Рыбный Мурман. 1985 г. Май.
Страница 'Плакат УЧИТЬСЯ ВЕРЕЖЛИВОСТН (РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ) И ЗВЕСТНО , что флот рыбной промышленности является одним из крупных потребителей дизельного топлива, поэтому решение проблемы бережного к нему отношения здесь особенно важно. На необходимость повсеместной экономии сы рья и топ лива советских людей еще р аз нацелили реш ения апрель ского (198 5 г.) Пленума ЦК КПСС. В 1985 году потребности в топливно-энергетических ре сурсах (ТЭР) почти на 60 процентов должны быть обеспе чены за счет их экономии. С нынешнего года введен новый порядок экономических санкций к предприятиям и организа циям: за перерасход материальных ресурсов взыскивается двойная стоимость, за использование их не по назначению — тройная. Однако у многих коллективов накоплен немалый опыт бережливости. Об этом шла речь на научно-практической конференции «Опыт и резервы экономии ТЭР на судах ВРПО «Севрыба», которая проходила на ф акультете повы шения квалификации при Мурманском высшем инженерном морском училище имени Ленинского комсомола. Мы обратились к участникам конференции с просьбой вы сказать свои мнения по этому важному вопросу. Н а снимке: один из лучших специалистов Мурманского тралового флота ст. механик БАТ <г Константин Душенов» Г. Е. Рянский. Норны ужесточаются В прошлом году экономия топлива на бассейне состави ла^ 3.1 процента, с заданием по бережливости энергоре сурсов справились все кол лективы . Но в 1985 году нормы расхода ТЭР уж е сточены на 1,05 процента. Это поможет ВРПО «Севры ба» сэкономить 12 тысяч тонн условного топлива, 27,2 тысячи тонн сберегутся с помощью внедрения органи зационно - технических ме роприятий. САМАЯ БОЛ ЬШ А Я ЭКО НОМИЯ — 192 ТЫСЯЧИ ТОНН УСЛОВНОГО ТОП ЛИВА — ОЖИДАЕТСЯ ОТ П РИМ ЕН ЕНИЯ РАЦИО Н АЛ ЬНЫ Х СОРТОВ ТОП ЛИВА . П. КАЛИТА, главный меха ник отдела судоремонта и технической эксплуатации флота ВРПО «Севрыба». Вклад новаторов Затраты на горюче-сма зочные материалы составля ют 7,1 процента от себесто имости продукции, причем 79,1 процента топлива рас ходуется в двигателях. Сле довательно, главное внима ние специалистов должно быть уделено тому, как уменьшить этот расход. Гло бальное решение проблемы — это замена двигателей на более экономичные, к а кие. например, сейчас уста навливаю тся на БМ РТ типа «А лтай». Очень большое значение имеют такж е выбор орудий лова, тактика промысловой работы. По-хозяйски отно сится к использованию топ лива экипаж ЁАТ «Маршал Еременко». З а 4 года пяти летки он сэкономил 8 9 0 тонн дизельного топлива, 84 тонны моторных масел, 5342 тонны дорогостоящего топ лива заменены рациональ ными сортами. З а счет этой 31 мая 1985 года i экономии траулер может ра ботать 6,5 месяца. Весьма важным резервом экономии ГСМ на судах яв л яется использование вто ричных ресурсов. Например, на БМ РТ типа «Алтай» ра ционализаторы установили в уравнительной цистерне че тыре змеевика и греют хам мытьевую воду. Ведь на этих судах пока нет вакуум ных опреснителей, поэтому такое решение — реальный путь к более эффективному использованию тепла. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВТО РИЧНЫ Х РЕСУ РСОВ НА СУДАХ ТИПА «АЛТАЙ» ПОЗВОЛИЛО ЭКИПАЖАМ СНИ ЗИТЬ РАСХОД МАЗУ ТА НА 2 0 0—2 5 0 ТОНН. И еще одна находка су довых рационализаторов: они стали использ'Эвать теп ло охлаждающей воды паро вого конденсатора для оттай- ки блокформ на рыбофабри- ке. Поэтому водоподогрева- тель на фабрике — крупный потребитель топлива — стал ненужным. Иными сло вами, если внимательно, вдумчиво относиться к эко номии ТЭР, резервы можно найти на каждом судне. Л. ПУРЛИЦИС, групповой инженер-механик Мурман ского тралового флота. Плюс контроль На транспортных рефри ж ераторах типа «Сибирь» значительную экономию мо жно получить, если более разумно .эксплуатировать электрические потребители больших мощностей — 4 0 — 6 0 квт. Например, преобра зователь палубных механиз мов нередко работает вхоло стую. А это значит, что вах тенный помощник капитана не "контролирует моряков палубной команды с тем, чтобы исключить непроизво дительную работу мощных потребителей энергии — по жарных насосов, компрессо ров сжатого воздуха, преоб разователей брашпиля. На танкерах типа «Весье- гонск» существует конструк тивный недостаток: когда главный двигатель работает на тяжелых сортах топлива, то зам азучивается дизельное топливо, идущее к вспомога тельным двигателям. А это грозит выходом из строя топливной аппаратуры . По этому предлагается систему охлаждения форсунок глав ного двигателя сделать ав тономной: установить допол нительную отделенную цис терну для этой системы. И лщ е. Необходимо как можно скорее внедрить на танкерах типа «Весьегонск» применение водотопливных эмульсий для работы глав ного двигателя и паровых котлов. Г. НАУМОВ, второй меха ник управления «Севрыб- холодфлот». Отходы - в дело Известно, что на плавба зах для выработки пресер вов часто используют де- фростированное сырье. Для эксплуатации дефростеров требуется подогревать до 2 0 —22 градусов забортную воду. Однако производитель ность паровых котлов недо статочна. Рационализаторы плавбаз «Даурия», «Рыбный Мур- ман», «Севрыба» стали ис пользовать забортную воду от конденсаторов вспомога тельных паровых котлов, температура которой 17—20 градусов, а в подогревателе дефростера вода «доходит» до нужной температуры. НА П ЛА ВБА ЗЕ «АЛЕК СЕИ ХЛОБЫСТОВ» П РИ МЕНЕНИЕ ДЛЯ ДЕФРО - СТАЦИИ Р Ы БЫ ГО РЯЧЕ ГО РАССОЛА ОТ ИСПА РИ ТЕЛ Я ПОЗВОЛЯЕТ С БЕ Р Е Ч Ь ЗА ГОД 231 ТОННУ МАЗУТА . На плавбазе «Маточкин Ш ар» идет в дело за бортная вода от конденса торов рефрижераторной ус тановки, зато экономия ма зута составляет 260 тонн. На плавбазе «Сергей Васи лисин» используется в подо гревателях тепло отработан ного пара от рыбомучной установки. Г. ПЯТИН, главный меха ник управления «Севрыб- холодфлот». Нужна новая схема На судах типа «Иван Боч- . ков» схема распределения нагрузки на главный и вспо могательные двигатели не совершенна. Поэтому пора внедрить на судах этого ти па новую схему для обеспе чения эффективной работы электростанции главного рас пределительного щита. Намного снизятся потери топлива, если изменить кон струкцию малых танков, где оно отстаивается, и переме нить положение сливной и приемной труб. Кроме того, во время междурейсового техническо го обслуживания необходи мо собирать отработанные масла, а не сжигать их, мо тивируя отдаленностью от порта. В. КОПТЕЛОВ, второй ме ханик объединения «Мур- манрыбпром». Поощрять! Хорошо бы поставить ма териальное поощрение эки пажей плавбаз или транс портных рефрижераторов в прямую зависимость от от сутствия претензий промыс ловиков к качеству и коли честву топлива. Д ля того чтобы сократить потери рабочего времени судомехаников, можно бы сделать следующее. Пусть в диспетчерской, скажем, рыб ного порта ежедневно в те чение одного—двух часов находится представитель нефтебазы и принима ет - оформляет документы у судовых механиков. Э. ЖИЛИНСКИЙ, старший механик управления «Сев- рыбпромразведка». Мешает субъективизм Экономия ГСМ на судне во многом зависит от четкой организации производствен ного процесса, взаимодейст вия всех служб. Кроме то го, немаловажна продуман ность в работе штаба про мыслового района, особенно во время мойвенных путин. Ведь именно штаб опреде ляет очередность подхода промысловых судов к плав базе. К сожалению, быва ют случаи, когда руководст во штаба в решении этих вопросов берет за основу субъективное мнение или сложившиеся традиции. На пример, иногда штаб направ ляет под обработку промыс ловое судно, которое удале но от базы на значительное расстояние, хотя рядом — другое, но его очередь «не подошла», а заметы на обоих производились в одно время. Чтобы исключить субъек тивизм в оперативном уп равлении флотом на промыс ле, чтобы четко решать тех нические, организационные и экономические задачи, тре буется внедрение ЭВМ на крупнотоннажных судах. А. УЛАТОВ, капитан-дирек тор плавбазы «Сергей Ва силисин». Заинтересован каждый В ПРОШЛОМ ГОДУ НА ТР «ИРКУТСК» СЭКОНО МИЛИ ГОРЮЧЕ -СМАЗОЧ НЫХ МАТЕРИАЛОВ H A V 19 ТЫ СЯЧ РУ БЛ ЕЙ . Удалось это потому, что экипаж работает по бригад ной фор.ме организации и стимулирования труда. А ведь при этом, как извест но, каждый член экипажа весьма заинтересован в со блюдении строгого режима экономии всех без исключе ния материальных ресурсов. Н ДРУЖКОВ, капитан-ди- ректср управления «Сев- рыбхолодфлот». Материалы страницы-плаката подготовлены внешт. корр. редакции, зам. декана по на учной работе факультета по вышения квалификации, до центом МВИМУ И. РОГАЧЕ ВОЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz