Рыбный Мурман. 1985 г. Июнь.
•Беседа с увлеченным человеком I П АЛЕРИЯ СЕМАКОВА, D наверное, не надо пред ставлять нашим читателям. И потому, что редкий номер еженедельника обходится без его фотографий. И потому, что мало кто из мурманчан не бывает во Дворце культу ры и техники имени С. М. Кирова, где на постоянных выставках народной фото студии «Мурманск» непре менны интереснейшие рабо ты Валерия Семакова, моря ка, рыбака, фотомастера. Месяц назад весь коллек тив еженедельника искренне поздравлял своего постоян ного автора с открытием и большим успехом его персо нальной выставки в Архан гельске. Несколько дней на зад фотоработы группового механика Архангельского ры- бакколхозсоюза В. А. Сема кова украсили стены ВРПО «Севрыба». А в те дни, ког да верстался этот номер, Ва лерий вылетел в Москву для оформления еще одной пер сональной выставки, на этот раз в Министерстве рыбно го хозяйства СССР. Перед этим он забежал к нам в редакцию, принес но вые работы. — Я сейчас с Абраммыса, судно к отходу готовим. Та кую тему для фотографии нашел! Сниму трубопровод чиков. Представляешь, белые каски. На плечах - у них — белые трубы. Цинковые. И они идут на фоне судов. Ин тересно будет, да? Там бригада хорошая. Такие все ребята отличные. Хороший снимок должен, получиться. Как думаешь? — Валерий, а ты помнишь самый первый свой снимок? — Отлично помню! «За кат на море» назывался. Его, кстати, даже опублико вали в архангельской «Прав де Севера». — Первый снимок — н сразу в газету! Значит, у те бя «газетный» стаж ого-го? — Да, почти тридцать лет А знаешь, как все получи лось? Отец у меня был жур налистом, 50 лет в «Правде Севера» проработал.Я утром просыпался от скрипа пера. Честное слово! Открою гла за, в доме тихо, и перо скри пит. Значит, в школу вста вать пора. Естественно, что коллеги отца к нам ломой приходили. Был такой фо- токорр. в «Правде Севера» Коробицын Калистин Степа нович. Он меня все время уговаривал фотографии учиться, хотел, чтобы я его заменил. А я после школы сразу в море пошел. Рабо тал на деревянном боте «Го лец». Рейсы короткие были, 4—6 дней. Я как первый раз на этот бот пришел, так луч ше него для меня ничего на свете не стало. А Коробицын все уговаривал меня бро сить море и идти к нему в ученики. Но я об этом и ду-» мать не хотел. Потом отец стал подначивать: ходишь, мол, в море, там такие снимки можно сделать! Сдал ся я и купил себе «Киев». Он, кстати, у меня до сих пор живой, и сейчас иногда им снимаю. Взял я этот «Ки ев» в море и весь рейс щелкал. Привез пленки до мой. А чего с ними дальше делать — не знал. Короби цын их взял, проявил, на печатал. И этот самый «За кат» в газете прошел. Ко нечно, мой он наполовину, но все равно приятно было. Потом купил я приборы, уве личитель, книжек разных по фотографии: все делал по. совету Коробицына. Начал потихоньку снимать. Сыниш ку, родственников, друзей. Любительские, в общем, фо тографии. Ну и всякие ви ды моря. — А с газетой продолжал сотрудничать? — Редко. И если б не один случай... Как-то позво нил. знакомый с телевидения и кричит: «Давай скорее к нам! Выручай! Международ ный цирк приехал, а фото графа нет». Приехал я в аэропорт. Смотрю, там все городские власти, коррес понденты; Думаю, куда мне с ними тягаться. А ведь обе щал снимки привезти! От снял кое-как, записал, кто есть кто, с артистами даже поговорил. Дома пленку проявил, высушил, напеча тал. Снимки привез еще мок рые, но успел! В вечерний выпуск! Вроде, понравились фотографии мои, потому что, когда я в рейс собирался, снова позвонили, попросили репортаж с моря. А я знаю, что это такое, репортаж? Объяснили; людей крупным планом, работу на промысле. ком. Ведь в «Мурманске» у нас — асы фотографии. — Да-а! Президент клуба Станислав Барков учил меня работать над печатью. При нес ему снимок, а он рука ми разводит: «Не пойму, — говорит, — увеличитель что ли у тебя плохо настроен?» А я печатал не точкой, как надо, а через матовое стек ло, как все любители, поэто му резкость и скрадывалась. Барков, конечно, мне очень помогал. И другие тоже — Лидия Кузнецова, Сергей Воронин, Лев Гельдерман. Учили меня, ругали. А сей час ругают больше, чем тог да. Смешно? А вообще-то, правильно делают. — Конечно, правильно, по тому что большего от тебя хотят. Ты в клубе-то вон как «вырос». Персональные выставки, медали на между народных конкурсах. Только и успевай поздравлять. ВАЛЕРИЙ СЕМАКОВ! «Вез фотографии, как без моря» Знаешь, сколько я пленок в рейсе отщелкал! Весь эки паж раз по пять снял. И как шкерят, и на мостике, и в машине. Только за одним следил, чтобы не позирова ли. А когда рыбакам во время работы позировать? Сам я во вкус вошел. Мне было очень интересно. Р е бята дельфина в сети пой мали — я в рубахе на мо роз выскочил. А как рыбаки тянут сети на роликах! Вол на рвет сети обратно, маши на не справляется, а моря ки — руками — все же вы тягивают эту сеть. А в ней — 8 0 0—900 килограммов рыбы. И волна! Напряжение нечеловеческое! А азарт! Кто кого: ты волну или она тебя. Вот в этом рейсе я и по нял, что надо фотографиро вать людей, они здесь глав ное, а не какие-то там сверх- естественные закаты и штор мы. Как бы я все это от снял сейчас! И техника луч ше, и опыт есть. А тогда мельчил, делал в основном общий план. На палубе-то не разбежишься, все работа ют, приходилось с рубки сни мать, сверху. Н о'все равно, когда отпе чатал да потом по телеви зору свои работы увидел, был очень доволен. — Так именно с этого времени ты стал серьезно за ниматься фотографией? — До серьезной фотогра фии далеко было. А тогда так, время от времени, де лал репортажи в газету, на телевидение. Примерно раз в год. С «Рыбным Мурма- ном» сотрудничал. Даже в журнале «Рыбное хозяйст во» мои снимки на обложке печатали. Мне, понимаешь, просто интересно было пока зать людям, как мы работа ем в море. И все. Я всегда внимательно смотрел работы «на фотоконкурс», сравни вал свои и чужие. И чув ствовал, что на 100 процен тов, как эти конкурсные, не тяну. Но снимал-то много. На верное, руку набил. Или глаз, как правильно? Однаж ды случайно попал в ДК имени Кирова на выставку фотоклуба «Мурманск». Долго смотрел. Опять же сравнивал. И как-то понял, что по смыслу мои негати вы не хуже, только вот с ка чеством печати слабовато. Так я и пришел в клуб. — То есть стал учени — Точно. Мне клуб так много дал! Я когда был нЗ. берегу, ждал среды. Бегом в клуб бежал, честно! Какиё там люди у нас, творческие, увлеченные! Они меня и ви деть по-особому научили, и печатать, и ретушировать. Вез клуба я бы варился в собственном соку. Так и де лал бы в основном снимки для семейного альбома да для друзей моряков. А клуб дал мне выход на союзную арену, потом на междуна родную. Но главное, конечно, общение внутри клуба. Ат мосфера сама. Теплая, дру жеская, заинтересованная... Вот пример: я был в море, а ребята прислали телеграм му: «Поздравляем. «Два по коления» получил золотую медаль в Англии». Ух, как я обрадовался! И тоже в ответ телеграмму: мол, это за слуга всего коллектива, вы мне помогли. И это не от ветная любезность, правда. Я искренне так думаю. — «Два поколения» — это старый саам с внуком? Он у нас публиковался, да? Помнится, этот снимок, по мимо английской, много дру гих наград завоевал. — Точно. И во Франции, и в Сингапуре. А сказать, сколько я его делал? Не по веришь! Три года! Я тогда первый раз поехал с клубом в Ловозеро, тундра меня по корила. И среди этой тундры живут люди. Ходят в мали цах — дети, старики. Стари ки еще жили чуть ли не в чумах, а дети — в совре менных девятиэтажках. Мне так хотелось показать ста рое поколение с новым. Жизнь прожитую и жизнь начинающуюся. Деда и вну ка. Они как раз сидели на санях оленьей упряжки. И у них были такие улыбки! Я пленки две отщелкал. А про явил — и только один кадр мне понравился. Три года я доводил его до ума. Пред ставляешь? — Не очень. Даже совсем не представляю. Как это ф и года убить на один снимок? — Убить? Знаешь, какое удовольствие я от работы получаю! Вот, помнишь, сни мок «Метель», там, где сне гоходы сквозь вихри снега продираются? — Помню, конечно. У ме ня дома висит первый вари ант. — Ну, первый — совсем не то. А последний видела, который «Золотую фото- йринцессу» завоевал? Отли чаются ведь? А знаешь, что было вначале? Обычный сни мок с Праздника Севера. Снегоходы впереди, а фо ном — дома, люди в углу. Снегоходы вроде хорошие, динамичные, азарт борьбы чувствуется, а не играет сни мок... 'Я месгщй два его кру тил и так, и эдак... Людей убрал, потом с домами раз делался. Опять не то — бе лый фон, мертвый. А тогда я взял и впечатал их в об лака. Получилась буйная метель. — Монтаж? — Да, монтаж. А чего ты так скептически? Думаешь, монтаж — это легко? Да с ним столько возни! И ма териал нужен соответствую щий, и техника. Чтоб ни кто не догадался, что это — монтаж. И чтобы стиль был единый, и световая гамма. В общем, это и творчество, и ремесло. Монтаж как тако вой себя' не искоренит, что бы ни говорили скептики. Потому что снимок , может быть хорошим, а облаков на нем не хватает. Вмонтирую облака, и. та же фотография заиграет, запоет. — Валерий, а что тебе интереснее всего снимать? — Bcel Точно, я не шучу. И людей, и пейзажи, и... да все! Вот я когда в отпуск еду, то беру с собой вещей больше, чем жейа. Аппара тов наших несколько штук (у меня нет японской опти ки), светофильтры, объекти вы, пленки. И снимаю, сни маю, снимаю. Ухожу куда- нибудь в горы один... — А как на это смотрит жена? — По-всякому. Но могу сказать, что мои фотографи ческие дела не идут вразрез с семейными отношениями. Дом я в лабораторию не превращаю — печатаю в клубе. Жена не против. И привыкла, и понимает. Ино гда даже помогает. То назва ние к снимку придумает, то покритикует за дело. Я ведь всю жизнь ходил в море. Снимать-то там можно, а печатать — как? Поэтому, как только уходил в отпуск или на отгулы, полностью отдавался фото графии. Целыми днями про падал в клубе. Жена утром на работу, а я — в клуб. Она уже знает, что меня до ночи оттуда не вытащить, так и поесть соберет, и тер мос с собой даст. Я так и работаю без перерыва до полуночи. — Пока ты ходил в море, естественно, у тебя снимки были морские. Теперь ушел на берег. А как же рыбац кая тема, любимая, как ты говорил? — Так и останется люби мой. У меня, знаешь, сколь ко негативов, которые я не то что не печатал — не разбирал!? А может, та.м зо лотые кадры? Рыбацкая те ма — трудная. Вот выйдет корреспондент в море на не делю, что он там увидит? А когда ты постоянно рабо таешь, с людьми общаешь ся... Вам, береговым, инте ресно смотреть морские пей зажи. А как передать на бумаге пену или волну? В шторм прижмешься к рубке, чтобы моряков за работой снять, а через тебя — вол на. Попробуй, сфотографи руй! В солнечную же пого ду нащелкаешь веселых мо ряков, улыбки, трал краси вый с рыбой. На берегу и подумают: что им там не ра ботать, вон какая красота! Вот я и хочу на фотографи ях передать тяжесть рыбац кого труда. Именно тяжесть. Конечно, можно снять чело века в форме, с биноклем на фоне моря... — А ты смог бы отка заться от фотографии? Во обще не снимать? — Нет. Нет. Она меня так же втянула, как море. — Но с морем ты все же попрощался. Теперь твоя работа на берегу. — Это — вынужденно. А знаешь, как я расставал ся со своим судном? Сделал ремонт, сдал. И вдруг по чувствовал, как пусто и гул ко на душе. Будто у меня нет дома. Будто я с женой разошелся. Сегодня зашел на свой СРТ, на котором восемь лет отходил. Сердце, ве ришь, кровью обливалось. Я ведь каждый болтик там знаю. И вот люди, мои то варищи, идут в море, а я остаюсь. Никак це .могу по верить. что берег теперь —* навсегда... А ты говоришь «от фото графии отказаться». Как же я ее брошу? В негативах, которые с моря остались, — моя жизнь. Нет, без фото графии мне — как без моря. Беседу вела Н. НЕЧАЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz