Рыбный Мурман. 1985 г. Март.
9 ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ ПРИЗ ИМЕНИ И. И. БАЕВА' К кому приходит победа Ж В ОТ УЖЕ 10 ЛЕТ судо водители Мурманского тралового флота соревнуют ся за присуждение почет ного приза имени прослав ленного капитана Павла Ильича Баева. В январе прошлого года в управлении Мурманского тра лового флота был издан при каз. утвердивший положение о социалистическом сорев новании судоводителей за право обладать этим при зом. По итогам его за 1984 год на первом месте коллективы ВАТ «Генерал Радзиевский», БМРТ «Планета» и ПСТ «Зеленокумсн». Большим автономным тра улером «Генерал Радзиев ский» в минувшем году ко мандовал капитан-директор Павел Викторович Шумелян- ко, ныне заместитель началь ника флота. Вместе с ним награждены штурманы М. В. Бендиков, К. Г. Стародубен- ко, В. А. Гурьянов, Б. В. Пумпур, В. А. Соляник. На БМРТ «Планета» ра ботал один из опытнейших капитанов флота Иван Ф е дорович Колейков. Почти 30 лет ходит он в море, из них 14 — капитаном. Безаварий ность всегда сопутствует ему и тем, кто рядом с ним на мостике. В прошлом году его помощниками были: А. А. Лукьянов, А. А. Бо вин, Г. М. Саушкин, А. И. Беляев. В 1984 году капитану ПСТ «Зеленокумск» Нико лаю Артемьевичу Ляпину исполнилось 50 лет. Он по лучил немало поздравлений, -в том числе и от имени со вета капитанов. А теперь принимает Николай А р темьевич ■ поздравления с присуждением ему и судово дителям траулера — М. Т. Равилову, А. И. Есину, В. И. Щанкину — приза имени капитана П. И. Баева. Второе место, дипломы 2-й степени с вручением почет ных грамот каждому судово дителю присуждены коллек тивам БАТ «Маршал Ере менко» (капитан-директор Николай Иванович Гуцка- лов), БМРТ «Верховина» (капитан - директор Влади мир Николаевич Коршиков) и ПСТ «Моздок» (капитан Михаил Васильевич Лука шевич). На третьем месте — судо водители БАТ «Алексей Ге нералов» (капитан-директор Георгий Всеволодович Бер- дышевский), БМРТ «Влади мир Гаврилов» (капитан-ди ректор Юрий Петрович Вер- болоз) и ПСТ «Закаменск» (капитан — кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени — Василий Ники тович Тузов). Конечно, победителями в соревновании могли быть и другие, ведь грамотных су доводителей, опытных про мысловиков на флоте нема ло. Но все дело в том, что многие при подведении ито гов получали, если так мож но выразиться, штрафные очки. Например, у экипажа БАТ «Иван Сивко» были от личные показатели, но вто рой помощник капитана М. 3. Гилфанов нарушил дисцип лину. Поэтому о призовом месте коллективу не могло быть и речи. На БАТ «Генерал Андрю щенко» иная причина: ни зок показатель среднесу точного вылова рыбы. На ВАТ «Маршал Яку бовский» флагманские спе циалисты записали много замечаний экипажу за нару шения по ведению судовой документации и организации борьбы за живучесть судна. Результат тот же: призового места не видать. Ведь почетный приз име- ш П. И. Баева присуждается за обеспечение безаварийно го плавания, высокую куль туру судовождения, эффек тивное использование тех нических средств для до- стижёния максимального вылова рыбы на сутки про мысла, сокращение непроиз водительных потерь в пор ту и море, хорошую органи зацию штурманской службы. И все это — — в комплек се. Однако в 1985 году неко торые экипажи - победители сбавили «обороты», у них по явились штрафные очки. А другие, наоборот, почувст вовали возросшую ответст венность и явно намерены удержать почетный приз. Отрадно, что в этом году в социалистическое соревно вание весьма активно вклю чились все судоводители флота. А это — гарантия безаварийной, высокопроиз водительной работы экипа жей. В. ДУДЧЕНКО, капитан - наставник Мур манского тралового флота. ПОГОВОРИТЕ С ЛЮБЫМ ТРАЛФЛОТОВЦЕМ о капитане-ди- *" ректоре БАТ «Алексей Генералов» Георгии Всеволодовиче Бердышевском и убедитесь, что все отзываются о нем только с теплотой и уважением. Вам скажут, что это человек удиви тельной деликатности. Добавят, что он, пожалуй, лучший нас тавник молодежи, великолепный специалист. Георгий Всеволодович закончил Мурманское мореходное училище почти 30 лет назад и вот уже 20 ходит капитаном. Но что удивительно: накопив за долгие годы огромный про мысловый и организаторский опыт, он мог бы, так сказать, почить на лаврах. А капитан-директор Бердышевский... посту пает во Всесоюзный институт пищевой промышленности на эко номический факультет и успешно заканчивает его. К большому опыту добавилась серьезная теоретическая база. Разумеется, для капитана-директора такое сочетание трудно переоценить. Георгий Всеволодович — кавалер ордена Трудового Красно го Знамени, обладатель знака «За безаварийную работу в те чение 10 лет». Умело, бережно и строго растит он своих по мощников: Б. Д. Хлынцева, С. Н. Алексеенко, В. В. Рудя, П. В. Дудченко. Весь этот коллектив вместе с Г. В. Бердышевским удостоен приза имени капитана П. И. Баева по итогам про шлого года. На снимке: Г. В. БЕРДЫШЕВСКИЙ. Фото В. КОРЕЦКОГО. 'ПРАКТИКА СУДОВОЖДЕНИЯ Месяц и весь год Н А СУДАХ Всесоюзного рыбопромышленн о г о объединения «Севрыба» за канчивается очередной ме сячник безопасности море плавания. На этот раз он посвящен обеспечению по жарной безопасности. Проведение месячников на Северном бассейне стало традиционным. Но каждый раз проверка производится так, чтобы акцентировать внимание на наиболее важ ном. В море проверку осущест вляют флагманские специа листы и капитаны-наставни ки, в порту — сотрудники отделов и служб в составе технических комиссий. Большую роль в организа ции и проведении месячника сыграли работники управле ния: капитан-наставник В. И. Лила, старший моринспектор В. И. Письменный, морской инспектор А. И. Цыганков, групповые механики М. И. Маслов, Н. И. Соловьев, Н. П. Пахомов, групповой электромеханик Е. А. Ефи мов. По итогам октябрьской проверки безопасности море плавания первое место и де нежная премия присуждены службе мореплавания уп равления «Севрыбхолод- флот». Лучшим признан эки паж плавбазы «Рига» (капи тан-директор Н. И. Ляпли- ев). А на нескольких судах организация и проведение это го важного мероприятия ос тавляли желать лучшего. Следует итоги месячника подводить на общих собра ниях моряков, а это не де лалось. Были и другие заме чания у комиссии. Зато все они учтены в про ходящем сейчас месячнике. Служба мореплавания уп равления «Севрыбхолод- флот» планировала прове рить состояние противопо жарной безопасности более чем на 30 судах. Проверя ли, как соблюдается проти вопожарный режим, готовы ли к работе оборудование и инвентарь, рекомендовали морякам, какие меры следу ет предпринять для того, чтобы исключить пожары на судах. Подведение итогов мар товской проверки еще впе реди. Однако уже сегодня можно с уверенностью ска зать: если своевременно, продуманно организована подготовка к проведению ме сячника, обеспечена широкая его гласность да к тому же проверяется каждое судно, результаты будут хорошими. И еще. Месячник длится 30 дней. Но с окончанием его не должна прекращаться работа экипажа по обеспе чению безопасности море плавания. Ю. ВИДЕНЕЕВ, главный капитан управле ния «Севрыбхолодфлот». ЛПЫ ТНЫ Е МОРЯКИ знают, ” насколько опасна намот ка на винт. Лишенное хода судно вынуждено дрейфовать по воле стихии. Из-за намо ток происходят повреждения главных двигателей и деталей вало-винтовых комплексов. Убытки от этого вида ава рийности, как правило, вели ки. Например, намотка на винт БАТ «Генерал Родимцев» обошлась государству в 78 тысяч рублей. Нередко за та кими происшествиями маячит грозная тень кораблекруше ния. Интересно отметить, что лишь половина общего числа намоток происходит в резуль тате ошибок моряков при про мысловой и производственной деятельности. Причина осталь ных случаев — загрязнение океана отходами производства. Самые различные предметы, утерянные или выброшенные за борт, способны ограничить свободу передвижения судов. Известен случай, когда мощ ный двигатель крупнотоннаж ного траулера захлебнулся от намотки на винт полиэтилено вой ленты для обвязки ящи ков с рыбой. Но чаще всего на винты попадают полупри. топленные сетематериалы и тросы, которые трудно заме тить в неспонойном море. Осо бенно беззащитны против за грязнения океана суда сравни тельно небольшого тоннажа. ...Таннер «Фиорд» стоял на якоре в бухте. Поздно вече- ром, получив разрешение сле довать на промысел, на судне начали съемку с якоря. Когда тот вышел из воды, на его лапах обнаружили свисавший в воду трос. При попытке вы брать его на борт, он сорвал ся в воду и, как полагали на танкере, затонул. Судно благо получно вышло на рекомендо. ванный курс и направилось в море. Но когда для расхожде. ния со встречным судном на танкере дали задний ход, глав ный двигатель самопроизволь но остановился. После водолаз ного осмотра выяснилось, что ЧИСТОЕ МОРЕ ЧИСТЫЙ ВИНТ на винт накрутился тот самый смоляной конец, который упал в воду при съемке с якоря. Подобные случаи говорят об определенных изъянах в орга низации судовой и штурман ской служб. Очевидно, не лишне напомнить некоторые рекомендации хорошей мор ской практики. Например, на случай вероятной очистки якоря, надо держать нагото ве багор, «кошку», раститель ный трос. По мере возможно сти зацепившиеся за якорь предметы следует взять на борт. Отходить от упавших с лап якоря предметов нужно на заднем ходу, а если не позволяет акватория, надо начинать движение «толчками» главного двигателя. В последние годы предпри нимается немало активных действий для защиты окружа ющей среды. Люди стали со знавать, что экология не тер пит к себе небрежного отно шения. Это касается и океана. ...Ранним апрельским утром на БМРТ «Мурмансельдь» вы полнялось очередное траление. По окончании галса вахтен ный штурман начал разворот с тралом через левый борт, однако из-за возросшей нагруз ки пришлось остановить глав ный двигатель. Аварийное суд но отбуксировали в укрытие, где водолазы обнаружили на мотку капронового троса на шейку гребного винта. Как выяснилось, этот трос во вре. мя поворота траулера был вы брошен за борт старшим ма стером лова. Примечательно, что этот командир палубной команды, который по долгу службы должен был больше других тревожиться о чистоте моря, в то утро приходил на мостик с просьбой разрешить ему выбросить за борт изно шенные части оснастки тра лов, получил отказ и все же выполнил свое намерение. Этот случай произошел не сколько лет назад. Изменилась ли с тех пор психология мо ряков, появилась ли убежден ность в необходимости беречь чистоту своего рабочего ме ста — океана? Достаточно ли внимания уделяется на судах предупреждению загрязнения моря? Ведь мало лишь изда вать и обновлять приказы по судну с назначением ответст венных за сбор мусора. Не обходимо доводить до сведе ния экипажа все случаи намо ток, убеждать моряков, что между засорением моря и безопасностью мореплавания — связь прямая. Собирать, хранить и пере гружать отходы производства на судах довольно трудно. При ведении промысла на тяжелых грунтах накапливается изряд но утилевого промвооружения, и порой его просто негде скла дировать. Поэтому желательно иметь на судах специальные контейнеры и барабаны, кото рые облегчили бы перегрузку в море и в порту. Д. ПОНЯВИН, капитан даль него плавания. 29 марта 1985 года МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz