Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.
•XXVII съезду КПСС-достойную встречу!• Энергоресурсы: резервы э к о н о м и и Правофланговые Считайте, капитан! Никто не станет оспари вать важность экономного расходования топлива экипа жами промысловых судов, но... Сейчас партия ставит перед промышленностью за дачу интенсификации про изводства. Значит, увеличе ние объемов и повышение ка чества выпускаемой продук ции должно идти за счет улучшения управления про изводством, технического пе ревооружения, совершенство вания технологии. Не менее важным делом является и сокращение затрат топливно- энергетических и сырьевых ресурсов на единицу изготов ленной продукции. А на этой основе должна резко воз расти производительность труда. Пока бережное отношение к топливу сводится лишь к грамотной технической эксп луатации энергетических ус тановок судов. И главная роль в этом отводится моря кам механической службы. А показателями служат время и режим работы энергоуста новок и расход топлива по нормативу, который (расход) сравнивается с фактическим. В результате выводится итог: экономия или перерасход. Таким образом, задача эко номии топлива решается у з ким кругом специалистов, а показатель экономии харак теризует только качество об служивания судовых меха низмов, но не качество эксп луатации судна в целом. А ведь современный промыс ловый траулер имеет весьма высокую энергонасыщен ность. Мощность судовых электростанций достигает не скольких тысяч киловатт, мощность потребителей электроэнергии — того же порядка. Управляют этими мощностями не только и не столько механики, сколько судоводители, мастера добы чи рыбы, производственники. Однако в деле экономии энергоресурсов (а в конеч ном счете — топлива) им от водится весьма пассивная роль. Хотя возможностей у них куда больше, чем у ме хаников! И их каждая из судовых служб может реализовать, если в качестве оценочного показателя взять соотноше ние количества израсходован ного за рейс топлива и до бытой рыбы, то есть сред ний расход топлива на тон ну выловленной рыбы. Этот показатель (разуме ется, выведенный с учетом условий работы судна) оха рактеризует качество работы судоводителей, их компетент ность в промысле, степень понимания задач, стоящих перед флотом. Кроме того, он оценит качество труда мастеров добычи и обработ ки рыбы. Иными словами, показатель даст оценку уровню управления произ водством, технологии про мысла на данном судне. К тому же он позволит судить и об уровне руковод ства флотом как со сторо ны начальников промрайо- нов, так и со стороны штабов флотов. Давайте посмотрим на при мерах, как сейчас учитыва ется экономия топлива. У двух экипажей, БМРТ «По волжье» и «Памир», в рейсе в прошлом году было сбере жено определенное количе ство топлива. Но моряки «Памира» работали в одном районе промысла весь рейс, а БМРТ «Поволжье» по раз личным причинам сменил два отдаленных района. Вы лов рыбы на последнем трау» лере составил 7 0 процентов добытой рыбы на -«Памире», а расход топлива — почти в полтора раза больше. Н°» как ни парадоксально, эко номия зафиксирована на обоих судах. Еще пример. Два ПСТ на ходились в Баренцевом мо ре в одно и то ж е время, добывая один и тот ж е объ ект лова. Но на одном из них моряки израсходовали на тонну выловленной рыбы 1066 килограммов топлива, на другом — 75 9 килограм мов. Но... оба экипажа име ют премию за экономию топ лива! Хотя есть и другие при меры. У моряков двух БАТ, работавших в одном районе, разница в вылове — 5 0 0 тонн, в расходе топлива на тонну улова — 3 килограм ма. Значит, на обоих судах энергетические мощности ис пользовались рационально. Предвижу возражения ка питанов по этому поводу: по года, сырьевая база, пере бежки на выгрузку и т. п. Но ведь это и есть организация промысла! От экипажей мно гое зависит. И штормовать можно по- разному. И перебежки из квадрата в квадрат тоже можно делать с умом, да мало ли возможностей! В этом процессе нужно об ратить внимание и на такое обстоятельство: при работе на облове массовых пород рыбы в условиях относитель но устойчивой промысловой обстановки на мешках устанавливаются ограничители лова. Судно, используя всю свою мощь, тащит громадный трал и при подъеме выпуска ет часть улова. Так, может быть, следует в таких случа ях иметь под рукой меньший трал и с минимальными энергетическими затратами поднимать на палубу то же количество рыбы? А сколько топлива «выле тает в трубу» при работе неисправным тралом! Так что и тралмейстерам есть над чем подумать. В середине октября в уп равлении флота состоялось совещание руководителей ве дущих отделов и служб, где обсуждался вопрос о необ ходимости при оценке рабо ты экипажей учитывать рас ход топлива на тонну добы той рыбы. Были намечены меры, которые позволят объ ективно определить величину этого показателя, предпола гается собрать предложения судовых специалистов по этому вопросу. На совещании отметили: упорядочение расхода и уче та топлива на судах — на сущная необходимость. Су ществующий сейчас способ определения его количества с помощью футштока не вы держивает никакой критики. Нужно оборудовать суда при борами, позволяющими с вы сокой точностью определить, сколько топлива принято и сколько израсходовано. О. БОЯНУС, заместитель начальника службы эксплуатации Мур манского тралового флота. Курсом НТП Подшипник для дизеля Инженеры ЦПКТБ ВРПО *Азчеррыба» нашли новый спо соб оценки состояния поверх, ности постели тонкостенного подшипника для дизеля. Обыч но для того, чтобы провести эту операцию, механики частич. но разбирают двигатель, сни мают коленчатый вал. Это дол го и трудоемко. А можно из. готовить специальное нехит рое приспособление и закатать его в дизель вместо подшипни ка. Но не просто так, а пред варительно смазав жидким по лимером. Затем прижать как следует к поверхности постели, и слепок готов. На <г фотогра фии .» видны все изъяны. Предложение коллег из ВРПО «Азчеррыба» с удоволь ствием принято в управлении *Севрыбхолодфлот». Новинку включили в план на 1986 год. Умный помощник Кран австрийской фирмы имеет обычное рельсовое ос. нование, но не совсем обыч. ную стрелу. Вместо нее — транспортер, опускающийся в виде длинной трубы в трюм и извлекающий оттуда либо па кеты с рыбой, либо муку. Ес ли этот своеобразный погру. зочный кран применить в пор ту, то он один заменит брига ду докеров. Умный помощник ведет разгрузку по схеме *трюм — вагон». ЦПКТБ ВРПО * Севрыба» получило задание проработать возможность размещения та кого погрузчика в Мурман ском рыбном порту. Несекретный пакет У новой разработки Одесско го политехнического института название сложное *Пакет прог ноза структур ремонта судов». И предназначена она для фор мирования в автоматизирован ном режиме информации по судоремонту. С помощью па кета можно прогнозировать обновление судов, учитывая происходящие на предприятии изменения, систематизировать отчетную информацию. Разработка рассматривается на судоверфи для применения при судоремонте. Подборку подготовил заве дующий отделом научно-тех нической инфор м а ц и и ЦПКТБ ВРПО «Севрыба» А. ФЕДОРОВ. В ы п усн н и ко в уч еб н ы х заве дений мы назы ваем молодыми спец и али стам и . Но Игоря А л е к сеевича М итина вряд ли мож но тан н азв ать, хо тя он в ны неш нем году занончил Росто в ский радиотехни чески й те х н и кум . До учебы Игорь А л е к се евич работал семь ле т в Мур- мансном траловом ф ло те сн а чала м атросом , затем а к у с ти ком, навигатором . Но убедил- ( ся, что н пр акти ч еском у о п ы ту н уж н ы теор ети ческие зн ан и я, и ста л студен то м . Ныне И. А . М итин — эл е к трорадионави гатор ПСТ «Киро- в акан ». От его знан и й и опы та за в и ся т усп ехи и неудачи эни- п аж а. Ведь ем у, единственно му из всех моряков тр ауле р а, слы ш н ы все зв уки подводного мира: перем ещ ение ры бны х ко сяко в , их разм еры и т. д. Потом у и удалось эн и п аж у «Ки ровакана» п ерекры ть зада ние тр етьего к в а р та л а по вы- п усн у пищевой про дукц и и. На сним ке! И. А. МИТИН. Пришли ответы «Повторения не радуют» — так назывался материал, опубликованный ■ Ns 37 от 13 сен тября. В нем шла речь о нарушениях трудового законодатель ства, которые допускались на Мурманской межколхозной базе промыслового флота Архангельского рыбакколхозсоюза. В ре дакцию пришел ответ: «Факты, отмеченные в статье, признаны правильными. Они были обсуждены на со вещании у начальника базы в присутствии начальников от делов и служб, представителей партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. За нарушения, допущенные при издании приказов о при влечении к ограниченной ма териальной ответственности, ввиду того, что материальный ущерб виновными возмещен в добровольном порядке, ис полняющему обязанности глав ного инженера Задорожному А. Ф . объявлен выговор, и. о. заместителя начальника базы ^ Кириллову С. С. и морскому инспектору Кирееву Е. П. объ явлены замечания. Председа телю комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом Мелешкевичу В. В. указано на недопустимость рассмотрения комиссией материалов, под ведомственных товарищеско му суду... Г. ГОЛОМОНЗИН, и. о. на чальника Мурманской меж колхозной базы промфлота Архрыбакколхозсоюза; В. КА- ДАЦКИЙ, зам. секретаря парткома; В. НЕЧАЕВ, пред седатель профкома». «Ремонт» «Статья, помещенная в газе те «Рыбный Мурман» (№ 39), рассмотрена руководством флота. Критика в связи с затя нувшимся решением вопросов по организации ремонта сто ловой № 1 в здании ДМО по улице Шмидта, 43 признана справедливой. В настоящее время разра батывается проектно-сметная документация на реконструк цию столовой. Капитальный ремонт планируется произве сти а 1986 году. Траловый флот после полу чения проектно - сметной до кументации в четвертом квар тале дополнительно проинфор мирует читателей газеты «Рыб ный Мурман» о начале ремон. тных работ. П. ШУМЕЛЯНКО, эвм. начальника Мурманско го тралового флота». «Автоматутребуется грузчик» «Ознакомившись со статьей «Автомату требуется грузчик», опубликованной в № 39 еже недельника, считаем, что а ней объективно отражены основ ные результаты работы выезд ного заседания областного со вета НТО и правильно выде лены главные проблемы техни. ческого совершенствования производства Мурманского ры бообрабатывающего комбина. та, в том числе проблемы ме ханизации и сокращения руч ного труда. Однако, на наш взгляд, не совсем точно сформулирована проблема недостаточно высо кого снижения процента руч ного труда по сравнению с количеством внедряемой тех ники. Широко известно, что а последние годы породный со став и размерный ряд рыб ного сырья резко меняется. Это изменение влечет за со бой увеличение трудоемкости обработки. Следует особо под черкнуть, что внедряемая на комбинате механизация произ водственных процессов позво ляет не только сохранить на прежнем уровне, но и увели чить объемы производства вместо намечавшегося резко го его снижения в связи с из менившимися уСЛО В И Я М,*3 сырьевой базы, стабильно удерживать численность рабо тающих примерно на одном уровне и снижать процент ра бочих, занятых ручным тру дом. Хотя, конечно, достигну тый уровень механизации про изводства нас еще полностью не устраивает. В настоящее время специа листами комбината разработа ны план технического перево оружения комбината на 12-ю пятилетку и план интенсифика ции производства до 2000 го да, в которых учтены основ ные проблемы и перспективы технического развития, в том числе и те, которые были вы делены на выездном заседании областного совета НТО. В. ЗЕЛЕНСКИЙ, генеральный директор Мур* манского рыбокомбината». I ноября 1885 /ода РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz