Рыбный Мурман. 1985 г. Март.

• ВЕТЕРАНЫ • К 40-летию Победы В ИЮНЕ 1938 года Мур­ манск посетила группа дипломников гидротехниче­ ского факультета Московского инженерно - строительного ин­ ститута. Студенты побывали на Нижнетуломской гидро­ электростанции, посмотрели город и собрались уезжать — впереди были каникулы. Со­ вершенно неожиданно для всех один из будущих гидро­ строителей заявил, что он ос­ тается на каникулы здесь. Это был Лев Бернштейн — ныне доктор технических наук, ав­ тор проекта единственной в Союзе Кислогубской прилив­ ной электростанции. Вспоминая то далекое вре­ мя, Лев Борисович рассказы­ вает: — Кольский полуостров при­ влек тем, что здесь и море не замерзает, и есть много ры­ бацких становищ, нуждающих­ ся в электроэнергии. Моя идея понравилась тогда молодому инженеру управле­ ния «Колэнерго» М. И. Зархи. Он посоветовал обратиться к рыбакам и самому посмотреть хорошенько побережье. Капитан маленького мотобо­ та «Прибой» согласился до­ бросить до Териберки. О т­ сюда, обследуя все бухты и заливы, прошел Лев Борисо­ вич до Лумбовки. Путь, пря­ мо скажем, неблизкий и не­ легкий. Слух о том, что по берегу идет человек, который зажжет в рыбацких избах лампочки Ильича, быстро об­ летел все побережье. В же­ лающих помочь обследовать ту или иную бухту недостат­ ка не было. Пройдены Мурманский бе­ рег, полуострова Средний и Рыбачий, реки Титовка и Зз- падная Лица. Оставалось об­ следовать фиорд Ура-губа. — По карте знал, что Ура- губа через небольшой пролив соединяется с губой Кислой. Решил посмотреть. Когда подо­ шли на ботике к проливу, на­ ше суденышко вдруг подхва­ тило сильное приливное тече­ ние. Двигатель оказался бес­ сильным перед стихией. Ка­ ким-то чудом нас благополучно пронесло через скалистый створ, и мы оназались на вод­ ной глади губы Кислой. Ос­ мотр ее показал, что здесь са­ ма природа создала все усло­ вия для строительства прилив­ ной электростанции. По пути в Мурманск Лев Борисович набросал в запис­ ной книжке штрихи своего выступления. А через несколь­ ко дней в кабинете управля­ ющего трестом «Мурманры- ба» Н. Е. Скорнякова слушал­ ся доклад будущего энергети­ ка «План электрификации ры­ бопромышленных поселков побережья и строительство опытной приливной электро­ станции в губе Кислой». — В целом мой проект по­ нравился. Я предложил постро­ ить несколько небольших гид­ роэлектростанций на реках побережья и одну приливную. Заканчивая совещание, Скорня­ ков сказал: «Что ж, Лев Бо­ рисович, ваши идеи интерес­ ны, теперь нужны более глу­ бокие научные обоснования». В декабре 1938 года Лев Борисович еще раз приезжает в Мурманск. Теперь в губу Кислую отправляется целая группа молодых ученых-энту- зиастов. Вековая тишина Кис­ лой нарушается стуком топо­ ров, звонким пением пилы, задорными голосами. На су­ ровом каменном берегу появ­ ляется первая постройка — небольшой «ковчег». В нем и остался на несколько месяцез в качестве наблюдателя Илья Александрович Штанников. Представьте себе этого муже­ ственного человека, который жил один среди скал. Утром он плешней долбил лед, про­ изводил необходимые заме­ ры и делал это все в любую погоду — в пургу, ветер, мо­ роз... В 1939 году мотобот «Сваг» доставил в Кислую партию геологов, топографов, инже­ неров. Планировалось в бли­ жайшие годы начать работы. Вспоминая то время, Лев Бо­ рисович рассказывает: — Необходимо было решить массу проблем, доказать Це­ лесообразность обуздания энергии приливов и отливов. Ведь аналогичные работы за­ рубежных инженеров оканчива­ лись неудачей. Приливная станция выходила «неудобной» из-за неравномерности полу­ чаемой энергии и дороговизны. Экономические затраты были намного больше, чем при соо­ ружении обычной ГЭС. Как удешевить проект? Как зарегулировать энергию прили­ ва? Какую турбину ставить? островов. Дело на войне обыч* ное, если бы не одна особен­ ность: строить доты приходи­ лось на виду у горных еге­ рей, засевших на хребте Му- ста-Тунтури. По каждому не­ осторожному движению фа­ шисты открывали огонь, а если в зоне стройки появля­ лась машина — начиналась настоящая артиллерийская ка­ нонада. Пришлось пойти на хитрость. На одном участке фронта разместили несколько авто- спроектированы горизонталь­ ные обратимые гидроагрега­ ты. Подсчеты показали, что в наиболее удобных местах мо­ жно построить станции мощ­ ностью 20 и более миллионов киловатт! Бернштейн предложил со­ вершенно новый метод пост­ ройки станций — наплавным способом. Это был поворот­ ный момент всей работы. По­ явилась возможность строить ПЭС отдельными блоками в индустриальном центре, а за« Через год мы вместе еще раз побывали на полуостровах Средний и Рыбачий. На од­ ном из дотов главной оборо­ ны полуостровов была откры­ та мемориальная доска. Ко­ гда митинг окончился и все принялись осматривать окре­ стности, мы забрались со Львом Борисовичем в дот. Постояли, пока глаза привык­ нут к мраку, и осмотрелись. Дот довольно хорошо со­ хранился. Под ногами глухо позванивали гильзы, к амбра- «ЭТОПО-НАШЕМУ, П0-ФР0НТ0В0МУ» Вопросы, вопросы... Они, как снежный ком, навалились на меня и разрешались порой са­ мым неожиданным образом. Так был задуман проект «сквозной» конструкции стан­ ции. Тогда я даже не предпо­ лагал, что это изобретение войдет впоследствии во м'но- гие учебники и журналы ми­ ра. Знаете, какая толщина бе­ тонных стен на Кислогубской ПЭС? Всего 15 сантиметров, и, учтите, это при напоре воды на глубине в 13 метров! После тщательной обработ­ ки исследовательских материа­ лов Лев Борисович самоотвер­ женно работает над создани­ ем проекта приливной стан­ ции. Результат был совершен­ но неожиданным, ибо Он про­ тиворечил сложившемуся на тот период мнению о том, что приливная станция долж­ на быть двухбассейновой. Со­ ветский инженер впервые до­ казал эффективность ПЭС двустороннего действия по однобассейновой схеме. Р АБОТА над проектом бы- * ла завершена 21 июня 1941 года. К 3 июля законче­ но оформление документации. 4 июля на столе военкома лежало заявление Льва Бори­ совича Бернштейна с прось­ бой отправить добровольцем на фронт. — В одну из ночей весной 1942 года меня направили на полуостров Рыбачий. Шли на мотоботе «Ленин» без отличи­ тельных огней, близко прижи­ маясь к скалистому берегу. Самое главное — незамечен­ ными проскочить мимо фаши­ стских батарей. Вдруг наш ко­ раблик вздрогнул, с против­ ным скрежетом прошел не- снолько метров и остановился. Выяснилось, что сели на мель в двух кабельтовых от берега. От того самого, на котором и стоят немецкие батареи. Ночь миновала свой пик и близи­ лась к рассвету. Что произой­ дет с рассветом, понимали все. И тут я вспомнил о кар­ те приливов и отливов, кото­ рая находилась при мне. Бы­ стро сверился. Выходило, что еще через пару часов наступит полная вода и у нас появится шанс на спасение. Прошло два ча­ са... Уже хорошо просматри­ вался берег, занятый ф аш иста­ ми, а наш бот находился в том же положении. Здесь, на­ верное, впервые в своей жиз­ ни я плохо подумал о прили­ ве. Еще минут через, тридцать все почувствовали, что палуба под ногами стала «свободной». Так морской прилив спас жизнь мне и моим товарищам. На Рыбачьем Лев Борисович получил приказ построить главную линию обороны полу­ матчиков с фонарями. Тща­ тельно спрятавшись между камней, они ночью начали по­ очередно мигать светом. Ф а ­ шисты ударили из орудий по таинственным огням, а в это время в нескольких километрах правее к линии сооружения дотов подошла колонна машин. Саперы быст­ ро разгрузили бетонные бло­ ки для дотов, и машины уеха­ ли. Последний дот строился у губы Малая Волоковая. Здесь было особенно опасно — нем­ цы с высоты Большая Тунтури простреливали буквально каж­ дую пядь земли. — Мне этот дот даже сей­ час видится во сне. Как раз в это время в немецком ты ­ лу вели бой разведчики Юне- вича. Фашисты все внимание — на них, а мы работали без сна и отдыха. С темнотой на­ чинали работы, а ногда насту­ пал рассвет все маскировали и ползком за скалы. Как-то я замешкался, обмеряя котлован, и меня засекли на ровной площадке, где и укрыться-то не за что. Инстинктивно я спрятался за колючую прово­ локу, сразу даже не сообра­ зил, что от нее никакой за­ щиты. И сейчас мне слышит­ ся, как пули свистят над го­ ловой. Лежал не двигаясь, по­ ка немцы не подумали, что я убит. За сооружение дотов Лев Борисович был награжден ор­ деном Красной Звезды. Потом были ранение, госпиталь, но­ вая служба в инженерном уп­ равлении ВМФ. По мере при­ ближения Победы он все больше возвращался мыслями к продолжению работы над приливной электростанцией. И снова поиск. Лев Борисо­ вич еще и еще раз анализи­ рует неудачные попытки зару­ бежных инженеров. Где же выход, где? Решение пришло, как всегда, неожиданно. Все пытались от приливной электростанции по­ лучить постоянную энергию. А что если отказаться от это­ го пути и постараться взять то, что дает природа? Брать от прилива максимально возмож­ ную энергию и отдазать ее в единую энергосистему. С д е­ лать гармоничным сочетание прилива и постоянной энергии ГЭС. Новое направление показа­ ло большие возможности. В последующие годы были тем транспортировать их ka место установки. Там полости блоков заполняются водой, приготовленным балластом и погружаются на морское дно. Это была победа! Стоимость постройки ПЭС сразу значи­ тельно снизилась. Многие мурманчане помнят 28 августа 1968 года. В этот день по Кольскому заливу медленно двигалось необыч­ ное сооружение. Док не док, корабль не корабль — нигде в мире подобной плавающей постройки еще не было. В расчетное время станция появилась в Урагубском зали­ ве. В 23 часа 20 минут 29 ав­ густа конструкция встала на место. Так была построена первая и пока единственная в СССР приливная электростанция — памятник трудовой славы на­ шего народа. Построена она по проекту человека, гордо носящего на груди медаль «За оборону Советского За­ полярья». D 1978 году группа ветера- ” нов войны показывала молодежи места, знаменитые подвигами героев — защитни­ ков полуостровов Средний и Рыбачий. Был в составе группы и Лев Борисович. Собственно, тогда я и узнал его. Говорят, чтобы узнать человека, нуж­ но с ним съесть пуд соли. За дни, проведенные на полуост­ ровах, хоть и было труднова­ то, до «пуда» не дошло, но мы ведь были там, где остро чувствуется прошедшая вой­ на. Заходили вместе со Львом Борисовичем в построенные им доты, держали на лаДонях тронутые ржавчиной бсколки, жили воспоминаниями о геро­ ях. В то время Льву Борисови­ чу было под семьдесят. Что и говорить, возраст не для прогулок по скалистой тунд­ ре. Но вы бы видели, как не­ утомимо ходил ветеран в по­ исках дотов. Среднего роста, худощавый и очень подвиж­ ный, он никак не походил на доктора наук, известного уче­ ного, Во время нашей экспе­ диции он не был наблюдате­ лем. Близко к сердцу прини­ мал вопросы сохранности па­ мятников и памятных мест. зурам тянулись ветки берез­ ки. На стенках виднелись еле заметные надписи. С трудом разобрали: «Смерть фашист­ ской нечисти!» Были и ДРУ* гие надписи, но их прочесть не удалось. Задумчиво всматриваясь че­ рез амбразуру в скалистые отроги хребта Муста-Тунтури, Лев Борисович сказал: — Если бы не проклятая вой­ на, сколько бы мы построили мирного, доброго, светлого. В этом бетоне мой вклад в об­ щую Победу. Знаете, жить, нонечно, хочется, но если суж ­ дено будет умереть, то самое почетное место быть похоро­ ненным — это подножие Мус- та-Тунтури. Возвращаясь в Мурманск, мы заехали на Кислогубскую приливную электростанцию. Небольшая, аккуратная стан­ ция стоит среди огромных скал и поэтому кажется иг­ рушечной. По свежевыкра­ шенным трапам мы спускаем­ ся вниз, и сразу ощущение «маленькая» пропадает. Внут­ ри довольно просторно, теп­ ло, светло и тихо. Нет сопут­ ствующего гидроэлектростан­ циям шума. Лев Борисович ведет еще ниже, туда, где стоит гидро­ турбина. Здесь слышны ше­ лест воды и мерный гул ка­ кого-то насоса. Кто-то из ве­ теранов удивленно спраимва ет: — И это все? Таким обра­ зом можно получать миллио­ ны киловатт? — Как видите, — улыбнулся в ответ Лев Борисович. — И тихо, и экологически без­ вредно. Когда поднялись на плоти­ ну, ко Льву Борисовичу подо­ шел бывший командир артил­ лерийского дивизиона 104-го артполка М. X. Бурмистров, — От имени ветеранов-ры- бачинцев спасибо тебе. Это все по-нашему, по-фронтово- му! И он обнял смущенного Бернштейна. М. ОРЕШЕТА, заместитель председателя областного отделения об­ щества охраны памятников. * ★ * На снимках: Лев Борисович с однополчанами на полуостро­ ве Рыбачий; капитан-лейтенант JI. Б. Бернштейн в годы вой- ны^(фото 1944 года). 1 марта 1985года 6 Ш Ш Ш МШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz