Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.

В странах Северной Еёропы Ф и н л ян д и я Норвегия ЕСЛИ ВАМ ПРЕДЛОЖАТ ПОСЕТИТЬ столицу морских нефтя- ^ ников Азербайджана — промысел Нефтяные Камни, — воспользуйтесь не вертолетом, хотя на это уйдет и меньше времени, а комфортабельным лайнером. Построенный на су­ доверфях Финляндии по заказу Советского Союза, он еже­ дневно доставляет в этот неповторимый город на Каспии ра- бочих-нефтяников, инженеров, шоферов, поваров, строителей и парикмахеров. Пассажирам не приходится скучать во время рейса: на борту можно посмотреть новый фильм, скоротать часы в библиоте­ ке или в буфете за стаканом ароматного чая. Если же остаться на палубе, то можно увидеть, как «работает» Каспий, на долю которого приходится две трети нефти и более 90 процентов газа, добываемых в Азербайджане. виде. Вскоре в Астрахань, где ведется его сборка, при­ дет «Титан-4», тоже построен­ ный корабелами дружествен­ ной страны. Специалисты от» мечают, что имеются хоро­ шие перспективы для разви­ тия и расширения партнерских связей СССР и Финляндии в освоении богатств Каспия. Это подтвердила и прошедшая в Баку выставка, на которой финские фирмы показали от­ личное оборудование, новей* НАДЕЖНОЕ ПАРТНЕРСТВО Среди современных техни­ ческих средств, используе­ мых для освоения глубоко­ водных районов, — плавучие буровые установки. Они по­ зволяют нефтяникам республи­ ки проникать за 200-метровую толщу воды. Первую из трех ныне действующих на Каспии установок изготовили в Фин­ ляндии. По сути дела, бурови­ ки получили в свое распоря­ жение целый завод, оснащен­ ный современным проходче­ ским оборудованием, ком­ пьютерной техникой, автоном­ ной электростанцией, пекар­ ней, прачечной, есть здесь складские и ремонтные по­ мещения. Чтобы успешно эксплуати­ ровать установки на «боль­ шой» воде, нужны специаль­ ны® суда. И здесь на выручку пришли финские корабелы, изготовившие для Каспия шесть так называемых судов снабжения. Они способны вый­ ти в море в любой шторм, обеспечивают нефтяников прес­ ной водой и химическими реагентами, трубами и топли­ вом. Экипажи этих судов уча­ ствуют также в транспорти­ ровке плавучих буровых уста­ новок с одной «точки» на другую, доставляют на мате­ рик контейнеры с разбурен­ ной породой. Недавно в Астрахань до­ ставлен плавучий кран-катама­ ран «Титан-3» грузоподъемно­ стью 600 тонн, построенный по заказу Советского Союза на верфях «Вяртсиля». Это самый большой в мире кран катамаранного типа, он пред­ назначен для ведения строи­ тельных работ на нефтегаза» пых месторождениях Каспий­ ского моря. Согласно реше­ ниям XXVI съезда КПСС в нынешнем году в Баку завер­ шено сооружение завода глу­ боководных оснований. Он бу­ дет выпускать стальные ост­ рова — платформы для бу­ рения скважин на участках моря глубиной до 200 мет­ ров. С пуском нового пред­ приятия возрастет объем строительно . монтажных ра­ бот на море, и команда «Ти­ тана» примет в них самое ак­ тивное участие. Финляндия поставила «Ти­ тан» в СССР в разобранном «Вяртсиля» строит первый атомоход ЛъИНСКАЯ ФИРМА «ВЯРТСИЛЯ» приступила к строительству Ч ' мелкосидящего атомного ледокола, предназначенного для работы на реках Сибири и Крайнего Севера. «Вяртсиля» — давний деловой партнер Советского Союза. Недавно исполни­ лось пятьдесят лет этого сотрудничества. По советским зака­ зам здесь построено более 470 различных судов, в том числе немало морских, речных и портовых ледоколов. И вот теперь — еще один заказ на постройку двух мелкосидящих атомных ледоколов. «Таймыр» — так будет называться первое судно новой серии — сравнительно небольшое, длиной около 100 метров и осадкой всего 8 метров судно, способное развивать мощность 52 тысячи лошадиных сил. Один из ведущих специалистов «Вяртсиля» Нильс-Еран АН- ДЕРССОН рассказывает: — Финляндия стала первой Ц на Западе страной, строящей мелкосидящие атомные ледо­ колы. Проектные работы по «Таймыру» велись ■ тесном контакте с советскими специа­ листами, с учетом их опыта строительстве ледоколов е атомными силовыми установка­ ми, а также опыта эксплуата­ ции таких судов. Модельные испытания были проведены в новом, недавно построенном опытном бассейне арктиче­ ского исследовательского цен­ тра нашей фирмы — крупней­ шем в мире. Они подтверди­ ли правильность расчетов су­ достроителей. Между заказчиком и испол­ нителем осуществляется ши­ рокая кооперация. Советские предприятия поставляют фин­ ским корабелам необходимое Оборудование — ядерные ре­ акторы, турбины, другие ком­ поненты. Скажем, после ис­ следований различных типов шие технические средства для работы в открытом море. Разделенные тысячами кило­ метров суши, Финляндия и Азербайджан надежно связа­ ны водными артериями. Вот уже два десятилетия совет­ ские суда типа «река-море», загрузившись * финских пор­ тах, перевозят, например, t Иран лес, целлюлозу, обору* дование. Зимой, когда зами­ рает движение по главной реч. ной улице России — Волге, грузы из Финляндии поступа­ ют в Баку по железной доро­ ге, а затем часть, из них до­ ставляется иранской стороне судами каспийского пароход­ ства, другая — по стальным магистралям, связывающим Азербайджан е Ираном. Сегодня на многих пред­ приятиях республики можно встретить продукцию финских заводов и фирм. Вот лишь несколько примеров. На по- грузочно - разгрузочных ра­ ботах в бакинском порту от­ лично зарекомендовали себя автопогрузчики. Для химиче­ ского комбината в городе Сум­ гаите предназначена техноло­ гическая линия по выпуску по­ лиэтиленовых пакетов. Во мно­ гих крупных универсамах Ба­ ку и других городов Азербай­ джана смонтировано финское торговое оборудование. Что касается Азербайджана, то он поставляет северному соседу СССР нефтепродукты, элек­ тродвигатели, сухие трансфор. маторы, ковры и другие из­ делия. Недавно в Баку побывали представители фирмы «Хурре», специализирующ ейся на строи­ тельстве хранилищ для ово­ щей и ф руктов, складов - хо ­ лодильников, вы пуске зданий- модулей из л е гки х ко н с тр у к ­ ций. Тольно за последние три — четы ре года фирма заклю чила ряд кон тр акто в с советскими организациям и. В частности, на поставну завода по пере­ работке оленьего мяса в Но­ рильске, овощ ехранилищ для Вильню са, строительство пло­ доовощ ны х м агазинов в Тбили­ си, Киеве, Ташненте, сооруж е­ ние ж и л ы х поселков для стро­ ителей газопроводов. На переговорах с представи­ телями «Хурре» рассматрива­ лись возм ож ности з а ку п ки обо­ рудования и технологических линий для предприятий пищ е­ вой и плодоовощной пром ыш ­ ленности республики, ком ­ плекса ж и л ого поселка для Строителей А зербайдж анской атомной электростанции. Не первы й год ведется об­ мен научной литературой меж­ ду Академией н аук Азербай­ дж ан ской ССР и различным и Обществами и университетам и Хельсинни и д р уги х ф и нски х городов. Только в минувш ем году из Бану в Ф инляндию были отправлены н ни ги _ и ж урн алы 140 наименований. Сотрудничество м е ж д у СССР и Финляндией приносит зримые плоды, способствует упрочению взаимопонимания между народами наших стран. Подобное сотрудничество еще раз доказывает возмож­ ность и большую выгоду тес­ ных экономических контактов между странами с различным государственным строем. р. ШУКЮРОВ, сов. корр. АПН. в. Баку. Как спасти «Экофиск С ОГЛАСНО недавно опуб­ ликованному заключению норвежского судового реги­ стра «Веритас», в районе неф­ тяных разработок «Экофиск» в Северном море зарегистри­ ровано опасное опускание морского дна. С того момен­ та, как нефтекомпания «Фи­ липс» начала добычу здесь нефти и газа, морское дно уже опустилось на два метра и сейчас «тонет» со скоростью четыре сантиметра в месяц. Если процесс будет продол­ жаться с такой же скоростью, то это грозит в случае шторма серьезными разрушениями размещенным здесь буровым платформам. По мнению «Веритас», во из­ бежание катастрофы можно было бы повысить на пять метров уровень палубы буро­ вых платформ. Но этот про­ ект слишком дорог. Предлага­ ется также загонять обратно • подземный резервуар газ через буровые скважины и прекратить нефтедобычу в зимние месяцы — период наи­ большей вероятности здесь штормовой погоды. Положе­ ние усугубляется и тем, что «Экофиск» — пункт пересе­ чения газопроводов на нор­ вежском континентальном шельфе, по которым течет весь экспортируемый Норве­ гией газ. Осло. В. ВАРЕНОВ, соб. корр. АПН. стали для корпусов этих су­ дов было решено использо­ вать советскую сталь специаль­ ной марки. У нее наиболее удачно сочетаются прочност­ ные показатели с требования­ ми по ударной вязкости при низкой температуре. Обе стороны считают, что выполнение этого заказа — не только чисто техническая проблема и не только взаи­ мовыгодная коммерческая сделка. Строительство поляр­ ных атомоходов в Финляндии по советскому заказу — это еще одно свидетельство пло­ дотворности добрососедских отношений между странами е различными социальными си­ стемами. В первой половине следую­ щей пятилетки «Таймыр» бу­ дет сдан заказчику. А. ВОЛОДИН. (АПН). Р ЕЗКМЯ ПРОТЕСТ про. ■L грессивной общественно - ста скандинавских стран выз­ вали крупномасштабные ма­ невры объединенных военно- морских сил НАТО под кодо­ вым названием «Балтопс-85», которые проходили в аквато­ рии Балтийского моря, про­ ливах Каттегат и Скагеррак. Н а снимке: норвежская по­ лиция блокирует от участни­ ков демонстрации протеста подступы, к линкору «Айова», зашедшему в порт Осло. Телефото АП—ТАСС. Нежелательные воспоминания В этом году мы вспомина­ ем вторую мировую войну и разгром гитлеровского на­ цизма. Вспоминаем не толь­ но для того, чтобы отдать должное истории, — многое из событий сорокалетней давности касается нас, ж и ­ вущих в восьмидесятые го­ ды. - Группа шведских граждан, которые подвергались пре­ следованиям по политиче­ ским причинам в годы вто­ рой мировой войны, обрати­ лась с письмом к правитель­ ству, в котором содержится требование реабилитировать их добрые имена. Парадок­ сально, но факт: в течение э-тих четырех десятилетий эти люди продолжали оста­ ваться «неблагонадежными» из-за того, что отвергали... нацизм. Речь идет о принятом р и кс­ дагом в 1940 году чрезвы чай­ ном законе, в соответствии с которы м были созданы та к на­ зываемые «рабочие роты», по сути являвшиеся лагерями для интернированны х шведов. Здесь люди ж и л и в деревян­ ны х бараках, мало приспособ­ ленны х для ж илья помещ ени­ ях, в районах, где морозы до­ стигали сорока градусов. Здесь ж е они выполняли пр ин уд и ­ тельны е работы. Основанием для отправки в такой лагерь служ ила не только принадлеж ­ ность к ком партии — в «ра­ бочие роты » попадали и син­ д икалисты , и социал - демо­ краты , и просто те. кто при­ держивался антиф аш истских взглядов. Иными словами, в нейтральной Ш веции за нело­ яльность к Гитлеру отправля­ ли в лагеря. Представление об обстановке тех лет в стране дает вы сказы вание бывшего главного редактора газеты «Ню даг» Густава Юханссона: «Ш ве­ ция теперь имеет так много чрезвы чайны х законов, что Гитлеру не понадобилось бы издавать новые, если бы он о ккупи ро вал страну». Два года назад в Швеции вышла книга Карла Мулина «Домашняя война». И з фак­ тов, приведенных в ней, сле­ дует. что лица, попавшие в «списки неблагонадежных» шведской полиции безопас­ ности, были бы приговорены к смерти, если бы Гитлер вошел в Швецию . А таких было десятки тысяч. Но Гитлер не вошел в Швецию , ему помешал Сталинград, сорвавший планы оккупации этой страны. Сорок с лишним лет на­ зад это все было «нормой» политической жизни. Но что происходит сегодня? Почему антифашисты в течение че­ тырех десятилетий после раз­ грома гитлеровского нациз­ ма продолжают оставаться «опасными для государства». И, кстати, не в одной Ш в е­ ции. До сих пор под особым контролем полиции находит­ ся часть норвежских патрио­ тов, которые в годы о ккупа­ ции боролись против фаши­ стов в партизанах на своей земле. О. ВАКУЛОВСКИЙ. (АПН). РЫБНЫЙ МУРМАН 25 октября 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz