Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.
f XXVII съезду КПСС-достойную встречу! Экономическое обозрение 1 1 Правофланговые 1Совещание в ВРПО Пора активных действий «Вопрос требует незамедлительного решения». Все чаще и чаще на различных уровнях звучит эта фраза среди руководи телей рыбной отрасли. И хотя законы русского языка, стилисти ки не позволяют «решить вопрос» (нужно говорить: «решить проблему, задачу»), хозяйственникам сейчас не до изящной словесности — «заели» трудности экономического характера. Флоты отстают по вылову, выпуску пищевой продукции. Пока затели пошли резко вниз. Причин тут несколько, в том числе и объективных. Однако думается, что кризисная ситуация сложилась в определенной мере из-за самоуспокоенности (еще совсем недавно, в августе, предприятия практически по всем позициям опережали задания). Капризная погода, своенравность объектов промысла требо вали и продолжают требовать оперативности, принятия смелых, порой неординарных решений — одним словом, проявления со циалистической предприимчивости. «Наступила пора еще бо лее активных действий, и это сегодня главное» — было под черкнуто на октябрьском Пленуме ЦК КПСС. Увы, аппарат уп равления некоторых флотов, береговых служб оказался в эти сложные дни не на должной высоте. Конечно, не все зависит только от мурманчан, но вспомните классика: «Что трудности, когда мы сами себе мешаем и вре дим». Именно потому важно свести на нет местные ошибки, которые рождаются не вдруг, не сами по себе. Их (об этом стоит напомнить, хоть и звучит несколько банально) соверша ют люди, бывает, и один человек, а преодолевают преграды, порой героически, сотни, если не тысячи человек. Показателен в этом отношении сентябрь. Известно, какое жизненно важное значение имеет для рыбаков Мурмана мойва, которую ловим не один год. Однако, как ни странно, количест во путин не перешло пока в качество знаний. В начале третье го квартала флот в Баренцевом море оказался в пролове, мой ва вела себя наперекор всем прогнозам: ждали ее в одном районе, она оказалась в другом. Ссылки специалистов на ана логии прошлых лет оказались несостоятельными. Маленькая рыбка не улеглась в прокрустово ложе шаблонных представле ний, инструкций. Плен консервативных представлений стал при чиной ущерба, нанесенного флотам. Сейчас имеется немало современных технических поисковых средств. Задача состоит в том, чтобы эффективно их исполь зовать. Ведь парадокс: суда дрейфовали, поджидая мойву, все го в десятках милей от скоплений рыбы. Всего один шаг... По рой он отделяет смешное от трагического, уверенную победу от позорного поражения. Особо здесь надо сказать о топливной проблеме. Сложилось серьезное положение. Особую нехватку его ощущает ряд су дов — основа флота — «Мурманрыбпрома», находящихся в дальнем районе. И как тут не согласиться с генеральным ди ректором объединения Э. К. Наумовым, который вполне резон, но считает: «Кто-то должен за это нести ответственность!» Спра ведливо, Ведь в том же ВРПО, Минрыбхозе обязаны были пред видеть, что подобное может возникнуть, но контрмер вовремя не приняли. На что надеялись — не понятно. Не только вдали от родных берегов, но и а Мурманске сто ят на приколе суда в ожидании топлива. А в порт прибывают суда «по зеленой». По сути, на их пути встал «красный свет». Вместо двух-трех дней они ожидают выгрузки значительно больше времени. Сейчас приняты срочные меры, чтобы рас сосать образовавшуюся «пробку», Но неужели надо было ждать в течение нескольких декад энергичной руки, чтобы она на вела порядок? Где же личная инициатива руководителей фло тов, порта, их согласованность? В определенной степени флоты могут как-то оправдаться, ссылаясь на топливный «голод». Как ни странно, по выпуску пищевой отстает рыбокомбинат. Хотя именно сейчас в прямом смысле комбинат завален рыбой, а важный показатель «ми нусует». «Вся система управления должна быть нацелена на увеличе ние вклада каждого звена народного хозяйства в достижение конечной цели — наиболее полное удовлетворение потребно стей общества при наименьших затратах всех видов продукции», — записано в проекте новой редакции Программы КПСС. Звучит актуально. Моряки остро испытали на себе непроду- манность действий некоторых работников управленческого ап парата. «Дайте бочкотару!» — раздавалось и до сих пор звучит с моря и рыбокомбината. Предупрежденный мнчго месяцев на зад о том, что рыба соответствующего вида будет ловиться, коллектив тарного комбината приложил максимум усилий, чтобы изготовить необходимое количество бочек. И вдруг следует распоряжение из министерства — отправить продукцию на Дальний Восток. 200 тысяч бочко-центнеров до сентября, затем еще 52 тысячи помчались от Баренцева моря к Тихому океану. Вызывает удивление: неужели оскудела Си бирь лесами? Что-то не верится. Зато явно другое: поистине зо лотыми прибыли деревянные бочки в «Дальрыбу». Дорого об ходятся государству подобные «путешествия». А как же выкручиваются мурманчане? Везем бочки из Астра хани и Махачкалы. 60 тысяч поставляет город у Каспийского моря, 80 тысяч — северокавказцы. Говоря вежливо, это нон сенс (нелепость), а если называть вещи своими именами, то от кровенная бесхозяйственность. Чтобы солить вылавливаемую рыбу, к примеру, «Севрыбхолодфлоту» надо 13 тысяч бочек. Флотам нанесен серьезный материальный ущерб. Ведь одно дело продавать эту рыбу мороженой по 51 копейке за килограмм И другое дело — соленую за рубль восемьдесят. Существен ная разница. Вправе северяне предъявить претензии планирую щим органам министерства. Трудовые коллективы бассейна внимательно знакомятся « предсъездовскими документами. В ответ на призыв партии <г- работать эффективно, качественнр они стремятся достойно встретить X X V II съезд КПСС. Им надо создать все необходимые условия для высокопроизводительного труда. А. ВИЛОВ, *ав. отделом лромрыболовства «РМ». Досрочно! В обязательствах комсо мольско-молодежного экипа жа плавбазы «Севрыба» на 1985 год записано: завершить выполнение плана года по основным показателям к 25 декабря. Экипаж, носящий имя XII Всемирного фестива ля молодежи и студентов в Москве, одним из первых встал на ударную вахту под деви зом «XXVII съезду КПСС — 27 ударных декад». Неблагоприятно складыва лась обстановка на промысле в Баренцевом море в начале рейса: отсутствие достаточно го количества сырья, сложные метеорологические условия осенне-зимнего периода. Од нако экипаж приложил все усилия для выполнения госу дарственного плана и приня тых социалистических обяза тельств. И с поставленной за дачей моряки справились ус пешно, не только ликвидиро вав задолженность, создавшую ся в сентябре, но и полностью выполнив 12 ноября план за вершающего года одиннадца той пятилетки по выработке пресервов и пищевой рыбной продукции. Это — первый зна чительный подарок наших моряков XXV II съезду КПСС. Лидерами в соцсоревнова нии являются: секретарь ком сомольского бюро сменный технолог Б. Д. Чех, матросы производственной службы А. И. Ткаченко и Г. Н. Пичу- гин, матрос палубной команды Л. В. Абросимов, члены ма шинной команды второй ме ханик А. И. Педюра и слесарь А . И. Мартолис, электрик А. А. ГалиЦкий. В. МИШУСТИН, первый помощник напита на плавбазы «Севрыба» «Севрыбхолодфлота». И ПРАВИЛЬНО ОТДЫХАТЬ В объединении «Севрыба» прошло совещание, на кото ром шел разговор о ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР «О мерах по преодолению пьянства и ал коголизма, искоренению са могоноварения». На совещании присутство вали заместитель начальника управления по работе с мо ряками загранплавания Мин- рыбхоза СССР И. И. Скоро ход, заведующий отделом рыбной промышленности об кома КПСС В. М. Смуров, первый секретарь Первомай ского райкома КПСС В. С. Федоткин, второй секретарь Октябрьского райкома пар тии В. Ф. Никитин, руково дители подразделений «Сев- рыбы», их заместители по работе с кадрами, секретари партийных и председатели профсоюзных организаций. О ходе выполнения по становления в отрасли и Се верном бассейне участникам совещания рассказали заме ститель министра рыбного хо зяйства СССР Н. И. Лысен ко и начальник ВРПО «Сев- рыба» М. И. Каргин. Сказано, в частности, что в Северном бассейне наме чен и осуществляется комп лекс мер, направленных на решительное усиление анти алкогольной борьбы и повы шение ее эффективности. Категорически запрещена продажа спиртных напитков на территории предприятий, профилакториев, в домах междурейсового отдыха, об щежитиях... Усилены пропускной ре жим в портах, вахтенная служба. В отношении пьяниц принимаются предусмотрен ные законодательством ме ры, улучшается организация досуга и т. д. Проведенная работа дала оп*<~ ределенные р е зул ьтаты . Тан , в третьем н вартале, по сравне нию с тем же периодом прош лого года, число наруш ении трудовой дисциплины снизи лось более чем на восемна д ц ать процентов, а потери от прогулов сократились почти на сорок процентов. Вм есте с тем в восп и татель ской и организаторской работе е сть еще немало серьезны х уп ущ ени й. К а к образно зам е ти л зам ести тель м инистра Н. И, Л ы сенко, бы вает, что «мы пар вы пускаем на гудон, вместо того чтобы подавать его на колеса». Медленно улуч ш ается тр у довая дисциплина среди командного состава судов. Ещ е бы ваю т случаи наруш ений пра вил поведения советского мо р яка за гран и ц ей,, наруш ений там ож енного контроля. Слабо работаю т с личным составом судов загран п лаван и я руководители «Севрыбпромраз- ведки», тралового ф ло та, «Сев ры бхолодф лота», Беломорской базы гослова. Большое число наруш ений трудовой дисциплины доп ус каю т и работники береговы х предприятий. Борьба с пьянством, от-.Х- мечалось на совещании, должна вестись не «в це лом», а с конкретными людь ми, имеющими склонность к спиртным напиткам. Следу ет повысить действенность профилактической работы, особое внимание уделить формированию стабильных экипажей. Нужно развивать соревно вание за звание «Экипаж высокой дисциплины». Надо учить людей не только эф фективно трудиться, но и правильно отдыхать. В. МИЛЮТИН. Бригадному подряду — д( ды наш флот критиковали в печа ти за формальное внедрение бригадного подряда. Что сделано за прошедшее время для того, чтобы исправить ошиб ки? Летом я вернулся из шестимесячной командировки в районы промысла н поэтому хочу поде литься некоторыми соображениями, которые возникли во время пребывания на судах типа ВАТ и ППР. Честно говоря, я преследую корыстную цель. И вот ка кую. На многих судах я наблюдал примерно одинаковую си туацию. Первое. Несмотря на то, что все документы по бри гадному подряду изучаются в системе экономической учебы, рыбаки плохо знают положение о совете экипажа (кстати, новое, переработанное), не подозревают, как можно «при ручить» КТУ, и так далее. Второе. Есть ряд нравственных вопросов, которые ставят в недоумение многих членов экипажа. Эти два момента приводят к тому, что большинство ры баков не до конца понимают суть и метод бригадного подря да. А раз так — то, значит,равнодушны к нему или втай не отвергают. Так вот я остановлюсь на наиболее типичных вопросах из тех, которые мне задавали моряки. Попытаюсь их разъяс нить. Надеюсь, эти короткие заметки помогут промыслови кам приблизиться к подряду. Подводные КУД А ДЕВАТЬ КАПИТАНА! Один из наиболее частых и подковыристых — вопрос о единоначалии капитана. Вспомним Устав — там ска зано четко: «Капитан явля ется единоначальником и руководителем всего экипа жа». А как быть с демокра тическим началом? Ведь, как известно, бригадный подряд — это школа управления. А попробуй поучись управлять при жесткой иерархии. И попробуй не поставь капита на во главе совета экипажа — -тогда любой другой его председатель будет лишь формальным лидером. «Пра вить» все равно будет капи тан. Как ж е тут быть? Если смотреть глубже, то попыт ки расширения демократии у нас уже были. Это когда организовали производствен ные советы на судах. Р е шали же они определен ный круг вопросов. То ж е самое — «совет экипажа». То же самое, только теперь к производственным вопро сам прибавляются воспита тельные. И капитан обязан не только прислушиваться к решению совета, но и подчи няться ему — если он ока зался в меньшинстве. За ним остается право выбора единоличного реше ния лишь в экстремальной ситуации. НЕ НАЗНАЧАТЬ — ВЫБИРАТЬ Большое значение имеет то, кто из команды входит в совет. По старому положе нию думать не приходилось — избирали туда в обяза тельном порядке всех на чальников служб. Это было похоже на назначение. О привлечении трудящихся к управлению и речи не было. Сейчас картина измени лась. Так, например, в со ставе советов экипажей су дов «Навигатор» и «Ван Дейк» — 50 процентов ра бочих, а на производствен ных рефрижераторах «Бус соль» и «Глетчер» — 57 процентов. Обязательно в совет эки пажа должны входить лишь капитан и председатель са дового ПРОФСОЮЗНОГО КОМ1Пт> та. Также выбирается по одному представителю от служб. А уж кто это будет — рядовой или начальник, — решает команда. Капитан, конечно, перед собранием вместе с первым помощником наметит канди датуры, потом предложит их на обсуждение. Но это ни в коем случае не означает, что этого человека и выберут. Моряки должны понимать, что не капитан выбирает в свой совет людей, а онн. Каждый — лично. На большинстве судов (где я побывал) собрания прохо дили спокойно. Но запомнил ся и порадовал бурный спор во время обсуждения на траулере «Буссоль». Рыба ки отклонили кандидатуру того человека из обслуживав ющего персонала, кого пред- 22 ноября 1985 года РЫБНЫЙМУРМЛН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz