Рыбный Мурман. 1985 г. Май.

Страница 'Плакат УЧИТЬСЯ ВЕРЕЖЛИВОСТН (РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ) И ЗВЕСТНО , что флот рыбной промышленности является одним из крупных потребителей дизельного топлива, поэтому решение проблемы бережного к нему отношения здесь особенно важно. На необходимость повсеместной экономии сы рья и топ­ лива советских людей еще р аз нацелили реш ения апрель­ ского (198 5 г.) Пленума ЦК КПСС. В 1985 году потребности в топливно-энергетических ре­ сурсах (ТЭР) почти на 60 процентов должны быть обеспе­ чены за счет их экономии. С нынешнего года введен новый порядок экономических санкций к предприятиям и организа­ циям: за перерасход материальных ресурсов взыскивается двойная стоимость, за использование их не по назначению — тройная. Однако у многих коллективов накоплен немалый опыт бережливости. Об этом шла речь на научно-практической конференции «Опыт и резервы экономии ТЭР на судах ВРПО «Севрыба», которая проходила на ф акультете повы ­ шения квалификации при Мурманском высшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола. Мы обратились к участникам конференции с просьбой вы сказать свои мнения по этому важному вопросу. Н а снимке: один из лучших специалистов Мурманского тралового флота ст. механик БАТ <г Константин Душенов» Г. Е. Рянский. Норны ужесточаются В прошлом году экономия топлива на бассейне состави­ ла^ 3.1 процента, с заданием по бережливости энергоре­ сурсов справились все кол­ лективы . Но в 1985 году нормы расхода ТЭР уж е­ сточены на 1,05 процента. Это поможет ВРПО «Севры ­ ба» сэкономить 12 тысяч тонн условного топлива, 27,2 тысячи тонн сберегутся с помощью внедрения органи­ зационно - технических ме­ роприятий. САМАЯ БОЛ ЬШ А Я ЭКО­ НОМИЯ — 192 ТЫСЯЧИ ТОНН УСЛОВНОГО ТОП­ ЛИВА — ОЖИДАЕТСЯ ОТ П РИМ ЕН ЕНИЯ РАЦИО ­ Н АЛ ЬНЫ Х СОРТОВ ТОП­ ЛИВА . П. КАЛИТА, главный меха­ ник отдела судоремонта и технической эксплуатации флота ВРПО «Севрыба». Вклад новаторов Затраты на горюче-сма­ зочные материалы составля­ ют 7,1 процента от себесто­ имости продукции, причем 79,1 процента топлива рас­ ходуется в двигателях. Сле­ довательно, главное внима­ ние специалистов должно быть уделено тому, как уменьшить этот расход. Гло­ бальное решение проблемы — это замена двигателей на более экономичные, к а­ кие. например, сейчас уста­ навливаю тся на БМ РТ типа «А лтай». Очень большое значение имеют такж е выбор орудий лова, тактика промысловой работы. По-хозяйски отно­ сится к использованию топ­ лива экипаж ЁАТ «Маршал Еременко». З а 4 года пяти­ летки он сэкономил 8 9 0 тонн дизельного топлива, 84 тонны моторных масел, 5342 тонны дорогостоящего топ­ лива заменены рациональ­ ными сортами. З а счет этой 31 мая 1985 года i экономии траулер может ра­ ботать 6,5 месяца. Весьма важным резервом экономии ГСМ на судах яв­ л яется использование вто­ ричных ресурсов. Например, на БМ РТ типа «Алтай» ра­ ционализаторы установили в уравнительной цистерне че­ тыре змеевика и греют хам мытьевую воду. Ведь на этих судах пока нет вакуум ­ ных опреснителей, поэтому такое решение — реальный путь к более эффективному использованию тепла. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВТО­ РИЧНЫ Х РЕСУ РСОВ НА СУДАХ ТИПА «АЛТАЙ» ПОЗВОЛИЛО ЭКИПАЖАМ СНИ ЗИТЬ РАСХОД МАЗУ ­ ТА НА 2 0 0—2 5 0 ТОНН. И еще одна находка су­ довых рационализаторов: они стали использ'Эвать теп­ ло охлаждающей воды паро­ вого конденсатора для оттай- ки блокформ на рыбофабри- ке. Поэтому водоподогрева- тель на фабрике — крупный потребитель топлива — стал ненужным. Иными сло­ вами, если внимательно, вдумчиво относиться к эко­ номии ТЭР, резервы можно найти на каждом судне. Л. ПУРЛИЦИС, групповой инженер-механик Мурман­ ского тралового флота. Плюс контроль На транспортных рефри­ ж ераторах типа «Сибирь» значительную экономию мо­ жно получить, если более разумно .эксплуатировать электрические потребители больших мощностей — 4 0 — 6 0 квт. Например, преобра­ зователь палубных механиз­ мов нередко работает вхоло­ стую. А это значит, что вах­ тенный помощник капитана не "контролирует моряков палубной команды с тем, чтобы исключить непроизво­ дительную работу мощных потребителей энергии — по­ жарных насосов, компрессо­ ров сжатого воздуха, преоб­ разователей брашпиля. На танкерах типа «Весье- гонск» существует конструк­ тивный недостаток: когда главный двигатель работает на тяжелых сортах топлива, то зам азучивается дизельное топливо, идущее к вспомога­ тельным двигателям. А это грозит выходом из строя топливной аппаратуры . По­ этому предлагается систему охлаждения форсунок глав­ ного двигателя сделать ав­ тономной: установить допол­ нительную отделенную цис­ терну для этой системы. И лщ е. Необходимо как можно скорее внедрить на танкерах типа «Весьегонск» применение водотопливных эмульсий для работы глав­ ного двигателя и паровых котлов. Г. НАУМОВ, второй меха­ ник управления «Севрыб- холодфлот». Отходы - в дело Известно, что на плавба­ зах для выработки пресер­ вов часто используют де- фростированное сырье. Для эксплуатации дефростеров требуется подогревать до 2 0 —22 градусов забортную воду. Однако производитель­ ность паровых котлов недо­ статочна. Рационализаторы плавбаз «Даурия», «Рыбный Мур- ман», «Севрыба» стали ис­ пользовать забортную воду от конденсаторов вспомога­ тельных паровых котлов, температура которой 17—20 градусов, а в подогревателе дефростера вода «доходит» до нужной температуры. НА П ЛА ВБА ЗЕ «АЛЕК ­ СЕИ ХЛОБЫСТОВ» П РИ ­ МЕНЕНИЕ ДЛЯ ДЕФРО - СТАЦИИ Р Ы БЫ ГО РЯЧЕ ­ ГО РАССОЛА ОТ ИСПА­ РИ ТЕЛ Я ПОЗВОЛЯЕТ С БЕ ­ Р Е Ч Ь ЗА ГОД 231 ТОННУ МАЗУТА . На плавбазе «Маточкин Ш ар» идет в дело за­ бортная вода от конденса­ торов рефрижераторной ус­ тановки, зато экономия ма­ зута составляет 260 тонн. На плавбазе «Сергей Васи­ лисин» используется в подо­ гревателях тепло отработан­ ного пара от рыбомучной установки. Г. ПЯТИН, главный меха­ ник управления «Севрыб- холодфлот». Нужна новая схема На судах типа «Иван Боч- . ков» схема распределения нагрузки на главный и вспо­ могательные двигатели не­ совершенна. Поэтому пора внедрить на судах этого ти­ па новую схему для обеспе­ чения эффективной работы электростанции главного рас­ пределительного щита. Намного снизятся потери топлива, если изменить кон­ струкцию малых танков, где оно отстаивается, и переме­ нить положение сливной и приемной труб. Кроме того, во время междурейсового техническо­ го обслуживания необходи­ мо собирать отработанные масла, а не сжигать их, мо­ тивируя отдаленностью от порта. В. КОПТЕЛОВ, второй ме­ ханик объединения «Мур- манрыбпром». Поощрять! Хорошо бы поставить ма­ териальное поощрение эки­ пажей плавбаз или транс­ портных рефрижераторов в прямую зависимость от от­ сутствия претензий промыс­ ловиков к качеству и коли­ честву топлива. Д ля того чтобы сократить потери рабочего времени судомехаников, можно бы сделать следующее. Пусть в диспетчерской, скажем, рыб­ ного порта ежедневно в те­ чение одного—двух часов находится представитель нефтебазы и принима­ ет - оформляет документы у судовых механиков. Э. ЖИЛИНСКИЙ, старший механик управления «Сев- рыбпромразведка». Мешает субъективизм Экономия ГСМ на судне во многом зависит от четкой организации производствен­ ного процесса, взаимодейст­ вия всех служб. Кроме то­ го, немаловажна продуман­ ность в работе штаба про­ мыслового района, особенно во время мойвенных путин. Ведь именно штаб опреде­ ляет очередность подхода промысловых судов к плав­ базе. К сожалению, быва­ ют случаи, когда руководст­ во штаба в решении этих вопросов берет за основу субъективное мнение или сложившиеся традиции. На­ пример, иногда штаб направ­ ляет под обработку промыс­ ловое судно, которое удале­ но от базы на значительное расстояние, хотя рядом — другое, но его очередь «не подошла», а заметы на обоих производились в одно время. Чтобы исключить субъек­ тивизм в оперативном уп­ равлении флотом на промыс­ ле, чтобы четко решать тех­ нические, организационные и экономические задачи, тре­ буется внедрение ЭВМ на крупнотоннажных судах. А. УЛАТОВ, капитан-дирек­ тор плавбазы «Сергей Ва­ силисин». Заинтересован каждый В ПРОШЛОМ ГОДУ НА ТР «ИРКУТСК» СЭКОНО­ МИЛИ ГОРЮЧЕ -СМАЗОЧ ­ НЫХ МАТЕРИАЛОВ H A V 19 ТЫ СЯЧ РУ БЛ ЕЙ . Удалось это потому, что экипаж работает по бригад­ ной фор.ме организации и стимулирования труда. А ведь при этом, как извест­ но, каждый член экипажа весьма заинтересован в со­ блюдении строгого режима экономии всех без исключе­ ния материальных ресурсов. Н ДРУЖКОВ, капитан-ди- ректср управления «Сев- рыбхолодфлот». Материалы страницы-плаката подготовлены внешт. корр. редакции, зам. декана по на­ учной работе факультета по­ вышения квалификации, до­ центом МВИМУ И. РОГАЧЕ­ ВОЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz