Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.
В странах Северной Еёропы Ф и н л ян д и я Норвегия ЕСЛИ ВАМ ПРЕДЛОЖАТ ПОСЕТИТЬ столицу морских нефтя- ^ ников Азербайджана — промысел Нефтяные Камни, — воспользуйтесь не вертолетом, хотя на это уйдет и меньше времени, а комфортабельным лайнером. Построенный на су доверфях Финляндии по заказу Советского Союза, он еже дневно доставляет в этот неповторимый город на Каспии ра- бочих-нефтяников, инженеров, шоферов, поваров, строителей и парикмахеров. Пассажирам не приходится скучать во время рейса: на борту можно посмотреть новый фильм, скоротать часы в библиоте ке или в буфете за стаканом ароматного чая. Если же остаться на палубе, то можно увидеть, как «работает» Каспий, на долю которого приходится две трети нефти и более 90 процентов газа, добываемых в Азербайджане. виде. Вскоре в Астрахань, где ведется его сборка, при дет «Титан-4», тоже построен ный корабелами дружествен ной страны. Специалисты от» мечают, что имеются хоро шие перспективы для разви тия и расширения партнерских связей СССР и Финляндии в освоении богатств Каспия. Это подтвердила и прошедшая в Баку выставка, на которой финские фирмы показали от личное оборудование, новей* НАДЕЖНОЕ ПАРТНЕРСТВО Среди современных техни ческих средств, используе мых для освоения глубоко водных районов, — плавучие буровые установки. Они по зволяют нефтяникам республи ки проникать за 200-метровую толщу воды. Первую из трех ныне действующих на Каспии установок изготовили в Фин ляндии. По сути дела, бурови ки получили в свое распоря жение целый завод, оснащен ный современным проходче ским оборудованием, ком пьютерной техникой, автоном ной электростанцией, пекар ней, прачечной, есть здесь складские и ремонтные по мещения. Чтобы успешно эксплуати ровать установки на «боль шой» воде, нужны специаль ны® суда. И здесь на выручку пришли финские корабелы, изготовившие для Каспия шесть так называемых судов снабжения. Они способны вый ти в море в любой шторм, обеспечивают нефтяников прес ной водой и химическими реагентами, трубами и топли вом. Экипажи этих судов уча ствуют также в транспорти ровке плавучих буровых уста новок с одной «точки» на другую, доставляют на мате рик контейнеры с разбурен ной породой. Недавно в Астрахань до ставлен плавучий кран-катама ран «Титан-3» грузоподъемно стью 600 тонн, построенный по заказу Советского Союза на верфях «Вяртсиля». Это самый большой в мире кран катамаранного типа, он пред назначен для ведения строи тельных работ на нефтегаза» пых месторождениях Каспий ского моря. Согласно реше ниям XXVI съезда КПСС в нынешнем году в Баку завер шено сооружение завода глу боководных оснований. Он бу дет выпускать стальные ост рова — платформы для бу рения скважин на участках моря глубиной до 200 мет ров. С пуском нового пред приятия возрастет объем строительно . монтажных ра бот на море, и команда «Ти тана» примет в них самое ак тивное участие. Финляндия поставила «Ти тан» в СССР в разобранном «Вяртсиля» строит первый атомоход ЛъИНСКАЯ ФИРМА «ВЯРТСИЛЯ» приступила к строительству Ч ' мелкосидящего атомного ледокола, предназначенного для работы на реках Сибири и Крайнего Севера. «Вяртсиля» — давний деловой партнер Советского Союза. Недавно исполни лось пятьдесят лет этого сотрудничества. По советским зака зам здесь построено более 470 различных судов, в том числе немало морских, речных и портовых ледоколов. И вот теперь — еще один заказ на постройку двух мелкосидящих атомных ледоколов. «Таймыр» — так будет называться первое судно новой серии — сравнительно небольшое, длиной около 100 метров и осадкой всего 8 метров судно, способное развивать мощность 52 тысячи лошадиных сил. Один из ведущих специалистов «Вяртсиля» Нильс-Еран АН- ДЕРССОН рассказывает: — Финляндия стала первой Ц на Западе страной, строящей мелкосидящие атомные ледо колы. Проектные работы по «Таймыру» велись ■ тесном контакте с советскими специа листами, с учетом их опыта строительстве ледоколов е атомными силовыми установка ми, а также опыта эксплуата ции таких судов. Модельные испытания были проведены в новом, недавно построенном опытном бассейне арктиче ского исследовательского цен тра нашей фирмы — крупней шем в мире. Они подтверди ли правильность расчетов су достроителей. Между заказчиком и испол нителем осуществляется ши рокая кооперация. Советские предприятия поставляют фин ским корабелам необходимое Оборудование — ядерные ре акторы, турбины, другие ком поненты. Скажем, после ис следований различных типов шие технические средства для работы в открытом море. Разделенные тысячами кило метров суши, Финляндия и Азербайджан надежно связа ны водными артериями. Вот уже два десятилетия совет ские суда типа «река-море», загрузившись * финских пор тах, перевозят, например, t Иран лес, целлюлозу, обору* дование. Зимой, когда зами рает движение по главной реч. ной улице России — Волге, грузы из Финляндии поступа ют в Баку по железной доро ге, а затем часть, из них до ставляется иранской стороне судами каспийского пароход ства, другая — по стальным магистралям, связывающим Азербайджан е Ираном. Сегодня на многих пред приятиях республики можно встретить продукцию финских заводов и фирм. Вот лишь несколько примеров. На по- грузочно - разгрузочных ра ботах в бакинском порту от лично зарекомендовали себя автопогрузчики. Для химиче ского комбината в городе Сум гаите предназначена техноло гическая линия по выпуску по лиэтиленовых пакетов. Во мно гих крупных универсамах Ба ку и других городов Азербай джана смонтировано финское торговое оборудование. Что касается Азербайджана, то он поставляет северному соседу СССР нефтепродукты, элек тродвигатели, сухие трансфор. маторы, ковры и другие из делия. Недавно в Баку побывали представители фирмы «Хурре», специализирующ ейся на строи тельстве хранилищ для ово щей и ф руктов, складов - хо лодильников, вы пуске зданий- модулей из л е гки х ко н с тр у к ций. Тольно за последние три — четы ре года фирма заклю чила ряд кон тр акто в с советскими организациям и. В частности, на поставну завода по пере работке оленьего мяса в Но рильске, овощ ехранилищ для Вильню са, строительство пло доовощ ны х м агазинов в Тбили си, Киеве, Ташненте, сооруж е ние ж и л ы х поселков для стро ителей газопроводов. На переговорах с представи телями «Хурре» рассматрива лись возм ож ности з а ку п ки обо рудования и технологических линий для предприятий пищ е вой и плодоовощной пром ыш ленности республики, ком плекса ж и л ого поселка для Строителей А зербайдж анской атомной электростанции. Не первы й год ведется об мен научной литературой меж ду Академией н аук Азербай дж ан ской ССР и различным и Обществами и университетам и Хельсинни и д р уги х ф и нски х городов. Только в минувш ем году из Бану в Ф инляндию были отправлены н ни ги _ и ж урн алы 140 наименований. Сотрудничество м е ж д у СССР и Финляндией приносит зримые плоды, способствует упрочению взаимопонимания между народами наших стран. Подобное сотрудничество еще раз доказывает возмож ность и большую выгоду тес ных экономических контактов между странами с различным государственным строем. р. ШУКЮРОВ, сов. корр. АПН. в. Баку. Как спасти «Экофиск С ОГЛАСНО недавно опуб ликованному заключению норвежского судового реги стра «Веритас», в районе неф тяных разработок «Экофиск» в Северном море зарегистри ровано опасное опускание морского дна. С того момен та, как нефтекомпания «Фи липс» начала добычу здесь нефти и газа, морское дно уже опустилось на два метра и сейчас «тонет» со скоростью четыре сантиметра в месяц. Если процесс будет продол жаться с такой же скоростью, то это грозит в случае шторма серьезными разрушениями размещенным здесь буровым платформам. По мнению «Веритас», во из бежание катастрофы можно было бы повысить на пять метров уровень палубы буро вых платформ. Но этот про ект слишком дорог. Предлага ется также загонять обратно • подземный резервуар газ через буровые скважины и прекратить нефтедобычу в зимние месяцы — период наи большей вероятности здесь штормовой погоды. Положе ние усугубляется и тем, что «Экофиск» — пункт пересе чения газопроводов на нор вежском континентальном шельфе, по которым течет весь экспортируемый Норве гией газ. Осло. В. ВАРЕНОВ, соб. корр. АПН. стали для корпусов этих су дов было решено использо вать советскую сталь специаль ной марки. У нее наиболее удачно сочетаются прочност ные показатели с требования ми по ударной вязкости при низкой температуре. Обе стороны считают, что выполнение этого заказа — не только чисто техническая проблема и не только взаи мовыгодная коммерческая сделка. Строительство поляр ных атомоходов в Финляндии по советскому заказу — это еще одно свидетельство пло дотворности добрососедских отношений между странами е различными социальными си стемами. В первой половине следую щей пятилетки «Таймыр» бу дет сдан заказчику. А. ВОЛОДИН. (АПН). Р ЕЗКМЯ ПРОТЕСТ про. ■L грессивной общественно - ста скандинавских стран выз вали крупномасштабные ма невры объединенных военно- морских сил НАТО под кодо вым названием «Балтопс-85», которые проходили в аквато рии Балтийского моря, про ливах Каттегат и Скагеррак. Н а снимке: норвежская по лиция блокирует от участни ков демонстрации протеста подступы, к линкору «Айова», зашедшему в порт Осло. Телефото АП—ТАСС. Нежелательные воспоминания В этом году мы вспомина ем вторую мировую войну и разгром гитлеровского на цизма. Вспоминаем не толь но для того, чтобы отдать должное истории, — многое из событий сорокалетней давности касается нас, ж и вущих в восьмидесятые го ды. - Группа шведских граждан, которые подвергались пре следованиям по политиче ским причинам в годы вто рой мировой войны, обрати лась с письмом к правитель ству, в котором содержится требование реабилитировать их добрые имена. Парадок сально, но факт: в течение э-тих четырех десятилетий эти люди продолжали оста ваться «неблагонадежными» из-за того, что отвергали... нацизм. Речь идет о принятом р и кс дагом в 1940 году чрезвы чай ном законе, в соответствии с которы м были созданы та к на зываемые «рабочие роты», по сути являвшиеся лагерями для интернированны х шведов. Здесь люди ж и л и в деревян ны х бараках, мало приспособ ленны х для ж илья помещ ени ях, в районах, где морозы до стигали сорока градусов. Здесь ж е они выполняли пр ин уд и тельны е работы. Основанием для отправки в такой лагерь служ ила не только принадлеж ность к ком партии — в «ра бочие роты » попадали и син д икалисты , и социал - демо краты , и просто те. кто при держивался антиф аш истских взглядов. Иными словами, в нейтральной Ш веции за нело яльность к Гитлеру отправля ли в лагеря. Представление об обстановке тех лет в стране дает вы сказы вание бывшего главного редактора газеты «Ню даг» Густава Юханссона: «Ш ве ция теперь имеет так много чрезвы чайны х законов, что Гитлеру не понадобилось бы издавать новые, если бы он о ккупи ро вал страну». Два года назад в Швеции вышла книга Карла Мулина «Домашняя война». И з фак тов, приведенных в ней, сле дует. что лица, попавшие в «списки неблагонадежных» шведской полиции безопас ности, были бы приговорены к смерти, если бы Гитлер вошел в Швецию . А таких было десятки тысяч. Но Гитлер не вошел в Швецию , ему помешал Сталинград, сорвавший планы оккупации этой страны. Сорок с лишним лет на зад это все было «нормой» политической жизни. Но что происходит сегодня? Почему антифашисты в течение че тырех десятилетий после раз грома гитлеровского нациз ма продолжают оставаться «опасными для государства». И, кстати, не в одной Ш в е ции. До сих пор под особым контролем полиции находит ся часть норвежских патрио тов, которые в годы о ккупа ции боролись против фаши стов в партизанах на своей земле. О. ВАКУЛОВСКИЙ. (АПН). РЫБНЫЙ МУРМАН 25 октября 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz