Рыбный Мурман. 1985 г. Сентябрь.

• В памяти народной • П АМЯТЬ — это не только вещественные доказатель­ ства отдаленных от нас во времени событий. Как неразорвавшийся снаряд, она тревожит сердца живущих. Заставляет вновь и вновь ощутить взаимосвязь сегодняш­ него и вчерашнего дня, мирных и военных лет. Это чув­ ство в значительной мере движет ту большую и благо­ родную поисковую работу, которую по всей стране ведут пионеры и школьники, комсомольцы и молодежь трудо­ вых коллективов, воинские подразделения, ветераны В е­ ликой Отечественной. В начале сентября нынешнего года автору этих строк довелось побывать у Бабозера, что под Варзугой, где в годы войны разбился советский самолет. Совершенному походу предшествовали события двухгодичной давности, рассказ о которых поможет полнее представить картину продолжающегося поиска имен погибших авиаторов Север­ ного флота. Л Е Т И 2 Г О Д Й 1. Мельничный ручей Антонец (Версия I) Комариный дождь сушил капюшон штормовки. Погру­ ж аясь в TdijKoe тело болота, нога неожиданно находила упор — исковерканные взрывом куски металла, рж а­ вый ствол крупнокалиберно­ го пулемета, неестественно загнутые лопасти винта. Темнело. Добытые из патро­ на отсыревшие зерна пороха легко умещались на ладони. В костре они вспыхивали з е ­ леноватым пламенем, н е ' в силах осветить обшивку са­ молета с едва различимой пятиконечной звездой. Под обломками машины вросли в землю останки человека... Для каждого из нас, при­ ш едших летом 1983 года сю ­ да, на Мельничный ручей, впа­ дающий в В ар зугу, война за­ кончилась за несколько лет до рождения. И все же в тот день события сорокалетнеи давности были не менее ре­ альны , чем налившиеся нрас- нотой костисты е ягоды мо­ рошки, облепившие обломки боевой машины . Именно с той экспедиции к самолету, орга­ низованной Терским райкомом комсомола и редакцией м ест­ ной газеты , началась длящ аяся по сей день поисковая работа. В музее Краснознаменно­ го Северного флота на кар­ те Кольского полуострова обозначены места гибели десятков экипажей воинов- авиаторов, защищавших Со­ ветское Заполярье. Имена многих летчиков удалось уста­ новить. Есть в этом заслу­ га неутомимого энтузиаста, ветерана войны, офицера В А. Бондаренко. Его край­ не заинтересовал рассказ о варзугском самолете, и мне Довелось вновь, теперь уже вместе с Владленом А лек­ сеевичем, побывать на Мельничном ручье. Вот мне­ ние ветерана: — Сейчас трудно наверня- на утверж дать, что случилось на этом месте в те далекие годы. Война есть война. На ней бывало такое, что невоз­ можно даже предстаЕить. Я думаю , что из-за неисправно­ сти приборов и низкой об­ лачности экипаж потерял ори­ ентировку. Самолет стал цеп­ ляться за верхуш ни деревьев. Когда пилоты попы тались со­ вершить посадку, м ашину уже разламывало на части. Мото­ ры работали — об этом сви­ детельствую т сильно погнуты е лопасти винтов. На болоте про­ изошел взрыв. Вряд ли кто-то мог остаться в ж ивы х. Без сомнения могу сказать одно: это самолет ПЕ-3. Воз­ можно, что на нем погиб эки ­ паж парторга 2 -jj авиаэскэд рильи 95-го Краснознаменного авиаполка капитана Федора А нтонца... В полк Ф. И. Антонец прибыл еще в дни формиро­ вания, в апреле 1940 года. Во время боевых действий на Смоленском направлении он не вернулся с задания. А через полтора года, вновь появившись в части, уже пе­ реведенной в Заполярье, Федор рассказывал товари­ щам: — В tqm бою мы отбива­ лись до последней ракеты, до последнего пистолетного патрона. Самолет загорелся. Оставалось одно — довести его до территории, не зан я­ той немцем, и попытаться посадить. Мой штурман и стрелок-радист погибли. Я был ранен, но самолет к своим привел. Немецкую передовую прошел букваль­ но над головами гитлеров­ цев. Дальше ничего не пом­ ню. Очнулся уже в полевом госпитале, весь в бннтах... В ф еврале 1943 года на­ чалась служба Ф. И. Ан­ тонца на Северном флоте. А в марте при бомбовом ударе по каравану судов противни­ ка экипаж Антонца сбил первый фашистский самолет. Всего же за время войны летчики 95-го полка совер­ шили 3000 боевых вылетов. В воздушных боях они сби­ ли 51, подбили 41, уничто­ жили на земле 52 враж е­ ских самолета, потопили миноносец, 2 транспорта, 2 тральщика, 4 сторожевых корабля, 5 катеров-«охотни­ ков», уничтожили 80 тан­ ков, 801 автомашину, 5 ж е­ лезнодорожных эшелонов. И перечень этот далеко не полный. Кроме того, ими были прикрыты без потерь от воздушного противника 103 союзных и отечествен­ ных конвоя. Летную хватку Антонец имел крепкую. О нем гово­ рили: «На Федю в бою мож­ но положиться — в обиду никого не даст. На. фрицев он очень зол» Эти данные взяты из книги «Выполняя Родины наказ», выпущенной Мурманским из­ дательством в начале те к у ­ щего года. А вот как описы­ вает ее автор, офицер-северо­ морец В. С. Бойко, последний вылет Ф И. Антонца: «Отпраздновав 27-ю го­ довщину Великой Октябрь­ ской социалистической р е­ волюции, полк приступил к очередной операции — при­ крытию, в основном от под­ водных лодок, арктического конвоя, следовавшего из Карского моря в Белое на зимовку. Для этого из 2 й эскадрильи семь экипажей... направлялись на отдаленный полевой аэродром. Во второй половине дня 8 ноября первым вылетел туда капитан ‘Ф. И. Анто­ нец. Вместе с ним на борту находились авиационные специалисты: старшины И. С. Астахов, Е. И. Романов, старшие сержанты П. Г. Питерский и А. И. Григорь­ ев. Когда самолет лег на заданный курс, вблизи аэро­ дрома пронесся сильный циклон, сопровождаемый ураганным ветром и снеж ­ ными зарядами. Прошли все контрольные сроки, а самолет на аэро­ дром посадки не прибыл. Все дальнейшие поиски р е­ зультатов не дали. Это бы ­ ла для полка последняя по­ теря в Великой Отечествен­ ной войне...» Дробный (Версия II) И з рассказа варзужанина Н. Г. Рогозина: — В апреле 1947 года мы с Петром Кривоноговым (ныне покойным) случайно обнару­ жили в районе Мельничного ручья разбившийся самолет. Через несколько дней на оле нях вновь побывали на месте аварии. Откапывая из-под сне­ га обломки машины, сразу же наткн улись на тело летчика в кожаной кур тке. Завернули его в парашю т и доставили в село. Нашли такж е пистолет и сум ку с документами и день­ гами, ноторые сдали в сельсо­ вет. С те х пор многое забылось. Да мы и сами, вернувшись с фронта, устали от войны, ста ­ рались скорее ее забы ть. Знаю только, что летчика похорони­ ли на кладбище за церковью. Была известна и его фамилия. Да разве сейчас вспомнишь...^ Ответ, полученный из фи­ лиала Госархива Мурман­ ской области в г. Кировске: «Нами проверены докумен- ты Варзугского сельского Со­ вета за 1947— 1960 годы, в ко ­ торы х интересующих вас све­ дений об экипаже самолета не обнаружено. Документов летчика и сведений о нем в документах Терского райиспол­ кома за 1947 год тоже не имеется». Не дали положительного результата и попытки опре­ делить имена летчиков по со­ хранившимся номерам об­ ломков самолета через Глав­ ное архивное управление при Совете Министров СССР и Центральный архив Ми­ нистерства обороны СССР. Из УВД Мурманского обл­ исполкома сообщили, что д а­ же если найденный писто­ лет «ТТ» был сдан в воен­ комат, то он давно уничто­ жен вместе с документами, фиксирующими номерной знак личного оружия. И вдруг в редакцию по­ звонил бывший секретарь партбюро варзугского кол­ хоза «Всходы коммунизма» A. Ф. Брюховецкий: — Варзуж анка Ольга Гри­ горьевна Кривоногова, чей муж вместе с Рогозиным пер­ вым обнаружил самолет, у т ­ верждает, что фамилия пило­ та Дробин или Дробышев, а звать Иваном Денисовичем. Сам он из Кандалакш и... Ответ из Кандалакшского горвоенкомата: *По архивным документам Дробин (Дробышев) Иван Де­ нисович в числе погибших и без вести пропавш их, а та к ­ же призванны х В период 1941 — 1945 годов не значится». И з книги «Выполняя Р о ­ дины наказ»: «В мае 1943 года с основно­ го аэродрома на запасной под Архангельском вылетели два экипаж а. И — больше никаких сведений об их судьбе не бы ­ ло... Где и как погиб второй самолет (на борту его нахо­ дились летчик младший лей­ тенант П. В. Новиков, ш ту р ­ ман младший лейтенант М. Д. Сонолов, зам еститель команди­ ра эскадрильи по политчасти капитан Г. А . Стерин, старш ие техники-лейтёнанты Ц. П. Бройтман и А. Н. Дробный), не. известно до си х пор». Дробин — Дробышев — Дробный: не один ли это чело; век? Во всяком случае, на се­ годняшний день при о тс утст­ вии более веских доказа­ тельств можно придерживаться этой версии. Итак, казалось бы, пора ставить точку. Но, будучи в Варзуге, я услыш ал еще об одном самолете, лежащ ем в труднодоступных болотах близ Бабозера. Как утверж ­ дали очевидцы, он двухмо­ торный, то есть тоже само­ лет Петлякова — ПЕ-3, с останками пяти летчиков. Это надо было проверить, побывав на месте катаст­ рофы. 2. Бабозеро Легко отделившись от земли, развернувшись над селом и оставив позади ши­ рокую ленту Варзуги, МИ-2 взял курс на Бабозеро. Сму­ щ али противоречивые дан­ ные о местонахождении са­ молета. Но рыбинспектор B. Е, Заборщиков точно вы­ вел пилотов на цель. Спуск — и мы с Антонином Пав- линовичем Чуниным, при­ гибаясь к земле, отбегаем от взлетевшего вертолета. На болоте в радиусе 50-ти метров разбросаны обломки боевой машины Из рассказа варзужан Феэдоса Иосифовича Воппя- шина и Фантипа Федорови­ ча Заборщикова: — Нам было в 1948 году по 17 лет. рыбачили на Бабозере. Рядом жили геологи, которые и нашли этот самолет. Не по­ ленились сходить посмотреть: обнаружили трупы летчиков, два пулемета, ящ ики с патро­ н а ^ , тю к обгоревшей офи­ церской одежды, сум ку с ин­ струментом , которую забрали в село. Вот и все — место да­ лекое, болотистое, добираться туда трудно... Нынче останков людей у самолета нет (более сорока лет прошло!). Удалось толь­ ко в складках полуистлев­ шего комбинезона нащупать простенький портсигар, ко­ торый рассыпался в руках. Да нашли подошвы от ж ен ­ ских или детских сапог при­ мерно 34-го размера. Самолет, очевидно, шел с севера на юг, и по какой- то причине экипаж пытался произвести вынужденную по­ садку на болоте — впереди ,, оно простирается на 3 —4 километра. Произошел взрыв. Относительно хорошо сохранилась хвостовая часть машины. На одном из ки­ левых рулей отчетливо вид­ на' цифра 15. При тщ ательном изучении обломков удалось обнаружить на обшивке самолета сделан­ ные до взрыва три автографа (чем-то острым, потому что писали словно карандашом по бумаге) да нарисованный знак, отдаленно напоминающий нот­ ный ключ. Буквы прочитыва­ ются с трудом. В одной роспи­ си четыре первых « ГА В Р ...» , в другой тольно две « А Р ...», третий автограф можно про­ читать как «ТУРБАНО В». В ОТ и все. Это не так и мало, если учесть, что жцвы ветераны 95-го авиа­ полка, которые могут вспом- ,, нить номера пропавших без* вести машин, если удастся найти какие-либо документы с росписями летчиков и сли­ чить их с найденными. Так что впереди еще кропотли­ вая и, пожалуй, основная по­ исковая работа. Главное же, па мой взгляд, в том, что эта работа охватывает все больший круг людей, помо­ гая нам с вами сквозь сию­ минутную необходимость по­ вседневных забот осознать свою сопричастность к делам и судьбам родной земли. В октябре этого года, в дни 41-й годовщины разгрома не­ м ецко-ф ашистских войск в Советском Заполярье, варзу жане готовятся к перезахоро нению останков летчиков, по гибш их у Мельничного ручья Теперь они будут леж ать ря дом с памятником землякам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной. По{С-~ клю чились к поисковой pa 6 t * ' те умбские ш кольники, чьи экспонаты комнаты боевой славы пополнились привезен­ ным с Бабозера пулеметом. Особую благодарность за оказанную помощь хочется выразить секретарю комсо­ мольской организации села Варзуга Геннадию Попову, на­ чальнику Умбского подразде­ ления авиалесоохраны Рейд, ж инальду Михайловичу Майо­ рову и моему проводнику А. П. Чунину. Благодарность не только от редакции, но и ветеранов-североморцев, ко­ торым переданы полученные о самолете сведения. Поиск продолжается. А пока что на карте Кольско­ го полуострова в музее С е­ верного флота появилась но­ вая пометка: ПЕ-3 (озеро Бабозеро Терского района. Сентябрь 1985 года). В. ГЕОРГИ, наш корр. На снимке: обломки само­ лета на Мельничном ручье. .*<( Фото автора. 20 сентября 1985 года 8 МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz