Рыбный Мурман. 1985 г. Май.
Бригада-основное звено производства «Что мешает нам применять по примеру ленинградцев прогрессивную оплату труда специалистов, использовать опыт калужских турбостроителей, расширять коллективный подряд? Ничто, кроме инерции н нежелания иметь лишние хло поты, коль можно обойтись без них». (Из материалов собрания актива Мурманской област ной организации КПСС 31 марта 1985 года). 1. Не просто стивидор... В первом грузовом районе проводится эксперимент — в укрупненную бригаду груз чиков ввели стивидора. Он стал бригадиром. Главная цель — заинтересовать сти видорский состав. Это не п ервая попытка найти оптимальное решение организации труда д л я быст рейшей обработки судов. Не сколько лет н азад в районе создали укрупненные комп лексные бригады. А через некоторое время они распа лись. Вспоминается этот пе чальный опыт в связи с се- годняшним экспериментом. Недаром начальник перво го грузового района Петр Павлович Бутусов никак не хотел его проводить, будучи глубоко убежденным, что район к этому ЕЩ Е не го тов. Однако район УЖ Е не был готов к этому, подорва но было доверие ко всякого рода реорганизациям. И вот на этом фоне три сильные бригады сливаются в одну и полностью отдают себя в ру ки стивидора. Каковы пер спективы такой бригады? Мнение инженера отдела труда и заработной платы ВРПО «Севрыба» Н аиля Иб. рагимовича Хуснетдинова: — Вообще-то мы не наде ялись, что первый грузовой район «потянет» организа цию такой бригады. Но у Бутусова наш елся человек, способный возглавить дело. Этим человеком был Вяче слав Разгонов. В то время, когда во вто ром грузовом районе (а так же и в п ер вом )вели пробные разговоры со стивидорами, когда те думали, соглашать ся или не соглашаться, и по очереди отказывались, Р а з гонов сразу ж е «прочувство вал» обстановку, поговорил с бригадирами лучших бригад и дал согласие. Т а ким образом, ни Бутусову, ни секретарю парторганиза ции района JI. Д. Мгеладзе не пришлось ломать голову ни над кандидатурой брига дира, ни над тем, какие именно бригады взять. Проще говоря, Разгонову при существующей системе морального, материального поощрения выгодно возглав лять бригаду — теперь, если ему вы ставят хороший КТУ, он получит наравне с доке рами. Но почему остальные сти видоры не откликнулись на новое дело? На этот вопрос мне ответил один из опыт нейших стивидоров района Николай Ермак: — Зачем мне лишние хло поты? Беготня эта... Я уж лучш е, как все, по течению... Так и сказал. Стивидор призван обеспе чить бригаду грузом, ваго нами, следить за тем, чтобы груз был предъявлен инспек ции, проверен ею. Не оши бусь, если скан£у, что стиви дор «делает» бригаде деньги. Он имеет связь со всеми под разделениями порта и ре гулирует погрузку - вы груз ку. А если такой стивидор работает в порту около де сятка лет и со всеми дис петчерами, начальниками, во дителями тепловозов, рабо чими имеет чисто человече ские отношения и умеет их использовать в деле, то ему цены нет. Звонок туда, сбе гал сю да—и подъезжают ва гоны, которых можно бы еще ж дать два часа. Р азго вор с диспетчером—и брига да на время простоя занята другой работой. Разгонов именно такой —- опытный, знающий все и вся стивидор. Оплату труда совет брига ды построил так. что КТУ распределяется не только на премию, но и на приработок. Таким образом, получается, что, если нерадивом"у или прогульщику поставят низ кий КТУ, он получит гораз до меньше по сравнению О остальными. она собирается ставить в бригады молодых специа листов, еще и гоДа не про работавших в порту. Он на зы вал фамилии. В Разгонове руководство района пугает излиш няя м ер кантильность. Его воспиты вают, вызывают на собесе дования, ему советуют. Но вспомним: знаменитый Зло бин говорил, что сознание появляется лишь тогда, ког д а перестают беспокоиться о зарплате. Докеры порта, в том числе и разгоновцы, о зарплате беспокоятся. Пото му что всякие разные причи ны могут помешать им зар а ботать столько, сколько они заработать могут. Истинное рабочее созна ние у ребят Разгонова, да и У других докеров и стивидо ров порта, формируется мед ленно. И трудно. Потому что, в сущности, они отстра нены от всего, что НО касает ся ДАННОГО причала, На котором они в данный мо мент работаю^. Они пока не хозяева ь йорту. Они не зн&- 2. Кому не выгоден подряд О подрядном хозрасчете в порту не любят вспоминать. Потому что подряда в пор ту нет. Это не мои слова. Это заявил со всей ответственно стью инженер отдела труда и заработной платы ВРПО «Севрыба» Н. И. Хуснетдй- нов. — Вы представляете, что такое подряд? — воодушев л ялся все больше и больще инженер. — Это полная са мостоятельность низовых звеньев —> бригад. Полная их экономическая самостоя тельность. Это значит, *1то йа каждую операцию (по грузка-вы грузка) мы дол жны полностью рассчитать всё: себестоимость, норму, зарплату — все для каждой бригады. ГА д л я этого надо tmiaim .... ' 11 Ш Н А Ч А Л О — Пусть сам решает, — пожимает плечами Разгонов, — с деньгами ему девятого числа домой идти или с по лупустым карманом. Что я ему насчет этого буду гово рить — он сам прекрасно понимает. Обычно считалось хорошей приметой попасть «в рабо ту» вместе с Разгоновым: бригада сидеть не будет. Так он трудился и до вступления в состав бригады: когда по лучал оклад. Только в кол лективе его способности по лучили развитие. Теперь име ет право расставлять людей по собственному усмотре нию, перекидывать звено с одного участка на другой — в соответствии со своим опы том. Грузчики ему доверяют: и з всех вариантов бригадир выберет оптимальный. Соб ственно, они пошли на экспе римент только потому, что их взял ся возглавлять Р азго нов. Вот тут давайте задумаем ся. Ну а как не найдется второго Разгонова? Что тог да? Допустим, докерам ска жут: «Смотрите, как хорошо в 43-й бригаде со стивидо ром». (Так ж е некогда гово рили: «Смотрите, как хоро шо работают укрупненные комплексные во втором гру зовом районе»). И создадут. И дадут в бригадиры стиви дора, скажем , человека хо рошего и старательного, но недостаточно опытного, что бы не только возглавить уж е устоявшийся коллектив со своими обычаями, но и орга низовать его. Опасения име ют под собой почву — на чальник 1-го грузового рай ют, почему диспетчерские службы работают .н еоп ера тивно и не всегда четко, по чему вагоны под разгрузку приходится ждать часами, п о - ' чему иногда не допросишься проверить партию рыбы (без этого нельзя грузить). Много таких «почему». Кстати, в нестабильной работе порта и кроется причина, по кото рой три бригады объедини лись. Слово «эксперимент» тут срабатывает. Оно, как щит, прикрывает бригаду от некоторых производственных неурядиц. Но хуж е всего то, что не все члены бригады Разгоно ва представляют себе, зачем эксперимент затеян. В нача ле марта, спустя две недели после образования бригады, звеньевой Соколов не смог ответить на этот вопрос. Он долго думал, потом сказал: — Думали, работать легче будет, в том смысле, что без нервотрепки. Ну и вообще, новое дело — интересно. Ес ли что надо спросите у Разгонова. Не знал он, что экспери мент — только начало, что потом создадут в каждой смене еще по одной такой бригаде и сделают одну сквозную . Что в дальнейшем видится внедрение хозрасче та... Не зн ал об этом Соко лов. И немудрено. О хозрас чете в порту Говорят пока только в будущем времени. Сами рабочие относятся к нестабильной и плохо органи зованной работе в порту, ко нечно, с неудовольствием. Но как трудиться более эф фективно? Вот теперь давай те поговорим о подряде. вдвое увеличить численность Наших отделов. К тому же при таком хозяйствовании бригада должна иметь свой расчетный счет в банке, а это, извините, невозможно. Вот так-то. Одну только деталь упу стил Наиль Ибрагимович — то, что при подрядном хоз расчете суда будут обраба тываться гораздо быстрее, нежели сейчас. Моряки ж а луются на то, что рыбный порт медленно обеспечивает суда выгрузкой, погрузкой. Д ля бригад же главное — комплексная обработка судов. Д ля нее ничего бы не суще ствовало, кроме судна, кото рое надо как можно быстрее отпустить в море. И если бы задерживались, предполо жим, как сейчас, вагоны, то существующий совет бригад потребовал бы у руководст ва порта навести порядок. Такие перспективы пугают. Очень хлопотно. Конечно, при подрядном хозрасчете на первый план выносятся проблемы инже нерно - технического обеспе чения бригад, Четкого снаб жения. планирования и т .д . Надо позаботиться о том, что бы устранить все недостат ки. А П.- П. Бутусов говорит о специфике рыбного порта, якобы делающей подряд ве щью фантастической. И сек ретарь партком а порта Д. П. Слепухин говорит о том, что неурядицы, которые они якобы не в силах преодо леть, мешают внедрению под ряда в порту. Поэтому не по нятен смысл, во имя кото рого затеян в первом районе эксперимент. Неужели лишь | только для того, чтобы за ставить стивидоров рабо тать лучше? А как его за ставить работать по-новому (и зачем?), когда все осталь ное — по-старому? Это по ходит на неудачную посадку картофельного клубня, от ко торого потом получили не куст с картошкой, а все тот ж е один клубень. Ссылаясь на положение «О бригадах нового типа», из бригады Разгонова хотят сделать именно такую . Бригада нового типа — это «бригада, которая на основе применения оплаты труда рабочих по конечным резуль татам . по единому наряду, с применением КТУ, при вне дрении плана мероприятий по инженерному обеспече нию добивается снижения трудовых затрат и роста производительности труда, им еет плановые задания, трудовой паспорт и социа листические обязательства». Если отбросить лишние премудрости, от подряда здесь только КТУ. Под ко- нёчным результатом здесь подразум евается месячное задание, в то время как это должно быть обработанное судно (если иметь в виду рыбный порт). Схожесть по нятий, но сущность разная. Разница с бригадами старого типа: там за экономию не платили, а здесь платят. Ни советов бригадиров, ни пол ной (или частичной) самосто ятельности бригад. Таким об разом, перспективы разгонов, спой бригады предопределе ны до ее рождения. Бригады нового типа — это подлакированные брига ды старого типа. Отсюда — неудачи организации бригад (рабочим-то внушается, что они — новые), недоверие к ним и нежелание ими зани маться. В 1984 году время простоя кораблей, обрабаты ваемых по договору,- н азы ваемому «бригадным подря дом», увеличилось по срав нению с 1983 годом, а в 1983 году — увеличилось по сравнению с 1982 годом. Вот такие дела. Вершиной в организации бригад в порту считается вне дрение частичного хозрасче та. Это конечная цель экспе римента. Если бригада сэко номит, зафиксирует эконо мию в документах, получит за бережливость деньги — она будет считаться хозрас четной. Само по себе это не плохо. Плохо то, что на этом останавливаются. Считают пределом. В то время как это должен быть начальный этап. В противном случае с экс периментальной бригадой слу чится то же самое, что прои зошло с укрупненными ком плексными несколько лет назад: создать-то создали, даж е с рабочими поговорили, а экономического обоснова ния бригадам не дали. Ны нешний эксперимент тоже без добротного фундамента. Д ержится пока на энтузиаз ме Разгонова, да н а ' благих намерениях. А когда бригада примель кается, когда будет несколь ко таких бригад, когда не будет возможности опекать — что тогда? Вот почему все-таки так важно, чтобы бригада Р а з гонова в первом грузовом районе пробилась бы - на бо лее высокую орбиту. Если перед ней будет стоять цель (подряд), то ее существова ние — шаг на пути к подря ду. Если же этой цели нет — то такая организация кол лективного труда окажется бегом на месте. С. САВИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz