Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.
т ........... ......... • Вечером i пятницу • ТРАДИЦИИ КАМЧАТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Жители . Петропавловска уоюе не обращают внимания на столбы пара и газа, подни мающиеся из-за сопок в ок рестностях города, зато гости Камчатки подолгу любуются этим необыкновенным зрели щем: извергается вулкан Го релый. В 1979 году, после 48 лет молчания, он неожи данно ожил и с тех пор посто янно «дышит». При извержении Горелого отсутствуют вулканические бомбы и лава, что позволяет вулканологам спускаться в кратер. Почти три года назад в Институте вулканологии на чали интересный эксперимент по созданию физико-химиче ской модели некоторых типов извержения. На снимке: таким видят извержение вулкана Горелого жители Петропавловска. • Фотохроника ТА СС . 'МИНИ-ДЕТЕКТИВ Конец агента 007 (ДАННЫЕ РАДИОПЕРЕХВАТА) «Приступил к выполнению задания. Проник на инже нерную должность в важный институт. Постепенно вжива юсь. 007.» «Срочно сообщите струк туру института и разраба тываемые темы. Центр. Спрут.» «Присматриваюсь. К ра боте пока не подпускают. Спжу на рабочем месте в одиночестве — остальные в курилке. Я спортсмен, дыма не выношу, .поэтому инфор мации нет. 007.» «Приказываю начать ку рить: надо привыкать к за границе. Центр. Спрут.» «Отправили на месяц на прополку овощей. Вйдимо, до сих пор не доверяют. Ни чего — выдержу. 007.» «Вам следует срочно акти визироваться. Оправдывай те оказанное доверие. Центр. Спрут.» «Вернулся в институт. По лучил оклад и премиальные. О работе по-прежнему — ни чего. Завтра посылают на стройку подсобником. 007.» «Немедленно сделайте по пытку поговорить с кем-ни будь о работе. Центр. Спрут.» «Сижу уже полгода. Похо же, заваливаюсь: не доверя ют, о работе при мне — ни слова. Прошу подготовить коридор для возвращения. 007.» «Держитесь до последне го. Центр. Спрут.» «Начальник взял под кол пак: посылает грузчиком на овощебазу. Я подделал справку о нетрудоспособно сти. Возможен провал. 007.» «Во что бы то нн стало — дать хоть какую-нибудь ин формацию! Центр. Спрут.» «Полный провал: справку раскололи. Уже три недели разгружаю вагоны с карто фелем. Больше держаться не могу. Прошу санкциони ровать возвращение... Иначе я за себя не ручаюсь! 007.» it * it Послесловие. На этом ра диообмен прекратился. Агент 007 был взят с поличным при попытке компостировать в автобусе троллейбусный талон. Документ обнаружил А. НОВОСАДО В. Ритуалы при спуске кораблей Традиция отмечать «рож дение» корабля уходит в глу бокую древность, когда спуск корабля на воду начали со провождать суеверными обря дами и торжественными це ремониями с жертвоприноше-' ниями, чтобы задобрить могу щественных морских божеств. Стремление защитить морехо дов и новый корабль от «пне- ва богов и духов» породило обряд жертвоприношений, ко гда палубу и борта кораблей обагряли человеческой кровью, а форштевень украшали голо вой жертвы. Позже вместо людей стали приносить в жертву животных и птиц, а затем в ряде стран в кормовой части кораблей устанавливали скульптуры бо жеств, которым при спуске приносились жертвы. Несколь ко позднее на носу судов ста ли укреплять скульптурные изображения девушек, кото рые при спуске судов облива-, ли красным вином. Отголо»? ском этого ритуала впоследст вии и явилось предоставление именно женщине права во время спуска судна разбить бутылку с шампанским о фор штевень. В Древней Греции капитанам спускаемых судов преподносились кубки с ви ном, которое они, пригубив, выплескивали на палубу. У римлян существовал обычай щедро окатывать построенную галеру вином в дар морским божествам, а позже они стали ограничиваться бутылкой крас ного вина. В 1699 г. на коро левской верфи в Чатеме была впервые разбита о форште вень бутылка красного вина, а затем на всех европейских верфях стал укореняться это^ ритуал. Бутылки с шампанск J а стали впервые разбивать etJv Франции в конце XV III в., а затем и в других странах. В некоторых странах для этих же целей используют бутылки о пресной водой из р. Иордан, кокосовым молоком, рыбьим жиром, фруктовым соком, сы рой нефтью и даже куски льда. В. ГУСЕВ. ■КРОССВОРД1 1-11. Совокупность элемен тов набора и обш ивки, образу ющих боковые стенки судна. 1-18. Город на западе Заира, мореной порт. 2-12. Спортивная площ адка для игры в теннис. 2-19. Низкая и у зка я намыв ная полоса суш и. 3-13. М узы кальное произведение для од ного исполнителя. 3-20. Род то вара, обладающий определен ными качественными призна ками. 4-11. Кондитерское изде лие. 4-14. Топкое. болотистое место. 5-12. Древнерусское женское украш ение XI —XII I ве ков — полая золотая или се ребряная привеска, укр аш ен ная эм алью , сканью . 5-15. Род хво йны х вечнозеленых де ревьев семейства сосновы х. 6-13. Здание для сто янки и ре монта подвижного состава. 6-16. Календарная д ата, в ко торую отм ечаю тся историче ские и иные важнейшие собы ти я, традиционны е праздники. 7-14. Химический элем ент, ме та л л . 7-17. С ельскохозяйствен ное орудие для выравнивания и уплотнения почвы на орошае мых зем лях. 8-15. Исторически сложивш ееся внутреннее под разделение во всех видах ис к у сств а . 8-18. Протяженное в д в у х направлениях геологиче ское тело. 9-16. Б алка, прохо дящ ая посередине днищ а суд на от носовой до кормовой оконечности. 9-19. Рена в Е в ропейской части С С СР, левый приток Волги. 10-17. Денежная единица Западного Самоа. 10-20. Поджаренный хлеб. Составил К. ПЕТЮК. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, 1. Иман. 2. Саки. 3. Игра. 4. Л агг. 5. Амур. в. Укос. 7. Морж. 8. Унжа. 9. Урок. 10. Соло. XI. ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 46 Тома. 12. Уран. 13. Пика. 14, Алоэ. 15. Енот 16. Тера. > Сложив н ачальны е буквШ . читаем: «И сила ум у уступ ает». ПРИГЛАШАЕТ «Музыкальный салон» I Через неделю во Дворце культуры и техники имени С. М. Кирова откроется новый клуб под названием «Музыкальный салон». О том, как будет он строить свою работу, рассказыва ют заведующая отделом по работе среди рыбаков Дворца Л. Ф . Шульгина и художественный руководитель Мурманской областной филармонии, председатель совета клуба В. В. На горный. Шульгина: — Приобщить слушателей к серьезной, клас сической музыке — вот глав ная цель нового клуба. Ведь не секрет, что на концерты классического репертуара би леты иногда приходится про давать в нагрузку. Почему? Почему произведения, создан ные великими мастерами, вы державшие испытание време нем, иногда не находят доста точно слушателей? Нагорный: — Наверное, во многом потому, что только предложить прослушать ка кое-то произведение — этого мало. Нужен еще и разговор об этом произведении, нужно постараться побудить людей проникнуть в его красоты и смысл. Короче говоря, необ ходим толчок, импульс, чтобы слушатели в череде звуков почувствовали нечто важное для себя, научились получать удовольствие не только от развлекательной музыки, но и от произведений, насыщенных глубоким содержанием. И мы надеемся, что такими импуль сами станут для многих вече ра в «Музыкальном салоне». Шульгина: — Главными го стями клуба станут рыбаки. Ведь им встретиться с серь езной музыкой, пожалуй, труд нее, чем кому бы то ни было. Конечно, на судах есть маг нитофоны, на больших — ор ганизуются эстрадные коллек тивы, вокально-инструменталь ные ансамбли. Но хорошо ли, что таким образом целый ог ромный мир — классическая музыка — остается зачастую как бы неизвестным? Нагорный: — Разумеется, учитывая специфику рыбацко го труда, мы не рассчитываем, что у клуба будет постоянный состав. Важно другое: чтобы, оказавшись на вечере в «Му зыкальном салоне», пусть да же случайно, человек вновь захотел бы сюда прийти или же самостоятельно познако миться с произведениями по нравившегося жанра. Это как с книгами: полюбилась одна — и ты уже ищешь другие кни ги того же автора или похо жие по тематике. Шульгина: — В проекте но вой редакции Программы КПСС одна из задач, постав ленных в области культурно го строительства, сформули рована так: «формировать здоровые потребности и вы сокие эстетические вкусы». А об условиях решения этой и других задач сказано, что партия их видит, в частности, «в постоянном совершенство вании содержания и методов культурно-просветительной ра боты». И мы считаем, что идея «Музыкального салона» отве чает именно этим требовани ям. Встречи в клубе не бу дут похожи на практикуемые лекции-концерты. Во-первых, мы не стремимся собрать большую аудиторию. Человек пятьдесят, не больше, иначе исчезнет атмосфера довери тельности, дружеского обще ния. А это, пожалуй, самое важное. Во-вторых, программы будут максимально разнооб разны. Мы предполагаем при глашать и художников, и пи сателей, других деятелей ис кусств, сохраняя, конечно, общую музыкальную направ ленность. В-третьих, каждый раз клуб будет оформляться по-новому, чтобы интерьер соответствовал теме очеред ной встречи. И, наконец, про грамма «Салона» будет опре деляться самими участниками. Нагорный: — Первая встре ча состоится 29 ноября. Это будет вечер премьер. Перед слушателями выступит моло дая арфистка Наталья Горбу нова, выступит едва ли не впервые перед мурманчанами: это новая артистка филармо нии. Несколько работ из сво ей новой программы покажет вокалист Александр Бобин,- а мастер художественного сло ва Светлана Кузнецова про чтет стихи Пушкина. Хозяйкой «Музыкального салона» в этот раз будет музыковед Елена Боброва. Все произведения, которые услышат гости, со зданы в XIX веке. И соответ ствующим по атмосфере бу дет оформление клуба. Мы с нетерпением ждем встречи с гостями «Салона». Интервью взял В. НИКОЛИН. 1 ПО РОДНОЙ СТРАНЕ ДЛЯ ВАС,РЫБАКИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz