Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.

•XXVII съезду КПСС-достойную встречу!• Энергоресурсы: резервы э к о н о м и и Правофланговые Считайте, капитан! Никто не станет оспари­ вать важность экономного расходования топлива экипа­ жами промысловых судов, но... Сейчас партия ставит перед промышленностью за ­ дачу интенсификации про­ изводства. Значит, увеличе­ ние объемов и повышение ка­ чества выпускаемой продук­ ции должно идти за счет улучшения управления про­ изводством, технического пе­ ревооружения, совершенство­ вания технологии. Не менее важным делом является и сокращение затрат топливно- энергетических и сырьевых ресурсов на единицу изготов­ ленной продукции. А на этой основе должна резко воз­ расти производительность труда. Пока бережное отношение к топливу сводится лишь к грамотной технической эксп­ луатации энергетических ус­ тановок судов. И главная роль в этом отводится моря­ кам механической службы. А показателями служат время и режим работы энергоуста­ новок и расход топлива по нормативу, который (расход) сравнивается с фактическим. В результате выводится итог: экономия или перерасход. Таким образом, задача эко­ номии топлива решается у з­ ким кругом специалистов, а показатель экономии харак­ теризует только качество об­ служивания судовых меха­ низмов, но не качество эксп­ луатации судна в целом. А ведь современный промыс­ ловый траулер имеет весьма высокую энергонасыщен­ ность. Мощность судовых электростанций достигает не­ скольких тысяч киловатт, мощность потребителей электроэнергии — того же порядка. Управляют этими мощностями не только и не столько механики, сколько судоводители, мастера добы­ чи рыбы, производственники. Однако в деле экономии энергоресурсов (а в конеч­ ном счете — топлива) им от­ водится весьма пассивная роль. Хотя возможностей у них куда больше, чем у ме­ хаников! И их каждая из судовых служб может реализовать, если в качестве оценочного показателя взять соотноше­ ние количества израсходован­ ного за рейс топлива и до­ бытой рыбы, то есть сред­ ний расход топлива на тон­ ну выловленной рыбы. Этот показатель (разуме­ ется, выведенный с учетом условий работы судна) оха­ рактеризует качество работы судоводителей, их компетент­ ность в промысле, степень понимания задач, стоящих перед флотом. Кроме того, он оценит качество труда мастеров добычи и обработ­ ки рыбы. Иными словами, показатель даст оценку уровню управления произ­ водством, технологии про­ мысла на данном судне. К тому же он позволит судить и об уровне руковод­ ства флотом как со сторо­ ны начальников промрайо- нов, так и со стороны штабов флотов. Давайте посмотрим на при­ мерах, как сейчас учитыва­ ется экономия топлива. У двух экипажей, БМРТ «По­ волжье» и «Памир», в рейсе в прошлом году было сбере­ жено определенное количе­ ство топлива. Но моряки «Памира» работали в одном районе промысла весь рейс, а БМРТ «Поволжье» по раз­ личным причинам сменил два отдаленных района. Вы­ лов рыбы на последнем трау» лере составил 7 0 процентов добытой рыбы на -«Памире», а расход топлива — почти в полтора раза больше. Н°» как ни парадоксально, эко­ номия зафиксирована на обоих судах. Еще пример. Два ПСТ на­ ходились в Баренцевом мо­ ре в одно и то ж е время, добывая один и тот ж е объ­ ект лова. Но на одном из них моряки израсходовали на тонну выловленной рыбы 1066 килограммов топлива, на другом — 75 9 килограм­ мов. Но... оба экипажа име­ ют премию за экономию топ­ лива! Хотя есть и другие при­ меры. У моряков двух БАТ, работавших в одном районе, разница в вылове — 5 0 0 тонн, в расходе топлива на тонну улова — 3 килограм­ ма. Значит, на обоих судах энергетические мощности ис­ пользовались рационально. Предвижу возражения ка­ питанов по этому поводу: по­ года, сырьевая база, пере­ бежки на выгрузку и т. п. Но ведь это и есть организация промысла! От экипажей мно­ гое зависит. И штормовать можно по- разному. И перебежки из квадрата в квадрат тоже можно делать с умом, да мало ли возможностей! В этом процессе нужно об­ ратить внимание и на такое обстоятельство: при работе на облове массовых пород рыбы в условиях относитель­ но устойчивой промысловой обстановки на мешках устанавливаются ограничители лова. Судно, используя всю свою мощь, тащит громадный трал и при подъеме выпуска­ ет часть улова. Так, может быть, следует в таких случа­ ях иметь под рукой меньший трал и с минимальными энергетическими затратами поднимать на палубу то же количество рыбы? А сколько топлива «выле­ тает в трубу» при работе неисправным тралом! Так что и тралмейстерам есть над чем подумать. В середине октября в уп­ равлении флота состоялось совещание руководителей ве­ дущих отделов и служб, где обсуждался вопрос о необ­ ходимости при оценке рабо­ ты экипажей учитывать рас­ ход топлива на тонну добы­ той рыбы. Были намечены меры, которые позволят объ­ ективно определить величину этого показателя, предпола­ гается собрать предложения судовых специалистов по этому вопросу. На совещании отметили: упорядочение расхода и уче­ та топлива на судах — на­ сущная необходимость. Су­ ществующий сейчас способ определения его количества с помощью футштока не вы­ держивает никакой критики. Нужно оборудовать суда при­ борами, позволяющими с вы­ сокой точностью определить, сколько топлива принято и сколько израсходовано. О. БОЯНУС, заместитель начальника службы эксплуатации Мур­ манского тралового флота. Курсом НТП Подшипник для дизеля Инженеры ЦПКТБ ВРПО *Азчеррыба» нашли новый спо­ соб оценки состояния поверх, ности постели тонкостенного подшипника для дизеля. Обыч­ но для того, чтобы провести эту операцию, механики частич. но разбирают двигатель, сни­ мают коленчатый вал. Это дол­ го и трудоемко. А можно из. готовить специальное нехит­ рое приспособление и закатать его в дизель вместо подшипни­ ка. Но не просто так, а пред­ варительно смазав жидким по­ лимером. Затем прижать как следует к поверхности постели, и слепок готов. На <г фотогра­ фии .» видны все изъяны. Предложение коллег из ВРПО «Азчеррыба» с удоволь­ ствием принято в управлении *Севрыбхолодфлот». Новинку включили в план на 1986 год. Умный помощник Кран австрийской фирмы имеет обычное рельсовое ос. нование, но не совсем обыч. ную стрелу. Вместо нее — транспортер, опускающийся в виде длинной трубы в трюм и извлекающий оттуда либо па­ кеты с рыбой, либо муку. Ес­ ли этот своеобразный погру. зочный кран применить в пор­ ту, то он один заменит брига­ ду докеров. Умный помощник ведет разгрузку по схеме *трюм — вагон». ЦПКТБ ВРПО * Севрыба» получило задание проработать возможность размещения та­ кого погрузчика в Мурман­ ском рыбном порту. Несекретный пакет У новой разработки Одесско­ го политехнического института название сложное *Пакет прог­ ноза структур ремонта судов». И предназначена она для фор­ мирования в автоматизирован­ ном режиме информации по судоремонту. С помощью па­ кета можно прогнозировать обновление судов, учитывая происходящие на предприятии изменения, систематизировать отчетную информацию. Разработка рассматривается на судоверфи для применения при судоремонте. Подборку подготовил заве­ дующий отделом научно-тех­ нической инфор м а ц и и ЦПКТБ ВРПО «Севрыба» А. ФЕДОРОВ. В ы п усн н и ко в уч еб н ы х заве­ дений мы назы ваем молодыми спец и али стам и . Но Игоря А л е к ­ сеевича М итина вряд ли мож­ но тан н азв ать, хо тя он в ны ­ неш нем году занончил Росто в­ ский радиотехни чески й те х н и ­ кум . До учебы Игорь А л е к се ­ евич работал семь ле т в Мур- мансном траловом ф ло те сн а ­ чала м атросом , затем а к у с ти ­ ком, навигатором . Но убедил- ( ся, что н пр акти ч еском у о п ы ту н уж н ы теор ети ческие зн ан и я, и ста л студен то м . Ныне И. А . М итин — эл е к ­ трорадионави гатор ПСТ «Киро- в акан ». От его знан и й и опы та за в и ся т усп ехи и неудачи эни- п аж а. Ведь ем у, единственно­ му из всех моряков тр ауле р а, слы ш н ы все зв уки подводного мира: перем ещ ение ры бны х ко сяко в , их разм еры и т. д. Потом у и удалось эн и п аж у «Ки ровакана» п ерекры ть зада­ ние тр етьего к в а р та л а по вы- п усн у пищевой про дукц и и. На сним ке! И. А. МИТИН. Пришли ответы «Повторения не радуют» — так назывался материал, опубликованный ■ Ns 37 от 13 сен­ тября. В нем шла речь о нарушениях трудового законодатель­ ства, которые допускались на Мурманской межколхозной базе промыслового флота Архангельского рыбакколхозсоюза. В ре­ дакцию пришел ответ: «Факты, отмеченные в статье, признаны правильными. Они были обсуждены на со­ вещании у начальника базы в присутствии начальников от­ делов и служб, представителей партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. За нарушения, допущенные при издании приказов о при­ влечении к ограниченной ма­ териальной ответственности, ввиду того, что материальный ущерб виновными возмещен в добровольном порядке, ис­ полняющему обязанности глав­ ного инженера Задорожному А. Ф . объявлен выговор, и. о. заместителя начальника базы ^ Кириллову С. С. и морскому инспектору Кирееву Е. П. объ­ явлены замечания. Председа­ телю комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом Мелешкевичу В. В. указано на недопустимость рассмотрения комиссией материалов, под­ ведомственных товарищеско­ му суду... Г. ГОЛОМОНЗИН, и. о. на­ чальника Мурманской меж­ колхозной базы промфлота Архрыбакколхозсоюза; В. КА- ДАЦКИЙ, зам. секретаря парткома; В. НЕЧАЕВ, пред­ седатель профкома». «Ремонт» «Статья, помещенная в газе­ те «Рыбный Мурман» (№ 39), рассмотрена руководством флота. Критика в связи с затя­ нувшимся решением вопросов по организации ремонта сто­ ловой № 1 в здании ДМО по улице Шмидта, 43 признана справедливой. В настоящее время разра­ батывается проектно-сметная документация на реконструк­ цию столовой. Капитальный ремонт планируется произве­ сти а 1986 году. Траловый флот после полу­ чения проектно - сметной до­ кументации в четвертом квар­ тале дополнительно проинфор­ мирует читателей газеты «Рыб­ ный Мурман» о начале ремон. тных работ. П. ШУМЕЛЯНКО, эвм. начальника Мурманско­ го тралового флота». «Автоматутребуется грузчик» «Ознакомившись со статьей «Автомату требуется грузчик», опубликованной в № 39 еже­ недельника, считаем, что а ней объективно отражены основ­ ные результаты работы выезд­ ного заседания областного со­ вета НТО и правильно выде­ лены главные проблемы техни. ческого совершенствования производства Мурманского ры­ бообрабатывающего комбина. та, в том числе проблемы ме­ ханизации и сокращения руч­ ного труда. Однако, на наш взгляд, не совсем точно сформулирована проблема недостаточно высо­ кого снижения процента руч­ ного труда по сравнению с количеством внедряемой тех­ ники. Широко известно, что а последние годы породный со­ став и размерный ряд рыб­ ного сырья резко меняется. Это изменение влечет за со­ бой увеличение трудоемкости обработки. Следует особо под­ черкнуть, что внедряемая на комбинате механизация произ­ водственных процессов позво­ ляет не только сохранить на прежнем уровне, но и увели­ чить объемы производства вместо намечавшегося резко­ го его снижения в связи с из­ менившимися уСЛО В И Я М,*3 сырьевой базы, стабильно удерживать численность рабо­ тающих примерно на одном уровне и снижать процент ра­ бочих, занятых ручным тру­ дом. Хотя, конечно, достигну­ тый уровень механизации про­ изводства нас еще полностью не устраивает. В настоящее время специа­ листами комбината разработа­ ны план технического перево­ оружения комбината на 12-ю пятилетку и план интенсифика­ ции производства до 2000 го­ да, в которых учтены основ­ ные проблемы и перспективы технического развития, в том числе и те, которые были вы­ делены на выездном заседании областного совета НТО. В. ЗЕЛЕНСКИЙ, генеральный директор Мур* манского рыбокомбината». I ноября 1885 /ода РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz