Рыбный Мурман. 1985 г. Март.

• РЕЗОНАНС • -«Поделки и подделки» — так были названы замет­ ки («РМ» № 50, 1984 год) пре­ подавателя Мурманского го­ сударственного педагогиче­ ского института В. У. Плю- хина, в которых автор затро­ нул проблемы художествен­ но-эстетического образова­ ния и воспитания как части большой патриотической, идей­ но-политической работы с подростками. «Пусть народное искусство увлечет ребят, поможет им понимать и создавать не под­ делки под него, а уметь тво­ рить по законам красоты, ос­ новываясь на культурных тра­ дициях родного края, — пи- шет в редакцию, откликаясь на рпубликованную статью, заве­ дующая ясли-садом № 45 Мурманска Г. Ж . Дема. — Да, «Программа воспитания в детском саду» предусматри­ вает знакомство детей с из­ делиями народных мастеров (дымковскими, тульскими, хо­ хломскими и др.). Эти народ­ ные промыслы действительно увлекают ребят: они ярки, за­ бавны. Однако мало кто заду­ мывается о том, что наш С е­ вер имеет свою самобытную культуру. А ведь воспитание любви к своей Родине необхо­ димо начинать с детского са- да. Я родилась в Мурманске, выросла здесь. Находясь в от­ пуске, скучаю по нашим ле­ сам и озерам, по солнцу но­ чью и крику чаек над горо­ дом. Но если об истории Мур­ манска еще можно узнать из книг местного издательства, ма­ териалов нашего краеведче­ ского музея, то культура, ис­ кусство коренных жителей по­ луострова остаются «за семью печатями». В лучшем случае детям предлагаются изделия «Коль­ ского сувенира», купленные в магазине. Кстати, однажды я послала в Казань в качестве подарка эти изделия. И полу­ чив ответ, честно говоря, была смущена. Меня благодарили, но писали: «У нас такое чув­ ство, что мы это уже где-то видели». Неужели единственное пред­ приятие, которое соприкасает­ ся с народным искусством Се­ вера, не может направить свою работу на развитие это­ го искусства, его пропаганду? Ведь есть у нас народные ма­ стерицы, есть художники, есть просто увлеченные люди. И их силы нужно направить на то, чтобы вооружить знаниями прежде всего людей, работа­ ющих с детьми, чтобы у вос­ питателей, учителей началь­ ных классов кроме желания был еще и конкретный мате­ риал, на который можно опе­ реться в работе по теме «Зна­ комство с культурой родного края». С удя по этому и другим письмам, полученным редак- , цией, вопросы, поднятые авто­ ром статьи, волнуют наших чи­ тателей. И сегодня мы предо­ ставляем им слово, принося извинения тем авторам, чьи письма просто - непросто не поместились на этой страни­ це. Д умается, в начатом разго­ воре ставить точку рано, ведь «реформа школы — не одно­ разовое мероприятие. Когда речь идет о живых людях, а тем более о детях, нельзя все расписать вперед. Важно не потерять из виду наш стра­ тегический ориентир — форми­ рование всесторонне развитой личности» [из материалов ап­ рельского (1984 года) Плену­ ма ЦК КП СС ]. Два мнения т в о р и т ь яо законам к р л с о ты Статья «Поделки и поддел­ ки» рассмотрена и обсужде­ на нашим управлением сов­ местно с коллективом фаб­ рики «Кольский сувенир». Это предприятие специализи­ руется на выпуске продук­ ции по образцам, разработан­ ным творческой группой и утвержденным областным художественным советом по декоративно - прикладному искусству при Мурманском облисполкоме. При подготовке к произ­ водству на каждый образец составляются технология, калькуляция, проводится согласование цен с базой «Росгалантерея», изготов­ ляется опытная партия, и лишь после этого изделие ставится на поток. Автор, создавая новый образец, обя­ зан учитывать условия про­ изводства, наличие имеюще­ гося сырья, технологичность, стараться меньшим количе­ ством деталей достичь боль­ шей выразительности. Несколько слов о художе­ ственной стороне поднятых вопросов. Каждый специа­ лист видит различие между массовой продукцией про­ мышленного производства и выставочными изделиями. При создании последних пре­ следуются цели «чистого» искусства, и создаются они без спешки. Ясно, что такое изделие воспроизводить се­ рийно невозможно, стоимость его будет очень высока, и ни один магазин не примет продукцию для реализации. Что касается художествен­ ных традиций коренного на­ селения Кольского полуост­ рова, то они учитываются художниками фабрики. А. АФОНИН, начальник управления ме­ стной промышленности. Меня заинтересовала та часть статьи «Поделки и под­ делки», в которой автор ка­ сается вопроса художествен­ ной ценности продукции ф аб­ рики «Кольский сувенир». Я работала на этом предприятии, когда оно только зарожда­ лось, хорошо знаю трудности, стоящие на пути творческой группы. Очень нелегко было преградить дорогу низкохудо­ жественному изделию, явной халтуре, подделке, говоря языком В. Плюхина. Большую помощь и поддер­ жку оказывал нам в то вре­ мя Художественный фонд РСФСР и его представитель В. Б. Чернов, который был членом худсовета предприятия. С годами в коллективе про­ изошли перемены, но они, на мой взгляд, не принесли же­ лаемого результата. Скорее наоборот. В 1977 году была организована экспедиция для сбора материала по народно­ му творчеству жителей Коль­ ского полуострова. Но ее ре­ зультат оказался незначи­ тельным. Дальше фотоальбо­ ма дело не пошло, а могли бы издать книгу, снабженную ком­ ментариями искусствоведа. Эта книга была бы хорошим подспорьем для руководите­ лей детских кружков, препо­ давателей, всех, кто неравно­ душен к народному искусству нашего края. Воспитывая детей, обращая их внимание на традиционные народные промыслы, мы не только формируем художест­ венный вкус, но и прививаем школьникам чувство гордости за свой край, уважение к прошлому народа и другие хорошие качества, необходи­ мые человеку. В детской художественной школе, где я работаю сейчас, внимание учащихся постоянно обращается к этой теме. На уроках композиции препода­ ватели знакомят ребят с ху­ дожественными традициями саами, коми, ненцев, поморов, чтобы, делая иллюстрации к сказкам, дети знали быт, оде­ жду, украшения народов С е­ вера. А в дальнейшем мы думаем учить ребят шить би­ сером, знакомить их с искусст­ вом меховой мозаики, образ­ цами орнаментов. И те из них, кто полюбит народное творчество, вероятно, в свое время постучатся в двери «Кольского сувенира». Но го­ това ли принять фабрика та­ ких людей, помочь им сохра­ нить и развить полученные на­ выки? А может быть, все наши усилия растворятся в массовой безликости, которую выпуска­ ет предприятие сейчас? Кто ответит на этот вопрос? Э, СМИРНОВА, художник • преподаватель детской художественной школы г. Мурманска. Два мнения Хочу поделиться опытом своей работы по изобразитель­ ному искусству в начальной школе. Интересно проходили уроки, когда дети рисовали на доступные, понятные им темы, связанные с жизнью се­ ла Ловозеро, с нашей север­ ной стороной, бытом саамов. С удовольствием ребята ра­ ботали на улице. Необычность обстановки привлекала их. Рисовали ветки деревьев, зда­ ния, строительную площадку. И что поразительно: при не­ больших методических заме­ чаниях работы получились в основном близкими к реаль­ ной форме. Дети очень на­ блюдательны, намного боль­ ше, чем нам это кажется, и необычная форма проведения урока заставляет их сконцент­ рировать вницлание и усилие. Запомнились уроки, когда все учащиеся работали над фризом (к 7 ноября, к Ново­ му году). Класс превращался в мастерскую, а ребята — в дружных, требовательных мастеров. Каждый старался не подвести товарища. И какое В каждом РЕВЕНКЕ-Х1Д0ЖННК удовольствие испытывали д е­ ти, когда фриз украшал зал, в котором проходил утренник! Ведь их работа не пропала даром. Именно такие уроки, прове­ денные с детьми в 1-х и 2-х классах, отвечают требовани­ ям жизни, в них нуждаются ребята. Но на такие уроки нет утвержденной программы, а значит, все держится только на энтузиазме учителя. По моему мнению, в началь­ ных классах уроки рисования должен вести учитель, а не специалист, так как здесь об­ ладать особым художествен­ ным даром совсем не обяза­ тельно. Дети — прекрасные художники, они справятся с работой без нас, но их необ­ ходимо соответствующим об­ разом настроить на восприя­ тие красоты жизни. Учитель знает свой класс, он ведет русский язык, чтение, приро­ доведение. А эти предметы можно хорошо связать с изоб­ разительным искусством. Учителя - специалисты не всегда справляются с эле­ ментарными организацион­ ными моментами, не могут привлечь внимание детей. Ребята с самого раннего возраста любят рисовать. И очень жаль, что, придя в школу и рисуя на далекие от их повседневной жизни темы, слушая неинтересные бесе­ ды, учась у незаинтересован­ ного учителя, дети это ж е­ лание теряют. Они не хотят рисовать то, что предлагает учитель. Им наскучил урок, который проходит по заучен­ ной схеме. Так они работают на всех уроках. Рисование — это праздник для детей, это творчество. И. ДЕРЕВЯГИНА, учитель начальных классов школы № 1 пос. Ревда. В. Плюхин в своей статье «Поделки и подделки» вскры­ вает недостатки в работе школ области по эстетиче­ скому воспитанию учащихся средствами изобразительно­ го искусства и, в частности, в ознакомлении школьников с основами саамского народ­ ного декоративно-приклад­ ного искусства. Указанные в статье недо­ статки действительно имеют место в целом ряде школ, в первую очередь в тех, где изобразительное искусство преподают учителя, не имею­ щие специального художест­ венного образования (их око­ ло 30 процентов). Причина недостатков кро­ ется также в программах, в которых нет раздела по ознакомлению учащихся с ос­ новами национальной культу­ ры коренных жителей Запо­ лярья. Самостоятельно же делают это лишь наиболее творчески работающие пе­ дагоги (школы № № 25, 48 Мурманска, № 15 Печенги и № 1 Ревды и др.), хотя на курсах повышения квалифи­ кации учителей данному во­ просу уделяется внимание в лекциях самого же В. Плю­ хина. ■ В настоящее время экспе- римептируются четыре вари­ анта новых программ по изобразительному искусству, в которых особое внимание -уделено положительному ре- шеншолроблемы, поднятой автором. Улучшение обуче­ ния учащихся художествен­ ному конструированию преду­ сматривается и новыми экс­ периментальными програм­ мами', .которые должны быть получены школами в бли­ жайшее время. В. МАНУХИН, заведующий облоно. ИМЬяшдшиип 29 марта 1S85 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz