Рыбный Мурман. 1985 г. Май.
•Беседа с увлеченным человеком • О ТО БЫЛО в ноябре прошлого' года. Я пришла на ** БАТ «Адмирал Колышкин» и слушала рассказы мо ряков о минувшем рейсе. Потом в «Рыбном Мурмане» по явился материал. И в нем — абзац о комсорге траулера Александре Кимаеве: «А сам комсорг — личность незаурядная. Энергии, за дора, инициативы — на троих. Будь то работа или спор тивные состязания, или концерт — везде впереди Кнмаев. Он же руководитель вокально-инструментального ансамбля. И грает на гитаре, хорошо поет. Причем не только «чужие», но и собственные песни. Только за этот год он написал бо лее 20 песен (и стихи, и музыку к ним)». Хотелось узнать об Александре побольше. Однако, встре тившись с ним, узнала, что не только он сам, но и его брат Володя увлечен сочинением стихов и песен. Таи вот и получилось, что беседа состоялась не с одним, а с двумя увлеченными людьми. Оба — электромеханики, Саша — тралфлотовец, Володя работает в гидрометео службе. ...Готов все ночи напролет Я воспевать луны восход, И солнца трепетный закат, И чей-то близкий, робкий взгляд. A . КИМАЕВ. «Калиф на час». — Саша, естественно, первый вопрос будет тради ционным: с чего началось ваше увлечение? — Если говорить о сти хах, то писать мы оба нача ли где-то в 14 лет. Ну какие это были стихи? У Володи— лучше, его даже публикова ли в «Рыбном Мурмане». Я же пишу стихи только для себя. — Ну а музыку? У вас музыкальное образование? — Подъездное. А если серьезно, я даже сам не знаю, как это получается. Приходит первая строчка, и сразу звучит мелодия. По началу подражал некоторым ансамблям. Вот, скажем , «Автобус» я написал за пол часа, но тут ясно слышится подражание «Машине вре мени». — Не совсем так. По-мое му, ваши песни оригиналь ны и лиричны, и провести аналогию довольно трудно. И если уж сопоставлять их с чьими-то творениями, так, пожалуй, они ближе к пес ням Окуджавы. — Да, Булата Окуджаву я считаю своим «духовным отцом», эталоном. — Мне показалось, Воло дя, что в ваших стихах больше лиричности, грусти, чем у Саши. — Видимо, все зависит от характера. Сначала ощу щаешь потребность выска зать свое отношение к ок ружающему миру, чувству ешь необходимость выразить это... Или выразить себя. Не знаю. Трудно объяснить словами, как рождаются сти хи. Пишешь ведь только для себя. Это уж потом показы ваешь друзьям. А до испол нения песен перед публикой проходит еще больше вре мени. Вот и пришла пора прощаться. Мне что-нибудь скажи на счастье, Или давай вместе с тобой молчать... Пусть мы друг друга знаем мало, Только, поверь, мне показалось, Что с этих пор никто не вправе нас разлучать... B. КИМАЕВ. «Ночной вокзал». — Согласитесь, что ваше увлечение довольно редкое. — Не совсем так, еще песня была, в ней слова: «Пусть твердят, что пишет каждый в 18 лет...» Помни те такую песню? — Да, модной была в конце 60-х годов. Каждый... Но ведь одно дело писать для себя в пору первой люб ви. Мы же говорим о серь езном увлечении, когда не ж аль дефицитного свободно го времени на свое «хобби». — Вот времени-то очень не хватает. И тем не менее не жаль. — А у вас, Саша? — У меня песни склады- — И я, и Володя очень любим поэзию. Мне особен но нравятся стихи японских поэтов. Вот, например, кни жечка «Горная хижина» по эта Сайге. Прелесть ее в том, что в таких коротких стихах переданы удивитель но точно картинки природы, настроение человека, уви девшего эти картинки. — С созданием стихов более или менее ясно. Мело дия будущей песни, вы гово рили, Саша, приходит с пер вой ее строчкой. Остается «малость»: сыграть и спеть. — В общем-то мы игра ем на нескольких музыкаль ных инструментах. Не в со вершенстве, конечно. Я еще в шестом классе в пионер ском лагере «Орленок» был в отряде барабанщиков. Так что на ударнике получается неплохо. ^ J IIIIIIIM IIIIIIIIIIIIIIIIIIItlllllllllM IIIilllllillllilllillllllllllllillllllllllllllllllll | Б р а т ь я Кимаеви: („Море обостряет (все чувства" T lll lll lll lll llllilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllilllllllllllllllllllllllN I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I M lllllllllllillllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllilllillllllllin ваются не только в. свобод ное время. Не раз бывало: работаю на подвахте, руки заняты , а в голове уж е зву чит, пробивается готовая песня. А порой какая-то встреча взволнует. Так, на пример, родилась песня «Ве лосипед». В отпуске увидел: мальчик горбатый, не игра ет со сверстниками, боится насмешек. Но вот наступил вечер, ребята ушли домой. И этот человек катается на велосипеде, и лицо его све тится радостью, счастьем, он забыл о своем физиче ском недостатке. — А море? Вроде во все века оно было для поэтов источником вдохновенья. Кто только не воспевал его! — Море — работа. Это — в первую очередь. Дру гое дело, море обостряет все чувства. Недостаток ин формации, дефицит общения заставляет память много кратно «прокручивать» встречи, разговоры , впечат ления... — И все-таки очень хо чется докопаться до истоков творческого вашего увлече ния. Может, где-то что-то было посеяно в детстве? — Конечно. Родиться в таком удивительном по кра соте месте, как наш Карго поль, и не увлечься красо той, по-моему, невозможно. Известна далеко за предела ми страны знаменитая кар- гопольская игрушка. В ней все: и нравственная чистота русского характера, и поэ тичность... А «птица-солн це»? Ее ведь не вырезают, а нежно высвобождают из- под слоя коры и стружек волнистое оперенье. — Возможно, что сам воздух Каргополья творче ский такой... К тому же на ши родители — педагоги, эрудированные люди, любят музыку. — Много читали. Пока были малышами, мама чи тала нам. Потом сами. — Книг у вас очень мно го. Наверное, любимых из них гораздо меньше? — Слышала, как вы игра ли в ансамбле тралового флота на заключительном концерте самодеятельности в честь Дня Победы. И еще пели под собственный ак компанемент, под гитару. — Вот такое выступление перед огромным залом у меня впервые. Обычно ведь я пою для своего экипажа, как и Володя. Да и стран ное ощущение: поешь в тем ноту, не видишь ни глаз, ни лиц слушателей... — А как на судне вос принимают ваши концерты? — Ребятам нравится. На верное, потому, что содер жание песен близко моло дежной аудитории. ...Все страданья без милой, ожидания встреч, как открытие мира, я обязан сберечь. Неизбежной дорогой пусть разлука легла, не корю тебя строго: не могла — не ждала. Детям верится в сказки и мечтанья свои. Пусть не высохнут краски сказки первой любви! В. КИМАЕВ. «Сказка первой любви». — Мне нравится, что в этих песнях много «антура ж а», местного, так сказать, колорита, особенно в «Слу чае в пустыне». — Песню воспринимают, я бы сказал, в комплексе: мелодия, стихи, музыкаль ное сопровождение (мастер ство исполнителей-музы- кантов), цветомузыка. Кста ти, на нашем БАТе я сделал подсветку для новогоднего концерта. Даже самому по нравилось. — Для вас это несложно: вы оба — электромеханики. Скажите, а кроме песен, у вас есть еще увлечения? — Интересуемся психоло гией, особенно психологией 'взаимоотношений людей, микроклимата в коллективе. Читаем специальную литера туру, делаем выписки, вы резки. Перечитываем, изуча ем очень хорошую книгу Леви «Искусство быть со бой». — Отображение мира про исходит ведь не только че рез стихи, но и живопись, другие виды искусства. Вы не увлекаетесь рисованием, Саша? — Да нет, только мечтаю научиться. Стенгазеты помо гал в море оформлять. Была попытка изобразить что-то вроде автопортрета. Но ж е лание рисовать есть. — Интересно, как при ходит к людям увлечен ность? Почему одни изныва ют от тоски, нечем, мол, за нять себя, другим сутки малы? Может, все дело в воспитании и, в частности, в воспитании вкусов? — Наверное, так. С дет ства у нас царит дух добро желательности, заботы друг о друге, юмора. Мама — сама доброта, и отец такой же. Ну вот для примера: как встречаем с моря Са шу? Готовим стенгазету, в ней — вырезки из «Рыбно го Мурмана», других област ных газет, где упоминается Сашино судно. Здесь же фо тографии Александра с шут ливыми подписями и пожела ниями. Наши женщины — мама и моя жена Таня — готовят что-нибудь вкус ное. А еще печатают специальное «меню». Вот такая красивая обложка с цветком в ней... Лучше по читайте. — «Холодные закуски, приготовленные горячими сердцами». Ого, сколько тут всего поименовано! Даже ананасы. — Вот в том, и шутка. Ведь невозможно ни приго товить, ни съесть такое ко личество блюд! — А вы, Володя, какое участие принимаете в подго товке встречи? —- Я пишу новую песню. Вот к последнему Сашиному приходу написал: Ты опять вернулся из похода. Так непросто этот мир понять: На земле прошло уже полгода, Д ля тебя прошло всего полдня... Я имел в виду ощущение моряка после рейса, когда ему кажется, что за весь долгий его рейс вокруг Ни чего не изменилось. А у тех, кто был на земле, столько всего произошло! — Точно так ж е встреча* ем с моря и Володю. — Как вы считаете, к а кое место занимает песня в вашей работе? — Работа есть работа. Но мы оба — комсорги. И вот здесь песня помогает лучше понять друг друга, устано вить контакт. Вот, скажем, на БАТ «Адмирал Колышкин» команда меняется чуть ли не полностью через каждый рейс. Приходят новые ребя та. Пока «вписываются» в рабочий ритм, присматрива ются друг к другу и уже вертятся около инструментов. (А я принес из дома элект роорган «Фаэми»), Сразу на чинается разговор: кто на чем играет, кто что умеет. Я, если надо, могу показать, как играть ту или иную партию. Пока репетируем, и о деле поговорим. Мы в сложном ищем простоту. Растут проблемы, словно ком. И голова идет кругом, Когда конец подходит дню. Мы ищем сложное в простом. Живем и любим на бегу. И голова идет кругом. Когда конец приходит дню... А. КИМАЕВ «Снеговик». — Как жаль, что не пере дать на бумаге песню, ее надо услышать! Но пройдут годы, и исчезнет увлечен ность? — Нет. Во всяком слу чае, просто об этом не ду мается. Беседовала И. БЕРЕЗЮК. ♦ На снимке: Александр (си дит) и Владимир Кимаевы. iiiiiiiim iiiim iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimM iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiH in iim im iiiim iiim iiiH iiiiiiiim iiiiiiiiiiH iiiiiiiiiiiiim iiiim ^ РЫБНЫЙ МУРМАН 17 мая 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz