Рыбный Мурман. 1985 г. Май.
Публицистические заметки «ТОЙОТА» В НАГРУЗКУ» — со статьи под таким названием («РМ», 1984 г., № 33) на страницах еженедельника начало раз говор о вещизме. Поступившие в редакцию письма мы попро сили прокомментировать выступающего на »ти темы лектора Сергея Ильича Павлова. А н а л и з и р у я п о ч т у , давайте разберемся в сущности проблемы. Она не нова. Еще Сократ говорил, глядя на множество рыноч ных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых мо жно жить?» А сегодня взлет научно-технической мысли только за десятилетие обру шивает на нас 8 0 про центов новых предметов, до этого неизвестных потребите лю, и, естественно, пробле ма отношения к ним встает для многих в ранее не ви данном масштабе. Хотя да же простая статистика мне ний авторов показывает, что большинство реш ает ее пра вильно, используя матери альны е блага прежде исего в целях своего гармонично го развития. Тем не .менее было мно го «сердитых» писем. Това рищи страстно отстаивали право одеваться красиво и модно, особенно в вещи за рубежного производства (но, если помните, против этого никто и не возраж ал), при этом допускалась возмож ность присутствия символи ки фирм капиталистических государств. К примеру, И. Смирнова, вставая на за щиту девушки в шапочке с надписью «Тойота», пишет: «Вещь — это еще не душа и ничего не доказывает, ес ли человека не узнать, не заглянуть в его мир». Д ей ствительно, одеж да—как пре дисловие к роману. Порой за внешней сдержанностью вдруг открывается глубина интеллекта, а за элегантно стью и яркостью не такая у ж благородная натура. И все-таки внешний вид может являться показателем , причем весьма убедитель ным, внутренней культуры , а зачастую и политической зрелости гражданина. Д авай те еще раз вернемся к джин- сомании. Против чего здесь протестуют сердце и разум? Ведь джинсы в нашей стра не, так же, как и за рубе жом, завоевали немало сто ронников не только среди молодежи, но и среди лю дей среднего и даж е пожи лого возраста. Такой успех вполне оправдан и понятен. Но в то же время п ара доксальная вещь: джин сы порой ограничивают гардероб нашего современ ника. выползающего из них только на время сна. Джин сы носят буквально круглый год, без оглядки на особен ности своей фигуры, не ут руж дая себя поисками свое го стиля в одежде, что при водит к неряшливости и единообразию. И еще об одной негатив ной стороне джинсов, а именно о преклонении перед «фирмовым» дефицитом. Конечно, бывает трудно сразу распознать, является ли данная вещь дл я кон кретной личности необходи мой или престижной. Обра тимся к наблюдениям и по ставим ряд вопросов: «Поче му некоторые юноши и де вушки, а порой и люди поч тенные выходят на улицу в солнцезащитных очках с на лепленными прямо на стек ла «лейблами» (так на «англо-нижегородском» ж ар гоне именуются фирменные этикетки)»?, «Что представ л я е т собой, внутренний мир людей, повторяющих и зре чение: «За «лейбл» продам и мать родную»?», «К акая сила толкает мурманчанина ехать на работу в 40-гра дусный мороз в спортивной шапочке фирмы «Адидас»?», «Почему Николай Р ., клей мя позором престижное по требление. сообщил в редак цию: «Я лично тоже не по купал бы кроссовки с «чер ного рынка» фирмы «Ади дас» за 120 рублей, а но сил бы кроссовки отечест венного производства»?». По жалуй, можно на этом ос тановиться. Следовательно. если джинсы с модной этикеткой выступают как показатель престижности (именно благо даря этикеткам американ ской фирмы), то здесь, хо тели мы этого или нет, мо да ощутимо выступает как средство буржуазной «соци ологической пропаганды». ственно отстаивая свою по зицию, чащ е всего делают упор на качество зарубеж ных образцов одежды, а также на тезис: «Мне хо чется, стало быть, подайте сюда!». Обратимся к извест ному Читателям письму Т. Дементьевой. Она восхи щается курткой, привезен ной папой «оттуда», у кото рой отстегиваются рукава, заявляет, что это сейчас модно. Зам етьте, не удобно, практично, красиво, а имен но модно. Далее следует не беспочвенный упрек в адрес нашей промышленности за неумение быстро перестраи ваться и «идти в ногу с за просами моды и людей». Здесь не мешало бы уточ нить: каких людей и какой моды?.. Вспомните, какие уродливые формы вызвало подражание стилю «хиппи», когда клешами, увенчанны ми бубенчиками, ц епочкам и . и «молниями», подметалй дивенческие позиции, порож дает у части окружающих людей зловредное ' чувство зависти. «Жертв» высоких доходов родителей у нас немало. Если за последние 20 лет средний доход советской се мьи вырос более чем в два раза, то расход в ней на учащегося 5—8 классов вы рос в три раза, а на 9 — 10- классницу — в 4,5 раза! Эта статистика, на фоне ж елания 50 процентов оп рошенных родителей приоб рести детям дефицитные вещи в ущ ерб удовлетворе нию своих личных необходи мых потребностей, наводит На удручающие мысли. Тем более, что в Мурманской области уровень жизни мно гих довольно высок, а опреде ленные категории населения имеют достаточно широкую возможность приобретать товары зарубежного произ водства. Е Щ Е Р А З ПРО ВЕЩИЗИ С. ПАВЛОВ, руководитель лекторской группы отдела пропаганды и агитации обкома КПСС Некоторые авторы не без гордости писали, что они спарывают фирменные эти кетки, даже с надписью «Тверь», поскольку там есть приписка «Изготовлено по лицензии фирмы «Джейс». И талия». Подобная мера мо жет способствовать лишь незначительному уменьше нию тиражирования завист ников. Высказывалась и иная точка зрения. Так, Иван Ива. нович X. видит в ношении одежды с фирменными на шивками «Тойота», «Ли», «Вранглер», «Адидас» про явление интернационализ ма. Другие идут дальш е, ус матривая солидарность в не давнем жалком подражании незначительной части со ветской молодежи внешнему обличию участников движе ния панков Запада — это му наивному, дикому проте сту ради протеста, который не угрожал устоям буржу азного строя и очень быст ро трансформировался в очередную ужимку моды. Совершенно очевидно: даж е если мы оденемся в «фир мовый» дефицит или в стиль «панке», от этого тру дящимся «свободного мира» легче не станет. Любителям украш ать свою одежду вредной в иде ологическом отношении сим воликой капиталистического мира — как стран, так и фирм, — звездно-полосатым флагом США, изображения ми крестов, орлов, надпися ми типа «фри лав» («свобод ная любовь») и т. п., сле дует подумать, что они сим волизируют, чьи и какие идеи пропагандируют. В письмах, поступивших в редакцию, рьяные подра жатели западной моды ак тивно, иной раз даже воин тротуары тысячи, а может, и десятки тысяч мурманских ребят; как сравнительно не давно представительницы прекрасной части человече ства с гордостью ходили в неудобной и даже вредной для здоровья обуви на плат форме, и т. п. Так стоит ли подчиняться каждому визгу моды, тратить силы, умст венную энергию на беско нечную погоню за сверхмод ными вещами, которые че рез несколько месяцев, один сезон устареют, и тогда при дется все начинать сначала. Думается, что нет! В этом настойчивом стремлении отчетливо проявляю тся оп ределяющие черты мещ ан ства — его внутренняя ог раниченность. обращение только к своим корыстным, мелочным интересам при полном безразличии к окру жающему миру. Некоторые авторы затя нуты еще глубже болотом мещанства. Так, одна из на ших землячек откровенно пишет: «Да, вещи — смысл моей жизни, как увижу до рогую красивую вещь, места себе не нахожу. Зато когда куплю, у меня на душе праздник, с которым ничто не сравнится». Остановимся на письмах, где сравниваются материаль ные возможности занимаю щих различные должности людей, допустим, министров и «работяг»: мол, у детей министров проблем с «фир мой» или там японской цве томузыкой нет, вот где «ба- рахла-то. завались», дескать, в подобных семьях воспиты вается «золотая молодежь», за которой изо всех сил тя нутся все остальные. Окружение своих чаД чрезмерными материальны ми благами, потакание их не всегда разумным интере сам не делает чести ни ми нистру, ни рабочему, так как формирует у детей иж Но наличие тех или иных вещей в личном пользова нии автоматически не ведет к развитию потребительской психологии. Ибо любой уро вень жизни открывает пер спективы для сущ ествова ния различных стилей жиз ни. Только когда рост мате риального благосостояния не сопровождается интенсив ным подъемом культуры личности, когда деньги, ос тавшиеся после затрат на жизненно необходимые нуж ды, тратятся на ненужные, но престижные, по мещ ан ским понятиям, товары, мо жно говорить о симптомах «вещной болезни». Подведем итог. Слож ность проблемы в том, что грань, отделяющ ая естест венное стремление человека к обладанию вещью от ме щанского вожделения, до статочно тонка и вместе с тем вполне определенна. Она проходит не в сфере вещей, совершенно нейт ральных по отношению к лицам, а в сфере отноше ний людей друг к другу, когда один оценивает друго го с точки зрения: может или не может данный чело век «достать» для него де фицит, обладает он или нет данной вещью, относится ли он к избранным, владеющим аналогичными вещами или нет. Удельный вес таких лю дей в нашем обществе ни чтожен. Но н ельзя считать ничтожной их роль. Ведь вместе с удовлетворением эгоистических вожделений незначительного меньшин ства одновременно появля ется и разрастается круг людей, у которых появляет ся чувство зависти, стрем ление подражать или же, наоборот, подавляется вера в справедливость. Таким об разом, нет необходимости доказывать* что отрицатель ный морально - психологиче ский и социально-политиче ский заряд мещанства во много раз превосходит силу его собственного врёДа. Вполне понятно, что мно гие авторы писем, выраж ая по этому поводу тревогу, предлагают меры по искоре нению потребительства. Ч а сто решение проблемы свя зывается с необходимостью быстрее добиться, чтобы се годняшние «соблазны» завт ра стали доступны всем. Но не здесь решение проблемы, потому что «соблазны» бу дут воспроизводиться, пока существуют техника и про мышленность. Можно также утверждать, что дефицит — категория постоянная и впол не нормальная. Но дело в том. кто и как к нему отно сится и о каких товарах, собственно, идет речь. Искоренить вещизм не возможно и насаждением уравниловки в потреблении материальных благ. Р азум ность потребностей не в их ограничении, а главным об разом в отсутствии желания и стремления получить от общества и иметь больше, чем действительно нужно человеку для его всесторон него развития, при этом не обходимо строго руководст воваться емкой формулой нашего строя: «От каждого — по способности, каждому — по труду». Противопоставить' обыва тельскому вещизму можно только внутренний мир и культуру человека. По-видимому, читатели еж е недельника поделятся с ре- . дакцией своими мыслями по поводу организованной борь бы против мещанства. Однако нам не следует ограничиваться сферой мате риального потребления. Ж е лательно затронуть сущность мира более замаскированно го — «интеллектуальных» мещан. Они, боясь прослыть отсталыми, всячески стара ются подчеркнуть свою бли зость к «почве» и «истокам», потребляют без разбора д у ховную культуру, огромную массу информации, гоняют ся за должностями и звания ми, престижными знаками культуры . Интеллектуальная мода идет в ногу с- элементарным невежеством. «Только бы не отстать, только бы не про слыть старомодным», — переживают мещане. Это при водит к тому, что вдруг ока зывается «стыдно» не видеть какой-нибудь нашумевший мюзикл — упрощенную под делку Шекспира или Дос тоевского с песенками и сов ременными танцами — эту облегченную классику. Но не стыдно не читать и не знать самих классиков: ведь они «безнадежно устарели». Именно в мещанской среде с ее полуобразованностью и идейной нестойкостью могут легко (как показывает со временная действительность) распространяться мистиче ские идеи, псевдонаучные и бездоказательны е рассказы о чудесных исцелениях, при летах инопланетян и т. п. Только подобного типа лю ди вместо глубоких знаний, блещут чисто внешней осве домленностью. Но за всем этим — огромный разры в между показной образован ностью и подлинной культу рой человеческих отношений. Маски интеллектуального мещанства многообразны, и в наше время — время науч но-технической и социальной революций — они будут ме няться часто. Но в какие бы одежды мещанство ни р я дилось, его можно распо знать и с ним необходимо активно бороться. 17 мая 1985 года 8 If РЫ6НЫИ MVPMAII HlOluaiL’O ii
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz