Рыбный Мурман. 1985 г. Март.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Крупным планом1 Биография твоего судна ОЛЬГИНЫ КИЛОМЕТРЫ, Казалось, маленький нрас- ный электропогрузчик попал сюда прямо с площадки ат тракционов. Бесшумно лави ровал он между стеллажами, ловко пробирался к станкам. Управляла погрузчиком Зоя Ивановна Жукова. Ольга лю бовалась и чуточку завидова ла... Еще год назад на первом участие жестянобаночной фабрики продукция и матери алы перевозились вручную, на тележках. Было это нелегко. Но вот получили новые маши ны. организовали курсы. Вела их та самая Зоя Ивановна. И хотя к этому времени Ольга Евсеева освоила уже специ альности упаковщика и ста ночника пастонакладочного станка, привлекала ее техника. И вот — водитель электропо грузчика. ^Теперь без нее, Ольги, в цехе не обойтись. Жесть ли нужно подать, доставить от пресса к станку готовую про дукцию, отвезти стеллажи с банками... — Где Ольга Алексеевна, там порядок, — говорит о ней начальник участка Владимир Григорьевич Половьянов. — Все рассортировано, расстав лено, как у хорошей хозяйки. Это облегчает и отгрузку, и учет. Когда требует дело, и после смены задержится, и в выходной выйдет. Сегодня Ольга Алексеевна Евсеева трудится в счет сле дующей пятилетии: личное за дание выполнила в марте про шлого года. Ольга размышляет: — Считаю, что работать по- ударному надо всегда. Смену свою стараюсь передать так, чтобы все было в полном по рядке, техника исправна. ...Подъезжает погрузчик к очередной партии картонных коробок. Ловко подводит два металлических пальца под поддон — и через минуту мчит груз туда, где его ждут. А вот выпала свободная ми нута — и, оставив погрузчик, Ольга уже у пастонакладоч ного станка. Подруге в этот момент помощь не помешает — много банок скопилось. Трудятся на первом участке в основном женщины. Умелы и точно выверены их движе ния. Взятые на 1984 год соц обязательства перевыполнили на 5,5 процента, а выработки на одного работника добились выше запланированной на 8,7 процента. Т. ЗОРИНА, внешт. корр. Фото В. КОРЕЦКОГО. Попутного ветра, «Даурия»! Даурия — так называлась до X V II века русская земля Забайкалья. «Даурией» бы ла названа плавбаза, постро енная на Гданьской верфи в 1964 году. Она имела уси ленный ледовый класс и не ограниченный район плава ния. На этом современном за воде могли работать 250 че ловек. Сначала «Даурия» принад лежала Мурманскому трало вому флоту и использова лась как производственный рефрижератор на промысле донных пород рыбы. А когда был создан приемотранспорт ный рефрижераторный флот, «Даурия» вошла в состав уп равления «Севрыбхолод- флот». Независимо от слож ности гидрометеоусловнй, мо ряки этого плавучего завода вели прием рыбы от промы словиков всех флотов и сда вали готовую продукцию на транспортные рефрижерато ры. От первых капитанов, Б. С. Кисова, А. Федотова, глав ного механика Н. М. Цели- кова база становилась свое образной кузницей кадров. Здесь делали первые шаги в освоении судоводительской профессии Н. М. Борисенко, A. Ф . Леванов, А. И. Ула- тов — ныне известные капи таны, шли к будущей славе механики А Г1. Корж, А. М. Евсеепко, Н. И. Лола, В. К. Павнн. На «Даурии» полу чили хорошую трудовую за калку и стали впоследствии во главе отделов управления B. Н. Давыдов. А. М. Зимо- вейсков, И. Д. Сквирский, Ю. И. Видепеев. Надо отметить, что даурь- евцы часто добивались больших результатов, чем экипажи, работавшие рядом с ними. Заслуга в этом технологов И. М. Бойко и A. Н. Браткова, боцмана B. И. Вашкевича, главного механика Э. Ф . Кононова, матросов Б. И. Сверлова, В. В. Погорельского, А. И. Спиципа, К. Г. Дьякова, Г. Я. Амосова, капитанов А. П. Болычева, М. И. Ландера, В. С. Земскова, первого по мощника В. Н. Андрианова. В начале десятой пятилет ки экипаж возглавил А. Ф . Леванов. Вместе с ним тог да работал первый помощ ник капитана А. Ф . Савиц кий. Это было время, когда осваивали приемку путассу, рыбы нежной, требующей особой аккуратности при пе регрузке. Не менее слож ным было научиться бескон- такпюму методу передачи сырья с ПСТ на плавбазу. Кроме того, здесь же, на «Даурии», впервые стали ра ботать по системе бездефект ного труда, а чуть позже на чали применять комплекс ную систему управления ка чеством производства. Четыре путины подряд экипаж плавбазы занимал первое место в соревновании, за 10 месяцев до срока ра портовал о выполнении пяти летнего плана по общему объему производства И вновь заслуженные награ ды. Экипаж занесен в обла стную Книгу трудовой славы, многим морякам присуждены знаки «Победитель социали стического соревнования», «Ударник X пятилетки», пополнился отряд орденонос цев: боцман В. М. Черный (товарищи избрали его де путатом областного Совета) награжден орденом Трудовой славы III степени, матрос В. Т. Богданов — орденом «Знак Почета». В одиннадцатой пятилетке еще более окрепли и продол жились славные традиции мо ряков «Даурии», возглавля емых капитаном - директо ром А. В. Красавиным и первым помощником В. С. Брезгиным. Все вопросы и проблемы решают здесь кол легиально. Коммунисты и комсомольцы плавбазы — по стоянные инициаторы социа листического соревнования. «Ни одного отстающего ря дом» — по этому закону трудятся даурьевцы. Сейчас «Даурия» находит ся в ремонте. Моряки и здесь — на высоте. Они ве дут подготовку промыслово го оборудования, технологи ческих линий, палубные ра боты. Каждый день старшие судовые специалисты до кладывают на планерке капи- тану-директору В. В. Соко лову о ходе ремонта, вместе корректируют сроки его окон чания. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что на этом суд не хороший психологиче ский микроклимат, царят добрые отношения с бере говыми службами, промысло виками и с судоремонтника ми. Долго еще служить этому судну. Пусть же всегда будет ему попутный ветер и, как говорится, 7 футов под ки лем! В. КАРЕЛЬСКИЙ, заместитель начальника управления «Севрыбхолод- флот». звено взяться i вентаризация. Казалось бы, что сложного? А представьте, число рабочих вам назовет каждый руководитель подраз деления, а число рабочих мест — сомневаюсь. К тому же при инвентаризации мы получаем информацию об ос настке, механизации мест, сменности и так далее. То есть пишется как бы краткая биография каждого рабочего «,еста. Если подходить формально — первый этап закончен. Со зданы были комиссии на ком бинате, во всех подразделе ниях. Заполнены инвентариза ционные ведомости. Но — полного удовлетворения нет. Цифра цифре рознь. Так вот у меня такое ощущение, что какие-то сухие цифры в этих ведомостях. Не чувствуется за ними души, характера ис полнителей. То есть кто рань ше, кто позже требуемые дан ные представили и — не боль ше. Мол, много было кампа ний, переживем и эту. И, по существу, на первом этапе «загорелись» только не сколько человек: психолог Геннадий Павлович Кузьменко (кстати, мы первые в «Севры- бе» ввели в штаты эту долж ность) и работники отдела организации труда и заработ ной платы. Но уже на первом этапе нужны не только цифры — нужны идеи. На мой взгляд, пока в сто роне стоят инженерные служ бы. Могут и должны вклю читься в дело экономисты. Выдать показатели неэфф ек тивности того или иного тру да. Выдать «узкие» с точки зрения экономики рабочего места. И, наконец, всем нам надо подумать о перспекти ве. Нужен ли вообще тот или иной участок? Скажем, паш тетный? Коптильная установка на втором холодильном заво де? Два участка посола на первом холодильном? Руководители (особенно среднего звена) страдают инерцией мышления. Они не осознали, сколь перспективна проводимая работа. Есть и другая категория. Это те, кто признают ценность опыта, но считают, что нам пока еще рано в «калашный ряд». Впрочем, я, наверное, не сколько забежал вперед. А впереди у нас еще два эта па — паспортизация и рацио нализация рабочих мест. МОНОЛОГ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ЗАРПЛАТЫ НАТАЛЬИ ДИОМИДОВНЫ НОВИКОВОЙ В принципе, подобная рабо та по улучшению культуры производства, эффективности труда на комбинате велась давно. Но, я бы сказала, рань ше она носила разовый ха рактер и ощутимых результа тов не приносила. А между тем на комбинате удельный вес рабочих, занимающихся ручным трудом (в том числе и при механизмах), 73,9 процента. Цифра, вызываю щая большую озабоченность. К чему приводили этакие разовые мероприятия? Втиски ваешь в поток машину, а она так встает, что рыбу к ней надо катить вокруг цеха на ручной тележке. Зато росли проценты внедрения новой техники. Коптильный завод № 3. Коп тильная печь высокопроизво дительна, работает по замкну тому циклу без участия чело века, а чтобы положить и снять с носителей рыбу, тре буются десятки людей. Труд этот к тому же монотонный и малопривлекательный. И такие примеры можно приводить бесконечно. Ат тестация, рационализация рабочих мест позволят решать все вопросы в комплексе, оп ределить перспективы каждо го места. И это очень важно. Прочитала статью в «Поляр ной правде» о том, какой путь избрали при аттестации судоремонтники. Заинтере совало, что там, на выделен ных базовых предприятиях, ведут «опробование» сразу трех этапов. В этом есть раци ональное зерно: на ошибках учатся. Мы же упускаем вре мя, затянули работу на пер вом этапе. Получили с запоз данием рекомендации, да и с ними тоже действуем почти на ощупь. У нас тоже, как и на судо верфи, не очень много посто янных мест. Специфика про изводства: сегодня сардины выпускаем, а завтра, скажем, надо перестраиваться ->3 мор скую капусту. Сырьезая база диктует свои требования. И теперь уже, к примеру, филей ный цех не соответствует сво ему названию. Там выпускает ся уха. Из палтуса, трески... Но и это — вчерашний день, а завтрашний день — замена технологии под океанические породы рыб. Значит, и замена многих рабочих мест. Другая проблема. Зааттесто- вать можно столько физиче ски и морально устаревшего оборудования, что и работать не на чем будет. Требуется компромисс. В какой мере? Сколько процентов оборудо вания будет возможность за менить? Требуются четкие кри терии и выкладки специалис тов. Сейчас на тех заводах, где специалисты заинтересованно относятся к делу, начался вто рой этап (заводы рыбной му ки и меджира). А в иных под разделениях прямо-таки фи зически ощущаешь упругость выжидания. Знаете, надавил резиновый мячик, пока палец держишь — прогибается, от пустил — нет вмятины. Хоте лось бы больше понимания. Хотелось бы, чтобы прежде всего дело взяли под жесткий контроль первые руководите ли подразделений комбината. 3. Точка не поставлена Лиха беда начало. Трудно преодолеть инерцию покоя. Сейчас на комбинате начало сделано. С раскачкой, с запо зданием, но дело сдвинулось с места. Внедрение результа тов аттестации рабочих мест запланировано на 1986 год Начнется длительный период рационализации, самый слож ный, самый ответственный.- Предположим, что уже поза ди обсуждение результатов паспортизации, аттестации^ в трудовых коллективах, уже проведены смотры-конкурсы на лучшие предложения. Та ких предложений от специали стов, от кадровых рабочих по ступило немало. И тогда-то нужны будут не только слова поощрения и одобрения. По требуются значительные ма териальные затраты, размеще ние заявок на оборудование и прочее, и прочее. Нужна бу дет помощь. И она, надо по лагать, придет своевременно. В. МИЛЮТИН. ШИТ МУРМАН 1 марта 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz