Рыбный Мурман. 1985 г. Март.

• РЕФОРМА ШКОЛЫ: ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ • РЫБНЫЙМУРМАН СВОИМИ РУКАМИ «...Обеспечить дальнейшее развитие и совершенствование системы профессио­ нально - технического образования как основной формы планомерной подготов­ ки квалифицированных рабочих кадров, повышать ее роль в осуществлении пе­ рехода к всеобщему профессиональному обучению молодежи ». Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О даль­ нейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров». специалисты. Недаром ведь в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР сказано; «...поощрять иници­ ативу высококвалифициро­ ванных рабочих, переходя­ щих на работу в профессио­ нально - технические учеб­ ные заведения мастерами производственного обучения» Именно так и решают сов­ местно эти задачи профтех­ училище № 6 и его базовое предприятие траловый флот, училище № 16 и рыбоком­ бинат. А вот второй шеф 16-го ТУ — объединение «Мурманрыбпром» — демон­ стрирует совершенно иной подход. Немало сил и энер­ гии надо потратить, чтобы уладить с флотом вопрос о замещении вакантных долж­ ностей мастеров производст­ венного обучения из плавсо­ става. Например, по поводу перевода в училище С. А. Алексеева нам пришлось «но инстанциям» дойти до гене­ рального директора объеди­ нения Э. К. Наумова и парт­ кома флота. Не выказывают особого рвения в подборе кадров для ПТУ № 12 на Мурманской судоверфи. Именно поэтому на начало 1984— 85 учеб­ ного года не хватало восьми мастеров производственного обучения. Д А. П РО Ф Е С СИ О Н А Л Ь ­ НАЯ школа области развивается динамично, да, с каждым годом возрастает вклад ПТУ в обеспечение на­ родного хозяйства рабочими кадрами. Да, мы ежегодно увеличиваем план набора в училища области, и каждый год четыре тысячи молодых специалистов пополняют ря­ ды рабочего класса. Вроде бы довольно положитель­ ная картина. Но надо учесть, что училища, и в том числе наши рыбацкие, живут днем завтрашним, не вчерашним. Лишь в текущем учебном году план набора в ПТУ № 6, № 12 и ТУ № 16 был увеличен на 240 человек. Думаю, ясно, что при таком росте традиционных проф­ ориентационных форм явно недостаточно. Остро прояви­ лась нужда в действенной помощи 'базовых предприя­ тий. Что можно здесь сделать? Думаю, заслуживает внима­ ния практика работы отделов кадров рыбокомбината и объединения «Мурманрыб­ пром». Работники этих пред­ приятий сами комплектуют целые группы и направляют их в ТУ № 16. Большое и важное дело де­ лают работники тралового флота и «Севрыбхолодфло- та», выступая в школах пе­ ред учениками и родителями, устраивая настоящие конфе­ ренции для тех пап и мам, чьи дети решили пойти в СГПТУ № 6. Совсем недав­ но, в январе, прошла очеред­ ная такая конференция. Ин­ тересно ли было ее участни­ кам? Думаю, да. И собралось на неа 350 человек, а это, на мой взгляд, немало. А какая устная агитация может сравниться с экскур­ сией, во время которой есть возможность побывать на настоящем судне, посмотреть. Своими руками потрогать все, что заинтересует? Такие экскурсии очень ин­ тересно проводят начальник отдела подготовки кадров тралфлота В. Н. Шириков и главный инженер сектора подготовки кадров «Севрыб- холодфлота» В. Н. Иванов. В самом шестом училище достаточно активно работает совет содействия, в который входят и флотские руководи­ тели. Все это вместе взятое и позволило СГПТУ № 6 ус­ пешно справиться с напря­ женным планом набора. 390 человек принято в училище в этом году. И что самое любопытное: почти у 90 про­ центов будущих моряков ро­ дители так или иначе связа­ ны с морем. Вот он, конкрет­ ный результат совместной с базовыми предприятиями профориентационной работы. З а обратным примером, к сожалению, далеко ходить не надо. Мурманская судоверфь не только никак не способст­ вует выполнению плана на­ бора в подшефное училище № 12, а, напротив, в цехах предприятия организует ин­ дивидуальную подготовку рабочих. И по тем же са­ мым специальностям, что и в 12-м ПТУ. Вот вам и «по­ мощь». Удивительно ли, что СГПТУ постоянно «не доби­ рает» учащихся. Н АДО ли говорить, какое важное значение для подготовки квалифицирован­ ных рабочих имеют учебно­ материальная база проф­ техучилищ и организация производственной практики. Как много порой для всей будущей жизни моло­ дого человека значит то, какое место будет отведено ученику во время практики, какой наставник направляет его первые рабочие шаги, как встретят молодого специ­ алиста в трудовом коллекти­ ве. Только при тесном контак­ те училищ и базовых пред­ приятий возможно решение этих сложных и принципи­ ально важных проблем. И снова, в который уж раз, хо­ чу обратиться к практике со­ дружества СГПТУ № 6 и его базовых предприятии. Что и говорить, слаба в училище материальная база. Есть, на­ пример, две общеслесарпые мастерские на 60 мест, тог­ да как необходимо минимум 220 мест. Нет возможности практиковаться в малярных, такелажных и столярных ра­ ботах ни в самом училище, ни на базовых предприятиях. Получается, что будущие матросы все эти виды работ вынуждены осваивать во вре­ мя морской практики. Муд­ рено ли, что бывалые рыба­ ки смеются сквозь слезы, глядя на старания наших не­ умех. Но результатом имен­ но совместных усилий стало то, что «Севрыба» включила в свой план на X II пятилет­ ку строительство мореход­ ной школы. А возьмем ту же судо­ верфь. Кажется, что уж у этого-то предприятия доста­ точный «запас прочности». Предприятие сделало ПТУ- 12 своей производственной базой. Во время учебы буду­ щие слесари-судоремонтни­ ки выполняют в мастерских заказы предприятия. Им гарантированы рабочие мес­ та па время практики. Пос­ ле окончания ПТУ судо­ верфь старается обеспечить ребятам персональное рас­ пределение, следит за за­ креплением выпускников в трудовых коллективах. Ре­ зультат налицо: каждый пя­ тый нынешний рабочий су­ доверфи имеет диплом проф­ техучилища № 12. Но весь парадокс в том, что сегодня саму же судоверфь не удов­ летворяет качество подготов­ ки специалистов в СГПТУ-12. Токарей, к примеру. Почему? Да потому, что в учебных —* мастерских стоит устарев­ шее оборудование. Станоч­ ный парк не обновляется с 1973 года. Агрегатам от 15 до 30 лет. И вот на этих ма­ шинах мы готовим токарей, операторов станков с про­ граммным управлением... Можно потом требовать от выпускника достаточной ква­ лификации? А в ТУ № 16 в производ­ ственных мастерских могут заниматься лишь 20 процен­ тов учащихся... Понятно, что решение этих вопросов, как и строительст­ во столовой для ПТУ-12, ак­ тового и спортивного залов для ТУ-16, дело не одного дня. Однако мы надеемся, что базовые предприятия най­ дут возможность включить в свои планы на X II пяти- ^ летку и наши училища. Их " расширение и реконструк­ цию, обеспечение современ­ ным оборудованием и инстру­ ментом, транспортом и всем остальным. Ведь именно профессио­ нальные училища должны первыми получать и технику, и оборудование. Только тог­ да можно будет требовать от профессиональной школы и количества, и качества. И еще надо всегда помнить: этим ребятам, что ходят се­ годня в форменках ПТУ, жить в нашем завтра. Делать его своими руками. А. РОДИН, начальник областного управ­ ления профессионально- технического образования. Н А Ш МУРМАНСК — 11 город портовый, и вполне естественно, что большая часть мурманчан так или иначе связана с мо­ рем. Промысловые флоты, рыбокомбинат, судоверфь... Пожалуй, очень немногие семьи могут сказать, что они не причастны к этим пред­ приятиям. И не случайно, конечно, из шести мурман­ ских училищ системы проф­ техобразования в трех ве­ дется подготовка квалифици­ рованных рабочих для ВРГ10 «Севрыба». Для всех нас, работников системы профтехобразова­ ния, наступил сейчас ответ­ ственнейший момент. Осу­ ществление школьной ре­ формы требует от нас поч­ ти вдвое увеличить подго­ товку квалифицированных рабочих. Пути назад нет и быть не может. Вопрос в другом: готова ли професси­ ональная школа к такому не только количественному, но и качественному рывку впе­ ред? Да, да, именно качест­ венному, ведь стране нужна не просто рабочая сила, а квалифицированные специа­ листы. Решение этой сложной и важной задачи по силам профтехучилищам лишь в том случае, если они будут воспитывать кадры в тесном союзе со своими базовыми предприятиями. Сегодняш­ ние взаимоотношения СГПТУ с шефами нельзя ограничить лишь материальными рубе­ жами. Они должны строить­ ся на новом уровне социаль­ ного и партийного мышле­ ния руководителей школы и производства, складываться из совместной творческой ра­ боты близких по духу и кровно заинтересованных друг в друге партнеров с чет­ ко обозначенными взаимны­ ми обязательствами. Только тогда можно будет успешно решать многие сло­ жные проблемы, доселе ка­ жущиеся неразрешимыми. К примеру, один из самых больных наших вопросов — кадровый. Уж коль от про­ фессиональной школы тре­ буют квалифицированных ра­ бочих, то само собой разуме­ ется, что обучать их должны хорошо !I:V чготовленные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz