Рыбный Мурман. 1985 г. Сентябрь.
• В памяти народной • П АМЯТЬ — это не только вещественные доказатель ства отдаленных от нас во времени событий. Как неразорвавшийся снаряд, она тревожит сердца живущих. Заставляет вновь и вновь ощутить взаимосвязь сегодняш него и вчерашнего дня, мирных и военных лет. Это чув ство в значительной мере движет ту большую и благо родную поисковую работу, которую по всей стране ведут пионеры и школьники, комсомольцы и молодежь трудо вых коллективов, воинские подразделения, ветераны В е ликой Отечественной. В начале сентября нынешнего года автору этих строк довелось побывать у Бабозера, что под Варзугой, где в годы войны разбился советский самолет. Совершенному походу предшествовали события двухгодичной давности, рассказ о которых поможет полнее представить картину продолжающегося поиска имен погибших авиаторов Север ного флота. Л Е Т И 2 Г О Д Й 1. Мельничный ручей Антонец (Версия I) Комариный дождь сушил капюшон штормовки. Погру ж аясь в TdijKoe тело болота, нога неожиданно находила упор — исковерканные взрывом куски металла, рж а вый ствол крупнокалиберно го пулемета, неестественно загнутые лопасти винта. Темнело. Добытые из патро на отсыревшие зерна пороха легко умещались на ладони. В костре они вспыхивали з е леноватым пламенем, н е ' в силах осветить обшивку са молета с едва различимой пятиконечной звездой. Под обломками машины вросли в землю останки человека... Для каждого из нас, при ш едших летом 1983 года сю да, на Мельничный ручей, впа дающий в В ар зугу, война за кончилась за несколько лет до рождения. И все же в тот день события сорокалетнеи давности были не менее ре альны , чем налившиеся нрас- нотой костисты е ягоды мо рошки, облепившие обломки боевой машины . Именно с той экспедиции к самолету, орга низованной Терским райкомом комсомола и редакцией м ест ной газеты , началась длящ аяся по сей день поисковая работа. В музее Краснознаменно го Северного флота на кар те Кольского полуострова обозначены места гибели десятков экипажей воинов- авиаторов, защищавших Со ветское Заполярье. Имена многих летчиков удалось уста новить. Есть в этом заслу га неутомимого энтузиаста, ветерана войны, офицера В А. Бондаренко. Его край не заинтересовал рассказ о варзугском самолете, и мне Довелось вновь, теперь уже вместе с Владленом А лек сеевичем, побывать на Мельничном ручье. Вот мне ние ветерана: — Сейчас трудно наверня- на утверж дать, что случилось на этом месте в те далекие годы. Война есть война. На ней бывало такое, что невоз можно даже предстаЕить. Я думаю , что из-за неисправно сти приборов и низкой об лачности экипаж потерял ори ентировку. Самолет стал цеп ляться за верхуш ни деревьев. Когда пилоты попы тались со вершить посадку, м ашину уже разламывало на части. Мото ры работали — об этом сви детельствую т сильно погнуты е лопасти винтов. На болоте про изошел взрыв. Вряд ли кто-то мог остаться в ж ивы х. Без сомнения могу сказать одно: это самолет ПЕ-3. Воз можно, что на нем погиб эки паж парторга 2 -jj авиаэскэд рильи 95-го Краснознаменного авиаполка капитана Федора А нтонца... В полк Ф. И. Антонец прибыл еще в дни формиро вания, в апреле 1940 года. Во время боевых действий на Смоленском направлении он не вернулся с задания. А через полтора года, вновь появившись в части, уже пе реведенной в Заполярье, Федор рассказывал товари щам: — В tqm бою мы отбива лись до последней ракеты, до последнего пистолетного патрона. Самолет загорелся. Оставалось одно — довести его до территории, не зан я той немцем, и попытаться посадить. Мой штурман и стрелок-радист погибли. Я был ранен, но самолет к своим привел. Немецкую передовую прошел букваль но над головами гитлеров цев. Дальше ничего не пом ню. Очнулся уже в полевом госпитале, весь в бннтах... В ф еврале 1943 года на чалась служба Ф. И. Ан тонца на Северном флоте. А в марте при бомбовом ударе по каравану судов противни ка экипаж Антонца сбил первый фашистский самолет. Всего же за время войны летчики 95-го полка совер шили 3000 боевых вылетов. В воздушных боях они сби ли 51, подбили 41, уничто жили на земле 52 враж е ских самолета, потопили миноносец, 2 транспорта, 2 тральщика, 4 сторожевых корабля, 5 катеров-«охотни ков», уничтожили 80 тан ков, 801 автомашину, 5 ж е лезнодорожных эшелонов. И перечень этот далеко не полный. Кроме того, ими были прикрыты без потерь от воздушного противника 103 союзных и отечествен ных конвоя. Летную хватку Антонец имел крепкую. О нем гово рили: «На Федю в бою мож но положиться — в обиду никого не даст. На. фрицев он очень зол» Эти данные взяты из книги «Выполняя Родины наказ», выпущенной Мурманским из дательством в начале те к у щего года. А вот как описы вает ее автор, офицер-северо морец В. С. Бойко, последний вылет Ф И. Антонца: «Отпраздновав 27-ю го довщину Великой Октябрь ской социалистической р е волюции, полк приступил к очередной операции — при крытию, в основном от под водных лодок, арктического конвоя, следовавшего из Карского моря в Белое на зимовку. Для этого из 2 й эскадрильи семь экипажей... направлялись на отдаленный полевой аэродром. Во второй половине дня 8 ноября первым вылетел туда капитан ‘Ф. И. Анто нец. Вместе с ним на борту находились авиационные специалисты: старшины И. С. Астахов, Е. И. Романов, старшие сержанты П. Г. Питерский и А. И. Григорь ев. Когда самолет лег на заданный курс, вблизи аэро дрома пронесся сильный циклон, сопровождаемый ураганным ветром и снеж ными зарядами. Прошли все контрольные сроки, а самолет на аэро дром посадки не прибыл. Все дальнейшие поиски р е зультатов не дали. Это бы ла для полка последняя по теря в Великой Отечествен ной войне...» Дробный (Версия II) И з рассказа варзужанина Н. Г. Рогозина: — В апреле 1947 года мы с Петром Кривоноговым (ныне покойным) случайно обнару жили в районе Мельничного ручья разбившийся самолет. Через несколько дней на оле нях вновь побывали на месте аварии. Откапывая из-под сне га обломки машины, сразу же наткн улись на тело летчика в кожаной кур тке. Завернули его в парашю т и доставили в село. Нашли такж е пистолет и сум ку с документами и день гами, ноторые сдали в сельсо вет. С те х пор многое забылось. Да мы и сами, вернувшись с фронта, устали от войны, ста рались скорее ее забы ть. Знаю только, что летчика похорони ли на кладбище за церковью. Была известна и его фамилия. Да разве сейчас вспомнишь...^ Ответ, полученный из фи лиала Госархива Мурман ской области в г. Кировске: «Нами проверены докумен- ты Варзугского сельского Со вета за 1947— 1960 годы, в ко торы х интересующих вас све дений об экипаже самолета не обнаружено. Документов летчика и сведений о нем в документах Терского райиспол кома за 1947 год тоже не имеется». Не дали положительного результата и попытки опре делить имена летчиков по со хранившимся номерам об ломков самолета через Глав ное архивное управление при Совете Министров СССР и Центральный архив Ми нистерства обороны СССР. Из УВД Мурманского обл исполкома сообщили, что д а же если найденный писто лет «ТТ» был сдан в воен комат, то он давно уничто жен вместе с документами, фиксирующими номерной знак личного оружия. И вдруг в редакцию по звонил бывший секретарь партбюро варзугского кол хоза «Всходы коммунизма» A. Ф. Брюховецкий: — Варзуж анка Ольга Гри горьевна Кривоногова, чей муж вместе с Рогозиным пер вым обнаружил самолет, у т верждает, что фамилия пило та Дробин или Дробышев, а звать Иваном Денисовичем. Сам он из Кандалакш и... Ответ из Кандалакшского горвоенкомата: *По архивным документам Дробин (Дробышев) Иван Де нисович в числе погибших и без вести пропавш их, а та к же призванны х В период 1941 — 1945 годов не значится». И з книги «Выполняя Р о дины наказ»: «В мае 1943 года с основно го аэродрома на запасной под Архангельском вылетели два экипаж а. И — больше никаких сведений об их судьбе не бы ло... Где и как погиб второй самолет (на борту его нахо дились летчик младший лей тенант П. В. Новиков, ш ту р ман младший лейтенант М. Д. Сонолов, зам еститель команди ра эскадрильи по политчасти капитан Г. А . Стерин, старш ие техники-лейтёнанты Ц. П. Бройтман и А. Н. Дробный), не. известно до си х пор». Дробин — Дробышев — Дробный: не один ли это чело; век? Во всяком случае, на се годняшний день при о тс утст вии более веских доказа тельств можно придерживаться этой версии. Итак, казалось бы, пора ставить точку. Но, будучи в Варзуге, я услыш ал еще об одном самолете, лежащ ем в труднодоступных болотах близ Бабозера. Как утверж дали очевидцы, он двухмо торный, то есть тоже само лет Петлякова — ПЕ-3, с останками пяти летчиков. Это надо было проверить, побывав на месте катаст рофы. 2. Бабозеро Легко отделившись от земли, развернувшись над селом и оставив позади ши рокую ленту Варзуги, МИ-2 взял курс на Бабозеро. Сму щ али противоречивые дан ные о местонахождении са молета. Но рыбинспектор B. Е, Заборщиков точно вы вел пилотов на цель. Спуск — и мы с Антонином Пав- линовичем Чуниным, при гибаясь к земле, отбегаем от взлетевшего вертолета. На болоте в радиусе 50-ти метров разбросаны обломки боевой машины Из рассказа варзужан Феэдоса Иосифовича Воппя- шина и Фантипа Федорови ча Заборщикова: — Нам было в 1948 году по 17 лет. рыбачили на Бабозере. Рядом жили геологи, которые и нашли этот самолет. Не по ленились сходить посмотреть: обнаружили трупы летчиков, два пулемета, ящ ики с патро н а ^ , тю к обгоревшей офи церской одежды, сум ку с ин струментом , которую забрали в село. Вот и все — место да лекое, болотистое, добираться туда трудно... Нынче останков людей у самолета нет (более сорока лет прошло!). Удалось толь ко в складках полуистлев шего комбинезона нащупать простенький портсигар, ко торый рассыпался в руках. Да нашли подошвы от ж ен ских или детских сапог при мерно 34-го размера. Самолет, очевидно, шел с севера на юг, и по какой- то причине экипаж пытался произвести вынужденную по садку на болоте — впереди ,, оно простирается на 3 —4 километра. Произошел взрыв. Относительно хорошо сохранилась хвостовая часть машины. На одном из ки левых рулей отчетливо вид на' цифра 15. При тщ ательном изучении обломков удалось обнаружить на обшивке самолета сделан ные до взрыва три автографа (чем-то острым, потому что писали словно карандашом по бумаге) да нарисованный знак, отдаленно напоминающий нот ный ключ. Буквы прочитыва ются с трудом. В одной роспи си четыре первых « ГА В Р ...» , в другой тольно две « А Р ...», третий автограф можно про читать как «ТУРБАНО В». В ОТ и все. Это не так и мало, если учесть, что жцвы ветераны 95-го авиа полка, которые могут вспом- ,, нить номера пропавших без* вести машин, если удастся найти какие-либо документы с росписями летчиков и сли чить их с найденными. Так что впереди еще кропотли вая и, пожалуй, основная по исковая работа. Главное же, па мой взгляд, в том, что эта работа охватывает все больший круг людей, помо гая нам с вами сквозь сию минутную необходимость по вседневных забот осознать свою сопричастность к делам и судьбам родной земли. В октябре этого года, в дни 41-й годовщины разгрома не м ецко-ф ашистских войск в Советском Заполярье, варзу жане готовятся к перезахоро нению останков летчиков, по гибш их у Мельничного ручья Теперь они будут леж ать ря дом с памятником землякам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной. По{С-~ клю чились к поисковой pa 6 t * ' те умбские ш кольники, чьи экспонаты комнаты боевой славы пополнились привезен ным с Бабозера пулеметом. Особую благодарность за оказанную помощь хочется выразить секретарю комсо мольской организации села Варзуга Геннадию Попову, на чальнику Умбского подразде ления авиалесоохраны Рейд, ж инальду Михайловичу Майо рову и моему проводнику А. П. Чунину. Благодарность не только от редакции, но и ветеранов-североморцев, ко торым переданы полученные о самолете сведения. Поиск продолжается. А пока что на карте Кольско го полуострова в музее С е верного флота появилась но вая пометка: ПЕ-3 (озеро Бабозеро Терского района. Сентябрь 1985 года). В. ГЕОРГИ, наш корр. На снимке: обломки само лета на Мельничном ручье. .*<( Фото автора. 20 сентября 1985 года 8 МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz