Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.
•Круглый стол«РМ» • На этот раз «круглый стол» «Рыбного Мурмана» состоялся в кабинете А. В. Анцевича, директора ЦПКТБ. Александр Васильевич был ведущим и пригласил участников' разговора — конструкторов Мурманского отделения «Гнпрорыбфлота» и ЦПКТБ, ученых Калининградского технического инсти тута рыбной промышленности и хозяйства (КТИРПиХ), прибывших в Мур манск, чтобы помочь нашим промыеловикам внедрить... Впрочем, стоп. Прежде чем ошарашить читателя терминами, вспомним, какое огромное значение сей час придается компьютеризации. Вот строки из проекта Основных направлений: «Высокими темпами наращивать масштабы применения современных высоко производительных ЭВМ всех классов. Продолжать создание вычислительных центров коллективного пользования». О возникновении такого центра у нас на Северном бассейне и идет речь за «круглым столом». ,А теперь — термины. Без них в такой специальной теме не обойтись. И uyibi их расшифруем. СЫТО — система непрерывного технического обслужива ния судов. По ней живут корабли на промысле. Это набор ведомостей, оди наковый для каждого типа судов, чтобы механики в рейсе ради профилакти ки осматривали узлы и детали, обозначенные в графах документа. СНТОР — то ж е самое, только расширяет перечень работ, которые следу ет делать не только в рейсе, но и при проведении междурейсового ремонта и заводских ремонтов. Действует в течение всего срока службы судна, но без уче та его возраста, технического состояния и режимов использования. То есть речь идет о неком идеальном случае, усредненном судне. Это один путь раз вития СНТО. Но есть другой, более прогрессивный; СНТОР-ЭВМ. Если сказать кратко, суда, судовая техника и вопросы технической экс; плуатации ставятся на контроль вычислительной техники. Данные о всех механизмах, узлах, системах, о корпусе и устройствах. каждого конкретного раулера с характеристиками их работоспособности и надежности — в памя- и у машины. И контролируются ею в течение 2 0— 25 лет жизни корабля, независимо от того, на промысле он или в ремонте. ...Так вот ученые Калининградского института прибыли в Мурманск, чтобы помочь нашим промысловикам внедрить эту систему. 0 6 этом и рассказывают участники «круглого стола». I ло бы... Но пока этого ничего нет, ибо наши разработки внедряются очень медленно. Вот и сейчас, когда мы обсуждаем рождение новой си стемы, возникает закономерный воп рос: где судовладельцы? Почему мы бьемся, а они не сидят рядом с нами и не волнуются? А. В. АНЦЕВИЧ; — Я присутствовал на расширен ном совете научно-технического об щества тралового флота по БАТам. Там прозвучало: «Мы сейчас слабо управляем процессом эксплуатации, все идет каким-то самотеком». Я там высказал свою точку зрения на этот счет в отношении применения ЭВМ. «Рыбный Мурман» после заседания совета бил тревогу по этому поводу устами специалистов тралового фло та. И в то же время в личной беседе с одним из ведущих специалистов (не буду называть его фамилию) услы шал такое: «Представляете, если дать дисплей главному инженеру, то ему флотом заниматься некогда бу дет!» А ведь это абсурд. Полная компьютерная некомпетентность. Как раз дисплей и даст ему возможность заниматься флотом. И освободит мно гих инженеров. Взять, к примеру, групповых механиков — они снимут Уже Министерством рыбного хо зяйства СССР признано, что разра ботки по СНТОР-ЭВМ исключи тельно важны, определяют основное направление научно-технического про гресса в отрасли, а «Гипрорыбфлот» все продолжает разрабатывать, СНТОР — систему, которая недале» ко ушла от СНТО (то есть СНТО, разбавленное фрагментами из типо^ вых ремонтных ведомостей) и не ори« ентнрует на научно-технический про гресс. Я. Г. КУЗИН: — Таким большим составом мы ^ Мурманске впервые. Кроме меня й Бориса Яковлевича Розендента об рабатывали документацию сотрудники нашей лаборатории — Е. Я. Коган, Т. Д. Белкова, С.. Д. Долженкова, преподаватели института А. С. Ды мов, В; К. Бойко. Совместно с руководителями ЦПКТБ и судоверфи мы решили за ложить в ЭВМ документацию пока одного БАТа — «Маршал Якубов ский». Неделя работы здесь — это практически разведка боем. Б. Я. РОЗЕНДЕНТ: — А кого вы называете противни ком? Б. Я. РОЗЕНДЕНТ, заведующий от!1аслевой лабораторией прочности КТИРПиХ: — Мурманчанам в некоторой сте пени легче — мы у себя в Калинин граде начинали с нуля, а здесь, на судоверфи, есть отдел автоматизиро ванной системы управления (АСУ), бассейновое ЦПКТБ имеет мощное подразделение АСУ и серьезные раз работки по этому вопросу. Вот на них и надо опираться, внедряя ЭВМ. Нам предстоит лишь совместно со специалистами бассейна состыковать АСУ судоверфи с СНТОР-ЭВМ. Вот и все. Я. Г. КУЗИН, заведующий отделом КТИРПиХ, кандидат технических на ук: — А это не так просто. В популяр ной литературе давно описан тот этап,' когда готовились к полету наш «Со юз» и американский «Аполлон». До определенного момента две програм мы отрабатывались порознь, а когда ученые сели за общий стол и посмот рели разработки друг друга, то ахну ли — до того они были различны. Разные траектории полета, на раз ных орбитах, иные соприкасательные узлы. Казалось бы, полет срывался... Но все мы знаем, что стыковка в кос мосе состоялась. Я не преувеличиваю. По сложности перед нами — аналогичная задача. Вот смотрите: и АСУ судоремонтом, и СНТОР-ЭВМ имеют в виду одни и те ж е суда. А информационная база — разная. Один и тот же узел назы вается по-разному. Короче, история повторяется, и в этот наш приезд мы в основном занимались «стыковкой». Я. Г. КУЗИН: — Без применения вычислительной техники невозможно вести централи зованное управление основными фон дами флота. Специалисты нам часто говорят: «Мы знаем судно как свои пять пальцев!» Это глубочайшая ошиб ка. Человек физически не может ох ватить той огромной информации, которая под силу ЭВМ. Там элемен тов, этих пальцев, не пять — тысячи. А если еще информацию накапливать во времени да по количеству судов... Б. Я. РОЗЕНДЕНТ: — Ни у кого не вызывает сомне ния установка счетчиков на расход энергии, пара, воды. А как мы «рас ходуем» судно, мы знать не можем, };бо никаких счетчиков пока не было. Вот мы поставим ЭВМ, и по нему бу дет видно, как расходуется ресурс ме ханизмов и что надо делать, чтобы восполнять его. Мы решаем важную задачу, определенную В. И. Лениным как «социализм — это учет». А. В. АНЦЕВИЧ: — В первую очередь наши разра ботки нужны флотам. Хотелось, что бы разговор нашел отклик прежде всего у тралфлотовцев, ведь именно они заявили, что переводят свои боль шие автономные траулеры на десяти летний цикл эксплуатации. Но без помощи ЭВМ это немыслимо. В про бивном случае суда будут работать ШШ IНШШТЕРЦ (Большие автономные: 10 лет без ремонта) на износ. Поясню свою мысль. Пока что отдельные механизмы у нас «ле чатся», когда: а) они сломались, б) подошел срок по СНТО. Рассмотрим оба случая. Ясно, что в первом нет и речи об управлении ресурсами. •Наоборот, если так мож но выразиться, механики идут на по воду у деталей и узлов. Никакого влияния на эксплуатацию. Во втором случае элемент управ ления основными фондами присутст вует. Но есть «но». Составляли-то документ люди, которые не в состоя нии проследить за всеми элементами судна. Поэтому что-то (а этого «что- то» много) остается забытым... до тех пор, пока не выйдет из строя. Вот вам и работа судна на износ. Маши на же не забудет ничего:.. Б. Я. РОЗЕНДЕНТ: — Вы, как первый заместитель ге нерального руководителя КЦП «Ре монт», возглавляли министерскую ко миссию, которая проверяла работу СНТОР-ЭВМ в Калининграде. Глав ное задание — выяснить мнение про мысловиков о ее работоспособности... A. В. АНЦЕВИЧ: — Да, в сентябре такая комиссия закончила свою работу. Запомнилось и поразило то, что у специалистов баз флота Калининграда преодолен психологический барьер в отношении ЭВМ. У нас на Северном бассейне эта вершина еще не покорена. Я. Г. КУЗИН: — Мы, программисты, пережива ем все этапы настоящей компьютер ной революции. Есть свой «нэп» — наведение элементарного порядка, свой «ликбез» — ликвидация компью терной безграмотности. И задачи так же сложны. Попробуй ликвидируй эту безграмотность, если «учащиеся» со противляются. B. И. ПОДОБЕДОВ, заведующий отделом проектирования, задач опера тивного планирования, анализа, про гнозирования н регулирования ЦПКТБ: — Это точно. Наш отдел занимал ся разработкой и внедрением систем управления флотом и судоремонтом. Самое сложное —» это внедрение. Мы брали на себя задачи, решение кото рых позволило бы получить ответ на то, что нужно делать на судне по при ходе его из рейса. Можно было бы заранее заказать материалы (зная, их перечень), дать задания начальникам цехов, мастерам. На основании этого задания — составить план работ и контролировать его. Все можно бы- с себя тяжкий груз: писать огром ные ремонтные ведомости, задания экипажам и разные отчеты. В составе министерской комиссии должен был участвовать начальник механико-судовой службы тралфлота, об этом я предупреждал его руковод ство заранее. Тем более специалисты должны были- заинтересоваться опы том калининградцев, раз решили БАТы перевести на десятилетний цикл. Но нет. В управлении не на- • шли возможности направить в Кали нинград своего специалиста, пусть рангом и пониже. Может, путина на чавшаяся помешала. Их еще много будет, этих путин. A. JI. СВЕРДЛОВ, главный конст руктор отдела исследований техни ческой эксплуатации флота и судо ремонта ЦПКТБ: — Есть еще пример. В рамках этой ■же системы мы ведем работы по кор пусу, разрабатываем СНТОР-ЭВМ «Корпус». Приходим на корабль, об следуем его. И каждый раз сталкива емся с тем, что на судне о нас никто не знает. Вот уже год, как мы ждем, когда руководство тралового флота специальным распоряжением ли, при казом, но известит судовые экипажи о наличии таких работ. В этом тоже видится отношение судовладельца... А. В. АНЦЕВИЧ: — Думаю, что все равно ЭВМ про бьет себе дорогу. Таково веление вре мени. Для руководителей флотов нет другого выбора. В марте будущего года планирует ся поездка группы мурманчан в Ка лининград. Теперь уже на учебу. Нужно направить от каждого флота специалистов. И прежде всего от тралового флота, ибо с их БАТов мы начинаем. Должны обязательно быть групповой механик, -занимающийся вопросами эксплуатации этих судов, и другие специалисты. Тот режим, который задан БАТам, возможен только при условии контроля за все ми их жизненными циклами. И еще мне хочется затронуть одну проблему. Здесь говорили о недоста точной компьютерной грамотности на бассейне. Однако внедрение таких крупных систем — дело не только региональное. Во главе каждой об ласти техники стоит головной инсти тут. По вопросам технической эксп луатации у нас есть институт «Гипро- рыбфлот» в Ленинграде, со своими отделениями на бассейнах. Как так получилось, что центральный вуз ока зался позади бассейновых проектных организаций в вопросах СНТОР- ЭВМ? Я. Г. КУЗИН: — Проклятый дефицит судоре монта. .«Маршал» был на нашей сто роне, и вместе с нами он давал бой. Очень интересные цифры мы обна ружили в результате даже беглого анализа. Оказалось, что объем ре монта, представленный в ведомостях механиками, значительно превышав^ тот, который определила ЭВМ с уче^ том исчерпания ресурсов. Например, система сжатого воздуха. Когда кто- то заполнял ведомость на ремонт пб многим позициям (изоляция, леса й т. д.), то ставил цифру 10. Иногда -^-г цифру 6. Почему — неизвестно. ЭЪа-* чит, он десять раз одел и снял изо ляцию, поставил и убрал леса (а там они даже не нужны). Что хочу сказать... Такие вещи машина про пускать не будет. Надо создать под руководством ВРПО экспертную группу по внедре нию новшества. Туда должны войти специалисты флотов, судоверфи, ЦПКТБ и Мурманского отделения «Гнпрорыбфлота». А. Л. СВЕРДЛОВ: — Мы планируем начать работы в их полном объеме (выдача на ЭВМ плановых заданий, определение всех видов технического обслуживания И ремонта и т. д.) Но... Уважаемый коллеги-калининградцы нас еще не полностью снабдили необходимым программным обеспечением. А. В. АНЦЕВИЧ: — Будем надеяться, что наши партнеры по этому очень серьезн/ j ^ делу еще больше проникнутся ответ, ственностью и примут все меры по внедрению СНТОР-ЭВМ на бассейне ■- в самые сжатые сроки. ОТ РЕДАКЦИИ. В период подго товки материала к публикации в сек ции рыбной промышленности состоя лось заседание совета содействия ус корению научно-технического прогрес са при обкоме КПСС. Председатель ствовал заведующий отделом рыбной промышленности обкома партии В. М-. Смуров. Был рассмотрен вопрос «О состоянии разработки и внедрений СНТОР-ЭВМ на Северном бассейне» Секция одобрила проводимые работы, наметила пути их интенсификации, как одного из важнейших направле ний научно-технического прогресса. Признано целесообразным работы по СНТОР-ЭВМ для судов БАТ «Горизонт» выполнить в первую оче редь и в ближайшее время. 22 ноября 1985 года LU I .fflF
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz