Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.
Атеизм и религия Если мы не веришь в бога Как и в целом по области, на Мурманской судоверфи вопрос об обострении рели гиозной обстановки никогда не вставал. Со временем, ка залось, ушли на пенсию по следние верующие. Это приве ло к некоторому благодушию, мы начали постепенно сокра щать планы атеистической ра боты, но неожиданно столкну лись с такими явлениями, как ношение крестиков, коллек ционирование икон, участие в религиозных обрядах некото рых работников судоверфи, считающих себя неверующи ми. Все это требовало изу чения. В сентябре на судоверфи было проведено социологиче ское исследование, цель кото рого — определение обста новки для последующей вы работки мер по совершенст вованию атеистического вос питания трудящихся. На воп росы анкеты ответили 11,5 процента рабочих, инженерно- технических работников и слу жащих слесарно-механическо го цеха. — Ни один из опрош енны х нв о тн ес себя и категори и верую щ и х. Л иш ь двое созн ались, что они колеблю тся между верой и неверием (лю дям этим от 40 до 50 ле т). Но нас тр евож ит то т ф а к т, что, о казы в ае тся , из о стал ь н ы х опрош енны х к убеж денны м атеи стам себя о т н о сят лиш ь 20,8 процента, к неверующ им — 58,2 процента, а 18,6 процента — к безраз лично отн осящ им ся к вопро сам религии и атеи зм а. Это св и д е те ль ств уе т о том , что е сть еще немало лю дей, в ча стн о сти , среди молодежи, ко то ры е не поним аю т, что принц и пы и идеалы комм унизм а не совм естимы с верой в бога. Об этом говорят и ответы на ■опрос о роли религии в ж и з ни лю дей. Лиш ь 49,5 процента правильно оценили роль рели ги и . 47,2 процента сч и таю т, что она не приносит ни вреда, ни п о л ьзы , а 3,3 процента сч и та ю т, что вера в бога н уж н а. К аки е же они приводят а р гу м енты ? Некоторы е придерж и ваю тся мнения, что р елиги я, хо тя и дает искаж енное, про тиворечащ ее науке описание и объяснение мира, но «удерж и вает от д ур н ы х п о ступ ков, по м о гает ста ть вы сокон р авствен ным человеком», «утеш ае т в тр удн ы е м и н уты , помогает их пер еж и ть», «способ ствует со хранению национальной к у л ь ту р ы и народны х тр ади ц ий ». Все это необходимо учиты вать при организации воспи тательной работы в трудовых коллективах. Подчас задачу атеистического воспитания по нимают упрощенно — как работу с верующими. Это од нобокий подход. Главную цель В. И. Ленин видел в вы работке у масс «сознательно го отношения к религии». А оно предполагает знание при роды религиозных явлений и истории их развития, понима ния сущности религии и ее реакционной роли в развитии общества и культуры, крити ческий, рациональный подход к религиозным догмам и на ставлениям. Если с этой меркой подхо дить к нашей работе, то сле дует признать, что мы успеш но справились лишь с первой ее частью — добились массо вого неверия. Теперь необхо димо сосредоточить усилия на атеистической работе с неве рующими людьми. Причем эта работа должна носить не только просветительский ха рактер, необходимо выраба тывать у людей убежденность во вреде религии, добиваться активных действий с их сторо ны по бойкоту церковных уч реждений, неучастию в рели гиозных обрядах. Только со здав соответствующее обще ственное мнение, можно добиться существенного умень шения числа посещающих церковь и, как следствие, уменьшения доходов ее от услуг, оказываемых неверую щим. Подавляющ ее больш инство опрош енны х не посещ аю т цер ковь и не соверш аю т религи о зн ы х обрядов, но прим ирен ческая позиция к тем , к то это д елает, приводит к том у, что некоторы е неверующ ие у ч а с т вую т в них — либо под вли я нием родственников и др узей , либо из лю бо пы тства. И нтерес но о тм ети ть, что ни один из уч аство вавш и х в ц ерковны х об р ядах не отм етил в качестве причины «религиозны е уб еж дения». Думается, чтобы избавиться от подобного примиренчества, предстоит большая работа по улучшению атеистической про паганды. Пока же возможности лек ционной пропаганды невелики. Несмотря на то, что в каждом подразделении мы стараемся организовывать лекции на атеистическую тему ежегодно, более половины опрошенных ни разу за последние три го да не были на них. Необходи мо, по-видимому, существен но увеличить количество лек ций. Во-вторых, качество многих из них не отвечает современ ным требованиям. На 55,5 про цента присутствовавших на атеистических мероприятиях они не произвели никакого впечатления, а 11,1 процента оценили их как неудовлетвори тельные. Повысить качество атеисти ческих мероприятий можно, ограничившись кругом наибо лее квалифицированных лек торов — районного и обла стного звена. А их числится в мурманских организациях об щества «Знание» лишь 20 че ловек — один лектор почти на 20 тысяч слушателей. Наряду с атеистическим вос питанием, созданием необхо димого общественного мнения надо обдумать и совершенст вовать новые советские граж данские обряды. Следует до биваться, чтобы они не усту пали, а превосходили церков ные по торжественности, эмо циональности. В ходе социологического ис следования была четко про слежена связь между уровнем атеистического сознания чело века и его общественно-поли* тической и трудовой актив ностью. Так, убежденные атеи« сты в большинстве своем ак тивно участвуют в обществен ной работе, постоянно повы шают свою производствен ную квалификацию, борются € недостатками. Так что успеш ное решение задачи атеисти* ческого воспитания трудящих ся — это и повышение созна ния человека, утверждение его жизненной позиции. Н. ШУКШИН, зав. кабинетом политпрос вещения Мурманской судо верфи. Цифры и факты «Права» человека в США — 12 млн. человек не име ли работы, 6,5 млн. человек заняты неполный рабочий день и нуждаются в полно ценной работе, 3 млн. рабо чих также являются безработ ными, но не учитываются, по скольку срок их пособий кон чился; — 80 млн. человек живут на доходы, которые по оцен кам министерства труда на ходятся ниже достаточного уровня, 31,5 млн. человек из этой категории живут ниже уровня бедности) — 12 млн. тех, кто живет на самом дне бедности, стра дают от голода и недоедания; — более 27 тыс. американ цев ежегодно кончают жизнь самоубийством, и число само убийц растет по мере углуб ления экономического спада; — 13 млн. человек ежегод но являются жертвами пре ступлении, в том числе напа дений, изнасилований, воору женных ограблений; — свыше 4,5 млн. из 9 млн. детей, получающих социальное вспомоществование, страдают от недоедания; — 100 тыс. человек ежегод но умирают преждевременно из-за профессиональных за болеваний. «3 этих цифрах, — как от мечает журнал «Политикл аф- ферс», приведший их, — есть дублирование. Но даже если учесть все варианты дублиро вания, у нас останется 76.549.300 человек. Это озна чает, что примерно один из каждых трех американцев страдает от лишений, отчая ния, болезней или издева тельств и посягательств на их жизнь. Вот так счастливая стра на!» (Гуляка » ФРГ. б-километровую прогулку совершила молодая самка бе гемота из зоопарка западногерманского еорода Кассель. Когда стемнело, она навалилась на решетку вольера и... вышла на п у стынную улицу городской окраины. Кроме полицейских и слу жителей зоопарка на поиски были брошены даже пожарные. Однако найти «гуляку» удалось лишь через семь часов, ее до ставили в специальном фургон # обратно в вольер. Телефото ЮПИ — ТАСС. (Окончание. Нач. на 6-й и 7-й стр.). — Кем считают себя дети — русски ми, финнами! — Русскими. Когда Карина в Фин ляндии получила в советском посоль стве паспорт, то в графе «националь ность» по собственной инициативе по просила написать «русская». — Интересно было вам работать! Полезно! — Да, конечно. Работа была пол ностью самостоятельная. У меня был материал в какой-то степени уникаль ный — полные данные за многие годы обо всех больных всех стационаров Финляндии. Таких углубленных работ по изучению общей картины заболевае мости в Финляндии до меня никто не проводил. — А как вы ездили на работу) — На автобусе. — Дорого это! — Очень. Автобусы принадлежат в основном частным фирмам. Особенно накладны были поездки детей в школу. Правда, детские билеты дешевле, но у 1 ноября 1985 года ребят был путь с пересадкой. В месяц у нас на транспорт уходило марок 500. — Машину не купили! — Нет. Нам не до машины было, только бы расплатиться с долгами. К тому же дорого очень. Новая «Лада» — 40 тысяч марок. «Мерседес» — 200 тысяч. И бензин... — Как ребята учились! — Проблем не было. Программа там отстает от нашей. Они проходили то, что в советской школе проходили уже год назад. Вообще Карине было в шко ле сложнее, чем Максиму. Не с учебой. Психологически сложнее. — Занимались ребята чем-нибудь, кроме школы! Например, музыкой или спортом! —Нет. Объясню почему. Например, Максим мечтал заниматься хоккеем с шайбой. Там это/ как и у нас, общена циональное увлечение. По собственной инициативе нашел себе спортивный клуб. Принес оттуда клубный бланк-обя зательство, который родители должны подписать. По этому документу мы взяли на себя обязательство купить сы ну спортивную форму, оплачивать зар плату тренеров, аренду помещения, работу холодильных установок и так далее. Хотя клуб был далеко от дома, Максим нас уговорил. Обязательство мы подписали. Аннели с Максимом поеха ли покупать форму. Форма обошлась почти в полторы тысячи марок. Заня тия проходили два раза в неделю. Ан нели возила Максима туда и обратно. На дорогу уходило почти два часа и стоило тоже недешево. В конце месяца в наш банк пришел счет из клуба на 800 марок, и мы сказали: прости, сы нок, но такую роскошь мы себе позво лить не можем. Максим нас понял. ...Возвращались мы в Таллин в нояб ре, а Карине надо было учиться еще 4 месяца, чтобы закончить лицей и по лучить аттестат зрелости. Карина жила у бабушки и дедушки. Не прошло и двух месяцев — еще до Нозого года, — приезжает Карина. Лицей не закон чила, аттестат не получила... — Почему! Так быстро соскучилась! — Говорит: бабушка и дедушка все время жалуются, что жизнь становится дороже. Я не хотела им быть обузой. — Ездили вы за эти годы куда-ни будь за границу! — Два раза. В Ленинград, к родите- л ям. " — Кто же был инициатором возвра щения! — Я молчал. Ни слова не говорил об этом, успокаивал ребят, утешал Анне ли... В общем, не хотел выглядеть сла баком. И ждал. И вот через полтора года мы с Аннели говорили обо всем откровенно, и я как бы между прочим заметил: а не вернуться ли нам назад? А она говорит: я давно ждала этого ■опроса. Да, признаться, приспособление к местным условиям и порядкам оказа лось весьма затруднительным даже для моей жены. Вместо поддержки мы столкнулись с полным безразличием к нашей судьбе. В результате во взаимо отношениях с окружающими возникла отчужденность. Ощущение одиночества и полная неуверенность в завтрашнего дне усугублялись все растущей тосньй по Родине, по общению с людьми, близкими нам по духу и интересам. Единственным выходом было возвра щение в Советский Союз. К этому вы воду мы пришли через полтора года после приезда в Финляндию, но тогда принятию практических шагов в этом направлении препятствовали банковский долг и выполнение договора, связанно го с проводимой мной там научно-ис следовательской работой. Если бы зы видели, как ребята пры гали от радости, когда мы им сказали об отъезде в Советский Союз. Дни считали. Вы знаете, когда жили там, то радио было всегда на «Маяке». По те левизору смотрели все наши передачи. Все казалось таким родным, интерес ным, — например, как строят БАМ... — А сейчас вы часто вспоминает* эти годы! — Нечасто. Хотя это в некотором смысле, наверное, полезно. В. МАТСОВ. («Аргументы и факты», №№ 40, 41, 1985 г.). 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz