Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.

•Круглый стол«РМ» • На этот раз «круглый стол» «Рыбного Мурмана» состоялся в кабинете А. В. Анцевича, директора ЦПКТБ. Александр Васильевич был ведущим и пригласил участников' разговора — конструкторов Мурманского отделения «Гнпрорыбфлота» и ЦПКТБ, ученых Калининградского технического инсти­ тута рыбной промышленности и хозяйства (КТИРПиХ), прибывших в Мур­ манск, чтобы помочь нашим промыеловикам внедрить... Впрочем, стоп. Прежде чем ошарашить читателя терминами, вспомним, какое огромное значение сей­ час придается компьютеризации. Вот строки из проекта Основных направлений: «Высокими темпами наращивать масштабы применения современных высоко­ производительных ЭВМ всех классов. Продолжать создание вычислительных центров коллективного пользования». О возникновении такого центра у нас на Северном бассейне и идет речь за «круглым столом». ,А теперь — термины. Без них в такой специальной теме не обойтись. И uyibi их расшифруем. СЫТО — система непрерывного технического обслужива­ ния судов. По ней живут корабли на промысле. Это набор ведомостей, оди­ наковый для каждого типа судов, чтобы механики в рейсе ради профилакти­ ки осматривали узлы и детали, обозначенные в графах документа. СНТОР — то ж е самое, только расширяет перечень работ, которые следу­ ет делать не только в рейсе, но и при проведении междурейсового ремонта и заводских ремонтов. Действует в течение всего срока службы судна, но без уче­ та его возраста, технического состояния и режимов использования. То есть речь идет о неком идеальном случае, усредненном судне. Это один путь раз­ вития СНТО. Но есть другой, более прогрессивный; СНТОР-ЭВМ. Если сказать кратко, суда, судовая техника и вопросы технической экс; плуатации ставятся на контроль вычислительной техники. Данные о всех механизмах, узлах, системах, о корпусе и устройствах. каждого конкретного раулера с характеристиками их работоспособности и надежности — в памя- и у машины. И контролируются ею в течение 2 0— 25 лет жизни корабля, независимо от того, на промысле он или в ремонте. ...Так вот ученые Калининградского института прибыли в Мурманск, чтобы помочь нашим промысловикам внедрить эту систему. 0 6 этом и рассказывают участники «круглого стола». I ло бы... Но пока этого ничего нет, ибо наши разработки внедряются очень медленно. Вот и сейчас, когда мы обсуждаем рождение новой си­ стемы, возникает закономерный воп­ рос: где судовладельцы? Почему мы бьемся, а они не сидят рядом с нами и не волнуются? А. В. АНЦЕВИЧ; — Я присутствовал на расширен­ ном совете научно-технического об­ щества тралового флота по БАТам. Там прозвучало: «Мы сейчас слабо управляем процессом эксплуатации, все идет каким-то самотеком». Я там высказал свою точку зрения на этот счет в отношении применения ЭВМ. «Рыбный Мурман» после заседания совета бил тревогу по этому поводу устами специалистов тралового фло­ та. И в то же время в личной беседе с одним из ведущих специалистов (не буду называть его фамилию) услы­ шал такое: «Представляете, если дать дисплей главному инженеру, то ему флотом заниматься некогда бу­ дет!» А ведь это абсурд. Полная компьютерная некомпетентность. Как раз дисплей и даст ему возможность заниматься флотом. И освободит мно­ гих инженеров. Взять, к примеру, групповых механиков — они снимут Уже Министерством рыбного хо­ зяйства СССР признано, что разра­ ботки по СНТОР-ЭВМ исключи­ тельно важны, определяют основное направление научно-технического про­ гресса в отрасли, а «Гипрорыбфлот» все продолжает разрабатывать, СНТОР — систему, которая недале» ко ушла от СНТО (то есть СНТО, разбавленное фрагментами из типо^ вых ремонтных ведомостей) и не ори« ентнрует на научно-технический про­ гресс. Я. Г. КУЗИН: — Таким большим составом мы ^ Мурманске впервые. Кроме меня й Бориса Яковлевича Розендента об­ рабатывали документацию сотрудники нашей лаборатории — Е. Я. Коган, Т. Д. Белкова, С.. Д. Долженкова, преподаватели института А. С. Ды­ мов, В; К. Бойко. Совместно с руководителями ЦПКТБ и судоверфи мы решили за­ ложить в ЭВМ документацию пока одного БАТа — «Маршал Якубов­ ский». Неделя работы здесь — это практически разведка боем. Б. Я. РОЗЕНДЕНТ: — А кого вы называете противни­ ком? Б. Я. РОЗЕНДЕНТ, заведующий от!1аслевой лабораторией прочности КТИРПиХ: — Мурманчанам в некоторой сте­ пени легче — мы у себя в Калинин­ граде начинали с нуля, а здесь, на судоверфи, есть отдел автоматизиро­ ванной системы управления (АСУ), бассейновое ЦПКТБ имеет мощное подразделение АСУ и серьезные раз­ работки по этому вопросу. Вот на них и надо опираться, внедряя ЭВМ. Нам предстоит лишь совместно со специалистами бассейна состыковать АСУ судоверфи с СНТОР-ЭВМ. Вот и все. Я. Г. КУЗИН, заведующий отделом КТИРПиХ, кандидат технических на­ ук: — А это не так просто. В популяр­ ной литературе давно описан тот этап,' когда готовились к полету наш «Со­ юз» и американский «Аполлон». До определенного момента две програм­ мы отрабатывались порознь, а когда ученые сели за общий стол и посмот­ рели разработки друг друга, то ахну­ ли — до того они были различны. Разные траектории полета, на раз­ ных орбитах, иные соприкасательные узлы. Казалось бы, полет срывался... Но все мы знаем, что стыковка в кос­ мосе состоялась. Я не преувеличиваю. По сложности перед нами — аналогичная задача. Вот смотрите: и АСУ судоремонтом, и СНТОР-ЭВМ имеют в виду одни и те ж е суда. А информационная база — разная. Один и тот же узел назы­ вается по-разному. Короче, история повторяется, и в этот наш приезд мы в основном занимались «стыковкой». Я. Г. КУЗИН: — Без применения вычислительной техники невозможно вести централи­ зованное управление основными фон­ дами флота. Специалисты нам часто говорят: «Мы знаем судно как свои пять пальцев!» Это глубочайшая ошиб­ ка. Человек физически не может ох­ ватить той огромной информации, которая под силу ЭВМ. Там элемен­ тов, этих пальцев, не пять — тысячи. А если еще информацию накапливать во времени да по количеству судов... Б. Я. РОЗЕНДЕНТ: — Ни у кого не вызывает сомне­ ния установка счетчиков на расход энергии, пара, воды. А как мы «рас­ ходуем» судно, мы знать не можем, };бо никаких счетчиков пока не было. Вот мы поставим ЭВМ, и по нему бу­ дет видно, как расходуется ресурс ме­ ханизмов и что надо делать, чтобы восполнять его. Мы решаем важную задачу, определенную В. И. Лениным как «социализм — это учет». А. В. АНЦЕВИЧ: — В первую очередь наши разра­ ботки нужны флотам. Хотелось, что­ бы разговор нашел отклик прежде всего у тралфлотовцев, ведь именно они заявили, что переводят свои боль­ шие автономные траулеры на десяти­ летний цикл эксплуатации. Но без помощи ЭВМ это немыслимо. В про­ бивном случае суда будут работать ШШ IНШШТЕРЦ (Большие автономные: 10 лет без ремонта) на износ. Поясню свою мысль. Пока что отдельные механизмы у нас «ле­ чатся», когда: а) они сломались, б) подошел срок по СНТО. Рассмотрим оба случая. Ясно, что в первом нет и речи об управлении ресурсами. •Наоборот, если так мож­ но выразиться, механики идут на по­ воду у деталей и узлов. Никакого влияния на эксплуатацию. Во втором случае элемент управ­ ления основными фондами присутст­ вует. Но есть «но». Составляли-то документ люди, которые не в состоя­ нии проследить за всеми элементами судна. Поэтому что-то (а этого «что- то» много) остается забытым... до тех пор, пока не выйдет из строя. Вот вам и работа судна на износ. Маши­ на же не забудет ничего:.. Б. Я. РОЗЕНДЕНТ: — Вы, как первый заместитель ге­ нерального руководителя КЦП «Ре­ монт», возглавляли министерскую ко­ миссию, которая проверяла работу СНТОР-ЭВМ в Калининграде. Глав­ ное задание — выяснить мнение про­ мысловиков о ее работоспособности... A. В. АНЦЕВИЧ: — Да, в сентябре такая комиссия закончила свою работу. Запомнилось и поразило то, что у специалистов баз флота Калининграда преодолен психологический барьер в отношении ЭВМ. У нас на Северном бассейне эта вершина еще не покорена. Я. Г. КУЗИН: — Мы, программисты, пережива­ ем все этапы настоящей компьютер­ ной революции. Есть свой «нэп» — наведение элементарного порядка, свой «ликбез» — ликвидация компью­ терной безграмотности. И задачи так же сложны. Попробуй ликвидируй эту безграмотность, если «учащиеся» со­ противляются. B. И. ПОДОБЕДОВ, заведующий отделом проектирования, задач опера­ тивного планирования, анализа, про­ гнозирования н регулирования ЦПКТБ: — Это точно. Наш отдел занимал­ ся разработкой и внедрением систем управления флотом и судоремонтом. Самое сложное —» это внедрение. Мы брали на себя задачи, решение кото­ рых позволило бы получить ответ на то, что нужно делать на судне по при­ ходе его из рейса. Можно было бы заранее заказать материалы (зная, их перечень), дать задания начальникам цехов, мастерам. На основании этого задания — составить план работ и контролировать его. Все можно бы- с себя тяжкий груз: писать огром­ ные ремонтные ведомости, задания экипажам и разные отчеты. В составе министерской комиссии должен был участвовать начальник механико-судовой службы тралфлота, об этом я предупреждал его руковод­ ство заранее. Тем более специалисты должны были- заинтересоваться опы­ том калининградцев, раз решили БАТы перевести на десятилетний цикл. Но нет. В управлении не на- • шли возможности направить в Кали­ нинград своего специалиста, пусть рангом и пониже. Может, путина на­ чавшаяся помешала. Их еще много будет, этих путин. A. JI. СВЕРДЛОВ, главный конст­ руктор отдела исследований техни­ ческой эксплуатации флота и судо­ ремонта ЦПКТБ: — Есть еще пример. В рамках этой ■же системы мы ведем работы по кор­ пусу, разрабатываем СНТОР-ЭВМ «Корпус». Приходим на корабль, об­ следуем его. И каждый раз сталкива­ емся с тем, что на судне о нас никто не знает. Вот уже год, как мы ждем, когда руководство тралового флота специальным распоряжением ли, при­ казом, но известит судовые экипажи о наличии таких работ. В этом тоже видится отношение судовладельца... А. В. АНЦЕВИЧ: — Думаю, что все равно ЭВМ про­ бьет себе дорогу. Таково веление вре­ мени. Для руководителей флотов нет другого выбора. В марте будущего года планирует­ ся поездка группы мурманчан в Ка­ лининград. Теперь уже на учебу. Нужно направить от каждого флота специалистов. И прежде всего от тралового флота, ибо с их БАТов мы начинаем. Должны обязательно быть групповой механик, -занимающийся вопросами эксплуатации этих судов, и другие специалисты. Тот режим, который задан БАТам, возможен только при условии контроля за все­ ми их жизненными циклами. И еще мне хочется затронуть одну проблему. Здесь говорили о недоста­ точной компьютерной грамотности на бассейне. Однако внедрение таких крупных систем — дело не только региональное. Во главе каждой об­ ласти техники стоит головной инсти­ тут. По вопросам технической эксп­ луатации у нас есть институт «Гипро- рыбфлот» в Ленинграде, со своими отделениями на бассейнах. Как так получилось, что центральный вуз ока­ зался позади бассейновых проектных организаций в вопросах СНТОР- ЭВМ? Я. Г. КУЗИН: — Проклятый дефицит судоре­ монта. .«Маршал» был на нашей сто­ роне, и вместе с нами он давал бой. Очень интересные цифры мы обна­ ружили в результате даже беглого анализа. Оказалось, что объем ре­ монта, представленный в ведомостях механиками, значительно превышав^ тот, который определила ЭВМ с уче^ том исчерпания ресурсов. Например, система сжатого воздуха. Когда кто- то заполнял ведомость на ремонт пб многим позициям (изоляция, леса й т. д.), то ставил цифру 10. Иногда -^-г цифру 6. Почему — неизвестно. ЭЪа-* чит, он десять раз одел и снял изо­ ляцию, поставил и убрал леса (а там они даже не нужны). Что хочу сказать... Такие вещи машина про­ пускать не будет. Надо создать под руководством ВРПО экспертную группу по внедре­ нию новшества. Туда должны войти специалисты флотов, судоверфи, ЦПКТБ и Мурманского отделения «Гнпрорыбфлота». А. Л. СВЕРДЛОВ: — Мы планируем начать работы в их полном объеме (выдача на ЭВМ плановых заданий, определение всех видов технического обслуживания И ремонта и т. д.) Но... Уважаемый коллеги-калининградцы нас еще не полностью снабдили необходимым программным обеспечением. А. В. АНЦЕВИЧ: — Будем надеяться, что наши партнеры по этому очень серьезн/ j ^ делу еще больше проникнутся ответ, ственностью и примут все меры по внедрению СНТОР-ЭВМ на бассейне ■- в самые сжатые сроки. ОТ РЕДАКЦИИ. В период подго­ товки материала к публикации в сек­ ции рыбной промышленности состоя­ лось заседание совета содействия ус­ корению научно-технического прогрес­ са при обкоме КПСС. Председатель­ ствовал заведующий отделом рыбной промышленности обкома партии В. М-. Смуров. Был рассмотрен вопрос «О состоянии разработки и внедрений СНТОР-ЭВМ на Северном бассейне» Секция одобрила проводимые работы, наметила пути их интенсификации, как одного из важнейших направле­ ний научно-технического прогресса. Признано целесообразным работы по СНТОР-ЭВМ для судов БАТ «Горизонт» выполнить в первую оче­ редь и в ближайшее время. 22 ноября 1985 года LU I .fflF

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz