Рыбный Мурман. 1985 г. Март.

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА* ческом соревновании в IV квартале 1984 года. Не чувствуют себя неуют­ но бракоделы. Не получают должного отпора лодыри, прогульщики, любители по­ чаевничать в рабочее время. Совершенно справедливо пи­ сал об этом недавно брига­ дир Ю. С. Дружинин. Вот такое несоответствие парадных и непарадных цифр и фактов. Чем оно вызвано? Я думаю, прежде всего тем постоянным «на­ гнетанием ' напряженности», которое в конце концов и ведет к срывам, к психоло­ гической неустойчивости, к немотивированным, на пер­ вый взгляд, поступкам и дей-' ствиям. Трудиться нужно спокой­ но, несуетливо, уравновешен­ но и... производительно. Се­ годня это — мечта. Завтра она должна стать реально­ стью. Кстати, о внутренних ре­ зервах. Не приходилось бы их подключать по делу и не по делу, если бы «внешние» резервы шли хотя бы не в нужном, но в плановом ко­ личестве. В противном слу­ чае и появляется «аварий- «Аварийный героизм» Какой художник, какой фо­ томастер останется равнодуш­ ным, взглянув на Кольский залив с высоты птичьего по­ лета. Дрогнет радостно серд­ це н потянется рука к кис­ ти, к объективу. Где, когда еще доведется увидеть в од­ ном месте такое скопление судов? А у хозяйственника этакая-то зкивопненая карти­ на вызывает отнюдь не ра­ достные эмоции: корабли ро- ждаются для моря, не для причалов. Услужливо придут на память цифры — треть календарного времени суда находятся вне эксплуатации. Понятно, что быстрый и добротный ремонт судов ста­ новится важнейшей ключе­ вой проблемой не только для коллектива судоверфи, но й для «Севрыбы». Судоремонтники, следует заметить, в целом со своими задачами справляются у с­ пешно. По основным показа­ телям темпы роста объемов производства выше, че.м пре­ дусмотрено пятнлетиим зада­ нием. В прошлом году, на­ пример, объем производства превзойден на 4216 тысяч рублей. Практически каждые два года в объединении «Мурман­ ская судоверфь» как бы по­ является новый завод с пя- тнмнллношюй программой. В то же время площади не уве­ личиваются, штатное распи­ сание остается неизменным, да и нового оборудования не много прибавляется. И у меня прямо-таки на перо просится заезженный штамп о том, как «коллек­ тив, умело изыскивая внут­ ренние резервы, сумел толь­ ко за счет роста производи­ тельности труда значительно превысить плановые зада­ ния». А вот хорошо ли это? Тут однозначно не ответишь. Се­ годня мы еще сможем полу­ чить наибольшую отдачу от коллектива. И завтра, еще туже сжав пружину времени, возможно, выиграем произ­ водственное сражение. А послезавтра? Встречаясь с людьми, анализируя работу бригад, участков, цехов, прихожу к выводу, что даль­ нейший рост эффективности производства все чаще дости­ гается «нагнетанием напря­ женности». На алтарь плано­ Б. Д. Иванов, ^ я^тшя шв— генеральный директор объединения «Мурманская судоверфь» Корабли рождаются для моря... вого показателя в виде жерт­ вы кладутся время, нервы, сердца... И в стрессовой погоне за экономическим благополу­ чием упускается порой са­ мое главное: моральный кли­ мат коллектива. Ведь если, выполняя работу, человек улыбается, то предприятие выигрывает и материально, и морально. Вновь вернемся к циф­ рам. В 1984 году нам нуж­ но было отремонтировать 367 судов. Факт — 379. В срок отремонтировано 252 судна, досрочно (на 925 суток) — 115, двенадцать судов за­ держано на 47 суток. На 6,6 процента улучшился по­ казатель нахождения судов вне эксплуатации (по добы­ вающему флоту ВРПО «Севрыба»), А ведь каждый из этих процентов равно­ значен 18 тысячам тони ры­ бы. Все эти данные позволя­ ют говорить, что судоремонт­ ники свою задачу выполняют на «отлично». Но, с другой стороны, в том же 1984 году с задани­ ем н социалистическими обя­ зательствами не справились 2 цеха, 14 производственных участков, 25 бригад. Увели­ чились случаи внутризавод­ ского брака. Коллектив не справился с договорными обя­ зательствами по поставкам. «Мизер» — 109 тысяч руб­ лей, но из-за недопоставок продукции по договорам мы лишились права участвовать во Всесоюзном социалнсти- ный героизм». Из-за неувя­ зок, имеющих точный адрес. Человеческий фактор Добротность и быстрота ремонта — главная радача. Задача кал;дого в отдельно­ сти и коллектива в целом. Будь директор хоть семи пя­ дей во лбу, он не в состоя­ нии один обеспечить и про­ контролировать решение главной задачи. Управление — коллективное, ответствен­ ность — персональная. Так стремимся мы строить всю работу по организации управ­ ления производством. Любое важное начинание «протап­ тывает путь» от рабочего со­ брания до совета директоров. Так, в частности, «обкатыва­ лась» идея о создании на предприятии социально-пси­ хологической службы. Пока что приступила к исполнению обязанностей В. С. Прокопь­ ева. Вскоре к ней присоеди­ нятся коллеги. Это подраз­ деление промышленных со­ циологов и психологов осно­ вное внимание будет уде­ лять «человеческому факто­ ру». Оно окажет помощь в подборе и выдвижении ре­ зерва, в его подготовке, ат­ тестации специалистов, в стабилизации коллектива (программа СТК). Что греха таить — с кад­ рами мы работаем фактиче­ ски вслепую. Почему не за­ держивается иовичок на производстве? Какие перио­ ды наиболее для него труд­ ны? Почему? Как помочь ему адаптироваться в кол­ лективе? На эти вопросы уже даются четкие, опреде­ ленные ответы, которые в несколько раз повышают ко­ эффициент воспитательного воздействия. Нам всем необходимо по­ стигать социальные и психо­ логические элементы науки управления. Это, кстати, хо­ роший противовес «нагнета­ нию напряженности». Можно и нужно упреждать рециди­ вы этой напряженности, уметь снимать психологиче­ ские перегрузки. Специализация В условиях жестокого ли­ мита па административно- управленческий персонал нам все же удалось создать бю­ ро внедрения техпроцессов и режимов производства. Длинное это название мож­ но сократить — разработчи­ ки. Подобно разведчикам они исследуют будущее, перспективу, собирают ис­ ходные данные, и этот «по­ луфабрикат» идет на разра­ ботку и внедрение в отделы управления. Вот несколько интересных моментов, включенных в план уже в этом году. «Разработка и внедрение проекта организации участка РМУ в слесарно - механиче­ ском цехе». Суть: рабочие по ремонту рыбомучпых установок судов сейчас распылены по многим цехам. Среди них— специали­ сты 12 профессий. Такая расстановка явно не на поль­ зу производству. Это не уш­ ло из поля зрения разработ­ чиков. Вообще в объединении взят твердый курс на спе­ циализацию. Максимум ра­ бот передать на специализи­ рованные хозрасчетные уча­ стки — такое решение под­ сказывает состояние флота «Севрыбы», «разношерст­ ность» судов, ремонтировать которые па потоке невоз­ можно. Так, наши заводы-филиа­ лы сейчас не знают забот с литьем, поковками, ремонтом технологического оборудова­ ния и т. д. Еще примеры: созданы специализирован­ ные участки ремонта насо­ сов, баллонов. Оиыт показывает, что ос­ новные потери времени на­ ходятся на стыке между це- хами-участниками и даже между рабочими разных специальностей внутри цеха. Специализация же (с одно­ временным объединением в комплексную бригаду) замет­ но сокращает длительность производственного цикла. В частности, только создание в 1982 году на заводе-филиа­ ле № 1 комплексной брига­ ды В. М. Михайлова позво­ лило сократить время нахо­ ждения судов типа ВАТ «Го­ ризонт» в междурейсовом техническом обслуживании с 90 до 60 суток. Если уж речь зашла о заводе № 1, то создание комплексных бригад породи­ ло новые проблемы. В них, в эти коллективы, вошли рабочие разных цехов. Такое «переливание кадров» удари­ ло по блоку горячих цехов. А потому напрашивается мысль об изменении структуры СРЗ-1. На этом заводе, а также на головном предприя­ тии проверим еще одну дав­ нюю мысль — включение мастеров в состав бригад. Итак, специализация. Кроме того, есть еще одни важный резерв сокращения сроков ремонта судов. З а ­ чем наше предприятие при­ влекать к делам, которые не требуют специального завод­ ского оборудования? По экс­ пертной оценке 15— 18 процентов работ, вклю­ ченных в наши ведомости, технологически выполнимы в процессе эксплуатации судна. Для иллюстрации мо­ жно назвать многочислен­ ные работы по герметиза­ ции судовых закрытий, при­ ведению в порядок шлюпоч­ ного устройства, палубных механизмов... Предприимчивость Организационно - техни­ ческий уровень предприятия определяется во многом объ­ емом внедрения в- производ­ ство прогрессивных техноло­ гических процессов. Второй год на верфи практикуется восстановление деталей судовых механизмов методом газопламенного на­ пыления металлопорошком. В результате были сохране­ ны остродефицитные детали судовых двигателей н обе­ спечен своевременный выход из ремонта нескольких судоз типа ВАТ «Горизонт». Восстанавливаются дета­ ли и другими способами, в том-числе осталиваннем. Р ас­ ширяется область примене­ ния полимерных материалов, что в ряде случаев значи­ тельно сокращает трудоем­ кость работ, а также обеспе­ чивает экономию традицион­ ных материалов. Так, ремонт корпусных конструкций с ис­ пользованием стеклопласти­ ковых покрытий на основе эпоксидных клеев дал в 1981 поду экономию 30 тони судо­ строительной стали. Одним из условий сокра­ щения сроков и повышения качества ремонта является техническое перевооружение предприятия. Ежегодно па эти цели расходуется до од­ ного миллиона рублей. Мно­ гие цехи получили принци­ пиально новое оборудование. Вместе с тем на верфи око­ ло 30 процентов станков полностью изношены. А за­ мена старого оборудования на новое, прогрессивное, к сожалению, проходит очень медленно и не выдерживает никакой критики. Заявки па получение оборудования удовлетворяются на 10— 15 процентов. Но сколько ни тверди, са хар, сахар, во рту слаще не станет. С колько ни говори о станках... Немного удалось снять остроту проблемы та­ ким образом:' в Даугавпилсе есть завод, занимающийся ремонтом токарных станков, часть наших заказов он вы полняет. Но за морем те­ лушка-полушка, да рубль перевоз. Поэтому сейчас ве­ дем переговоры о создании участка или филиала этого завода у пас, в Мурманске Где разместить производст­ во — найдем, кадрами — поможем. В конце концов, такой же путь прошли в свое время и «Севреммаш>. и «Севремавтоматика»... В газетной статье не вы­ разить всех мыслей о резер­ вах производства. Сегодня для пас наиболее актуальны проблемы материально-тех­ нического обеспечения. Но об этом есть резоп погово­ рить особо. * * * Быстрый и добротный ре­ монт судна... Только одно предложение, но сколько проблем таит в себе. Красив залив с высоты птичьего по­ лета, да только накладна для нас красота кораблей, «пристывших» к причалам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz