Рыбный Мурман. 1985 г. Март.

• хозяйствовать э ф ф ек ти вно • — Шура, готовь трап! — раздался голос вахтенного. Не мешкая, Шевля- ков принялся за дело. Мороз минус 20, а он голыми руками развязывал, потом завязывал концы. Перчатки бездельничали в нармане куртки. Ли. хачество? Показная удаль молодец­ кая? — В перчатках не сработаешь, — коротко и ясно объяснил матрос. И не ради оправдания, а для расста­ новки всех точек над «i>> обобщил: «Уж такова морская специфика. Море не терпит замедленной реакции, ща­ дящего режима. Ходим на промысел не отдыхать, а работать». И попробовал это доказать на при­ мерах из своей жизни, будней эки­ пажа БМРТ «Анатолий Бредов.* тра­ лового флота. Если коротко сформу­ лировать суть его рассказа, то мож­ но написать тан: Слово — передовику Быть первым На борту нашего судна вы­ ведено: «Анатолий Бредов». Святое для нас имя Героя Советского Союза, отдавшего свою жизнь за то, чтобы все­ гда было мирное небо. Рыба­ ки стремятся быть достойны­ ми подвига Бредова, стре­ мятся и всегда достигают на­ меченных высоких целей. Наш комсомольско - моло­ дежный коллектив носит звание «Экипаж коммунисти­ ческого труда». За два пос­ ледних рейса он награжден почетными грамотами Мур­ манского горкома и Ок­ тябрьского райкома партии, вышел на первое место по итогам социально - эконо­ мического эксперимента, а на промысле мойвы, с кото­ рого только что вернулись, стал лучшим в социалисти­ ческом соревновании среди судов типа «Лесков». Мы до­ срочно выполнили задания одиннадцатой пятилетки по всем показателям, внесли уже немалый вклад в двенадца­ тую. Это — наш подарок 40- летшо Великой Победы, пред­ стоящему XXV II съезду родной партии. Пусть никто не подумает, что нам создавались какие- то особые условия. Их не было и в помине. Более того, перед последним рейсом эки­ паж сменился почти иаполо вину, пришла «зеленая» мо­ лодежь. Но сохранилась тра­ диция быть всегда и во всем первыми. На самых ответст­ венных участках находились коммунисты и комсомольцы. Как часы работал главный двигатель. Здесь отличилась машинная команда, возглав­ ляемая вторым механиком В. С. Кузнецовым. Пример добросовестного отношения к делу показывали вахты ма­ стера добычи Е. И. Эмиха и мастера обработки В. А. Не­ известного. И, конечно, свое комсомольское звание оправ­ дывали молодые рыбаки Ни­ колай Колотилов, Владимир Пивоваров, Владимир Тетн- евский, Иван Бабич... Мне нравятся эти и мно­ гие другие члены экипажа. Нравятся крепкий порядок на судне, четкое исполнение каждым своих обязанностей, подтянутость ребят. Одним словом, дисциплина экипажа. И вот о ней-то хочу сказать особо. После окончания средней школы была у меня воз­ можность «устроиться» в хо­ рошее учебное заведение. Не захотел. Считал и считаю, что в жизни надо всего доби­ ваться самому, не надеяться на добрых дядей и тетей. Только тогда может выко­ ваться настоящий мужской характер и не будут страш ­ ны трудности. Правда, мое поколение вы­ росло, можно сказать, в теп­ ле. Запах пороха войны нам не знаком. Но ведь это не оз­ начает, что надо расслаб­ ляться. Я служил здесь, на Север­ ном флоте, морским погра­ ничником. В любое время го­ да, невзирая пи на что: на шторм, мороз — охраняли рубежи Родины. Не знали и не ведали таких слов, как «не могу», «не хочу». По­ тому-то и порядок был. Но вот однажды услышал (я был радистом) «SOS» — в беду попало одно из архангель­ ских рыболовецких судов. Поспешили на помощь, выру­ чили незадачливых рыбаков. А судно... Что говорить, это надо видеть, как волны мор­ ские поглощают корабль, на котором были люди. Причина крушения — обледенение. Мне могут возразить: про­ тив стихии человек бессилен Неправда! В такой же ситуа­ ции недавно оказался наш траулер в Баренцевом море. Вовремя почувствовали беду, аврал был за авралом. Неме­ ли, мерзли руки от топоров, ломов. Но себя не жалели, по восемь и больше часов ра ботали на палубе, потом ва­ лились без сил на койку. Но выстояли, победили. И до­ вольно горько было узнать, что в это же время недалеко от нас одно из судов не спра вилось с обледенением. И вот думаю: почему та кое происходит? Почему од­ ни ходят в море работать, другие уповают па. несущест­ вующую рыбацкую удачу? Забывают, удача приходит к сильным. Й потом, кто ска­ зал, что от судьбы никуда не деться? Этот фатализм па руку беспечным, ротозеям. Есть, к большому огорче­ нию, и у нас на судне такие. В минувшем рейсе рыбообра­ ботчик получил травму. Могло ее и не быть, если бы человек был осмотритель­ ным, внимательным, одним словом, дисциплинированным. Но это — досадное исклю­ чение. В целом же экипаж верен славным трудовым тра­ дициям. основа которых по­ рядок и организованность Говорю, не кривя душой, по­ тому как мне есть с чем сравнивать. Всего два рейса я ходил на траулере, но и до этого на других судах не раз был свидетелем опозда­ нии на отход, халатности в море. Не все еще про­ никлись пониманием- ес­ ли пет дисциплины — порядка не будет. В этом я согласен с бригадиром су­ доверфи Ю. Дружининым, который выступил в ^Рыб пом Мурмане» со статьей «Накипь». После небольшого ре монта мы вновь уйдем на промысел. Уйдем. чтобы прийти с очередной ппбелон Лично я r этом уверен А. ШРВЛЯКОР матрос БМРТ «Анатолий Бредов». Наука и производство 1 На переднем крае Институту— 50 дет Мурманскому морскому биологическому институту Кольского филиала Акаде­ мии паук ССС Р — 50 лет. , 24 марта 1935 года в Дальних Зеленцах была ос­ нована Мурманская биологи­ ческая станция, которая в 1958 году преобразована в институт. З а истекшие годы инсти­ тут вырос в одно из круп­ нейших в Заполярье науч­ ных учреладений. Сейчас в его составе 14 лабораторий, два иаучно-исследователь- екнх судна, морская аквари- альная. В институте рабо­ тают более 300 сотрудников, в том числе два доктора и 27 кандидатов паук. Первым директором био- стапцни 1 ноября 1935 го­ да был назначен академик С. А. Зернов. В становле­ нии гидробиологических ра­ бот принимали участие такие выдающиеся ученые нашей страны, как В. И. Вернад­ ский, И. М. Виноградов, В. А. Догель, С. А. Зернов, Л. А. Зенкевич, Н. М. Кни- пович, Л. А. Орбели, К. Е. Крепе. В. М. Шимкевич, А. А. Ухтомский, К. М. Дер- бгин, Г. А. Клюге, М. М. Камшнлов и многие другие. В послевоенный период были развернуты исследова­ ния биологической продук­ тивности вод Баренцева мо­ ря. Впервые па основе ма­ териалов, полученных при проведении эксперименталь­ ных исследований и в много­ численных морских экспеди­ циях, выяснена роль различ­ ных растении и животных в функционировании полярных экосистем и их значение в общей биологической струк­ туре Мирового океана. Ин­ ститут выдвинул новую кон­ цепцию о факторах эволюци­ онного процесса, что позво­ лило перевести исследования на уровень морских популя­ ций и биоценозов. В стенах ММБИ сформировались но­ вые направления отечест­ венной биологической науки, результаты научной деятель­ ности освещены более чем в 50 монографиях и сборни­ ках трудов. Весом вклад в разработку теоретических основ рацио­ нальной эксплуатации био­ логических ресурсов, повы­ шения продуктивности цен­ ных видов животных и во­ дорослей и планомерного перехода к культурному мор­ скому хозяйству. Рыбакам Мурмана были переданы ре­ комендации по промыслу трески, пикши, палтуса, дру­ гих ценных видов морских рыб. Совместно с- ВРПО «Сев- рыба» в губе Дальнезеленец- кой создана первая на Со­ ветском Севере опытно-про­ мышленная плантация по выращиванию морской капу­ сты продуктивностью до 100 тонн водорослей с гектара. На основе экспериментов по выращиванию камбалы н трески в морской аквариаль- ной разрабатываются осно­ вы биотехники искусствен­ ного воспроизводства промы­ словых рыб полярных мо­ рей. Впервые в практике отечественного лососеводст- ва ведется широкий экспери­ мент по искусственному при­ влечению молоди семги, вы­ ращиваемой на рыбных за­ водах, что позволяет увели­ чить возврат лососевых рыб в реки Мурмана. Проведен большой комп­ лекс экологических исследо­ ваний по оценке антропо­ генного воздействия на Ми­ ровой океан. Выяснена роль микрофлоры в процессах естественного очищения вод полярного бассейна. На ос­ нове биологического мони­ торинга в бассейне первой в нашей стране опытной при­ ливной электростанции в гу­ бе Кислой разработаны прак­ тические рекомендации по повышению эффективности природоохранных мероприя­ тий в прибрежных водах Кольского полуострова. В настоящее время ин­ ститут решает фундамен­ тальные проблемы биологи­ ческой продуктивности сооб­ ществ континентальных шельфов, является коорди­ нирующим центром в обла­ сти гидробиологических ис­ следований, полярной мари- культуры и охраны природ­ ной среды Баренцева, Кар­ ского и других морей Севера СССР. Мурманский морской био­ логический институт в тече­ ние 50 лет является опорной базой Академии наук СССР, на которой прошли подго­ товку многие студенты, ас­ пиранты, научные сотрудни­ ки, ставшие ныне ведущими учеными нашей страны. Г. МАТИШОВ, доктор географических на­ ук, директор Мурманского морского биологического института. Продолжаем разговор Проблемы злободневные В сентябре —октябре 1984 года были опубликованы материалы под рубрикой «Письма с промысла», в ноторых шла речь о де­ лах и заботах рыбаков Северного бассейна на промысле мойвы. С полученными редакцией ответами из объединения «Мурман- рыбпром», управления «Севрыбпромразведка», отдела судоре­ монта ВРПО «Севрыба» на ряд критических замечаний, выска­ занных в письмах, мы уже знакомили читателей («РМ» № 5, 1985 г.). С большим опозданием (только после третьего запроса) получен обстоятельный ответ и из управления «Севрыбхолод- 'ф л о т» , публикуемый сегодня с сокращениями. Думается, что поднятые осенью проблемы злободневны и сейчас, во время весеннего промысла мойвы. А ВТОР СТАТЬИ «Другого не дано» |«РМ № 43, 1984 г.) правильно ставит вопрос о не­ обходимости увязки интересов экипажей промысловых судов и плавбаз. Идеальным решени­ ем была бы работа на конеч­ ный результат, чтобы промыс­ ловики были заинтересо­ ваны в максимальной сдаче пищевой рыбной продукции на плавбазы Но, к сожалению, тормозом здесь являются ор­ ганизационные неурядицы. Так, практика показывает, что при жестком закреплении баз за отрядами промсудов мощ­ ности рыбофабрик нередко простаивают. Но если простои кошельковистов при хорошей промысловой обстановке, ког­ да все 5-6 СРТ, закрепленные за плавбазой, лежат в дрейфе с уловами в неводах в ожида­ нии своей очередности — яв­ ление неизбежное, то простой плавбазы при такой обстанов­ ке недопустим. Несомненно, закрепление отрядов судов за базами эффективно топько на период хорошей «рыбал­ ки». При неустойчивости про­ мысловой обстановки более рациональной является работа по общей очереди на сдачу сырца В МАТЕРИАЛЕ «Встреч­ ные течения» («РМ» N® 44, 1984 г.| также подняты зло­ бодневные проблемы по внедрению на плавбазах сов­ ременного технологического оборудования, сокращения до­ ли ручного труда и улучшения условий работы моряков, за­ нятых выпуском пищевой про­ дукции и ее удешевлением. Вопрос перевода специали­ зированных плавбаз на трех­ сменный режим работы реша­ ется со дня эксплуатации баз после переоборудования. У п ­ равление видит единственный путь в механизации ручного труда, замене ряда механиз­ мов по раЗделке и обработке рыбы на более производи­ тельные. Но пока сам процесс от проектно-конструкторских работ по созданию нового оборудования и машин до их изготовления, и внедрения за­ нимает очень много времени (1.5—2 года). К примеру, ма­ шина конструкции Озерова с 1982 года испытывается на наших специализированных плавбазах, но до сих пор не внедрена. Имеется еще один путь, как полумера: изменить график работы двухсменного цикла на каждом из специализиро­ ванных судов, то есть 8 через 8 часов. В настоящее время с подобным режимом работы вышла на промысел плавбаза «Григорий Лысенко». Администрация флота также решает и вопросы изменения ГОСТа, в частности по выпус­ ку мойвы мелкой расфасовки с необрезанными хвостами. Образцы направлены в МРХ СССР и одобрены, дано указа­ ние ввести стандарты. В 1985 го­ ду мы получим новый ГОСТ и машину конструкции Озерова, которую установим на плавба­ зе «Полярная звезда». Но одна такая машина не решает проб­ лему, тан кан на каждую спе­ циализированную плавбазу, а их у нас три, необходимо уста­ новить 3—4 машины. При пер­ вых поступлениях этого обору­ дования в X II пятилетке мы сможем решить основной воп­ рос разделни рыбы (мойвы) для увеличения выпуска про­ дукции улучшенного ассорти­ мента в мелкой расфасовке. В СТАТЬЕ «Два рекорда» |«РМ» № 45, 1984 г.) го­ ворится о некачественном и несвоевременном ремонте, в результате чего суда управг ления «Севрыбхолодфлот» (ПР «Советск» и У С «Белолуцк») после выхода в море находи­ лись в районе промысла на простое. Это произошло из-за того, что завод «Севреммаш» не смог закончить ремонт мо-» 22 марта 1985 года ЕШШВВЖ1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz