Рыбный Мурман. 1985 г. Май.
Музы в солдатской шинели ПЕРЕСТРОИТЬ РАБОТУ ПО-ВОЕННОМУ — это означало су- * * меть в первый месяц войны, когда было совсем не ясно, что и как может делать Мурманский театр, собрать маленький дружный коллектив людей, пожелавших работать для фронта. Перестроиться по-военному — это означало за пять дней под готовить две доброкачественные концертные программы, на чать обслуживать призывные пункты, выезжать в армейские подразделения, давая от четырех до восьми концертов в день», — писала «Полярная правда» об областном драмтеатре в сорок втором году. Фронтовые дороги т е а т р о в На снимке: у полотна новгородского живописца заслужен ного художника РСФСР Д. В. Журавлева «Спасенные дети. Подвиг русской женщины». Фотохроника ТАСС. Д А, НЕСМОТРЯ на всю т я ж е с т ь о б р у ш и в ш и х с я в начале вой ны на наш кр а й и с п ы т а н и й , все-та ки с у щ е с т вовали и а кт и в н о д ействовали в За по л яр ье все тр и те атр а л ь н ы х ко л л е кти в а — обл астной д р а м а ти ч е с ки й , С еверного ф лота и обл а стно й н у ко л ь н ы й . ^ Л етом 1941 года ко н ц е р тн ы е б ри га д ы облд рам театра раб о тали на К а н д а л а кш с ко м н а пр ав л е ни и ф ронта. После б ол ь ш ой ко н ц е р тн о й п о е зд ки ре ш ил и п о с та в и ть с п е кт а кл ь «Батальон идет на запад». З а тем бы ли созд аны с п е кт а кл и по а н ти ф а ш и с тс ко й пьесе «П роф ессор М ам лок» В. Воль фа и пьесе В. Катаева «Ш ел солдат с ф ронта». А в ноябре 1941 года со с то ялась пр ем ье р а «П арня из на ш е го город а» К , С им онова. Этот с п е кт а кл ь стал л ю бим ы м у м ур м а н ча н и за щ и тн и ко в За по л ярья . И м енно т а к, «П арень из на ш е го город а», назы вал ся ц и кл о че р ко в га зе ты «П оляр ная правда» о м ур м ан ча на х- героях. На п рем ьере п р и сутство в а л сам а вто р пьесы . П о ж а л уй, им ен но с этой в стре чи на ча лась на сто ящ а я д р у ж б а област н о го те атр а , ж ите л е й Мур> м а н ска с б ол ьш им со ве тски м писателем . В это т день К о н с та н ти н М и ха й л о ви ч пообещ ал м у р м а н с ко й тр у п п е э кз е м п ляр своей б уд ущ е й пьесы « Р усски е лю д и» О бещ ание он в ы п о л ни л весной сл е д ую щ его года. А весной 1945 года в М у р м а н ско м облд рам театре го т о вили н о в у ю п р ем ье р у. 9 м ая м ур м а н ча н е п о зн а ко м и л и с ь со сп е кта кл е м по пьесе К. С им о нова «Так и будет». П о -на сто ящ е м у боевой была и военная б ио гр аф и я театра С еверного ф лота. За эти годы бы ло созд ано м но ж е ств о к о н ц е р тн ы х п р о гр а м м , ко то р ы е в д о хновл ял и м о р я ко в - се ве р о м орц ев на б и тв у с вра го м . П ричем делались о н и на до ста то ч н о в ы со ко м х у д о ж е с т венном ур ов не , ведь р у ко в о дил ко л л е кти во м Валентин П л уч е к, ны не гл а вн ы й р е ж и с сер М о с ко в с ко го театра с а т и ры . О бластной театр к у ко л в пред военны е и военны е го д ы на ход ил ся в городе К ир о в сн е . У ж е 23 и ю н я 1941 года арти- сты и гр а л и с п е кт а кл ь для в о и нов, у х о д я щ и х на ф ронт. « И сп о л ьзуя м атериал ы га зет и радио, мы создали о ко л о 100 а н т и ф а ш и с т с ки х к о н ц е р тов. П ом им о к у к о л ь н ы х сцен и спе кта кл е й ... в ы с ту п а л и с чтением б ое вы х а н ти ф а ш и ст с к и х сти х о в и р а сс ка зо в ар т и с ты Р азоренова и М оисеев. В ел ико л е пно испо л нял а п о пу л я р н ы е пе сни то го врем ени а р ти с тка Д е р ка ч», — в с п о м и нал основател ь театра к у к о л В. А . Подобедов. В период вой ны члены его ко л л е кти в а бы ли п р и чи сл е н ы к по л итотд е л у 14-й а р м и и . Они о б сл уж и в а л и к а к бойцов, т а к и ж и те л е й п о сел ко в ж е л е зно й д о р о ги о т М ур м а н ска до с та н ц ии * Л о у хи . ...К о не чно ж е , в д н и , ко гд а вся стр ан а го то в и тс я о тм е тить со ро кал е ти е на р од но го п о д ви га, н а ш и театры не м огли пр о й ти м им о это го сл а вно го п р а зд н и ка . Горьной па м я ть ю о суд ьб а х ж е н щ и н в го д ы в о й ны п р о н и за н с п е кт а кл ь обл драм театра <Вдовий пароход » по по ве сти И Гр е ко во й . А в ко н ц е апреля в ко л л е кти ве со стоял ась прем ьера одной из са м ы х п о п у л я р н ы х а н ти ф а ш и с т с ки х пьес Б. Б рехта « М а ту ш ка К у р а ж и ее дети». Театр КС Ф п о святил 40-летию Победы с п е кт а кл ь по пьесе А. Ш те й н а «О кеан», а областной к у к о л ь ны й - - л и те р а тур н о - м у з ы ка л ь н у ю ко м п о зи ц и ю « Р и сую т м а л ь чи ки войну». В эти м а й ски е д ни в к о л л е кти в а х всех м у р м а н с ки х те атров п р о хо д я т т о р ж е с тв е н ны е вечера-чествования вете р ан ов вой ны . А 13 мая со сто ится общ ий вечер со тр у д н и ко в н а ш и х театров, п о с вя щ е н н ы й 40-летию В ел икой Победы. К нем у М ур м а н ско е отделение ВТО го то в и т сп е ц и а л ь н ую п р о гр а м м у, в ко т о р у ю войдет и ун и ка л ь н а я ф о то в ы ста в ка , р а сска зы в а ю щ а я о боевом п у ти а р ти с то в -ф р о н то в и ко в и об их м ирном тв ор ч еско м тр уд е. И. БОРИСОВА, театровед. ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКОМ ПОЧТЫ В неоплатном долгу по сл ед н их м есяцев особенно щ едра ко то р ы е п о свя щ е н ы тем е ве л и ко го Г| ОЭТИЧЕСКАЯ ПОЧТА * * на сти хо тво р е н и я , на р о д н о го по д ви га Л ю д и н а ч и н а ю т п и с а ть с ти х и , ко гд а о щ у щ а ю т, ч то то л ько п о э ти ч е с ки й я з ы к м о ж е т в п ол ной мере в ы р а зи ть пе ре по л няю щ и е и х чувства . З а ч а стую из-по д пера в ы х о д я т с т р о к и весьм а небез у п р е ч н ы е в л и те р а тур н о м о тн о ш е н и и . Но это с т р о к и в ы со ко й себестоим ости. О ни р о ж д е н ы о щ ущ е н и е м не о пл атн ого д ол га п е ред ветеранам и вой ны , ч увств о м кр о в н о й св язи с по ко л е ние м с о р о ко в ы х . О преемственности поколе ний рассказывает в своем сти хотворении мурманчанка Л. Ф. Пикулина. В нем дед-ветеран беседует со своим малолет ним внуком и не скрызает от него, что путь к Победе был тяжелым. Инженер А. Перов также пытается осмыслить подзиг тех, кто принял первый вра жеский удар, сумел выстоять в самые тяжелые месяцы войны. В стихотворении «Со рок первый» он напоминает о незабвенных именах Зои Кос модемьянской, Александра Чекалина, Виктора Талалихина, Николая Гастелло. Первый помощник капитана Мурманской базы промфлота Архангельского рыбакколхоз- союза Е. Н. Абрамов прислал в редакцию взволнованный рассказ о девушке - санинст рукторе, в подвиге которой сплелись воедино горячая любовь к Родине и неназисть к зач'-^ччкам: Вег: <*лось мне, н а к в а т а к у она Р о ту подняла о д н а ж д ы . Д зо т и зр ы га л тогд а м оре о гн я , Ее у ж е ран ил о д в а ж д ы . — Р ебята! Вперед! — п р о кр и ч а л а она. — Д ави б еспощ адно п р о кл я т ы х ! И, б р о с и в ш и с ь , гр у д ь ю за кр ы л а о го н ь... Из южного города Ейска пришло стихотворение вете рана войны В. М. Пущина «фронтовые морозы». Главный энергетик зазода белковых концентратов рыбо комбината В. Б. Зимин не ис пытал тягот войны, ему ис полнилось только "тридцать лет. И, как признался он в письме, стихи начал писать совсем недавно. Чему же по священы первые поэтические опыты? Об этом говорят их названия — «Память», «Помни те, люди!», «Минута молча ния». В последнем стихотво рении автор попытался выра зить свою боль от того, что павшие в бою солдаты так и не услышали радостной вести о Победе, что невозможно по дарить им в торжественный день даже одну минуту, ту, когда склоняет свои головы весь народ: Вот если бы э ту м и н у т к у сегод ня И тем бы ребятам. Что, ж и з н ь не жалея, Л о ж и л и с ь на доты!.. Священному долгу памяти посвятили свои стихотворения также инкассатор из Кироз- ска А. П. Кузьмин и работни ца Мурманского горпромторга Л. П. Вавилова, которая выра зила свои мысли такими сло вами: Н арод и х им ена не позабудет. Всех по м ни м — п а в ш и х и ж и в ы х ! И х п а м я ти д о стой н ы м ка ж д ы й будет. Борьба за м ир — вот жизни всей девиз! Огромны были жертвы, при несенные нашим народом в минувшей войне. И мы, со ветские люди, верим, что больше в мире никогда не разразится подобная или еще более страшная, ядерная, ка тастрофа. Эта вера воплоща ется в каждодневном труде на благо Отчизны, в усилиях по укреплению ее обороноспо собности, в воспитании моло дежи на славных традициях старших поколений. Об этом написал в стихотворении «Мы — ваше продолжение» стар ший техник-дозиметрист плав- техбазы «Имандра» Мурман ского морского пароходства В. В. Уемлянин: На планете н е сп о ко й н о , Но народ моей стр а н ы Верит, ч то не сут д остойно С л уж б у Р одины сы н ы ! Обзор подготовил Д. СТОЛБОВ. О р у ж и е —кинопрое к тор Г“|ЕРВЫЙ ФИЛЬМ, который сержант отдельного ба тальона связи Травицкий по казывал бойцам, назывался «Разгром немецко-фашист ских войск под Москвой», Дав но это было, в начале сорок второго, но не забыть Алек сандру Семеновичу аззодно ванных лиц солдат, которые только что видели, как бегут гитлеровские вояки под уда рами красноармейцез. Все к тому времени, конечно, знали, что фашисты отброшены да леко от стен столицы. Но что было дорого: увидеть враже ские спины собственными гла зами. Пока хотя бы на эк ране. Потому что должно бы ло пройти еще два с гаком тяжелых года, прежде чем бойцы 19-й армии точно так же поднялись во весь рост и погнали врага с заполярной земли. Такая была у него работа на фронте. Кто воевал с ав томатом в руках, кто в каби не истребителя или в башне танка, а оружием Александ ра Травицкого был кинопро ектор. Винтовка кинорадио механику — так назызалзсь должность — тоже полагалась, куда без нее солдату. Но ее вес был перышком по срав нению со всем остальным сна ряжением, которое приходи лось таскать на себе. Проек тор «Гекорд» (расшифровызз лось: «Георгий Константинозич Орджоникидзе») — за спину, «сидор» с пожитками — тоже, усилитель висит на груди, трансформатор и мешок с пленкой а руках... — Василий Мартьянов, Ми хаил Большедворский, Нико лай Ут^ин, Виктор Петухоз, Дмитрии Гамов, — припоми нает Александр Семенович своих товарищей. — Или вот Николай Андреев, он ремон тировал наше потрепанное обо рудование. Золотые руки у человека! Сейчас живет а Москве, встречаемся с ним, вспоминаем молодость... Кинотеатр поблизости от пе редовой выглядел так: хорошо если землянка, но ча ще просто натягивался между двумя деревьями экран, а там лишь бы даижок не ба рахлил. Кому не хватало места на поляне — пристраивался с обратной стороны просвечи вавшего экрана и смотрел зеркальное изображение. Дождь — тоже не беда: плащ- палатки прикрыть кинопроек тор всегда найдутся, а зрите ли, казалось, и вообще не за мечали текущих струй. «Чапаев», «Мы из Кронш тадта», «Минин и Пожарский», «Александр Невский», лучшие фильмы, которые вошли в золотой фонд советского ки ноискусства, исполненные гор дости за славу русского ору жия, веры в торжество боль шевистского дела, показывал сержант Травицкий солдатам, несшим ратную службу на Кандалакшском направлении. Часто демонстрировались ки ноконцерты «Тебе, фронт!», в которых выступали популяр ные мастера искусств — мо- лодыз тогда Райкин, Утесов, Шульженко, другие. Весалила бойцов короткометражка «Ан тоша Рыбкин»: в ней актер Борис Чирков играл повара, берущего в плен гитлеров ского генерала. Но не мень шим успехом пользовалась и лирическая картина «Моя любовь», рассказывавшая о мирной жизни, о простом че ловеческом счастье, всем том, чего хотели Лишить нас вра ги. Но не только солдаты были зрителями фронтовых киноме хаников. Когда фашистов вы бросили из Заполярья и 19-я армия воевала в Польше, по том в Восточной Пруссии, уст раивались специальные сеан-■ сы для населения. До конца войны не расста вался Травицкий со своим «Ге- кордом». А затем, награжден ный медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Со ветского Заполярья», не оп равившийся еще полностью от последствий контузии, вер нулся на прежнее место ра боты —в Терский отдел ки нофикации. Последние четыр надцать лет трудился стар шим редактором методкаби- нета областного управления кинофикации. И лишь когда перевалило за семьдесят, в конце прошлого года, ушел на заслуженный отдых. По считать — сорок шесть лет были связаны с любимым де лом. И самые памятные из них те, когда кинопроектор был глазным оружием Алек сандра Семеновича Травиц кого. В. БЕЛЯЕВ. 1 1 М 1 1 1 1 1 Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 Ш Ш П 1 1 Ш Ш Н 1 1 Ш Ш 1 1 Ш 1 Ш Ш М 1 М 1 Ш ! М 1 Ш Ш 1 1 1 1 Ш Ш 1 Ш 1 Ш Ш 1 1 1 1 1 Ш 1 1 Ш 1 1 Ш 1 Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 1 Ш 1 1 ! 1 1 | | 1 ! 1 1 1 1 1 ! 1 1 1 1 Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 1 т Ш Ш Ш Ш Ш Ш 1 1 1 1 1 Ш 1 1 Ш 1 9 мая 1965 года 10 РЫБНЫЙ. MYPMAH
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz