Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.
• Страницы истории • П РИМЕРНО в XI веке выход цы из великого града Новгорода осели на берегах Белого моря и проникли на северо-восток, до Уральских гор. Это удалое, отважное племя, которое стали назы вать поморами, устремилось к берегам северных морей в поисках богатых рыбных и зве риных .промыслов, а нередко спасаясь от боярского гнева и религиозных преследований. Надо сказать, что новгород цы издавна проявляли инте р е с к богатым районам Севе ра. Сама Марфа Посадница на свой страх и риск снаряжала промысловые ватаги для про мысла на Мурмане. Расселение поморов по бе регам полярных морей шло быстро. С XV века они вла дели всем Мурманом, не поз же XV века открыли Новую Землю, их первые поселения появились на острове Грумант (Шпицберген). В XV—XVI ве ках поморы стали безраздель ными хозяевами северных м о рей. В то время интенсивно стал развиваться китобойный про мысел в районе Ш пицберге на. В XV II веке здесь иногда концам и в середине пр ивя зывали якоря, к которы м на длинны х тросах крепили буй- ни («кубасы») — простые де ревянны е ч у р ки . Чтобы не потерять ярус из виду, в кубасы вделывали д линную палку («паф уру»), на конце которой развевался п у чок мочалы Д«махавка»). К а ж дая' команда делала свою ма- х а в ку не п о хож ую на д ругую , чтобы не спутать свой яр ус с ярусом другой ком анды . Ярус состоял из отдельны х секций, или, к а к их называли, «стоянок». Эти стоянки у в я зы вались в тю ки — по 3 в одном тю ке. В качестве н аж и вки исполь зовали в основном мойву, иног да пе счан ку, а когда с наж и в кой было из р у к вон, плохо — нары вали у берега м орских червей, которы е с грехом по полам тож е годились для до бычи трески. Проблема наж и вки была очень трудной, потому что прежде чем выйти на промы сел трески, н уж но было отпра виться в море, чтобы наловить мойву или песчанку. На промысле трески прим е нялся на Руси один-единствен- ный, освящ енны й веками тип судна — ш няка: плоскодонная, беспалубная лодка длиной 12— 15 м грузоподъем ностью около 300 пудов, с легким ко р пусом, сш иты м из то н ки х до сок. Посреди ш н яки у кр е п л я лась съемная мачта с прямым парусом. Обычно ш няка с помощ ью дощ аты х перегоррдок делилась на несколько отсеков. В кор- щ и к продолж аю т грести, а на- ж и в о чн и к сидит на руле, при держ иваясь того курса, ко то рый указы вает корм щ и к. Когда весь ярус за бортом, ш няка встает на якорь. Ком ан да завтракает, отдыхает, а через шесть часов «лежки» на чинает выбирать свой ярус. Теперь главным действую щ им лицом становится бога ты рь-тяглец, ноторый сильны ми рассчитанным и движ ениями выбирает из воды ярус. Корм щ и к, вооруж енны й ляпом (крю чко м на короткой дере вянной рукоятке) подцепляет висящ ую на поводце рыбу и. сбрасывает ее в кладь. Н аж ивочник в это время «глуш ит» кр ю ч ки , то есть вты кает их в поводцы, чтобы не запутать ярус. Весельщ ик про должает грести и ведет ш н яку вдоль яруса. На обратном пути , когда ло$- ка тяжело загруж ена рыбой, гребут все, кром е уставш его за время вы борки тяглеца, и те перь он занят на более легкой работе: увязы вает тю ки с я р у сом. В этом изнурительном и очень опасном труде больше всего доставалось наживочнику — обычно мальчику 15 —17 лет. В ОТ ЧТО ПИСАЛ о труде рыбаков Мурмана один из исследователей русских северных промыслов В. Л. Ку- шелев: «Замотаются совсем про мышленники за две или три недели такого труда, особен- несколько рыб с каж дого уло ва. Д оговор между хозяином и работниками-рыбаками носил название «покрут», и поэтому членов экипажей шняк. назы вали «покрутчиками», или «по- крученниками». Сущность по- крута сводилась к тому, что богатый судовладелец — обыч но житель зажиточного по морского поселка — в А р хангельской губернии набирал среди своих односельчан н уж ных ему людей и выдавал им задаток — деньгами, а чаще всего — товарами и брал на себя обязательство обеспечи вать покрутчиков продовольст вием и всем необходимым сна ряжением и припасами на время промысла. За это покрутчики должны были отдавать хозяину 2/3 всего улова, а оставшуюся од ну треть они не имели права продавать на сторону, а толь ко своему хозяину. " Из вырученной суммы по крутчики прежде всего отда вали долги своему хозяину, а остаток оставляли себе. Разу меется, хозяин норовил ку пить улов у своих рыбаков по самым низким ценам, а това- Рыболовство на русском Севере собиралось до 300 судов и до 15000 промышленников. С 1669 г. по 1769 г. на нам побы вало 14000 китобойных шхун, а в начала XIX века норвежс кий геолог Кальгау писал про поморов, что они настоящие владыки Шпицбергена, что их корабли отличаются солидной постройкой и прекрасно вы держивают удары льдов. Но главным занятием г . о * ао ров был промысел трэсчи. Ее употребляли в пищу в разных видах, изо дня в день, вытап ливая жир, перемалывали на удобрения, треской широко торговали и внутри страны, и за границей, от уловов трески полностью зависело благопо лучие поморов. М еккой поморских рыбаков стал угрюмый М урман — се верное побережье Кольского полуострова, обращенное к Баренцевому морю . Недаром говорят, что слово «Мурман» происходит от норвежских слов «мур» — мать и «манн» — человек, т. е. мать-человек, или в переносном смысле кормилец. И действительно, с давних времен для многих тысяч людей Мурман стал добрым и щедрым кормиль цем. Осенью и зимой здесь было мрачно и пустынно — даже в конце XIX века по всему побережью постоянно жило не более 900 человек ко лонистов: русских, норвежцев, финнов. Но вот наступал март, и огромная армия рыбаков — в основном из сел Архангель ской губернии — снималась с насиженных мест и отправля лась к берегам Мурмана. Что бы поспеть на промысел к концу марта, водный путь по Белому морю не годился — там еще царствовали льды. Поэтому добирались посуху: сначала на лошадях до Кан далакши, а дальше на оленях или пеш ком через безлюдную тундру. Наконец, эта огромная тол па промышленников добира лась до своих становищ на по бережье и начинала готовить ся к промыслу: перебирать снасти, снаряжать лодки. Для добычи трески прим еня лись яруса. К хребтине, длина которой весной составляла по рядка 5 нм, летом — до 12— 15 км , привязы вали поводцы с наж ивленным и крю чка м и . Поморы называли эти повод цы «аростеги». Чтобы ярус лежал на одном месте, по его мовом отсеке, покры том доска ми и обтянутом сверху про масленной парусинои, была вы горож ена «каюта» ко р м щ и ка, то есть капитана. В нос от каю ты находился узен ьки й пенал под названием «собачья конура». Там ю тился самый младший член промысловой ком анды — наж ивочнин. Да лее располагалась корм овая кладь, т. е. трю м , разделенный на два отделения («чердака»). Затем следовал самый большой отсек ш н яки — «кара». Здесь готовили к постановке секции яруса: развязывали «тю ки», наж ивляли кр ю ч ки . В каре выделялось неболь шое пространство, отгорож ен ное продольной перегородкой, — для хранения наж ивни. Следующий отсек назывался «гребень», или «гребло». Здесь, к а к видно из названия, рас полагался гребец, или, по-по м орски, «весельщик». В гребне лежали увязанны е тю ки яруса. Далее в нос находился еще один трю м — «носовая кладь», такж е разделенный на два чер дака. И, наконец, в самом носу с помощ ью досок и парусины оборудовали еще одну каю ту, а вернее, ко н у р у , где укры в а л ся в непогоду весельщ ик и тяглец — атлетического сло ж ения помор, которы й заменял собою современную ярусовы борочную лебедку: он вручную вытягивал из воды хребтину яруса. В ш тилевую погоду ходили на веслах, при благоприятны х ветрах ставили парус. Каж ды й из четырех членов эки па ж а имел строго очерчен ный к р у г обязанностей на всех стадиях промысла: и на бере гу, и в море, и после возвра щ ения с лова. За три —четыре часа до вы хода в море ко р м щ и к с весель- щ иком сним аю т с жердей («палтухов») просуш енны е и перебранные секции яруса и несут их на ш н я ку, где тю ки сбрасываю т в гребень. До это го наж и вочн и к должен вы чи стить и вымы ть ш н я ку и вы лить из нее воду. П ока несут ярус, тяглец и н а ж и вочн и к заполняю т н а ж и в кой отделение в каре и начи наю т готовить ярус и наж и в лять кр ю ч ки . Работать н уж но быстро и качественно — не достаточно расторопны х здесь не ж у р я т на проф сою зном соб рании и не лиш аю т премии, а по-отечески довольно сильно поколотят да так, что в сле дующ ий раз наказуемы й будет работать к а к следует. Когда ярус наполовину на ж ивлен, весельщ ик приносит в ш н я ку суш ивш ийся на берегу парус, бочонок воды или кв а су, котелок, хлеб, одежду всех рыбаков, и ш няка отходит от берега. На переходе ко р м щ и к сидит на руле и «проклады вает курс», весельщ ик и тяглец гребут, а н а ж и в о чн и к продол ж ает наж ивлять кр ю ч ки . Когда ко р м щ и к выберет ме сто для постановки яруса, он выбрасывает бечеву с кубасом и маховкой, бросает в воду я ко р ь и начинает вым еты вать ярус. В это время тяглец и весель- но тяжело ложащегося на ма лолетних наживочников. Уже к концу первой беспрестанной трудовой недели валятся на земь малолетки и спят часами непробудным сном. Ни днем, ни ночью нет в это время мурманскому промысловому люду отдыха: каждый ко рм щик только и думает, как бы поскорее выехать в море, на промысел». На берегу весельщ ик вы та скивает на берег ш н я ку, уб и рает парус, сносит тю ки на берег и вешает их на палтухи. Теперь к работе подклю чается «береговая служба» — ж енщ и ны и «зуйки» — м альчики 10 — 12 лет, которы е перебира ю т яруса и получаю т за свой труд одну рыбу за 10 тю ков. Кстати, з у й ки образую т основ ной резерв «плавсостава» — если кто-нибудь из четы рех членов ком анды заболеет или получит травм у, в экипаж е происходит необходимая пере становка, и на долж ность на- ж и в очн и ка заступает зуек. Пока ж енщ и ны и зу й ки за ним аю тся яоусам и, на ш няке идет разделка рыбы, причем и на этом этапе каж ды й ры бак имеет строго определенные обязанности. Доставленную на берег тре с ку пом орские ры баки солили, суш или, вы суш енны е головы и внутренности перемалывали на удобрения, из печени вы тапли вали прекрасны й тресковы й ж и р , заготовляли деликатесны й пр од укт — тресковы е язы ки . I f АК же комплектовались ■* экипажи шняк? На этом вопросе нужно остановиться подробнее. Дело в том, что поморская шняка стоила по тем временам огромные день ги — порядка 100 рублей, ярус еще дорож е — около 120 рублей, а тут еще невод или наживки, покупка соли, со держание становищ — словом, без 500—700 рублей тут никак не обойтись, и такие расходы были под силу только весьма зажиточным поморам, которых называли «хозяевами». Х озя ин владел обычно несколь кими полностью снаряженны ми шняками и нанимал себе рыбаков, которые делились на три категории: кормщики — это самые опытные м ор ские волки, которым хозяин доверял свое дорогое имуще ство: шняки, яруса и т. д. и от которых полностью зависел успех промысла: затем шли рядовые рыбаки, рабочие м о ря: весельщики, тяглецы и наживщики. И, наконец, к низшей категории промысло вого люда относились маль- чиш ки-зуйки, которых на нимали за нищенскую плату, ры продать им как можно дороже, причем, если хозяин видел, что после расчета у покрутчиков остаются какие- то деньги, он старался на пу ти С промысла (обычно на борту грузового судна) всу чить рыбакам товары или рас считаться ромом. Вот и полу чалось, что к зиме у рыбаков уж е ничего не оставалось, и они были вынуждены снова , идти на поклон к тому ж е хо зяину — с просьбой выдать задаток. Так возникала кабала, из которой вырваться было практически невозможно. С 'особой тщательностью выбирал себе хозяин ко рм щиков, стараясь подыскивать степенных, трезвых людей, искусных моряков, прекрасно разбирающихся во всех тон костях промысла и шестым чувством угадывающих, где и когда нужно ловить треску. Чтобы удержать хорошего кормщика, хозяин отдавал ему из двух третей улова часть своей доли, а сверх того по сле завершения путины вы плачивал кормщ ику «премию» — в зависимости от репутации этого рыбака и размера уло ва иногда до 100 рублей се ребром. Заработок среднего рабоче го за сезон составлял 75—80 рублей, кормщика — 140— 150 рублей. Зато хозяин получал со своего капитала до 40 п р о центов прибыли — куш, ко то рый было бы очень нелегко сорвать в любом другом предприятии. Разумеется, получая стол* вы сокий процент прибыли, х о зяин не имел ника ко й необхо димости ка к-то соверш енство вать суда или те хн и ку лова. М аленькие беспалубные ш н яки не м огли удаляться от берега больше, чем на 10 — 15 ки л о метров. К том у ж е промысел с та ки х судов был возможен только при ш тилевой погоде. Из-за небольшой вместимо сти ш н я к приходилось часто возвращ аться с промысла, чтобы сдать улов на берег. На этом терялось драгоценное промысловое время. Очень трудно обстояло дело с наж и вко й. Приходилось э к и пажам несколько ш н я к (обыч- gp четы рех) объединяться в артель, Й оДна иЗ ШйяИ пооче^ редно ходила на добычу мой вы, пока остальны е ловили треску. Разумеется, промысел был очень трудны м и опасным из-за отсутствия навигацион ны х карт, маяков, спасатель ной служ бы . Эта косность, незаинтересо ванность хозяев в техническом прогрессе привела к том у, что р усски е пом оры , которы е в те чение нескольки х веков шли впереди иностранны х промы с ловиков, утратили свое былое превосходство, и к нонцу XIX века морской рыбны й промы сел России стал заметно отста вать. В ДРУГИХ СТРАНАХ, на пример в США, стали применять большие палубные шхуны валовой вместимостью до 100 регистровых тонн, ко торые доставляли в район промысла несколько лодок. Эти лодки выставляли яруса и периодически сдавали улов на судно-матку, получая с нее необходимое снабжение. К тому времени в США ос воили технику заморозки. На шхунах появились холо дильники, в которых по не скольку месяцев мож но бы ло хранить наживу. В резуль тате рыбакам не нужно было тратить время н * длительные переходы, на поиск и лов на живки, и, естественно, работа ли они с несравненно боль шей отдачей. Так, американ ская шхуна валовой вместимо стью 40 per. т. с 12 членами экипажа на борту за месяц д о бывала трески на сумму 7500 рублей, а четыре шняки с эки пажем 16 человек за пять ме сяцев — на 6000 рублей. Техническая отсталость по м орски х промыслов особенно проявилась в 1894 году, когда у берегов М урмана ураган за стал в море ф лотилию ш няи, возвращ авш ихся с пути ны . Свыше 20 суденыш ек о п р о ки нулось и погибло. Такие тра гедии бывали и раньш е, но на сей раз масш табы катастроф ы были настолько велики, что общ ественность подняла воп рос о состоянии р усского р ы боловства. Был создан «Коми тет помощи поморам русского Севера». П РОГРЕССИВНЫЕ люди Рос сии и в первую очередь ученые Д. И. Менделеев и Н. М. Книпович требовали тех нического перевооружения флота. Н. М. Книпович орга низовал в 1898 году Мурман* скую научно-промысловую экспедицию с целью доказать возможность тралового лова в северных морях, найти пути подъема мурманских промы с лов. Для экспедиции в Герма нии был заказан пароход «Андрей Первозванный» дли ной 50 метров, водоизмеще нием 336 тонн, на котором оборудовали траловое воору жение. По существу, «Андрей Первозванный» стал первым русским траулером. На этом судне наши ученые и рыбаки совершили научные и опытно-промысловые рейсы, во время которых производи ли р а зве д ку4 рыбных запасов, отрабатывали технику лова, производили промеры глубин, брали пробы грунта, состав ляли таблицы температуры различных слоев воды, опре деляли ее соленость, изучали планктон. Были составлены рельефная карта дна Барен цева моря и карта его тече ний, открыты крупные скоп ления промысловых рыб и пу ти их миграции, описано 70 видов рыб. Но результатам и экспед и ции Н. М. Книповича восполь зовались не русские, а прежде всего англичане, немцы, нор веж цы . Н. М. Книпович с грустью констатировал, что если в 1905 году англичане со вершили на руссний Север пять экспедиций, то в 1911-м — 306 . Русским рыбакам никогда на надо было занимать ни уме ния, ни отваги, ни труд олю бия, но все эти достоинства промысловиков не могли вы вести Россию на передовые рубежи рыбной индустрии из- за отсталой техники, из-за отсутствия м орского промы с лового флота. Только Великая Октябрьская социалистическая революция создала необходимые условия, чтобы превратить русское ры боловство в одну из мощных и прогрессивных отраслей на родного хозяйства страны. С. БЕЛКИН, и нж е не р-кор аб лестрои те ль. I октябряI985 года 8 МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz