Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.
Стихия и люди На промысле Товарищ- Противостояние У раган несся к Баренцеву морю. 15 октяб ря в диспетчерской ры бного пор та собрался штаб: начальник отдела м ореплавания, связи и электрорадиона вигации ВРПО «Севрыба» Г. А. Сторо- жев, начальник «Севгосрыбф лотинспек- ции» Ю. М. У тки н , и. о. начальника по р та Б. Я. К орельский, начальник отряда аварийно-спасательны х работ В. К. Су противны й, старш ий капитан портнад- зора О. В. Цветков. Здесь было острие сраж ения со стихией. И гря нул ураган! Н еум олкающ ая трель телеф онных звонков несла тревож ны е вести. Сорва но судно с якоря. Оторвало ко н ц ы , за крепленны е на причале... На акватории порта из более чем 200 судов с 61 пр о сили о помощи. А буксиров всего де сять, к том у ж е пять из них м огучим и не назовешь. И надо успеть... В море ветер достигал 42 метров в секунд у. Волна высотой до девяти мет ров наотм аш ь била по судам. На одном из а р хан ге л ьских траулеров она вы ставила стекла в иллю м инаторах на мо стике, затопила радиорубку. ППР «Пе- ремышль» и СМБ «Стерегущий» поспе шили на помощь, она не понадобилась, м оряки траулера сами справились с бе дой. В порту стихия сорвала с якоря ПСТ «Закам енск» и выбросила его на мель, правда, не причинив большого вреда судну. Суровое испы тание успеш но выдер ж ано. Главное, что определило благопо л уч ны й исход противостояния людей стихии, — это хорош ая подготовка к по добным испы таниям , проведение учеб ны х тревог с «вводными», м аксимально приближ енны м и к действительно опас ным ситуациям . Ну и, конечно ж е, гра м отность, опы т и стойкость наш их мо ряков, не позволивш ие ура га ну одер ж ать победу. И. ПЕТРОВА. Фото В. СЕМАКОВА. Становление Шлюпка или рубка? Каж ды й год на суда Северного бассейна приход ят молодые специалисты — вы п у с кн и ки м орских учебны х заведений. Кан помочь человеку, тольно что надевшему м орскую ф орму с шевронами по м ощ ника капитана, поскорей адаптироваться в судовом коллективе, почувствовать себя уверенно на мостине? Об этом беседа наш его корреспондента И. БЕРЕЗЮК с напитаном -наставником управления «Севрыбпромразведка» В. Г. ПЕЛИПЕНКО. — Владимир Григорьевич, откуда ваш флот получил нынче пополне ние? — Мы приняли девять выпускни ков Ростовского мореходного учили ща. С каждым из них подолгу разго варивал старший морской инспектор Петр Васильевич Попов. Интересо вало все: семейное положение, впе чатления от Мурманска и порта, пла ны на будущее и так далее. — А что дали инспектору отве ты на эти вопросы? — Главное: временный это чело век на флоте или постоянный. Сра зу ведь видно, какую цель ставит перед собой молодой штурман: то ли учиться дальше, то ли год-два по ходить в море и — домой. А в за висимости от этого решаем, какой длительности рейс предложить нович ку, в какой лучше коллектив его на править. *>*, После беседы с морипспектором молодых специалистов пригласили на расширенное совещание совета капи танов. Там они узнали о специфике нашего флота, добрых традициях его. Главный капитан управления Владимир Якубович Вы говский по желал им стать отличными руководи телями и воспитателями, работать безаварийно. Это напутствие поста вило точку на беззаботной курсант ской жизни наших новых коллег. От ныне они судоводители того или ино го траулера, и вся ответственность этой должности полностью легла на и х плечи. — Деятельность судоводителя на столько разнообразна... — Можно сказать, универсальна. Ш турм ан должен знать плотницкое дело и эксплуатацию радионавигаци онных систем, малярные работы и инженерные выкладки, расчет меню ’ экипажа и экономику производства, решение астрономических задач и воспитательскую деятельность... Про должать? Некоторые навыки ему необходимо довести до автоматизма, но всегда проявлять осторожность и вдумчи вость. — Вот уж, наверное, на вдумчи вость времени не всегда хватает? — Суворов говорил, что одна ми нута решает исход баталии. У судо водителя порой на размышления ос таются лишь секунды. Причем ре шение должно быть единственным правильным. Ведь ка к говорят: за спиной судоводителя десятки жизней моряков. — Но для такого решения нужен опыт, а где его взять молодому спе циалисту? — Т ут очень важно отношение капитана. Если он будет стоять за плечами штурмана и постоянно опе кать его, вряд ли потом этот специа лист сможет сам принять смелое ре шение. А вот, например, наш опыт ный капитан Виктор Николаевич Ма- лакеев умеет растить смену. Увидев ошибку молодого штурмана, он мо- 'ж ет мягко сказать: «У вас не полу чается потому, что вы не вчитались в документ такой-то». Или Федор Ефремович Ушаков, человек, кото рый стремится из каждого поступка своего воспитанника извлекать для него наглядный урок. И что самое важное — тщательный, подробный анализ аварийных ситуаций. А их у молодых судоводителей бывает в де сятки раз больше, чем самих ава рий. — Один из первых советов, ска жем, у вас был бы... — Совет выработать динамический стереотип. Он нужен при ситуациях, часто повторяющихся, например, приеме вахты, подготовке к спуску — подъему трала. Так, принимая вахту в полночь, второй помощник капитана проверяет сначала станцию сигнальных огней (она расположена у входа на мостик), затем идет к курсографу, потом проверяет курс, заданный рулевому, возвращается к станции снгнальных огней, возле ко торой находится эхолот, и т. д. Ров но через сутки этот помощник идет прямо к иллюминатору, чтобы озна комиться с обстановкой, и, стукн ув шись лбом о стекло, вспоминает, что зрение еще не адаптировалось, и возвращается к станции сигнальных огней. При такой «деятельности» упущения неизбежны. Поэтому в первое время, может быть, надо даже составить схему по следовательности действий во время приема вахт, подготовки входа судна в узкость. Через 2 — 3 месяца схемы будут не н ужны , навыки станут авто матическими. И если в привычной цепочке почему-либо произойдет раз рыв, судоводитель сразу ощутит чув ство тревоги. — Учат ли всем этим хитростям в училищах? — К сожалению, нет. Хотя убеж ден, учебному заведению надо иметь более тесный контакт с флотами и чаще дополнять и корректировать программу, учитывая требования со временности и перспективы. И в этом плане вызывает недоу мение шлюпочная практика курсан тов М В ИМ У . Зачем она? Ведь че ловека, поступающего на курсы шо феров, не направляют для практики в провинциальный городок развозить на старом битюге керосин. Хотя в этом случае будущий специалист по лучит кое-какие навыки в управлении транспортным средством, будет иметь больше времени для обзора дорож ных знаков. Но почему курсантов, которых мы должны ориентировать на работу на современных траулерах, посылаем старым бурлацким путем к астра ханским пескам? М ягко говоря, это — нерациональное использование де фицитного времени. Работа на судах в штатных должностях принесла бы будущим судоводителям намного больше пользы. Ведь за это время курсант не про сто подышал бы морским воздухом, окунулся, так сказать, в романтику будущей профессии. Он успел бы на себе, не понаслышке ощутить ту от ветственность, которая лежит па вах тенном помощнике капитана, вероят но, смог бы наметить какие-то сте реотипы действий на мостике и так далее. А в целом уж е были бы зало жены основы безаварийного плавания. РЫБНЫЙ мурман с товарище Преданность На БАТ «Алексей Генералов» за канчивали по ста но вку трала, и вахтен- н ы й - м еханик следил по приборам за изм енениями в работе главного двига теля. Вдруг резкий хл о пок, к а к будто кто-то выстрелил, и от электропровод ки повалили клубы ж елтого, едкого ды ма. В ахтенны й схватился за огн е туш и тель. Пока туш или огонь, в маш инное от деление спустился старш ий м еханик К). П. Балашов. Доклад вахтенного был кр а то к: в очередной раз вышел из строя блок автом атики, регул ирующ ий напряж ение генераторов. «Переходим на ручное управление», — распорядил ся стармех. Конечно, он поним ал, что это не решение проблемы, но другого выхода пока не было. Месяц назад в подобной ситуации злополучны й блок заменили запасны м , а теперь и на это рассчиты вать было нельзя: запасны х блоков не имелось. «К а к не вовремя, — с огорчением по думал Ю. П. Балашов, — придется ста вить кого-то на р уч ную ре гул ир овку». Беспокойство стармеха м ож но было понять, ведь блок обеспечивал работу траловой лебедки и м орозильны х ка мер, без которы х невозможен был про мысел. — Юрий Петрович, позвольте мне попы таться отрем онтировать блок? — к старш ему м ехан и ку подошел второй электром еханик Иван М ихайлович Сту- пиевич. Месяц назад подобное предложение сам второй электром еханик счел бы за ш у тку . И нструкция требовала замены блока, а для его ремонта понадобилось бы создать рабочее напряж ение. Да и полной уверенности в том, что автома ти ка снова не откаж ет, у Ивана Ми хайловича С тупиевича не было. Кроме того, он понимал, что для ручной ре гулировки работы генераторов при шлось бы брать человека из электро м еханической груп пы . «А что если сделать специальны й стенд?» — подумал он. О своей идее ре ш ил пока нико м у не говорить — вдруг не получится? Колдовал над схемой в своей каю те после вахт, пока на выхо де стенда не получил н уж ное напряж е ние. Так появилась возм ож ность ремон тировать блоки регулятора напряж ения генераторов в судовы х условиях. Иван Михайлович С тупиевич приш ел работать в М урм анский траловы й флот после окончания Одесского мореходно го училищ а. Плавценза не хватало, и в первы й свой рейс вышел он в должно сти электрика на БМРТ «Гоголь». «Крещение» по специальности получил уж е на третий день промысла. Сломал ся подъем ник трюма. О пы тном у элект р и ку для того, чтобы устран и ть не исправность, понадобилось бы несколь ко минут, но молодой специалист про возился больше часа, прежде чем ра зобрался в схеме и вы яснил п р и ч и н у полом ки. С опытом приш ел н авы к, но все же нет-нет, да и случались моменты , когда от сознания собственного бессилия опускали сь р уки . Выдержать характер, не отступиться в достиж ении намечен ного помогали Ивану С тупиевичу стар шие товарищ и, наставники по работе. Взять для примера самый первый его рейс в качестве второго электром е х а н и ка на БМРТ «Алтай». Тогда суда этой серии из-за насы щ енности автом атикой м оряки в ш ут к у называли «русским чудом». Стар шим электром ехаником на траулере хо дил В иктор Федорович Иванов —> р у ко водитель строгий, требовательный, в некоторой степени даже резкий. По его ходатайству в предыдущем рейсе раз жаловали в четвертые электром еханики предш ественника И. М. С тупиевича. В самый разгар мойвенной пути ны вышла из строя система ре гул ир овки главны х генераторов. За свою вахту Иван не успел устран и ть неисправ н о сть . Вот тогда и услыш ал от своего ком андира совсем не лестное, но, к а к он после понял, вполне справедливое замечание: «Кому нуж ен такой электро механик?» С тупиевич не оправдывался, он про сто остался в м аш инном отделении после вахты и не ушел до тех пор, пока не отрегулировал систем у автома ти ки генераторов. За семнадцать лет работы на фло те не один раз в условиях промысла испы ты валась профессиональная подго товка И. М. С тупиевича. Н астойчивость и постоянны й творческий поиск пом ог ли ему стать классны м специалистом. С 1974 года он уж е сам работал стар шим электром ехаником на БМРТ, но когда в механико-судовой службе фло та Ивану М ихайловичу предложили пе рейти на БАТ — судно, оснащ енное бо лее сложной автом атикой, он размыш лял недолго. В озмож ность творческой работы, поиска и познания нового на современном промысловом судне возоб ладала над проф ессиональным честолю бием. И. С тупиевич, н ичуть не жалея, поступился долж ностью старш его ком ан дира. Только за год работы вторым элект ром ехаником на БАТ «Алексей Гене ралов» им подано тринадцать рациона- ■л и за то рских предложений. Благодаря см екалке И. М. С тупиевича эки п а ж у траулера не раз удавалось реш ать те кущ и е проблемы рейса вдали от баз снабж ения. Именно о та ки х специали стах, нак он, влю бленны х в свою про фессию, преданны х ей, и говорят, что им — любое дело по плечу. в. миколюк, инженер ЦПКТБ. 25 онтября 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz