Рыбный Мурман. 1985 г. Июнь.

'--*т - ~~ Безопасность мореплавания 1. Дни Рыбонасос вышел из строя. Был и второй, но он провалялся в сырости го­ да два и проку от него — что кильке от зонтика. «Сой­ дет», — решил, видимо, кто- то, благословляя корабль в рейс... Улов из- «кошелька» при­ шлось дочерпывать капле- ром — металлическим обру­ чем, обтянутым делью. Ус­ пели «выловить» из невода тонн около десяти. ...Саша Васильев и Борис Долханов при подсушке, не­ вода держали привязку, Ни­ колай Бодякин крепил ее к стяжному тросу. Шквал за­ хватил врасплох. Ветер выр­ вал из рук привязку. Палец Бодякина попал между нею и тросом. Матрос охнул. Кто-то чертыхнулся. Кто-то стал «выступать» на тему о том, что собственная жизнь дороже. Оставшуюся часть улова выпустили в море. Было 8 февраля, 14 часов 15 минут. Шквал сделал свое дело и угомонился. Случившееся восприняли как эпизод. Не имеющий последствий эпизод. До полной загрузки в трюм «недолили» около 50 тонн мойвы. Этот факт позже встанет первым в ряду с другими неприятностями. Передали штормовое пре­ дупреждение, Готовились к непогоде основательно, не­ суетливо. В пиллерсах трех перегородок рыбного трюма закрепили заборочные доски, задраили люк, Невод взя­ ли на борт, закрепили, как подобает, и пошли к плавбазе «Григорий Лысен­ ко», чтобы сдать пострадав­ шего Бодякина. Около 9 вечера матрос перешел на плавбазу. На «Саку» остались 23 челове­ ка. Ночь приблизила горизонт на расстояние вы тянутой руки. М окры й снег. М окры й ветер. М окры й лед. Холодная, тяж е­ лая северная волна. Под ко ­ раблем. Над кораблем. Н икто не знал тогда, что непогода взяла их в осаду не на час, не на два — на бесконечно долгие дни. Бесилось море. Но чем доль­ ше длилась неистовая блока­ да, тем собранней становились м оряки. Опасность сближала людей. Меньше стало н ен уж ­ ны х эмоций. На стареньком траулере воля, разум, м у ску ­ лы, нервы спаялись в единый сплав. И это помогло вы стоять в те долгие дни, каж ды й из которы х смело м ог прирав­ ниваться к месяцу. Ш торм овались 8 , 9, 10, 11 февраля. Носом — на волну. Волей — на победу. Верили в удачу. Верили в траулер. Ве­ рили в себя. А главны е испы тания были еще впереди. 11 февраля в 9 часов 30 минут заметили резкое уве­ личение крена на правый борт. Звонок громкого боя — общесудовая тревога. Че­ рез десять минут боцман A. Б. Баширов с матросами открыли рыбный трюм. Там плавали три поломанные, вылетевшие из пиллерсов заборочные доски перего­ родок. Рыба стала сбиваться в пульпу и перетекать на правый борт. Снова задра­ или люк, но не так тща­ тельно, как подобало: ветер бушевал со скоростью бо­ лее 20 метров в секунду, волны заливали палубу. К полудню крен увеличил­ ся до 15 градусов. Капитан B. П. Рябинин принимает решение избавиться от нево­ да. Это была двадцатитон­ ная глыба льда, прочно, по- штормовому закрепленная на кошельковой палубе. Боцман А. Б. Баширов, старший мастер лова В. Д. Зибаров, мастер лова Ю. Ф. Ильченко сумели освободить концы, крепящие невод. Обморозили пальцы рук, но об этом пришлось попро­ сту забыть — невод по- прежнему невозможно было сдернуть с места. Запусти­ ли все, какие возможно, на­ сосы, водой стали «рых­ лить» лед. Уже выкинули сливную часть, плавякорь, а дальше дело не шло. Решение — свалиться лагом через пра­ вый борт. И тогда невод по­ шел. И одновременно трау­ лер догнала такая волна, что судно по фальштрубу ушло под воду. Под воду ушли и трое смельчаков... Волна прошла, моряки от­ плевались от морской воды и продолжали дело. Невод выложили по вол- нам, обрубили концы. Крен уменьшился до 8 градусов. Передышка. Вой ветра, стоны кораб­ ля, попавшего на наковаль­ ню моря, обледенение. Сна- «Корабль», «Чайка», РЛС «Донец», щит навигацион­ ных огней. Синяки и шишки не в счет. Связаться с суда­ ми можно было только по аварийной радиостанции «Плот». Но в первую очередь сле­ довало заделать иллюмина­ тор. Нашли фанерный щит. Это была Доска почета. Луч» шие люди корабля еще раз встали на пути волн. 3.10. «Саку» вышел на связь. 3.40. РМБ «Северодвинск» С помощью линемета со второй попытки на «Саку» передал радиостанцию «При­ чал». Мост восстановили. Рассказ второго Ш турмана А . С. Лаврентьева: — В два ночи вызвал на о ко л ку льда палубную ком ан. ду; боцмана Баширова, матро­ сов Брахнова, Баркова, Василь­ ева, Долханова. В 4 Часа в борьбу с вязким льдом вклю ­ чилась вся команда, Букваль» НО через пять минут 1 после Околки снастИ ейоВь «толсте- — Осторожности вам... «Северодвинск», приго­ товьте прожектора, спасатель­ ные плоты в открытом виде. (Тревожные, напряженные минуты молчания). — Я — Мурманск-1. Даю настройку. У нас три пере­ датчика. Один, два, три, че­ тыре... Четыре, три,- два, один... — Как слышите, «Кин­ гисепп»? Доловите обста­ новку. —. Подошли вплотную. 8 часов 20 минут. — Подали один носовой конец. Крен большой. По­ года очень тяжелая, ложить­ ся в дрейф, думаю, не сле­ дует. (Паузы. Нервы. Сейчас бы ре здесь, не на берегу быть, а там,- там...), — Радист, информируйте. ■-г-: На мостике кроме к а­ питана никого нет, — Самая главная задача —■ снять людей. Главная. «2 ФЕВРАЛЯ 1985 ГОДА В 10 ЧАСОВ 28 МИНУТ (ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ) В БА­ РЕНЦЕВОМ МОРЕ ЗАТОНУЛ СРТ-0213 «СА­ КУ» МЕЖКОЛХОЗНОЙ БАЗЫ РЫБОЛОВ­ НОГО ФЛОТА МУРМАНСКОГО РЫБАК- КОЛХОЗСОЮЗА. чала медленное, потом все более интенсивное... Счет пошел на часы. 2. Часы 11 февраля. 13 часов 30 минут. На берегу создан штаб по оказанию помощи «Саку». 19.45. Все плавбазы и низкобортные суда стягива­ ются в район штормования «Саку». «Сергей Василисин» — в двух кабельтовых, «Се­ веродвинск» — в полутора милях, «Виктор Кингисепп» — в шести милях, скорость — пять узлов. В 20.00 он выходит на связь. Замести­ тель начальника «Севрыб- холодфлота» по мореплава­ нию А. А. Лукин, взявший на плавбазе бразды правле­ ния в свои руки, получает рекомендацию штаба — го­ товиться к швартовке с траулером. 20.40. «Сергей Васили­ син» дает прогноз погоды в районе «Саку». Ночью, ут­ ром ветер 17—22 метра в секунду, волна на море 4—5 метров. Температура 8 — 12 градусов. Быстрое обледенение судов. Обмен информацией с «Саку» велся через более мощные радиостанции плав­ баз, которые все стянулись в координаты беды, все го­ товы были прийти на по­ мощь. 22.35. В штаб пришло со­ общение с РМБ «Северо­ двинск»: «Нет связи с МИ-0213 «Саку»... Радио­ мост оборвался. Рассказ капитана «Саку»: — Закончился вечерний ра­ диосовет, поработали еще с у ­ дам на пеленг, чтобы д ерж а­ лись поближе. И тут волна заходит. Ч увствую — врежет. Успел повернуться спиной... Третьего пом ощ ника В. А. Чу- вашова поранило осколкам и стекла. Я стою в шубе, ш апка почему-то в р у ка х , и не пой­ му, откуда и скр ы : из глаз или из приборов. И первая мысль: «Потеря связи...» В рулевой рубке выбило лобовое окно правого борта, залило радиостанции УКВ ли» втрое. Работали кто р м онтаж ны х поясах, кто про­ сто обвязывался веревкой. Почти невозм ож но было до­ браться до полубака — сбива­ ла волна. Но ухитрялись. Спиной о ком ингс, ногами о носовую мачту. Сбитых вол­ ной поднимали, тогда на по­ лубак шел следующий. 4.10. Зашедшей волной в гармошку собрало брезент с горловины трюма № 2 (рыбного). Вода стала по­ ступать в трюм. Боцман и матросы ава­ рийной партии пытались за­ вести новый брезент, рас­ править «гармошку». Но вода и ветер хозяйничали на па­ лубе. Попытки оказались безуспешными. Пальцы ни­ чего уже не чувствовали. И под мокрой одеждой согре­ валась вода... 6.25. На берег сообщили о полном затоплении трюма № 2. Крен 17— 18 градусов. 6.50. На плавбазу «Вик­ тор Кингисепп» дано указа­ ние о снятии людей с тер­ пящего бедствие судна. 8.00. Крен «Саку» — 20 градусов. Дело решали минуты. 3. Минуты Диалог «берег — море»: — Подготовьте побольше людей, плотики, сетки... — Ставим кранцы, гото­ вим плотики. — «Северодвинск», по­ смотрите рыбий жир, ма­ шинное масло, чтобы сгла­ дить волнение. — Боюсь, что не полу­ чится. Не успеем. «Кинги­ сепп» уже идет на швартов­ ку. — «Василисин», «Кинги­ сепп», «Северодвинск», связь держите постоянно. — Дистанция 2 кабельто­ вых. Заходим на швартовку. — Каким курсом швар­ туетесь? — На 110 градусов. Бу­ дем придерживаться его и держаться, чтобы ~ ветерок дул слева. Подходим толч­ ками на среднем и малом ходу. Где «Саку» стоит? В какой части? — В центральной части под четвертым трюмом. — Снимите людей и не­ медленно заваливайтесь в дрейф. — Очень крутая волна. Нельзя в дрейф... 8.29. Подняты три чело­ века. 8.50. Подняты 21 человек. На борту остались капитан и старший механик. Оста­ новлен главный двигатель. 8.55. Подняты капитан и старший механик. 9.00. Диалог «берег — море»: — Крен растет, крен 30 градусов. — «Кингисепп», подумай­ те, как закрепить судно Создать аварийную партию — Крен постоянно увели чивается. Опасаемся посы лать людей на судно. Руб ка ложится на воду. Я не могу его держать у борта. 9.10. Плавбаза отошла от СРТ «Саку». Крен 4 0—45 градусов, дифферент на нос 10 градусов. Через 3 0—40 минут судно легло на пра­ вый борт с креном около 80 градусов, увеличился диф­ ферент на нос и оголился винт. 10.28. С дифферентом 6 0—70 градусов СРТ по­ грузился в воду и затонул. (Остаточная стоимость — 26 тысяч 544 рубля. Общие убытки от кораблекруше­ ния — 167619 рублей 55 копеек). В самые трудные минуты вновь, в который уже раз, волна с головой накрывала боцмана Баширова, рыбмас- тера Пономарева, матросов Долханова и Брахнова. А они ловили концы, подавае­ мые с плавбазы. Их надо было поймать и закрепить на кнехтах. От этого зависе­ ла жизнь. Они закрепили. Рыбаки «Саку» от всей души благодарят всех, кто принимал участие в их спа­ сении. И особенно — коман­ ду «Кингисеппа». Арбуз и виноградина в бушующем море — так можно сравнить габариты этих двух судов. И моряки «Кингисеппа» сумели осто­ рожно прижаться к «вино­ градине». Это был Маневр. Высший пилотаж. Назовем людей поименно. Третий помощник капитана О. А. Моня: шла его вахта. Рыбообработчик П. М. Метлев: находился на верх­ ней палубе для оказания помощи терпящим бедствие. Электрорадионави г а т о р Ю. П. Посунько: техническая запись всех радиоперегово­ ров. Главный механик В. Н. Вагин и его служба: опти­ мальный ход судна. Главный технолог В. В. Прокофьев: первая аварий­ ная дополнительная партия в районе четвертого трюма. Сменный технолог В. А. Мороз: пересадка с неподго­ товленной площадки кормо­ вой надстройки «Саку». Начальник радиостанции Н. И. Савицкий: радиосвязь С Мурманском. Матросы первого класса В. М. Митрофанов, С. А. Маслов, А. П. Деев, М. И. Амелькин, В. М. Овсянни­ ков, В. А. Шейко, А. П. Кранцевич, А. В. Кирниц- кий, В. И. Рязанцев, плот­ ник И. А. Захаров, рыбооб- работник Р. М. Гаджиев — все они были верны законам морского братства... 4. Послесловие Люди были спасены. В экстремальной ситуации они оказались на высоте поло­ жения. И все-таки четырехднев­ ное штормование, гибель судна — это в большой ме­ ре тот случай,- когда внача­ ле трудности создавались, а потом коллективы, команды, экипажи их героически пре­ одолевали. Ведь будь на «Саку»,' как это и положе­ но, исправньГе насосы, в са­ мую тяжелую минуту можно было пожертвовать малым: выкачать улов и спасти ко­ рабль. Если бы экипажу даже через «не могу» удалось за­ драить рыбный трюм как подобает, закрепить клинь­ ями, он не был бы залит водой... Аварийные ситуации были вызваны не только непого­ дой, но и нарушением экипа­ жами инструкции по перевоз­ ке мойвы наливом. Вот «избранные места» из приказа № 98 по ВРПО «Севрыба»: «...Случаи несоблюдения данной и нстр укц и и были за­ ф иксированы на восьми из тринадцати д р у ги х проверен­ н ы х судов... Члены ф лотских ком иссий по проверке готовности судов отнеслись к вы полнению своих обязанностей безответственно. Грубые ош ибки в работе были допущ ены руководством промраиона... ...В процессе оказания помо­ щи МИ-0213 выяснилось, что плавбазы насосами ОРНЭП-200 не оборудованы, а на плавба­ зе «Виктор Кингисепп» ПУР находился в неисправном со­ стоянии. Не в достаточном ко ­ личестве суда уком плектованы инструм ентом для окол ки льда... Трюмные брезенты на судах типа СРТ большей ча­ стью приш ли в негодность или не соответствую т ГОСТу...» Дальше следуют «оргвы­ воды». Жесткие, с перечис­ лением многих фамилий. Крушение корабля стало и сокрушительным ударом по беспечности, безала­ берности, самоуспокоенно­ сти. Стихии всегда должны противостоять порядок и ор­ ганизованность. В. МИЛЮТИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz