Рыбный Мурман. 1985 г. Март.
• хозяйствовать э ф ф ек ти вно • — Шура, готовь трап! — раздался голос вахтенного. Не мешкая, Шевля- ков принялся за дело. Мороз минус 20, а он голыми руками развязывал, потом завязывал концы. Перчатки бездельничали в нармане куртки. Ли. хачество? Показная удаль молодец кая? — В перчатках не сработаешь, — коротко и ясно объяснил матрос. И не ради оправдания, а для расста новки всех точек над «i>> обобщил: «Уж такова морская специфика. Море не терпит замедленной реакции, ща дящего режима. Ходим на промысел не отдыхать, а работать». И попробовал это доказать на при мерах из своей жизни, будней эки пажа БМРТ «Анатолий Бредов.* тра лового флота. Если коротко сформу лировать суть его рассказа, то мож но написать тан: Слово — передовику Быть первым На борту нашего судна вы ведено: «Анатолий Бредов». Святое для нас имя Героя Советского Союза, отдавшего свою жизнь за то, чтобы все гда было мирное небо. Рыба ки стремятся быть достойны ми подвига Бредова, стре мятся и всегда достигают на меченных высоких целей. Наш комсомольско - моло дежный коллектив носит звание «Экипаж коммунисти ческого труда». За два пос ледних рейса он награжден почетными грамотами Мур манского горкома и Ок тябрьского райкома партии, вышел на первое место по итогам социально - эконо мического эксперимента, а на промысле мойвы, с кото рого только что вернулись, стал лучшим в социалисти ческом соревновании среди судов типа «Лесков». Мы до срочно выполнили задания одиннадцатой пятилетки по всем показателям, внесли уже немалый вклад в двенадца тую. Это — наш подарок 40- летшо Великой Победы, пред стоящему XXV II съезду родной партии. Пусть никто не подумает, что нам создавались какие- то особые условия. Их не было и в помине. Более того, перед последним рейсом эки паж сменился почти иаполо вину, пришла «зеленая» мо лодежь. Но сохранилась тра диция быть всегда и во всем первыми. На самых ответст венных участках находились коммунисты и комсомольцы. Как часы работал главный двигатель. Здесь отличилась машинная команда, возглав ляемая вторым механиком В. С. Кузнецовым. Пример добросовестного отношения к делу показывали вахты ма стера добычи Е. И. Эмиха и мастера обработки В. А. Не известного. И, конечно, свое комсомольское звание оправ дывали молодые рыбаки Ни колай Колотилов, Владимир Пивоваров, Владимир Тетн- евский, Иван Бабич... Мне нравятся эти и мно гие другие члены экипажа. Нравятся крепкий порядок на судне, четкое исполнение каждым своих обязанностей, подтянутость ребят. Одним словом, дисциплина экипажа. И вот о ней-то хочу сказать особо. После окончания средней школы была у меня воз можность «устроиться» в хо рошее учебное заведение. Не захотел. Считал и считаю, что в жизни надо всего доби ваться самому, не надеяться на добрых дядей и тетей. Только тогда может выко ваться настоящий мужской характер и не будут страш ны трудности. Правда, мое поколение вы росло, можно сказать, в теп ле. Запах пороха войны нам не знаком. Но ведь это не оз начает, что надо расслаб ляться. Я служил здесь, на Север ном флоте, морским погра ничником. В любое время го да, невзирая пи на что: на шторм, мороз — охраняли рубежи Родины. Не знали и не ведали таких слов, как «не могу», «не хочу». По тому-то и порядок был. Но вот однажды услышал (я был радистом) «SOS» — в беду попало одно из архангель ских рыболовецких судов. Поспешили на помощь, выру чили незадачливых рыбаков. А судно... Что говорить, это надо видеть, как волны мор ские поглощают корабль, на котором были люди. Причина крушения — обледенение. Мне могут возразить: про тив стихии человек бессилен Неправда! В такой же ситуа ции недавно оказался наш траулер в Баренцевом море. Вовремя почувствовали беду, аврал был за авралом. Неме ли, мерзли руки от топоров, ломов. Но себя не жалели, по восемь и больше часов ра ботали на палубе, потом ва лились без сил на койку. Но выстояли, победили. И до вольно горько было узнать, что в это же время недалеко от нас одно из судов не спра вилось с обледенением. И вот думаю: почему та кое происходит? Почему од ни ходят в море работать, другие уповают па. несущест вующую рыбацкую удачу? Забывают, удача приходит к сильным. Й потом, кто ска зал, что от судьбы никуда не деться? Этот фатализм па руку беспечным, ротозеям. Есть, к большому огорче нию, и у нас на судне такие. В минувшем рейсе рыбообра ботчик получил травму. Могло ее и не быть, если бы человек был осмотритель ным, внимательным, одним словом, дисциплинированным. Но это — досадное исклю чение. В целом же экипаж верен славным трудовым тра дициям. основа которых по рядок и организованность Говорю, не кривя душой, по тому как мне есть с чем сравнивать. Всего два рейса я ходил на траулере, но и до этого на других судах не раз был свидетелем опозда нии на отход, халатности в море. Не все еще про никлись пониманием- ес ли пет дисциплины — порядка не будет. В этом я согласен с бригадиром су доверфи Ю. Дружининым, который выступил в ^Рыб пом Мурмане» со статьей «Накипь». После небольшого ре монта мы вновь уйдем на промысел. Уйдем. чтобы прийти с очередной ппбелон Лично я r этом уверен А. ШРВЛЯКОР матрос БМРТ «Анатолий Бредов». Наука и производство 1 На переднем крае Институту— 50 дет Мурманскому морскому биологическому институту Кольского филиала Акаде мии паук ССС Р — 50 лет. , 24 марта 1935 года в Дальних Зеленцах была ос нована Мурманская биологи ческая станция, которая в 1958 году преобразована в институт. З а истекшие годы инсти тут вырос в одно из круп нейших в Заполярье науч ных учреладений. Сейчас в его составе 14 лабораторий, два иаучно-исследователь- екнх судна, морская аквари- альная. В институте рабо тают более 300 сотрудников, в том числе два доктора и 27 кандидатов паук. Первым директором био- стапцни 1 ноября 1935 го да был назначен академик С. А. Зернов. В становле нии гидробиологических ра бот принимали участие такие выдающиеся ученые нашей страны, как В. И. Вернад ский, И. М. Виноградов, В. А. Догель, С. А. Зернов, Л. А. Зенкевич, Н. М. Кни- пович, Л. А. Орбели, К. Е. Крепе. В. М. Шимкевич, А. А. Ухтомский, К. М. Дер- бгин, Г. А. Клюге, М. М. Камшнлов и многие другие. В послевоенный период были развернуты исследова ния биологической продук тивности вод Баренцева мо ря. Впервые па основе ма териалов, полученных при проведении эксперименталь ных исследований и в много численных морских экспеди циях, выяснена роль различ ных растении и животных в функционировании полярных экосистем и их значение в общей биологической струк туре Мирового океана. Ин ститут выдвинул новую кон цепцию о факторах эволюци онного процесса, что позво лило перевести исследования на уровень морских популя ций и биоценозов. В стенах ММБИ сформировались но вые направления отечест венной биологической науки, результаты научной деятель ности освещены более чем в 50 монографиях и сборни ках трудов. Весом вклад в разработку теоретических основ рацио нальной эксплуатации био логических ресурсов, повы шения продуктивности цен ных видов животных и во дорослей и планомерного перехода к культурному мор скому хозяйству. Рыбакам Мурмана были переданы ре комендации по промыслу трески, пикши, палтуса, дру гих ценных видов морских рыб. Совместно с- ВРПО «Сев- рыба» в губе Дальнезеленец- кой создана первая на Со ветском Севере опытно-про мышленная плантация по выращиванию морской капу сты продуктивностью до 100 тонн водорослей с гектара. На основе экспериментов по выращиванию камбалы н трески в морской аквариаль- ной разрабатываются осно вы биотехники искусствен ного воспроизводства промы словых рыб полярных мо рей. Впервые в практике отечественного лососеводст- ва ведется широкий экспери мент по искусственному при влечению молоди семги, вы ращиваемой на рыбных за водах, что позволяет увели чить возврат лососевых рыб в реки Мурмана. Проведен большой комп лекс экологических исследо ваний по оценке антропо генного воздействия на Ми ровой океан. Выяснена роль микрофлоры в процессах естественного очищения вод полярного бассейна. На ос нове биологического мони торинга в бассейне первой в нашей стране опытной при ливной электростанции в гу бе Кислой разработаны прак тические рекомендации по повышению эффективности природоохранных мероприя тий в прибрежных водах Кольского полуострова. В настоящее время ин ститут решает фундамен тальные проблемы биологи ческой продуктивности сооб ществ континентальных шельфов, является коорди нирующим центром в обла сти гидробиологических ис следований, полярной мари- культуры и охраны природ ной среды Баренцева, Кар ского и других морей Севера СССР. Мурманский морской био логический институт в тече ние 50 лет является опорной базой Академии наук СССР, на которой прошли подго товку многие студенты, ас пиранты, научные сотрудни ки, ставшие ныне ведущими учеными нашей страны. Г. МАТИШОВ, доктор географических на ук, директор Мурманского морского биологического института. Продолжаем разговор Проблемы злободневные В сентябре —октябре 1984 года были опубликованы материалы под рубрикой «Письма с промысла», в ноторых шла речь о де лах и заботах рыбаков Северного бассейна на промысле мойвы. С полученными редакцией ответами из объединения «Мурман- рыбпром», управления «Севрыбпромразведка», отдела судоре монта ВРПО «Севрыба» на ряд критических замечаний, выска занных в письмах, мы уже знакомили читателей («РМ» № 5, 1985 г.). С большим опозданием (только после третьего запроса) получен обстоятельный ответ и из управления «Севрыбхолод- 'ф л о т» , публикуемый сегодня с сокращениями. Думается, что поднятые осенью проблемы злободневны и сейчас, во время весеннего промысла мойвы. А ВТОР СТАТЬИ «Другого не дано» |«РМ № 43, 1984 г.) правильно ставит вопрос о не обходимости увязки интересов экипажей промысловых судов и плавбаз. Идеальным решени ем была бы работа на конеч ный результат, чтобы промыс ловики были заинтересо ваны в максимальной сдаче пищевой рыбной продукции на плавбазы Но, к сожалению, тормозом здесь являются ор ганизационные неурядицы. Так, практика показывает, что при жестком закреплении баз за отрядами промсудов мощ ности рыбофабрик нередко простаивают. Но если простои кошельковистов при хорошей промысловой обстановке, ког да все 5-6 СРТ, закрепленные за плавбазой, лежат в дрейфе с уловами в неводах в ожида нии своей очередности — яв ление неизбежное, то простой плавбазы при такой обстанов ке недопустим. Несомненно, закрепление отрядов судов за базами эффективно топько на период хорошей «рыбал ки». При неустойчивости про мысловой обстановки более рациональной является работа по общей очереди на сдачу сырца В МАТЕРИАЛЕ «Встреч ные течения» («РМ» N® 44, 1984 г.| также подняты зло бодневные проблемы по внедрению на плавбазах сов ременного технологического оборудования, сокращения до ли ручного труда и улучшения условий работы моряков, за нятых выпуском пищевой про дукции и ее удешевлением. Вопрос перевода специали зированных плавбаз на трех сменный режим работы реша ется со дня эксплуатации баз после переоборудования. У п равление видит единственный путь в механизации ручного труда, замене ряда механиз мов по раЗделке и обработке рыбы на более производи тельные. Но пока сам процесс от проектно-конструкторских работ по созданию нового оборудования и машин до их изготовления, и внедрения за нимает очень много времени (1.5—2 года). К примеру, ма шина конструкции Озерова с 1982 года испытывается на наших специализированных плавбазах, но до сих пор не внедрена. Имеется еще один путь, как полумера: изменить график работы двухсменного цикла на каждом из специализиро ванных судов, то есть 8 через 8 часов. В настоящее время с подобным режимом работы вышла на промысел плавбаза «Григорий Лысенко». Администрация флота также решает и вопросы изменения ГОСТа, в частности по выпус ку мойвы мелкой расфасовки с необрезанными хвостами. Образцы направлены в МРХ СССР и одобрены, дано указа ние ввести стандарты. В 1985 го ду мы получим новый ГОСТ и машину конструкции Озерова, которую установим на плавба зе «Полярная звезда». Но одна такая машина не решает проб лему, тан кан на каждую спе циализированную плавбазу, а их у нас три, необходимо уста новить 3—4 машины. При пер вых поступлениях этого обору дования в X II пятилетке мы сможем решить основной воп рос разделни рыбы (мойвы) для увеличения выпуска про дукции улучшенного ассорти мента в мелкой расфасовке. В СТАТЬЕ «Два рекорда» |«РМ» № 45, 1984 г.) го ворится о некачественном и несвоевременном ремонте, в результате чего суда управг ления «Севрыбхолодфлот» (ПР «Советск» и У С «Белолуцк») после выхода в море находи лись в районе промысла на простое. Это произошло из-за того, что завод «Севреммаш» не смог закончить ремонт мо-» 22 марта 1985 года ЕШШВВЖ1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz