Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.

f XXVII съезду КПСС-достойную встречу! Экономическое обозрение 1 1 Правофланговые 1Совещание в ВРПО Пора активных действий «Вопрос требует незамедлительного решения». Все чаще и чаще на различных уровнях звучит эта фраза среди руководи­ телей рыбной отрасли. И хотя законы русского языка, стилисти­ ки не позволяют «решить вопрос» (нужно говорить: «решить проблему, задачу»), хозяйственникам сейчас не до изящной словесности — «заели» трудности экономического характера. Флоты отстают по вылову, выпуску пищевой продукции. Пока­ затели пошли резко вниз. Причин тут несколько, в том числе и объективных. Однако думается, что кризисная ситуация сложилась в определенной мере из-за самоуспокоенности (еще совсем недавно, в августе, предприятия практически по всем позициям опережали задания). Капризная погода, своенравность объектов промысла требо­ вали и продолжают требовать оперативности, принятия смелых, порой неординарных решений — одним словом, проявления со­ циалистической предприимчивости. «Наступила пора еще бо­ лее активных действий, и это сегодня главное» — было под­ черкнуто на октябрьском Пленуме ЦК КПСС. Увы, аппарат уп­ равления некоторых флотов, береговых служб оказался в эти сложные дни не на должной высоте. Конечно, не все зависит только от мурманчан, но вспомните классика: «Что трудности, когда мы сами себе мешаем и вре­ дим». Именно потому важно свести на нет местные ошибки, которые рождаются не вдруг, не сами по себе. Их (об этом стоит напомнить, хоть и звучит несколько банально) соверша­ ют люди, бывает, и один человек, а преодолевают преграды, порой героически, сотни, если не тысячи человек. Показателен в этом отношении сентябрь. Известно, какое жизненно важное значение имеет для рыбаков Мурмана мойва, которую ловим не один год. Однако, как ни странно, количест­ во путин не перешло пока в качество знаний. В начале третье­ го квартала флот в Баренцевом море оказался в пролове, мой­ ва вела себя наперекор всем прогнозам: ждали ее в одном районе, она оказалась в другом. Ссылки специалистов на ана­ логии прошлых лет оказались несостоятельными. Маленькая рыбка не улеглась в прокрустово ложе шаблонных представле­ ний, инструкций. Плен консервативных представлений стал при­ чиной ущерба, нанесенного флотам. Сейчас имеется немало современных технических поисковых средств. Задача состоит в том, чтобы эффективно их исполь­ зовать. Ведь парадокс: суда дрейфовали, поджидая мойву, все­ го в десятках милей от скоплений рыбы. Всего один шаг... По­ рой он отделяет смешное от трагического, уверенную победу от позорного поражения. Особо здесь надо сказать о топливной проблеме. Сложилось серьезное положение. Особую нехватку его ощущает ряд су­ дов — основа флота — «Мурманрыбпрома», находящихся в дальнем районе. И как тут не согласиться с генеральным ди­ ректором объединения Э. К. Наумовым, который вполне резон, но считает: «Кто-то должен за это нести ответственность!» Спра­ ведливо, Ведь в том же ВРПО, Минрыбхозе обязаны были пред­ видеть, что подобное может возникнуть, но контрмер вовремя не приняли. На что надеялись — не понятно. Не только вдали от родных берегов, но и а Мурманске сто­ ят на приколе суда в ожидании топлива. А в порт прибывают суда «по зеленой». По сути, на их пути встал «красный свет». Вместо двух-трех дней они ожидают выгрузки значительно больше времени. Сейчас приняты срочные меры, чтобы рас­ сосать образовавшуюся «пробку», Но неужели надо было ждать в течение нескольких декад энергичной руки, чтобы она на­ вела порядок? Где же личная инициатива руководителей фло­ тов, порта, их согласованность? В определенной степени флоты могут как-то оправдаться, ссылаясь на топливный «голод». Как ни странно, по выпуску пищевой отстает рыбокомбинат. Хотя именно сейчас в прямом смысле комбинат завален рыбой, а важный показатель «ми­ нусует». «Вся система управления должна быть нацелена на увеличе­ ние вклада каждого звена народного хозяйства в достижение конечной цели — наиболее полное удовлетворение потребно­ стей общества при наименьших затратах всех видов продукции», — записано в проекте новой редакции Программы КПСС. Звучит актуально. Моряки остро испытали на себе непроду- манность действий некоторых работников управленческого ап­ парата. «Дайте бочкотару!» — раздавалось и до сих пор звучит с моря и рыбокомбината. Предупрежденный мнчго месяцев на­ зад о том, что рыба соответствующего вида будет ловиться, коллектив тарного комбината приложил максимум усилий, чтобы изготовить необходимое количество бочек. И вдруг следует распоряжение из министерства — отправить продукцию на Дальний Восток. 200 тысяч бочко-центнеров до сентября, затем еще 52 тысячи помчались от Баренцева моря к Тихому океану. Вызывает удивление: неужели оскудела Си­ бирь лесами? Что-то не верится. Зато явно другое: поистине зо­ лотыми прибыли деревянные бочки в «Дальрыбу». Дорого об­ ходятся государству подобные «путешествия». А как же выкручиваются мурманчане? Везем бочки из Астра­ хани и Махачкалы. 60 тысяч поставляет город у Каспийского моря, 80 тысяч — северокавказцы. Говоря вежливо, это нон­ сенс (нелепость), а если называть вещи своими именами, то от­ кровенная бесхозяйственность. Чтобы солить вылавливаемую рыбу, к примеру, «Севрыбхолодфлоту» надо 13 тысяч бочек. Флотам нанесен серьезный материальный ущерб. Ведь одно дело продавать эту рыбу мороженой по 51 копейке за килограмм И другое дело — соленую за рубль восемьдесят. Существен­ ная разница. Вправе северяне предъявить претензии планирую­ щим органам министерства. Трудовые коллективы бассейна внимательно знакомятся « предсъездовскими документами. В ответ на призыв партии <г- работать эффективно, качественнр они стремятся достойно встретить X X V II съезд КПСС. Им надо создать все необходимые условия для высокопроизводительного труда. А. ВИЛОВ, *ав. отделом лромрыболовства «РМ». Досрочно! В обязательствах комсо­ мольско-молодежного экипа­ жа плавбазы «Севрыба» на 1985 год записано: завершить выполнение плана года по основным показателям к 25 декабря. Экипаж, носящий имя XII Всемирного фестива­ ля молодежи и студентов в Москве, одним из первых встал на ударную вахту под деви­ зом «XXVII съезду КПСС — 27 ударных декад». Неблагоприятно складыва­ лась обстановка на промысле в Баренцевом море в начале рейса: отсутствие достаточно­ го количества сырья, сложные метеорологические условия осенне-зимнего периода. Од­ нако экипаж приложил все усилия для выполнения госу­ дарственного плана и приня­ тых социалистических обяза­ тельств. И с поставленной за­ дачей моряки справились ус­ пешно, не только ликвидиро­ вав задолженность, создавшую­ ся в сентябре, но и полностью выполнив 12 ноября план за­ вершающего года одиннадца­ той пятилетки по выработке пресервов и пищевой рыбной продукции. Это — первый зна­ чительный подарок наших моряков XXV II съезду КПСС. Лидерами в соцсоревнова­ нии являются: секретарь ком­ сомольского бюро сменный технолог Б. Д. Чех, матросы производственной службы А. И. Ткаченко и Г. Н. Пичу- гин, матрос палубной команды Л. В. Абросимов, члены ма­ шинной команды второй ме­ ханик А. И. Педюра и слесарь А . И. Мартолис, электрик А. А. ГалиЦкий. В. МИШУСТИН, первый помощник напита­ на плавбазы «Севрыба» «Севрыбхолодфлота». И ПРАВИЛЬНО ОТДЫХАТЬ В объединении «Севрыба» прошло совещание, на кото­ ром шел разговор о ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР «О мерах по преодолению пьянства и ал­ коголизма, искоренению са­ могоноварения». На совещании присутство­ вали заместитель начальника управления по работе с мо­ ряками загранплавания Мин- рыбхоза СССР И. И. Скоро­ ход, заведующий отделом рыбной промышленности об­ кома КПСС В. М. Смуров, первый секретарь Первомай­ ского райкома КПСС В. С. Федоткин, второй секретарь Октябрьского райкома пар­ тии В. Ф. Никитин, руково­ дители подразделений «Сев- рыбы», их заместители по работе с кадрами, секретари партийных и председатели профсоюзных организаций. О ходе выполнения по­ становления в отрасли и Се­ верном бассейне участникам совещания рассказали заме­ ститель министра рыбного хо­ зяйства СССР Н. И. Лысен­ ко и начальник ВРПО «Сев- рыба» М. И. Каргин. Сказано, в частности, что в Северном бассейне наме­ чен и осуществляется комп­ лекс мер, направленных на решительное усиление анти­ алкогольной борьбы и повы­ шение ее эффективности. Категорически запрещена продажа спиртных напитков на территории предприятий, профилакториев, в домах междурейсового отдыха, об­ щежитиях... Усилены пропускной ре­ жим в портах, вахтенная служба. В отношении пьяниц принимаются предусмотрен­ ные законодательством ме­ ры, улучшается организация досуга и т. д. Проведенная работа дала оп*<~ ределенные р е зул ьтаты . Тан , в третьем н вартале, по сравне­ нию с тем же периодом прош ­ лого года, число наруш ении трудовой дисциплины снизи­ лось более чем на восемна­ д ц ать процентов, а потери от прогулов сократились почти на сорок процентов. Вм есте с тем в восп и татель­ ской и организаторской работе е сть еще немало серьезны х уп ущ ени й. К а к образно зам е­ ти л зам ести тель м инистра Н. И, Л ы сенко, бы вает, что «мы пар вы пускаем на гудон, вместо того чтобы подавать его на колеса». Медленно улуч ш ается тр у ­ довая дисциплина среди командного состава судов. Ещ е бы ваю т случаи наруш ений пра­ вил поведения советского мо­ р яка за гран и ц ей,, наруш ений там ож енного контроля. Слабо работаю т с личным составом судов загран п лаван и я руководители «Севрыбпромраз- ведки», тралового ф ло та, «Сев­ ры бхолодф лота», Беломорской базы гослова. Большое число наруш ений трудовой дисциплины доп ус­ каю т и работники береговы х предприятий. Борьба с пьянством, от-.Х- мечалось на совещании, должна вестись не «в це­ лом», а с конкретными людь­ ми, имеющими склонность к спиртным напиткам. Следу­ ет повысить действенность профилактической работы, особое внимание уделить формированию стабильных экипажей. Нужно развивать соревно­ вание за звание «Экипаж высокой дисциплины». Надо учить людей не только эф ­ фективно трудиться, но и правильно отдыхать. В. МИЛЮТИН. Бригадному подряду — д( ды наш флот критиковали в печа­ ти за формальное внедрение бригадного подряда. Что сделано за прошедшее время для того, чтобы исправить ошиб­ ки? Летом я вернулся из шестимесячной командировки в районы промысла н поэтому хочу поде­ литься некоторыми соображениями, которые возникли во время пребывания на судах типа ВАТ и ППР. Честно говоря, я преследую корыстную цель. И вот ка­ кую. На многих судах я наблюдал примерно одинаковую си­ туацию. Первое. Несмотря на то, что все документы по бри­ гадному подряду изучаются в системе экономической учебы, рыбаки плохо знают положение о совете экипажа (кстати, новое, переработанное), не подозревают, как можно «при­ ручить» КТУ, и так далее. Второе. Есть ряд нравственных вопросов, которые ставят в недоумение многих членов экипажа. Эти два момента приводят к тому, что большинство ры­ баков не до конца понимают суть и метод бригадного подря­ да. А раз так — то, значит,равнодушны к нему или втай­ не отвергают. Так вот я остановлюсь на наиболее типичных вопросах из тех, которые мне задавали моряки. Попытаюсь их разъяс­ нить. Надеюсь, эти короткие заметки помогут промыслови­ кам приблизиться к подряду. Подводные КУД А ДЕВАТЬ КАПИТАНА! Один из наиболее частых и подковыристых — вопрос о единоначалии капитана. Вспомним Устав — там ска­ зано четко: «Капитан явля­ ется единоначальником и руководителем всего экипа­ жа». А как быть с демокра­ тическим началом? Ведь, как известно, бригадный подряд — это школа управления. А попробуй поучись управлять при жесткой иерархии. И попробуй не поставь капита­ на во главе совета экипажа — -тогда любой другой его председатель будет лишь формальным лидером. «Пра­ вить» все равно будет капи­ тан. Как ж е тут быть? Если смотреть глубже, то попыт­ ки расширения демократии у нас уже были. Это когда организовали производствен­ ные советы на судах. Р е­ шали же они определен­ ный круг вопросов. То ж е самое — «совет экипажа». То же самое, только теперь к производственным вопро­ сам прибавляются воспита­ тельные. И капитан обязан не только прислушиваться к решению совета, но и подчи­ няться ему — если он ока­ зался в меньшинстве. За ним остается право выбора единоличного реше­ ния лишь в экстремальной ситуации. НЕ НАЗНАЧАТЬ — ВЫБИРАТЬ Большое значение имеет то, кто из команды входит в совет. По старому положе­ нию думать не приходилось — избирали туда в обяза­ тельном порядке всех на­ чальников служб. Это было похоже на назначение. О привлечении трудящихся к управлению и речи не было. Сейчас картина измени­ лась. Так, например, в со­ ставе советов экипажей су­ дов «Навигатор» и «Ван Дейк» — 50 процентов ра­ бочих, а на производствен­ ных рефрижераторах «Бус­ соль» и «Глетчер» — 57 процентов. Обязательно в совет эки­ пажа должны входить лишь капитан и председатель са­ дового ПРОФСОЮЗНОГО КОМ1Пт> та. Также выбирается по одному представителю от служб. А уж кто это будет — рядовой или начальник, — решает команда. Капитан, конечно, перед собранием вместе с первым помощником наметит канди­ датуры, потом предложит их на обсуждение. Но это ни в коем случае не означает, что этого человека и выберут. Моряки должны понимать, что не капитан выбирает в свой совет людей, а онн. Каждый — лично. На большинстве судов (где я побывал) собрания прохо­ дили спокойно. Но запомнил­ ся и порадовал бурный спор во время обсуждения на траулере «Буссоль». Рыба­ ки отклонили кандидатуру того человека из обслуживав ющего персонала, кого пред- 22 ноября 1985 года РЫБНЫЙМУРМЛН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz