Рыбный Мурман. 1985 г. Июнь.
• XXV II съезду КПСС-достойную встречу! Он улыбчив. Но улыб- на разная, в зависимо* сти от темы разговора. То застенчивая («Ну что Ж, давайте попробую написать»), то горькая («Современным требова ниям отвечает один-един- ственный станок в цехе, работающ ий на токе вы сокой частоты»), то лас товая («Вот он, этот станок»). На судоверфи А нато лий Иванович Долгов трудится двадцать два года. Последние одинна дцать — бригадир. И это, если хотите, тож е ш три х к портрету... СЛОВО — ПЕРЕДОВИКУ ! И тогда мы берем зубило... Трубопроводчик — слож нейшая специальность. Мы должны знать не только устройство каждого узла на судне, по и всего корабля. Насосы, гидравлику... Долго говорить, это целая паука. Трубы разного диаметра, назначения и конфигурации. Ну и, естественно, они ло маются, портятся, ржавеют. Мы их чиним. Как? Трубопроводное дело, если рассматривать его механи зацию, па всех заводах страны примерно одинаковое, на одном уровне. Не у всех есть трубогибочный станок, работающий на токе высокой частоты. У нас он есть. Соз дали его работники судовер фи своими силами. На обык новенных наших станках работа более трудоемкая. Там надо брать заготовку, отрезать, набивать песком. Чтоб не лопнула. и таким образом загибать. А на этом... Смотрите, как плавно и послушно принимает тру ба нужную форму. Коэффициент использо вания оборудования по цеху составляет 76,2 процента. Это хорошая цифра. И пусть не покажется она странной при тех простоях, о которых я сейчас расскажу. Очень эффективно у нас использу ются ванны для цинкования. Цикл работ не прекращает ся ни на час, далее если к а кая-нибудь из ванн находит ся в ремонте. За счет их-то коэффициент и высок. С успехом работает усо вершенствованная печь для обжига — гордость цеха. Паши механики добились включения в план по по ставкам оборудования на 1987 год токарных и свер лильных станков... Давайте пройдемся по цеху. Видите, парень сидит ря дом с механической плитой и ждет, когда труба перепи- лится. Эта пила — устарев ший обрезной станок. Но он работает, потому что... сто ят усовершенствованные станки, работающие на ар мированном круге (диско вые). На месяц бригаде вы дают пять таких дисков. А надо бы сто или, на худой конец, пятьдесят. Мы эти круги быстро расходуем и беремся за ножовку. А усо вершенствованные станки стоят. Пошли дальше. Вот тур- бомашпна для зачистки Труб. Слабенькая она. В том Смысле, что часто ломается. Посмотрим, как на этот раз. Сломана. Подшипники поле тели. а запчастей, конечно, нет. Что делаем в таких слу чаях? Верем зубило, напиль ник и зачищаем трубы вруч ную. А вот новые станки, но мы на них так и Не работа ли, Не нужны они цеху ока зались. И этот фланцепро точный, и резьбонарезной. Около двух лет так и стоят. А рядом с ними — ванны для химической обработки труб. Они предназначаются для участка дефектации. Практически же участка нет, но задуман. Зачем он ну жен? Для экономии труб. У нас ведь как делается? Пи шет заказчик: «Заменить fTo метров трубопровода». Мы берем н заменяем. А старые трубы — на лом. А там не все надо бы списы вать. Значительная часть еще может послужить. Уча сток дефектации труб для того и предназначен, чтобы распознавать — какие еще годны, а какие уже нет. Тру бы с судна привезли бы в цех, выбраковали, а осталь ные подвергли бы химиче ской обработке. И снова — на судно. Какая экономия была" бы! Нам бы побыстрее этот участок в строй ввести. Но... Ванны привезли, а фундамент для них не готов. Полгода ремонтно-строи тельный цех не может его сделать. Сами видите, пу стует площадка. Обидно. II в стенде для гидравли ческого испытания труб что- то разладилось. Технологи обещали исправить, но, ви димо, верна пословица, что обещанного три года ждут. В связи с этим особо хочу подчеркнуть — очень слабое у нас инженерно-техническое обеспечение. Станки подолгу в ремонте. Если и сделают усовершенствование, то опять какую-нибудь мелочь не продумают. А в резуль тате станки, не приносят ожидаемого эффекта. Это относится и к дисковому отрезному, и к станку для отворачивания и подрыва шпинделей штуцерной арма туры. А «обновы», о кото рых я уже упоминал? Как напали в цех станки, цеху ненужные? По ошибке? Случайно? Ведь где-то в них нуждаются. Не хочется, чтобы созда лось впечатление, что у пас все плохо. Не все, конечно. Но слабых сторон хватает. А потому работа предстоит большая. Надо еще доби ваться, чтобы ни один ста нок не простаивал, чтобы каждый использовался по назначению и с пользой для общества. А. ДОЛГОВ, бригадир бригады слеса- рей-трубопроводчиков объ единения «Мурманская су доверфь». Новое дело “ ■ Морская форелевая ферма Б ы т ь х о з я и н о м , «ОТКУДА ДРОВИШКИ!» — ЗАДАЮ Т ЖИТЕЛИ ОТДАЛЕННЫХ СЕЛ ТЕРСКОГО БЕРЕГА ЭТОТ ВОЛНУЮЩИЙ ИХ Немаловажный вопрос 14 июня 1985 года Впервые в Заполярье ор ганизована база выращива ния форели в морских ус ловиях. Сотрудники отдела главного рыбовода объеди нения «Мурманрыбпром » быбрали для этого подходя щую губу Баренцева моря: она защищена сопками от ледяного дыхания Арктики, температурный и гидрологи ческий режим отвечает тре буемым параметрам. Снача ла были установлены понто ны с садками, укомплекто ван штат сотрудников бу- дущей фермы. " Недавно с рыбозавода «Имандра» от правились специальные ма шины с мальками радужной форели. Затем «новоселов» поместили в трюмы живо рыбных судов. Следует заметить, что, по исследованиям учены х, 100 - граммовая форель хорош о пе реносит переселение из прес ной воды в м орскую . Однако рыбоводы Заполярья решили произвести адаптацию молоди: постепенно, в течение 8 часов пути в трюм с рыбой подава ли м орскую воду, и перед при бытием к месту назначения мальки плавали в мореной во де. Адаптация прошла успеш но. Предполагается получить н * новой товарной ферме от 3 до 5 тонн радуж ной форели. В будущем здесь м ож но будет получать десятки тонн ценной деликатесной рыбы. Аналогичные фермы хо рошо зарекомендовали себя в Прибалтике, где рыбаки- колхозники получают с них довольно высокие «урожаи». Однако в суровых условиях Заполярья осуществить за думанное нелегко. Тем не менее благополучное пере селение молоди радужной форели вселяет надежду. Наш корр. Всю долгую зиму основной и самой тяжелой работой для рыбаков-колхозников остается заготовка и вывозка леса. Прав да, иногда после шторма при бьет южный ветер «кругляк» с Архангельского берега. И здерж ки, так сказать, молевого спла ва наших соседей. Но не подоб ные «подачки» всерьез рассчиты вать не приходится. Тем более варзужанам, чье село обстоит от моря на несколько десятков ки лометров вверх по заповедной реке-красавице. На территории Варзугского ры- бозаказника не то что лес валить, а грйбы-то собирать по закону не положено. Вот и увеличивает ся год от года путь-дорожка от делянки до села, а вместе с ней растет себестоимость одного ку бометра колхозных дров: 20 руб. 48 копеек в 1983-м, а в минув шем — 23 рубля 98 копеек. В то время как предприятия райцент ра, покупая лес на дрова, расхо дуют рубля по четыре за «ку бик». Есть в Умбе преуспевающая контора под вывеской «райтоп». Только вот районной ее никак не назовешь. Правильно было бы сказать «постоп», так как она обеспечивает дровами лишь ум- бян. Кстати, в Североморской пригородной зоне и в Кольском районе сумели «завязать» колхо зы на местных «топах». Очередь, наверное, за терчанами. Иначе придется рыбакам-колхозникам чуть ли не каждый будний зим ний день вновь направляться на «лесоразработки». Это — один ответ на постав ленный в заголовке статьи воп рос. Есть и второй. Ежегодно молочнотоварная и свиноводче ская фермы Варзуги потребляют 1200—1700 кубометров дров. Как считают специалисты, топки на животноводческих фермах кол- хоза вполне мож но переделать под уголь (надо только сменить колосники). А в перспективе не так сложно вообще переобору довать их под дизтопливо. Конечно, вряд ли крестьянин захочет отказаться от русской пе чи в избе или своей баньки у реки с запасом сухих березовых дровишек. Что ж, дело хозяй ское. А вот различные служеб ные помещения (их на селе не так и мало!) нужно переводить на уголек. И третий возможный ответ не вопрос «Откуда дровишки?» Их можно взять в Малой Пирь-губе Белого моря, где каж дую зиму вмерзают в лед сотни хлыстов — «кругляк», который не успевают выбрать после сплава по Умбе. И гниет он в самом центре по селка, на виду у всех. Тонет, пор тится. А что если трем колхозам сообща купить у леспромхоза этот лес и летом отбуксировать его к себе — 200 километров вдоль берега не так и далеко. Помочь в этом деле могут парт неры по межколхозной коопера ции и Мурманский рыбакколхоз- союз. Где-нибудь у той же Вар зуги на побережье поставить ле сопилку — не только дрова, но и стройматериалы будут. Все три пути, три возможных ответа на вопрос «Откуда дро вишки?» не так просты, как ка жется поначалу. И все же в ре шении этой немаловажной для рыбаков-колхозников Терского берега проблемы надо идти от здравого смысла, а не от ведом ственных или местнических инте ресов. В. ГЕОРГИ, наш корр. Мурманск — г. Варзуга — пос. Умба — Мурманск. Проблемы управления «...Все упирается в необходи мость серьезного улучшения управления, хозяйственного ме ханизма в целом». Из материалов апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. Договору Что надо предпринять, чтобы рыбацкий конвейер — Мурман ский судообрабатывающий комплекс (МСК) действовал беспе ребойно? И самое главное: как избежать простоев судов в пор ту? Тема эта не сходит' со страниц еженедельника. Достаточно напомнить крупные публикации прошлого года: «Договору — точку опоры» ("Л? 8), Непростая арифметика простоев» (№ 11), «В поисках точки опоры» (Л* 25), «Не откладывать в долгий ящик» (ЛЬ 33), «С учетом предложенного» (№ 40). II в ны нешнем году проблеме ликвидации простоев судов уделялось большое внимание. В Частности, решением ВРПО «Севрыба» создан новый орган — группа по координации работы предприя тий МСК («РМ» ,\® 5, 1985). Как оке обстоят дела сегодня? Предлагаем вашему вниманию беседу нашего корреспондента Инны БЕРЕЗЮК с ведущим инженером ЦПКТБ Г. М. СУХИХ, который возглавляет группу по исследованию состояния взаимо увязанного планирования работы МСК. __П ЕННАДИИ МИХАИЛОВИЧ, 1 почти год назад вы вы ступали в нашей газете со статьей, в которой речь шла о несовершенстве системы эконом ического управления процессом обработки судов в порту. Предлагались и к о н кретны е меры для соверш ен ствования работы ры бацкого конвейера — К сожалению, сегодня мало что изменилось. По оперативным данным смен но-суточного планирования работы порта, только в апре ле флоты потеряли 95,8 су- до-суток лишь при обработке судов в порту. Причин не мало. Например, внеплано вый приход: ждали 27, а встретили 53 судна, из них 11 — «по зеленой», то есть первоочередные на выгруз ку- — у ка ко го флота наиболь шее количество «лишних» пр и ходов? — В Мурманском трало вом флоте" вместо четырех подошли 10 крупнотоннаж ных судов, в «Мурманрыб- проме» — 8 «лишних». — Естественно, одновремен но обработать стольно судов невозможно. Значит, увеличи вается время простоев и на портовинов ложится большая нагрузка. — Конечно, в апреле в порту была напряженная об становка: предполагалось по ступление 63,1 тысячи тонн пищевой продукции, а фак тически доставлено 130,7 тысячи тонн (с переходящим остатком с марта) — вдвое больше ожидаемого. Но сле дует заметить, что со СВО ИМ планом порт справился успешно. В апреле на большое скоп ление судов у причалов по влияли объективные причи ны. Однако главным обстоя тельством, из-за которого траулеры и транспорты про стаивают у причалов, явля ется все-таки некачественное изготовление рыбопродукции. Отсюда стопроцентное сер тифицирование и вытекаю щие из него последствия. — Геннадий М ихайлович, из вестно, что при малейшей по- пы тке «выяснения отнош е ний» см еж ники энергично к и вают д руг на друга, а свою вину категорически отрицаю т. — Виноватых мы с вами искать не будем, потому что каждое предприятие болеет за СВОИ план (хотя в судо обрабатывающем комплексе такого быть не должно). Для примера: в апреле 66 про центов непроизводительных потерь времени при обработ ке в порту составляли про стои из-за отсутствия ваго нов. (Повторюсь: данные оперативные, так что могут быть изменения, но неболь шие.) Дело в том, что флоты, сообщая «Севрыбсбы- ту» об объеме продукции для перевозки его железно дорожным транспортом, за низили эту цифру: «Севрыб- холодфлот» — на 14 тысяч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz