Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.
............... ............................Г------------------------------ ~ • Человек и экономика • Читайте на полосе: Что для идеи надо — о создании в творческом коллективе благоприят ного психологического климата размышляет ди ректор ЦПКТБ А. В. Ан- цевич. Репортаж о проведе нии Дня пропагандиста на рыбокомбинате пере дает заведующая каби нетом политпросвеще ния комбината В. В. Удальцова. Как бригада помогла молодому рабочему два года назад преодолеть «комплекс выпускника ПТУ», вы узнаете, пр о читав материал И. Н. Ефременко. На рыбо комбинате с первого октября около 100 пропагандистов приступили к работе в 12-ти школах ос нов марксизма - ленинизма, партийного актива и в 26 школах комсомольского ак тива, в 31-й школе коммуни стического труда, в 12-ти школах конкретной экономи ки. Всего слушателей более 1500 человек. В X II пяти летке производственная про грамма рыбокомбината уве личится на 9,7 процента. Долг пропагандистов — по мочь коллективу выполнить эту задачу. Ц П К Т Б п р и с у ж д е н по итогам соцсоревнования смежников за девять месяцев прошлого года — перехо дящий приз. По личным творческим пла нам во второй группе предприятий Север ного бассейна за прошлый год — первое место. На областном смотре научно - тех нического творчества молодежи в 1984 го ду секция АСУ заняла все призовые места. Работа, посланная на ВДНХ в 1985 году, удостоена одной серебряной и трех бронзовых медалей. МЕТОДЫ? ОНИ РАЗНЫЕ СЕСЕДА С ДИРЕКТОРОМ ЦПКТБ — одного из ведущих в от- М расли Северного бассейна проектных учреждений — А. В. Анцевичем была необычной. Наш корреспондент предло жил вариант игры. Вместо вопроса Александру Васильевичу предлагался тезис — квинтэссенция какой-нибудь из теорий уп равления. А. В. Анцевич должен был согласиться с ней или нет, но постараться подтверждать свои слова примерами из жизни учреждения, которое он возглавпяет. А в итоге получился раз говор о том, какие из факторов наиболее благоприятствуют творческому процессу в ЦПКТБ. КОРР. — Новая идея долж на всегда расцениваться нан хо рошая, А аж е если она н и ко г да не будет реализована. До- назано, что если руководитель воздерж ится от лю бы х оценок при зарождении идеи, то их впоследствии возникнет м акси мальное ноличество, и он за- -.тем получает возм ож ность вы- •вора. А. В. Анцевич. — Это верно. Любое предложение о новых разработках, с которыми зна комят меня начальники отде лов, воспринимаю спокойно. Даже если интуитивно чув ствую, что где-то оно не про думано до конца. Обычно по ступаем так: предлагаю «сом нительную» идею немнож ко проработать, очертить круг проблем, оконкретизировать. Чаще всего автор в процессе работы сам обнаружит «про кол». Hoi Но ведь все это время мысли его «работали», он искал нужное направление — а это само по себе уже не впустую затраченное вре мя. И как результат — выда ется вторая идея, более точ ная. Что нам и требуется. КОРР. — Один из ф акторов управления — намеренное по- ,л!щрение различны х мнений и Л ротиворечий. Это ведет н раз нообразию идей, подходов, устраняет их м онополизацию , см ертельную для творческого процесса. А. В. А нцесич. — Я активно использую этот метод в рабо те. Он очень действен. Вспо минаю то время, когда трало вый флот получил БАТы ти па «Горизонт». Помните, там глсзные двигатели оказались с заг.одским браком — трещи нами. По ЦПКТБ была объяв лена задача: «Предлагайте все! Самые фантастически!? идеи». Принималось любое предложение А чего только не было: и различные под крепления, и сварка... Выбрали на первый взгляд самую не лепую — пусть плавают с трещинами. Ко эту идею кон структоры обосновали и про думали. А пока суда плавали — дополнительно проверили конструкцию , расчеты, прове ли специальные исследова тельские испытания. Время мы выиграли. Нам даже удалось доказать фир ме - изготовительнице ее по грешность, и она изменила конструкцию слабых узлов двигателей. А это гораздо важнее, нежели бы начали ис кать в другом направлении. КОРР. — Творческом у про цессу препятствует принятие от молодого ко н стр укто р а са мой первой удачной идеи. Счи тается, что после этого твор ческий процесс прекратится. А. В. Анцевич. — Ну, это навряд ли. Наоборот, моло дые не должны чувствовать, что они вынуждены пробивать лбом стенку. В противном случае они перестанут выда- ‘ вать идеи либо уйдут в дру гую организацию. Нет, я — против. Но считаю, что мнимым сомнением «разжечь» специа листа можно. Когда мне пред лагают какой-либо вариант и я вижу, что он в общем-то годится, все равно высту паю в роли противника. Толь ко для того, чтобы меня и опровергли. Особенно при спорах с молодыми коллега ми. КОРР. — Несмотря на ко л легиальность научного творче ства, новые идеи генерирую т ся, нан правило, конкретн ой личностью , а не коллективом . Поэтому в исследовательских колл екти вах особенно важ но поощ рять прежде всего и н д и видуальны е результаты . А. В. Анцесич. — Как вам сказать... В любом коллективе есть самородки, люди талант ливые, как__го':орится, «от б о га». Такие, как, например, А. Е. Попов из отдела технических исследований и эксплуатации флота. Я уже не говорю : «он если берется — то выполня ет», ибо если он берется, то из одного задания выудит десять тем и разработает их. Этот человек постоянно на стадии изобретения. Была у нас одно время долгая «ко тельная» эпопея. Что ни суд но приходило в порт — то с сожженным котлом. Получи ли мы срочное задание — ра зобраться с этим и одновре менно найти эффективный способ очистки котлов. Попов работал. Мало того, что при менил магниты для очистки, но и создал из этих самых магнитов медицинский аппа рат, который в принципе одо брили бассейновые медики. Мы Попова ценим, уважа ем. И он знает это. Но все-та ки наука в социалистическом обществе обусловливается прежде всего коллективным творчеством. Я недавно изу чал ленинградский опыт по улучшению труда и мате риальной заинтересованно сти инженеров. Пришел к выводу, что это единственно правильный путь. Вот на объ единении «Ленинградский электромеханический завод» раньше было так: отдел кон структора, отдел технолога и научно - исследовательский. Теперь всех реорганизовали в творческие группы, куда вхо дят и первые, и вторые, и третьи, причем к ним присое диняются и рабочие. Все на хозрасчетном начале. Что по лучилось? Сразу же убрали «балласт» — зарплата уволен ных автоматически переходит в фонд отдела. Чем меньше там будет людей и чем быст рее они сделают задание — тем больше получат. Прибав ка ощутимая, до 100— 150 р уб лей. Думаю с нового года пе ревести один или несколько отделов ЦПКТБ на такую си стему. Но здесь, на Севере, своя специфика. И если ле нинградцев можно прельстить большой заработной платой, то для нас 300 рублей — обыч ные деньги. Это одна пробле ма. Вторая — куда устраи ваться на работу аутсайде рам? В М урманске трудоуст роиться сложно. КОРР. — K jk вы считаете, у вас творческий ко л л е кти в ? А. В. Анцевич. — Судите са ми о наших возможностях по информации к тексту. Но, ду маю, можем, должны и б у дем работать лучше. И как одно из самых важных усло вий этого — создание хоро шего психологического клима та в коллективе. Н А ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ по всей стране прошел День пропа гандиста. О том, как провели этот день на рыбокомбина те, рассказывает заведующая кабинетом политпросвещения В. В. Удальцова. ..И ВРУЧАЛИ ГРАМОТЫ Накануне праздника я не спала целые сутки. Недавно закончился ремонт, и до по следнего момента комната бы ла похожа на разоренный м у равейник — книги, книги... Везде, даже на полу. Мебель получили только что, надо было успеть уложить все по собия, вымести послеремонт- ный мусор. Времени не хва тало. И мебели, кстати, тоже до сих пор мало. Некуда де вать подшивки, книги, плака ты... Торжественная часть назна чена на четыре часа. Рассор тировываю подарки — худо жественную литературу. По том приехала продавец из книжного магазина. Хлопоты по устройству ларьков и бу фета в фойе... Скоро начало. Постепенно приходят люди. Вот Екатерина Ивановна Тара сова, Юрий Григорьевич Ха мов — директора заводов. Пронина чего-то нет... Вооб- ще-то мы очень гордимся, что удалось привлечь руководи телей к обучению в системе марксистско - ленинского об- разования^ Они ведут заня тия грамотно, ну и потом это контакт с рабочими. На парт коме отметили как недоста ток, что ни один из замести телей генерального директо ра комбината В. Ф . Зеленско го не принимает участия в учебе. В этом году они стали «учителями». Но, конечно, не только руководящее звено наши кадры. М ного инженеров, мастеров читают лекции, ве дут практические занятия. Есть молодые пропагандисты, такие, как Л. А. Стукалова, Л. Н. Сухова. А тех, кто ни разу не сталкивался с идео логической работой, мы за крепляем за опытными лекто рами. И называем это — опорные школы. Так... Уже почти все, кому давались приглашения, в сбо ре. И в четыре часа День про пагандиста начался. Я не слу чайно сказала вначале — праздник. Действительно, не семинар, не совещание. А просто встреча, чтобы еще раз высказать теплые слова, поблагодарить, чтобы вручить грамоты и подарки. И грамоты вручали. И назы вали лучших. Жаль, что не все вернулись из отпусков, — много подарков у меня хра нится. Но ничего, выйдут на работу — поздравлю. Главное, чтобы люди пони мали, что в них верят, что в них нуждаются. Почему я вернулся в б р и г а д у К АК БЫ в профессиональ но-техническом училище хорошо нас ни обучали, все равно приходишь на судно и теряешься. Трудно сообра зить, что к чему, хотя, кажет ся, все знакомо. Потом уж освоишься, если в хорошую бригаду попадешь и сумеешь победить так называемый «комплекс выпускника ПТУ». Ведь в чем дело: на верфь, кроме нас, устраиваются и бывшие школьники, и люди без специальности. Они про ходят обязательные учебные курсы, а пока осваиваются, к ним требования не очень вы сокие. Мы же поступаем на завод зачастую с высокими разрядами — уже должны все знать. Требования к нам поэтому построже, нежели к другим новичкам. Но и мы на первых порах д опу скаем ошибки: производ ство — это не мастерская училища, здесь все иначе. А воспринимается это с осуж де нием. Начинаются конфликты, возникает «комплекс выпуск ника» — тебя считают челове ком, которого зря три года учили и все равно переучи вать надо. Очень важно в этот ■ момент не принять позицию обиженного, не броситься в крайность, не бездельничать показушно (мол, и так через месяц в армию уйду). Надо собраться с духом и доказать, что не зря учился. Здесь без помощи старших не обойтись. Сужу по себе. Мне, например, помогли. Я тоже пришел в цех не созсем уверенным, что смогу выпол нить работу по третьему раз ряду (а у меня был третий). Попал в бригаду Дмитрия Ф е доровича Клища. Помню, очень радовался, что именно к нему. Я там практику еще проходил, ребята да и брига дир мне нравились. С покой ные, не насмешничают над новичком. Когда пришел в первый день на работу, Д. Ф . Клищ мне и говорит: «Все, Игорь, теперь ты не ученик, а рабо чий». И я сразу почувствовал, что на меня не косятся, как на неумеху, не будут упре кать, а потому смело взялся за работу. Взялся-то взялся... Да только чертеж прочитать не могу, больно заковыристый попался. Стыдно к бригадиру идти, но он сам заметил, что у меня дело не движется, по дошел: «Что у тебя?» Удивил ся, правда, что я чертеж не понял, но не сказал обидное: «Чему вас только в училище учат», а спокойно все мне рас толковал. И так несколько раз помогал, пока я не стал хоро шо разбираться в чертежах. И, знаете, как-то незаметно я слился с бригадой, стал дей ствительно не бывшим вы пускником, а рабочим. Когда в армию уходил, было ужас но жалко расставаться и с р е бятами, и с Дмитрием Ф е д о ровичем. Все время думал: отслужу — к ним же и вер нусь. Вот недавно демобили зовался — приняли как старо го знакомого. Сейчас у нас в бригаде проводит практику ученик третьего курса ГПТУ-12 Женя Федоров. Я, так сказать, его опекаю, чтобы он не почув ствовал себя лишним. Кто знает, может, это будущий член нашей бригады... И. ЕФРЕМЕНКО, рабочий корпусно-котельного цеха судоверфи. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШ ЛЕНИЮ. Из выпускников ГПТУ-12, окончивших училище в 1981 году, после армии сер нулись на судоверфь 3 чело века. Из сыпуска 1982 года — 16 человек. Из выпуска 1983 года — 11. 4 октября 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz