Рыбный Мурман. 1985 г. Март.

9 ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ ПРИЗ ИМЕНИ И. И. БАЕВА' К кому приходит победа Ж В ОТ УЖЕ 10 ЛЕТ судо­ водители Мурманского тралового флота соревнуют­ ся за присуждение почет­ ного приза имени прослав­ ленного капитана Павла Ильича Баева. В январе прошлого года в управлении Мурманского тра­ лового флота был издан при­ каз. утвердивший положение о социалистическом сорев­ новании судоводителей за право обладать этим при­ зом. По итогам его за 1984 год на первом месте коллективы ВАТ «Генерал Радзиевский», БМРТ «Планета» и ПСТ «Зеленокумсн». Большим автономным тра­ улером «Генерал Радзиев­ ский» в минувшем году ко­ мандовал капитан-директор Павел Викторович Шумелян- ко, ныне заместитель началь­ ника флота. Вместе с ним награждены штурманы М. В. Бендиков, К. Г. Стародубен- ко, В. А. Гурьянов, Б. В. Пумпур, В. А. Соляник. На БМРТ «Планета» ра­ ботал один из опытнейших капитанов флота Иван Ф е ­ дорович Колейков. Почти 30 лет ходит он в море, из них 14 — капитаном. Безаварий­ ность всегда сопутствует ему и тем, кто рядом с ним на мостике. В прошлом году его помощниками были: А. А. Лукьянов, А. А. Бо­ вин, Г. М. Саушкин, А. И. Беляев. В 1984 году капитану ПСТ «Зеленокумск» Нико­ лаю Артемьевичу Ляпину исполнилось 50 лет. Он по­ лучил немало поздравлений, -в том числе и от имени со­ вета капитанов. А теперь принимает Николай А р­ темьевич ■ поздравления с присуждением ему и судово­ дителям траулера — М. Т. Равилову, А. И. Есину, В. И. Щанкину — приза имени капитана П. И. Баева. Второе место, дипломы 2-й степени с вручением почет­ ных грамот каждому судово­ дителю присуждены коллек­ тивам БАТ «Маршал Ере­ менко» (капитан-директор Николай Иванович Гуцка- лов), БМРТ «Верховина» (капитан - директор Влади­ мир Николаевич Коршиков) и ПСТ «Моздок» (капитан Михаил Васильевич Лука­ шевич). На третьем месте — судо­ водители БАТ «Алексей Ге­ нералов» (капитан-директор Георгий Всеволодович Бер- дышевский), БМРТ «Влади­ мир Гаврилов» (капитан-ди­ ректор Юрий Петрович Вер- болоз) и ПСТ «Закаменск» (капитан — кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени — Василий Ники­ тович Тузов). Конечно, победителями в соревновании могли быть и другие, ведь грамотных су­ доводителей, опытных про­ мысловиков на флоте нема­ ло. Но все дело в том, что многие при подведении ито­ гов получали, если так мож­ но выразиться, штрафные очки. Например, у экипажа БАТ «Иван Сивко» были от­ личные показатели, но вто­ рой помощник капитана М. 3. Гилфанов нарушил дисцип­ лину. Поэтому о призовом месте коллективу не могло быть и речи. На БАТ «Генерал Андрю­ щенко» иная причина: ни­ зок показатель среднесу­ точного вылова рыбы. На ВАТ «Маршал Яку­ бовский» флагманские спе­ циалисты записали много замечаний экипажу за нару­ шения по ведению судовой документации и организации борьбы за живучесть судна. Результат тот же: призового места не видать. Ведь почетный приз име- ш П. И. Баева присуждается за обеспечение безаварийно­ го плавания, высокую куль­ туру судовождения, эффек­ тивное использование тех­ нических средств для до- стижёния максимального вылова рыбы на сутки про­ мысла, сокращение непроиз­ водительных потерь в пор­ ту и море, хорошую органи­ зацию штурманской службы. И все это — — в комплек­ се. Однако в 1985 году неко­ торые экипажи - победители сбавили «обороты», у них по­ явились штрафные очки. А другие, наоборот, почувст­ вовали возросшую ответст­ венность и явно намерены удержать почетный приз. Отрадно, что в этом году в социалистическое соревно­ вание весьма активно вклю­ чились все судоводители флота. А это — гарантия безаварийной, высокопроиз­ водительной работы экипа­ жей. В. ДУДЧЕНКО, капитан - наставник Мур­ манского тралового флота. ПОГОВОРИТЕ С ЛЮБЫМ ТРАЛФЛОТОВЦЕМ о капитане-ди- *" ректоре БАТ «Алексей Генералов» Георгии Всеволодовиче Бердышевском и убедитесь, что все отзываются о нем только с теплотой и уважением. Вам скажут, что это человек удиви­ тельной деликатности. Добавят, что он, пожалуй, лучший нас­ тавник молодежи, великолепный специалист. Георгий Всеволодович закончил Мурманское мореходное училище почти 30 лет назад и вот уже 20 ходит капитаном. Но что удивительно: накопив за долгие годы огромный про­ мысловый и организаторский опыт, он мог бы, так сказать, почить на лаврах. А капитан-директор Бердышевский... посту­ пает во Всесоюзный институт пищевой промышленности на эко­ номический факультет и успешно заканчивает его. К большому опыту добавилась серьезная теоретическая база. Разумеется, для капитана-директора такое сочетание трудно переоценить. Георгий Всеволодович — кавалер ордена Трудового Красно­ го Знамени, обладатель знака «За безаварийную работу в те­ чение 10 лет». Умело, бережно и строго растит он своих по­ мощников: Б. Д. Хлынцева, С. Н. Алексеенко, В. В. Рудя, П. В. Дудченко. Весь этот коллектив вместе с Г. В. Бердышевским удостоен приза имени капитана П. И. Баева по итогам про­ шлого года. На снимке: Г. В. БЕРДЫШЕВСКИЙ. Фото В. КОРЕЦКОГО. 'ПРАКТИКА СУДОВОЖДЕНИЯ Месяц и весь год Н А СУДАХ Всесоюзного рыбопромышленн о г о объединения «Севрыба» за­ канчивается очередной ме­ сячник безопасности море­ плавания. На этот раз он посвящен обеспечению по­ жарной безопасности. Проведение месячников на Северном бассейне стало традиционным. Но каждый раз проверка производится так, чтобы акцентировать внимание на наиболее важ­ ном. В море проверку осущест­ вляют флагманские специа­ листы и капитаны-наставни­ ки, в порту — сотрудники отделов и служб в составе технических комиссий. Большую роль в организа­ ции и проведении месячника сыграли работники управле­ ния: капитан-наставник В. И. Лила, старший моринспектор В. И. Письменный, морской инспектор А. И. Цыганков, групповые механики М. И. Маслов, Н. И. Соловьев, Н. П. Пахомов, групповой электромеханик Е. А. Ефи­ мов. По итогам октябрьской проверки безопасности море­ плавания первое место и де­ нежная премия присуждены службе мореплавания уп­ равления «Севрыбхолод- флот». Лучшим признан эки­ паж плавбазы «Рига» (капи­ тан-директор Н. И. Ляпли- ев). А на нескольких судах организация и проведение это­ го важного мероприятия ос­ тавляли желать лучшего. Следует итоги месячника подводить на общих собра­ ниях моряков, а это не де­ лалось. Были и другие заме­ чания у комиссии. Зато все они учтены в про­ ходящем сейчас месячнике. Служба мореплавания уп­ равления «Севрыбхолод- флот» планировала прове­ рить состояние противопо­ жарной безопасности более чем на 30 судах. Проверя­ ли, как соблюдается проти­ вопожарный режим, готовы ли к работе оборудование и инвентарь, рекомендовали морякам, какие меры следу­ ет предпринять для того, чтобы исключить пожары на судах. Подведение итогов мар­ товской проверки еще впе­ реди. Однако уже сегодня можно с уверенностью ска­ зать: если своевременно, продуманно организована подготовка к проведению ме­ сячника, обеспечена широкая его гласность да к тому же проверяется каждое судно, результаты будут хорошими. И еще. Месячник длится 30 дней. Но с окончанием его не должна прекращаться работа экипажа по обеспе­ чению безопасности море­ плавания. Ю. ВИДЕНЕЕВ, главный капитан управле­ ния «Севрыбхолодфлот». ЛПЫ ТНЫ Е МОРЯКИ знают, ” насколько опасна намот­ ка на винт. Лишенное хода судно вынуждено дрейфовать по воле стихии. Из-за намо­ ток происходят повреждения главных двигателей и деталей вало-винтовых комплексов. Убытки от этого вида ава­ рийности, как правило, вели­ ки. Например, намотка на винт БАТ «Генерал Родимцев» обошлась государству в 78 тысяч рублей. Нередко за та­ кими происшествиями маячит грозная тень кораблекруше­ ния. Интересно отметить, что лишь половина общего числа намоток происходит в резуль­ тате ошибок моряков при про­ мысловой и производственной деятельности. Причина осталь­ ных случаев — загрязнение океана отходами производства. Самые различные предметы, утерянные или выброшенные за борт, способны ограничить свободу передвижения судов. Известен случай, когда мощ­ ный двигатель крупнотоннаж­ ного траулера захлебнулся от намотки на винт полиэтилено­ вой ленты для обвязки ящи­ ков с рыбой. Но чаще всего на винты попадают полупри. топленные сетематериалы и тросы, которые трудно заме­ тить в неспонойном море. Осо­ бенно беззащитны против за­ грязнения океана суда сравни­ тельно небольшого тоннажа. ...Таннер «Фиорд» стоял на якоре в бухте. Поздно вече- ром, получив разрешение сле­ довать на промысел, на судне начали съемку с якоря. Когда тот вышел из воды, на его лапах обнаружили свисавший в воду трос. При попытке вы­ брать его на борт, он сорвал­ ся в воду и, как полагали на танкере, затонул. Судно благо­ получно вышло на рекомендо. ванный курс и направилось в море. Но когда для расхожде. ния со встречным судном на танкере дали задний ход, глав­ ный двигатель самопроизволь­ но остановился. После водолаз­ ного осмотра выяснилось, что ЧИСТОЕ МОРЕ­ ЧИСТЫЙ ВИНТ на винт накрутился тот самый смоляной конец, который упал в воду при съемке с якоря. Подобные случаи говорят об определенных изъянах в орга­ низации судовой и штурман­ ской служб. Очевидно, не­ лишне напомнить некоторые рекомендации хорошей мор­ ской практики. Например, на случай вероятной очистки якоря, надо держать нагото­ ве багор, «кошку», раститель­ ный трос. По мере возможно­ сти зацепившиеся за якорь предметы следует взять на борт. Отходить от упавших с лап якоря предметов нужно на заднем ходу, а если не позволяет акватория, надо начинать движение «толчками» главного двигателя. В последние годы предпри­ нимается немало активных действий для защиты окружа­ ющей среды. Люди стали со­ знавать, что экология не тер­ пит к себе небрежного отно­ шения. Это касается и океана. ...Ранним апрельским утром на БМРТ «Мурмансельдь» вы­ полнялось очередное траление. По окончании галса вахтен­ ный штурман начал разворот с тралом через левый борт, однако из-за возросшей нагруз­ ки пришлось остановить глав­ ный двигатель. Аварийное суд­ но отбуксировали в укрытие, где водолазы обнаружили на­ мотку капронового троса на шейку гребного винта. Как выяснилось, этот трос во вре. мя поворота траулера был вы­ брошен за борт старшим ма­ стером лова. Примечательно, что этот командир палубной команды, который по долгу службы должен был больше других тревожиться о чистоте моря, в то утро приходил на мостик с просьбой разрешить ему выбросить за борт изно­ шенные части оснастки тра­ лов, получил отказ и все же выполнил свое намерение. Этот случай произошел не­ сколько лет назад. Изменилась ли с тех пор психология мо­ ряков, появилась ли убежден­ ность в необходимости беречь чистоту своего рабочего ме­ ста — океана? Достаточно ли внимания уделяется на судах предупреждению загрязнения моря? Ведь мало лишь изда­ вать и обновлять приказы по судну с назначением ответст­ венных за сбор мусора. Не­ обходимо доводить до сведе­ ния экипажа все случаи намо­ ток, убеждать моряков, что между засорением моря и безопасностью мореплавания — связь прямая. Собирать, хранить и пере­ гружать отходы производства на судах довольно трудно. При ведении промысла на тяжелых грунтах накапливается изряд­ но утилевого промвооружения, и порой его просто негде скла­ дировать. Поэтому желательно иметь на судах специальные контейнеры и барабаны, кото­ рые облегчили бы перегрузку в море и в порту. Д. ПОНЯВИН, капитан даль­ него плавания. 29 марта 1985 года МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz