЯКОВЛЕВА (НА СНИМКЕ ВТОРОЙ СПРАВА ), НАГРАЖДЕННОГО ПО­ ЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ МИНИСТЕРСТВА РЫ БНО ГО ХОЗЯЙСТВА СССР И ЦК П РОФСОЮ ЗА РА БО ЧИХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ . Б ИОГРАФИЯ Валерия Александ­ ровича Яковлева в общем-то ^ обычная: учеба в МВИМУ, затем ра- бота в траловом флоте: четвертый, третий,- второй, старший помощник капитана, в 1972 году — капитан. Уже тогда в коллективе оценили его серьезное, творческое отношение к работе, общительный и добрый х а­ рактер. Здесь его приняли в партию,- доверили ответственное поручение. С тех пор вот уже 21 год Яковлев ве­ дет пропагандистскую работу в систе­ ме экономического образования. Настоящий пропагандист не просто информатор, докладчик. Он прежде всего воспитатель, умеющий и сло­ вом, и делом убедить, увлечь за со­ бой людей. Вот уж е седьмой год В а­ лерий Александрович возглавляет комсомольско-молодежный коллектив коммунистического труда БАТ «Кон­ стантин Душенов». Благодаря личной инициативе капитана разработана 0*ехема траления, успешного облова пелагическим тралом ставриды, скумбрии и других быстроходных рыб в новых районах открытой части океана. Экипаж БА Т «Константин Душ е­ нов» все годы пятилетки один из пе­ редовых на флоте и в Северном бас­ сейне. Опыт лидера по максимально­ му выпуску пищевой рыбной продук­ ции одобрен в 1982 году и распрост­ ранен на все суда флота. Яковлев считает, что пропагандист должен показывать нравственный пример в труде и жизни. Ведь его поступки, поведение, гражданская позиция очень важны для слушате­ лей. Можно красиво говорить об эко­ номии и бережливости, но пользы от этих слов не будет, если оратор сам не требователен к себе. План-дело не личное На собственном опыте Валерий Александрович убедился, что хорошо составленный творческий план не только свидетельство культуры ра­ боты пропагандиста. Он помогает л уч­ ше продумать учебный процесс, дает больше возможностей сделать за н я ­ тия полезными и интересными, опре­ делять перспективы и конкретные ре­ зультаты своей деятельности. В личном творческом плане Яков­ лев определяет конкретное свое у ч а­ стие в решении производственных, идейно-воспитательных задач,- повы ­ шении пропагандистского мастерства. ^ П е р в ы й раздел плана посвящен совершенствованию учебного процес­ са: здесь и использование активных форм обучения, применение нагляд­ ных пособий и технических средств, организация встреч с передовиками социалистического соревнования, кон­ ференций. К стати , живой интерес вызвала одна из последних конференций. Валерий Александрович поручил с основным до­ кладом на ней вы ступи ть слуш ателю школы конкретной экономики помощни­ ку капитана по производству Виктору Федоровичу Бондаренко. Тема «Борьба за качество выпускаемой продукции — важнейш ая задача сегодняшнего дня» близка всем ее участникам , всем членам экип аж а. На ней вы ступили сл у­ ш атели ш колы : председатель группы народного контроля Г. Е. Рянский, ма­ стер по обработке рыбы А . А. Токарчук. В разделе «Работа по коммунисти­ ческому воспитанию и развитию об­ щественно-политической активности слушателей» и «Развитие трудовой активности» нашли конкретное отра- ~ж ение такие вопросы, как оказание «Рломощи в разработке экономически обоснованных личных творческих п ла­ нов третьему электромеханику А. Ю. Кубатову, мастеру по обработке рыбы П~ А. Сафонову: заслушивание на за. нятиях информаций о ходе выполне­ ния планов второго механика Б. Ф. Брюшинина, электрорадионавигатора В. В. Дорохина, помощника капитана но производству В. Ф . Бондаренко; работа по вовлечению слушателей в общественную, политико-воспитатель­ ную работу. В следующем разделе — «Повы­ шение идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства пропа­ гандиста» — Валерий Александрович планирует изучение постановлений Пленумов ЦК КПСС, специальной литературы , предусматривает посе­ щение различных семинаров, занятнй других пропагандистов, изучение опы. та лучших из них. Четвертый раздел определяет эф ­ фективность учебы. Творчество дает отдачу Повышению действенности эконо­ мической учебы, усилению ее прак­ тической направленности в значи­ тельной мере способствует примене­ ние активных методов обучения. В своей работе В. А. Яковлев мастер­ ски использует практические задания, подготовку рефератов и их защиту, дискуссии, проблемный метод обуче­ ния. И всегда он старается изучае­ мый материал тесно увязы вать с жизнью и делами судна, флота. Эту задачу, например, при изуче­ нии темы «Научно-технический про­ гресс и эффективное использование производственного потенциала» помог решить справочно-аналитический м а­ териал, подготовленный начальником технического отдела А. Д. Родионо­ вым. Пропагандист подробно остано­ вился на ф акторах и направлениях развития научно-технического про­ гресса. Затем он ознакомил слуш а­ телей с уровнем механизации произ­ водства на судне, флоте, подробно остановившись на эффективном ис­ пользовании технологического обору­ дования, анализе его работы. Четвертому м еханику К. А. Карповичу было предложено найти техническое ре­ шение вопроса по максимальному вы­ п уск у рыбной м уки, повышению про­ изводительности ж иром учны х устан о ­ вок. Это задание было вызвано произ­ водственной необходимостью . Дело в том , что жиромучные установки на с у ­ д а х типа «Горизонт» имели ко н стр ук­ тивны й недостаток, который приводил к снижению вы пуска м уки. Новшество, предложенное К. А. Карпо­ вичем и одобренное специалистами суд* на, слуш ателям и ш колы конкретной эко­ номики, было применено на практи ке. К ак показали расчеты , оно принесло больш ую экономию пресной воды, топ­ лива, электроэнергии. А главное — уве­ личилась производительность рыбомуч­ ной устан о вки. Анализ показывает, что деловые предложения, направленные на повы­ шение эффективности производства, обычно высказываю тся там, где за ­ нятия ведутся творчески. В школе конкретной экономики пропагандиста Яковлева налажены четкий учет и реализация предложении. К примеру, мастер Е. М. Кисов предложил закаточный консервный станок переделать под закатку пре­ сервов в банки № 27к. Ремонтная бригада изготовила пресервную ли­ нию, оборудовав ее машиной собст­ венного производства для обрезания голов и хвостовых плавников. Р еал и ­ зовав эти мероприятия, коллектив в два раза увеличил суточный выпуск пресервов. Поддержать, помочь ис­ пользовать полезные идеи, предлож е­ ния — важнейш ая обязанность про­ пагандиста, и Валерий Александро­ вич к этой работе относится со всей серьезностью . Применяя метод проблемных ситуа­ ции, В. А. Яковлев зан яти е проводит в три этапа: введение в ситуацию, изучение материала задачи (ситуа­ ции), дискуссия. При этом пропаган­ дист наиболее активно привлекает слушателей к работе на втором эта­ пе, при изучении ситуации и подго­ товке решения. «Я убежден,- — говорит Валерий Александрович, — что мало проку от тех занятий, где рассмотрение того или иного вопроса превращ ается в монолог пропагандпста. Важно вклю­ чить слушателей в живой, непосред­ ственный разговор о положении дел в коллективе, активизировать их р а ­ боту». До б р а я т р а д и ц и я Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, смысл учебы состоит в том, чтобы каждый умел применять на практике полу­ чаемые з н а н и я ,, яснее представлял себе и выполнял на деле свой соб­ ственный долг. У пропагандиста Яков­ лева стало доброй традицией готовить из числа слушателей школы полит­ информаторов, народных контролеров, лекторов, наставников. Умелыми воспитателями зарекомендо­ вали себя мастер по обработке рыбы , член идеологической гр у п п и А . А. То­ карчук, председатель группьг народного нонтроля Г. Е . Рянсний, политинформа­ тор по экономическим вопросам Б. Ф . Брюшинин, наставник молодых рыбаков В. <!>. Бондаренко. Более вы сокие требования Яковлев предъявляет к А. К . Камы лину, который готовится н пропагандистской работе Валерий Александрович знакомит его с активными формами обучения, методи­ кой применения н аглядны х пособий, и с­ пользованием техн ических средств в процессе занятий , и он не сомневается, что Камылин будет умелым распростра­ нителем экономических знаний. З ан яти я в . А . Яковлев строит с учетом тесной связи изучаемого м а­ териала с конкретными делами кол­ лектива, ориентирует слушателей на четкое понимание своей роли в повы ­ шении эффективности производства, качества работы, укреплении дисцип­ лины и организованности. Насколько велики эти резервы — говорилось на состоявшейся в апреле 1985 года встрече в Центральном Комитете КПСС с руководителями промыш ­ ленных объединений и предприятий, совхозов и колхозов, производствен­ ных бригад, специалистами и учены ­ ми. И поэтому не случайно душе- новцы, отвечая делом на призыв партии, выступили с ценным почи­ ном. Они решили шесть дней в 1985 году отработать на сэкономлен­ ных ресурсах: топливе и промысло­ вом вооружении. Инициатива передо­ вого экипажа поддержана многими коллективами промысловых судов флота. ю. зиньков, заместитель начальника тралового флота, зам. председателя совета по экономическому образованию; А. ШАБУНИН, зав. общественным кабинетом по экономическому об­ разованию, первый помощник ка­ питана. РЫБНЫЙМУРМАН 27 сентября 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz