Рыбный Мурман. 1985 г. Март.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Крупным планом1 Биография твоего судна ОЛЬГИНЫ КИЛОМЕТРЫ, Казалось, маленький нрас- ный электропогрузчик попал сюда прямо с площадки ат­ тракционов. Бесшумно лави­ ровал он между стеллажами, ловко пробирался к станкам. Управляла погрузчиком Зоя Ивановна Жукова. Ольга лю­ бовалась и чуточку завидова­ ла... Еще год назад на первом участие жестянобаночной фабрики продукция и матери­ алы перевозились вручную, на тележках. Было это нелегко. Но вот получили новые маши­ ны. организовали курсы. Вела их та самая Зоя Ивановна. И хотя к этому времени Ольга Евсеева освоила уже специ­ альности упаковщика и ста­ ночника пастонакладочного станка, привлекала ее техника. И вот — водитель электропо­ грузчика. ^Теперь без нее, Ольги, в цехе не обойтись. Жесть ли нужно подать, доставить от пресса к станку готовую про­ дукцию, отвезти стеллажи с банками... — Где Ольга Алексеевна, там порядок, — говорит о ней начальник участка Владимир Григорьевич Половьянов. — Все рассортировано, расстав­ лено, как у хорошей хозяйки. Это облегчает и отгрузку, и учет. Когда требует дело, и после смены задержится, и в выходной выйдет. Сегодня Ольга Алексеевна Евсеева трудится в счет сле­ дующей пятилетии: личное за­ дание выполнила в марте про­ шлого года. Ольга размышляет: — Считаю, что работать по- ударному надо всегда. Смену свою стараюсь передать так, чтобы все было в полном по­ рядке, техника исправна. ...Подъезжает погрузчик к очередной партии картонных коробок. Ловко подводит два металлических пальца под поддон — и через минуту мчит груз туда, где его ждут. А вот выпала свободная ми­ нута — и, оставив погрузчик, Ольга уже у пастонакладоч­ ного станка. Подруге в этот момент помощь не помешает — много банок скопилось. Трудятся на первом участке в основном женщины. Умелы и точно выверены их движе­ ния. Взятые на 1984 год соц­ обязательства перевыполнили на 5,5 процента, а выработки на одного работника добились выше запланированной на 8,7 процента. Т. ЗОРИНА, внешт. корр. Фото В. КОРЕЦКОГО. Попутного ветра, «Даурия»! Даурия — так называлась до X V II века русская земля Забайкалья. «Даурией» бы­ ла названа плавбаза, постро­ енная на Гданьской верфи в 1964 году. Она имела уси­ ленный ледовый класс и не­ ограниченный район плава­ ния. На этом современном за­ воде могли работать 250 че­ ловек. Сначала «Даурия» принад­ лежала Мурманскому трало­ вому флоту и использова­ лась как производственный рефрижератор на промысле донных пород рыбы. А когда был создан приемотранспорт­ ный рефрижераторный флот, «Даурия» вошла в состав уп­ равления «Севрыбхолод- флот». Независимо от слож­ ности гидрометеоусловнй, мо­ ряки этого плавучего завода вели прием рыбы от промы­ словиков всех флотов и сда­ вали готовую продукцию на транспортные рефрижерато­ ры. От первых капитанов, Б. С. Кисова, А. Федотова, глав­ ного механика Н. М. Цели- кова база становилась свое­ образной кузницей кадров. Здесь делали первые шаги в освоении судоводительской профессии Н. М. Борисенко, A. Ф . Леванов, А. И. Ула- тов — ныне известные капи­ таны, шли к будущей славе механики А Г1. Корж, А. М. Евсеепко, Н. И. Лола, В. К. Павнн. На «Даурии» полу­ чили хорошую трудовую за­ калку и стали впоследствии во главе отделов управления B. Н. Давыдов. А. М. Зимо- вейсков, И. Д. Сквирский, Ю. И. Видепеев. Надо отметить, что даурь- евцы часто добивались больших результатов, чем экипажи, работавшие рядом с ними. Заслуга в этом технологов И. М. Бойко и A. Н. Браткова, боцмана B. И. Вашкевича, главного механика Э. Ф . Кононова, матросов Б. И. Сверлова, В. В. Погорельского, А. И. Спиципа, К. Г. Дьякова, Г. Я. Амосова, капитанов А. П. Болычева, М. И. Ландера, В. С. Земскова, первого по­ мощника В. Н. Андрианова. В начале десятой пятилет­ ки экипаж возглавил А. Ф . Леванов. Вместе с ним тог­ да работал первый помощ­ ник капитана А. Ф . Савиц­ кий. Это было время, когда осваивали приемку путассу, рыбы нежной, требующей особой аккуратности при пе­ регрузке. Не менее слож­ ным было научиться бескон- такпюму методу передачи сырья с ПСТ на плавбазу. Кроме того, здесь же, на «Даурии», впервые стали ра­ ботать по системе бездефект­ ного труда, а чуть позже на­ чали применять комплекс­ ную систему управления ка­ чеством производства. Четыре путины подряд экипаж плавбазы занимал первое место в соревновании, за 10 месяцев до срока ра­ портовал о выполнении пяти­ летнего плана по общему объему производства И вновь заслуженные награ­ ды. Экипаж занесен в обла­ стную Книгу трудовой славы, многим морякам присуждены знаки «Победитель социали­ стического соревнования», «Ударник X пятилетки», пополнился отряд орденонос­ цев: боцман В. М. Черный (товарищи избрали его де­ путатом областного Совета) награжден орденом Трудовой славы III степени, матрос В. Т. Богданов — орденом «Знак Почета». В одиннадцатой пятилетке еще более окрепли и продол­ жились славные традиции мо­ ряков «Даурии», возглавля­ емых капитаном - директо­ ром А. В. Красавиным и первым помощником В. С. Брезгиным. Все вопросы и проблемы решают здесь кол­ легиально. Коммунисты и комсомольцы плавбазы — по­ стоянные инициаторы социа­ листического соревнования. «Ни одного отстающего ря­ дом» — по этому закону трудятся даурьевцы. Сейчас «Даурия» находит­ ся в ремонте. Моряки и здесь — на высоте. Они ве­ дут подготовку промыслово­ го оборудования, технологи­ ческих линий, палубные ра­ боты. Каждый день старшие судовые специалисты до­ кладывают на планерке капи- тану-директору В. В. Соко­ лову о ходе ремонта, вместе корректируют сроки его окон­ чания. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что на этом суд­ не хороший психологиче­ ский микроклимат, царят добрые отношения с бере­ говыми службами, промысло­ виками и с судоремонтника­ ми. Долго еще служить этому судну. Пусть же всегда будет ему попутный ветер и, как говорится, 7 футов под ки­ лем! В. КАРЕЛЬСКИЙ, заместитель начальника управления «Севрыбхолод- флот». звено взяться i вентаризация. Казалось бы, что сложного? А представьте, число рабочих вам назовет каждый руководитель подраз­ деления, а число рабочих мест — сомневаюсь. К тому же при инвентаризации мы получаем информацию об ос­ настке, механизации мест, сменности и так далее. То есть пишется как бы краткая биография каждого рабочего «,еста. Если подходить формально — первый этап закончен. Со­ зданы были комиссии на ком­ бинате, во всех подразделе­ ниях. Заполнены инвентариза­ ционные ведомости. Но — полного удовлетворения нет. Цифра цифре рознь. Так вот у меня такое ощущение, что какие-то сухие цифры в этих ведомостях. Не чувствуется за ними души, характера ис­ полнителей. То есть кто рань­ ше, кто позже требуемые дан­ ные представили и — не боль­ ше. Мол, много было кампа­ ний, переживем и эту. И, по существу, на первом этапе «загорелись» только не­ сколько человек: психолог Геннадий Павлович Кузьменко (кстати, мы первые в «Севры- бе» ввели в штаты эту долж ­ ность) и работники отдела организации труда и заработ­ ной платы. Но уже на первом этапе нужны не только цифры — нужны идеи. На мой взгляд, пока в сто­ роне стоят инженерные служ ­ бы. Могут и должны вклю­ читься в дело экономисты. Выдать показатели неэфф ек­ тивности того или иного тру­ да. Выдать «узкие» с точки зрения экономики рабочего места. И, наконец, всем нам надо подумать о перспекти­ ве. Нужен ли вообще тот или иной участок? Скажем, паш­ тетный? Коптильная установка на втором холодильном заво­ де? Два участка посола на первом холодильном? Руководители (особенно среднего звена) страдают инерцией мышления. Они не осознали, сколь перспективна проводимая работа. Есть и другая категория. Это те, кто признают ценность опыта, но считают, что нам пока еще рано в «калашный ряд». Впрочем, я, наверное, не­ сколько забежал вперед. А впереди у нас еще два эта­ па — паспортизация и рацио­ нализация рабочих мест. МОНОЛОГ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЗАРПЛАТЫ НАТАЛЬИ ДИОМИДОВНЫ НОВИКОВОЙ В принципе, подобная рабо­ та по улучшению культуры производства, эффективности труда на комбинате велась давно. Но, я бы сказала, рань­ ше она носила разовый ха­ рактер и ощутимых результа­ тов не приносила. А между тем на комбинате удельный вес рабочих, занимающихся ручным трудом (в том числе и при механизмах), 73,9 процента. Цифра, вызываю­ щая большую озабоченность. К чему приводили этакие разовые мероприятия? Втиски­ ваешь в поток машину, а она так встает, что рыбу к ней надо катить вокруг цеха на ручной тележке. Зато росли проценты внедрения новой техники. Коптильный завод № 3. Коп­ тильная печь высокопроизво­ дительна, работает по замкну­ тому циклу без участия чело­ века, а чтобы положить и снять с носителей рыбу, тре­ буются десятки людей. Труд этот к тому же монотонный и малопривлекательный. И такие примеры можно приводить бесконечно. Ат­ тестация, рационализация рабочих мест позволят решать все вопросы в комплексе, оп­ ределить перспективы каждо­ го места. И это очень важно. Прочитала статью в «Поляр­ ной правде» о том, какой путь избрали при аттестации судоремонтники. Заинтере­ совало, что там, на выделен­ ных базовых предприятиях, ведут «опробование» сразу трех этапов. В этом есть раци­ ональное зерно: на ошибках учатся. Мы же упускаем вре­ мя, затянули работу на пер­ вом этапе. Получили с запоз­ данием рекомендации, да и с ними тоже действуем почти на ощупь. У нас тоже, как и на судо­ верфи, не очень много посто­ янных мест. Специфика про­ изводства: сегодня сардины выпускаем, а завтра, скажем, надо перестраиваться ->3 мор­ скую капусту. Сырьезая база диктует свои требования. И теперь уже, к примеру, филей­ ный цех не соответствует сво­ ему названию. Там выпускает­ ся уха. Из палтуса, трески... Но и это — вчерашний день, а завтрашний день — замена технологии под океанические породы рыб. Значит, и замена многих рабочих мест. Другая проблема. Зааттесто- вать можно столько физиче­ ски и морально устаревшего оборудования, что и работать не на чем будет. Требуется компромисс. В какой мере? Сколько процентов оборудо­ вания будет возможность за­ менить? Требуются четкие кри­ терии и выкладки специалис­ тов. Сейчас на тех заводах, где специалисты заинтересованно относятся к делу, начался вто­ рой этап (заводы рыбной му­ ки и меджира). А в иных под­ разделениях прямо-таки фи­ зически ощущаешь упругость выжидания. Знаете, надавил резиновый мячик, пока палец держишь — прогибается, от­ пустил — нет вмятины. Хоте­ лось бы больше понимания. Хотелось бы, чтобы прежде всего дело взяли под жесткий контроль первые руководите­ ли подразделений комбината. 3. Точка не поставлена Лиха беда начало. Трудно преодолеть инерцию покоя. Сейчас на комбинате начало сделано. С раскачкой, с запо­ зданием, но дело сдвинулось с места. Внедрение результа­ тов аттестации рабочих мест запланировано на 1986 год Начнется длительный период рационализации, самый слож ­ ный, самый ответственный.- Предположим, что уже поза ди обсуждение результатов паспортизации, аттестации^ в трудовых коллективах, уже проведены смотры-конкурсы на лучшие предложения. Та­ ких предложений от специали­ стов, от кадровых рабочих по­ ступило немало. И тогда-то нужны будут не только слова поощрения и одобрения. По­ требуются значительные ма­ териальные затраты, размеще­ ние заявок на оборудование и прочее, и прочее. Нужна бу­ дет помощь. И она, надо по­ лагать, придет своевременно. В. МИЛЮТИН. ШИТ МУРМАН 1 марта 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz