Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.

XXVII съезду КПСС-достойную встречу! Б ыть х о з я и н ом Доходное дело Весной нынешнего года на Кольском полуострове был возрожден некогда традиционный промысел морского зверя. строительством Чапомской зверобойной базы это высоко­ рентабельное дело решено поставить на промышленную ос­ нову. О некоторых проблемах нового для колхозников нашей области производства журналист Виктор ГЕОРГИ беседует с ведущим инженером по зверобойному промыслу Министер­ ства рыбного хозяйства СССР Н. Ф. КАСЬЯНОВЫМ. — Говоря о гренландском тюлене, прежде всего обычно затрагивают вопросы рацио, нального использования сырье, вык запасов Беломорья... — Добыча гренландского, или. как его еще называют, беломорского тюленя стро­ го лимитирована В со­ ответствии с действующей Конвенцией промысловики Норвегии, Мурманского и Архангельского рыбаккол- козсоюзов ежегодно добыва­ ют не более 61 тысячи го­ лов тюленей. В целом же численность беломорского тюленя за последние два­ дцать лет возросла в несколь­ ко раз и сейчас держится в пределах до 80 0 тысяч голов, ч к £ # . позволяет при умелой охране и регулировании воз­ растной структуры стада ве­ сти устойчивую добычу при сохранении и росте тюленье­ го стада. Другое дело — как более рационально использовать все полученное сырье: шку­ ры, мясо, жир, внутренно­ сти... — Этому, конечно же, нам еще предстоит учиться у ар- х ангелогородцев. — Да, ваши соседи уже более десяти лет успешно ведут промысел молодого тю­ леня на базе в Нижней Зо- лотице, а также отлавливают во льдах живую хохлушу и доращивают ее до стадии м ех^ ой серкц в вольерах на Пленума ЦК КПСС базе в Койде. Для непосвя­ щенных поясню: сразу после рождения детеныша тюленя называют зеленцом; через не­ сколько дней, как только сходит с меха зеленоватый налет, — бельком; потом — хохлушей; когда же тюлень совсем вылиняет, его кличут серкой. — Давайте сразу подсчита­ ем, какое производство выгод­ нее: промысел белька или воль­ ерное содержание зверя с до­ ращиванием его до стадии ме­ ховой серки? — В среднем шкурка бель­ ка стоит 84 рубля, серки — 90. Жир принимают по 3 руб. 50 коп. за килограмм, а мя­ со — по 30 копеек. При этом надо помнить, что вес бель­ ка 8 — 10 килограммов, а серки — 4 0— 50. Главные же резервы кроются в умении качественно обрабатывать все сырье. Во всяком случае, архангелогородцы. ' сдавая продукцию высшим качест­ вом, имеют большие прибы­ ли. — Но, как говорится, за мо­ рем телушка стоит полушку, да рубль перевоз. Доставка за­ готовленной на побережье продукции самолетами и вер­ толетами, отправление в столь труднодоступные места санно- тракторных поездов — не слишком ли все это накладно? — Опыт доказывает, что нет. Если, конечно, четко организовать весь производ­ ственный процесс. ■ Прежде чем коснуться этой темы, хочу добавить, что, отлавливая хохлушу, мы тем самым практически не наносим природе урон. Имен­ но в этот период роста про­ центов пятьдесят зверя в естественных условиях поги­ бает. И мы получаем как бы наполовину «даровую» про­ дукцию. Создание зверобойной базы в Чапоме вызвано, в первую очередь, желанием помочь терским колхозам Мурман­ ской области укрепить свою экономику. Надо строить еще одну промежуточную базу в Поное и наладить там воль­ ерное содержание зверя. — Весной нынешнего года в Чапоме мне довелось услы­ шать мнение, что лишь по сча­ стливой случайности удалось благополучно завершить зве­ робойную кампанию, — зверь залегал в нескольких километ­ рах от села. — Это так. Об успехе го­ ворить еще рано. К тому же тревожит качество сданной продукции. Хотя у мурман­ чан и была возможность ско­ пировать у архангельских промысловиков технологию первично^ обработки продук­ ции, но сделано это неумело. Я уж не говорю об условиях жизни зверобоев. Пока что в Чапоме они оставляют желать лучшего. Есть масса недоделок, которые, к сожа­ лению, не устранены и но сей день. — Что же, Николай Федо­ рович, мешает развитию зве­ робойного промысли? — Если не касаться техно­ логии добычи ц обработки белька, то прежде всего на­ до сказать о необходимости хозяйского отношения- к но­ вому делу. Архангелогородцы, напри­ мер, умеют считать копейку. Как колхозную, так и свою, личную. Человек знает, что за каждый отработанный на зверобойке день он получит солидную сумму. И далее ес­ ли все село празднует прово­ ды русской зимы, в цехе не прекращается нормальный рабочий ритм. Никто не по­ зволит себе появиться «под хмельком», не выполнить распоряжения руководителя промысла. А вот в Чапоме пришлось склад с водкой опечатать... — Последний вопрос: куда идет продукция? — В Казань, в адрес Та­ тарского производственного мехового объединения. Там из меховых шкур тюленей шьют головные уборы, поль­ зующиеся повышенным спро­ сом у нас в стране и за ру­ бежом. Что касается кожевенных шкур тюленей, то нынче с помощью Министерства лег­ кой промышленности СССР и Московского обувного объ­ единения «Буревестник» уда­ лось освоить пошив из них меховых сапог с чулком из меха оленя и собаки. Этим занимается ваш колхоз «Се­ верная звезда». Подобная ме­ ховая обувь незаменима для рыбаков и зверобоев Крайне­ го Севера, Еще раз подчеркну, ■ что добыча и обработка беломор­ ского тюленя — высокорен­ табельное дело, практически безотходное. Животноводы архангельских колхозов уже много лет подкармливают коров полученной при обра­ ботке зверя шелегой — смесью жира с салом — и добиваются максимальных надоев. Таким образом, вывод мо­ жет быть лишь один: тради­ ционный поморский промы­ сел тюленей надо ставить на промышленную основу с полиым использованием всего ценного сырья — .меховых, кожевенных шкур, мяса мор- зверя, жира и внутренностей. ЛОКТЯ И ДИСЦИПЛИНА плавбазы «Рыбный Мурман* на ТР «Гранатовый берег», Однако экипаж рефрижера­ тора цз-за некачественной за­ морозки креветку принимать отказался. Был бы запасной вариант, эту продукцию мож­ но бы отгружать рыбокомби­ нату, который испытывал тогда в ней потребность. Иногда суточный план су. дообрабатывающего комплек­ са не выполняется из-за не­ расторопности служб главно­ го даспетчера и грузовых района* Так было при обра­ ботке ТР «Иркутск» во вто­ ром районе. Вагоны постави­ ли к борту другого судна, Естественно — потери вре­ мени. Руководители подразделе­ ний научились признавать упущения, но действенных мер к наведению порядка еще Принимают мало. Отсю­ да и перенесение сроков по­ грузки снабжения на еуда из-за отсутствия крановщи­ ков или сигнальщиков, из-за недисциплинированности от­ дельных стивидоров и брига­ диров. Одним из слабых звеньев в укреплении дисциплины Й наведении порядка на про­ изводстве И в быту является зачастую некачественный подбои бригадиров. Нашим отде^Гм следует рассмотреть Предложение коллектива третьего района. Речь о том, чтобы по опыту ленинград­ цев провести эксперимент; для закрепления и лучшего подбора кадров дать возмож­ ность руководителям подраз­ делений материально заин­ тересовать рабочих, ИТР за Счет экономии зарплаты М р уд овы х ресурсов. Говоря о дисциплине, О поиске внутренних резервов, использовании трудовых и материальных ресурсов, мы обязаны помнить требование о том, что руководители, ко­ торые не в силах навести по­ рядок, должны уступить ме­ сто более принципиальным, умелым работникам. Это вер­ ная постановка вопроса. Остановлюсь еще на таком положении. Значительную ^асть вины за создавшееся положение дел с' дисципли­ ной должны взять на себя руководители отдела кадров Е. К. Мелькин. В. А. Овчин­ ников, заместитель начальни­ ка цеха обслуживания П. М, Жердецкий, заместители на­ чальников грузовых районов jio кадрам. Поясню, почему я !гак ставлю вопрос. Беда наша в том, что лю­ ди, призванные по долгу службы заниматься кадрами, нередко свое основное назна­ чение видят только в роли статистиков, собирателей справок и данных, вместо то­ го чтобы работать в коллек­ тивах, привносить в кадро­ вую политику хотя бы то но­ вое, лучшее, передовое, что $сть на родственных или со­ седних предприятиях, Этого (давайте смотреть правде В глаза) нет. Вот небольшой штрих к сказанному; по дан­ ным отдела кадров, прогулы за 9 месяцев в первом райо­ не составили 328 случаев, по данным руководства района, 327; потери, соответственно, 1109 и 1099 дней. Во втором районе считают, что от про­ гулов потеряно J321, а в от­ деле кадров — 822; по данным района, в медвытрезвителе Побывало в 1984 году 170 работников, а в 1985 году — 160, а по данным отдела кадров, соответственно, 187 И 162. Опять расхождение. Разумеется, если бы наши кадровики систематически бывали в том или ином кол­ лективе, таких бы накладок не было. И, конечно, на ме­ сте решались бы другие воп­ росы. Я чаще всего узнаю о том, что волнует коллективы, бы­ вая в подразделениях, и весь­ ма редко — от работников отдела кадров. Вот только два примера; наши железно­ дорожники говорят о сокра­ щении общественных органи­ заций по разбору и вынесению решений по случаям пьянст­ ва, предлагая вопросы штра­ фа решать на цеховой илй Йортовской комиссии. Мне­ ние, а тем более решение руководителей отдела кадров не известно. Нет и четкого ответа на предложение вто­ рого района о введении мед- контроля. Лишь на идеологической планерке становится извест­ но, что, вопреки мнению кол­ лектива, руководитель П. М. Жердецкий не принимает мер к нарушителям дисцип­ лины, а рапорты, поступаю­ щие в его адрес, складывают­ ся в ящик стола. Не налаже­ на настоящая связь руково­ дителей подразделений с ак­ тивом общежитий. Могли бы В роли воспитателей, лидеров в общежитиях быть бригади­ ры. стивидоры. Могли бы, но увы... Бывает даже и наоборот. Разве украшает всех нас то, что среди нарушителей дис­ циплины числятся бывшие на­ ши бригадиры - передови­ ки Зарецкий, Федоров, Омельченко и другие. Поле деятельности, исходя из поставленных задач по борьбе с негативными явле­ ниями, у каждого из нас большое. Нам всем важно знать и помнить, что рыбный порт — важное звено в цепи тех коллективов-смежников, кто своими деламц способствует выполнению Продовольствен­ ной программы страны. И звено это тем прочнее, чем крепче дисциплина. Произ­ водственная. Исполнитель­ ская. Технологическая. В. КУСКОВ, начальник Мурманского мор­ ского рыбного порта. — Радиограмма с промысла Помощь в море БМРТ «Сияние» Архангель­ ского тралового флота «ел промысел мойвы а Баренце­ вом море. Видимость — ноль, иногда прояснялось до 2—3 миль, и снова все накрывали снежные заряды. На мостике шла напряженная работа: штурманы вели трал по грун­ ту, решали задачи на расхож­ дение с другими судами. Ка­ питан у РЛС «Наяда» метке указывал пеленг и дистанции». Обычная морская промысло­ вая вахта. Но что такое? Изображение на экране неожиданно исчез­ ло. Перешли на РЛС «Дон» и стали выяснять причину неис­ правности. Оказалось, — • этом помог разобраться по­ мощник начальника промрайо- на по связи Николай Владими­ рович Халиков — вышел и* строя редуктор антенны, на­ носилась пара конических ше­ стерен. Срочно собрали судо­ вой совет. Старший механик, опытный специалист, выходил из многих трудных положений, а тут развел руками! «Нет де­ лительной головки к фрезер­ ному станку, а без нее ше­ стерню не изготовить». Сооб­ щили в порт. Ответ не очень обрадовал: «Ждите, отправим с отходящим судном». Правильно говорят: беда в одиночку не ходит. Неожидан­ но погас и экран РЛС «Дон». Редчайший случай. Судно ока­ залось в еще более сложном положении. Видимость по-преж­ нему плохая, в этих широтах вступила в свои права поляр­ ная ночь.’ Промысел прекрати­ ли, о случившемся доложили начальнику промрайона И. Е. Дегтяреву, находившемуся на ТР «Тамбов». Иван Егорович стал советоваться с капитаном «Тамбова» Анатолием Про­ кофьевичем Семененко, су­ довыми специалистами и сво­ ими помощниками: «Что будем делать, товарищи? Отправить судно в порт — потерять ми­ нимум семь суток промысло­ вого времени, да столько ж* придется на судно сопровож­ дения!» Все посмотрели на главного механика «Тамбова» Бориса Владимировича Мет- лицкого. У того и своих забот предостаточно, а тут нужен материал, не просто все рас­ считать, но рыбакам надо по­ мочь. «Сделаем», — коротко сказал он. Вскоре БМРТ «Сия­ ние» стоял у борта транспорт­ ного рефрижератора, приуро­ чив ремонт к выгрузке моро­ женой рыбы. После швартовки токарь с «Тамбова» Александр Николае­ вич Казаченко принялся за ра­ боту, что-то вымерял, вычер­ чивал. И на берегу опытный специалист не скоро выполнит такую работу, да еще сталь нужную надо подобрать. Глав­ ный механик повторно делает замеры, дает советы, помога­ ет наладить на определенный режим работы станок. 12 ча­ сов простоял у станка токарь Казаченко, но пара так необ­ ходимых шестерен была гото­ ва. С усталой улыбкой он до­ ложил «деду»: «Можно пере­ давать рыбакам». По оконча­ нии выгрузки рыбопродукции РЛС на «Сиянии» снова засве­ тилась голубоватыми огонь­ ками. Так благодаря морскому то­ вариществу удалось избежать больших потерь промыслового времени. С. ДАЩИНСКИЙ, наш спец. корр. Баренцево море. РЫБНЫЙ MVPMAII 15 ноября 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz