Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.
Встречи Юбилеи Писателя слово П И С А Т Е Л Ь Валерий А у - ** шев уже несколько раз приезжал в Мурманск и, как всякий интересный человек И самобытный автор, надол го запомнился читателям и слушателям. Ныне В. П. Ау- {цев — главный отраслевой редактор редакции коммуни стического воспитания изда тельства «Знание». А посе му и забот у Валерия Пет ровича прибавилось: встречи и беседы в областной органи зации «Знание», с лекторско- пропагандистским активом области, руководителями на родных университетов, уче ными и преподавателями. И, как всегда, на литера турных встречах слушателя ми его были юные ' мурман чане. Ведь Валерий Аушев — автор 14-ти книг, адре сованных детворе и юноше ству. Многие произведения 5 его посвящены Северу, о чем говорят сами названия книг: «Живые льдинки», «Брусничное море», «Жи вем на Севере». Писатель долгое время жил в соседней, Архангель ской области. После инсти тута учительствовал на ро дине М. В. Ломоносова, про шел школу партийного жур налиста в «Правде Севера», был редактором областной молодежной газеты «Север ный комсомолец». И все эти годы занимался литератур ной работой: из-под его пе ра выходили новые стихи, юмористические рассказы, сценарии мультфильмов- для детей. ской био- ' I*(графин расск ал В. П. Ау шев в илуое «Портовик», куда на встречу пришли свы ше ста школьников, в биб лиотеке Дворца культуры и техники им. С. М. Кирова, где ре^ят собралось не мепь-. шеь Но и взрослой аудито рии интересно было услы шан. писательское слово. В. Аушев выступил, перед отправляющимся в долгий рейс- экипажам БМ РТ «Цим- лянск» <Шyjraai 1 рыбпро ма ». Рыбаки «Севрьтбхолодфлота» пригласили литератора на вечер, посвященный Дню Конституции,..на' базу; отдыха «Здоровье». ; Л I ! Состоялись в эти -дни и другие встречи с представи телями рыбной промышлен ности Севера, моряками Мур манского пароходства — ^^лстречн полезные как для ^•шсателя, так и для читате лей. Н. ДОБЫЧИНА. Недавно в Териберке празд новали 50-летие Поморского фольклорного народного хора. Териберка — поселок рыба ков. И первый, кто мне встре тился на берегу Баренцева моря, был маленький рыбак. В руке он держал маленькую рыбку - песчанку, которую только что во время отлива выкопал из песка. Песок здесь повсюду. К а ж ется, что не' песок это, а са мо время покры ло берег, де ревянны е м остки... Да, время властно почти над всем. «Почти» потому, что есть нечто, неподвластное ни времени, ни стихии. Это — бессмертная, вечная душа на рода, которая ж ивет в его пес нях, танцах, сказаниях — сло вом, во всем том, что мы пр и вы кли называть фольклором. Вечером в Доме культуры состоялось чествование одно го из старейших народных Литературный этюд« ЧАЕЧНАЯ МОРСКИЕ ЧАИКИ легко от- 1П лччаю т рыболовные суда от лю бы х ины х. На транспо рт ные они не обращ аю т большо го внимания: постольку-по- скольку... А вот к рыболов ным — симпатйя. С екрет кроется в том, что м орские чайки корм ятся ры бой и промысловые суда счи таю т в какой-то мере своими. И подъем трала или иного рыболовного про мвооружения на борт £ля них никогда не бывает неожиданным. Рь:бау которая застряла в объячейке или выпала из ячеи трала, становится их законной добы чей. А если случается неболь шая утечка улова при мелком повреждении дели мешка, чай к и устраиваю т такой радост ны й галдеж, что матросы на промысловой палубе д руг д р у га -п о ч т и не слыш ат, а трал мейстер вы нуж ден надрывать голосовые связки, отдавая но^анды . В эти м инуты за корм ой траулера поднимается настоя щ ая белоснежная метель. И каж дая крупна я снеж инка, приближаю сь к судну, превра щается в белокры лую птицу. К руж атся ча йки над вы хо дящ им из волн тралом вовсе не беспорядочно. Наоборот, здесь у них полны й порядок. Соблюдается кольцевое одно стороннее движение. Все пр о думано: ни одна птица не ле ти т навстречу другой. Зале таю т тольно с одной стороны и, успев или не успев схва- душн - в нй С НЕ коллективов страны — Тери- берского народного поморско го фольклорного хора. Невоз м ож но коротко рассказать не только историю коллектива, но даже и то, что произошло в один вечер. Было все, чему полагается быть в такой ю би лей: традиционное поморское гостеприимство с хлебом- солью, теплые слова, много наград и подарков, начиная от грамот Министерства куль туры РСФСР и кончая кино камерой, фотоаппаратом, ба лалайками и баяном. Было много гостей. И были песни. И было чудо. Если попытаться определить то чувство, что охватило си дящих в зале и отразилось на их лицах, точнее всего будет так: это было похоже на то, как дети смотрят сказку, — полная открытость. И еще: светлая печаль или светлая тоска по далеким родным лю дям, сопереживание. Пожалуй, наиболее точно — сопереживание. И в этом со стояло чудо. Мы, живущие много лет спустя, сопережи вали горе и радость с теми, кого давно уже нет, но чья душа навсегда осталась в пес нях. Х уд ож ни к А натолий Серги- енко привез с собой портрет старейшей участницы и одной из основательниц хора Анфеи Ивановны Кичигиной, напи санный им 10 лет назад. Он сказал, что дарит портрет хо ру, а Анфея Ивановна сейчас сидит в зале. Встала худень кая старая женщина, взволно ванная общим вниманием, бук вально обрушившимися на нее дружными аплодисментами. В таком приеме была благодар ность ей и всем тем, кто ко гда-то начинал вместе с ней и кого уже нет. А потом на сцену вышли участницы детского фольклор ного Териберского хора, И радостно, хорошо всем в зе ле было даже не потому, что они прекрасно пели, а потому, что если песни матерей и ба бушек поют дети, значит, у по м орской песни и у поморско го хора большое будущее. В. НИСЕНБАУМ. Ф ото автора. [ТЕЛЬ ти ть пож иву, отлетаю т в сторону. Затем взмы ваю т ВЕерх и опять п и ки р ую т. К подъему трала ни один м оряк на траулере не бывает равнодуш ным. А у ж чайни — и подавно. Складывается впе чатление, что за каж ды м BSVfPT увязы ваю тся «свои» птицы . Только их с каж ды м годом становится все больше. Иногда каж ется, что чайки знаю т: будет улов или нет. К а к правило, когда ры б аки «подним аю т колеса» (пустой трал), пти ц и в помине нет. Только «разведчики»: на баке, на планш ире восседают до де сятка кр у п н ы х «клуш » и рав нодушно, кося глазом на мо стик, к а к бы пы таю тся вну ш ить судоводителям: «Зря оьг, однако, здесь, ребята, к р у т и тесь... Рыбы здесь Нет. Ищ и те в другом месте!» Иной вахтенны й пом ощ ник не выдерж ит такой « кри тики »: нажм ет кн о п к у тиф она — и гонит непрош ены х пассаж иров прочь. Но они не гордые. В ско ре опять возвращ аю тся на на сиж енны е позиции. К ак ни суров характером бывалый рыбак, а все ж е бе лую метель чаек за нормой наблюдает всегда с доброй улы бкой. Чаечная метель — примета хорош ая. А. ОМЕЯЬЧВНКО, первый помощ ник капитана’ БМРТ аИлья Катунин» трало вого флота. ■щишиццм . ... . — ' 1 . .... . В концертном зале дмо В КИНОКОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ ноеого Дома междурейсового отдыха состоялся концерт композитора Валентины Жу- бинсксй. Вкратце представляя гостью рыбаков, нужно отме- тить, что Валентина Яновна — кандидат искусствоведе.тя. Бо« лее двадцати пяти лет она проработала в одном из известней ших музыкально-педагогических учреждений нашей страны, институте имени Гнесиных, и сейчас исполняет в нем обязан ности профессора на кафедре фортепьяно. Проникнуть в смысл звуков Премьера щщявшшшщшшшяшшваяввя^яяя седое представление Н 1 Е П О СЛ УШ АЛ А С Ь доб рого Деда сварливая Баба и, проголодавшись, съела-таки Курочку Рябу. А ведь Курочка была не про стая, несла порою золотые яйца. С этого и начались у героев различные веселые приключения, которые закон чились тем, что... Впрочем, не будем пере сказывать сюжет и портить юным зрителям предвкуше- & ние от встречи с новым спек- f таклем областного драмати ческого театра. Ведь он по ка только начал свою жизнь. В минувшее воскресенье на сцене гарнизонного Дома офицеров состоялась премье ра сочиненной Владимиром Лифшицем пьесы-сказки «Ищи ветра в поле», и пер вые мурманские шкоЛьники смогли познакомиться с ее героями. Праздничное, веселое, пол ное музыки представление поставил заслуженный дея тель искусств Р С Ф С Р В. В. Киселев, а , оформила ленин градская художница Ирина Беруля. Главные роли ис полняют Сергей Ваганов и Эльвира Исаева. В спектак ле также участвуют народ ный артист Р С Ф С Р Корне лий Баздеров, актеры Вла димир Кецман, Борис Со ловьев и другие. А ведут представление два потешных скомороха, роли которых ис полняют Владимир Вагайцев и молодой актер Игорь Лы- сов. Д. СТОЛБОВ. I I А ВЕЧЕРЕ, организованном культбазой управления «Севрыбхолодфлот», присут ствовали рыбаки с разных фло тов. Пианистка исполнила как популярные, так и редко зву чащие произведения Листа, Шопена, Альбениса, Гершви на, а такж е собственные со чинения. С п е р Е о г б момента появления Валентины Жувкнсной на сце не и до конца встречи в зале царила та теооческая атмосфе ра рзаимопонимания, наной-то особой доверительности, ното- рая тан хорошо' помогает вос приятию серьезной музьжи. И ларчин открывался просто. Прежде чей сесть за инстру мент, исполнить то или иное произведение, Жубинская рас сказывая^ о нем, открывала перед слушателями неноторые тайны композиторского труда, проигрывала отдельные темы или характерные детали, на которые ей хотелось обратить внимание аудитории. — Будучи как-то в Томске, я зашла в краеведческий, му зей, — рассказывала компози тор об истории создания од ного своего произведения. — Увидела штук десять лубков, объединенных названием «Кар тинки русской зимы». Там бы ли и зимний спокойный пей заж, и буран, и тройка лоша дей в клубах снежной пыли. А самый больш ой. лубок изо бражал масленицу, на нем были выписаны яркие детали праздника; женщины в брос ких нарядах, самовар, блины, ледяная горка... .Короче гово ря, картинки мне очень пон равились, и я решила пере ложить их на м узы ку. Конеч но, точно их воспроизвести невозможно, но какие-то эле менты изобразительности вы услышите в пьесе «Картинки русской зимы». Например, 8 одной вариации я попыталась имитировать гармоШечный на игрыш. В другой хотелось при помощи звуков показать зна менитую русскую тройку... И каж д ом у произведению , исполненном у на вечере, пред шествовал вот такой простой и и скр енний рассказ. Рассказ, которы й приближ ал слуш ате ля к творческой лаборатории ком позитора, позволял ему глубо ко п р о н и кн у ть в смысл летящ их из-под пальцев пиа н и стки звуко в. После нонцерта Валентина Я ковлевна рассказала мне, что вечера в такой манере она проводит не случайно. Она убеждена, что в аудиториях, подобны х залу ДМО, это пр и носит наибольш ую пользу. — Мы не должны обруши вать на собравшихся череду фортепьянных сонат, которые мало что скажут неподготов ленному слушателю и, быть может, только оттолкнут его от серьезной музыки. А ведь так зачастую и бывает. Но для того чтобы завоевать но вых сторонников классики, нужно быть предельно доход» чивым — и щедрым, В заклю чение остается толь* ко добавить, что, судя по ат мосфере в зале, судя по вы ступлениям рыбаков, п р и н и м авш их участие в обсуж д ений концерта, все слуш атели бы ли вполне согласны С ко м п о зитором. С. БОБРИЦКАЯ, м узы ковед областной фи лармонии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz