Рыбный Мурман. 1985 г. Май.

•Беседа с увлеченным человеком • О ТО БЫЛО в ноябре прошлого' года. Я пришла на ** БАТ «Адмирал Колышкин» и слушала рассказы мо­ ряков о минувшем рейсе. Потом в «Рыбном Мурмане» по­ явился материал. И в нем — абзац о комсорге траулера Александре Кимаеве: «А сам комсорг — личность незаурядная. Энергии, за ­ дора, инициативы — на троих. Будь то работа или спор­ тивные состязания, или концерт — везде впереди Кнмаев. Он же руководитель вокально-инструментального ансамбля. И грает на гитаре, хорошо поет. Причем не только «чужие», но и собственные песни. Только за этот год он написал бо­ лее 20 песен (и стихи, и музыку к ним)». Хотелось узнать об Александре побольше. Однако, встре­ тившись с ним, узнала, что не только он сам, но и его брат Володя увлечен сочинением стихов и песен. Таи вот и получилось, что беседа состоялась не с одним, а с двумя увлеченными людьми. Оба — электромеханики, Саша — тралфлотовец, Володя работает в гидрометео­ службе. ...Готов все ночи напролет Я воспевать луны восход, И солнца трепетный закат, И чей-то близкий, робкий взгляд. A . КИМАЕВ. «Калиф на час». — Саша, естественно, первый вопрос будет тради­ ционным: с чего началось ваше увлечение? — Если говорить о сти­ хах, то писать мы оба нача­ ли где-то в 14 лет. Ну какие это были стихи? У Володи— лучше, его даже публикова­ ли в «Рыбном Мурмане». Я же пишу стихи только для себя. — Ну а музыку? У вас музыкальное образование? — Подъездное. А если серьезно, я даже сам не знаю, как это получается. Приходит первая строчка, и сразу звучит мелодия. По­ началу подражал некоторым ансамблям. Вот, скажем , «Автобус» я написал за пол­ часа, но тут ясно слышится подражание «Машине вре­ мени». — Не совсем так. По-мое­ му, ваши песни оригиналь­ ны и лиричны, и провести аналогию довольно трудно. И если уж сопоставлять их с чьими-то творениями, так, пожалуй, они ближе к пес­ ням Окуджавы. — Да, Булата Окуджаву я считаю своим «духовным отцом», эталоном. — Мне показалось, Воло­ дя, что в ваших стихах больше лиричности, грусти, чем у Саши. — Видимо, все зависит от характера. Сначала ощу­ щаешь потребность выска­ зать свое отношение к ок­ ружающему миру, чувству­ ешь необходимость выразить это... Или выразить себя. Не знаю. Трудно объяснить словами, как рождаются сти­ хи. Пишешь ведь только для себя. Это уж потом показы ­ ваешь друзьям. А до испол­ нения песен перед публикой проходит еще больше вре­ мени. Вот и пришла пора прощаться. Мне что-нибудь скажи на счастье, Или давай вместе с тобой молчать... Пусть мы друг друга знаем мало, Только, поверь, мне показалось, Что с этих пор никто не вправе нас разлучать... B. КИМАЕВ. «Ночной вокзал». — Согласитесь, что ваше увлечение довольно редкое. — Не совсем так, еще песня была, в ней слова: «Пусть твердят, что пишет каждый в 18 лет...» Помни­ те такую песню? — Да, модной была в конце 60-х годов. Каждый... Но ведь одно дело писать для себя в пору первой люб­ ви. Мы же говорим о серь­ езном увлечении, когда не ж аль дефицитного свободно­ го времени на свое «хобби». — Вот времени-то очень не хватает. И тем не менее не жаль. — А у вас, Саша? — У меня песни склады- — И я, и Володя очень любим поэзию. Мне особен­ но нравятся стихи японских поэтов. Вот, например, кни­ жечка «Горная хижина» по­ эта Сайге. Прелесть ее в том, что в таких коротких стихах переданы удивитель­ но точно картинки природы, настроение человека, уви­ девшего эти картинки. — С созданием стихов более или менее ясно. Мело­ дия будущей песни, вы гово­ рили, Саша, приходит с пер­ вой ее строчкой. Остается «малость»: сыграть и спеть. — В общем-то мы игра­ ем на нескольких музыкаль­ ных инструментах. Не в со­ вершенстве, конечно. Я еще в шестом классе в пионер­ ском лагере «Орленок» был в отряде барабанщиков. Так что на ударнике получается неплохо. ^ J IIIIIIIM IIIIIIIIIIIIIIIIIIItlllllllllM IIIilllllillllilllillllllllllllillllllllllllllllllll | Б р а т ь я Кимаеви: („Море обостряет (все чувства" T lll lll lll lll llllilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllilllllllllllllllllllllllN I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I M lllllllllllillllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllilllillllllllin ваются не только в. свобод­ ное время. Не раз бывало: работаю на подвахте, руки заняты , а в голове уж е зву­ чит, пробивается готовая песня. А порой какая-то встреча взволнует. Так, на­ пример, родилась песня «Ве­ лосипед». В отпуске увидел: мальчик горбатый, не игра­ ет со сверстниками, боится насмешек. Но вот наступил вечер, ребята ушли домой. И этот человек катается на велосипеде, и лицо его све­ тится радостью, счастьем, он забыл о своем физиче­ ском недостатке. — А море? Вроде во все века оно было для поэтов источником вдохновенья. Кто только не воспевал его! — Море — работа. Это — в первую очередь. Дру­ гое дело, море обостряет все чувства. Недостаток ин­ формации, дефицит общения заставляет память много­ кратно «прокручивать» встречи, разговоры , впечат­ ления... — И все-таки очень хо­ чется докопаться до истоков творческого вашего увлече­ ния. Может, где-то что-то было посеяно в детстве? — Конечно. Родиться в таком удивительном по кра­ соте месте, как наш Карго­ поль, и не увлечься красо­ той, по-моему, невозможно. Известна далеко за предела­ ми страны знаменитая кар- гопольская игрушка. В ней все: и нравственная чистота русского характера, и поэ­ тичность... А «птица-солн­ це»? Ее ведь не вырезают, а нежно высвобождают из- под слоя коры и стружек волнистое оперенье. — Возможно, что сам воздух Каргополья творче­ ский такой... К тому же на­ ши родители — педагоги, эрудированные люди, любят музыку. — Много читали. Пока были малышами, мама чи­ тала нам. Потом сами. — Книг у вас очень мно­ го. Наверное, любимых из них гораздо меньше? — Слышала, как вы игра­ ли в ансамбле тралового флота на заключительном концерте самодеятельности в честь Дня Победы. И еще пели под собственный ак ­ компанемент, под гитару. — Вот такое выступление перед огромным залом у меня впервые. Обычно ведь я пою для своего экипажа, как и Володя. Да и стран­ ное ощущение: поешь в тем­ ноту, не видишь ни глаз, ни лиц слушателей... — А как на судне вос­ принимают ваши концерты? — Ребятам нравится. На­ верное, потому, что содер­ жание песен близко моло­ дежной аудитории. ...Все страданья без милой, ожидания встреч, как открытие мира, я обязан сберечь. Неизбежной дорогой пусть разлука легла, не корю тебя строго: не могла — не ждала. Детям верится в сказки и мечтанья свои. Пусть не высохнут краски сказки первой любви! В. КИМАЕВ. «Сказка первой любви». — Мне нравится, что в этих песнях много «антура­ ж а», местного, так сказать, колорита, особенно в «Слу­ чае в пустыне». — Песню воспринимают, я бы сказал, в комплексе: мелодия, стихи, музыкаль­ ное сопровождение (мастер­ ство исполнителей-музы- кантов), цветомузыка. Кста­ ти, на нашем БАТе я сделал подсветку для новогоднего концерта. Даже самому по­ нравилось. — Для вас это несложно: вы оба — электромеханики. Скажите, а кроме песен, у вас есть еще увлечения? — Интересуемся психоло­ гией, особенно психологией 'взаимоотношений людей, микроклимата в коллективе. Читаем специальную литера­ туру, делаем выписки, вы­ резки. Перечитываем, изуча­ ем очень хорошую книгу Леви «Искусство быть со­ бой». — Отображение мира про­ исходит ведь не только че­ рез стихи, но и живопись, другие виды искусства. Вы не увлекаетесь рисованием, Саша? — Да нет, только мечтаю научиться. Стенгазеты помо­ гал в море оформлять. Была попытка изобразить что-то вроде автопортрета. Но ж е­ лание рисовать есть. — Интересно, как при­ ходит к людям увлечен­ ность? Почему одни изныва­ ют от тоски, нечем, мол, за­ нять себя, другим сутки малы? Может, все дело в воспитании и, в частности, в воспитании вкусов? — Наверное, так. С дет­ ства у нас царит дух добро­ желательности, заботы друг о друге, юмора. Мама — сама доброта, и отец такой же. Ну вот для примера: как встречаем с моря Са­ шу? Готовим стенгазету, в ней — вырезки из «Рыбно­ го Мурмана», других област­ ных газет, где упоминается Сашино судно. Здесь же фо­ тографии Александра с шут­ ливыми подписями и пожела­ ниями. Наши женщины — мама и моя жена Таня — готовят что-нибудь вкус­ ное. А еще печатают специальное «меню». Вот такая красивая обложка с цветком в ней... Лучше по­ читайте. — «Холодные закуски, приготовленные горячими сердцами». Ого, сколько тут всего поименовано! Даже ананасы. — Вот в том, и шутка. Ведь невозможно ни приго­ товить, ни съесть такое ко­ личество блюд! — А вы, Володя, какое участие принимаете в подго­ товке встречи? —- Я пишу новую песню. Вот к последнему Сашиному приходу написал: Ты опять вернулся из похода. Так непросто этот мир понять: На земле прошло уже полгода, Д ля тебя прошло всего полдня... Я имел в виду ощущение моряка после рейса, когда ему кажется, что за весь долгий его рейс вокруг Ни­ чего не изменилось. А у тех, кто был на земле, столько всего произошло! — Точно так ж е встреча* ем с моря и Володю. — Как вы считаете, к а­ кое место занимает песня в вашей работе? — Работа есть работа. Но мы оба — комсорги. И вот здесь песня помогает лучше понять друг друга, устано­ вить контакт. Вот, скажем, на БАТ «Адмирал Колышкин» команда меняется чуть ли не полностью через каждый рейс. Приходят новые ребя­ та. Пока «вписываются» в рабочий ритм, присматрива­ ются друг к другу и уже вертятся около инструментов. (А я принес из дома элект­ роорган «Фаэми»), Сразу на­ чинается разговор: кто на чем играет, кто что умеет. Я, если надо, могу показать, как играть ту или иную партию. Пока репетируем, и о деле поговорим. Мы в сложном ищем простоту. Растут проблемы, словно ком. И голова идет кругом, Когда конец подходит дню. Мы ищем сложное в простом. Живем и любим на бегу. И голова идет кругом. Когда конец приходит дню... А. КИМАЕВ «Снеговик». — Как жаль, что не пере­ дать на бумаге песню, ее надо услышать! Но пройдут годы, и исчезнет увлечен­ ность? — Нет. Во всяком слу­ чае, просто об этом не ду­ мается. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. ♦ На снимке: Александр (си­ дит) и Владимир Кимаевы. iiiiiiiim iiiim iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimM iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiH in iim im iiiim iiim iiiH iiiiiiiim iiiiiiiiiiH iiiiiiiiiiiiim iiiim ^ РЫБНЫЙ МУРМАН 17 мая 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz