Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.

Атеизм и религия Если мы не веришь в бога Как и в целом по области, на Мурманской судоверфи вопрос об обострении рели­ гиозной обстановки никогда не вставал. Со временем, ка­ залось, ушли на пенсию по­ следние верующие. Это приве­ ло к некоторому благодушию, мы начали постепенно сокра­ щать планы атеистической ра­ боты, но неожиданно столкну­ лись с такими явлениями, как ношение крестиков, коллек­ ционирование икон, участие в религиозных обрядах некото­ рых работников судоверфи, считающих себя неверующи­ ми. Все это требовало изу­ чения. В сентябре на судоверфи было проведено социологиче­ ское исследование, цель кото­ рого — определение обста­ новки для последующей вы­ работки мер по совершенст­ вованию атеистического вос­ питания трудящихся. На воп­ росы анкеты ответили 11,5 процента рабочих, инженерно- технических работников и слу­ жащих слесарно-механическо­ го цеха. — Ни один из опрош енны х нв о тн ес себя и категори и верую ­ щ и х. Л иш ь двое созн ались, что они колеблю тся между верой и неверием (лю дям этим от 40 до 50 ле т). Но нас тр евож ит то т ф а к т, что, о казы в ае тся , из о стал ь н ы х опрош енны х к убеж денны м атеи стам себя о т­ н о сят лиш ь 20,8 процента, к неверующ им — 58,2 процента, а 18,6 процента — к безраз­ лично отн осящ им ся к вопро­ сам религии и атеи зм а. Это св и д е те ль ств уе т о том , что е сть еще немало лю дей, в ча­ стн о сти , среди молодежи, ко то ­ ры е не поним аю т, что принц и­ пы и идеалы комм унизм а не­ совм естимы с верой в бога. Об этом говорят и ответы на ■опрос о роли религии в ж и з­ ни лю дей. Лиш ь 49,5 процента правильно оценили роль рели­ ги и . 47,2 процента сч и таю т, что она не приносит ни вреда, ни п о л ьзы , а 3,3 процента сч и та­ ю т, что вера в бога н уж н а. К аки е же они приводят а р гу ­ м енты ? Некоторы е придерж и­ ваю тся мнения, что р елиги я, хо тя и дает искаж енное, про­ тиворечащ ее науке описание и объяснение мира, но «удерж и ­ вает от д ур н ы х п о ступ ков, по­ м о гает ста ть вы сокон р авствен­ ным человеком», «утеш ае т в тр удн ы е м и н уты , помогает их пер еж и ть», «способ ствует со­ хранению национальной к у л ь ­ ту р ы и народны х тр ади ц ий ». Все это необходимо учиты­ вать при организации воспи­ тательной работы в трудовых коллективах. Подчас задачу атеистического воспитания по­ нимают упрощенно — как работу с верующими. Это од­ нобокий подход. Главную цель В. И. Ленин видел в вы­ работке у масс «сознательно­ го отношения к религии». А оно предполагает знание при­ роды религиозных явлений и истории их развития, понима­ ния сущности религии и ее реакционной роли в развитии общества и культуры, крити­ ческий, рациональный подход к религиозным догмам и на­ ставлениям. Если с этой меркой подхо­ дить к нашей работе, то сле­ дует признать, что мы успеш­ но справились лишь с первой ее частью — добились массо­ вого неверия. Теперь необхо­ димо сосредоточить усилия на атеистической работе с неве­ рующими людьми. Причем эта работа должна носить не только просветительский ха­ рактер, необходимо выраба­ тывать у людей убежденность во вреде религии, добиваться активных действий с их сторо­ ны по бойкоту церковных уч­ реждений, неучастию в рели­ гиозных обрядах. Только со ­ здав соответствующее обще­ ственное мнение, можно добиться существенного умень­ шения числа посещающих церковь и, как следствие, уменьшения доходов ее от услуг, оказываемых неверую­ щим. Подавляющ ее больш инство опрош енны х не посещ аю т цер­ ковь и не соверш аю т религи ­ о зн ы х обрядов, но прим ирен­ ческая позиция к тем , к то это д елает, приводит к том у, что некоторы е неверующ ие у ч а с т­ вую т в них — либо под вли я­ нием родственников и др узей , либо из лю бо пы тства. И нтерес­ но о тм ети ть, что ни один из уч аство вавш и х в ц ерковны х об­ р ядах не отм етил в качестве причины «религиозны е уб еж ­ дения». Думается, чтобы избавиться от подобного примиренчества, предстоит большая работа по улучшению атеистической про­ паганды. Пока же возможности лек­ ционной пропаганды невелики. Несмотря на то, что в каждом подразделении мы стараемся организовывать лекции на атеистическую тему ежегодно, более половины опрошенных ни разу за последние три го­ да не были на них. Необходи­ мо, по-видимому, существен­ но увеличить количество лек­ ций. Во-вторых, качество многих из них не отвечает современ­ ным требованиям. На 55,5 про­ цента присутствовавших на атеистических мероприятиях они не произвели никакого впечатления, а 11,1 процента оценили их как неудовлетвори­ тельные. Повысить качество атеисти­ ческих мероприятий можно, ограничившись кругом наибо­ лее квалифицированных лек­ торов — районного и обла­ стного звена. А их числится в мурманских организациях об­ щества «Знание» лишь 20 че­ ловек — один лектор почти на 20 тысяч слушателей. Наряду с атеистическим вос­ питанием, созданием необхо­ димого общественного мнения надо обдумать и совершенст­ вовать новые советские граж­ данские обряды. Следует до­ биваться, чтобы они не усту­ пали, а превосходили церков­ ные по торжественности, эмо­ циональности. В ходе социологического ис­ следования была четко про­ слежена связь между уровнем атеистического сознания чело­ века и его общественно-поли* тической и трудовой актив­ ностью. Так, убежденные атеи« сты в большинстве своем ак­ тивно участвуют в обществен­ ной работе, постоянно повы­ шают свою производствен­ ную квалификацию, борются € недостатками. Так что успеш­ ное решение задачи атеисти* ческого воспитания трудящих­ ся — это и повышение созна­ ния человека, утверждение его жизненной позиции. Н. ШУКШИН, зав. кабинетом политпрос­ вещения Мурманской судо­ верфи. Цифры и факты «Права» человека в США — 12 млн. человек не име­ ли работы, 6,5 млн. человек заняты неполный рабочий день и нуждаются в полно­ ценной работе, 3 млн. рабо­ чих также являются безработ­ ными, но не учитываются, по­ скольку срок их пособий кон­ чился; — 80 млн. человек живут на доходы, которые по оцен­ кам министерства труда на­ ходятся ниже достаточного уровня, 31,5 млн. человек из этой категории живут ниже уровня бедности) — 12 млн. тех, кто живет на самом дне бедности, стра­ дают от голода и недоедания; — более 27 тыс. американ­ цев ежегодно кончают жизнь самоубийством, и число само­ убийц растет по мере углуб­ ления экономического спада; — 13 млн. человек ежегод­ но являются жертвами пре­ ступлении, в том числе напа­ дений, изнасилований, воору­ женных ограблений; — свыше 4,5 млн. из 9 млн. детей, получающих социальное вспомоществование, страдают от недоедания; — 100 тыс. человек ежегод­ но умирают преждевременно из-за профессиональных за­ болеваний. «3 этих цифрах, — как от­ мечает журнал «Политикл аф- ферс», приведший их, — есть дублирование. Но даже если учесть все варианты дублиро­ вания, у нас останется 76.549.300 человек. Это озна­ чает, что примерно один из каждых трех американцев страдает от лишений, отчая­ ния, болезней или издева­ тельств и посягательств на их жизнь. Вот так счастливая стра­ на!» (Гуляка » ФРГ. б-километровую прогулку совершила молодая самка бе­ гемота из зоопарка западногерманского еорода Кассель. Когда стемнело, она навалилась на решетку вольера и... вышла на п у­ стынную улицу городской окраины. Кроме полицейских и слу­ жителей зоопарка на поиски были брошены даже пожарные. Однако найти «гуляку» удалось лишь через семь часов, ее до­ ставили в специальном фургон # обратно в вольер. Телефото ЮПИ — ТАСС. (Окончание. Нач. на 6-й и 7-й стр.). — Кем считают себя дети — русски­ ми, финнами! — Русскими. Когда Карина в Фин­ ляндии получила в советском посоль­ стве паспорт, то в графе «националь­ ность» по собственной инициативе по­ просила написать «русская». — Интересно было вам работать! Полезно! — Да, конечно. Работа была пол­ ностью самостоятельная. У меня был материал в какой-то степени уникаль­ ный — полные данные за многие годы обо всех больных всех стационаров Финляндии. Таких углубленных работ по изучению общей картины заболевае­ мости в Финляндии до меня никто не проводил. — А как вы ездили на работу) — На автобусе. — Дорого это! — Очень. Автобусы принадлежат в основном частным фирмам. Особенно накладны были поездки детей в школу. Правда, детские билеты дешевле, но у 1 ноября 1985 года ребят был путь с пересадкой. В месяц у нас на транспорт уходило марок 500. — Машину не купили! — Нет. Нам не до машины было, только бы расплатиться с долгами. К тому же дорого очень. Новая «Лада» — 40 тысяч марок. «Мерседес» — 200 тысяч. И бензин... — Как ребята учились! — Проблем не было. Программа там отстает от нашей. Они проходили то, что в советской школе проходили уже год назад. Вообще Карине было в шко­ ле сложнее, чем Максиму. Не с учебой. Психологически сложнее. — Занимались ребята чем-нибудь, кроме школы! Например, музыкой или спортом! —Нет. Объясню почему. Например, Максим мечтал заниматься хоккеем с шайбой. Там это/ как и у нас, общена­ циональное увлечение. По собственной инициативе нашел себе спортивный клуб. Принес оттуда клубный бланк-обя­ зательство, который родители должны подписать. По этому документу мы взяли на себя обязательство купить сы­ ну спортивную форму, оплачивать зар­ плату тренеров, аренду помещения, работу холодильных установок и так далее. Хотя клуб был далеко от дома, Максим нас уговорил. Обязательство мы подписали. Аннели с Максимом поеха­ ли покупать форму. Форма обошлась почти в полторы тысячи марок. Заня­ тия проходили два раза в неделю. Ан­ нели возила Максима туда и обратно. На дорогу уходило почти два часа и стоило тоже недешево. В конце месяца в наш банк пришел счет из клуба на 800 марок, и мы сказали: прости, сы­ нок, но такую роскошь мы себе позво­ лить не можем. Максим нас понял. ...Возвращались мы в Таллин в нояб­ ре, а Карине надо было учиться еще 4 месяца, чтобы закончить лицей и по­ лучить аттестат зрелости. Карина жила у бабушки и дедушки. Не прошло и двух месяцев — еще до Нозого года, — приезжает Карина. Лицей не закон­ чила, аттестат не получила... — Почему! Так быстро соскучилась! — Говорит: бабушка и дедушка все время жалуются, что жизнь становится дороже. Я не хотела им быть обузой. — Ездили вы за эти годы куда-ни­ будь за границу! — Два раза. В Ленинград, к родите- л ям. " — Кто же был инициатором возвра­ щения! — Я молчал. Ни слова не говорил об этом, успокаивал ребят, утешал Анне­ ли... В общем, не хотел выглядеть сла­ баком. И ждал. И вот через полтора года мы с Аннели говорили обо всем откровенно, и я как бы между прочим заметил: а не вернуться ли нам назад? А она говорит: я давно ждала этого ■опроса. Да, признаться, приспособление к местным условиям и порядкам оказа­ лось весьма затруднительным даже для моей жены. Вместо поддержки мы столкнулись с полным безразличием к нашей судьбе. В результате во взаимо­ отношениях с окружающими возникла отчужденность. Ощущение одиночества и полная неуверенность в завтрашнего дне усугублялись все растущей тосньй по Родине, по общению с людьми, близкими нам по духу и интересам. Единственным выходом было возвра­ щение в Советский Союз. К этому вы­ воду мы пришли через полтора года после приезда в Финляндию, но тогда принятию практических шагов в этом направлении препятствовали банковский долг и выполнение договора, связанно­ го с проводимой мной там научно-ис­ следовательской работой. Если бы зы видели, как ребята пры­ гали от радости, когда мы им сказали об отъезде в Советский Союз. Дни считали. Вы знаете, когда жили там, то радио было всегда на «Маяке». По те­ левизору смотрели все наши передачи. Все казалось таким родным, интерес­ ным, — например, как строят БАМ... — А сейчас вы часто вспоминает* эти годы! — Нечасто. Хотя это в некотором смысле, наверное, полезно. В. МАТСОВ. («Аргументы и факты», №№ 40, 41, 1985 г.). 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz