Рыбный Мурман. 1985 г. Июнь.

• XXV II съезду КПСС-достойную встречу! Он улыбчив. Но улыб- на разная, в зависимо* сти от темы разговора. То застенчивая («Ну что Ж, давайте попробую написать»), то горькая («Современным требова­ ниям отвечает один-един- ственный станок в цехе, работающ ий на токе вы ­ сокой частоты»), то лас­ товая («Вот он, этот станок»). На судоверфи А нато­ лий Иванович Долгов трудится двадцать два года. Последние одинна­ дцать — бригадир. И это, если хотите, тож е ш три х к портрету... СЛОВО — ПЕРЕДОВИКУ ! И тогда мы берем зубило... Трубопроводчик — слож­ нейшая специальность. Мы должны знать не только устройство каждого узла на судне, по и всего корабля. Насосы, гидравлику... Долго говорить, это целая паука. Трубы разного диаметра, назначения и конфигурации. Ну и, естественно, они ло­ маются, портятся, ржавеют. Мы их чиним. Как? Трубопроводное дело, если рассматривать его механи­ зацию, па всех заводах страны примерно одинаковое, на одном уровне. Не у всех есть трубогибочный станок, работающий на токе высокой частоты. У нас он есть. Соз­ дали его работники судовер­ фи своими силами. На обык­ новенных наших станках работа более трудоемкая. Там надо брать заготовку, отрезать, набивать песком. Чтоб не лопнула. и таким образом загибать. А на этом... Смотрите, как плавно и послушно принимает тру­ ба нужную форму. Коэффициент использо­ вания оборудования по цеху составляет 76,2 процента. Это хорошая цифра. И пусть не покажется она странной при тех простоях, о которых я сейчас расскажу. Очень эффективно у нас использу­ ются ванны для цинкования. Цикл работ не прекращает­ ся ни на час, далее если к а­ кая-нибудь из ванн находит­ ся в ремонте. За счет их-то коэффициент и высок. С успехом работает усо­ вершенствованная печь для обжига — гордость цеха. Паши механики добились включения в план по по­ ставкам оборудования на 1987 год токарных и свер­ лильных станков... Давайте пройдемся по цеху. Видите, парень сидит ря­ дом с механической плитой и ждет, когда труба перепи- лится. Эта пила — устарев­ ший обрезной станок. Но он работает, потому что... сто­ ят усовершенствованные станки, работающие на ар­ мированном круге (диско­ вые). На месяц бригаде вы­ дают пять таких дисков. А надо бы сто или, на худой конец, пятьдесят. Мы эти круги быстро расходуем и беремся за ножовку. А усо­ вершенствованные станки стоят. Пошли дальше. Вот тур- бомашпна для зачистки Труб. Слабенькая она. В том Смысле, что часто ломается. Посмотрим, как на этот раз. Сломана. Подшипники поле­ тели. а запчастей, конечно, нет. Что делаем в таких слу­ чаях? Верем зубило, напиль­ ник и зачищаем трубы вруч­ ную. А вот новые станки, но мы на них так и Не работа­ ли, Не нужны они цеху ока­ зались. И этот фланцепро­ точный, и резьбонарезной. Около двух лет так и стоят. А рядом с ними — ванны для химической обработки труб. Они предназначаются для участка дефектации. Практически же участка нет, но задуман. Зачем он ну­ жен? Для экономии труб. У нас ведь как делается? Пи­ шет заказчик: «Заменить fTo метров трубопровода». Мы берем н заменяем. А старые трубы — на лом. А там не все надо бы списы­ вать. Значительная часть еще может послужить. Уча­ сток дефектации труб для того и предназначен, чтобы распознавать — какие еще годны, а какие уже нет. Тру­ бы с судна привезли бы в цех, выбраковали, а осталь­ ные подвергли бы химиче­ ской обработке. И снова — на судно. Какая экономия была" бы! Нам бы побыстрее этот участок в строй ввести. Но... Ванны привезли, а фундамент для них не готов. Полгода ремонтно-строи­ тельный цех не может его сделать. Сами видите, пу­ стует площадка. Обидно. II в стенде для гидравли­ ческого испытания труб что- то разладилось. Технологи обещали исправить, но, ви­ димо, верна пословица, что обещанного три года ждут. В связи с этим особо хочу подчеркнуть — очень слабое у нас инженерно-техническое обеспечение. Станки подолгу в ремонте. Если и сделают усовершенствование, то опять какую-нибудь мелочь не продумают. А в резуль­ тате станки, не приносят ожидаемого эффекта. Это относится и к дисковому отрезному, и к станку для отворачивания и подрыва шпинделей штуцерной арма­ туры. А «обновы», о кото­ рых я уже упоминал? Как напали в цех станки, цеху ненужные? По ошибке? Случайно? Ведь где-то в них нуждаются. Не хочется, чтобы созда­ лось впечатление, что у пас все плохо. Не все, конечно. Но слабых сторон хватает. А потому работа предстоит большая. Надо еще доби­ ваться, чтобы ни один ста­ нок не простаивал, чтобы каждый использовался по назначению и с пользой для общества. А. ДОЛГОВ, бригадир бригады слеса- рей-трубопроводчиков объ­ единения «Мурманская су­ доверфь». Новое дело “ ■ Морская форелевая ферма Б ы т ь х о з я и н о м , «ОТКУДА ДРОВИШКИ!» — ЗАДАЮ Т ЖИТЕЛИ ОТДАЛЕННЫХ СЕЛ ТЕРСКОГО БЕРЕГА ЭТОТ ВОЛНУЮЩИЙ ИХ Немаловажный вопрос 14 июня 1985 года Впервые в Заполярье ор­ ганизована база выращива­ ния форели в морских ус­ ловиях. Сотрудники отдела главного рыбовода объеди­ нения «Мурманрыбпром » быбрали для этого подходя­ щую губу Баренцева моря: она защищена сопками от ледяного дыхания Арктики, температурный и гидрологи­ ческий режим отвечает тре­ буемым параметрам. Снача­ ла были установлены понто­ ны с садками, укомплекто­ ван штат сотрудников бу- дущей фермы. " Недавно с рыбозавода «Имандра» от­ правились специальные ма­ шины с мальками радужной форели. Затем «новоселов» поместили в трюмы живо­ рыбных судов. Следует заметить, что, по исследованиям учены х, 100 - граммовая форель хорош о пе­ реносит переселение из прес­ ной воды в м орскую . Однако рыбоводы Заполярья решили произвести адаптацию молоди: постепенно, в течение 8 часов пути в трюм с рыбой подава­ ли м орскую воду, и перед при­ бытием к месту назначения мальки плавали в мореной во­ де. Адаптация прошла успеш ­ но. Предполагается получить н * новой товарной ферме от 3 до 5 тонн радуж ной форели. В будущем здесь м ож но будет получать десятки тонн ценной деликатесной рыбы. Аналогичные фермы хо­ рошо зарекомендовали себя в Прибалтике, где рыбаки- колхозники получают с них довольно высокие «урожаи». Однако в суровых условиях Заполярья осуществить за ­ думанное нелегко. Тем не менее благополучное пере­ селение молоди радужной форели вселяет надежду. Наш корр. Всю долгую зиму основной и самой тяжелой работой для рыбаков-колхозников остается заготовка и вывозка леса. Прав­ да, иногда после шторма при­ бьет южный ветер «кругляк» с Архангельского берега. И здерж ­ ки, так сказать, молевого спла­ ва наших соседей. Но не подоб­ ные «подачки» всерьез рассчиты­ вать не приходится. Тем более варзужанам, чье село обстоит от моря на несколько десятков ки ­ лометров вверх по заповедной реке-красавице. На территории Варзугского ры- бозаказника не то что лес валить, а грйбы-то собирать по закону не положено. Вот и увеличивает­ ся год от года путь-дорожка от делянки до села, а вместе с ней растет себестоимость одного ку ­ бометра колхозных дров: 20 руб. 48 копеек в 1983-м, а в минув­ шем — 23 рубля 98 копеек. В то время как предприятия райцент­ ра, покупая лес на дрова, расхо­ дуют рубля по четыре за «ку­ бик». Есть в Умбе преуспевающая контора под вывеской «райтоп». Только вот районной ее никак не назовешь. Правильно было бы сказать «постоп», так как она обеспечивает дровами лишь ум- бян. Кстати, в Североморской пригородной зоне и в Кольском районе сумели «завязать» колхо­ зы на местных «топах». Очередь, наверное, за терчанами. Иначе придется рыбакам-колхозникам чуть ли не каждый будний зим ­ ний день вновь направляться на «лесоразработки». Это — один ответ на постав­ ленный в заголовке статьи воп­ рос. Есть и второй. Ежегодно молочнотоварная и свиноводче­ ская фермы Варзуги потребляют 1200—1700 кубометров дров. Как считают специалисты, топки на животноводческих фермах кол- хоза вполне мож но переделать под уголь (надо только сменить колосники). А в перспективе не так сложно вообще переобору­ довать их под дизтопливо. Конечно, вряд ли крестьянин захочет отказаться от русской пе­ чи в избе или своей баньки у реки с запасом сухих березовых дровишек. Что ж, дело хозяй­ ское. А вот различные служеб­ ные помещения (их на селе не так и мало!) нужно переводить на уголек. И третий возможный ответ не вопрос «Откуда дровишки?» Их можно взять в Малой Пирь-губе Белого моря, где каж дую зиму вмерзают в лед сотни хлыстов — «кругляк», который не успевают выбрать после сплава по Умбе. И гниет он в самом центре по­ селка, на виду у всех. Тонет, пор­ тится. А что если трем колхозам сообща купить у леспромхоза этот лес и летом отбуксировать его к себе — 200 километров вдоль берега не так и далеко. Помочь в этом деле могут парт­ неры по межколхозной коопера­ ции и Мурманский рыбакколхоз- союз. Где-нибудь у той же Вар­ зуги на побережье поставить ле­ сопилку — не только дрова, но и стройматериалы будут. Все три пути, три возможных ответа на вопрос «Откуда дро­ вишки?» не так просты, как ка­ жется поначалу. И все же в ре­ шении этой немаловажной для рыбаков-колхозников Терского берега проблемы надо идти от здравого смысла, а не от ведом­ ственных или местнических инте­ ресов. В. ГЕОРГИ, наш корр. Мурманск — г. Варзуга — пос. Умба — Мурманск. Проблемы управления «...Все упирается в необходи­ мость серьезного улучшения управления, хозяйственного ме­ ханизма в целом». Из материалов апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. Договору Что надо предпринять, чтобы рыбацкий конвейер — Мурман­ ский судообрабатывающий комплекс (МСК) действовал беспе­ ребойно? И самое главное: как избежать простоев судов в пор­ ту? Тема эта не сходит' со страниц еженедельника. Достаточно напомнить крупные публикации прошлого года: «Договору — точку опоры» ("Л? 8), Непростая арифметика простоев» (№ 11), «В поисках точки опоры» (Л* 25), «Не откладывать в долгий ящик» (ЛЬ 33), «С учетом предложенного» (№ 40). II в ны­ нешнем году проблеме ликвидации простоев судов уделялось большое внимание. В Частности, решением ВРПО «Севрыба» создан новый орган — группа по координации работы предприя­ тий МСК («РМ» ,\® 5, 1985). Как оке обстоят дела сегодня? Предлагаем вашему вниманию беседу нашего корреспондента Инны БЕРЕЗЮК с ведущим инженером ЦПКТБ Г. М. СУХИХ, который возглавляет группу по исследованию состояния взаимо­ увязанного планирования работы МСК. __П ЕННАДИИ МИХАИЛОВИЧ, 1 почти год назад вы вы ­ ступали в нашей газете со статьей, в которой речь шла о несовершенстве системы эконом ического управления процессом обработки судов в порту. Предлагались и к о н ­ кретны е меры для соверш ен­ ствования работы ры бацкого конвейера — К сожалению, сегодня мало что изменилось. По оперативным данным смен­ но-суточного планирования работы порта, только в апре­ ле флоты потеряли 95,8 су- до-суток лишь при обработке судов в порту. Причин не­ мало. Например, внеплано­ вый приход: ждали 27, а встретили 53 судна, из них 11 — «по зеленой», то есть первоочередные на выгруз­ ку- — у ка ко го флота наиболь­ шее количество «лишних» пр и ­ ходов? — В Мурманском трало­ вом флоте" вместо четырех подошли 10 крупнотоннаж­ ных судов, в «Мурманрыб- проме» — 8 «лишних». — Естественно, одновремен­ но обработать стольно судов невозможно. Значит, увеличи­ вается время простоев и на портовинов ложится большая нагрузка. — Конечно, в апреле в порту была напряженная об­ становка: предполагалось по­ ступление 63,1 тысячи тонн пищевой продукции, а фак­ тически доставлено 130,7 тысячи тонн (с переходящим остатком с марта) — вдвое больше ожидаемого. Но сле­ дует заметить, что со СВО­ ИМ планом порт справился успешно. В апреле на большое скоп­ ление судов у причалов по­ влияли объективные причи­ ны. Однако главным обстоя­ тельством, из-за которого траулеры и транспорты про­ стаивают у причалов, явля­ ется все-таки некачественное изготовление рыбопродукции. Отсюда стопроцентное сер­ тифицирование и вытекаю­ щие из него последствия. — Геннадий М ихайлович, из­ вестно, что при малейшей по- пы тке «выяснения отнош е­ ний» см еж ники энергично к и ­ вают д руг на друга, а свою вину категорически отрицаю т. — Виноватых мы с вами искать не будем, потому что каждое предприятие болеет за СВОИ план (хотя в судо­ обрабатывающем комплексе такого быть не должно). Для примера: в апреле 66 про­ центов непроизводительных потерь времени при обработ­ ке в порту составляли про­ стои из-за отсутствия ваго­ нов. (Повторюсь: данные оперативные, так что могут быть изменения, но неболь­ шие.) Дело в том, что флоты, сообщая «Севрыбсбы- ту» об объеме продукции для перевозки его железно­ дорожным транспортом, за­ низили эту цифру: «Севрыб- холодфлот» — на 14 тысяч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz