Рыбный Мурман. 1985 г. Май.

Публицистические заметки «ТОЙОТА» В НАГРУЗКУ» — со статьи под таким названием («РМ», 1984 г., № 33) на страницах еженедельника начало раз­ говор о вещизме. Поступившие в редакцию письма мы попро­ сили прокомментировать выступающего на »ти темы лектора Сергея Ильича Павлова. А н а л и з и р у я п о ч т у , давайте разберемся в сущности проблемы. Она не нова. Еще Сократ говорил, глядя на множество рыноч­ ных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых мо­ жно жить?» А сегодня взлет научно-технической мысли только за десятилетие обру­ шивает на нас 8 0 про­ центов новых предметов, до этого неизвестных потребите­ лю, и, естественно, пробле­ ма отношения к ним встает для многих в ранее не ви­ данном масштабе. Хотя да­ же простая статистика мне­ ний авторов показывает, что большинство реш ает ее пра­ вильно, используя матери­ альны е блага прежде исего в целях своего гармонично­ го развития. Тем не .менее было мно­ го «сердитых» писем. Това­ рищи страстно отстаивали право одеваться красиво и модно, особенно в вещи за ­ рубежного производства (но, если помните, против этого никто и не возраж ал), при этом допускалась возмож ­ ность присутствия символи­ ки фирм капиталистических государств. К примеру, И. Смирнова, вставая на за­ щиту девушки в шапочке с надписью «Тойота», пишет: «Вещь — это еще не душа и ничего не доказывает, ес­ ли человека не узнать, не заглянуть в его мир». Д ей­ ствительно, одеж да—как пре­ дисловие к роману. Порой за внешней сдержанностью вдруг открывается глубина интеллекта, а за элегантно­ стью и яркостью не такая у ж благородная натура. И все-таки внешний вид может являться показателем , причем весьма убедитель­ ным, внутренней культуры , а зачастую и политической зрелости гражданина. Д авай­ те еще раз вернемся к джин- сомании. Против чего здесь протестуют сердце и разум? Ведь джинсы в нашей стра­ не, так же, как и за рубе­ жом, завоевали немало сто­ ронников не только среди молодежи, но и среди лю ­ дей среднего и даж е пожи­ лого возраста. Такой успех вполне оправдан и понятен. Но в то же время п ара­ доксальная вещь: джин­ сы порой ограничивают гардероб нашего современ­ ника. выползающего из них только на время сна. Джин­ сы носят буквально круглый год, без оглядки на особен­ ности своей фигуры, не ут­ руж дая себя поисками свое­ го стиля в одежде, что при­ водит к неряшливости и единообразию. И еще об одной негатив­ ной стороне джинсов, а именно о преклонении перед «фирмовым» дефицитом. Конечно, бывает трудно сразу распознать, является ли данная вещь дл я кон­ кретной личности необходи­ мой или престижной. Обра­ тимся к наблюдениям и по­ ставим ряд вопросов: «Поче­ му некоторые юноши и де­ вушки, а порой и люди поч­ тенные выходят на улицу в солнцезащитных очках с на­ лепленными прямо на стек­ ла «лейблами» (так на «англо-нижегородском» ж ар ­ гоне именуются фирменные этикетки)»?, «Что представ­ л я е т собой, внутренний мир людей, повторяющих и зре­ чение: «За «лейбл» продам и мать родную»?», «К акая сила толкает мурманчанина ехать на работу в 40-гра­ дусный мороз в спортивной шапочке фирмы «Адидас»?», «Почему Николай Р ., клей­ мя позором престижное по­ требление. сообщил в редак­ цию: «Я лично тоже не по­ купал бы кроссовки с «чер­ ного рынка» фирмы «Ади дас» за 120 рублей, а но­ сил бы кроссовки отечест­ венного производства»?». По­ жалуй, можно на этом ос­ тановиться. Следовательно. если джинсы с модной этикеткой выступают как показатель престижности (именно благо­ даря этикеткам американ­ ской фирмы), то здесь, хо­ тели мы этого или нет, мо­ да ощутимо выступает как средство буржуазной «соци­ ологической пропаганды». ственно отстаивая свою по­ зицию, чащ е всего делают упор на качество зарубеж ­ ных образцов одежды, а также на тезис: «Мне хо­ чется, стало быть, подайте сюда!». Обратимся к извест­ ному Читателям письму Т. Дементьевой. Она восхи­ щается курткой, привезен­ ной папой «оттуда», у кото­ рой отстегиваются рукава, заявляет, что это сейчас модно. Зам етьте, не удобно, практично, красиво, а имен­ но модно. Далее следует не­ беспочвенный упрек в адрес нашей промышленности за неумение быстро перестраи­ ваться и «идти в ногу с за­ просами моды и людей». Здесь не мешало бы уточ­ нить: каких людей и какой моды?.. Вспомните, какие уродливые формы вызвало подражание стилю «хиппи», когда клешами, увенчанны ­ ми бубенчиками, ц епочкам и . и «молниями», подметалй дивенческие позиции, порож­ дает у части окружающих людей зловредное ' чувство зависти. «Жертв» высоких доходов родителей у нас немало. Если за последние 20 лет средний доход советской се­ мьи вырос более чем в два раза, то расход в ней на учащегося 5—8 классов вы ­ рос в три раза, а на 9 — 10- классницу — в 4,5 раза! Эта статистика, на фоне ж елания 50 процентов оп­ рошенных родителей приоб­ рести детям дефицитные вещи в ущ ерб удовлетворе­ нию своих личных необходи­ мых потребностей, наводит На удручающие мысли. Тем более, что в Мурманской области уровень жизни мно­ гих довольно высок, а опреде­ ленные категории населения имеют достаточно широкую возможность приобретать товары зарубежного произ­ водства. Е Щ Е Р А З ПРО ВЕЩИЗИ С. ПАВЛОВ, руководитель лекторской группы отдела пропаганды и агитации обкома КПСС Некоторые авторы не без гордости писали, что они спарывают фирменные эти­ кетки, даже с надписью «Тверь», поскольку там есть приписка «Изготовлено по лицензии фирмы «Джейс». И талия». Подобная мера мо­ жет способствовать лишь незначительному уменьше­ нию тиражирования завист­ ников. Высказывалась и иная точка зрения. Так, Иван Ива. нович X. видит в ношении одежды с фирменными на­ шивками «Тойота», «Ли», «Вранглер», «Адидас» про­ явление интернационализ­ ма. Другие идут дальш е, ус­ матривая солидарность в не­ давнем жалком подражании незначительной части со­ ветской молодежи внешнему обличию участников движе­ ния панков Запада — это­ му наивному, дикому проте­ сту ради протеста, который не угрожал устоям буржу­ азного строя и очень быст­ ро трансформировался в очередную ужимку моды. Совершенно очевидно: даж е если мы оденемся в «фир­ мовый» дефицит или в стиль «панке», от этого тру­ дящимся «свободного мира» легче не станет. Любителям украш ать свою одежду вредной в иде­ ологическом отношении сим­ воликой капиталистического мира — как стран, так и фирм, — звездно-полосатым флагом США, изображения­ ми крестов, орлов, надпися­ ми типа «фри лав» («свобод­ ная любовь») и т. п., сле­ дует подумать, что они сим­ волизируют, чьи и какие идеи пропагандируют. В письмах, поступивших в редакцию, рьяные подра­ жатели западной моды ак ­ тивно, иной раз даже воин­ тротуары тысячи, а может, и десятки тысяч мурманских ребят; как сравнительно не­ давно представительницы прекрасной части человече­ ства с гордостью ходили в неудобной и даже вредной для здоровья обуви на плат­ форме, и т. п. Так стоит ли подчиняться каждому визгу моды, тратить силы, умст­ венную энергию на беско­ нечную погоню за сверхмод­ ными вещами, которые че­ рез несколько месяцев, один сезон устареют, и тогда при­ дется все начинать сначала. Думается, что нет! В этом настойчивом стремлении отчетливо проявляю тся оп­ ределяющие черты мещ ан­ ства — его внутренняя ог­ раниченность. обращение только к своим корыстным, мелочным интересам при полном безразличии к окру­ жающему миру. Некоторые авторы затя­ нуты еще глубже болотом мещанства. Так, одна из на­ ших землячек откровенно пишет: «Да, вещи — смысл моей жизни, как увижу до­ рогую красивую вещь, места себе не нахожу. Зато когда куплю, у меня на душе праздник, с которым ничто не сравнится». Остановимся на письмах, где сравниваются материаль­ ные возможности занимаю ­ щих различные должности людей, допустим, министров и «работяг»: мол, у детей министров проблем с «фир­ мой» или там японской цве­ томузыкой нет, вот где «ба- рахла-то. завались», дескать, в подобных семьях воспиты­ вается «золотая молодежь», за которой изо всех сил тя­ нутся все остальные. Окружение своих чаД чрезмерными материальны ­ ми благами, потакание их не всегда разумным интере­ сам не делает чести ни ми­ нистру, ни рабочему, так как формирует у детей иж­ Но наличие тех или иных вещей в личном пользова­ нии автоматически не ведет к развитию потребительской психологии. Ибо любой уро­ вень жизни открывает пер­ спективы для сущ ествова­ ния различных стилей жиз­ ни. Только когда рост мате­ риального благосостояния не сопровождается интенсив­ ным подъемом культуры личности, когда деньги, ос­ тавшиеся после затрат на жизненно необходимые нуж­ ды, тратятся на ненужные, но престижные, по мещ ан­ ским понятиям, товары, мо­ жно говорить о симптомах «вещной болезни». Подведем итог. Слож­ ность проблемы в том, что грань, отделяющ ая естест­ венное стремление человека к обладанию вещью от ме­ щанского вожделения, до­ статочно тонка и вместе с тем вполне определенна. Она проходит не в сфере вещей, совершенно нейт­ ральных по отношению к лицам, а в сфере отноше­ ний людей друг к другу, когда один оценивает друго­ го с точки зрения: может или не может данный чело­ век «достать» для него де­ фицит, обладает он или нет данной вещью, относится ли он к избранным, владеющим аналогичными вещами или нет. Удельный вес таких лю ­ дей в нашем обществе ни­ чтожен. Но н ельзя считать ничтожной их роль. Ведь вместе с удовлетворением эгоистических вожделений незначительного меньшин­ ства одновременно появля­ ется и разрастается круг людей, у которых появляет­ ся чувство зависти, стрем ­ ление подражать или же, наоборот, подавляется вера в справедливость. Таким об­ разом, нет необходимости доказывать* что отрицатель­ ный морально - психологиче­ ский и социально-политиче­ ский заряд мещанства во много раз превосходит силу его собственного врёДа. Вполне понятно, что мно­ гие авторы писем, выраж ая по этому поводу тревогу, предлагают меры по искоре­ нению потребительства. Ч а­ сто решение проблемы свя­ зывается с необходимостью быстрее добиться, чтобы се­ годняшние «соблазны» завт­ ра стали доступны всем. Но не здесь решение проблемы, потому что «соблазны» бу­ дут воспроизводиться, пока существуют техника и про­ мышленность. Можно также утверждать, что дефицит — категория постоянная и впол­ не нормальная. Но дело в том. кто и как к нему отно­ сится и о каких товарах, собственно, идет речь. Искоренить вещизм не­ возможно и насаждением уравниловки в потреблении материальных благ. Р азум ­ ность потребностей не в их ограничении, а главным об­ разом в отсутствии желания и стремления получить от общества и иметь больше, чем действительно нужно человеку для его всесторон­ него развития, при этом не­ обходимо строго руководст­ воваться емкой формулой нашего строя: «От каждого — по способности, каждому — по труду». Противопоставить' обыва­ тельскому вещизму можно только внутренний мир и культуру человека. По-видимому, читатели еж е­ недельника поделятся с ре- . дакцией своими мыслями по поводу организованной борь­ бы против мещанства. Однако нам не следует ограничиваться сферой мате­ риального потребления. Ж е ­ лательно затронуть сущность мира более замаскированно­ го — «интеллектуальных» мещан. Они, боясь прослыть отсталыми, всячески стара­ ются подчеркнуть свою бли­ зость к «почве» и «истокам», потребляют без разбора д у ­ ховную культуру, огромную массу информации, гоняют­ ся за должностями и звания­ ми, престижными знаками культуры . Интеллектуальная мода идет в ногу с- элементарным невежеством. «Только бы не отстать, только бы не про­ слыть старомодным», — переживают мещане. Это при­ водит к тому, что вдруг ока­ зывается «стыдно» не видеть какой-нибудь нашумевший мюзикл — упрощенную под­ делку Шекспира или Дос­ тоевского с песенками и сов­ ременными танцами — эту облегченную классику. Но не стыдно не читать и не знать самих классиков: ведь они «безнадежно устарели». Именно в мещанской среде с ее полуобразованностью и идейной нестойкостью могут легко (как показывает со­ временная действительность) распространяться мистиче­ ские идеи, псевдонаучные и бездоказательны е рассказы о чудесных исцелениях, при­ летах инопланетян и т. п. Только подобного типа лю­ ди вместо глубоких знаний, блещут чисто внешней осве­ домленностью. Но за всем этим — огромный разры в между показной образован­ ностью и подлинной культу­ рой человеческих отношений. Маски интеллектуального мещанства многообразны, и в наше время — время науч­ но-технической и социальной революций — они будут ме­ няться часто. Но в какие бы одежды мещанство ни р я ­ дилось, его можно распо­ знать и с ним необходимо активно бороться. 17 мая 1985 года 8 If РЫ6НЫИ MVPMAII HlOluaiL’O ii

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz