Рыбный Мурман. 1985 г. Март.
• РЕФОРМА ШКОЛЫ: ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ • РЫБНЫЙМУРМАН СВОИМИ РУКАМИ «...Обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы профессио нально - технического образования как основной формы планомерной подготов ки квалифицированных рабочих кадров, повышать ее роль в осуществлении пе рехода к всеобщему профессиональному обучению молодежи ». Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О даль нейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров». специалисты. Недаром ведь в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР сказано; «...поощрять иници ативу высококвалифициро ванных рабочих, переходя щих на работу в профессио нально - технические учеб ные заведения мастерами производственного обучения» Именно так и решают сов местно эти задачи профтех училище № 6 и его базовое предприятие траловый флот, училище № 16 и рыбоком бинат. А вот второй шеф 16-го ТУ — объединение «Мурманрыбпром» — демон стрирует совершенно иной подход. Немало сил и энер гии надо потратить, чтобы уладить с флотом вопрос о замещении вакантных долж ностей мастеров производст венного обучения из плавсо става. Например, по поводу перевода в училище С. А. Алексеева нам пришлось «но инстанциям» дойти до гене рального директора объеди нения Э. К. Наумова и парт кома флота. Не выказывают особого рвения в подборе кадров для ПТУ № 12 на Мурманской судоверфи. Именно поэтому на начало 1984— 85 учеб ного года не хватало восьми мастеров производственного обучения. Д А. П РО Ф Е С СИ О Н А Л Ь НАЯ школа области развивается динамично, да, с каждым годом возрастает вклад ПТУ в обеспечение на родного хозяйства рабочими кадрами. Да, мы ежегодно увеличиваем план набора в училища области, и каждый год четыре тысячи молодых специалистов пополняют ря ды рабочего класса. Вроде бы довольно положитель ная картина. Но надо учесть, что училища, и в том числе наши рыбацкие, живут днем завтрашним, не вчерашним. Лишь в текущем учебном году план набора в ПТУ № 6, № 12 и ТУ № 16 был увеличен на 240 человек. Думаю, ясно, что при таком росте традиционных проф ориентационных форм явно недостаточно. Остро прояви лась нужда в действенной помощи 'базовых предприя тий. Что можно здесь сделать? Думаю, заслуживает внима ния практика работы отделов кадров рыбокомбината и объединения «Мурманрыб пром». Работники этих пред приятий сами комплектуют целые группы и направляют их в ТУ № 16. Большое и важное дело де лают работники тралового флота и «Севрыбхолодфло- та», выступая в школах пе ред учениками и родителями, устраивая настоящие конфе ренции для тех пап и мам, чьи дети решили пойти в СГПТУ № 6. Совсем недав но, в январе, прошла очеред ная такая конференция. Ин тересно ли было ее участни кам? Думаю, да. И собралось на неа 350 человек, а это, на мой взгляд, немало. А какая устная агитация может сравниться с экскур сией, во время которой есть возможность побывать на настоящем судне, посмотреть. Своими руками потрогать все, что заинтересует? Такие экскурсии очень ин тересно проводят начальник отдела подготовки кадров тралфлота В. Н. Шириков и главный инженер сектора подготовки кадров «Севрыб- холодфлота» В. Н. Иванов. В самом шестом училище достаточно активно работает совет содействия, в который входят и флотские руководи тели. Все это вместе взятое и позволило СГПТУ № 6 ус пешно справиться с напря женным планом набора. 390 человек принято в училище в этом году. И что самое любопытное: почти у 90 про центов будущих моряков ро дители так или иначе связа ны с морем. Вот он, конкрет ный результат совместной с базовыми предприятиями профориентационной работы. З а обратным примером, к сожалению, далеко ходить не надо. Мурманская судоверфь не только никак не способст вует выполнению плана на бора в подшефное училище № 12, а, напротив, в цехах предприятия организует ин дивидуальную подготовку рабочих. И по тем же са мым специальностям, что и в 12-м ПТУ. Вот вам и «по мощь». Удивительно ли, что СГПТУ постоянно «не доби рает» учащихся. Н АДО ли говорить, какое важное значение для подготовки квалифицирован ных рабочих имеют учебно материальная база проф техучилищ и организация производственной практики. Как много порой для всей будущей жизни моло дого человека значит то, какое место будет отведено ученику во время практики, какой наставник направляет его первые рабочие шаги, как встретят молодого специ алиста в трудовом коллекти ве. Только при тесном контак те училищ и базовых пред приятий возможно решение этих сложных и принципи ально важных проблем. И снова, в который уж раз, хо чу обратиться к практике со дружества СГПТУ № 6 и его базовых предприятии. Что и говорить, слаба в училище материальная база. Есть, на пример, две общеслесарпые мастерские на 60 мест, тог да как необходимо минимум 220 мест. Нет возможности практиковаться в малярных, такелажных и столярных ра ботах ни в самом училище, ни на базовых предприятиях. Получается, что будущие матросы все эти виды работ вынуждены осваивать во вре мя морской практики. Муд рено ли, что бывалые рыба ки смеются сквозь слезы, глядя на старания наших не умех. Но результатом имен но совместных усилий стало то, что «Севрыба» включила в свой план на X II пятилет ку строительство мореход ной школы. А возьмем ту же судо верфь. Кажется, что уж у этого-то предприятия доста точный «запас прочности». Предприятие сделало ПТУ- 12 своей производственной базой. Во время учебы буду щие слесари-судоремонтни ки выполняют в мастерских заказы предприятия. Им гарантированы рабочие мес та па время практики. Пос ле окончания ПТУ судо верфь старается обеспечить ребятам персональное рас пределение, следит за за креплением выпускников в трудовых коллективах. Ре зультат налицо: каждый пя тый нынешний рабочий су доверфи имеет диплом проф техучилища № 12. Но весь парадокс в том, что сегодня саму же судоверфь не удов летворяет качество подготов ки специалистов в СГПТУ-12. Токарей, к примеру. Почему? Да потому, что в учебных —* мастерских стоит устарев шее оборудование. Станоч ный парк не обновляется с 1973 года. Агрегатам от 15 до 30 лет. И вот на этих ма шинах мы готовим токарей, операторов станков с про граммным управлением... Можно потом требовать от выпускника достаточной ква лификации? А в ТУ № 16 в производ ственных мастерских могут заниматься лишь 20 процен тов учащихся... Понятно, что решение этих вопросов, как и строительст во столовой для ПТУ-12, ак тового и спортивного залов для ТУ-16, дело не одного дня. Однако мы надеемся, что базовые предприятия най дут возможность включить в свои планы на X II пяти- ^ летку и наши училища. Их " расширение и реконструк цию, обеспечение современ ным оборудованием и инстру ментом, транспортом и всем остальным. Ведь именно профессио нальные училища должны первыми получать и технику, и оборудование. Только тог да можно будет требовать от профессиональной школы и количества, и качества. И еще надо всегда помнить: этим ребятам, что ходят се годня в форменках ПТУ, жить в нашем завтра. Делать его своими руками. А. РОДИН, начальник областного управ ления профессионально- технического образования. Н А Ш МУРМАНСК — 11 город портовый, и вполне естественно, что большая часть мурманчан так или иначе связана с мо рем. Промысловые флоты, рыбокомбинат, судоверфь... Пожалуй, очень немногие семьи могут сказать, что они не причастны к этим пред приятиям. И не случайно, конечно, из шести мурман ских училищ системы проф техобразования в трех ве дется подготовка квалифици рованных рабочих для ВРГ10 «Севрыба». Для всех нас, работников системы профтехобразова ния, наступил сейчас ответ ственнейший момент. Осу ществление школьной ре формы требует от нас поч ти вдвое увеличить подго товку квалифицированных рабочих. Пути назад нет и быть не может. Вопрос в другом: готова ли професси ональная школа к такому не только количественному, но и качественному рывку впе ред? Да, да, именно качест венному, ведь стране нужна не просто рабочая сила, а квалифицированные специа листы. Решение этой сложной и важной задачи по силам профтехучилищам лишь в том случае, если они будут воспитывать кадры в тесном союзе со своими базовыми предприятиями. Сегодняш ние взаимоотношения СГПТУ с шефами нельзя ограничить лишь материальными рубе жами. Они должны строить ся на новом уровне социаль ного и партийного мышле ния руководителей школы и производства, складываться из совместной творческой ра боты близких по духу и кровно заинтересованных друг в друге партнеров с чет ко обозначенными взаимны ми обязательствами. Только тогда можно будет успешно решать многие сло жные проблемы, доселе ка жущиеся неразрешимыми. К примеру, один из самых больных наших вопросов — кадровый. Уж коль от про фессиональной школы тре буют квалифицированных ра бочих, то само собой разуме ется, что обучать их должны хорошо !I:V чготовленные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz