Рыбный Мурман. 1985 г. Октябрь.

• X X V II съезду КПСС-достойную встречу!• Я хья Ядович Бокаев — один из л учш и х технологов в М урман­ ском траловом флоте. Около го- Й а работает он на БАТ «Адмирал адорин». В м инувш ем рейсе э ки ­ п а ж траулера достиг отличны х результатов: более чем в полтора раза перевы полнено задание по вы п у с ку филе и пресервов, на 196,4 процента справились с пла­ ном по изготовлению разделан­ ной рыбы . Значительно пе рекры ­ ты и другие показатели. О том, что пом огло команде траулера достичь та ки х успехов, и расска­ зы вает Я хья Ядович. В Мы — интернационалисты1 СЛОВО— ПЕРЕДОВИКУ* По советам советов С е й ч а с много говорят и пишут о новых ф ор­ мах организации труда, о применении коэффициента трудового участия (КТУ) на судах. У нас, на БАТ «Ге­ нерал Радзиевский», тоже внедрялись организационные новшества. Мне приходилось наблюдать на д р уги х судах» к а к проис­ ходит образование совета эки ­ паж а, к а к он потом работает, что из этого получается. Мне всегда казалось несколько странным , что в основном в совете эки па ж а — ком андиры , руководители служб. Видел, что не всегда 'и х оценки рабо­ ты д руги х м оряков объ ектив­ ны. Поэтому еще в самом на­ чале рейса посоветовался я с Иваном Васильевичем Бирю ­ ковы м , первым пом ощ ни­ ком капитана. Решили, что у нас будет иначе. Совет экипажа на нашем траулере включал в себя больше моряков, чем на дру­ гих судах, — 22 человека. Каждая служба представляла собой звено или бригаду: ма­ шинная команда, службы до­ бычи рыбы и обработки, об­ щесудовая. Внимательно присмотрев­ шись к людям, выбирали в советы людей опытпых, уме­ лых организаторов, автори­ тетных. Причем старались, чтобы был представитель от каждого подразделения и от каждой смены. Ведь, сами посудите, сортировщик не может видеть, насколько ста­ рательно работает, скажем, упаковщик, и уж тем более не в силах оценить трудовое участие другой смены. «Палубу» . представляли двое матросов (по одному из смены) и мастера добычи. Рыбофабрику — два моряка из службы упаковки, М. Т. Алиев’ и Д. Г. Рангулов. Они были старшими или бригадирами. Затем два представителя службы сор­ тировки — матросы первого класса В. Д. Громов и М. С. Котин. В службе обработки рыбы избирали по два чело­ века из смены. Таким же образом создавались советы в других службах. Вот такое широкое при­ влечение моряков к реше­ нию производственных воп­ росов благотворно сказыва­ лось на решении наших глав­ ных задач. Не было обид в экипаже и при определении КТУ. Хотя приходилось не раз понижать его некоторым членам экипажа. Например, один из моряков рыбофабрн- ки опоздал на вахту, а по­ скольку этот парень стоял на подаче рыбы, то из-за не­ го пришлось всей смене те­ рять драгоценные минуты. И это было у него не единст­ венным нарушением: отме­ тили товарищи, что и к дру­ гим обязанностям, например к уборке рыбофабрнки, он от­ носится небрежно. Вот и снизили ему КТУ за месяц. Но потом парень понял, что не «придираются» к нему, а требуют, как от всех, пол­ ной отдачи, стал трудиться на совесть, КТУ восстанови­ ли. Было й такое. На совет экипажа вынесли вопрос о снижении КТУ мастеру до­ бычи рыбы А. В. Крылову за производственное упуще­ ние. Но старший матрос его смены, член совета экипажа В. И. Гончарук сказал, что такое решение несправедли­ во» и доказал это. А что касается самого про­ изводства, то здесь советы помогали экипажу справить­ ся с весьма серьезной зада­ чей, стопроцентной раздел­ кой сырья, следили за тем, чтобы качество продукции было высоким. Надо сказать, что мы в основном ловили сардину. Однако в прилове было мно­ го другой рыбы: ставриды, скумбрии. Сложность нашей работы состояла в том, что сардина — рыба нежная, и ставрида ■ при соприкоснове­ нии с ней нарушала целост­ ность кожи сардины, проще говоря, ставрида колется. Вот и приходилось смотреть в оба на сортировке! Кроме того, мы вынуждены были укладывать на заморозку рыбу не по Ю килограммов, как обычно, а по 9, опять же из-за специфики сырья. Ведь такую нежную, жирную ры­ бу, как сардина, чуть при­ дави — и лопансц. Короче говоря, работать старались бережно, аккуратно, зато и сдали всю продукцию без единого замечания. Следует отметить, что нам повезло со специалиста­ ми. Например, рефмеханик И. Ф. Рябьев еще в начале рейса буквально не отходил от своего оборудования, по­ ка не отладил, не настроил его безупречно. И мы горя не знали с заморозкой. Кое-что из технологиче­ ского оборудования довели до ума сами. Например, что­ бы чище обрабатывать ры­ бу, углубили пазц конусов. Провели к морозильным ка­ мерам шланг от батарей отопления, это намного уско­ рило процесс оттайки ц суш­ ки их. В озвращаясь к началу свое­ го рассказа, хочу косн уться еще одного аспекта деятель­ ности советов: влияния на со­ знательность м оряков. И вот прим ер Иду я по рыбсфабри- ке, виж у, что один из рыбооб­ работчиков пропускает Ор.^к. Молча беру ры бину с дефек­ те м, кладу ее на столик на всеобщее обозрение. И надо видеть,как виновник старает­ ся быстро и незамзтно убрать ее оттуда! И л и такое. При глазуров­ ке сардины часто забивают­ ся чешуей душевые отвер­ стия. В этом случае моряк бежал к листеру: «Надо про­ чистить, а я не могу отор­ ваться». Это означало: «Я не хочу пропускать брак, нужна помощь». Поэтому-то мы и достигли высоких показателей и хо­ рошего качества продукции. Я. БОКАЕВ, помощник капитана по прэ- («аодстау БДТ «Адмирал Пэдсрин». «Ян-Майен»: «Все в порядке!» НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ про- 11 шло, нак бригада П. И. Ам елькина с головного пред­ приятия судоверфи провож ала после ремонта траулер «Ост- зее» из ГДР, и вот колл екти ву вновь приш лось вести работы на корабле из этой страны . Нет, не на «Остзее» — это судно на промысле, ведь каче­ ство бригада А м елькина га ­ рантирует. А на другом т р а у ­ лере — «Ян-Майен». Он та кж е приш ел на судоверфь в свя­ зи с полом кой. И в «лечении, опять-таки нуж дался ваерный ком плекс. Видно, у траулеров данного типа, принадлеж ащ их к средне­ му рыболовному классу, ваер- ные лебедки — уязвимое зве­ но, нан считаю т специалисты . В данном случае из строя вы ­ шли редуктор и барабан оаер- ной лебедки. Вы полнять заказ приш лось той ж е бригаде П. И. Амель­ кин а : ваерные и д руги е судо­ вые лебедни — это, к а к гово­ рится, их хлеб. И здесь «ле­ бедчики» не подкачали, каче­ ством работы немецкие това­ рищ и остались довольны. В слесарно * м еханическом цехе судоверфи ш утят| «У бригады Ам ельнина кр е п н ут д руж ески е связи с ГДР». Ю. ВАСИЛЬЕВ. 1Правофланговые И наставники—тоже... D ЭКИПАЖЕ ПСТ «XX съезд u комсомола Литвы» много молодых моряков. Тон в рабо­ те задают ком сом ольцы . Гово­ рят ры баки иногда: «Имя тра­ улера обязывает». А дела у эки па ж а идут хорош о. Годо­ вой план по вылову уж е вы­ полнен более чем на 140 про­ центов, по вы работке пищ е­ вой рыбной прод укции — на 141,7 процента. Матросы комсомольцы Сер­ гей Петин и Валерий Р ош ка (НА СНИМКЕ) — в числе пр а­ воф ланговых. Сергей уж е 6 лет тралфлотовец, Валерий — по­ меньше, их отличаю т т р у ­ долюбие и активное отнош е­ ние к ж и зн и . Так, летом на судне проходили п р а кти ку курсан ты , будущ ие технологи. И матросы стали для них на­ ставникам и, конечно, в числе д р уги х моряков. НА ВТОРОМ СНИМКЕ — мо­ торист Сергей Климов. Ком со­ молец тоже, на флоте первый год. Но товарищ и доверяю т ему — избрали Сергея в «Ком­ сом ольский прож ектор». Ф ото В. КОРЕЦКОГО. Курсов* — А знаете, — говорил Алексей Васильевич Иванча по пу­ ти в лабораторию, — мы вот с вами вчера разговаривали о том, что долог путь от замысла до внедрения. Да, действитель­ но, порош ковое напыление изобрели давно, а развитие, как метод, у нас в стране получает лишь последние десять— пят­ надцать лет. Но можно объяснить... C ST ПРОХОДНОЙ судовер- ' фи до экспериментальной сварочной лабораторий — пять минут ходьбы, Там м ож ­ но познакомиться с людьми, которые «пылят» металл. А пока представим нашего гида. Алексей Васильевич Иванча, начальник технологического бюро корпусно-сварочных ра­ бот. В бюро сосредоточена основная документация по на­ пылению, там осуществляется свя-зь между лабораторией и судами, чьи детали ждут вос­ становления новым ^стары '?) способом... Первоначально даже плани­ ровалось так: Алексей Василье­ вич напишет обо всем этом статью, а мы ее напечатаем. И он написал, но сам же и признался: ' — Наверное, больше для специального журнала подхо­ дит. Технически все это непо­ нятно многим... И вот, чтобы словосочетание «газопламенное порош ковое напыление в судоремонте» не показалось сухим, мы снова и снова разговариваем с людьми, занимающимися этим делом, ходим по цехам, го­ стим в сварочной лаборато­ рии. А статья А. В. Иванчи нам поможет Цитаты из нее, ко ­ торые вы прочтете ниже, и будут для нас своеобразным путеводителем. Итак, в путь! ЕСЕ ОЧЕНЬ ПРОСТО И... СЛОЖНО «По сравнению с такими традиционными способами вое. становления, как наплавка, хромирование, газопламенное напыление обладает рядом преимуществ. К ним относят­ ся простота обслуживания и надежность аппаратуры». Аппаратуры сначала и не было видно. Стоит в сварочной лаборатории старенький то­ карный станок. Человек обык­ новенным образом обрабатыва­ ет на нем деталь. Потом он одевает защитные очки, дела­ ет движение — и из не заме­ ченного мною поначалу при­ бора, очень похожего на пи­ столет, вырывается пламя. Крутящаяся деталь купается в огне. И через нескольно ми­ нут, когда «пистолет» вы клю ­ чен, становится видно, что де­ таль значительно увеличилась. Когда-то она износилась, а вот теперь приобрела первона­ чальные размеры. Вот, собственно, и все. Как сказано у А\ В. Иванчи, «сущ­ ность процесса заключается в расплавлении металлического порошка и нанесении его струей ацетилено-кислород- ного пламени на поверхность». А огнеметательный аппарат называется буднично — горел­ ка. Она небольшая. Уместится в маленький чемоданчик с порош ками и шлангами — всем, что необходимо. Поэто­ му метод очень удобен. Бери чемоданчик и, как Айболит, направляйся к больным у№а- лям. На столах лаборатории —■ полиэтиленовые и металличе­ ские банки разной формы и размеров. В них — порош ки. Вообще на любой вид ме­ талла есть его д вой ни к в по­ рош ковом Еиде. Но это ЕО О б- ще. В частности ж е бывает и так, что на определенную м ар­ к у стали порош ка не достать. Наш торэзский завод вы п у ска ­ ет около тридцати наименова­ ний, ш вейцарская фирма «Ко- столит» — более сотни. Понят­ но, что все по рош ки постоянно не станеш ь за куп а ть на валю­ ту . Вот и получается, что за­ к а з ч и к порой недоумевает: «За­ чем судоверфь требует новую деталь? Взяли бы и восстано­ вили. У них там теперь напы ­ ление развивается». Тс-то и оно, что по ка еще только развивается. Лаборато­ рия проблем порош ковой ме­ таллургии в и нсти туте при Кольском филиале А кадем ии н а у к разрабатывает новые ви­ ды. Но все р?вно нехватна t r i * рош ка ощ утим а. 1 октября 1985 года 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz