Рыбный Мурман. 1985 г. Июнь.
• Идеологическая работа • ЧЕМ ЖИВЕШЬ, ПОМПОЛНТ? СЕГОДНЯ НАШ СОБЕ СЕДНИК — ПЕРВЫЙ ПО МОЩНИК КАПИТАНА ТР «ХИБИНСКИЕ ГОРЫ» Ю. П. ШЕВЧЕНКО. — Юрий Петрович, вы давно работаете первым по мощником капитана? — Восьмой год. Раньше ходил старшим механиком. Но работа с людьми меня всегда привлекала. Да и тог дашний секретарь парткома Иван Михайлович Березин настойчиво предлагал сме нить специальность. Помню, все твердил: «Пойми же, де лать «исправными» людей гораздо важнее, чем маши ны. Конечно, в зарплате по теряешь, но, уверен, тебе будет интересно и подход к людям найти сможешь...». Решил попробовать, поду мал, воспитали же мы с же ной дочку и сына, и, ка жется, неплохо воспитали. А ведь хороший экипаж — это тоже семья. — И, как во всякой семье, люди здесь разного возрас та, интересов, а значит, и в работе с ними есть свои особенности. — Конечно, но когда лю ди заняты общим делом, этого особо не чувствуется, все едины. Взять, например, нашу электромеханическую службу. Ребята здесь моло дые, а у электромеханика Василия Родионовича Овсян никова за плечами не только тысячи морских миль, но и долгие дороги войны. И все зке, несмотря на разницу в возрасте, и немалую, он все гда в окружении молодежи. И дело тут, думаю, не толь ко в том, что работу свою отлично знает. «Хибинские горы» — судно постройки 1964 года, некоторые ходят на нем с первого рейса, а значит, поучить молодых любят. А те тоже считают порой, что уже все знают. Вот тут и важно, будут ли старшие учить или же по учать. Мы стараемся поболь ше молодежи доверять. Появилась у нас, напри мер, новая специальность — водитель автопогрузчика. Новая она, конечно, для на шего судна, а не вообще. Погрузка-то у нас была пол ностью ручная. Теперь с по мощью технических служб флота мы переходим на ме ханизированную. Так вот, специальность во дителя автопогрузчика осва ивают в основном ребята молодые. От их работы во многом план зависит, зна чит, и условия им получше создаем. Немного у нас кают двухместных, но все эти ре бята в них живут. Поворча ли поначалу наши старички, но вскоре поняли, что справедливо это, ведь рабо тают ребята что надо. В рейсе важно, чтобы каж дый чувствовал свою необхо димость. Порой просто ста* скоро в экипаж «вписался». Я ведь сюда, да «Хибинские горы», перешел в 1980-м с «Демьяна Коротченко». Здесь до меня долго один помполит ходил, а после него что ни рейс, то новый. Вот и меня приняли пона чалу как временного. Долго пришлось доби ваться того, чтобы люди ко мне пошли и о деле погово рить, и, как говорится, «в жилетку поплакаться». На пример, из этого рейса мы порядком задержались. Слы шим по радио, что «Хибин ские горы» в порт сегодня приходят, а мы в это время совсем в обратную сторону, к -плавбазе, идем.' И каждый, конечно же, представляет, как его сейчас там, в Мур манске, ждут, к кому-то лю- ОВЫБОРЕНЕ ЖАЛЕ! рапие человека надо подме тить, и, что особенно важно, после какого-то срыва. Ведь как часто бывает: допустил человек оплошность — сра зу заметят и хулы не по жалеют. А начал исправлять ся — не всегда поддержат. Лично я считаю, что одна похвала, своевременная и за дело, десятка понуканий стоит. Получил, например, у нас молодой рыбак заме чание, причем довольно серьезное, — темнее тучи хо дит. Подошел к нему как-то, посмотрел, как работает: вроде бы и нормально, все как надо делает, но без на строения. «Смотри-ка, — говорю, — наловчился уже, получается, как у заправ ского рыбака». Приятно пар ню, хоть вида и не подает. — Настроение человека, конечно же, в работе дело не последнее, особенно ког да речь идет о работе в мо ре. Вы заговорили о психо логическом климате в кол лективе — одной из глав ных забот помполита. — Хорошо, когда люди улыбаются друг другу. Для меня, например, немаловалс- но то, что многие ребята, у которых нет семей, остаются на время стоянки жить на судне. Мы заказываем места в ДМО, по им просто здесь привычнее, да и спокойно у нас, чисто. Вот сидим мы с вами сейчас в кают-комна- нии —■цветы кругом, шторы чистенькие на окнах, пиани но (хоть, признаться, не на страивали его давненько), игры настольные. Приходят сюда люди посидеть, пого ворить. А если они друг друга не избегают, не зна ют, что такое каюту свою, уходя, на ключ запирать, — разве это не важно? По-моему, в воспитатель ной работе главное поста раться в каждом доброе раз глядеть, не делить коллек тив раз и навсегда на пло хих и хороших. Не бывает людей «однозначных». Не буду же я, например, гово рить человеку: «Нелюдимый ты, мол. Если тебе больно, откройся людям и легче бу дет». Надо помочь ему вой ти в коллектив. Помню, за- конфликтовали как-то в од ном из рейсов в машинной команде. Показалось челове ку, что зря к нему придира ются. Зашел он ко мне, рас сказал все, побеседовали. Разобрались во всем, чело век и успокоился. Я понял потом, надо было ему, что бы его ■выслушали, — рас сказал все, и ослабилась эта «психологическая накрутка». Сам, помню, не больно-то ди самые родные издалека прилетели. Какое тут на строение может быть у эки пажа. А у нашего Толи Масленникова, молодого матроса, как говорится, и совсем душа не на месте — день регистрации брака, загсом назначен ный, в море провел. Пришли в порт — невеста его встретила, все, как пола гается. А тут еще загвозд ка — нельзя его по всем правилам на берег отпус тить, пока вся рыбопродук ция плавбазой не сдана. И все же пошли нам навстре чу, дали парню замену. С двумя важными в жизни событиями — вступлением в партию и созданием семьи —• весь экипаж Толю поздравил. Как видите, круг забот очень широк. — А если конкретнее? — Подбор кадров, оформ ление отходов, приходов, обеспечение стоянок в ин- портах — это, так сказать, чисто производственные. Д а лее; как мы уже говорили, воспитание, вернее, организа ция воспитания, то есть за бота моя помочь комсоставу работать с людьми. Па пер вом помощнике и организа ция всех видов учебы, куль турно-массовая работа. — Если можно, немного подробнее о последней. — Много свободного вре мени у нас не бывает, проб лемы, куда бы его деть, нет. Ежедневно демонстрируются кинофильмы, кстати, «не старше» 1980 года. Киноме ханик наш судовой Анато лий Евгеньевич Китайгород ский об этом заботится. Сво ими силами бассейн соору дили. Есть финская банька, спортивная площадка — со ревнования по волейболу, на стольному теннису прово дим. Многие ребята учатся заочно — им бы еще где время подзанять. Вот с са модеятельностью пока не по лучается — нет энтузиастов этого дела. Да и еще одна проблема. — у нас есть му зыкальные инструменты, тре бующие ремонта, а то и спи сания. Да дело это очень непростое. Ведь чтобы спи сать, надо, чтобы мастер их осмотрел, а его на судно не дозовешься. Почему бы в рыбном порту, может, сила ми флотов не открыть фи лиал мастерской, чтобы там могли нам помочь с ремон том музыкальных инстру ментов и теле-, радиоаппа ратуры. Так что, как видите, за бот хватает. И все же о выборе не жалек). Беседу вела Ю. КРАСЬКО. Учатся секретари В управлении тралового флота прошел семинар сек ретарей партийных организа ций и первых помощников ка питанов. Тема семинара «Проблемы идейно-политиче ского, трудового и нравст венного воспитания трудящих ся в деятельности партийных организаций в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС». Перед слушателями высту пили заведующий отделом пропаганды Октябрьского райкома КПСС Г. В. Степахно, начальник отдела по работе с моряками загранплавания И. М. Морозов, юрисконсульт управления флота М. А. Алиев. Опытом работы поделились первые помощники капитанов: ПСТ «Зеленокумск» — В. Н. Кейдан-Коцин и БМРТ «За- волжск» — И. А. Леонад. Год завершен Партком объединения «Мур манская судоверфь» подвел итоги учебного года в системе политического и экономиче ского образования. В минувшем учебном году в объединении действовали 35 школ партийной и 18 ком со мольской учебы, 95 экономи ческих школ. Впервые рабо тала школа партийно-хозяй ственного актива. 3 ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Слушатели школ партийно комсомольской сети изучали курсы «Основы политэконо мии», «Развитой социализм: проблемы теории и практики», «Моральный кодекс строителя коммунизма». Всего в системе политиче ского и экономического об разования обучались 4014 человек. В обсуждении вопроса уча ствовали заместитель заведую щего Дома политического про свещения обкома КПСС Н. С. Быстроумова, секретари пар тийных организаций объедине ния, члены методического со вета при кабинете политпро свещения. Производству— четкин ритм «О мерах по улучшению работы Мурманского судо обрабатывающего комплекса» — такой вопрос обсудили ком мунисты рыбного порта на со стоявшемся заседании пар тийного комитета. Особое внимание уделе но проблемам ускорения по грузки и выгрузки судов, со хранности продукции, точному и полному выполнению дву сторонних договоров экипа жей судов и бригад портови ков. \ ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ... Честь страны ...В одном из инпортов на - борт БМРТ «Кольский» подня лись двое. Англичане, офице ры флота. Гости, прямо ска жем, не совсем обычные. Но — гости, и экипаж принял их с обычным для наших моря ков дружелюбием. Один из первых вопросов, заданных визитерами, чрезвычайно уди вил рыбаков: — Правда ли, что на каж дом советском судне, транс портном, рыболовном, есть ракетные установки? — Простите, откуда у вас такие данные? — Это данные нашей печати, — ответил один из англичан, — Я специально при ехал из Бирмингема... Офицеров провели по суд ну, и те, как специалисты, соб ственными глазами убедились в наличии лишь промыслового вооружения у наших рыба ков. Недоразумение (вернее, кле вета) рассеялось самым эле ментарным образом. Завяза лась беседа. Моряки, первый помощник капитана ответили на все вопросы англичан. За вершилась эта встреча, как и должно быть, обычным чело веческим взаимопониманием. И наши парни не удивились, когда при отходе «Кольского» на берегу стояли местные жи тели и приветливо махали р у ками: «Счастливого плавания, русские!» Не всеми посетителями со ветских судов движет любо знательность, желание узнать правду о нашей стране. Иные пытаются навязать русским парням свою «правду». С завидным постоянством встречает каждое советское судно в одном из портов на Фарерах господин Питер, мис сионер. Миссионеры, как из вестно, обращают язычников и безбожников в свою веру. Господин Питер успешно со вмещает религиозное рвение с антисоветским. День за днем он пытается навязать морякам соответствующую «литературу». Рьяного миссио нера не смущают ни отменно вежливые, но скептические улыбки «безбожников», ни по рой откровенный хохот. На стойчив господин Питер, на стойчив. Может быть, его не оставляет мыслишка: «А вдруг кто-то соблазнится и что-нибудь прилипнет к ру кам?» Не прилипает. А госпо дин Питер стал среди рыбаков своеобразной достопримеча тельностью. Как Русалка а Копенгагене, Тауэр в Лондоне. Более чем любознательность двигала, очевидно, тремя ино странцами, посетившими БМРТ «Памир». Их страшно заинте ресовала сетевая, которую они попытались вскрыть. Вах та (а посетители проникли на судно не по трапу — с ко р мы) быстро обнаружила не званых визитеров. Матрос Жабин и штурман Верхотуров направились к незнакомцам. Один из них, не дождавшись встречи, спрыгнул в поджи давший катерок. Кстати, у Жабина это не первая встреча с «любозна тельными» иностранцами. В том же порту на него было совершено хулиганское напа дение. Видимо, хотели изучить реакцию советского моряка. А она у Жабина (как и у всей группы) оказалась отменной. Инцидента, как такового, не произошло, рыбаки вернулись на судно. Случаи, приведенные в этой статье, разные по своему ха рактеру, но отметим: каждый раз, сталкиваясь с проявлени ем чужой идеологии, морали, советские моряки прекрасно понимают, что о Родине будут судить по их поведению. В. БАШИН, инспектор отдела по работе е моряками загранплавания М урманского траяозого флота. РЫБНЫЙ МУРМДН 14 июня 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz