Рыбный Мурман. 1985 г. Май.

•Трудом крепить мир!* МУРМАН Побе де Николаевич Щадилов. Улыб­ чивый, добродушный, но что­ бы из него два слова вы та­ щить — два часа надо по­ тратить. Он лучше новичку покажет, как надо работать, или сам сделает все так, что только стой да любуйся. - Или электромеханик Ни­ колай Петрович Серганов, ветеран судна. Веселый, ра­ ботящий человек. Руки золо­ тые. Не говоря уж е о судо­ вом оборудовании, все поет в его руках. Дали морякам киноустановку — впору вы­ брасывать. Электромеханик покопался — лучше новой стала. Капитан-директор Анато­ лий Михайлович Глущенко — тралфлотовец с богатым рыбацким опытом. Школу прошел у таких известных капитанов, как Борецкий, Стромилов. Человек в обра­ щении мягкий, со штурма­ нами — на доверии, с ос­ тальными моряками — на взаимном уважении. Ошиб­ ся кто — упреком не оби­ дит. Рефмеханик Генрикас Ионович Сакас — человек Четыре мирных десятилетия 1945—1955 Л ТГРЕМЕЛИ залпы салюта Победы. Люди, страстно жаждавшие мирного труда, принялись восстанавливать из­ раненную, истерзанную стра­ ну. Принят Закон о пятилетием плане восстановления и раз­ вития народного хозяйства СССР на 1946—1960 годы. Возвращаются к мирному труду рыбаки-сезеряна. В этом десятилетии (летом 1955 го­ да) они получают первые су­ да кормового траления — мощные по тем временам БМРТ типа «Пушкин». Мурманские рыбаки выхо­ дят на просторы Мирового океана. Находят промысловые районы, богатые сельдью. В 1949 году образуется но­ вое управление «М урман- сельдь». А через пять лет за освоение круглогодичного ло­ ва сельди 267 моряков удоста­ иваются наград Родины, четы ­ ре человека стали лауреатами Государственной премии СССР. В 1955 году у мурманчан уже было 140 промысловых судов, 8 плавбаз, 3 танкера. 1955—1965 Второе мирное десятилетие. В 1956 году на БМРТ «Ви­ тебск» и «Северное сияние» освоен разноглубинный трал. Расш иряется береговая ба­ за: за два года (1956 — 58) стра­ на выделила 758 миллионов рублей на строительство в Мурманском рыбном порту глубоноводных причалов, а та кж е на механизацию работ в порту. В 1958 году на транспортном рефрижераторе «Иркутск» впервые освоены швартовки и перегрузка рыбы в откры­ том море. 1965—1975 Третье десятилетие с 1 ян­ варя 1965 года ознаменова­ лось созданием «Севрыбхо- лодфлота». Новые плавбазы, транспорт­ ные реф рижераторы , промы­ словые суда — флот северян рос, добыча рыбы увеличива­ лась. ассортимент продукции расш ирялся. В 1966 году на знамени Мурманского морского рыб­ ного порта засверкал орден Ленина. В 1968 году продукция Мур­ манского рыбокомбината на ВДНХ СССР завоевала 58 медалей, из них 4 золотых. 1975—1985 Вступая в четвертое мир­ ное десятилетие, северяне имели новые современные суда: ТР типа «Карл Либкнехт», ППР типа «Грумант» и типа «Рембрандт». Рыбаки впервые перешагнули рубеж — 10 миллионов центнеров вылов­ ленной за год рыбы. С 1975 года на флот посту­ пают БАТы, затем в 1979 го­ д у — БМРТ типа «Иван Боч­ ков», ПСТ типа «Баренцево море». 5 мая 1975 года к знамени Мурманского тралового фло­ та прикреплен орден О к­ тябрьской Революции. 9 мая того же года был открыт памятный знак моря­ кам теперь уже орденоносно­ го флота, погибшим в годы Великой Отечественной вой- Четыре мирных десятилетия — 40 лет созидания и расцве­ та Все, чего достиг Северный бассейн сегодня, создавалось в эти годы ценой ударного труда. Достижения эти вряд ли надо перечислять: северя­ не (да и не только они) пре­ красно знаю т и о досрочном выполнении плановых задании, и о новых судах и новых мощностях береговых пред­ приятий. И сегодняш ний расц­ вет наш его ры бацкого бассей­ на люди тож е, к а к Победу, приближали, к а к могли. 9 мая 1985 года Баренцевом море — — КАК МОГЛИ... работе рыбаков в годы Ве­ ликой Отечественной? Самый первый промысло­ вый рейс показал, насколь­ ко велика опасность: из че­ тырех вышедших в море траулеров один не вернулся в порт. Причем ловить на известных, освоенных мелко­ водьях стало невозможно: фашисты неотступно следи­ ли за этими районами. При­ шлось идти в такие квадра­ ты, которые раньше счита­ лись непригодными для тралового лова из-за плохих грунтов, неизведанных тече­ ний и глубин, редких кося­ ков. К тому ж е ловили ры­ бу только в темноте, раз­ делывали на ощупь, без фо­ нарей. Тем не менее за три во­ енных года тралфлотовцы дали стране 85 0 тысяч цент­ неров рыбы, 7,5 тысячи центнеров рыбьего жира, 3,6 миллиона банок консер­ вов. З а этими цифрами — поистине героическая, само­ отверженная работа рыба­ ков и тружеников Мурман­ ского рыбокомбината. Постепенно накапливался боевой опыт. Вооруженны е тральщ ики успеш но отраж али атаки противника. Тралфлот ни в 1943, ни в 1944 гоjjy не имел потерь, хотя за этот пе­ риод каждое судно не раз бы­ ло атаковано врагом. РТ-55 подвергся атаке самолета «Хенкель». Корабль своевремен­ но обнаружил опасность и откры л огонь, заставив его беспорядочно сбросить бомбы. РТ-17, находясь на промысле, был атакован двумя «Ю нкерса- ми». М оряки отогнали их ог­ нем из пулеметов и орудий. РТ-1 отразил а таку трех бом­ бардировщ иков, не дав им сбросить страш ны й груз. РТ-18, следуя на промысел, обнару­ ж и л подводную лодку против­ ника. Корабль устремился в атаку, подлодка погрузилась и стала уходить от преследова­ ния. М оряки сбросили на лод- ну серию глубинны х бомб, по­ сле чего приступили к про­ мыслу. РТ-89 в течение 15 ми­ нут вёл бой с подводной лод. кой, заставил ее погрузиться, потерь не имел. Это лишь отдельные эпи­ зоды из боевой биографии тралфлотовцев. разворачи­ валась настоящ ая битва за рыбу. Немало трудностей при­ шлось пережить и на бере­ гу. В начале 1942 года кон­ чился уголь. Экипажи судов вынуждены были сами «до­ бывать» его у причалов Угольной базы со дна зали­ ва, используя для этого время отливов. Так было «выловлено» три тысячи TojjH угля, 13 рейсов сдела­ ли на нем траулеры. С начала войны судоверфь, ремонтны е и тралово-такелаж- ная м астерские выполняли за­ казы фронта. Ремонтную ба­ зу, танелаж ную мастер­ скую пришлось создавать за­ ново. Не хватало спецодежды, питания. Береговая база силь­ но страдала от авианалетов. Особенно ожесточенным бом­ бежкам подверглась М урм ан­ ская база военизирован­ ного тралового флота в июне 1942 года. Не дожидаясь от­ боя воздушной тревоги, трал­ флотовцы выходили туш ить пожары и отстояли от огня причалы , склады, ряд жилы х домов. В порту не хватало рабочей силы, особенно в 1941— 43 го­ дах. И моряки шли на помощь порту, грузили уголь, лед, соль. Только за 1942 год мо­ ряки и рабочие береговых предприятий, помимо основной работы, разгрузили и по грузи ­ ли до 18 тысяч тонн угля, ра­ ботали на разборке разбиты х зданий, строительстве, в под­ собном хозяйстве. В результа­ те затраты времени на м еж ­ дурейсовые стоянки были ни­ ж е , чем до войны. В январе 1942 года мур­ манчане отправили первый эшелон с р^бой тружени­ кам осажденного Ленингра­ да. Ленинградцы получили 101 тонну соленой трески, 32 тонны сельди, 37 тонн семги, 7,5 тонны медицин­ ского жира. 1943 год стал перелом­ ным и для Мурманского тралфлота. За десять меся­ цев было добыто рыбы втрое больше, чем за весь преды ­ дущий год. 10 ноября на многолюдном митинге кол­ лективу тралового флота за трудовые успехи было вру­ чено Красное знамя Госу­ дарственного Комитета Обо­ роны. 1944 год поставил перед тружениками моря новые задачи. В начале года по всей стране развернулось соревнование работников рыбной промышленности. По инициативе передового тра- улеоа «Абрек» во флоте началось движение за вылов 30 тысяч центнеров рыбы на каждый траулер. Многие экипажи взяли на себя до­ полнительные обязательст­ ва — довести добычу до 38 тысяч центнеров. Но промысловая обста­ новка была по-прежнему тя­ желой. Баренцево море ос­ тавалось ареной военных действий, районы промысла были очень ограниченны. Од­ нако одиннадцать траулеров, среди которых «Ерш», «Чайка», «Акула», «Сом», «Иртыш», «Абрек» и дру­ гие, достигли довоенного уровня добычи. Годовой план был перевыполнен, вместо 530 тысяч центнеров рыбаки сдали стране 634,4 тысячи центнеров первосорт­ ной рыбы. Мурманчане вы­ шли победителями во Всесо­ юзном социалистическом со­ ревновании. Весть о Победе с удиви­ тельной быстротой проне­ слась по кораблям. Это бы­ ла и их, рыбаков, победа. Сражаясь и работая, они приближали этот день. Родина высоко оценила труд рыбаков тралового флота в годы войны. За трудовые подвиги 48 моря­ ков тралового флота были награждены орденами и ме­ далями, 43 рыбака получи­ ли награды за помощь Се­ верному флоту в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. В. КАРАКАШЯН, заведую­ щая постоянно действую­ щей выставкой «История становления и развития рыбной промышленности Северного бассейна», Е. ФЕДОРОВА, архивист Государственного архива Мурманской области. удивительного хладнокро­ вия, немногословен, нетороп­ лив. Рефустановка ни разу не захандрила. А какие матросы на «Са­ люте»! Богдан Владимирович Чайка — трюмный матрос, ворчун, но на редкость доб­ росовестный труженик. Ум­ ница, эрудированный, авто­ ритетный — расфасовщик Валентин Михайлович Сал­ тыков. Будущий технолог Валерий Николаевич Волков мастер так быстро и неза­ метно ввести новичка в ра­ боту, что даже опытные мо­ ряки удивляются. И вот уже новички в числе передови­ ков: Валерий Локтюшин, Алексей Петухов, Александр Цилько. Да ведь если называть, так надо всех: шеф-повара Веру Прохоровну Корешову, вете­ рана флота, ударника ком­ мунистического труда: пер­ вого помощника капитана Владимира Филаретовича Волчана, отдавшего флоту 28 лет, из них 18 он работает старшим механиком: всех судоводителей, мотористов. Скажем о другом: брали моряки высокое обязатель­ ство — к Дню Великой По­ беды выполнить план полу­ годия. Обещание выполне­ но досрочно и даже значи­ тельно перевыполнено. А то, что выработано сверх за­ дания, — подарок великому празднику: почти три тысячи центнеров первосортной пи­ щевой продукции. И. БЕРЕЗЮК. Фото В. КОРЕЦКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz