Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.

нишу в полном составе — очень уж непростое это дело совмещать учебу с морскими профессиями, семейными и другими заботами взрослых отучился... Три года позади, и вот он — последний экзамен! Пре­ дельно сосредоточен Борис Иванович (на снимке внизу Юрию • 6 октября-Дет учителя • он за первой партой) — на­ до суметь показать нелегкий путь Кондрата Майданнико- ва к новой жизни... Солидный мужчина за по­ следней партой у окна, сов­ сем по-мальчишечьи намор­ щив нос, сосредоточенно пе­ релистывает «Поднятую це­ лину», отыскивая нужные ци­ таты. Время от времени он отрывается от своего серь­ езного занятия и оглядыва­ ет одноклассников — как они себя чувствуют. Влади­ мир Владимирович Евсюков — механик-водитель, рабо­ тает в тресте «Арктнкмор- иефтегазразведка», староста класса. Он привык беспоко­ иться о товарищах, помогать учителям в организации за­ нятий. Уважают его здесь, за силу воли, упорство, внима­ ние к людям. Ему, как и Бо­ рису Ивановичу Фадееву, удалось закончить школу без «троек». Так что дочь- первоклашка может брать с отца пример. Собираясь в школу утром первого сентяб­ ря, она была очень горда тем, что теперь школьница, пает н а . заочное отделение мореходного училища имени И. И. Месяцева. — В Мурманск приехал два года назад, — говорит он, — устроился в тралфлот и сразу же пришел в 10-й класс заочной школы моря­ ков. Повезло мне с классом, очень серьезные, трудолюби­ вые люди в нем собрались. С такими не пропадешь. Бу­ ду учиться дальше, выбрал специальность мастера добы­ чи. Жена тоже учится заочно на юридическом факультете. Так что будем друг другу помогать. 11-й «В » — шестнадцать взрослых людей, совсем мо­ лодых. и с поседевшими ви­ сками, разных по характеру, обремененных семейными за­ ботами или нет: добросовест­ нейший Геннадий Викторо­ вич Оскарев, веселый, стара­ тельный Рашид Ильясов, по- южному упорный Элхан Ах­ медов, тонкий, интеллигент­ ный Владимир Хайчин, лю­ битель и знаток поэзии В а­ лентин Семенович Петрушин, ШКОЛЛ ВЕЗ КАНИКУЛ Одиннадц атый Ох и нелегкое же это де­ ло — экзамены. Пожалуй, легче две вахты кряду отсто­ ять, чем написать сочинение. Тишина в классе — идет по­ следний экзамен за курс средней школы. Только не торопись, дорогой читатель, с возмущением отодвинуть в сторону газету — дескать, залежался материал. Речь идет о школеГ в которой пет летних каникул. И выпуск­ никам ее не придется ре­ шать, какую дорогу в жизни выбрать, кем стать. Все они, как принято говорить, люди прн деле, а среднее образо­ вание получают, вернее ска­ зать, уже получили в за­ очной школе моряков. Все шестнадцать человек, зачис­ ленные в 11-й «Б » 1 сен­ тября 1984 года, получили аттестаты о среднем образо­ вании. Увы, не каждый класс ЭТОЙ школы n D iix o m iT к rhu- людей. Например, у Бориса Ивановича Фадеева, матроса «Мурманрыбпрома», дочь за­ кончила школу два года назад, сын — в седьмом. — Так что сына хоть пе­ регоняю, — шутит он, — и то ладно. Мон домочадцы хотят, чтобы я и дальше учился. А в школу попал в общем-то почти случайно. Руководство, учитывая мой довольно солидный возраст, особо не настаивало. Как-то перед выходом в рейс при­ шла к нам на судно учитель­ ница и стала отчитывать од­ ного моего товарища, что он не сдал какие-то зачеты. Очень неловко тот себя чувствовал, мне его даже жалко стало. Ладно, — го­ ворю, — хватит человека ругать, пишите лучше меня в свою школу. Сказал да и забыл, а из рейса вернулись, так, мол, и так, Борис Ива­ нович, — говорят мне, — в школу вызывают. Вот так я и стал школьником в свои сорок лет. Отучился год в девятом, вроде бы и бросать неудобно: как начатое дело Л п п г 'ы т п и ? Т о т / ГИТ г>Г»ПО ТТ как и папа. Теперь Владимир Владимирович Евсюков го­ товится стать студентом ин­ ститута железнодорожного транспорта. Наверное, это удастся — человек он '~ч настойчивый и добро- экзамены и г тралового флота Белявину. Он посту- трудолюбивый Николай Опя- кин, у которого день получе­ ния аттестата о среднем об­ разовании (снимок в центре) совпал с другим очень важ­ ным и радостным событием, — за аттестатом он прибе­ жал прямо из загса, тор­ жественный и счастливый. — Искренне уважаю этих людей, — говорит классный руководитель 11-го «Б » Ли- реклоняюсь перед их упор­ ством н трудолюбием. Класс подобрался замечательный. Честные труженики, порядоч­ ные люди — словом, поболь­ ше бы таких. Я благодарна им за их трудолюбие, на­ стойчивость. желание узна­ вать и учиться. Учить здесь, конечно же, непросто, но... Этимя живу, это мое счастье На экзамене она заметно нервничала, И не только по­ тому, что'сдавали ее пред­ мет, — переживала за ребят, так она привыкла называть учеников еще в обычной школе. У одного в семье не­ ладно, у другого сердце по­ шаливает, третий может со­ рваться... Лидия Ивановна Малышева (снимок вверху) знает каждого своего учени­ ка, старается проникнуться всеми их заботами. Надо очень любить людей, чтобы с таким терпением, чутко­ стью подходить к своим по­ рой замотанным, нервным ученикам. И они отвечают ей искренним уважением, дове­ ряя самое сокровенное. «Че­ ловек души», «настоящий учитель, наставник с боль­ шой буквы», «удивительный, прекрасный человек», «по­ больше бы таких учителей» — эти слова, сказанные уче­ никами в адрес Лидии Ива­ новны, как говорится, не требуют комментарий В ав­ густе исполнилось 25 лет педагогической деятельности Л. И. Малышевой — учи­ тельницы русского языка и литературы заочной школы моряков, отличника народно­ го просвещения Р С Ф С Р . В эту школу она перешла в 1976 году. Только не смогла бросить сразу свой 10-й в дневной школе. Практиче­ ски тайком от новой админи­ страции продолжала работать и там. 28 мая она принима­ ла экзамен у заочников, а 1 июня писали сочинение ее ребята в школе № 18. Уста­ вала, конечно же, ужасно, но не могла оставить свой класс. Все они закончили вузы и техникумы, приоб­ рели рабочие профессии, об­ завелись семьями, но по- прежнему любят собираться за чаем в доме своей учитель­ ницы, не забывают поздра­ вить ее с праздником. С иск­ ренней теплотой и благодар­ ностью вспоминают о ней и моряки — выпускники заоч­ ной ШК0Л]Ы. — Благодаря Лидии Ива­ новне я открыл для себя - Горького и Маяковского, по- другому стал читать книги, — говорит Б. И. Фадеев. — Многого раньше не понимал, а потому и не любил. Нель­ зя нечестно относиться к уче­ бе, когда вйдишь, как выкла­ дывается учитель. Все мы люди взрослые, прекрасно понимаем, что и у Нее не все бывает гладко в жизни; но на уроке она всегда Учи­ тель и человек добрый и вни­ мательный. За каждого пе­ реживает, старается помочь, посоветовать, да и просто t у утешить. Очень это важно в нашей стремительной жизни успевать не только дело свое хорошо делать, но и в душу человеку заглянуть. Лидии Ивановне это удается. В каждом из своих «ре­ бят» она прежде всего видит хорошее — настойчивость, трудолюбие, честность... Были срывы у одного из самых молодых в классе: то к занятиям совершенно не готов, а то и вообще про­ гуляет. Хотя второе в ЗШ М — большая редкость. З а по­ сещаемостью четко следят и в школе, и по месту работы учеников. Прогулял занятия в школе — получай прогул в рабочем табеле со всеми последствиями, такими, на­ пример, как не очень-то при­ ятная беседа в кабинете дис­ циплины, а то и увольнение. Очень уж не хотелось учите­ лям «терять» парня. Не оста­ лись в стороне и одноклас­ сники. Закончил он школу. И хотя, получив аттестат, улыбался несколько снисхо­ дительно — подумаешь, де­ скать, эка невидаль, свети­ лась в его глазах радость. Поначалу ' шарахались ве­ ликовозрастные школьники от ее руки — никак не из­ бавиться Лидии Ивановне от этой привычки: одного по голове погладить, другому доверительно руку па плечо положить. А потом привык­ ли — ведь и взрослому по­ рой очень хочется быть ма­ леньким. — Это человек, излучаю­ щий энергию, она отдает ду­ шу школе, и это невозможно не ценить. Искренне ей бла­ годарен за то, что моя лю­ бовь к литературе, поэзии стала умнее и богаче, — го­ ворит В. С. Петрушин. 25 августа заочной школе моряков исполнилось 30 лет. Десятки тысяч моряков по­ лучили здесь среднее обра­ зование, затем продолжили учебу. С благодарностью вспоминают . они своих учи­ телей, научивших их учить­ ся, отдававших им частицу своей души. Думаю, они под­ писались бы под этими сло­ вами: с праздником вас, с Днем учителя, дорогие учи­ теля. Спасибо вам за ваш в веках прославленный труд. Ю. КРАСЬКО. Фото В. КОРЕЦКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz