Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.
XXV II съезду КПСС-достойную встречу! Два года — ста ж неве л и к. Но за это время Василий Иванович Буч? иин успел завоевать ува ж ение у м оряков трудо-^ любием и доброжела тельностью . А о том, что он умеет работать отлич но, говорят м нож ество благодарностей по судну, ф отография его — на судовой Доске почета. Э ки паж БМРТ «Ш ере метьево», где работает В. И. Б учки н , досрочно заверш ил вы полнение заданий 1985 года и XI пятилетки. СЛОВО— ПЕРЕДОВИКУ Не жалея сил Вспоминаю минувший рейс, словно трехсернйный фильм. Правда, каждая из «серий» далась нам огромным на пряжением сил. Первую часть рейса мы занимались обловом хека. Сырья было достаточно, что бы справляться с планом. Но каком у же рыбаку не хотелось бы этакой рыбной реки! Поэтому задача стояла так: выпускать только про дукцию улучшенного ассор тимента, то есть разделан ную. Рыборазделочных ма шин на фабрике хватает, вроде бы нажимай на кноп ки — и никаких проблем. Од нако в течение всего рейса мы их даже не включали. Весь улов обрабатывали вручную. Почему? Да пото му, что несовершенны эти машины. Когда рыбу шке- ришь ножом, срез получает ся аккуратней, меньше сырья идет в отходы. Зато качест во, ка к говорится, гаранти ровано. А что касается ско рости, так при тех неболь ших уловах, что были у нас в том районе, времени на качественную обработку вполне хватало. Сложность была в другом. Наш траулер очень изношен: пять лет без ремонта плюс использованный «льготный» год сказались далеко не луч шим образом. Поэтому, кро ме основной работы, прихо дилось часами заниматься ремонтом то одного механиз ма, то другого. Наверное, ни одно объявление по трансля ции не повторялось столько раз, ка к это: — М еханику - наладчику спуститься на фабрику! Значит, транспортер не тянет или какую -то трубу прорвало. И Вагиз Ш ира- фуллинович Мингазов, за быв об отдыхе, часами во зился с поломками. Ребята шутили: — Вагиз, мы тебе ко й ку поставим на фабрике, толь ко скажи! Да ведь ко й ку можно было ставить и в «машине»: там тоже постоянно что-ни будь летело. Второй механик Виктор Борисович Мельник, третий механик Виктор Ва сильевич Голышев, моторист Александр Лосунов, другие специалисты занимались то ремонтом, то профилактикой. Н у а у ж вахты да подвах- ты — само собой, обязан ность. Трудно было приспосо биться к столь рваному рит му. А тут еще целый месяц пришлось выпускать продук цию только на один борт. Дело в том, что перед выхо дом судно заправили аммиа ком лишь наполовину. Вот так половинчато и вы полнение плана выглядело: недотянули мы показатель — выпуск пищевой. Хотя за счет стопроцентной разделки стоимостные показатели бы ли хорошими, и в запасе у экипажа появились 209 ты сяч рублей. Понимали, что самое глав ное для нас — четкая рабо та рефустановок. А для это го оттаивали морозильные камеры через каждые два дня. Причем размораживали оборудование лишь на одном борту, дабы не останавли вать производство. После просушки камер выключали рефустановку другого бор та. Конечно, нового в этом ничего нет, на всех трауле рах так делают. Но у нас еще на каждой вахте масте ра обработки рыбы проводи ли продувку форкамеры, не останавливая линию. Полу чалось, что на четырехчасо вой вахте продувка делалась один раз, на 6-часовой — два раза. Сжатый воздух хорошо очищал «шубу» в камере предварительного ох лаждения, поэтому процесс заморозки шел интенсивней. Например, на выпуске про дукции из мойвы вместо 40 тонн удавалось морозить до 50 тонн. Правда, труд этот весьма нелегкий. Но наши мастера обработки Виктор Александрович Родионов и И горь Иванович Фурса не жалели сил. Только надо было видеть, ка к они выхо дили после продувки в инее от макуш ки до пят! При работе на окуне боль шая нагрузка ложится на трюмных матросов. Работали у нас все хорошо, но осо бенно красиво Вениамин Вла димирович Солодухин. Не менее трудна роль матросов па расфасовке этой колючей рыбы. И ка к не вспомнить добрым словом операторов- морозилыциков Владимира Федоровича Ивлева, Влади мира Михайловича Павлыну, Петра Ивановича Воробьева! Заключительный этап рей са проходил на промысле мойвы. Этот период был са мый короткий, зато показа тели — наиболее высокие: план по пищевой — 144 про цента, реализация пищевой — 162 процента. Нам очень нужны были эти лишние проценты, ведь на до было не только навер стать упущенное — у пре дыдущего экипажа образо вался долг в рейсе 120 тонн мороженой продукции — хотелось досрочно «закрыть» и год, и пятилетку. Потому и за уловы болели все: ка питан Вячеслав Геннадьевич Чернигин, старпом Александр Александрович Рябиченко, старший мастер добычи Александр Алексеевич Клю ч ников, матросы Сергей Ф е дорович Лютиков, Николай Иванович Таранченко, В и к тор Петрович С крундь и дру гие моряки. А результат — успешное выполнение планов и социа листических обязательств. В. БУЧКИН, матрос БМРТ «Шереметье во» объединения «Мурман- рыбпром». Большие автономные десять лет без ремонта Вопрос заключается в следующем... Говорить о том, что расши ренное междурейсовое техни ческое обслуживание (РМТО) ■место среднего ремонта —■ это хорошо, сейчас еще рано и неправильно. Единственное, на что можно уповать, так это на то, что в связи с дефи цитом судоремонтных мощ ностей ■ Северном бассейн* — это выход из трудной об становки. Эффективность выбранного направления в ремонт* БАТов скажется по истечении пяти лет, время покажет, вы играем мы или проиграем. Необходимо отметить, что опыт флотов, которым при надлежит пальма первенств* а непрерывной эксплуатации судов в течение 10 лет, пока зывает негативную сторону данного метода. Механизмы и суда в целом изнашиваются более интенсивно. Но это, как говорится, рассуждения. Объективная сторона данно го вопроса заключается в сле дующем. Во-первых, судам типа «Горизонт» на заводе со здана «зеленая улица», все работы выполняются в первую очередь. На ремонте БАТов задействованы комплексные бригады, возглавляемые опыт ными бригадирами. Постоянно осуществляется инженерно* обеспечение всех работ в про цессе ремонта. Один из яр ких примеров тому — это вос становление цилиндровых вту лок методом газопламенного напыления, что раньше нигде не применялось. «Залечиваем раны» — коррозийные места — стеклопластиком и обвар ной проволокой марки «ПАНЧ- 11». Отработана и успешно применяется технология ре монта роторов газотурбинных нагнетателей, являющихся острым дефицитом во флоте. Во-вторых, каждому ремон ту судов типа «Горизонт» пред шествует подготовка произ водства, заключающаяся * обработке ремонтных ведомо стей, изготовлении дефицит ного крепежа, комплектации технологической и конструк торской документации, закреп лении за траулером прораб*, мастера, бригады. Однако хотелось бы обра* тить внимание специалистов тралового флота на вопросы, решение которых зависит только от них. И от того, как оперативно они будут решать ся, зависит успех начатого эк сперимента. Недавно в трало вом флоте проведена реорга низация механо-судовой служ бы, созданы так называемы* комплексные группы. В осно ве данного мероприятия за ложен принцип создания групп специалистов по всем заведованиям, за которыми за крепляется серия судов: БАТы, ПСТ, ППР и т. д. В состав группы входят пять-шесть че ловек, из них два механика, включая руководителя. Серии судов — это несколько десят ков единиц. Создалась обста новка, при которой решение ■опросов по судовым силовым установкам замкнулось на этих двух специалистов, ну а если один в отпуске или забо. лел, то на одного. Суда «пач кой» пришли в порт на ремонт, такое бывает нередко (в авгу сте—сентябре четыре БАТа на ходились в ремонте), и, естест венно, механикам комплекс ной группы приходится очень трудно. Снижается оператив ность решения вопросов, воз никают непроизводительны* потери времени. Я считаю, группы необходимо доукомп лектовать механиками. Судоремонтники высказыва ли предложение о создании на СРЗ-1 группы наблюдения из двух человек, которая лУ* заводе, на месте решала 6 ii возникающие в ходе ремонта ■опросы, это, на наш «згляд, дало бы положительные ре зультаты в сокращении сро ков ремонта судов. Пока от вета на наш* предложение нет. Большое значение имеет со« блюдение графика постанов ки судов в ремонт (БАТ «Маршал Еременко» задер жан на 16 суток, БАТ «Иван Сивко» — на 40 суток). Кораб» ли должны поступать к нам ритмично, ■ соответствии « графиком, дабы избежать пе регрузки завода. Как уже го* ворилось выше, в августе—сен тябре в ремонте находились 4 БАТа — это привело к пе регрузке всех специальностей (мощность завода рассчитана на 1,8, максимум 2 судна дан ного типа) и отрицательно ска« залось на сроках выхода судов в районы промысла. Десятилетний цикл эксплуа тации без среднего ремвга% не исключает докования, прй- чем в полном объеме, на класс Регистра СССР. Для РМТО БАТов сложилась клас сическая схема: объем 55— 60 т. см. час., срок ремонта 7 месяцев, докование в одну треть ремонта, за один подъ ем. Проведение докования в другие сроки разрывает тех нологическую цепочку, резко сказывается на увеличении ремонтного периода. В заключение должен ска зать, что судоремонтники е большим желанием поддержи вают инициативу специалистов тралового флота. А. КОПЫТОВ, директор завода-филиала № 1 объединения «Мур манская судоверфь». Курсом ПАССАЖИРСКИЙ КАТЕР медленно, почти незаметно от давал от деревянной пристани с названием «Три Ручья». Вскоре среди сгруд и вш ихся у берега траулеров труд но было различить «Войково» — тот самый, где толь ко что закончился День новатора, организованны й област ным советом ВОИР рыбной промыш ленности. Один из важ ны х моментов: на «Войково» прибы ли кол- леги-сопернини из А р хан гел ьского ры б акколхозсою за. Для того, чтобы сравнить показатели, посм отреть, что нового у м ур манчан, если надо — помочь. А рхангелогородцы пока ведущие в соревновании по рационализаторству к изобретательству. Когда ка те р о к оказался на середине залива, Тамара Ивановна Ефремова, зам еститель д иректора ДКТ им. С. М. Кирова, прово дивш ая мероприятие, вдруг облегченно вздохнула: — Уф, ка ки е страсти разгорелись. Это хорош о. Честно гово ря, я думала, что все будут молчать. Это было началом первого ком м ентария. А всего мы предла гаем читателям три ком м ентария о прошедшем Дне. Д ум ает ся, три разны х м нения лучш е всякого отчета р а с ска ж у т о про блемах ры баков-рационализаторов и о труд ностях, с которы м и сталкиваю тся люди, призванны е по роду своей служ бы ор га ни зовы вать рационализаторство. ДЕЛОВОЙ Р А З Г О В О Р — Я считаю, — продол жала Тамара Ивановна, — что День новатора, про веденный в М урманском ры- бакколхозсоюзе, удался. Мы приняли тут же два рацпред ложения. Гости поделились с коллегами своими секрета ми. Рыбаки активно вели себя. К сожалению, случает ся, что на подобных Д нях говорят только пред ставители официальных кругов. А здесь, не успели мы сесть, ка к старпомы, стармехи и капитаны рыбак колхозсоюза буквально ого рошили нас своими пробле мами. Первыми взяли сло во Александр Васильевич Б о гу к и Владимир Николае вич Инжеваткин — старший механик и электромеханик «Войково». И вот какая по лучилась картина. Суда, на которых рыбачат колхозни ки, изготавливаются... для тропиков. Но, ка к ни стран но, именно они поставляют ся в М урманск. А раз не предназначены для Севера, у них многое отсутствует из того, без чего плавать просто невозможно. Нет укры тий на палубах для обработки улова, слабое освещение, особенно во время полярной ночи, отсутствует регулятор температуры на некоторых приборах, без чего Регистр не выпустит в плавание... Сначала думала: при чем здесь рационализация и изобретательство, ради ко торых мы сюда приехали? Но разрешились сомнения просто. Судовые механики к а к раз и занимаются изо бретением всевозможных маленьких хитростей, чтобы эти огрехи удалить, чтобы приспособить корабль к пла- Н у ж н ы ванню. И это удается. Помо гают смекалка, опыт, но не всегда только за этим дело. Часто наши Кулибины н уж даются в дополнительных деталях, приборах, без ко торых внедрение тормозится. Лейтмотивом звучала мысль: никакое новаторство го лыми руками не возьмешь. Особенно учитывая специфи к у колхозных судов. Вот, на пример, освещение. Светиль н ики недостаточно яркие. Электромеханики см о гл а : бы заменить их на другие, бо лее мощные, но для этого н ужны , во-первых, повышаю щие трансформаторы, во- вторых, сами светильники. Ни того ни другого на меж-: колхозном производственном предприятии, которое снаб жает колхозы и их флоты, нет. Это пример. И их про звучало много. Короче, мы узнали о том, что еще ме шает нашим рационализато рам. А когда знаешь трудно* сти — их легче преодоле вать. П РО БЛ ЕМЫ ОСТАЛИ С Ь Т а к считает старший ме ханик траулера «Пеша» (колхоз имени X X I съезда КПСС ) Ю рий Васильевич Ш ифрин. — Что такое н о в а тор стц й Это нововведение. Новатор 18 октября 1985 года иш тп я гм тШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz