Рыбный Мурман. 1985 г. Май.

Идеологическая работа I / АК нн далеко Житомирщина от нашего северного фло- ** та, но мечта сильнее любых расстояний. И именно она привела деревенского паренька в Мурманск, в Высшее инженерное морское училище, после окончания которого В. К. Кухнюк вот уже 20 лет трудится в траловом флоте. Здесь его хорошо знают не только как опытного старшего механика, но и как одного из лучших пропагандистов. За большую воспитательную работу Владимир Корнеевич на­ гражден Почетной грамотой Министерства рыбного хозяйст­ ва СССР и ЦК профсоюза рабочих пищевой промышлен­ ности. ПОИСК РОЖДАЕТ ИНТЕРЕС 1 /У ХНЮ К УБЕЖ ДЕН , “ что именно перед флотскими пропагандистами открыты широкие возможно­ сти для воспитательной р а­ боты. Ведь они работают с моряками плечом к плечу, знают их проблемы и могут всегда разъяснить те задачи, которые стоят перед коллек­ тивом по росту производи­ тельности труда, снижению себестоимости, созданию фонда сверхплановой эконо­ мии. Как и у любого руково­ дителя школы коммунисти­ ческого труда, у Кухшока разработан творческий план, представляющий собой хоро­ шо продуманную программу дел на учебный год. В нем три раздела: совершенство­ вание учебного процесса, профессионального и пропа­ гандистского мастерства; ра­ бота по повышению трудовой и общественной активности слушателей; улучшение идейно-теоретического и ме­ тодического мастерства. Особое внимание Влади­ мир Корнеевич старается об­ ратить на второй раздел. И здесь ему не обойтись без советов первого помощника капитана В. Т, Харченко о том, какие мероприятия луч­ ше провести и когда, кого из слушателей следует в них вовлечь. В ШКОДЕ КОММУНИ­ СТИЧЕСКОГО труда, руководимой Кухнюком, по­ вышают свои экономические знания 44 моряка рядового состава. Они изучают курс «Коллективные методы орга­ низации труда. Бригадный хо зр асч ет» .' Тема разговора, что и говорить, очень зло­ бодневная, напрямую связан­ ная с сегодняшними пробле­ мами флота. И поэтому за­ нятия проходят живо, увле­ кательно, а порой и остро. Моряки высказываю т интере­ сные мысли, критические за ­ мечания, подают конкретные предложения. Кухнюк уве­ рен. что таким и должен быть разговор со слуш ателя­ ми. Главное — говорить лю­ дям правду, не уходить от сложных вопросов, острых тем. В том, что экипаж комму­ нистического труда ППР «Навигатор» постоянно идет в числе передовиков в тра­ ловом флоте, нет случайно­ сти. В экипаже подобрались работящие, заинтересован­ ные люди. И тон в соцсорев­ новании во многом задают пропагандист Кухнюк и слу­ шатели школы коммунисти­ ческого труда. Здесь, например, тради­ ционными стали занятия по темам: «Ваше социалистиче­ ское обязательство», «Наши резервы производства». На них идет конкретный разго­ вор об участии моряков в поиске дополнительных ре­ зервов производства. Широ­ ко практикуются обществен­ ная защита слушателями ин­ дивидуальных соцобяза­ тельств, подготовка и кол­ лективное обсуждение реф е­ ратов, практических заданий. В своей работе Владимир Корнеевич опирается на опыт лучших пропагандистов, использует методический и справочный материал, спе­ циальную литературу. Так, при подготовке занятия на тему «Бригада — основная форма коллективного труда» пропагандисту помогло спра­ вочно-аналитическое посо­ бие «Бригада — важное зве­ но эффективного хозяйство­ вания», подготовленное ме­ тодистами - консультантами, ведущими специалистами. Кухнюк привел данные об уровне развития бригадной формы организации и стиму­ лирования труда в коллек­ тиве флота. Затем был пока­ зан фильм «Бригадная фор­ ма организации труда в рыб­ ной промышленности», со­ стоялся разговор о резервах экономии. Владимир Корнеевич дал практическое задание слуша­ телю В. И. Беляеву поду­ мать, за счет чего можно сэкономить обвязочную лен­ ту. На очередном занятии Валентин Иванович доложил, что сделал простейшее при­ способление — вертушку для размотки рулонов лен­ ты для обвязки ящиков. Р е­ ализация предложения Б е­ ляева позволила сократить отходы ленты на 60 процен­ тов и повысить производи­ тельность труда матроса- упаковщика. Всего с начала пятилетки слуш ателями ш колы комм уни­ стического труда ППР «Нави, гатор» подано 32 предложения, направленны х на соверш енст. вование производственной де­ ятельности судна. Самым зна­ чительным оказалось предло­ ж ение мастера добычи Н. Н. Верзуна, который вместе со старш им мастером добычи С Ф. Михновым усоверш енст­ вовал м еш ок трала. Внедре­ ние этого новшества позволи­ ло избежать частых порывов трала, попадания ила в жабры рыбы, весь улов направлять на пищевые цели. Это ново­ введение было использовано и на других судах Северного и других бассейнов страны. Большой интерес вызвало занятие по теме «Каждый слушатель — активный уча­ стник создания сверхплано­ вой экономии». При его про­ ведении Владимир Корне­ евич умело применил метод практических заданий. Он предложил слушателям об­ судить ход выполнения ин­ дивидуальных социалисти­ ческих обязательств на за ­ вершающий год пятилетки. Получился деловой разговор о конкретном вкладе каж ­ дого в создание фонда сверх­ плановой экономии для того, чтобы обеспечить работу экипажа в течение шести дней на сбереженных топ­ ливе и промвооружении. Пропагандист умело ис­ пользует в своей работе на­ глядные пособия. Так, на за­ нятии по теме «Бригада — основная форма коллектив­ ного труда» усвоить матери­ ал слушателям помог плакат «Сила коллективного разу­ ма» — об опыте экипажа Б АТ «Капитан Телов». Мно­ гое узнали на том занятии моряки о создании бригад по производственным участ­ кам, о повышении их роли в управлении производством и о влиянии на повышение производительности труда, на улучшение дисциплины. гГВО РЧЕСКИ ПРОДУ- * МАЛ Кухнюк и вопро­ сы общественно - политичес­ кой практики, она проводит­ ся по двум направлениям; специализация слушателей и выполнение ими поруче­ ний. В самом начале учебного года Владимир Корнеевич по­ беседовал с моряками, узнал, кто хотел бы быть агитато­ ром, наставнином, членом ред­ коллегии стенгазеты «М аяк», взвесил при этом способности, интересы людей. Затем посо­ ветовался с членами партбюро. Все вместе приш ли к мнению , что А. П. Нарубин, Н. А. За- балканский могут стать хоро­ шими агитаторами Они — пе. редовики соцсоревнования, ударники комм унистического труда, интересно и содержа­ тельно выступают на занятиях и собраниях. А вот из ветерана труда В. И. Беляева получился не­ плохой наставник молодежи. Слушатель рефмашинист С. П. А никиев активно сотруднича­ ет в стенгазете. Нашлось де­ ло и для других моряков. За 15 лет работы пропа­ гандистом В. К. Кухнюк подготовил 28 агитаторов, 32 наставника молодежи, 9 народных контролеров. Так что результат налицо. Вла­ димир Корнеевич накопил немалый опыт по повыше­ нию действенности учебы, воспитанию у слушателей качеств рачительного хозяи­ на, высокой ответственности за конечные результаты тру­ да. И, думается, в том, что экипаж «Навигатора» успеш­ но решает задачи по выпол­ нению Продовольственной программы, есть немалая за­ слуга пропагандиста Кухню- ка А. ШАБУНИН, зав. общест­ венным кабинетом по эко­ номическому образова­ нию. НА СНИМКЕ: В. К. Кухнюк. Н АШ ТР «Матиас Тезен» грузился в Гамбургском пор­ ту. Внезапно один из немецких докеров потребовал сделать перерыв. Его нервозность насторожила наших мо­ ряков Назаревского и Левенка. Они почувствовали, что го­ товится какая-то провокация. И не ошиблись. Наши моря­ ки перекрыли все ее возможные пути, проявили высокую бдительность, ЗДЕСЬ НЕТ МЕЛОЧЕЙ Э ТОТ СЛУЧАИ потом обсуждался в экипаже. Особый ‘разговор о необхо­ димости повышения бдитель­ ности, классовой закалки состоялся на занятиях шко­ лы общественно . политиче­ ских знаний, которую ведет Н ; П. Поваляшко. Он и дру­ гие судовые пропагандисты отчетливо понимают, что в этом деле нет мелочей. Здесь важно оперативно, четко по­ казы вать молодым морякам, что скрывается за теми или иными акциями Запада, р а­ зоблачать навязываемую идеологию, то есть направ­ лять коптрпропагаидпстские усилия на предупреждение it обезвреживание их пагуб­ ного влияния. В последнем рейсе на время учебной практики в наш экипаж пришли 35 кур­ сантов, которые еще пе бы­ вали в иностранных портах. С учетом этих обстоятельств мы строили и воспитатель­ ную работу. Пропагандист Н. П. Поваляшко провел дополнительные занятия на тему «Чужие голоса» — радновойна против СССР», рассказал о буржуазной символике, как носительни­ це враждебной идеологии. Опираясь на факты , изве­ стные морякам, пропаган­ дист сумел показать мир «равных возможностей» и «свободного предпринима­ тельства» со всеми прису­ щими ему противоречиями и убедить слушателей в лживости буржуазной про­ паганды. Особое значение на судне уделяется учебе комсомоль­ цев. В этом году с ними проведены собеседования по работам В. И. Ленина «Дет­ ская болезнь «левизны» в коммунизме», <Шаг вперед, два шага назад», «Две так­ тики социал-демократии в демократической револю­ ции». Вместе с .-тем задача ком­ мунистической пропаганды состоит в том, чтобы пока­ зы вать социальный портрет советской молодежи. Поэто* му Поваляшко старается увязать тему занятий с ра­ ботой, жнзныо слушателей. Моряки, принимая личные комплексные планы, берут обязательства повышать как уровень идейно - политиче­ ских знаний, таи и произво­ дительность труда. Успехов добивается тот, кто умело и грамотно ис­ пользует активные формы занятий: собеседования, об­ суждения и защиту реф ера­ тов. дискуссии. И здесь хо­ чется назвать таких пропа­ гандистов, как Н. П. Пова­ ляшко и В. Н. Скачков. И в том, что на нашем судне пет случаев нарушений по­ ведения моряков за грани­ цей. а также таможенных требований, есть заслуга этих товарищей. Однако у пропагандистов судна недостает еще знаний методики организации и ве­ дения занятий, дискуссий. Формулировки проблемных вопросов порой пе отличают­ ся четкостью. Не всегда пропагандисты умеют свя­ зать теорию с практически­ ми задачами, которые стоят перед слушателями. Над этими вопросами предстоит ещ е работать. Партийная организация судиа стремится повернуть политическую учебу к реше­ нию реальных задач, стоя­ щих перед экипажем, тес­ нее увязать ее со всей иде­ ологической, хозяйственной и организаторской работой партии. П. МОСАЛКОВ, первый помощник капитана ТР «Матиас Тезен». Пропагандистский стаж у первого помощника капитана управления «Севрыбпром- разведка» Юрия Васильевича Непочатова еще невелик: третий год он ведет занятия в школе основ марксизма-лени­ низма. Но молодого пропаган­ диста отличает вдумчивый и творческий подход к выполне­ нию партийного поручения. Юрий Васильевич вниматель­ но изучает опыт лучших про­ пагандистов, участвует в рабо­ те городских и районных се­ минаров. Полученные знания использует в проведении за­ нятий. И использует с успе­ хом. Фото В. КОРЕЦКОГО. РЫБНЫЙ МУРМАН 17 мая 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz