Рыбный Мурман. 1985 г. Март.
КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА* ческом соревновании в IV квартале 1984 года. Не чувствуют себя неуют но бракоделы. Не получают должного отпора лодыри, прогульщики, любители по чаевничать в рабочее время. Совершенно справедливо пи сал об этом недавно брига дир Ю. С. Дружинин. Вот такое несоответствие парадных и непарадных цифр и фактов. Чем оно вызвано? Я думаю, прежде всего тем постоянным «на гнетанием ' напряженности», которое в конце концов и ведет к срывам, к психоло гической неустойчивости, к немотивированным, на пер вый взгляд, поступкам и дей-' ствиям. Трудиться нужно спокой но, несуетливо, уравновешен но и... производительно. Се годня это — мечта. Завтра она должна стать реально стью. Кстати, о внутренних ре зервах. Не приходилось бы их подключать по делу и не по делу, если бы «внешние» резервы шли хотя бы не в нужном, но в плановом ко личестве. В противном слу чае и появляется «аварий- «Аварийный героизм» Какой художник, какой фо томастер останется равнодуш ным, взглянув на Кольский залив с высоты птичьего по лета. Дрогнет радостно серд це н потянется рука к кис ти, к объективу. Где, когда еще доведется увидеть в од ном месте такое скопление судов? А у хозяйственника этакая-то зкивопненая карти на вызывает отнюдь не ра достные эмоции: корабли ро- ждаются для моря, не для причалов. Услужливо придут на память цифры — треть календарного времени суда находятся вне эксплуатации. Понятно, что быстрый и добротный ремонт судов ста новится важнейшей ключе вой проблемой не только для коллектива судоверфи, но й для «Севрыбы». Судоремонтники, следует заметить, в целом со своими задачами справляются у с пешно. По основным показа телям темпы роста объемов производства выше, че.м пре дусмотрено пятнлетиим зада нием. В прошлом году, на пример, объем производства превзойден на 4216 тысяч рублей. Практически каждые два года в объединении «Мурман ская судоверфь» как бы по является новый завод с пя- тнмнллношюй программой. В то же время площади не уве личиваются, штатное распи сание остается неизменным, да и нового оборудования не много прибавляется. И у меня прямо-таки на перо просится заезженный штамп о том, как «коллек тив, умело изыскивая внут ренние резервы, сумел толь ко за счет роста производи тельности труда значительно превысить плановые зада ния». А вот хорошо ли это? Тут однозначно не ответишь. Се годня мы еще сможем полу чить наибольшую отдачу от коллектива. И завтра, еще туже сжав пружину времени, возможно, выиграем произ водственное сражение. А послезавтра? Встречаясь с людьми, анализируя работу бригад, участков, цехов, прихожу к выводу, что даль нейший рост эффективности производства все чаще дости гается «нагнетанием напря женности». На алтарь плано Б. Д. Иванов, ^ я^тшя шв— генеральный директор объединения «Мурманская судоверфь» Корабли рождаются для моря... вого показателя в виде жерт вы кладутся время, нервы, сердца... И в стрессовой погоне за экономическим благополу чием упускается порой са мое главное: моральный кли мат коллектива. Ведь если, выполняя работу, человек улыбается, то предприятие выигрывает и материально, и морально. Вновь вернемся к циф рам. В 1984 году нам нуж но было отремонтировать 367 судов. Факт — 379. В срок отремонтировано 252 судна, досрочно (на 925 суток) — 115, двенадцать судов за держано на 47 суток. На 6,6 процента улучшился по казатель нахождения судов вне эксплуатации (по добы вающему флоту ВРПО «Севрыба»), А ведь каждый из этих процентов равно значен 18 тысячам тони ры бы. Все эти данные позволя ют говорить, что судоремонт ники свою задачу выполняют на «отлично». Но, с другой стороны, в том же 1984 году с задани ем н социалистическими обя зательствами не справились 2 цеха, 14 производственных участков, 25 бригад. Увели чились случаи внутризавод ского брака. Коллектив не справился с договорными обя зательствами по поставкам. «Мизер» — 109 тысяч руб лей, но из-за недопоставок продукции по договорам мы лишились права участвовать во Всесоюзном социалнсти- ный героизм». Из-за неувя зок, имеющих точный адрес. Человеческий фактор Добротность и быстрота ремонта — главная радача. Задача кал;дого в отдельно сти и коллектива в целом. Будь директор хоть семи пя дей во лбу, он не в состоя нии один обеспечить и про контролировать решение главной задачи. Управление — коллективное, ответствен ность — персональная. Так стремимся мы строить всю работу по организации управ ления производством. Любое важное начинание «протап тывает путь» от рабочего со брания до совета директоров. Так, в частности, «обкатыва лась» идея о создании на предприятии социально-пси хологической службы. Пока что приступила к исполнению обязанностей В. С. Прокопь ева. Вскоре к ней присоеди нятся коллеги. Это подраз деление промышленных со циологов и психологов осно вное внимание будет уде лять «человеческому факто ру». Оно окажет помощь в подборе и выдвижении ре зерва, в его подготовке, ат тестации специалистов, в стабилизации коллектива (программа СТК). Что греха таить — с кад рами мы работаем фактиче ски вслепую. Почему не за держивается иовичок на производстве? Какие перио ды наиболее для него труд ны? Почему? Как помочь ему адаптироваться в кол лективе? На эти вопросы уже даются четкие, опреде ленные ответы, которые в несколько раз повышают ко эффициент воспитательного воздействия. Нам всем необходимо по стигать социальные и психо логические элементы науки управления. Это, кстати, хо роший противовес «нагнета нию напряженности». Можно и нужно упреждать рециди вы этой напряженности, уметь снимать психологиче ские перегрузки. Специализация В условиях жестокого ли мита па административно- управленческий персонал нам все же удалось создать бю ро внедрения техпроцессов и режимов производства. Длинное это название мож но сократить — разработчи ки. Подобно разведчикам они исследуют будущее, перспективу, собирают ис ходные данные, и этот «по луфабрикат» идет на разра ботку и внедрение в отделы управления. Вот несколько интересных моментов, включенных в план уже в этом году. «Разработка и внедрение проекта организации участка РМУ в слесарно - механиче ском цехе». Суть: рабочие по ремонту рыбомучпых установок судов сейчас распылены по многим цехам. Среди них— специали сты 12 профессий. Такая расстановка явно не на поль зу производству. Это не уш ло из поля зрения разработ чиков. Вообще в объединении взят твердый курс на спе циализацию. Максимум ра бот передать на специализи рованные хозрасчетные уча стки — такое решение под сказывает состояние флота «Севрыбы», «разношерст ность» судов, ремонтировать которые па потоке невоз можно. Так, наши заводы-филиа лы сейчас не знают забот с литьем, поковками, ремонтом технологического оборудова ния и т. д. Еще примеры: созданы специализирован ные участки ремонта насо сов, баллонов. Оиыт показывает, что ос новные потери времени на ходятся на стыке между це- хами-участниками и даже между рабочими разных специальностей внутри цеха. Специализация же (с одно временным объединением в комплексную бригаду) замет но сокращает длительность производственного цикла. В частности, только создание в 1982 году на заводе-филиа ле № 1 комплексной брига ды В. М. Михайлова позво лило сократить время нахо ждения судов типа ВАТ «Го ризонт» в междурейсовом техническом обслуживании с 90 до 60 суток. Если уж речь зашла о заводе № 1, то создание комплексных бригад породи ло новые проблемы. В них, в эти коллективы, вошли рабочие разных цехов. Такое «переливание кадров» удари ло по блоку горячих цехов. А потому напрашивается мысль об изменении структуры СРЗ-1. На этом заводе, а также на головном предприя тии проверим еще одну дав нюю мысль — включение мастеров в состав бригад. Итак, специализация. Кроме того, есть еще одни важный резерв сокращения сроков ремонта судов. З а чем наше предприятие при влекать к делам, которые не требуют специального завод ского оборудования? По экс пертной оценке 15— 18 процентов работ, вклю ченных в наши ведомости, технологически выполнимы в процессе эксплуатации судна. Для иллюстрации мо жно назвать многочислен ные работы по герметиза ции судовых закрытий, при ведению в порядок шлюпоч ного устройства, палубных механизмов... Предприимчивость Организационно - техни ческий уровень предприятия определяется во многом объ емом внедрения в- производ ство прогрессивных техноло гических процессов. Второй год на верфи практикуется восстановление деталей судовых механизмов методом газопламенного на пыления металлопорошком. В результате были сохране ны остродефицитные детали судовых двигателей н обе спечен своевременный выход из ремонта нескольких судоз типа ВАТ «Горизонт». Восстанавливаются дета ли и другими способами, в том-числе осталиваннем. Р ас ширяется область примене ния полимерных материалов, что в ряде случаев значи тельно сокращает трудоем кость работ, а также обеспе чивает экономию традицион ных материалов. Так, ремонт корпусных конструкций с ис пользованием стеклопласти ковых покрытий на основе эпоксидных клеев дал в 1981 поду экономию 30 тони судо строительной стали. Одним из условий сокра щения сроков и повышения качества ремонта является техническое перевооружение предприятия. Ежегодно па эти цели расходуется до од ного миллиона рублей. Мно гие цехи получили принци пиально новое оборудование. Вместе с тем на верфи око ло 30 процентов станков полностью изношены. А за мена старого оборудования на новое, прогрессивное, к сожалению, проходит очень медленно и не выдерживает никакой критики. Заявки па получение оборудования удовлетворяются на 10— 15 процентов. Но сколько ни тверди, са хар, сахар, во рту слаще не станет. С колько ни говори о станках... Немного удалось снять остроту проблемы та ким образом:' в Даугавпилсе есть завод, занимающийся ремонтом токарных станков, часть наших заказов он вы полняет. Но за морем те лушка-полушка, да рубль перевоз. Поэтому сейчас ве дем переговоры о создании участка или филиала этого завода у пас, в Мурманске Где разместить производст во — найдем, кадрами — поможем. В конце концов, такой же путь прошли в свое время и «Севреммаш>. и «Севремавтоматика»... В газетной статье не вы разить всех мыслей о резер вах производства. Сегодня для пас наиболее актуальны проблемы материально-тех нического обеспечения. Но об этом есть резоп погово рить особо. * * * Быстрый и добротный ре монт судна... Только одно предложение, но сколько проблем таит в себе. Красив залив с высоты птичьего по лета, да только накладна для нас красота кораблей, «пристывших» к причалам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz