Рыбный Мурман. 1985 г. Март.
• РЕЗОНАНС • -«Поделки и подделки» — так были названы замет ки («РМ» № 50, 1984 год) пре подавателя Мурманского го сударственного педагогиче ского института В. У. Плю- хина, в которых автор затро нул проблемы художествен но-эстетического образова ния и воспитания как части большой патриотической, идей но-политической работы с подростками. «Пусть народное искусство увлечет ребят, поможет им понимать и создавать не под делки под него, а уметь тво рить по законам красоты, ос новываясь на культурных тра дициях родного края, — пи- шет в редакцию, откликаясь на рпубликованную статью, заве дующая ясли-садом № 45 Мурманска Г. Ж . Дема. — Да, «Программа воспитания в детском саду» предусматри вает знакомство детей с из делиями народных мастеров (дымковскими, тульскими, хо хломскими и др.). Эти народ ные промыслы действительно увлекают ребят: они ярки, за бавны. Однако мало кто заду мывается о том, что наш С е вер имеет свою самобытную культуру. А ведь воспитание любви к своей Родине необхо димо начинать с детского са- да. Я родилась в Мурманске, выросла здесь. Находясь в от пуске, скучаю по нашим ле сам и озерам, по солнцу но чью и крику чаек над горо дом. Но если об истории Мур манска еще можно узнать из книг местного издательства, ма териалов нашего краеведче ского музея, то культура, ис кусство коренных жителей по луострова остаются «за семью печатями». В лучшем случае детям предлагаются изделия «Коль ского сувенира», купленные в магазине. Кстати, однажды я послала в Казань в качестве подарка эти изделия. И полу чив ответ, честно говоря, была смущена. Меня благодарили, но писали: «У нас такое чув ство, что мы это уже где-то видели». Неужели единственное пред приятие, которое соприкасает ся с народным искусством Се вера, не может направить свою работу на развитие это го искусства, его пропаганду? Ведь есть у нас народные ма стерицы, есть художники, есть просто увлеченные люди. И их силы нужно направить на то, чтобы вооружить знаниями прежде всего людей, работа ющих с детьми, чтобы у вос питателей, учителей началь ных классов кроме желания был еще и конкретный мате риал, на который можно опе реться в работе по теме «Зна комство с культурой родного края». С удя по этому и другим письмам, полученным редак- , цией, вопросы, поднятые авто ром статьи, волнуют наших чи тателей. И сегодня мы предо ставляем им слово, принося извинения тем авторам, чьи письма просто - непросто не поместились на этой страни це. Д умается, в начатом разго воре ставить точку рано, ведь «реформа школы — не одно разовое мероприятие. Когда речь идет о живых людях, а тем более о детях, нельзя все расписать вперед. Важно не потерять из виду наш стра тегический ориентир — форми рование всесторонне развитой личности» [из материалов ап рельского (1984 года) Плену ма ЦК КП СС ]. Два мнения т в о р и т ь яо законам к р л с о ты Статья «Поделки и поддел ки» рассмотрена и обсужде на нашим управлением сов местно с коллективом фаб рики «Кольский сувенир». Это предприятие специализи руется на выпуске продук ции по образцам, разработан ным творческой группой и утвержденным областным художественным советом по декоративно - прикладному искусству при Мурманском облисполкоме. При подготовке к произ водству на каждый образец составляются технология, калькуляция, проводится согласование цен с базой «Росгалантерея», изготов ляется опытная партия, и лишь после этого изделие ставится на поток. Автор, создавая новый образец, обя зан учитывать условия про изводства, наличие имеюще гося сырья, технологичность, стараться меньшим количе ством деталей достичь боль шей выразительности. Несколько слов о художе ственной стороне поднятых вопросов. Каждый специа лист видит различие между массовой продукцией про мышленного производства и выставочными изделиями. При создании последних пре следуются цели «чистого» искусства, и создаются они без спешки. Ясно, что такое изделие воспроизводить се рийно невозможно, стоимость его будет очень высока, и ни один магазин не примет продукцию для реализации. Что касается художествен ных традиций коренного на селения Кольского полуост рова, то они учитываются художниками фабрики. А. АФОНИН, начальник управления ме стной промышленности. Меня заинтересовала та часть статьи «Поделки и под делки», в которой автор ка сается вопроса художествен ной ценности продукции ф аб рики «Кольский сувенир». Я работала на этом предприятии, когда оно только зарожда лось, хорошо знаю трудности, стоящие на пути творческой группы. Очень нелегко было преградить дорогу низкохудо жественному изделию, явной халтуре, подделке, говоря языком В. Плюхина. Большую помощь и поддер жку оказывал нам в то вре мя Художественный фонд РСФСР и его представитель В. Б. Чернов, который был членом худсовета предприятия. С годами в коллективе про изошли перемены, но они, на мой взгляд, не принесли же лаемого результата. Скорее наоборот. В 1977 году была организована экспедиция для сбора материала по народно му творчеству жителей Коль ского полуострова. Но ее ре зультат оказался незначи тельным. Дальше фотоальбо ма дело не пошло, а могли бы издать книгу, снабженную ком ментариями искусствоведа. Эта книга была бы хорошим подспорьем для руководите лей детских кружков, препо давателей, всех, кто неравно душен к народному искусству нашего края. Воспитывая детей, обращая их внимание на традиционные народные промыслы, мы не только формируем художест венный вкус, но и прививаем школьникам чувство гордости за свой край, уважение к прошлому народа и другие хорошие качества, необходи мые человеку. В детской художественной школе, где я работаю сейчас, внимание учащихся постоянно обращается к этой теме. На уроках композиции препода ватели знакомят ребят с ху дожественными традициями саами, коми, ненцев, поморов, чтобы, делая иллюстрации к сказкам, дети знали быт, оде жду, украшения народов С е вера. А в дальнейшем мы думаем учить ребят шить би сером, знакомить их с искусст вом меховой мозаики, образ цами орнаментов. И те из них, кто полюбит народное творчество, вероятно, в свое время постучатся в двери «Кольского сувенира». Но го това ли принять фабрика та ких людей, помочь им сохра нить и развить полученные на выки? А может быть, все наши усилия растворятся в массовой безликости, которую выпуска ет предприятие сейчас? Кто ответит на этот вопрос? Э, СМИРНОВА, художник • преподаватель детской художественной школы г. Мурманска. Два мнения Хочу поделиться опытом своей работы по изобразитель ному искусству в начальной школе. Интересно проходили уроки, когда дети рисовали на доступные, понятные им темы, связанные с жизнью се ла Ловозеро, с нашей север ной стороной, бытом саамов. С удовольствием ребята ра ботали на улице. Необычность обстановки привлекала их. Рисовали ветки деревьев, зда ния, строительную площадку. И что поразительно: при не больших методических заме чаниях работы получились в основном близкими к реаль ной форме. Дети очень на блюдательны, намного боль ше, чем нам это кажется, и необычная форма проведения урока заставляет их сконцент рировать вницлание и усилие. Запомнились уроки, когда все учащиеся работали над фризом (к 7 ноября, к Ново му году). Класс превращался в мастерскую, а ребята — в дружных, требовательных мастеров. Каждый старался не подвести товарища. И какое В каждом РЕВЕНКЕ-Х1Д0ЖННК удовольствие испытывали д е ти, когда фриз украшал зал, в котором проходил утренник! Ведь их работа не пропала даром. Именно такие уроки, прове денные с детьми в 1-х и 2-х классах, отвечают требовани ям жизни, в них нуждаются ребята. Но на такие уроки нет утвержденной программы, а значит, все держится только на энтузиазме учителя. По моему мнению, в началь ных классах уроки рисования должен вести учитель, а не специалист, так как здесь об ладать особым художествен ным даром совсем не обяза тельно. Дети — прекрасные художники, они справятся с работой без нас, но их необ ходимо соответствующим об разом настроить на восприя тие красоты жизни. Учитель знает свой класс, он ведет русский язык, чтение, приро доведение. А эти предметы можно хорошо связать с изоб разительным искусством. Учителя - специалисты не всегда справляются с эле ментарными организацион ными моментами, не могут привлечь внимание детей. Ребята с самого раннего возраста любят рисовать. И очень жаль, что, придя в школу и рисуя на далекие от их повседневной жизни темы, слушая неинтересные бесе ды, учась у незаинтересован ного учителя, дети это ж е лание теряют. Они не хотят рисовать то, что предлагает учитель. Им наскучил урок, который проходит по заучен ной схеме. Так они работают на всех уроках. Рисование — это праздник для детей, это творчество. И. ДЕРЕВЯГИНА, учитель начальных классов школы № 1 пос. Ревда. В. Плюхин в своей статье «Поделки и подделки» вскры вает недостатки в работе школ области по эстетиче скому воспитанию учащихся средствами изобразительно го искусства и, в частности, в ознакомлении школьников с основами саамского народ ного декоративно-приклад ного искусства. Указанные в статье недо статки действительно имеют место в целом ряде школ, в первую очередь в тех, где изобразительное искусство преподают учителя, не имею щие специального художест венного образования (их око ло 30 процентов). Причина недостатков кро ется также в программах, в которых нет раздела по ознакомлению учащихся с ос новами национальной культу ры коренных жителей Запо лярья. Самостоятельно же делают это лишь наиболее творчески работающие пе дагоги (школы № № 25, 48 Мурманска, № 15 Печенги и № 1 Ревды и др.), хотя на курсах повышения квалифи кации учителей данному во просу уделяется внимание в лекциях самого же В. Плю хина. ■ В настоящее время экспе- римептируются четыре вари анта новых программ по изобразительному искусству, в которых особое внимание -уделено положительному ре- шеншолроблемы, поднятой автором. Улучшение обуче ния учащихся художествен ному конструированию преду сматривается и новыми экс периментальными програм мами', .которые должны быть получены школами в бли жайшее время. В. МАНУХИН, заведующий облоно. ИМЬяшдшиип 29 марта 1S85 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz