Рыбный Мурман. 1985 г. Май.

Музы в солдатской шинели ПЕРЕСТРОИТЬ РАБОТУ ПО-ВОЕННОМУ — это означало су- * * меть в первый месяц войны, когда было совсем не ясно, что и как может делать Мурманский театр, собрать маленький дружный коллектив людей, пожелавших работать для фронта. Перестроиться по-военному — это означало за пять дней под­ готовить две доброкачественные концертные программы, на­ чать обслуживать призывные пункты, выезжать в армейские подразделения, давая от четырех до восьми концертов в день», — писала «Полярная правда» об областном драмтеатре в сорок втором году. Фронтовые дороги т е а т р о в На снимке: у полотна новгородского живописца заслужен­ ного художника РСФСР Д. В. Журавлева «Спасенные дети. Подвиг русской женщины». Фотохроника ТАСС. Д А, НЕСМОТРЯ на всю т я ­ ж е с т ь о б р у ш и в ш и х с я в начале вой ны на наш кр а й и с п ы т а н и й , все-та ки с у щ е с т ­ вовали и а кт и в н о д ействовали в За по л яр ье все тр и те атр а л ь­ н ы х ко л л е кти в а — обл астной д р а м а ти ч е с ки й , С еверного ф лота и обл а стно й н у ко л ь н ы й . ^ Л етом 1941 года ко н ц е р тн ы е б ри га д ы облд рам театра раб о­ тали на К а н д а л а кш с ко м н а ­ пр ав л е ни и ф ронта. После б ол ь­ ш ой ко н ц е р тн о й п о е зд ки ре ­ ш ил и п о с та в и ть с п е кт а кл ь «Батальон идет на запад». З а ­ тем бы ли созд аны с п е кт а кл и по а н ти ф а ш и с тс ко й пьесе «П роф ессор М ам лок» В. Воль­ фа и пьесе В. Катаева «Ш ел солдат с ф ронта». А в ноябре 1941 года со с то ­ ялась пр ем ье р а «П арня из на ­ ш е го город а» К , С им онова. Этот с п е кт а кл ь стал л ю бим ы м у м ур м а н ча н и за щ и тн и ко в За­ по л ярья . И м енно т а к, «П арень из на ш е го город а», назы вал ся ц и кл о че р ко в га зе ты «П оляр­ ная правда» о м ур м ан ча на х- героях. На п рем ьере п р и сутство в а л сам а вто р пьесы . П о ж а л уй, им ен но с этой в стре чи на ча ­ лась на сто ящ а я д р у ж б а област­ н о го те атр а , ж ите л е й Мур> м а н ска с б ол ьш им со ве тски м писателем . В это т день К о н ­ с та н ти н М и ха й л о ви ч пообещ ал м у р м а н с ко й тр у п п е э кз е м п ­ ляр своей б уд ущ е й пьесы « Р усски е лю д и» О бещ ание он в ы п о л ни л весной сл е д ую щ его года. А весной 1945 года в М у р ­ м а н ско м облд рам театре го т о ­ вили н о в у ю п р ем ье р у. 9 м ая м ур м а н ча н е п о зн а ко м и л и с ь со сп е кта кл е м по пьесе К. С им о ­ нова «Так и будет». П о -на сто ящ е м у боевой была и военная б ио гр аф и я театра С еверного ф лота. За эти годы бы ло созд ано м но ж е ств о к о н ­ ц е р тн ы х п р о гр а м м , ко то р ы е в д о хновл ял и м о р я ко в - се ве р о ­ м орц ев на б и тв у с вра го м . П ричем делались о н и на до­ ста то ч н о в ы со ко м х у д о ж е с т ­ венном ур ов не , ведь р у ко в о ­ дил ко л л е кти во м Валентин П л уч е к, ны не гл а вн ы й р е ж и с ­ сер М о с ко в с ко го театра с а т и ­ ры . О бластной театр к у ко л в пред военны е и военны е го д ы на ход ил ся в городе К ир о в сн е . У ж е 23 и ю н я 1941 года арти- сты и гр а л и с п е кт а кл ь для в о и ­ нов, у х о д я щ и х на ф ронт. « И сп о л ьзуя м атериал ы га зет и радио, мы создали о ко л о 100 а н т и ф а ш и с т с ки х к о н ц е р ­ тов. П ом им о к у к о л ь н ы х сцен и спе кта кл е й ... в ы с ту п а л и с чтением б ое вы х а н ти ф а ш и ст­ с к и х сти х о в и р а сс ка зо в ар ­ т и с ты Р азоренова и М оисеев. В ел ико л е пно испо л нял а п о ­ пу л я р н ы е пе сни то го врем ени а р ти с тка Д е р ка ч», — в с п о м и ­ нал основател ь театра к у к о л В. А . Подобедов. В период вой ны члены его ко л л е кти в а бы ли п р и чи сл е н ы к по л итотд е л у 14-й а р м и и . Они о б сл уж и в а л и к а к бойцов, т а к и ж и те л е й п о сел ко в ж е л е зно й д о р о ги о т М ур м а н ска до с та н ­ ц ии * Л о у хи . ...К о не чно ж е , в д н и , ко гд а вся стр ан а го то в и тс я о тм е тить со ро кал е ти е на р од но го п о д ви ­ га, н а ш и театры не м огли пр о й ти м им о это го сл а вно го п р а зд н и ка . Горьной па м я ть ю о суд ьб а х ж е н щ и н в го д ы в о й ­ ны п р о н и за н с п е кт а кл ь обл­ драм театра <Вдовий пароход » по по ве сти И Гр е ко во й . А в ко н ц е апреля в ко л л е кти ве со стоял ась прем ьера одной из са м ы х п о п у л я р н ы х а н ти ф а ш и ­ с т с ки х пьес Б. Б рехта « М а ту ш ­ ка К у р а ж и ее дети». Театр КС Ф п о святил 40-летию Победы с п е кт а кл ь по пьесе А. Ш те й н а «О кеан», а областной к у к о л ь ­ ны й - - л и те р а тур н о - м у з ы ­ ка л ь н у ю ко м п о зи ц и ю « Р и сую т м а л ь чи ки войну». В эти м а й ски е д ни в к о л ­ л е кти в а х всех м у р м а н с ки х те ­ атров п р о хо д я т т о р ж е с тв е н ­ ны е вечера-чествования вете­ р ан ов вой ны . А 13 мая со сто ­ ится общ ий вечер со тр у д н и ко в н а ш и х театров, п о с вя щ е н н ы й 40-летию В ел икой Победы. К нем у М ур м а н ско е отделение ВТО го то в и т сп е ц и а л ь н ую п р о ­ гр а м м у, в ко т о р у ю войдет и ун и ка л ь н а я ф о то в ы ста в ка , р а сска зы в а ю щ а я о боевом п у ­ ти а р ти с то в -ф р о н то в и ко в и об их м ирном тв ор ч еско м тр уд е. И. БОРИСОВА, театровед. ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКОМ ПОЧТЫ В неоплатном долгу по сл ед н их м есяцев особенно щ едра ко то р ы е п о свя щ е н ы тем е ве л и ко го Г| ОЭТИЧЕСКАЯ ПОЧТА * * на сти хо тво р е н и я , на р о д н о го по д ви га Л ю д и н а ч и н а ю т п и с а ть с ти х и , ко гд а о щ у щ а ю т, ч то то л ько п о э ти ч е с ки й я з ы к м о ж е т в п ол ной мере в ы р а зи ть пе ре по л няю щ и е и х чувства . З а ч а стую из-по д пера в ы х о д я т с т р о к и весьм а небез­ у п р е ч н ы е в л и те р а тур н о м о тн о ш е н и и . Но это с т р о к и в ы со ко й себестоим ости. О ни р о ж д е н ы о щ ущ е н и е м не о пл атн ого д ол га п е ­ ред ветеранам и вой ны , ч увств о м кр о в н о й св язи с по ко л е ние м с о р о ко в ы х . О преемственности поколе ний рассказывает в своем сти­ хотворении мурманчанка Л. Ф. Пикулина. В нем дед-ветеран беседует со своим малолет­ ним внуком и не скрызает от него, что путь к Победе был тяжелым. Инженер А. Перов также пытается осмыслить подзиг тех, кто принял первый вра­ жеский удар, сумел выстоять в самые тяжелые месяцы войны. В стихотворении «Со­ рок первый» он напоминает о незабвенных именах Зои Кос­ модемьянской, Александра Чекалина, Виктора Талалихина, Николая Гастелло. Первый помощник капитана Мурманской базы промфлота Архангельского рыбакколхоз- союза Е. Н. Абрамов прислал в редакцию взволнованный рассказ о девушке - санинст­ рукторе, в подвиге которой сплелись воедино горячая любовь к Родине и неназисть к зач'-^ччкам: Вег: <*лось мне, н а к в а т а к у она Р о ту подняла о д н а ж д ы . Д зо т и зр ы га л тогд а м оре о гн я , Ее у ж е ран ил о д в а ж д ы . — Р ебята! Вперед! — п р о кр и ч а л а она. — Д ави б еспощ адно п р о кл я т ы х ! И, б р о с и в ш и с ь , гр у д ь ю за кр ы л а о го н ь... Из южного города Ейска пришло стихотворение вете­ рана войны В. М. Пущина «фронтовые морозы». Главный энергетик зазода белковых концентратов рыбо­ комбината В. Б. Зимин не ис­ пытал тягот войны, ему ис­ полнилось только "тридцать лет. И, как признался он в письме, стихи начал писать совсем недавно. Чему же по­ священы первые поэтические опыты? Об этом говорят их названия — «Память», «Помни­ те, люди!», «Минута молча­ ния». В последнем стихотво­ рении автор попытался выра­ зить свою боль от того, что павшие в бою солдаты так и не услышали радостной вести о Победе, что невозможно по­ дарить им в торжественный день даже одну минуту, ту, когда склоняет свои головы весь народ: Вот если бы э ту м и н у т к у сегод ня И тем бы ребятам. Что, ж и з н ь не жалея, Л о ж и л и с ь на доты!.. Священному долгу памяти посвятили свои стихотворения также инкассатор из Кироз- ска А. П. Кузьмин и работни­ ца Мурманского горпромторга Л. П. Вавилова, которая выра­ зила свои мысли такими сло­ вами: Н арод и х им ена не позабудет. Всех по м ни м — п а в ш и х и ж и в ы х ! И х п а м я ти д о стой н ы м ка ж д ы й будет. Борьба за м ир — вот жизни всей девиз! Огромны были жертвы, при­ несенные нашим народом в минувшей войне. И мы, со­ ветские люди, верим, что больше в мире никогда не разразится подобная или еще более страшная, ядерная, ка­ тастрофа. Эта вера воплоща­ ется в каждодневном труде на благо Отчизны, в усилиях по укреплению ее обороноспо­ собности, в воспитании моло­ дежи на славных традициях старших поколений. Об этом написал в стихотворении «Мы — ваше продолжение» стар­ ший техник-дозиметрист плав- техбазы «Имандра» Мурман­ ского морского пароходства В. В. Уемлянин: На планете н е сп о ко й н о , Но народ моей стр а н ы Верит, ч то не сут д остойно С л уж б у Р одины сы н ы ! Обзор подготовил Д. СТОЛБОВ. О р у ж и е —кинопрое к тор Г“|ЕРВЫЙ ФИЛЬМ, который сержант отдельного ба тальона связи Травицкий по­ казывал бойцам, назывался «Разгром немецко-фашист­ ских войск под Москвой», Дав­ но это было, в начале сорок второго, но не забыть Алек­ сандру Семеновичу аззодно ванных лиц солдат, которые только что видели, как бегут гитлеровские вояки под уда рами красноармейцез. Все к тому времени, конечно, знали, что фашисты отброшены да­ леко от стен столицы. Но что было дорого: увидеть враже­ ские спины собственными гла­ зами. Пока хотя бы на эк­ ране. Потому что должно бы­ ло пройти еще два с гаком тяжелых года, прежде чем бойцы 19-й армии точно так же поднялись во весь рост и погнали врага с заполярной земли. Такая была у него работа на фронте. Кто воевал с ав­ томатом в руках, кто в каби­ не истребителя или в башне танка, а оружием Александ­ ра Травицкого был кинопро ектор. Винтовка кинорадио­ механику — так назызалзсь должность — тоже полагалась, куда без нее солдату. Но ее вес был перышком по срав­ нению со всем остальным сна­ ряжением, которое приходи­ лось таскать на себе. Проек­ тор «Гекорд» (расшифровызз лось: «Георгий Константинозич Орджоникидзе») — за спину, «сидор» с пожитками — тоже, усилитель висит на груди, трансформатор и мешок с пленкой а руках... — Василий Мартьянов, Ми­ хаил Большедворский, Нико­ лай Ут^ин, Виктор Петухоз, Дмитрии Гамов, — припоми­ нает Александр Семенович своих товарищей. — Или вот Николай Андреев, он ремон­ тировал наше потрепанное обо­ рудование. Золотые руки у человека! Сейчас живет а Москве, встречаемся с ним, вспоминаем молодость... Кинотеатр поблизости от пе редовой выглядел так: хорошо если землянка, но ча­ ще просто натягивался между двумя деревьями экран, а там лишь бы даижок не ба­ рахлил. Кому не хватало места на поляне — пристраивался с обратной стороны просвечи­ вавшего экрана и смотрел зеркальное изображение. Дождь — тоже не беда: плащ- палатки прикрыть кинопроек­ тор всегда найдутся, а зрите­ ли, казалось, и вообще не за­ мечали текущих струй. «Чапаев», «Мы из Кронш­ тадта», «Минин и Пожарский», «Александр Невский», лучшие фильмы, которые вошли в золотой фонд советского ки­ ноискусства, исполненные гор­ дости за славу русского ору­ жия, веры в торжество боль­ шевистского дела, показывал сержант Травицкий солдатам, несшим ратную службу на Кандалакшском направлении. Часто демонстрировались ки­ ноконцерты «Тебе, фронт!», в которых выступали популяр­ ные мастера искусств — мо- лодыз тогда Райкин, Утесов, Шульженко, другие. Весалила бойцов короткометражка «Ан тоша Рыбкин»: в ней актер Борис Чирков играл повара, берущего в плен гитлеров­ ского генерала. Но не мень­ шим успехом пользовалась и лирическая картина «Моя любовь», рассказывавшая о мирной жизни, о простом че­ ловеческом счастье, всем том, чего хотели Лишить нас вра­ ги. Но не только солдаты были зрителями фронтовых киноме­ хаников. Когда фашистов вы­ бросили из Заполярья и 19-я армия воевала в Польше, по­ том в Восточной Пруссии, уст­ раивались специальные сеан-■ сы для населения. До конца войны не расста­ вался Травицкий со своим «Ге- кордом». А затем, награжден­ ный медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Со­ ветского Заполярья», не оп­ равившийся еще полностью от последствий контузии, вер­ нулся на прежнее место ра­ боты —в Терский отдел ки­ нофикации. Последние четыр­ надцать лет трудился стар­ шим редактором методкаби- нета областного управления кинофикации. И лишь когда перевалило за семьдесят, в конце прошлого года, ушел на заслуженный отдых. По­ считать — сорок шесть лет были связаны с любимым де­ лом. И самые памятные из них те, когда кинопроектор был глазным оружием Алек­ сандра Семеновича Травиц­ кого. В. БЕЛЯЕВ. 1 1 М 1 1 1 1 1 Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 Ш Ш П 1 1 Ш Ш Н 1 1 Ш Ш 1 1 Ш 1 Ш Ш М 1 М 1 Ш ! М 1 Ш Ш 1 1 1 1 Ш Ш 1 Ш 1 Ш Ш 1 1 1 1 1 Ш 1 1 Ш 1 1 Ш 1 Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 1 Ш 1 1 ! 1 1 | | 1 ! 1 1 1 1 1 ! 1 1 1 1 Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 Ш 1 Ш 1 1 Ш 1 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 1 т Ш Ш Ш Ш Ш Ш 1 1 1 1 1 Ш 1 1 Ш 1 9 мая 1965 года 10 РЫБНЫЙ. MYPMAH

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz