Рыбный Мурман. 1985 г. Март.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Валентина Степановна Варварич была мастером смены, технологом, начальником участка на рыбокомби нате. в 1968 году приглашена на работу в «Севрыбсбыт». Есть такая категория людей, кото рым при всей их организованности времени в сутках не хватает. Люди повышенной совестливости, неравно душные, не поступающиеся своими принципами, даже если такая «не гибкость» может привести к непри ятностям, Они попросту не могут Де лать дело абы как. Валентина Степановна — из таких людей. Несколько лет она замести, тель председателя профсоюзного ко митета «Севрыбсбыта», является вне штатным инспектором Первомайского комитета народного контроля. Слово — передовику Рыба-деловодяное? Б ЫЛО ВРЕМЯ, когда мур манская рыба безогово рочно принималась • любом конце страны. Но теперь из менилась промысловая обста новка, все меньше попадает ■ тралы традиционных видов рыб, введены двухсотмильные воны... Осложнившиеся условия промысла настоятельно тре буют " каждого участника Догово 'а 14-ти большей гиб кости, маневренности, опера тивного обмена информацией — то есть пришло время на новую, высшую ступень под нять организацию производ ства. На деле же зачастую приходится сталкиваться с та кой «партизанщиной», с та кой незаинтересованностью к смежнику, которые в конеч ном счете наносят ущерб как промыслу, так и покупателю. Примеров в подкрепление этого утверждения предоста точно. Вот передо мной одна из многих телеграмм рыбокомби ната: «В свяли с тем, что сар дина мороженая, доставленная на РТ «Мотовсний залив» (изго товитель БМРТ «Михаил Во ронин»), низкого качества, ры бокомбинат принимать про дукцию указанного изготови теля не будет...» Или: «По согласованию с имярек рыбокомбинат отказы вается от приемки 400 тонн сардины с ТР «Хибинские го ры». Что означают эти отказы? А то, что «Севрыбсбыту» срочно следует искать оптового поку пателя, «выбивать» дополни тельные вагоны да кроме то го занимать несколько ваго нов под ненужный груз: голо вы, хвосты, рыба с отклоне ниями от ГОСТа все равно уйдут не по назначению. С упорством, достойным луч шего применения, рыбокомби нат отказывается от сардины, от другого мелкоразмерного сырья. Понятно, что с нруп- ной рыбой работать проще и выгоднее. Но ведь рыбокомби нат — флагман Министерст ва рыбного хозяйства в пере работке рыбы. Ему и инициа. тиву • руки. Сардина стала попадаться еще в прошлом году. Тогда-то и следовало ры бокомбинату в своем опытном цехе поэкспериментировать, отработать технологию. И те перь не было бы никаких проблем со сбытом. Сквжем, сардина копченая в масле всегда желанна поку пателю. Но это — дополни тельные хлопоты, перестройка производстве. Куда проще загрузить сардину в вагоны этакими морожеными оковал ками да и отправить в путь- дорогу. Только кому это нужно? Другой момент. Чтобы ус пешно вести сбыт, оптовую торговлю, нам нужна четкая, объективная информация на каждый день, месяц, квартал. Больно многого вы от нес хотите, возмутятся рыбаки. Рк|ба — дело водяное: сего дня нет, завтра есть. Не спо рим. Но именно эта инфор мация нам и нужна с моря: о том, чего нет и что есть, ■ каком ассортименте. С мо ря, а не тогда, когда судно подошло к причалу. Чтобы не устраивать затем аврал. Дорого обходятся нам всем эти авральные перестройки. Для иллюстрации вновь вер немся на рыбокомбинат. В ян варе здесь должны были вы работать по плану 1570 тонн соленой рыбы. Нам была да на цифра ожидаемого выпол нения — 1300 тонн. На самом же деле выпущено 2660 тонн. Но мы уже кому-то успели отказать в поставках, сплани ровали с железной дорогой подвижной состав... И все на чинает раскручиваться в дру гую сторону. Спешно (уже под диктовку министерства) с какого-то участка, бассейна снимаются вагоны, лихорадоч но изыскиваются потребители. А вот сельди соленой тот же рыбокомбинат вместо пла новых 760 выпустил лишь 100 тонн. Мы успели пообещать ее одному, другому, третьему. А теперь приходится прино сить извинения... В деловых кругах с необязательным пар тнером стараются в дальней шем отношения не поддержи вать. И вот уже в ответ на наши телеграммы — молча ние. К тому же столько сил было затрачено впустую . Те же непроизводительные поте ри рабочего времени. И если уж разговор зашел о сельди: разве не расточи тельно пускать ее в продажу без всякой обработки? Не пользуется она, свежемороже ная, спросом. А вот соленая — объедение. Но даже от этой несложной операции рыбо обработчики стараются откре ститься... За 22 дня марта по всем прогнозам суда должны бы ли доставить в порт 62 ты сячи тонн рыбы. Доставлено 76 тысяч. Понятно, что после такого расхождения портовики станут обвинять железную до рогу — нет вагонов. А как им быть, если такое количе ство рыбы не планировалось? Как быть нам? Начинаем усер дно предлагать рыбу, но д е мьянова уха уже не по вку су... Сейчас у нас есть предвари тельные данные на апрель. Но горький опыт подсказывает: вновь будет искажена инфор мация. Бывает, что моряки из-за нехватки времени, механизмов, по другим ли причинам при возят в порт рыбу с помет кой «промпереработка». И от этой переработки рыбокомби нат тоже отказывается. И вновь вагоны везут наполови ну ненужный груз, хотя из не го могли бы выйти паштеты и другая продукция. До каких же пор, ратуя за максимум пищевой продукции на словах, на деле мы будем получать противоположные ре зультаты? В. ВАРВАРИЧ, старший ин женер планово - экономи ческого отдела управления «Севрыбсбыт». Договор \4-ти 1 ИГРА В «МОЛЧАНКУ» Людмила Дмитриевна улы балась. Виктор Васильевич тем нел лицом. — Почему мы, береговые службы, как только судно по дойдет к причалу, сразу идем на него, интересуемся, спра шиваем, как рейс, что нужно для быстрой обработки? Ко роче, все делаем, лишь бы скорее ушло снова на промы сел. И почему вам безразлич на судьба кораблей? — возму щенно произносил В. В. Зин ченко, групповой инженер^, диспетчер тралового флота. — Ну, не совсем так, — мягко отвечала Л. Д. М геладзе, секретарь партийного бюро первого грузового района рыб ного порта. — В основном об рабатываем суда досрочно, практически задержек нет. А что же еще от нас требуется? ■ — Внимание к рыбакам, — четко, по-флотски, сказал В. В. Зинченко. — Вот кипа радио грамм с моря, моряки вызы вают докеров на соревнова ние, Был ли подписан хотя бы один с начала года ло кальный договор? Кто*нибудь из руководителей вашего рай она, бригадиров пришел на судно, чтобы принять вызов? — Да. Вот недавно было калининградское судно. Сюда пришел «четырехугольник». До говор подписали, досрочно об работали... — И это все? — удивился В. В. Зинченко. Людмила Дмитриевна оказа лась не в курсе. Прибыла «скорая помощь» в лице на чальника первого района П. П. Бутусова и диспетчера Сергея Сметанина. Вопрос переадресовали См е танину, на которого возложе на обязанность вести контроль за локальными договорами. Он принес папку с красиво выведенными словами: «До говор 14-ти — в действии», «Берег — промыслу, промы сел — берегу». Но ни сам диспетчер, ни его папка не могли дать точный ответ. Прав да, в папке имелось несколь ко локальных договоров, но когда они были составлены, узнать невозможно, ни на одном нет дат. В прошлом году или двадцать лет назад были они подписаны — Смета нин определенного ничего не сказал, точнее промолчал, пожав плечами. Под прессом факта обозна чила свою позицию Л. Д. Мгеладзе: — Почему это мы должны идти на судно? Это свя тая обязанность помполитов. Да какое в данном случае имеет значение — кто к кому идет: Магомет к горе или го ра к Магомету? Важно дру гое: бросая в корзину радио граммы с вызовом на сорев нование, Сметанин, а вместе с ним руководство первого грузового района играли с рыбаками в «молчанку». «Бе рем со своей стороны обяза тельство», — говорится в каж дой радиограмме моряков. А портовиков, выходит, не вол нуют заботы промысловиков? Но зато какие цифры фигу рируют в отчетах и порта, и тралфлота о якобы имеющем место соревновании по Дого вору 14-ти! Здесь и досрочная обработка, и экономия... Но нет живого соревнования, конкретного. Нетрудно понять разочаро вание рыбаков, которые нахо дятся в неведении: а дошла ли РДО до адресата, принят ли вызов? Их порт не инфор мирует и, как стало понятно, не считает нужным это делать. Естественно, они уходят на промысел, разочарованные в силе и действенности Догово ра 14-ти. — Равнодушие людей раз дражает, неинформирован- ность может привести к скеп тическим настроениям. Неуже ли тебе это не понятно?— вы говаривал П. П. Бутусов Сме танину. Диспетчер, он же секретарь комсомольской организации грузового района, молчал. А. ВИЛОВ. Позывные субботника Полугодовой —досрочно! По-ударному трудится на промысле рыбы комсомоль ско-молодежный экипаж БМРТ «Котельнич», он посто янно перевыполняет суточ ные задания по вылову рыбы и выпуску мороженой проду кции. Моряки приняли обяза тельство к 115-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина выполнить план полугодия по выпуску рыбопродукции, а а день субботника работать на сэкономленных материалах. Курсом «Маршрутами технического прогресса» — так называ лась отчетно-выборная кон ференция научно - техниче ского общества (НТО) тра лового флота. Подвести ито ги творческой деятельности за три года — задача слож ная. Стол под красным по лотном, строгий президиум, долгие доклады — вот что услужливо рисовало вообра жение. Предположения эти сразу же рассеялись, как только встретили нас при ветливые улыбки организа торов этого не совсем обыч ного мероприятия. Волнуется главный распо рядитель — ученый секре тарь НТО пищевой промыш ленности Галина Абрамовна Вишницкая. Шутка ли: 56 делегатов и 37 приглашен ных. Да и проводится кон ференция в новой, нетради ционной форме. Рассказывает заместитель начальника технического от дела тралового флота Евге ний Николаевич Полицын: — Конференция задумана как творческий вечер. Ф о р ма проведения новая, а про кладывать первую тропу все гда нелегко. ...Участников встречи жда ли артисты театра Красно знаменного Северного фло та, вокально-инструменталь- иый ансамбль. И уж вовсе неожиданными были празд нично накрытые столы: пп- рожные, лимонад, цветы. Тщательно продумали каж дый штрих этого вечера творческой интеллигенции ТВОРЧЕСТВО (именно вечера, а не «меро приятия») психологи управ ления тралового флота. А вот и первые делегаты — представители отделов тралфлота. «Если все будут хватать звезды с неба, то кто же бу дет ими любоваться?» — недоумевает плакат. Гости улыбаются. Кое-кто сразу берется разгадывать кросс ворды «Кнехты» и «Якорь» разложенные на столиках. В конце вечера победителей со стязания в смекалке и остро умии ждут призы. Сидящие рядом шутят «Чего доброго, понравится такая вот организация — и каждую планерку станут проводить за столом». А почему бы и нет, если это будет на пользу делу, счи тают психологи. * * * Строка из доклада: — Итогом коллективного труда нашего общества .(в него вовлечены все основные подразделения флота, а так же личный состав экипажей судов) стали разработка и внедрение системы эксплуа тации и редюита судов типа ВАТ и ПСТ после новостроя по десятилетнему циклу с заменой среднего ремонта классификационным расши ренным междурейсовым тех ническим обслуживанием (РМРТО ). На эту систему переведен весь наш флот. По результатам работы трех БАТов и пяти посолыю- свежьевых траулеров, про шедших РМ РТО в 1984 го ду, получен экономический эффект — 9,5 миллиона рублей. Серьезный вклад инженеров флота в выполне ние государственного плана. Эти восемь судов выпустили 30 тысяч тонн пищевой про дукции стоимостью в 20 МИЛ ЛИОНОВ рублей. Совет НТО и его секции содействуют мероприятиям по внедрению новой техники и передовой технологии. В прошлом году проведено 42 таких мероприятия (по пла ну — 25), экономический эф фект — 4,1 миллиона руб лей. При совете НТО работают различные секции. К приме ру, основными задачами сек ции «Добыча рыбы и море продуктов», стали экономия сетематериалов, разработка и внедрение комплексных це левых программ «Пелагиаль», «Криль», а также разработ ки по применению моново- локна и совершенствованию орудий лова. А секция «Судовые сило- 29 марта 1985 года РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz