Рыбный Мурман. 1985 г. Июнь.

•Беседа с увлеченным человеком I П АЛЕРИЯ СЕМАКОВА, D наверное, не надо пред­ ставлять нашим читателям. И потому, что редкий номер еженедельника обходится без его фотографий. И потому, что мало кто из мурманчан не бывает во Дворце культу­ ры и техники имени С. М. Кирова, где на постоянных выставках народной фото­ студии «Мурманск» непре­ менны интереснейшие рабо­ ты Валерия Семакова, моря­ ка, рыбака, фотомастера. Месяц назад весь коллек­ тив еженедельника искренне поздравлял своего постоян­ ного автора с открытием и большим успехом его персо­ нальной выставки в Архан­ гельске. Несколько дней на­ зад фотоработы группового механика Архангельского ры- бакколхозсоюза В. А. Сема­ кова украсили стены ВРПО «Севрыба». А в те дни, ког­ да верстался этот номер, Ва­ лерий вылетел в Москву для оформления еще одной пер­ сональной выставки, на этот раз в Министерстве рыбно­ го хозяйства СССР. Перед этим он забежал к нам в редакцию, принес но­ вые работы. — Я сейчас с Абраммыса, судно к отходу готовим. Та­ кую тему для фотографии нашел! Сниму трубопровод­ чиков. Представляешь, белые каски. На плечах - у них — белые трубы. Цинковые. И они идут на фоне судов. Ин­ тересно будет, да? Там бригада хорошая. Такие все ребята отличные. Хороший снимок должен, получиться. Как думаешь? — Валерий, а ты помнишь самый первый свой снимок? — Отлично помню! «За­ кат на море» назывался. Его, кстати, даже опублико­ вали в архангельской «Прав­ де Севера». — Первый снимок — н сразу в газету! Значит, у те­ бя «газетный» стаж ого-го? — Да, почти тридцать лет А знаешь, как все получи­ лось? Отец у меня был жур­ налистом, 50 лет в «Правде Севера» проработал.Я утром просыпался от скрипа пера. Честное слово! Открою гла­ за, в доме тихо, и перо скри­ пит. Значит, в школу вста­ вать пора. Естественно, что коллеги отца к нам ломой приходили. Был такой фо- токорр. в «Правде Севера» Коробицын Калистин Степа­ нович. Он меня все время уговаривал фотографии учиться, хотел, чтобы я его заменил. А я после школы сразу в море пошел. Рабо­ тал на деревянном боте «Го­ лец». Рейсы короткие были, 4—6 дней. Я как первый раз на этот бот пришел, так луч­ ше него для меня ничего на свете не стало. А Коробицын все уговаривал меня бро­ сить море и идти к нему в ученики. Но я об этом и ду-» мать не хотел. Потом отец стал подначивать: ходишь, мол, в море, там такие снимки можно сделать! Сдал­ ся я и купил себе «Киев». Он, кстати, у меня до сих пор живой, и сейчас иногда им снимаю. Взял я этот «Ки­ ев» в море и весь рейс щелкал. Привез пленки до­ мой. А чего с ними дальше делать — не знал. Короби­ цын их взял, проявил, на­ печатал. И этот самый «За­ кат» в газете прошел. Ко­ нечно, мой он наполовину, но все равно приятно было. Потом купил я приборы, уве­ личитель, книжек разных по фотографии: все делал по. совету Коробицына. Начал потихоньку снимать. Сыниш­ ку, родственников, друзей. Любительские, в общем, фо­ тографии. Ну и всякие ви­ ды моря. — А с газетой продолжал сотрудничать? — Редко. И если б не один случай... Как-то позво­ нил. знакомый с телевидения и кричит: «Давай скорее к нам! Выручай! Международ­ ный цирк приехал, а фото­ графа нет». Приехал я в аэропорт. Смотрю, там все городские власти, коррес­ понденты; Думаю, куда мне с ними тягаться. А ведь обе­ щал снимки привезти! От­ снял кое-как, записал, кто есть кто, с артистами даже поговорил. Дома пленку проявил, высушил, напеча­ тал. Снимки привез еще мок­ рые, но успел! В вечерний выпуск! Вроде, понравились фотографии мои, потому что, когда я в рейс собирался, снова позвонили, попросили репортаж с моря. А я знаю, что это такое, репортаж? Объяснили; людей крупным планом, работу на промысле. ком. Ведь в «Мурманске» у нас — асы фотографии. — Да-а! Президент клуба Станислав Барков учил меня работать над печатью. При­ нес ему снимок, а он рука­ ми разводит: «Не пойму, — говорит, — увеличитель что ли у тебя плохо настроен?» А я печатал не точкой, как надо, а через матовое стек­ ло, как все любители, поэто­ му резкость и скрадывалась. Барков, конечно, мне очень помогал. И другие тоже — Лидия Кузнецова, Сергей Воронин, Лев Гельдерман. Учили меня, ругали. А сей­ час ругают больше, чем тог­ да. Смешно? А вообще-то, правильно делают. — Конечно, правильно, по­ тому что большего от тебя хотят. Ты в клубе-то вон как «вырос». Персональные выставки, медали на между­ народных конкурсах. Только и успевай поздравлять. ВАЛЕРИЙ СЕМАКОВ! «Вез фотографии, как без моря» Знаешь, сколько я пленок в рейсе отщелкал! Весь эки­ паж раз по пять снял. И как шкерят, и на мостике, и в машине. Только за одним следил, чтобы не позирова­ ли. А когда рыбакам во время работы позировать? Сам я во вкус вошел. Мне было очень интересно. Р е­ бята дельфина в сети пой­ мали — я в рубахе на мо­ роз выскочил. А как рыбаки тянут сети на роликах! Вол­ на рвет сети обратно, маши­ на не справляется, а моря­ ки — руками — все же вы­ тягивают эту сеть. А в ней — 8 0 0—900 килограммов рыбы. И волна! Напряжение нечеловеческое! А азарт! Кто кого: ты волну или она тебя. Вот в этом рейсе я и по­ нял, что надо фотографиро­ вать людей, они здесь глав­ ное, а не какие-то там сверх- естественные закаты и штор­ мы. Как бы я все это от­ снял сейчас! И техника луч­ ше, и опыт есть. А тогда мельчил, делал в основном общий план. На палубе-то не разбежишься, все работа­ ют, приходилось с рубки сни­ мать, сверху. Н о'все равно, когда отпе­ чатал да потом по телеви­ зору свои работы увидел, был очень доволен. — Так именно с этого времени ты стал серьезно за­ ниматься фотографией? — До серьезной фотогра­ фии далеко было. А тогда так, время от времени, де­ лал репортажи в газету, на телевидение. Примерно раз в год. С «Рыбным Мурма- ном» сотрудничал. Даже в журнале «Рыбное хозяйст­ во» мои снимки на обложке печатали. Мне, понимаешь, просто интересно было пока­ зать людям, как мы работа­ ем в море. И все. Я всегда внимательно смотрел работы «на фотоконкурс», сравни­ вал свои и чужие. И чув­ ствовал, что на 100 процен­ тов, как эти конкурсные, не тяну. Но снимал-то много. На­ верное, руку набил. Или глаз, как правильно? Однаж­ ды случайно попал в ДК имени Кирова на выставку фотоклуба «Мурманск». Долго смотрел. Опять же сравнивал. И как-то понял, что по смыслу мои негати­ вы не хуже, только вот с ка­ чеством печати слабовато. Так я и пришел в клуб. — То есть стал учени­ — Точно. Мне клуб так много дал! Я когда был нЗ. берегу, ждал среды. Бегом в клуб бежал, честно! Какиё там люди у нас, творческие, увлеченные! Они меня и ви­ деть по-особому научили, и печатать, и ретушировать. Вез клуба я бы варился в собственном соку. Так и де­ лал бы в основном снимки для семейного альбома да для друзей моряков. А клуб дал мне выход на союзную арену, потом на междуна­ родную. Но главное, конечно, общение внутри клуба. Ат­ мосфера сама. Теплая, дру­ жеская, заинтересованная... Вот пример: я был в море, а ребята прислали телеграм­ му: «Поздравляем. «Два по­ коления» получил золотую медаль в Англии». Ух, как я обрадовался! И тоже в ответ телеграмму: мол, это за­ слуга всего коллектива, вы мне помогли. И это не от­ ветная любезность, правда. Я искренне так думаю. — «Два поколения» — это старый саам с внуком? Он у нас публиковался, да? Помнится, этот снимок, по­ мимо английской, много дру­ гих наград завоевал. — Точно. И во Франции, и в Сингапуре. А сказать, сколько я его делал? Не по­ веришь! Три года! Я тогда первый раз поехал с клубом в Ловозеро, тундра меня по­ корила. И среди этой тундры живут люди. Ходят в мали­ цах — дети, старики. Стари­ ки еще жили чуть ли не в чумах, а дети — в совре­ менных девятиэтажках. Мне так хотелось показать ста­ рое поколение с новым. Жизнь прожитую и жизнь начинающуюся. Деда и вну­ ка. Они как раз сидели на санях оленьей упряжки. И у них были такие улыбки! Я пленки две отщелкал. А про­ явил — и только один кадр мне понравился. Три года я доводил его до ума. Пред­ ставляешь? — Не очень. Даже совсем не представляю. Как это ф и года убить на один снимок? — Убить? Знаешь, какое удовольствие я от работы получаю! Вот, помнишь, сни­ мок «Метель», там, где сне­ гоходы сквозь вихри снега продираются? — Помню, конечно. У ме­ ня дома висит первый вари­ ант. — Ну, первый — совсем не то. А последний видела, который «Золотую фото- йринцессу» завоевал? Отли­ чаются ведь? А знаешь, что было вначале? Обычный сни­ мок с Праздника Севера. Снегоходы впереди, а фо­ ном — дома, люди в углу. Снегоходы вроде хорошие, динамичные, азарт борьбы чувствуется, а не играет сни­ мок... 'Я месгщй два его кру­ тил и так, и эдак... Людей убрал, потом с домами раз­ делался. Опять не то — бе­ лый фон, мертвый. А тогда я взял и впечатал их в об­ лака. Получилась буйная метель. — Монтаж? — Да, монтаж. А чего ты так скептически? Думаешь, монтаж — это легко? Да с ним столько возни! И ма­ териал нужен соответствую­ щий, и техника. Чтоб ни­ кто не догадался, что это — монтаж. И чтобы стиль был единый, и световая гамма. В общем, это и творчество, и ремесло. Монтаж как тако­ вой себя' не искоренит, что бы ни говорили скептики. Потому что снимок , может быть хорошим, а облаков на нем не хватает. Вмонтирую облака, и. та же фотография заиграет, запоет. — Валерий, а что тебе интереснее всего снимать? — Bcel Точно, я не шучу. И людей, и пейзажи, и... да все! Вот я когда в отпуск еду, то беру с собой вещей больше, чем жейа. Аппара­ тов наших несколько штук (у меня нет японской опти­ ки), светофильтры, объекти­ вы, пленки. И снимаю, сни­ маю, снимаю. Ухожу куда- нибудь в горы один... — А как на это смотрит жена? — По-всякому. Но могу сказать, что мои фотографи­ ческие дела не идут вразрез с семейными отношениями. Дом я в лабораторию не превращаю — печатаю в клубе. Жена не против. И привыкла, и понимает. Ино­ гда даже помогает. То назва­ ние к снимку придумает, то покритикует за дело. Я ведь всю жизнь ходил в море. Снимать-то там можно, а печатать — как? Поэтому, как только уходил в отпуск или на отгулы, полностью отдавался фото­ графии. Целыми днями про­ падал в клубе. Жена утром на работу, а я — в клуб. Она уже знает, что меня до ночи оттуда не вытащить, так и поесть соберет, и тер­ мос с собой даст. Я так и работаю без перерыва до полуночи. — Пока ты ходил в море, естественно, у тебя снимки были морские. Теперь ушел на берег. А как же рыбац­ кая тема, любимая, как ты говорил? — Так и останется люби­ мой. У меня, знаешь, сколь­ ко негативов, которые я не то что не печатал — не разбирал!? А может, та.м зо­ лотые кадры? Рыбацкая те­ ма — трудная. Вот выйдет корреспондент в море на не­ делю, что он там увидит? А когда ты постоянно рабо­ таешь, с людьми общаешь­ ся... Вам, береговым, инте­ ресно смотреть морские пей­ зажи. А как передать на бумаге пену или волну? В шторм прижмешься к рубке, чтобы моряков за работой снять, а через тебя — вол­ на. Попробуй, сфотографи­ руй! В солнечную же пого­ ду нащелкаешь веселых мо­ ряков, улыбки, трал краси­ вый с рыбой. На берегу и подумают: что им там не ра­ ботать, вон какая красота! Вот я и хочу на фотографи­ ях передать тяжесть рыбац­ кого труда. Именно тяжесть. Конечно, можно снять чело­ века в форме, с биноклем на фоне моря... — А ты смог бы отка­ заться от фотографии? Во­ обще не снимать? — Нет. Нет. Она меня так же втянула, как море. — Но с морем ты все же попрощался. Теперь твоя работа на берегу. — Это — вынужденно. А знаешь, как я расставал­ ся со своим судном? Сделал ремонт, сдал. И вдруг по­ чувствовал, как пусто и гул­ ко на душе. Будто у меня нет дома. Будто я с женой разошелся. Сегодня зашел на свой СРТ, на котором восемь лет отходил. Сердце, ве­ ришь, кровью обливалось. Я ведь каждый болтик там знаю. И вот люди, мои то­ варищи, идут в море, а я остаюсь. Никак це .могу по­ верить. что берег теперь —* навсегда... А ты говоришь «от фото­ графии отказаться». Как же я ее брошу? В негативах, которые с моря остались, — моя жизнь. Нет, без фото­ графии мне — как без моря. Беседу вела Н. НЕЧАЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz