Рыбный Мурман. 1985 г. Май.

Бригада-основное звено производства «Что мешает нам применять по примеру ленинградцев прогрессивную оплату труда специалистов, использовать опыт калужских турбостроителей, расширять коллективный подряд? Ничто, кроме инерции н нежелания иметь лишние хло­ поты, коль можно обойтись без них». (Из материалов собрания актива Мурманской област­ ной организации КПСС 31 марта 1985 года). 1. Не просто стивидор... В первом грузовом районе проводится эксперимент — в укрупненную бригаду груз­ чиков ввели стивидора. Он стал бригадиром. Главная цель — заинтересовать сти­ видорский состав. Это не п ервая попытка найти оптимальное решение организации труда д л я быст­ рейшей обработки судов. Не­ сколько лет н азад в районе создали укрупненные комп­ лексные бригады. А через некоторое время они распа­ лись. Вспоминается этот пе­ чальный опыт в связи с се- годняшним экспериментом. Недаром начальник перво­ го грузового района Петр Павлович Бутусов никак не хотел его проводить, будучи глубоко убежденным, что район к этому ЕЩ Е не го­ тов. Однако район УЖ Е не был готов к этому, подорва­ но было доверие ко всякого рода реорганизациям. И вот на этом фоне три сильные бригады сливаются в одну и полностью отдают себя в ру­ ки стивидора. Каковы пер­ спективы такой бригады? Мнение инженера отдела труда и заработной платы ВРПО «Севрыба» Н аиля Иб. рагимовича Хуснетдинова: — Вообще-то мы не наде­ ялись, что первый грузовой район «потянет» организа­ цию такой бригады. Но у Бутусова наш елся человек, способный возглавить дело. Этим человеком был Вяче­ слав Разгонов. В то время, когда во вто­ ром грузовом районе (а так­ же и в п ер вом )вели пробные разговоры со стивидорами, когда те думали, соглашать­ ся или не соглашаться, и по очереди отказывались, Р а з­ гонов сразу ж е «прочувство­ вал» обстановку, поговорил с бригадирами лучших бригад и дал согласие. Т а­ ким образом, ни Бутусову, ни секретарю парторганиза­ ции района JI. Д. Мгеладзе не пришлось ломать голову ни над кандидатурой брига­ дира, ни над тем, какие именно бригады взять. Проще говоря, Разгонову при существующей системе морального, материального поощрения выгодно возглав­ лять бригаду — теперь, если ему вы ставят хороший КТУ, он получит наравне с доке­ рами. Но почему остальные сти­ видоры не откликнулись на новое дело? На этот вопрос мне ответил один из опыт­ нейших стивидоров района Николай Ермак: — Зачем мне лишние хло­ поты? Беготня эта... Я уж лучш е, как все, по течению... Так и сказал. Стивидор призван обеспе­ чить бригаду грузом, ваго­ нами, следить за тем, чтобы груз был предъявлен инспек­ ции, проверен ею. Не оши­ бусь, если скан£у, что стиви­ дор «делает» бригаде деньги. Он имеет связь со всеми под­ разделениями порта и ре­ гулирует погрузку - вы груз­ ку. А если такой стивидор работает в порту около де­ сятка лет и со всеми дис­ петчерами, начальниками, во­ дителями тепловозов, рабо­ чими имеет чисто человече­ ские отношения и умеет их использовать в деле, то ему цены нет. Звонок туда, сбе­ гал сю да—и подъезжают ва­ гоны, которых можно бы еще ж дать два часа. Р азго ­ вор с диспетчером—и брига­ да на время простоя занята другой работой. Разгонов именно такой —- опытный, знающий все и вся стивидор. Оплату труда совет брига­ ды построил так. что КТУ распределяется не только на премию, но и на приработок. Таким образом, получается, что, если нерадивом"у или прогульщику поставят низ­ кий КТУ, он получит гораз­ до меньше по сравнению О остальными. она собирается ставить в бригады молодых специа­ листов, еще и гоДа не про­ работавших в порту. Он на­ зы вал фамилии. В Разгонове руководство района пугает излиш няя м ер­ кантильность. Его воспиты­ вают, вызывают на собесе­ дования, ему советуют. Но вспомним: знаменитый Зло­ бин говорил, что сознание появляется лишь тогда, ког­ д а перестают беспокоиться о зарплате. Докеры порта, в том числе и разгоновцы, о зарплате беспокоятся. Пото­ му что всякие разные причи­ ны могут помешать им зар а­ ботать столько, сколько они заработать могут. Истинное рабочее созна­ ние у ребят Разгонова, да и У других докеров и стивидо­ ров порта, формируется мед­ ленно. И трудно. Потому что, в сущности, они отстра­ нены от всего, что НО касает­ ся ДАННОГО причала, На котором они в данный мо­ мент работаю^. Они пока не хозяева ь йорту. Они не зн&- 2. Кому не выгоден подряд О подрядном хозрасчете в порту не любят вспоминать. Потому что подряда в пор­ ту нет. Это не мои слова. Это заявил со всей ответственно­ стью инженер отдела труда и заработной платы ВРПО «Севрыба» Н. И. Хуснетдй- нов. — Вы представляете, что такое подряд? — воодушев­ л ялся все больше и больще инженер. — Это полная са­ мостоятельность низовых звеньев —> бригад. Полная их экономическая самостоя­ тельность. Это значит, *1то йа каждую операцию (по­ грузка-вы грузка) мы дол­ жны полностью рассчитать всё: себестоимость, норму, зарплату — все для каждой бригады. ГА д л я этого надо tmiaim .... ' 11 Ш Н А Ч А Л О — Пусть сам решает, — пожимает плечами Разгонов, — с деньгами ему девятого числа домой идти или с по­ лупустым карманом. Что я ему насчет этого буду гово­ рить — он сам прекрасно понимает. Обычно считалось хорошей приметой попасть «в рабо­ ту» вместе с Разгоновым: бригада сидеть не будет. Так он трудился и до вступления в состав бригады: когда по­ лучал оклад. Только в кол­ лективе его способности по­ лучили развитие. Теперь име­ ет право расставлять людей по собственному усмотре­ нию, перекидывать звено с одного участка на другой — в соответствии со своим опы­ том. Грузчики ему доверяют: и з всех вариантов бригадир выберет оптимальный. Соб­ ственно, они пошли на экспе­ римент только потому, что их взял ся возглавлять Р азго ­ нов. Вот тут давайте задумаем ­ ся. Ну а как не найдется второго Разгонова? Что тог­ да? Допустим, докерам ска­ жут: «Смотрите, как хорошо в 43-й бригаде со стивидо­ ром». (Так ж е некогда гово­ рили: «Смотрите, как хоро­ шо работают укрупненные комплексные во втором гру­ зовом районе»). И создадут. И дадут в бригадиры стиви­ дора, скажем , человека хо­ рошего и старательного, но недостаточно опытного, что­ бы не только возглавить уж е устоявшийся коллектив со своими обычаями, но и орга­ низовать его. Опасения име­ ют под собой почву — на­ чальник 1-го грузового рай­ ют, почему диспетчерские службы работают .н еоп ера­ тивно и не всегда четко, по­ чему вагоны под разгрузку приходится ждать часами, п о - ' чему иногда не допросишься проверить партию рыбы (без этого нельзя грузить). Много таких «почему». Кстати, в нестабильной работе порта и кроется причина, по кото­ рой три бригады объедини­ лись. Слово «эксперимент» тут срабатывает. Оно, как щит, прикрывает бригаду от некоторых производственных неурядиц. Но хуж е всего то, что не все члены бригады Разгоно­ ва представляют себе, зачем эксперимент затеян. В нача­ ле марта, спустя две недели после образования бригады, звеньевой Соколов не смог ответить на этот вопрос. Он долго думал, потом сказал: — Думали, работать легче будет, в том смысле, что без нервотрепки. Ну и вообще, новое дело — интересно. Ес­ ли что надо спросите у Разгонова. Не знал он, что экспери­ мент — только начало, что потом создадут в каждой смене еще по одной такой бригаде и сделают одну сквозную . Что в дальнейшем видится внедрение хозрасче­ та... Не зн ал об этом Соко­ лов. И немудрено. О хозрас­ чете в порту Говорят пока только в будущем времени. Сами рабочие относятся к нестабильной и плохо органи­ зованной работе в порту, ко­ нечно, с неудовольствием. Но как трудиться более эф ­ фективно? Вот теперь давай­ те поговорим о подряде. вдвое увеличить численность Наших отделов. К тому же при таком хозяйствовании бригада должна иметь свой расчетный счет в банке, а это, извините, невозможно. Вот так-то. Одну только деталь упу­ стил Наиль Ибрагимович — то, что при подрядном хоз­ расчете суда будут обраба­ тываться гораздо быстрее, нежели сейчас. Моряки ж а­ луются на то, что рыбный порт медленно обеспечивает суда выгрузкой, погрузкой. Д ля бригад же главное — комплексная обработка судов. Д ля нее ничего бы не суще­ ствовало, кроме судна, кото­ рое надо как можно быстрее отпустить в море. И если бы задерживались, предполо­ жим, как сейчас, вагоны, то существующий совет бригад потребовал бы у руководст­ ва порта навести порядок. Такие перспективы пугают. Очень хлопотно. Конечно, при подрядном хозрасчете на первый план выносятся проблемы инже­ нерно - технического обеспе­ чения бригад, Четкого снаб­ жения. планирования и т .д . Надо позаботиться о том, что­ бы устранить все недостат­ ки. А П.- П. Бутусов говорит о специфике рыбного порта, якобы делающей подряд ве­ щью фантастической. И сек­ ретарь партком а порта Д. П. Слепухин говорит о том, что неурядицы, которые они якобы не в силах преодо­ леть, мешают внедрению под­ ряда в порту. Поэтому не по­ нятен смысл, во имя кото­ рого затеян в первом районе эксперимент. Неужели лишь | только для того, чтобы за­ ставить стивидоров рабо­ тать лучше? А как его за ­ ставить работать по-новому (и зачем?), когда все осталь­ ное — по-старому? Это по­ ходит на неудачную посадку картофельного клубня, от ко­ торого потом получили не куст с картошкой, а все тот ж е один клубень. Ссылаясь на положение «О бригадах нового типа», из бригады Разгонова хотят сделать именно такую . Бригада нового типа — это «бригада, которая на основе применения оплаты труда рабочих по конечным резуль­ татам . по единому наряду, с применением КТУ, при вне­ дрении плана мероприятий по инженерному обеспече­ нию добивается снижения трудовых затрат и роста производительности труда, им еет плановые задания, трудовой паспорт и социа­ листические обязательства». Если отбросить лишние премудрости, от подряда здесь только КТУ. Под ко- нёчным результатом здесь подразум евается месячное задание, в то время как это должно быть обработанное судно (если иметь в виду рыбный порт). Схожесть по­ нятий, но сущность разная. Разница с бригадами старого типа: там за экономию не платили, а здесь платят. Ни советов бригадиров, ни пол­ ной (или частичной) самосто­ ятельности бригад. Таким об­ разом, перспективы разгонов, спой бригады предопределе­ ны до ее рождения. Бригады нового типа — это подлакированные брига­ ды старого типа. Отсюда — неудачи организации бригад (рабочим-то внушается, что они — новые), недоверие к ним и нежелание ими зани­ маться. В 1984 году время простоя кораблей, обрабаты ­ ваемых по договору,- н азы ­ ваемому «бригадным подря­ дом», увеличилось по срав­ нению с 1983 годом, а в 1983 году — увеличилось по сравнению с 1982 годом. Вот такие дела. Вершиной в организации бригад в порту считается вне­ дрение частичного хозрасче­ та. Это конечная цель экспе­ римента. Если бригада сэко­ номит, зафиксирует эконо­ мию в документах, получит за бережливость деньги — она будет считаться хозрас­ четной. Само по себе это не­ плохо. Плохо то, что на этом останавливаются. Считают пределом. В то время как это должен быть начальный этап. В противном случае с экс­ периментальной бригадой слу­ чится то же самое, что прои­ зошло с укрупненными ком­ плексными несколько лет назад: создать-то создали, даж е с рабочими поговорили, а экономического обоснова­ ния бригадам не дали. Ны­ нешний эксперимент тоже без добротного фундамента. Д ержится пока на энтузиаз­ ме Разгонова, да н а ' благих намерениях. А когда бригада примель­ кается, когда будет несколь­ ко таких бригад, когда не будет возможности опекать — что тогда? Вот почему все-таки так важно, чтобы бригада Р а з­ гонова в первом грузовом районе пробилась бы - на бо­ лее высокую орбиту. Если перед ней будет стоять цель (подряд), то ее существова­ ние — шаг на пути к подря­ ду. Если же этой цели нет — то такая организация кол­ лективного труда окажется бегом на месте. С. САВИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz