Рыбный Мурман. 1985 г. Май.
•Трудом крепить мир!* МУРМАН Побе де Николаевич Щадилов. Улыб чивый, добродушный, но что бы из него два слова вы та щить — два часа надо по тратить. Он лучше новичку покажет, как надо работать, или сам сделает все так, что только стой да любуйся. - Или электромеханик Ни колай Петрович Серганов, ветеран судна. Веселый, ра ботящий человек. Руки золо тые. Не говоря уж е о судо вом оборудовании, все поет в его руках. Дали морякам киноустановку — впору вы брасывать. Электромеханик покопался — лучше новой стала. Капитан-директор Анато лий Михайлович Глущенко — тралфлотовец с богатым рыбацким опытом. Школу прошел у таких известных капитанов, как Борецкий, Стромилов. Человек в обра щении мягкий, со штурма нами — на доверии, с ос тальными моряками — на взаимном уважении. Ошиб ся кто — упреком не оби дит. Рефмеханик Генрикас Ионович Сакас — человек Четыре мирных десятилетия 1945—1955 Л ТГРЕМЕЛИ залпы салюта Победы. Люди, страстно жаждавшие мирного труда, принялись восстанавливать из раненную, истерзанную стра ну. Принят Закон о пятилетием плане восстановления и раз вития народного хозяйства СССР на 1946—1960 годы. Возвращаются к мирному труду рыбаки-сезеряна. В этом десятилетии (летом 1955 го да) они получают первые су да кормового траления — мощные по тем временам БМРТ типа «Пушкин». Мурманские рыбаки выхо дят на просторы Мирового океана. Находят промысловые районы, богатые сельдью. В 1949 году образуется но вое управление «М урман- сельдь». А через пять лет за освоение круглогодичного ло ва сельди 267 моряков удоста иваются наград Родины, четы ре человека стали лауреатами Государственной премии СССР. В 1955 году у мурманчан уже было 140 промысловых судов, 8 плавбаз, 3 танкера. 1955—1965 Второе мирное десятилетие. В 1956 году на БМРТ «Ви тебск» и «Северное сияние» освоен разноглубинный трал. Расш иряется береговая ба за: за два года (1956 — 58) стра на выделила 758 миллионов рублей на строительство в Мурманском рыбном порту глубоноводных причалов, а та кж е на механизацию работ в порту. В 1958 году на транспортном рефрижераторе «Иркутск» впервые освоены швартовки и перегрузка рыбы в откры том море. 1965—1975 Третье десятилетие с 1 ян варя 1965 года ознаменова лось созданием «Севрыбхо- лодфлота». Новые плавбазы, транспорт ные реф рижераторы , промы словые суда — флот северян рос, добыча рыбы увеличива лась. ассортимент продукции расш ирялся. В 1966 году на знамени Мурманского морского рыб ного порта засверкал орден Ленина. В 1968 году продукция Мур манского рыбокомбината на ВДНХ СССР завоевала 58 медалей, из них 4 золотых. 1975—1985 Вступая в четвертое мир ное десятилетие, северяне имели новые современные суда: ТР типа «Карл Либкнехт», ППР типа «Грумант» и типа «Рембрандт». Рыбаки впервые перешагнули рубеж — 10 миллионов центнеров вылов ленной за год рыбы. С 1975 года на флот посту пают БАТы, затем в 1979 го д у — БМРТ типа «Иван Боч ков», ПСТ типа «Баренцево море». 5 мая 1975 года к знамени Мурманского тралового фло та прикреплен орден О к тябрьской Революции. 9 мая того же года был открыт памятный знак моря кам теперь уже орденоносно го флота, погибшим в годы Великой Отечественной вой- Четыре мирных десятилетия — 40 лет созидания и расцве та Все, чего достиг Северный бассейн сегодня, создавалось в эти годы ценой ударного труда. Достижения эти вряд ли надо перечислять: северя не (да и не только они) пре красно знаю т и о досрочном выполнении плановых задании, и о новых судах и новых мощностях береговых пред приятий. И сегодняш ний расц вет наш его ры бацкого бассей на люди тож е, к а к Победу, приближали, к а к могли. 9 мая 1985 года Баренцевом море — — КАК МОГЛИ... работе рыбаков в годы Ве ликой Отечественной? Самый первый промысло вый рейс показал, насколь ко велика опасность: из че тырех вышедших в море траулеров один не вернулся в порт. Причем ловить на известных, освоенных мелко водьях стало невозможно: фашисты неотступно следи ли за этими районами. При шлось идти в такие квадра ты, которые раньше счита лись непригодными для тралового лова из-за плохих грунтов, неизведанных тече ний и глубин, редких кося ков. К тому ж е ловили ры бу только в темноте, раз делывали на ощупь, без фо нарей. Тем не менее за три во енных года тралфлотовцы дали стране 85 0 тысяч цент неров рыбы, 7,5 тысячи центнеров рыбьего жира, 3,6 миллиона банок консер вов. З а этими цифрами — поистине героическая, само отверженная работа рыба ков и тружеников Мурман ского рыбокомбината. Постепенно накапливался боевой опыт. Вооруженны е тральщ ики успеш но отраж али атаки противника. Тралфлот ни в 1943, ни в 1944 гоjjy не имел потерь, хотя за этот пе риод каждое судно не раз бы ло атаковано врагом. РТ-55 подвергся атаке самолета «Хенкель». Корабль своевремен но обнаружил опасность и откры л огонь, заставив его беспорядочно сбросить бомбы. РТ-17, находясь на промысле, был атакован двумя «Ю нкерса- ми». М оряки отогнали их ог нем из пулеметов и орудий. РТ-1 отразил а таку трех бом бардировщ иков, не дав им сбросить страш ны й груз. РТ-18, следуя на промысел, обнару ж и л подводную лодку против ника. Корабль устремился в атаку, подлодка погрузилась и стала уходить от преследова ния. М оряки сбросили на лод- ну серию глубинны х бомб, по сле чего приступили к про мыслу. РТ-89 в течение 15 ми нут вёл бой с подводной лод. кой, заставил ее погрузиться, потерь не имел. Это лишь отдельные эпи зоды из боевой биографии тралфлотовцев. разворачи валась настоящ ая битва за рыбу. Немало трудностей при шлось пережить и на бере гу. В начале 1942 года кон чился уголь. Экипажи судов вынуждены были сами «до бывать» его у причалов Угольной базы со дна зали ва, используя для этого время отливов. Так было «выловлено» три тысячи TojjH угля, 13 рейсов сдела ли на нем траулеры. С начала войны судоверфь, ремонтны е и тралово-такелаж- ная м астерские выполняли за казы фронта. Ремонтную ба зу, танелаж ную мастер скую пришлось создавать за ново. Не хватало спецодежды, питания. Береговая база силь но страдала от авианалетов. Особенно ожесточенным бом бежкам подверглась М урм ан ская база военизирован ного тралового флота в июне 1942 года. Не дожидаясь от боя воздушной тревоги, трал флотовцы выходили туш ить пожары и отстояли от огня причалы , склады, ряд жилы х домов. В порту не хватало рабочей силы, особенно в 1941— 43 го дах. И моряки шли на помощь порту, грузили уголь, лед, соль. Только за 1942 год мо ряки и рабочие береговых предприятий, помимо основной работы, разгрузили и по грузи ли до 18 тысяч тонн угля, ра ботали на разборке разбиты х зданий, строительстве, в под собном хозяйстве. В результа те затраты времени на м еж дурейсовые стоянки были ни ж е , чем до войны. В январе 1942 года мур манчане отправили первый эшелон с р^бой тружени кам осажденного Ленингра да. Ленинградцы получили 101 тонну соленой трески, 32 тонны сельди, 37 тонн семги, 7,5 тонны медицин ского жира. 1943 год стал перелом ным и для Мурманского тралфлота. За десять меся цев было добыто рыбы втрое больше, чем за весь преды дущий год. 10 ноября на многолюдном митинге кол лективу тралового флота за трудовые успехи было вру чено Красное знамя Госу дарственного Комитета Обо роны. 1944 год поставил перед тружениками моря новые задачи. В начале года по всей стране развернулось соревнование работников рыбной промышленности. По инициативе передового тра- улеоа «Абрек» во флоте началось движение за вылов 30 тысяч центнеров рыбы на каждый траулер. Многие экипажи взяли на себя до полнительные обязательст ва — довести добычу до 38 тысяч центнеров. Но промысловая обста новка была по-прежнему тя желой. Баренцево море ос тавалось ареной военных действий, районы промысла были очень ограниченны. Од нако одиннадцать траулеров, среди которых «Ерш», «Чайка», «Акула», «Сом», «Иртыш», «Абрек» и дру гие, достигли довоенного уровня добычи. Годовой план был перевыполнен, вместо 530 тысяч центнеров рыбаки сдали стране 634,4 тысячи центнеров первосорт ной рыбы. Мурманчане вы шли победителями во Всесо юзном социалистическом со ревновании. Весть о Победе с удиви тельной быстротой проне слась по кораблям. Это бы ла и их, рыбаков, победа. Сражаясь и работая, они приближали этот день. Родина высоко оценила труд рыбаков тралового флота в годы войны. За трудовые подвиги 48 моря ков тралового флота были награждены орденами и ме далями, 43 рыбака получи ли награды за помощь Се верному флоту в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. В. КАРАКАШЯН, заведую щая постоянно действую щей выставкой «История становления и развития рыбной промышленности Северного бассейна», Е. ФЕДОРОВА, архивист Государственного архива Мурманской области. удивительного хладнокро вия, немногословен, нетороп лив. Рефустановка ни разу не захандрила. А какие матросы на «Са люте»! Богдан Владимирович Чайка — трюмный матрос, ворчун, но на редкость доб росовестный труженик. Ум ница, эрудированный, авто ритетный — расфасовщик Валентин Михайлович Сал тыков. Будущий технолог Валерий Николаевич Волков мастер так быстро и неза метно ввести новичка в ра боту, что даже опытные мо ряки удивляются. И вот уже новички в числе передови ков: Валерий Локтюшин, Алексей Петухов, Александр Цилько. Да ведь если называть, так надо всех: шеф-повара Веру Прохоровну Корешову, вете рана флота, ударника ком мунистического труда: пер вого помощника капитана Владимира Филаретовича Волчана, отдавшего флоту 28 лет, из них 18 он работает старшим механиком: всех судоводителей, мотористов. Скажем о другом: брали моряки высокое обязатель ство — к Дню Великой По беды выполнить план полу годия. Обещание выполне но досрочно и даже значи тельно перевыполнено. А то, что выработано сверх за дания, — подарок великому празднику: почти три тысячи центнеров первосортной пи щевой продукции. И. БЕРЕЗЮК. Фото В. КОРЕЦКОГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz