Рыбный Мурман. 1985 г. Ноябрь.
Люди рыбацкого Севера С в я т а я всю плавбазу, не убедится, что все рдет как надо. Во бремя работу §а- сто чувствуешь на себ§ его внима,-* тельный взгляД. Йотом, цосд& вахты, подойдет: «Что-то вы зшурый сегодня? Йз дома пишут1?» Плавбаза «Даурия» медленно уда лялась о т . причала, на котором стоял коренастый мужчина с капитанскими шевронами. Морякам «Даурии» даже показалось, что на его глазах блестят слезы. Может, от резкого ветра... Станислав Сергеевич Лазарев смот рел вслед отплывающей громадине, и воспоминания, горькие и светлые, вихрем проносились в его голове. ★ -к ★ Старпом Лазарев вернулся из от пуска, н ему сказали: — Пойдешь на «Даурию». Он знал, что самое запущенное во всех отношениях судно — именно эта плавбаза, что наибольшее количество нарушений дисциплины — на «Дау рии», причем только процентов де сять экипажа работают без взыска ний. И Лазарев поднялся по трапу плав базы. Грязь, ржавое железо, нераз говорчивые люди — так встретила его «Даша», как впоследствии любов но окрестит он это судно. Начал с чистоты, заставил уборщи цу вставать пораньше и наводить по рядок. Приказал начальникам служб контролировать, как производится уборка на рабочих местах и в каютах. Наказывал за малейшее опоздание. Моряки тогда раздраженно говори ли: «Ну, не дай бог, станет Лазарев капитаном — все спишемся с «Дау рии». И надо же: пришли после ко роткого рейса в Мурманск, заболев шего капитана увезли в больницу, а Станислав Сергеевич стал работать и за старпома, и за капитана. 20-днев- ный рейс завершился блестяще. И тогда Лазарев увидел: в него повери ли. Вскоре случилось так, что 3Q мо ряков ушли, кто в отпуск, кто на учебу, а замену им прислать не ус пели. Отходили в пятницу, впереди два выходных, а обстановка на про мысле отменная. Ждать понедельни ка — значило бы терять тонны про дукции. Капитан предложил: «Может, сами справимся, а?» И моряки согласи лись. Очень нелегко было, но за эти три недели не только план далй, но и перевыполнили его. Труден первый шаг, где бы ни де лали мы его. Но трижды труден он, если, принимая решение «шагнуть», мы берем на плечи ответственность за сотни людей. А капитану то и де ло приходится идти на такие реше ния... ...«Даурия» шла в далекую Атлан тику. Она шла, вопреки всем законам физики и механики: судну требовался немедленный ремонт, но специали сты обнадежили капитана Лазарева, .что в рейсе «все будет нормально». Тогда Станиславу Сергеевичу при шлось впервые узнать, что означает самостоятельная швартовка такой махины с изношенными механизма ми в открытом море, да при свежей погоде, как моряки называют несиль ный шторм. Тогда же со всей неумолимой си лой ощутил он и другое: что означа ет воспитательная работа, когда в экипаже почти 2 50 человек (первого помощника в этом рейсе не было). Плюс к тому — постоянная нехват ка сырья. И план по пищевой сгорел синим пламенем. Правда, надеялся капитан на переход в порт: за это время можно выпускать консервы и пресервы. Но и тут 32-летнего не-- опытного капитана ждала беда: не сумели обеспечить нужную темпера туру хранения, и часть пресервов при шлось в порту забраковать. Лазарев за рейс получил крепкий «разнос» и был отправлен в отпуск. Вот когда можно было, наконец, отдохнуть, расслабиться. Но стрессы рейса не прошли бесследно: тяжелая болезнь надолго уложила его в по стель. Было время поразмыслить, взве сить все. Появлялись мысли о том, не ошибся ли в выборе профессии, и о ,том, что вроде не поздно еще «пере играть». Но нет! Тысячу раз нет! ^Мурманское мореходное, факультет . промрыболовства Московского втуза, ' 1 ноября 1985 года к Р о д и н е Ленинградское высшее морское име ни Макарова — это был путь к меч те. ’Жадное впитывание опыта капи танов, с кем ходил он штурманом, — это тоже был путь к мечте. А теперь, когда стал капитаном - директором плавбазы, при первом срыве опу стить крылья, сдаться? Нет! После отпуска — снова «Даурия». Еще в кадрах Лазарев был приятно удивлен: люди, услышав, что именно он будет капитаном, просились на эту базу, шли, что называется, ко сяком. Опущенные было крылья начали расправляться. На первом общесудО- вом собраний Станислав Сергеевич сказал: — К 16 июня ликвидируем задол женность по пищевой и «закроем» план полугодия, к 27 июля — дню рождения «Даурии» — выполним рейовое задание. Его спросили тогда, почему имен но 16 июня — первый рубеж? Он засмеялся, промолчал. Дату эту он назвал неожиданно даже для себя! это был день его рождения. И, словно по' заказу капитана, вез сбылось. А в порту «Даурию» встречали ф оркестром и наградами лучшим тру женикам, в их ’ числе — Лазареву. Этот день прихода был первым торже ством «Даурии», сроду не знавшей почета. Зато теперь, что ни приход, то оркестр, цветы, теплые слова, по четные грамоты. Вскоре капитан-ди ректор Лазарев был награжден орде ном Трудового Красного Знамени. Но всему этому предшествовал ка питальный ремонт судна в Польше, где на целых два месяца экипажу удалось сократить намеченные в до кументах сроки. А что касается в о -» обще длительности ремонта плавбаз, fo «Даурия» находилась там втрое(!) меньше, чем другие. И немалую роль в этом сыграл сам Станислав Сергеевич. «Даурия» вышла из ремонта под линной красавицей. Только вот не задача: на рыбофабрике сплошь руч ной труд, нет оборудования. А в рей совом задании — рыба спецразделки. Собрались тогда у капитана «ум ные головы»: главный механик Вла димир Никонорович Давыдов, дублер его Игорь Давидович Сквирский, старший механик Вячеслав Вагин. Посоветовались, поспорили, исчерти ли гору бумаги. И родилась машина «Ураган-ДВС» (Давыдов, Вагин, Сквирский); Нехитрая машинка — два ножа да моторчик, — а произво,- днтельность труда аж втрое выросла! Потом появилось другое детище: роторная сортировочная машина. За тем И. Д. Сквирский придумал гидро транспортер, впоследствии применен ный на всех плавбазах. Изобретали механики, но вдохно вителем всегда был Лазарев. Его ж е. идеей было впервые на флоте рабо тать по системе бездефектного тру да, где каждый (именно каждый) мо ряк отвечал за качество выпускаемой продукции и каждый обязательно принимал участие в политической и общественной жизни экипажа. С по мощью этой системы даже боролись с нецензурной бранью, поскольку она унижает человеческое достоинство, а вот уж с этим Лазарев никогда не мог смириться. Он требовал от командиров, чтобы знали людей не только по имени-от честву, но и то, почему, например, парень загрустил. Как-то в разговоре один из быв ших матросов «Даурии» Е. А. Купри янов рассказывал: — Однажды встречаю Лазарева, он спрашивает: «Ну как дела с учебой, Евгений Аркадьевич?» Надо же, столько лет прошло, а помнит и имя, и то, что я в университете заочно учился! А на судне он, бывало, ни когда не ляжет спать, пока не обойдет Качества, которые мы больше веет ГО ценим й лк)дях, обычно берем и себе на вооружение. И то, каких лю дей мы считаем образцом, лучше все го характеризует и нас, каковы же мы С|ши, Что считаем главными ценно стями. А идеалом Станислав Сергеевич считает своего отца, чекиста, погиб шего под Сталинградом. В свое мя он возглавлял общепит в Астра ханской области, а семья жила го лодней всех. л ю б о в ь О совместной работе $ Дгкзаревым вспоминал и бывший технолог «Да[у£ р т * Алексей Николаевич Вратков! — У Станислава Сергеевича ключ ;.акой-то к сердцам людей. Разностб-'. ронние интересы: любовь к музыке, к природе, к спорту цомогали ему ; находить общий язык Ь любым из нас, А работать рядом с ним — одно удо вольствие. И на фабрику на подвах- ты приходит, и в трюмах ящики О нами таскает. И все это весело. Угрю мым его никто не видел, хотя случа лось в рейсах всякое. Да, конечно, р длительных рейсах даже машины устают, а о людях-то что говорить! Только капитану уста вать не положено. И как бы ни было тяжело ему, но, если пришел человек за советом ли, за решением того или иного вопроса, вплоть до разбора конфликта, Лазарев был неизменно мягок, деликатен, но и требователен. Именно эти качества казались ему идеальными у тех капитанов, у кото рых в свое время он учился. Вспо миная их имена, Станислав Сергеевич говорит так: «Все лучшее во мне — от наставников: Евлампия Алексан дровича Рассказова — умного, та лантливого педагога, Николая Макси мовича Рузова — душевного, щедро го капитана, Игоря Михайловича Та расова — деликатнейшего человека, Николая Александровича Климахина -— чуткого командира». Конечно нее, моряки Души не чаяли в таком капитан'ё. Нравилось с поче том приходить в порт. Любили Лаза рева за то, что Первым шел на судо вую спартакиаду (не болельщиком участником), за то, что без него нй один концерт не состоялся бы: он й поет, и играет на Гитаре, аккордеоне, пианино. Ценили в нем умение 1гово> рить на языке той страны, куда гц...*- шла «Даурия»: на английском, поль ском... Но больше всего уважали Станис лава Сергеевича за доброту и чут кость. Ему, например, ничего не сто йло остановить производство и от правиться миль за двадцать, чтобы Поскорей моряки получили почту. Ибо, как резонно считает он, с хо рошим настроением можно горы свер нуть. И еще: на флоте с особой симпа тией относятся к людям, влюбленным в море. Было время, когда жена гово рила Станиславу Сергеевичу: — Первые два месяца отпуска ты весь в тревоге за оставленную «Да шу» и последние два месяца только И разговоров — о «Даурии»... Но время и стрессы брали свое. И в один далеко не прекрасный день врачи вынесли приговор: «Все. Ни какого моря». Вот в то самое время и стоял 'Ста нислав Сергеевич на причале, с' ЧоС- кой глядя вслед удаляющейся «Дау рии». Сейчас Лазарев — начальник отдела по работе с моряками загранплава ний управления «Севрыбхолодфлот». Его кабинета не минует никто. Прихо дят первые помощники капитана отчитаться за прошедший рейс и услышать добрый совет или рекомендации на будущий. Я посидела несколько часов в кабинете Лазарева, наблюдая за его работой. Со стороны кажется — медлительный, даже флегматичный человек с не громким голосом. И лишь взгляд серых внимательных глаз говорил о том, как основательно серьезен этот человек, как уважителен он к собеседнику, к его делу. Вот он спрашивает капитана: — А знает ли ваш старпом моряков по имени-отчеству? Всех? А на что способен каждый из них, знает? А на «Кубок дружбы» не сыграли? Ну что же вы так! Это не пустяк, это сближает людей разных стран, разве не так? Спросите любого моряка, что чувствует он, когда судно берет курс к род ным берегам. Как щемит сердце от ожидания приближающейся встречи с Ро диной, как поэтому бессонна последняя ночь перед приходом. Все это так. Но каждый лн моряк сможет отринуть обернутую в яркую бумажку ядо витую ложь о прелестях «свободного», мира? Убедительно ли расскажет он правду об СССР? Найдет ли самые нежные и светлые слова о Родине? Вот в этом-то и заключается главная цель сегодняшней работы Станислава Сергеевича: помочь найти человеку самые главные слова о самом главном для Нас — о Родине. Чтобы слова эти запали в душу моряка и проросли (та кой же беспредельной, до слез в голосе, любовью к родной стране, какая в сердце Станислава Сергеевича. ' И. БЕРЕЗЮК. 6 и ш и ш А ш ш а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz