Рыбный Мурман. 1985 г. Сентябрь.
Страница - плакат с Пропагандист» Цифры и ф а к т ы 25 слушателей школы конкретной экономики БАТ «Константин Д уш е нов» работают по личным творческим планам. З а 4 года 11-й пятилетки слуш а телями судовой школы разработано 5 6 рационализаторски* предложений, экономический эфф ект от внедрения которых составил 10.500 рублей. Командный состав, все судовые специалисты — слушатели школы конкретной экономики — по итогам бассейнового смотра-конкурса 1984 года «На лучш ее участие в политико- воспитательной, интернациональной, информационно-пропагандистской р а боте» заняли первое место и н аграж дены Почетной грамотой ВРПО «Сев- рыба». Пятилетний план экипажем выпол нен досрочно: по выпуску пищевой продукции 17 октября 1984 года, по стоимости товарной продукции 29 ф ев р аля 1984 г. Задание четырех лет пятилетки перекрыто: по выпуску пищевой про дукции на 8 6 5 0 тонн, по стоимости товарной продукции на 6 млн. 450 тыс. рублей. З а активное участие в воспитатель ной работе награждены почетными грамотами управления флота и пре мированы в 1985 году 9 судовых спе циалистов — слушателей школы конкретной экономики. С начала пятилетки экипажем до стигнута экономия орудий лова и промвооружения на 7 0 .100 рублей. Только за 1984 год сэкономлено 2 8 ,2 тонны дизельного топлива, 69,2 тонны мазута, 7 ,4 тонны масел на 8162 рубля. СЕГОДНЯ НАШ РА ССКА З ОБ ОПЫТЕ РА БО ТЫ ОДНОГО И З ЛУЧ ШИХ ПРОПАГАНДИСТОВ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО О Б РА ЗО ВА НИЯ КАПИТАНА -ДИРЕКТОРА БАТ «КОНСТАНТИН ДУШЕНОВ» В. А. ЯКОВЛЕВА (НА СНИМКЕ ВТОРОЙ СПРАВА ), НАГРАЖДЕННОГО ПО ЧЕТНОЙ ГРАМОТОЙ МИНИСТЕРСТВА РЫ БНО ГО ХОЗЯЙСТВА СССР И ЦК П РОФСОЮ ЗА РА БО ЧИХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ . Б ИОГРАФИЯ Валерия Александ ровича Яковлева в общем-то ^ обычная: учеба в МВИМУ, затем ра- бота в траловом флоте: четвертый, третий,- второй, старший помощник капитана, в 1972 году — капитан. Уже тогда в коллективе оценили его серьезное, творческое отношение к работе, общительный и добрый х а рактер. Здесь его приняли в партию,- доверили ответственное поручение. С тех пор вот уже 21 год Яковлев ве дет пропагандистскую работу в систе ме экономического образования. Настоящий пропагандист не просто информатор, докладчик. Он прежде всего воспитатель, умеющий и сло вом, и делом убедить, увлечь за со бой людей. Вот уж е седьмой год В а лерий Александрович возглавляет комсомольско-молодежный коллектив коммунистического труда БАТ «Кон стантин Душенов». Благодаря личной инициативе капитана разработана 0*ехема траления, успешного облова пелагическим тралом ставриды, скумбрии и других быстроходных рыб в новых районах открытой части океана. Экипаж БА Т «Константин Душ е нов» все годы пятилетки один из пе редовых на флоте и в Северном бас сейне. Опыт лидера по максимально му выпуску пищевой рыбной продук ции одобрен в 1982 году и распрост ранен на все суда флота. Яковлев считает, что пропагандист должен показывать нравственный пример в труде и жизни. Ведь его поступки, поведение, гражданская позиция очень важны для слушате лей. Можно красиво говорить об эко номии и бережливости, но пользы от этих слов не будет, если оратор сам не требователен к себе. План-дело не личное На собственном опыте Валерий Александрович убедился, что хорошо составленный творческий план не только свидетельство культуры ра боты пропагандиста. Он помогает л уч ше продумать учебный процесс, дает больше возможностей сделать за н я тия полезными и интересными, опре делять перспективы и конкретные ре зультаты своей деятельности. В личном творческом плане Яков лев определяет конкретное свое у ч а стие в решении производственных, идейно-воспитательных задач,- повы шении пропагандистского мастерства. ^ П е р в ы й раздел плана посвящен совершенствованию учебного процес са: здесь и использование активных форм обучения, применение нагляд ных пособий и технических средств, организация встреч с передовиками социалистического соревнования, кон ференций. К стати , живой интерес вызвала одна из последних конференций. Валерий Александрович поручил с основным до кладом на ней вы ступи ть слуш ателю школы конкретной экономики помощни ку капитана по производству Виктору Федоровичу Бондаренко. Тема «Борьба за качество выпускаемой продукции — важнейш ая задача сегодняшнего дня» близка всем ее участникам , всем членам экип аж а. На ней вы ступили сл у ш атели ш колы : председатель группы народного контроля Г. Е. Рянский, ма стер по обработке рыбы А . А. Токарчук. В разделе «Работа по коммунисти ческому воспитанию и развитию об щественно-политической активности слушателей» и «Развитие трудовой активности» нашли конкретное отра- ~ж ение такие вопросы, как оказание «Рломощи в разработке экономически обоснованных личных творческих п ла нов третьему электромеханику А. Ю. Кубатову, мастеру по обработке рыбы П~ А. Сафонову: заслушивание на за. нятиях информаций о ходе выполне ния планов второго механика Б. Ф. Брюшинина, электрорадионавигатора В. В. Дорохина, помощника капитана но производству В. Ф . Бондаренко; работа по вовлечению слушателей в общественную, политико-воспитатель ную работу. В следующем разделе — «Повы шение идейно-теоретического уровня и педагогического мастерства пропа гандиста» — Валерий Александрович планирует изучение постановлений Пленумов ЦК КПСС, специальной литературы , предусматривает посе щение различных семинаров, занятнй других пропагандистов, изучение опы. та лучших из них. Четвертый раздел определяет эф фективность учебы. Творчество дает отдачу Повышению действенности эконо мической учебы, усилению ее прак тической направленности в значи тельной мере способствует примене ние активных методов обучения. В своей работе В. А. Яковлев мастер ски использует практические задания, подготовку рефератов и их защиту, дискуссии, проблемный метод обуче ния. И всегда он старается изучае мый материал тесно увязы вать с жизнью и делами судна, флота. Эту задачу, например, при изуче нии темы «Научно-технический про гресс и эффективное использование производственного потенциала» помог решить справочно-аналитический м а териал, подготовленный начальником технического отдела А. Д. Родионо вым. Пропагандист подробно остано вился на ф акторах и направлениях развития научно-технического про гресса. Затем он ознакомил слуш а телей с уровнем механизации произ водства на судне, флоте, подробно остановившись на эффективном ис пользовании технологического обору дования, анализе его работы. Четвертому м еханику К. А. Карповичу было предложено найти техническое ре шение вопроса по максимальному вы п уск у рыбной м уки, повышению про изводительности ж иром учны х устан о вок. Это задание было вызвано произ водственной необходимостью . Дело в том , что жиромучные установки на с у д а х типа «Горизонт» имели ко н стр ук тивны й недостаток, который приводил к снижению вы пуска м уки. Новшество, предложенное К. А. Карпо вичем и одобренное специалистами суд* на, слуш ателям и ш колы конкретной эко номики, было применено на практи ке. К ак показали расчеты , оно принесло больш ую экономию пресной воды, топ лива, электроэнергии. А главное — уве личилась производительность рыбомуч ной устан о вки. Анализ показывает, что деловые предложения, направленные на повы шение эффективности производства, обычно высказываю тся там, где за нятия ведутся творчески. В школе конкретной экономики пропагандиста Яковлева налажены четкий учет и реализация предложении. К примеру, мастер Е. М. Кисов предложил закаточный консервный станок переделать под закатку пре сервов в банки № 27к. Ремонтная бригада изготовила пресервную ли нию, оборудовав ее машиной собст венного производства для обрезания голов и хвостовых плавников. Р еал и зовав эти мероприятия, коллектив в два раза увеличил суточный выпуск пресервов. Поддержать, помочь ис пользовать полезные идеи, предлож е ния — важнейш ая обязанность про пагандиста, и Валерий Александро вич к этой работе относится со всей серьезностью . Применяя метод проблемных ситуа ции, В. А. Яковлев зан яти е проводит в три этапа: введение в ситуацию, изучение материала задачи (ситуа ции), дискуссия. При этом пропаган дист наиболее активно привлекает слушателей к работе на втором эта пе, при изучении ситуации и подго товке решения. «Я убежден,- — говорит Валерий Александрович, — что мало проку от тех занятий, где рассмотрение того или иного вопроса превращ ается в монолог пропагандпста. Важно вклю чить слушателей в живой, непосред ственный разговор о положении дел в коллективе, активизировать их р а боту». До б р а я т р а д и ц и я Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, смысл учебы состоит в том, чтобы каждый умел применять на практике полу чаемые з н а н и я ,, яснее представлял себе и выполнял на деле свой соб ственный долг. У пропагандиста Яков лева стало доброй традицией готовить из числа слушателей школы полит информаторов, народных контролеров, лекторов, наставников. Умелыми воспитателями зарекомендо вали себя мастер по обработке рыбы , член идеологической гр у п п и А . А. То карчук, председатель группьг народного нонтроля Г. Е . Рянсний, политинформа тор по экономическим вопросам Б. Ф . Брюшинин, наставник молодых рыбаков В. <!>. Бондаренко. Более вы сокие требования Яковлев предъявляет к А. К . Камы лину, который готовится н пропагандистской работе Валерий Александрович знакомит его с активными формами обучения, методи кой применения н аглядны х пособий, и с пользованием техн ических средств в процессе занятий , и он не сомневается, что Камылин будет умелым распростра нителем экономических знаний. З ан яти я в . А . Яковлев строит с учетом тесной связи изучаемого м а териала с конкретными делами кол лектива, ориентирует слушателей на четкое понимание своей роли в повы шении эффективности производства, качества работы, укреплении дисцип лины и организованности. Насколько велики эти резервы — говорилось на состоявшейся в апреле 1985 года встрече в Центральном Комитете КПСС с руководителями промыш ленных объединений и предприятий, совхозов и колхозов, производствен ных бригад, специалистами и учены ми. И поэтому не случайно душе- новцы, отвечая делом на призыв партии, выступили с ценным почи ном. Они решили шесть дней в 1985 году отработать на сэкономлен ных ресурсах: топливе и промысло вом вооружении. Инициатива передо вого экипажа поддержана многими коллективами промысловых судов флота. ю. зиньков, заместитель начальника тралового флота, зам. председателя совета по экономическому образованию; А. ШАБУНИН, зав. общественным кабинетом по экономическому об разованию, первый помощник ка питана. РЫБНЫЙМУРМАН 27 сентября 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz