Рыбный Мурман. 1985 г. Март.
• ВЕТЕРАНЫ • К 40-летию Победы В ИЮНЕ 1938 года Мур манск посетила группа дипломников гидротехниче ского факультета Московского инженерно - строительного ин ститута. Студенты побывали на Нижнетуломской гидро электростанции, посмотрели город и собрались уезжать — впереди были каникулы. Со вершенно неожиданно для всех один из будущих гидро строителей заявил, что он ос тается на каникулы здесь. Это был Лев Бернштейн — ныне доктор технических наук, ав тор проекта единственной в Союзе Кислогубской прилив ной электростанции. Вспоминая то далекое вре мя, Лев Борисович рассказы вает: — Кольский полуостров при влек тем, что здесь и море не замерзает, и есть много ры бацких становищ, нуждающих ся в электроэнергии. Моя идея понравилась тогда молодому инженеру управле ния «Колэнерго» М. И. Зархи. Он посоветовал обратиться к рыбакам и самому посмотреть хорошенько побережье. Капитан маленького мотобо та «Прибой» согласился до бросить до Териберки. О т сюда, обследуя все бухты и заливы, прошел Лев Борисо вич до Лумбовки. Путь, пря мо скажем, неблизкий и не легкий. Слух о том, что по берегу идет человек, который зажжет в рыбацких избах лампочки Ильича, быстро об летел все побережье. В же лающих помочь обследовать ту или иную бухту недостат ка не было. Пройдены Мурманский бе рег, полуострова Средний и Рыбачий, реки Титовка и Зз- падная Лица. Оставалось об следовать фиорд Ура-губа. — По карте знал, что Ура- губа через небольшой пролив соединяется с губой Кислой. Решил посмотреть. Когда подо шли на ботике к проливу, на ше суденышко вдруг подхва тило сильное приливное тече ние. Двигатель оказался бес сильным перед стихией. Ка ким-то чудом нас благополучно пронесло через скалистый створ, и мы оназались на вод ной глади губы Кислой. Ос мотр ее показал, что здесь са ма природа создала все усло вия для строительства прилив ной электростанции. По пути в Мурманск Лев Борисович набросал в запис ной книжке штрихи своего выступления. А через несколь ко дней в кабинете управля ющего трестом «Мурманры- ба» Н. Е. Скорнякова слушал ся доклад будущего энергети ка «План электрификации ры бопромышленных поселков побережья и строительство опытной приливной электро станции в губе Кислой». — В целом мой проект по нравился. Я предложил постро ить несколько небольших гид роэлектростанций на реках побережья и одну приливную. Заканчивая совещание, Скорня ков сказал: «Что ж, Лев Бо рисович, ваши идеи интерес ны, теперь нужны более глу бокие научные обоснования». В декабре 1938 года Лев Борисович еще раз приезжает в Мурманск. Теперь в губу Кислую отправляется целая группа молодых ученых-энту- зиастов. Вековая тишина Кис лой нарушается стуком топо ров, звонким пением пилы, задорными голосами. На су ровом каменном берегу появ ляется первая постройка — небольшой «ковчег». В нем и остался на несколько месяцез в качестве наблюдателя Илья Александрович Штанников. Представьте себе этого муже ственного человека, который жил один среди скал. Утром он плешней долбил лед, про изводил необходимые заме ры и делал это все в любую погоду — в пургу, ветер, мо роз... В 1939 году мотобот «Сваг» доставил в Кислую партию геологов, топографов, инже неров. Планировалось в бли жайшие годы начать работы. Вспоминая то время, Лев Бо рисович рассказывает: — Необходимо было решить массу проблем, доказать Це лесообразность обуздания энергии приливов и отливов. Ведь аналогичные работы за рубежных инженеров оканчива лись неудачей. Приливная станция выходила «неудобной» из-за неравномерности полу чаемой энергии и дороговизны. Экономические затраты были намного больше, чем при соо ружении обычной ГЭС. Как удешевить проект? Как зарегулировать энергию прили ва? Какую турбину ставить? островов. Дело на войне обыч* ное, если бы не одна особен ность: строить доты приходи лось на виду у горных еге рей, засевших на хребте Му- ста-Тунтури. По каждому не осторожному движению фа шисты открывали огонь, а если в зоне стройки появля лась машина — начиналась настоящая артиллерийская ка нонада. Пришлось пойти на хитрость. На одном участке фронта разместили несколько авто- спроектированы горизонталь ные обратимые гидроагрега ты. Подсчеты показали, что в наиболее удобных местах мо жно построить станции мощ ностью 20 и более миллионов киловатт! Бернштейн предложил со вершенно новый метод пост ройки станций — наплавным способом. Это был поворот ный момент всей работы. По явилась возможность строить ПЭС отдельными блоками в индустриальном центре, а за« Через год мы вместе еще раз побывали на полуостровах Средний и Рыбачий. На од ном из дотов главной оборо ны полуостровов была откры та мемориальная доска. Ко гда митинг окончился и все принялись осматривать окре стности, мы забрались со Львом Борисовичем в дот. Постояли, пока глаза привык нут к мраку, и осмотрелись. Дот довольно хорошо со хранился. Под ногами глухо позванивали гильзы, к амбра- «ЭТОПО-НАШЕМУ, П0-ФР0НТ0В0МУ» Вопросы, вопросы... Они, как снежный ком, навалились на меня и разрешались порой са мым неожиданным образом. Так был задуман проект «сквозной» конструкции стан ции. Тогда я даже не предпо лагал, что это изобретение войдет впоследствии во м'но- гие учебники и журналы ми ра. Знаете, какая толщина бе тонных стен на Кислогубской ПЭС? Всего 15 сантиметров, и, учтите, это при напоре воды на глубине в 13 метров! После тщательной обработ ки исследовательских материа лов Лев Борисович самоотвер женно работает над создани ем проекта приливной стан ции. Результат был совершен но неожиданным, ибо Он про тиворечил сложившемуся на тот период мнению о том, что приливная станция долж на быть двухбассейновой. Со ветский инженер впервые до казал эффективность ПЭС двустороннего действия по однобассейновой схеме. Р АБОТА над проектом бы- * ла завершена 21 июня 1941 года. К 3 июля законче но оформление документации. 4 июля на столе военкома лежало заявление Льва Бори совича Бернштейна с прось бой отправить добровольцем на фронт. — В одну из ночей весной 1942 года меня направили на полуостров Рыбачий. Шли на мотоботе «Ленин» без отличи тельных огней, близко прижи маясь к скалистому берегу. Самое главное — незамечен ными проскочить мимо фаши стских батарей. Вдруг наш ко раблик вздрогнул, с против ным скрежетом прошел не- снолько метров и остановился. Выяснилось, что сели на мель в двух кабельтовых от берега. От того самого, на котором и стоят немецкие батареи. Ночь миновала свой пик и близи лась к рассвету. Что произой дет с рассветом, понимали все. И тут я вспомнил о кар те приливов и отливов, кото рая находилась при мне. Бы стро сверился. Выходило, что еще через пару часов наступит полная вода и у нас появится шанс на спасение. Прошло два ча са... Уже хорошо просматри вался берег, занятый ф аш иста ми, а наш бот находился в том же положении. Здесь, на верное, впервые в своей жиз ни я плохо подумал о прили ве. Еще минут через, тридцать все почувствовали, что палуба под ногами стала «свободной». Так морской прилив спас жизнь мне и моим товарищам. На Рыбачьем Лев Борисович получил приказ построить главную линию обороны полу матчиков с фонарями. Тща тельно спрятавшись между камней, они ночью начали по очередно мигать светом. Ф а шисты ударили из орудий по таинственным огням, а в это время в нескольких километрах правее к линии сооружения дотов подошла колонна машин. Саперы быст ро разгрузили бетонные бло ки для дотов, и машины уеха ли. Последний дот строился у губы Малая Волоковая. Здесь было особенно опасно — нем цы с высоты Большая Тунтури простреливали буквально каж дую пядь земли. — Мне этот дот даже сей час видится во сне. Как раз в это время в немецком ты лу вели бой разведчики Юне- вича. Фашисты все внимание — на них, а мы работали без сна и отдыха. С темнотой на чинали работы, а ногда насту пал рассвет все маскировали и ползком за скалы. Как-то я замешкался, обмеряя котлован, и меня засекли на ровной площадке, где и укрыться-то не за что. Инстинктивно я спрятался за колючую прово локу, сразу даже не сообра зил, что от нее никакой за щиты. И сейчас мне слышит ся, как пули свистят над го ловой. Лежал не двигаясь, по ка немцы не подумали, что я убит. За сооружение дотов Лев Борисович был награжден ор деном Красной Звезды. Потом были ранение, госпиталь, но вая служба в инженерном уп равлении ВМФ. По мере при ближения Победы он все больше возвращался мыслями к продолжению работы над приливной электростанцией. И снова поиск. Лев Борисо вич еще и еще раз анализи рует неудачные попытки зару бежных инженеров. Где же выход, где? Решение пришло, как всегда, неожиданно. Все пытались от приливной электростанции по лучить постоянную энергию. А что если отказаться от это го пути и постараться взять то, что дает природа? Брать от прилива максимально возмож ную энергию и отдазать ее в единую энергосистему. С д е лать гармоничным сочетание прилива и постоянной энергии ГЭС. Новое направление показа ло большие возможности. В последующие годы были тем транспортировать их ka место установки. Там полости блоков заполняются водой, приготовленным балластом и погружаются на морское дно. Это была победа! Стоимость постройки ПЭС сразу значи тельно снизилась. Многие мурманчане помнят 28 августа 1968 года. В этот день по Кольскому заливу медленно двигалось необыч ное сооружение. Док не док, корабль не корабль — нигде в мире подобной плавающей постройки еще не было. В расчетное время станция появилась в Урагубском зали ве. В 23 часа 20 минут 29 ав густа конструкция встала на место. Так была построена первая и пока единственная в СССР приливная электростанция — памятник трудовой славы на шего народа. Построена она по проекту человека, гордо носящего на груди медаль «За оборону Советского За полярья». D 1978 году группа ветера- ” нов войны показывала молодежи места, знаменитые подвигами героев — защитни ков полуостровов Средний и Рыбачий. Был в составе группы и Лев Борисович. Собственно, тогда я и узнал его. Говорят, чтобы узнать человека, нуж но с ним съесть пуд соли. За дни, проведенные на полуост ровах, хоть и было труднова то, до «пуда» не дошло, но мы ведь были там, где остро чувствуется прошедшая вой на. Заходили вместе со Львом Борисовичем в построенные им доты, держали на лаДонях тронутые ржавчиной бсколки, жили воспоминаниями о геро ях. В то время Льву Борисови чу было под семьдесят. Что и говорить, возраст не для прогулок по скалистой тунд ре. Но вы бы видели, как не утомимо ходил ветеран в по исках дотов. Среднего роста, худощавый и очень подвиж ный, он никак не походил на доктора наук, известного уче ного, Во время нашей экспе диции он не был наблюдате лем. Близко к сердцу прини мал вопросы сохранности па мятников и памятных мест. зурам тянулись ветки берез ки. На стенках виднелись еле заметные надписи. С трудом разобрали: «Смерть фашист ской нечисти!» Были и ДРУ* гие надписи, но их прочесть не удалось. Задумчиво всматриваясь че рез амбразуру в скалистые отроги хребта Муста-Тунтури, Лев Борисович сказал: — Если бы не проклятая вой на, сколько бы мы построили мирного, доброго, светлого. В этом бетоне мой вклад в об щую Победу. Знаете, жить, нонечно, хочется, но если суж дено будет умереть, то самое почетное место быть похоро ненным — это подножие Мус- та-Тунтури. Возвращаясь в Мурманск, мы заехали на Кислогубскую приливную электростанцию. Небольшая, аккуратная стан ция стоит среди огромных скал и поэтому кажется иг рушечной. По свежевыкра шенным трапам мы спускаем ся вниз, и сразу ощущение «маленькая» пропадает. Внут ри довольно просторно, теп ло, светло и тихо. Нет сопут ствующего гидроэлектростан циям шума. Лев Борисович ведет еще ниже, туда, где стоит гидро турбина. Здесь слышны ше лест воды и мерный гул ка кого-то насоса. Кто-то из ве теранов удивленно спраимва ет: — И это все? Таким обра зом можно получать миллио ны киловатт? — Как видите, — улыбнулся в ответ Лев Борисович. — И тихо, и экологически без вредно. Когда поднялись на плоти ну, ко Льву Борисовичу подо шел бывший командир артил лерийского дивизиона 104-го артполка М. X. Бурмистров, — От имени ветеранов-ры- бачинцев спасибо тебе. Это все по-нашему, по-фронтово- му! И он обнял смущенного Бернштейна. М. ОРЕШЕТА, заместитель председателя областного отделения об щества охраны памятников. * ★ * На снимках: Лев Борисович с однополчанами на полуостро ве Рыбачий; капитан-лейтенант JI. Б. Бернштейн в годы вой- ны^(фото 1944 года). 1 марта 1985года 6 Ш Ш Ш МШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz