Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.

............... ............................Г------------------------------ ~ • Человек и экономика • Читайте на полосе: Что для идеи надо — о создании в творческом коллективе благоприят­ ного психологического климата размышляет ди­ ректор ЦПКТБ А. В. Ан- цевич. Репортаж о проведе­ нии Дня пропагандиста на рыбокомбинате пере­ дает заведующая каби­ нетом политпросвеще­ ния комбината В. В. Удальцова. Как бригада помогла молодому рабочему два года назад преодолеть «комплекс выпускника ПТУ», вы узнаете, пр о ­ читав материал И. Н. Ефременко. На рыбо­ комбинате с первого октября около 100 пропагандистов приступили к работе в 12-ти школах ос­ нов марксизма - ленинизма, партийного актива и в 26 школах комсомольского ак­ тива, в 31-й школе коммуни­ стического труда, в 12-ти школах конкретной экономи­ ки. Всего слушателей более 1500 человек. В X II пяти­ летке производственная про­ грамма рыбокомбината уве­ личится на 9,7 процента. Долг пропагандистов — по­ мочь коллективу выполнить эту задачу. Ц П К Т Б п р и с у ж д е н по итогам соцсоревнования смежников за девять месяцев прошлого года — перехо­ дящий приз. По личным творческим пла­ нам во второй группе предприятий Север­ ного бассейна за прошлый год — первое место. На областном смотре научно - тех­ нического творчества молодежи в 1984 го­ ду секция АСУ заняла все призовые места. Работа, посланная на ВДНХ в 1985 году, удостоена одной серебряной и трех бронзовых медалей. МЕТОДЫ? ОНИ РАЗНЫЕ СЕСЕДА С ДИРЕКТОРОМ ЦПКТБ — одного из ведущих в от- М расли Северного бассейна проектных учреждений — А. В. Анцевичем была необычной. Наш корреспондент предло­ жил вариант игры. Вместо вопроса Александру Васильевичу предлагался тезис — квинтэссенция какой-нибудь из теорий уп­ равления. А. В. Анцевич должен был согласиться с ней или нет, но постараться подтверждать свои слова примерами из жизни учреждения, которое он возглавпяет. А в итоге получился раз­ говор о том, какие из факторов наиболее благоприятствуют творческому процессу в ЦПКТБ. КОРР. — Новая идея долж на всегда расцениваться нан хо ­ рошая, А аж е если она н и ко г­ да не будет реализована. До- назано, что если руководитель воздерж ится от лю бы х оценок при зарождении идеи, то их впоследствии возникнет м акси­ мальное ноличество, и он за- -.тем получает возм ож ность вы- •вора. А. В. Анцевич. — Это верно. Любое предложение о новых разработках, с которыми зна­ комят меня начальники отде­ лов, воспринимаю спокойно. Даже если интуитивно чув­ ствую, что где-то оно не про­ думано до конца. Обычно по­ ступаем так: предлагаю «сом­ нительную» идею немнож ко проработать, очертить круг проблем, оконкретизировать. Чаще всего автор в процессе работы сам обнаружит «про­ кол». Hoi Но ведь все это время мысли его «работали», он искал нужное направление — а это само по себе уже не впустую затраченное вре­ мя. И как результат — выда­ ется вторая идея, более точ­ ная. Что нам и требуется. КОРР. — Один из ф акторов управления — намеренное по- ,л!щрение различны х мнений и Л ротиворечий. Это ведет н раз­ нообразию идей, подходов, устраняет их м онополизацию , см ертельную для творческого процесса. А. В. А нцесич. — Я активно использую этот метод в рабо­ те. Он очень действен. Вспо­ минаю то время, когда трало­ вый флот получил БАТы ти­ па «Горизонт». Помните, там глсзные двигатели оказались с заг.одским браком — трещи­ нами. По ЦПКТБ была объяв­ лена задача: «Предлагайте все! Самые фантастически!? идеи». Принималось любое предложение А чего только не было: и различные под­ крепления, и сварка... Выбрали на первый взгляд самую не­ лепую — пусть плавают с трещинами. Ко эту идею кон­ структоры обосновали и про­ думали. А пока суда плавали — дополнительно проверили конструкцию , расчеты, прове­ ли специальные исследова­ тельские испытания. Время мы выиграли. Нам даже удалось доказать фир­ ме - изготовительнице ее по­ грешность, и она изменила конструкцию слабых узлов двигателей. А это гораздо важнее, нежели бы начали ис­ кать в другом направлении. КОРР. — Творческом у про­ цессу препятствует принятие от молодого ко н стр укто р а са­ мой первой удачной идеи. Счи­ тается, что после этого твор­ ческий процесс прекратится. А. В. Анцевич. — Ну, это навряд ли. Наоборот, моло­ дые не должны чувствовать, что они вынуждены пробивать лбом стенку. В противном случае они перестанут выда- ‘ вать идеи либо уйдут в дру­ гую организацию. Нет, я — против. Но считаю, что мнимым сомнением «разжечь» специа­ листа можно. Когда мне пред­ лагают какой-либо вариант и я вижу, что он в общем-то годится, все равно высту­ паю в роли противника. Толь­ ко для того, чтобы меня и опровергли. Особенно при спорах с молодыми коллега­ ми. КОРР. — Несмотря на ко л ­ легиальность научного творче­ ства, новые идеи генерирую т­ ся, нан правило, конкретн ой личностью , а не коллективом . Поэтому в исследовательских колл екти вах особенно важ но поощ рять прежде всего и н д и ­ видуальны е результаты . А. В. Анцесич. — Как вам сказать... В любом коллективе есть самородки, люди талант­ ливые, как__го':орится, «от б о ­ га». Такие, как, например, А. Е. Попов из отдела технических исследований и эксплуатации флота. Я уже не говорю : «он если берется — то выполня­ ет», ибо если он берется, то из одного задания выудит десять тем и разработает их. Этот человек постоянно на стадии изобретения. Была у нас одно время долгая «ко­ тельная» эпопея. Что ни суд­ но приходило в порт — то с сожженным котлом. Получи­ ли мы срочное задание — ра­ зобраться с этим и одновре­ менно найти эффективный способ очистки котлов. Попов работал. Мало того, что при­ менил магниты для очистки, но и создал из этих самых магнитов медицинский аппа­ рат, который в принципе одо­ брили бассейновые медики. Мы Попова ценим, уважа­ ем. И он знает это. Но все-та­ ки наука в социалистическом обществе обусловливается прежде всего коллективным творчеством. Я недавно изу­ чал ленинградский опыт по улучшению труда и мате­ риальной заинтересованно­ сти инженеров. Пришел к выводу, что это единственно правильный путь. Вот на объ­ единении «Ленинградский электромеханический завод» раньше было так: отдел кон­ структора, отдел технолога и научно - исследовательский. Теперь всех реорганизовали в творческие группы, куда вхо­ дят и первые, и вторые, и третьи, причем к ним присое­ диняются и рабочие. Все на хозрасчетном начале. Что по­ лучилось? Сразу же убрали «балласт» — зарплата уволен­ ных автоматически переходит в фонд отдела. Чем меньше там будет людей и чем быст­ рее они сделают задание — тем больше получат. Прибав­ ка ощутимая, до 100— 150 р уб ­ лей. Думаю с нового года пе­ ревести один или несколько отделов ЦПКТБ на такую си­ стему. Но здесь, на Севере, своя специфика. И если ле­ нинградцев можно прельстить большой заработной платой, то для нас 300 рублей — обыч­ ные деньги. Это одна пробле­ ма. Вторая — куда устраи­ ваться на работу аутсайде­ рам? В М урманске трудоуст­ роиться сложно. КОРР. — K jk вы считаете, у вас творческий ко л л е кти в ? А. В. Анцевич. — Судите са­ ми о наших возможностях по информации к тексту. Но, ду­ маю, можем, должны и б у ­ дем работать лучше. И как одно из самых важных усло­ вий этого — создание хоро­ шего психологического клима­ та в коллективе. Н А ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ по всей стране прошел День пропа­ гандиста. О том, как провели этот день на рыбокомбина­ те, рассказывает заведующая кабинетом политпросвещения В. В. Удальцова. ..И ВРУЧАЛИ ГРАМОТЫ Накануне праздника я не спала целые сутки. Недавно закончился ремонт, и до по­ следнего момента комната бы­ ла похожа на разоренный м у­ равейник — книги, книги... Везде, даже на полу. Мебель получили только что, надо было успеть уложить все по­ собия, вымести послеремонт- ный мусор. Времени не хва­ тало. И мебели, кстати, тоже до сих пор мало. Некуда де­ вать подшивки, книги, плака­ ты... Торжественная часть назна­ чена на четыре часа. Рассор­ тировываю подарки — худо­ жественную литературу. По­ том приехала продавец из книжного магазина. Хлопоты по устройству ларьков и бу­ фета в фойе... Скоро начало. Постепенно приходят люди. Вот Екатерина Ивановна Тара­ сова, Юрий Григорьевич Ха­ мов — директора заводов. Пронина чего-то нет... Вооб- ще-то мы очень гордимся, что удалось привлечь руководи­ телей к обучению в системе марксистско - ленинского об- разования^ Они ведут заня­ тия грамотно, ну и потом это контакт с рабочими. На парт­ коме отметили как недоста­ ток, что ни один из замести­ телей генерального директо­ ра комбината В. Ф . Зеленско­ го не принимает участия в учебе. В этом году они стали «учителями». Но, конечно, не только руководящее звено наши кадры. М ного инженеров, мастеров читают лекции, ве­ дут практические занятия. Есть молодые пропагандисты, такие, как Л. А. Стукалова, Л. Н. Сухова. А тех, кто ни разу не сталкивался с идео­ логической работой, мы за­ крепляем за опытными лекто­ рами. И называем это — опорные школы. Так... Уже почти все, кому давались приглашения, в сбо­ ре. И в четыре часа День про­ пагандиста начался. Я не слу­ чайно сказала вначале — праздник. Действительно, не семинар, не совещание. А просто встреча, чтобы еще раз высказать теплые слова, поблагодарить, чтобы вручить грамоты и подарки. И грамоты вручали. И назы­ вали лучших. Жаль, что не все вернулись из отпусков, — много подарков у меня хра­ нится. Но ничего, выйдут на работу — поздравлю. Главное, чтобы люди пони­ мали, что в них верят, что в них нуждаются. Почему я вернулся в б р и г а д у К АК БЫ в профессиональ­ но-техническом училище хорошо нас ни обучали, все равно приходишь на судно и теряешься. Трудно сообра­ зить, что к чему, хотя, кажет­ ся, все знакомо. Потом уж освоишься, если в хорошую бригаду попадешь и сумеешь победить так называемый «комплекс выпускника ПТУ». Ведь в чем дело: на верфь, кроме нас, устраиваются и бывшие школьники, и люди без специальности. Они про­ ходят обязательные учебные курсы, а пока осваиваются, к ним требования не очень вы­ сокие. Мы же поступаем на завод зачастую с высокими разрядами — уже должны все знать. Требования к нам поэтому построже, нежели к другим новичкам. Но и мы на первых порах д опу­ скаем ошибки: производ­ ство — это не мастерская училища, здесь все иначе. А воспринимается это с осуж де­ нием. Начинаются конфликты, возникает «комплекс выпуск­ ника» — тебя считают челове­ ком, которого зря три года учили и все равно переучи­ вать надо. Очень важно в этот ■ момент не принять позицию обиженного, не броситься в крайность, не бездельничать показушно (мол, и так через месяц в армию уйду). Надо собраться с духом и доказать, что не зря учился. Здесь без помощи старших не обойтись. Сужу по себе. Мне, например, помогли. Я тоже пришел в цех не созсем уверенным, что смогу выпол­ нить работу по третьему раз­ ряду (а у меня был третий). Попал в бригаду Дмитрия Ф е ­ доровича Клища. Помню, очень радовался, что именно к нему. Я там практику еще проходил, ребята да и брига­ дир мне нравились. С покой­ ные, не насмешничают над новичком. Когда пришел в первый день на работу, Д. Ф . Клищ мне и говорит: «Все, Игорь, теперь ты не ученик, а рабо­ чий». И я сразу почувствовал, что на меня не косятся, как на неумеху, не будут упре­ кать, а потому смело взялся за работу. Взялся-то взялся... Да только чертеж прочитать не могу, больно заковыристый попался. Стыдно к бригадиру идти, но он сам заметил, что у меня дело не движется, по­ дошел: «Что у тебя?» Удивил­ ся, правда, что я чертеж не понял, но не сказал обидное: «Чему вас только в училище учат», а спокойно все мне рас­ толковал. И так несколько раз помогал, пока я не стал хоро­ шо разбираться в чертежах. И, знаете, как-то незаметно я слился с бригадой, стал дей­ ствительно не бывшим вы­ пускником, а рабочим. Когда в армию уходил, было ужас­ но жалко расставаться и с р е ­ бятами, и с Дмитрием Ф е д о ­ ровичем. Все время думал: отслужу — к ним же и вер­ нусь. Вот недавно демобили­ зовался — приняли как старо­ го знакомого. Сейчас у нас в бригаде проводит практику ученик третьего курса ГПТУ-12 Женя Федоров. Я, так сказать, его опекаю, чтобы он не почув­ ствовал себя лишним. Кто знает, может, это будущий член нашей бригады... И. ЕФРЕМЕНКО, рабочий корпусно-котельного цеха судоверфи. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШ ­ ЛЕНИЮ. Из выпускников ГПТУ-12, окончивших училище в 1981 году, после армии сер нулись на судоверфь 3 чело­ века. Из сыпуска 1982 года — 16 человек. Из выпуска 1983 года — 11. 4 октября 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz