Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.

• Страницы истории • П РИМЕРНО в XI веке выход­ цы из великого града Новгорода осели на берегах Белого моря и проникли на северо-восток, до Уральских гор. Это удалое, отважное племя, которое стали назы­ вать поморами, устремилось к берегам северных морей в поисках богатых рыбных и зве­ риных .промыслов, а нередко спасаясь от боярского гнева и религиозных преследований. Надо сказать, что новгород­ цы издавна проявляли инте­ р е с к богатым районам Севе­ ра. Сама Марфа Посадница на свой страх и риск снаряжала промысловые ватаги для про­ мысла на Мурмане. Расселение поморов по бе­ регам полярных морей шло быстро. С XV века они вла­ дели всем Мурманом, не поз­ же XV века открыли Новую Землю, их первые поселения появились на острове Грумант (Шпицберген). В XV—XVI ве­ ках поморы стали безраздель­ ными хозяевами северных м о ­ рей. В то время интенсивно стал развиваться китобойный про­ мысел в районе Ш пицберге­ на. В XV II веке здесь иногда концам и в середине пр ивя­ зывали якоря, к которы м на длинны х тросах крепили буй- ни («кубасы») — простые де­ ревянны е ч у р ки . Чтобы не потерять ярус из виду, в кубасы вделывали д линную палку («паф уру»), на конце которой развевался п у ­ чок мочалы Д«махавка»). К а ж ­ дая' команда делала свою ма- х а в ку не п о хож ую на д ругую , чтобы не спутать свой яр ус с ярусом другой ком анды . Ярус состоял из отдельны х секций, или, к а к их называли, «стоянок». Эти стоянки у в я зы ­ вались в тю ки — по 3 в одном тю ке. В качестве н аж и вки исполь­ зовали в основном мойву, иног­ да пе счан ку, а когда с наж и в­ кой было из р у к вон, плохо — нары вали у берега м орских червей, которы е с грехом по­ полам тож е годились для до­ бычи трески. Проблема наж и вки была очень трудной, потому что прежде чем выйти на промы ­ сел трески, н уж но было отпра­ виться в море, чтобы наловить мойву или песчанку. На промысле трески прим е­ нялся на Руси один-единствен- ный, освящ енны й веками тип судна — ш няка: плоскодонная, беспалубная лодка длиной 12— 15 м грузоподъем ностью около 300 пудов, с легким ко р ­ пусом, сш иты м из то н ки х до­ сок. Посреди ш н яки у кр е п л я ­ лась съемная мачта с прямым парусом. Обычно ш няка с помощ ью дощ аты х перегоррдок делилась на несколько отсеков. В кор- щ и к продолж аю т грести, а на- ж и в о чн и к сидит на руле, при­ держ иваясь того курса, ко то ­ рый указы вает корм щ и к. Когда весь ярус за бортом, ш няка встает на якорь. Ком ан­ да завтракает, отдыхает, а через шесть часов «лежки» на­ чинает выбирать свой ярус. Теперь главным действую ­ щ им лицом становится бога­ ты рь-тяглец, ноторый сильны ­ ми рассчитанным и движ ениями выбирает из воды ярус. Корм ­ щ и к, вооруж енны й ляпом (крю чко м на короткой дере­ вянной рукоятке) подцепляет висящ ую на поводце рыбу и. сбрасывает ее в кладь. Н аж ивочник в это время «глуш ит» кр ю ч ки , то есть вты ­ кает их в поводцы, чтобы не запутать ярус. Весельщ ик про­ должает грести и ведет ш н яку вдоль яруса. На обратном пути , когда ло$- ка тяжело загруж ена рыбой, гребут все, кром е уставш его за время вы борки тяглеца, и те­ перь он занят на более легкой работе: увязы вает тю ки с я р у ­ сом. В этом изнурительном и очень опасном труде больше всего доставалось наживочнику — обычно мальчику 15 —17 лет. В ОТ ЧТО ПИСАЛ о труде рыбаков Мурмана один из исследователей русских северных промыслов В. Л. Ку- шелев: «Замотаются совсем про­ мышленники за две или три недели такого труда, особен- несколько рыб с каж дого уло­ ва. Д оговор между хозяином и работниками-рыбаками носил название «покрут», и поэтому членов экипажей шняк. назы­ вали «покрутчиками», или «по- крученниками». Сущность по- крута сводилась к тому, что богатый судовладелец — обыч­ но житель зажиточного по­ морского поселка — в А р ­ хангельской губернии набирал среди своих односельчан н уж ­ ных ему людей и выдавал им задаток — деньгами, а чаще всего — товарами и брал на себя обязательство обеспечи­ вать покрутчиков продовольст­ вием и всем необходимым сна­ ряжением и припасами на время промысла. За это покрутчики должны были отдавать хозяину 2/3 всего улова, а оставшуюся од­ ну треть они не имели права продавать на сторону, а толь­ ко своему хозяину. " Из вырученной суммы по­ крутчики прежде всего отда­ вали долги своему хозяину, а остаток оставляли себе. Разу­ меется, хозяин норовил ку­ пить улов у своих рыбаков по самым низким ценам, а това- Рыболовство на русском Севере собиралось до 300 судов и до 15000 промышленников. С 1669 г. по 1769 г. на нам побы­ вало 14000 китобойных шхун, а в начала XIX века норвежс­ кий геолог Кальгау писал про поморов, что они настоящие владыки Шпицбергена, что их корабли отличаются солидной постройкой и прекрасно вы­ держивают удары льдов. Но главным занятием г . о * ао ров был промысел трэсчи. Ее употребляли в пищу в разных видах, изо дня в день, вытап­ ливая жир, перемалывали на удобрения, треской широко торговали и внутри страны, и за границей, от уловов трески полностью зависело благопо­ лучие поморов. М еккой поморских рыбаков стал угрюмый М урман — се­ верное побережье Кольского полуострова, обращенное к Баренцевому морю . Недаром говорят, что слово «Мурман» происходит от норвежских слов «мур» — мать и «манн» — человек, т. е. мать-человек, или в переносном смысле кормилец. И действительно, с давних времен для многих тысяч людей Мурман стал добрым и щедрым кормиль­ цем. Осенью и зимой здесь было мрачно и пустынно — даже в конце XIX века по всему побережью постоянно жило не более 900 человек ко ­ лонистов: русских, норвежцев, финнов. Но вот наступал март, и огромная армия рыбаков — в основном из сел Архангель­ ской губернии — снималась с насиженных мест и отправля­ лась к берегам Мурмана. Что­ бы поспеть на промысел к концу марта, водный путь по Белому морю не годился — там еще царствовали льды. Поэтому добирались посуху: сначала на лошадях до Кан­ далакши, а дальше на оленях или пеш ком через безлюдную тундру. Наконец, эта огромная тол­ па промышленников добира лась до своих становищ на по­ бережье и начинала готовить ся к промыслу: перебирать снасти, снаряжать лодки. Для добычи трески прим еня­ лись яруса. К хребтине, длина которой весной составляла по­ рядка 5 нм, летом — до 12— 15 км , привязы вали поводцы с наж ивленным и крю чка м и . Поморы называли эти повод­ цы «аростеги». Чтобы ярус лежал на одном месте, по его мовом отсеке, покры том доска­ ми и обтянутом сверху про­ масленной парусинои, была вы горож ена «каюта» ко р м щ и ­ ка, то есть капитана. В нос от каю ты находился узен ьки й пенал под названием «собачья конура». Там ю тился самый младший член промысловой ком анды — наж ивочнин. Да­ лее располагалась корм овая кладь, т. е. трю м , разделенный на два отделения («чердака»). Затем следовал самый большой отсек ш н яки — «кара». Здесь готовили к постановке секции яруса: развязывали «тю ки», наж ивляли кр ю ч ки . В каре выделялось неболь­ шое пространство, отгорож ен­ ное продольной перегородкой, — для хранения наж ивни. Следующий отсек назывался «гребень», или «гребло». Здесь, к а к видно из названия, рас­ полагался гребец, или, по-по­ м орски, «весельщик». В гребне лежали увязанны е тю ки яруса. Далее в нос находился еще один трю м — «носовая кладь», такж е разделенный на два чер­ дака. И, наконец, в самом носу с помощ ью досок и парусины оборудовали еще одну каю ту, а вернее, ко н у р у , где укры в а л ­ ся в непогоду весельщ ик и тяглец — атлетического сло­ ж ения помор, которы й заменял собою современную ярусовы ­ борочную лебедку: он вручную вытягивал из воды хребтину яруса. В ш тилевую погоду ходили на веслах, при благоприятны х ветрах ставили парус. Каж ды й из четырех членов эки па ж а имел строго очерчен­ ный к р у г обязанностей на всех стадиях промысла: и на бере­ гу, и в море, и после возвра­ щ ения с лова. За три —четыре часа до вы­ хода в море ко р м щ и к с весель- щ иком сним аю т с жердей («палтухов») просуш енны е и перебранные секции яруса и несут их на ш н я ку, где тю ки сбрасываю т в гребень. До это­ го наж и вочн и к должен вы чи­ стить и вымы ть ш н я ку и вы­ лить из нее воду. П ока несут ярус, тяглец и н а ж и вочн и к заполняю т н а ж и в­ кой отделение в каре и начи­ наю т готовить ярус и наж и в­ лять кр ю ч ки . Работать н уж но быстро и качественно — не­ достаточно расторопны х здесь не ж у р я т на проф сою зном соб­ рании и не лиш аю т премии, а по-отечески довольно сильно поколотят да так, что в сле­ дующ ий раз наказуемы й будет работать к а к следует. Когда ярус наполовину на­ ж ивлен, весельщ ик приносит в ш н я ку суш ивш ийся на берегу парус, бочонок воды или кв а ­ су, котелок, хлеб, одежду всех рыбаков, и ш няка отходит от берега. На переходе ко р м щ и к сидит на руле и «проклады вает курс», весельщ ик и тяглец гребут, а н а ж и в о чн и к продол­ ж ает наж ивлять кр ю ч ки . Когда ко р м щ и к выберет ме­ сто для постановки яруса, он выбрасывает бечеву с кубасом и маховкой, бросает в воду я ко р ь и начинает вым еты вать ярус. В это время тяглец и весель- но тяжело ложащегося на ма­ лолетних наживочников. Уже к концу первой беспрестанной трудовой недели валятся на­ земь малолетки и спят часами непробудным сном. Ни днем, ни ночью нет в это время мурманскому промысловому люду отдыха: каждый ко рм ­ щик только и думает, как бы поскорее выехать в море, на промысел». На берегу весельщ ик вы та­ скивает на берег ш н я ку, уб и­ рает парус, сносит тю ки на берег и вешает их на палтухи. Теперь к работе подклю чается «береговая служба» — ж енщ и ­ ны и «зуйки» — м альчики 10 — 12 лет, которы е перебира­ ю т яруса и получаю т за свой труд одну рыбу за 10 тю ков. Кстати, з у й ки образую т основ­ ной резерв «плавсостава» — если кто-нибудь из четы рех членов ком анды заболеет или получит травм у, в экипаж е происходит необходимая пере­ становка, и на долж ность на- ж и в очн и ка заступает зуек. Пока ж енщ и ны и зу й ки за­ ним аю тся яоусам и, на ш няке идет разделка рыбы, причем и на этом этапе каж ды й ры бак имеет строго определенные обязанности. Доставленную на берег тре­ с ку пом орские ры баки солили, суш или, вы суш енны е головы и внутренности перемалывали на удобрения, из печени вы тапли­ вали прекрасны й тресковы й ж и р , заготовляли деликатесны й пр од укт — тресковы е язы ки . I f АК же комплектовались ■* экипажи шняк? На этом вопросе нужно остановиться подробнее. Дело в том, что поморская шняка стоила по тем временам огромные день­ ги — порядка 100 рублей, ярус еще дорож е — около 120 рублей, а тут еще невод или наживки, покупка соли, со­ держание становищ — словом, без 500—700 рублей тут никак не обойтись, и такие расходы были под силу только весьма зажиточным поморам, которых называли «хозяевами». Х озя­ ин владел обычно несколь­ кими полностью снаряженны­ ми шняками и нанимал себе рыбаков, которые делились на три категории: кормщики — это самые опытные м ор­ ские волки, которым хозяин доверял свое дорогое имуще ство: шняки, яруса и т. д. и от которых полностью зависел успех промысла: затем шли рядовые рыбаки, рабочие м о ­ ря: весельщики, тяглецы и наживщики. И, наконец, к низшей категории промысло­ вого люда относились маль- чиш ки-зуйки, которых на­ нимали за нищенскую плату, ры продать им как можно дороже, причем, если хозяин видел, что после расчета у покрутчиков остаются какие- то деньги, он старался на пу­ ти С промысла (обычно на борту грузового судна) всу­ чить рыбакам товары или рас­ считаться ромом. Вот и полу­ чалось, что к зиме у рыбаков уж е ничего не оставалось, и они были вынуждены снова , идти на поклон к тому ж е хо­ зяину — с просьбой выдать задаток. Так возникала кабала, из которой вырваться было практически невозможно. С 'особой тщательностью выбирал себе хозяин ко рм ­ щиков, стараясь подыскивать степенных, трезвых людей, искусных моряков, прекрасно разбирающихся во всех тон­ костях промысла и шестым чувством угадывающих, где и когда нужно ловить треску. Чтобы удержать хорошего кормщика, хозяин отдавал ему из двух третей улова часть своей доли, а сверх того по­ сле завершения путины вы­ плачивал кормщ ику «премию» — в зависимости от репутации этого рыбака и размера уло­ ва иногда до 100 рублей се­ ребром. Заработок среднего рабоче­ го за сезон составлял 75—80 рублей, кормщика — 140— 150 рублей. Зато хозяин получал со своего капитала до 40 п р о ­ центов прибыли — куш, ко то ­ рый было бы очень нелегко сорвать в любом другом предприятии. Разумеется, получая стол* вы сокий процент прибыли, х о ­ зяин не имел ника ко й необхо­ димости ка к-то соверш енство­ вать суда или те хн и ку лова. М аленькие беспалубные ш н яки не м огли удаляться от берега больше, чем на 10 — 15 ки л о ­ метров. К том у ж е промысел с та ки х судов был возможен только при ш тилевой погоде. Из-за небольшой вместимо­ сти ш н я к приходилось часто возвращ аться с промысла, чтобы сдать улов на берег. На этом терялось драгоценное промысловое время. Очень трудно обстояло дело с наж и вко й. Приходилось э к и ­ пажам несколько ш н я к (обыч- gp четы рех) объединяться в артель, Й оДна иЗ ШйяИ пооче^ редно ходила на добычу мой­ вы, пока остальны е ловили треску. Разумеется, промысел был очень трудны м и опасным из-за отсутствия навигацион­ ны х карт, маяков, спасатель­ ной служ бы . Эта косность, незаинтересо­ ванность хозяев в техническом прогрессе привела к том у, что р усски е пом оры , которы е в те­ чение нескольки х веков шли впереди иностранны х промы с­ ловиков, утратили свое былое превосходство, и к нонцу XIX века морской рыбны й промы ­ сел России стал заметно отста­ вать. В ДРУГИХ СТРАНАХ, на­ пример в США, стали применять большие палубные шхуны валовой вместимостью до 100 регистровых тонн, ко­ торые доставляли в район промысла несколько лодок. Эти лодки выставляли яруса и периодически сдавали улов на судно-матку, получая с нее необходимое снабжение. К тому времени в США ос­ воили технику заморозки. На шхунах появились холо­ дильники, в которых по не­ скольку месяцев мож но бы­ ло хранить наживу. В резуль­ тате рыбакам не нужно было тратить время н * длительные переходы, на поиск и лов на­ живки, и, естественно, работа­ ли они с несравненно боль­ шей отдачей. Так, американ­ ская шхуна валовой вместимо­ стью 40 per. т. с 12 членами экипажа на борту за месяц д о ­ бывала трески на сумму 7500 рублей, а четыре шняки с эки­ пажем 16 человек за пять ме­ сяцев — на 6000 рублей. Техническая отсталость по ­ м орски х промыслов особенно проявилась в 1894 году, когда у берегов М урмана ураган за­ стал в море ф лотилию ш няи, возвращ авш ихся с пути ны . Свыше 20 суденыш ек о п р о ки ­ нулось и погибло. Такие тра­ гедии бывали и раньш е, но на сей раз масш табы катастроф ы были настолько велики, что общ ественность подняла воп­ рос о состоянии р усского р ы ­ боловства. Был создан «Коми­ тет помощи поморам русского Севера». П РОГРЕССИВНЫЕ люди Рос­ сии и в первую очередь ученые Д. И. Менделеев и Н. М. Книпович требовали тех­ нического перевооружения флота. Н. М. Книпович орга­ низовал в 1898 году Мурман* скую научно-промысловую экспедицию с целью доказать возможность тралового лова в северных морях, найти пути подъема мурманских промы с­ лов. Для экспедиции в Герма­ нии был заказан пароход «Андрей Первозванный» дли­ ной 50 метров, водоизмеще­ нием 336 тонн, на котором оборудовали траловое воору­ жение. По существу, «Андрей Первозванный» стал первым русским траулером. На этом судне наши ученые и рыбаки совершили научные и опытно-промысловые рейсы, во время которых производи­ ли р а зве д ку4 рыбных запасов, отрабатывали технику лова, производили промеры глубин, брали пробы грунта, состав­ ляли таблицы температуры различных слоев воды, опре­ деляли ее соленость, изучали планктон. Были составлены рельефная карта дна Барен­ цева моря и карта его тече­ ний, открыты крупные скоп­ ления промысловых рыб и пу­ ти их миграции, описано 70 видов рыб. Но результатам и экспед и­ ции Н. М. Книповича восполь­ зовались не русские, а прежде всего англичане, немцы, нор­ веж цы . Н. М. Книпович с грустью констатировал, что если в 1905 году англичане со­ вершили на руссний Север пять экспедиций, то в 1911-м — 306 . Русским рыбакам никогда на надо было занимать ни уме­ ния, ни отваги, ни труд олю ­ бия, но все эти достоинства промысловиков не могли вы­ вести Россию на передовые рубежи рыбной индустрии из- за отсталой техники, из-за отсутствия м орского промы с­ лового флота. Только Великая Октябрьская социалистическая революция создала необходимые условия, чтобы превратить русское ры ­ боловство в одну из мощных и прогрессивных отраслей на­ родного хозяйства страны. С. БЕЛКИН, и нж е не р-кор аб лестрои те ль. I октябряI985 года 8 МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz