Рыбный Мурман. 1985 г. Май.

7 /лая—*День радио, праздник работников всех отраслей связи Книги к юбилею П о б е д ы В КАНУН 40-летия Победы советского народа в Ве­ ликой Отечественной войне Мурманское книжное изда­ тельство порадовало читате­ лей двумя новыми книгами. «40легнародному подвигу» Книга открывается фотодо­ кументами военных лет. Пуб­ ликуются материалы торжест­ венного собрания в Мурман­ ске, посвященного 40-летию разгрома немецко-фашист­ ских захватчиков в Заполярье. Большую ценность для пре­ подавателей, студентов, уча­ щихся, работников музеев, библиотек, лекторов представ­ ляет список воинских соеди­ нений и частей, участвовавших в обороне нашего края и разгроме гитлеровцев на Се­ вере, а также список Героев Советского Союза (с указани­ ем воинских частей, в соста­ ве которых воевали, биогра­ фических и других данных), удостоенных этого высокого звания за героические подви­ ги на Севере. В этом списке около 150 фамилий. Перечиспены также суда мурманских промысловых и транспортных флотов, погиб­ шие в годы войны, памятни­ ки воинской славы, поднявши­ еся на местах боев. С оставители к н и ги — А. И. Краснобаев и ГО. Ф. С окол ов — проделали б о л ь ш ую исследова­ т е л ь с ку ю раб оту «Прифронтовая Кандалакша» Два городэ Кольского полу­ острова удостоены боевых на­ град — М урманск и Канда­ лакша. Поэтому вполне зако­ номерен выход в свет книги «ПрифронтоЕая Кандалакша», в которой речь идет о вкла­ де горожан в победу на Се­ вере. П ростой и н гв зы с н а те л ь н ы й р а сска з ведет чел о ве к, к о т о ­ ры й р уко в о д и л в то гр о зн ы е годы не т о л ь ко го р о д с ко й п а р ­ ти й н о й о р га н и за ц и е й , но и возглавлял го р о д ско й ко м и те т обороны , — п е рпы й се кр е та р ь го р ко м а п а р ти и Г. В Елисеев. Он подробно повествует, как перестраиззлзсь жизнь города на военный лад, как создавались истребительные батальоны, отряды народного ополчения, как бесстрашно сражались кандалакшцы на фронте и героически труди­ лись в тылу. К н и гу с интересом п р о ч т у т не то л ько ветераны боев на Севере, н г т о л ь ко ж и те л и К а н д а л а кш и , но и п р е д ста в и ­ тели м олодого п о ко л е н и я , по то м у что зто ещ е одна я р ­ кая стр а н и ц а ге р о и ч е с ко й ле­ то п и си В еликой О течественной войны . ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И ТЕХНИКИ ИМЕНИ С. М. КИРОВА 1 мая — премьера художест­ венного фильма «ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ КРЫЛЬЯ» Производство киностудии «Мос­ фильм». В главных ролях: Лев Дуров, Михаил Глузский. Начало в 17 часов. Касса работает с 11 до 21 часа. С п р а В К И ПО ----------- С 5П Э ТОТ П РА ЗДН И К отмечают буквально все — с утра до вечера не смолкают радиоприемники н динамики, связисты обеспечивают всеми техническими средствами на­ ши служебные и личные переговоры, горят в квартирах голубые экраны телевизоров. Армия и Флот Страны Советов, стоящие на страже ми­ ра, оснащены новейшими средствами связи и обнаружения целей. Большой отряд радиоспециалистов вносит свой достойный вклад в успех рыбаков, экипажей приемо-транспортного флота. На публикуемом здесь снимке В. Кононова — один из них. Это начальник радиостанции большого автономного траулера «Константин Душенов» Александр Ю льевич Фи­ лимонов. Экипаж — передовой в Мурманском траловом флоте: он уж е выполнил план первого полугодия, отрабо­ тал трое суток на сэкономленных горюче-смазочных м ате­ риалах, на 20 тысяч рублей сэкономил орудий лова, на 5 00 рублей — тары. Коллектив принял повышенное обязательство: завершить план года по всем показателям к 68-й годовщине Вели­ кого Октября. Нет сомнения, внесет свою лепту в выпол­ нение обязательства и А. Ю. Филимонов. Порукой тому — его творческое отношение к труду. Только в последнее вре­ мя он внес пять рационализаторских предложений по свое­ му заведованию , в рейсе смонтировал новую спутниковую аппаратуру, чем значительно облегчил работу судоводите­ лей. От души поздравляем с праздником этого специалиста, всех связистов бассейна! Б. ПАВЛОВ. Наш календарь «Такого нет ни в одной стране З ТИ СЛОВА члето уп о тр е б ­ ляли учен ы е , ко гд а речь ш ла об очередном изоб ретении Ивана П етровича К ул и б и на . На н и х в ел и ки й р у сс н и й и зо ­ бретатель отвечал: «Зачем де­ лать то , что у ж е есть?» Э тот п р и н ц и п К ул и б и н с о х ­ ранил на всю свою ж и зн ь . Иван К ул и б и н родился 10 (21) апреля 1735 года в Н и ж ­ нем Н овгороде в семье м ел ко ­ го то р го в ц а . Отец видел о( с ы ­ не свое го п р е е м н и ка по т о р го ­ вой ча сти , но то го с детства тя н ул о к м е ха н и ке , первы е свед ения о ко то р о й он п о ч е р п ­ нул в ку п л е н н о й им ка к-то на базаре к н и ге « К р а тко е р у к о ­ вод ство к п о зн а н и ю п р о сты х и с л о ж н ы х м аш и н , с о ч и н е н ­ ное для упо тре б л е ния р о сси й ­ с к о го ю нош е ства» . О собенно м олодого К ул иб ина п р и в л е ка л и ч а с ы ,ко т о р ы е в то врем я бы л и сим волом т е х н и ­ ч е с ко го п р о гр е с са . Еще м аль­ ч и ш ко й он за см а тр ива л ся на д и в н ы й циф ерблат часов Р о ж ­ д е стве н ско й ц е р кв и , п о ка зы в а ­ ю щ и х не то л ь ко врем я, но и д в и ж е н и е не б есн ы х светил. Ш е стна д ц а ти лет И ван у ж е о тре м он тиро ва л у к у п ц а М и- ку л и н а д е ревянны е часы с к у - н у ш ко й , ч и н и т ь ко то р ы е н и кт о не брался. Ю нош а в 1752 году едет в М о скв у, где зн а ко м и тс я с и зв е стны м ч а со в ы х дел м а­ стером Л о б ко в ы м , у ко то р о го К у л и б и н познал м но ги е с е кр е ­ ты ч а со вого м астерства. В о зв р а ти в ш и сь в Н и ж н и й Н озго р од , с п о м о щ ью пр иоб р е ­ те н н о го у Л о б ко за и н с тр у м е н ­ та Иван и зго та в л и в а е т м едные часы с к у к у ш к о й , б ы вш ие в то врем я бол ьш ой р е д ко стью , р ем о н ти р уе т м н о ж е ств о р аз­ л и ч н ы х часов и м у зы ка л ь н ы х ш к а ту л о к . И зв е стно сть К ул и б и н а , к а к хо р о ш е го ч а со вого м астера, б ы стр о р астет. В 17G4 го д у К ул и б и н по за ­ к а з у купц-> К о стро м и на н а ч и ­ нает раб оту над у н и ка л ь н ы м и часа м и «Я ичной ф и гур ы » , к о ­ торы е тот зад ум ал по д ар ить им п ер а триц е Е кате р и не И, не ­ р а в н о д уш н о й к р азн ы м д и к о ­ в и н н ы м б езд ел уш ка м . И хо тя к м ом енту по сещ е ния Е ка те р и ­ ной Н и ж н е го Н овгорода в 1767 го д у о ни не бы ли п о л н о ­ с тью го то в ы , ч а с ы К ул и б и на ей по н р а в и л и сь . Ещ е д за года работы над часа м и — и создан од ин из са м ы х уд и в и те л ь н ы х а вто м а ­ тов в и сто р и и т е х н и к и .С о с т о ­ яли часы из 427 то н ча й ш е й раб оты м и н и а тю р н ы х деталей. В н и х тр и с у т о ч н ы х завода: один — для часо вого , д р у го й для боя, а тр ети й — для к у - р ан тн о го м еханизм а. Б или часы к а ж д у ю четве рть. Е ж е часн о о тво р ял и сь д в е р ки , и появлялся «златой чар то г» , в ко то р о м кр о х о т н ы й те атр р а ­ зы гр ы в а л пр ед ста вл е ния с м у ­ з ы ко й и ко л о ко л ь н ы м зво но м . Ч асы передали в К у н с т к а ­ м еру, а К ул и б и н а . на зна чи л и часовы м м е ха н и ко м Р о сси й ско й А кад е м и и , где работал 32 года. П ервы е го д ы п р еб ы ва ния в П етерб урге б ы л и сч а стл и в е й ­ ш им и з е го ж и з н и . Р о ж д а л ись л у ч ш и е м ы сл и, п л о д отво р не й­ ш ие идеи. В течение 1770 — 1773 гг. К ул и б и н работает над п р о е к ­ та м и о д н о п ро л е тно го д е ре вян­ н о го м оста через Н еву. В то врем я П е те рб ур г не имел п о сто я н н о го м оста через Н еву — стр о и л и с ь на пл авны е на п о н то н а х, ко то р ы е р а зв о д и ­ л и сь для п р о п у с ка суд ов, А на зи м у м осты Еообще сн и м а л и сь до о ко н ч а н и я весеннего ледо­ хода. Ж ител и города в зим нее врем я пе ре хо д ил и р е ку по льд у. П оэтом у о тсутстви е п о ­ с то я н н ы х м остов через Н еву б ы л о Для пе те р б ур ж ц е в на ­ с то я щ и м бедствием . С тро ить м н о го п р о я а тн ы е м осты по тем врем енам то ж е бы ло о че нь с л о ж н о : Нева ш и р о ка , гл уб о ка , им еет си л ьно е течение. К т о ­ му ж е сл учал и сь на вод не ния. Но созд ать од но про л е тны й м ост пр и то гд а ш н е й те х н и ке бы ло делом и с кл ю ч и те л ь н ы м , п о чти не в о зм о ж н ы м . И все ж е наш елся чел о ве к в Р оссии — К ул и б и н , р е ш и в ­ ш и й эту зад ачу: он с п р о е к т и ­ ровал м ост д л иной п о ч ти 300 м етров и им ев ш и й л и ш ь о д н у а р к у , под ко то р о й м огл и п р о ­ хо д и ть кор а бл и по Н езе. За К 250-летию со дня рождения Ивана Кулибина пол тора года под его р у ко в о д ­ ством о п ы тн ы е п л о т н и ки и з го ­ то вил и из 13 ты с я ч деталей дель 1:10 д е р е в ян н о го м оста. К о н с т р у кц и ю пр ед ста вил и для о зна ко м л ен ия спе циа л ьно й к о ­ м и сси и , и она у с п е ш н о прош ла все и сп ы та н и я . В ы ставленная во дворе А кад е м ии модель м оста была чуд ом м е ха н и ки и вы зы ва л а всеобщ ее в о схи щ е ­ ние. М ост К ул и б и н а был с о б ы ти ­ ем в и сто р и и и н ж е н е р н о го д«в> ла, и если бы этот вел икий и н ж е н е р н и ч е го более не сде­ лал в своей ж и з н и , то и тогда бы л бы занесен в число за м е ­ ч а те л ьн ы х деятелей во все вре ­ мена !i у всех народ ов. А ведь И. П, К у л и б и н был со зд а ­ телем пе рво го в Р оссии водо­ хода, о п т и ч е с ко го те л е гр а ­ ф а, зе р ка л ь н о го п р о ж е к ­ то ра , м аш и н н о го суд на , о д ­ н о а р о ч н ы х м е та л л и ч е ски х м о­ сто в, м е х а н и ч е с ки х н о г и м н о ги х д р у ги х к о н с т р у к ц и й , из к о т о р ы х ка ж д а я м огла бы д о став ить и с т о р и ч е с ку ю изв е ­ с тн о с ть е зое м у а в т о р у ,— ведь т а ко го не бы ло ни в одной стр ан е м ира! Реестр изо б ре те ­ ний К ул и б и н а п о ра ж а л не т о л ь ко п р и д в о р н ы х и го с у д а р ­ с тв е н н ы х деятелей, но и к р у п ­ н ы х у ч е н ы х : то чн ы е весь!, м ор ­ с ки е ко м п а с ы , сл о ж н ы е а х р о ­ м а ти ч е ски е те л е с ко п ы . Он создает пр и спосо б л е ни я для р а с то ч ки и о б р а б отки в н у ­ тр ен не й п о в е р х н о с ти ц и л и н д ­ ров, р а зл и чн ы е м ел ьничны е м аш и н ы , водяное кол есо о со­ бой к о н с т р у к ц и и ... О днако п р ош л о не м но го вре ­ м ени, и К у л и б и н по нял , что в опл о ти ть свои 'зам ы сл ы в ж и з н ь ем у едва ли уд астся: безр а зл ичие и ж е с то ч а й ш и й б ю р о кр а ти зм ч и н о в н и ч ь е й г.а- ш и н ы ц а р ско й Р оссии х о р о н и ­ ли его л уч ш и е идеи, К ул и б и н- с к о м у м осту не с у ж д е н о бы ло со ед и нить н е в с ки е берега: 17 лет простояла модель в а ка д е ­ м иче ско м дворе, п о ка не п о ­ ступ и л п р и ка з о ее р азб о р ке —■ чудо м е х а н и ки н и к о м у у ж е не было н у ж н о . И зоб ретенны й в е л и ки м и н ж е ­ нером о п т и ч е с ки й телеграф будет через 35 л ет заново к у п ­ лен р у с с ки м пр ав и те л ьств о м у ф ра нц узо в за 120 ты сяч р у б ­ лей, тр е х ко л е сн ы й э к и п а ж — са м о ка тка К у л и б и н а с м аховы м кол есом , торм озом , короока ско р о сте й через 100 лет ляжет в о сн о ву ход овой ча сти авто­ мобиля Карла Б енца... И ван П е тр ович остается по чти без сред ств к сущ ество­ в а н и ю — он тр а т и т свои д е н ь ги на р а з р а б о т ку своих зам ы сл ов, зл ё за ет в долги, ко­ то ры е н и к т о не х о че т пога­ ш ать. Последние годы его ж изни по л ны о тча я н и я : ум и р а е т от пр о студ ы его ж е н а , провалив­ ш и сь на льду Н евы , пожар у н и ч т о ж а е т его дом в Н ижнем Н овгороде, иуда он переехал в 1801 го д у, а ко то р о м погиб­ ли модели, и н с тр у м е н ты , чер­ те ж и . 30 ию ля (11 а в гу ста ) 1818 года в ел и ко го р у с с ко го инж е ­ нера И вана П етровича К улиби­ на не стало. ...О н' н и ко гд а не м е ч т а л о славе, но, вид им о, ем у было б ы не все р авно , с о х р а н и т с я о го и м я в па м яти п о т о м к о в или нет. Но н а в е р н яка не мог пр е д ста в и ть с е б е н е с ч а с т н ы й и по чти слепой с т а р и к, что всего через 'ч е т в е р т ь века на его п а м я тн и ке будет в ы с е ч е ­ но: «Ч есть Н и ж н е го Н о в го р о д а , кр а со та со гр а ж д а н » . П. ГАВРИЛКЕВИЧ, инженер- Портрет И. П. Кулибинз работы художника В£ДЕ- НЕЦКОГО. Фотохроника ТАСС. П О С Л Е Д Н И Е П Р О Г У Л К И ИЛ ЛЫ Ж А Х . с п р о м ы е д д - В ПОРТ По предварительным дан­ ным диспетчерских служб, завтра ожидаются: экипаж БМ РТ -0009 «Ефим Криво­ шеей > самолетом из . Моск­ вы. рейс № 2339 (44 чело­ века): 3 мая: ПСТ-1315 «Крас­ нолесье» («по зеленой»); 4 мая: ПЭ-G самолетом из1 Москвы, рейс № ' 2317 (70 человек): 5 мая: ПСТ-1350 «М11ШУ- ков» («по зеленой»), ВМРТ; 110 «Алтай» с экипаже» БМ РТ -400 «Лесков»; 6 мая: ВМ РТ -139 <Ь<>- тёлышч», ПСТ-1340 «Коре- новск»; 7 мая: БМ РТ -422 *«Нико- лай Кононов»;’ 8 мая: СРТ vt-847 «Аякс», танкер «К екур», ПЭ-6 само летом из Москвы, Р£ № 2339 (25 человек). Реда.,;??£ С. Н. ДАЩИНС’КЙВ. 133027, Мурманск, ул. Павлова, 21 (второй этаж). ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6-53-41; заместитель редактор» — 6-67-03; ответственный секретарь — 6-25-37. ОТДЕЛЫ; партийной жизни и пропаганды — 6-67-03; берего­ вых предприятий — 6-62-15; промышленного рыболовства — 6-13-59; писем — 6-44-78; культуры и быта, информации м спорта — 6-02 93; телефон для справок — 6-44-78. Типография издательства обкома КПСС, < г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман», Индекс 52832. Тираж 16035. Зек. 3437. ПН-04523.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz