Рыбный Мурман. 1985 г. Июнь.

• Идеологическая работа • ЧЕМ ЖИВЕШЬ, ПОМПОЛНТ? СЕГОДНЯ НАШ СОБЕ­ СЕДНИК — ПЕРВЫЙ ПО­ МОЩНИК КАПИТАНА ТР «ХИБИНСКИЕ ГОРЫ» Ю. П. ШЕВЧЕНКО. — Юрий Петрович, вы давно работаете первым по­ мощником капитана? — Восьмой год. Раньше ходил старшим механиком. Но работа с людьми меня всегда привлекала. Да и тог­ дашний секретарь парткома Иван Михайлович Березин настойчиво предлагал сме­ нить специальность. Помню, все твердил: «Пойми же, де­ лать «исправными» людей гораздо важнее, чем маши­ ны. Конечно, в зарплате по­ теряешь, но, уверен, тебе будет интересно и подход к людям найти сможешь...». Решил попробовать, поду­ мал, воспитали же мы с же­ ной дочку и сына, и, ка­ жется, неплохо воспитали. А ведь хороший экипаж — это тоже семья. — И, как во всякой семье, люди здесь разного возрас­ та, интересов, а значит, и в работе с ними есть свои особенности. — Конечно, но когда лю­ ди заняты общим делом, этого особо не чувствуется, все едины. Взять, например, нашу электромеханическую службу. Ребята здесь моло­ дые, а у электромеханика Василия Родионовича Овсян­ никова за плечами не только тысячи морских миль, но и долгие дороги войны. И все зке, несмотря на разницу в возрасте, и немалую, он все­ гда в окружении молодежи. И дело тут, думаю, не толь­ ко в том, что работу свою отлично знает. «Хибинские горы» — судно постройки 1964 года, некоторые ходят на нем с первого рейса, а значит, поучить молодых любят. А те тоже считают порой, что уже все знают. Вот тут и важно, будут ли старшие учить или же по­ учать. Мы стараемся поболь­ ше молодежи доверять. Появилась у нас, напри­ мер, новая специальность — водитель автопогрузчика. Новая она, конечно, для на­ шего судна, а не вообще. Погрузка-то у нас была пол­ ностью ручная. Теперь с по­ мощью технических служб флота мы переходим на ме­ ханизированную. Так вот, специальность во­ дителя автопогрузчика осва­ ивают в основном ребята молодые. От их работы во многом план зависит, зна­ чит, и условия им получше создаем. Немного у нас кают двухместных, но все эти ре­ бята в них живут. Поворча­ ли поначалу наши старички, но вскоре поняли, что справедливо это, ведь рабо­ тают ребята что надо. В рейсе важно, чтобы каж­ дый чувствовал свою необхо­ димость. Порой просто ста* скоро в экипаж «вписался». Я ведь сюда, да «Хибинские горы», перешел в 1980-м с «Демьяна Коротченко». Здесь до меня долго один помполит ходил, а после него что ни рейс, то новый. Вот и меня приняли пона­ чалу как временного. Долго пришлось доби­ ваться того, чтобы люди ко мне пошли и о деле погово­ рить, и, как говорится, «в жилетку поплакаться». На­ пример, из этого рейса мы порядком задержались. Слы­ шим по радио, что «Хибин­ ские горы» в порт сегодня приходят, а мы в это время совсем в обратную сторону, к -плавбазе, идем.' И каждый, конечно же, представляет, как его сейчас там, в Мур­ манске, ждут, к кому-то лю- ОВЫБОРЕНЕ ЖАЛЕ! рапие человека надо подме­ тить, и, что особенно важно, после какого-то срыва. Ведь как часто бывает: допустил человек оплошность — сра­ зу заметят и хулы не по­ жалеют. А начал исправлять­ ся — не всегда поддержат. Лично я считаю, что одна похвала, своевременная и за дело, десятка понуканий стоит. Получил, например, у нас молодой рыбак заме­ чание, причем довольно серьезное, — темнее тучи хо­ дит. Подошел к нему как-то, посмотрел, как работает: вроде бы и нормально, все как надо делает, но без на­ строения. «Смотри-ка, — говорю, — наловчился уже, получается, как у заправ­ ского рыбака». Приятно пар­ ню, хоть вида и не подает. — Настроение человека, конечно же, в работе дело не последнее, особенно ког­ да речь идет о работе в мо­ ре. Вы заговорили о психо­ логическом климате в кол­ лективе — одной из глав­ ных забот помполита. — Хорошо, когда люди улыбаются друг другу. Для меня, например, немаловалс- но то, что многие ребята, у которых нет семей, остаются на время стоянки жить на судне. Мы заказываем места в ДМО, по им просто здесь привычнее, да и спокойно у нас, чисто. Вот сидим мы с вами сейчас в кают-комна- нии —■цветы кругом, шторы чистенькие на окнах, пиани­ но (хоть, признаться, не на­ страивали его давненько), игры настольные. Приходят сюда люди посидеть, пого­ ворить. А если они друг друга не избегают, не зна­ ют, что такое каюту свою, уходя, на ключ запирать, — разве это не важно? По-моему, в воспитатель­ ной работе главное поста­ раться в каждом доброе раз­ глядеть, не делить коллек­ тив раз и навсегда на пло­ хих и хороших. Не бывает людей «однозначных». Не буду же я, например, гово­ рить человеку: «Нелюдимый ты, мол. Если тебе больно, откройся людям и легче бу­ дет». Надо помочь ему вой­ ти в коллектив. Помню, за- конфликтовали как-то в од­ ном из рейсов в машинной команде. Показалось челове­ ку, что зря к нему придира­ ются. Зашел он ко мне, рас­ сказал все, побеседовали. Разобрались во всем, чело­ век и успокоился. Я понял потом, надо было ему, что­ бы его ■выслушали, — рас­ сказал все, и ослабилась эта «психологическая накрутка». Сам, помню, не больно-то ди самые родные издалека прилетели. Какое тут на­ строение может быть у эки­ пажа. А у нашего Толи Масленникова, молодого матроса, как говорится, и совсем душа не на месте — день регистрации брака, загсом назначен­ ный, в море провел. Пришли в порт — невеста его встретила, все, как пола­ гается. А тут еще загвозд­ ка — нельзя его по всем правилам на берег отпус­ тить, пока вся рыбопродук­ ция плавбазой не сдана. И все же пошли нам навстре­ чу, дали парню замену. С двумя важными в жизни событиями — вступлением в партию и созданием семьи —• весь экипаж Толю поздравил. Как видите, круг забот очень широк. — А если конкретнее? — Подбор кадров, оформ­ ление отходов, приходов, обеспечение стоянок в ин- портах — это, так сказать, чисто производственные. Д а­ лее; как мы уже говорили, воспитание, вернее, организа­ ция воспитания, то есть за­ бота моя помочь комсоставу работать с людьми. Па пер­ вом помощнике и организа­ ция всех видов учебы, куль­ турно-массовая работа. — Если можно, немного подробнее о последней. — Много свободного вре­ мени у нас не бывает, проб­ лемы, куда бы его деть, нет. Ежедневно демонстрируются кинофильмы, кстати, «не старше» 1980 года. Киноме­ ханик наш судовой Анато­ лий Евгеньевич Китайгород­ ский об этом заботится. Сво­ ими силами бассейн соору­ дили. Есть финская банька, спортивная площадка — со­ ревнования по волейболу, на­ стольному теннису прово­ дим. Многие ребята учатся заочно — им бы еще где время подзанять. Вот с са­ модеятельностью пока не по­ лучается — нет энтузиастов этого дела. Да и еще одна проблема. — у нас есть му­ зыкальные инструменты, тре­ бующие ремонта, а то и спи­ сания. Да дело это очень непростое. Ведь чтобы спи­ сать, надо, чтобы мастер их осмотрел, а его на судно не дозовешься. Почему бы в рыбном порту, может, сила­ ми флотов не открыть фи­ лиал мастерской, чтобы там могли нам помочь с ремон­ том музыкальных инстру­ ментов и теле-, радиоаппа­ ратуры. Так что, как видите, за ­ бот хватает. И все же о выборе не жалек). Беседу вела Ю. КРАСЬКО. Учатся секретари В управлении тралового флота прошел семинар сек­ ретарей партийных организа­ ций и первых помощников ка­ питанов. Тема семинара «Проблемы идейно-политиче­ ского, трудового и нравст­ венного воспитания трудящих­ ся в деятельности партийных организаций в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС». Перед слушателями высту­ пили заведующий отделом пропаганды Октябрьского райкома КПСС Г. В. Степахно, начальник отдела по работе с моряками загранплавания И. М. Морозов, юрисконсульт управления флота М. А. Алиев. Опытом работы поделились первые помощники капитанов: ПСТ «Зеленокумск» — В. Н. Кейдан-Коцин и БМРТ «За- волжск» — И. А. Леонад. Год завершен Партком объединения «Мур­ манская судоверфь» подвел итоги учебного года в системе политического и экономиче­ ского образования. В минувшем учебном году в объединении действовали 35 школ партийной и 18 ком со­ мольской учебы, 95 экономи­ ческих школ. Впервые рабо­ тала школа партийно-хозяй­ ственного актива. 3 ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Слушатели школ партийно­ комсомольской сети изучали курсы «Основы политэконо­ мии», «Развитой социализм: проблемы теории и практики», «Моральный кодекс строителя коммунизма». Всего в системе политиче­ ского и экономического об­ разования обучались 4014 человек. В обсуждении вопроса уча­ ствовали заместитель заведую­ щего Дома политического про­ свещения обкома КПСС Н. С. Быстроумова, секретари пар­ тийных организаций объедине­ ния, члены методического со­ вета при кабинете политпро­ свещения. Производству— четкин ритм «О мерах по улучшению работы Мурманского судо­ обрабатывающего комплекса» — такой вопрос обсудили ком ­ мунисты рыбного порта на со­ стоявшемся заседании пар­ тийного комитета. Особое внимание уделе­ но проблемам ускорения по­ грузки и выгрузки судов, со­ хранности продукции, точному и полному выполнению дву­ сторонних договоров экипа­ жей судов и бригад портови­ ков. \ ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ... Честь страны ...В одном из инпортов на - борт БМРТ «Кольский» подня­ лись двое. Англичане, офице­ ры флота. Гости, прямо ска­ жем, не совсем обычные. Но — гости, и экипаж принял их с обычным для наших моря­ ков дружелюбием. Один из первых вопросов, заданных визитерами, чрезвычайно уди­ вил рыбаков: — Правда ли, что на каж­ дом советском судне, транс­ портном, рыболовном, есть ракетные установки? — Простите, откуда у вас такие данные? — Это данные нашей печати, — ответил один из англичан, — Я специально при­ ехал из Бирмингема... Офицеров провели по суд­ ну, и те, как специалисты, соб­ ственными глазами убедились в наличии лишь промыслового вооружения у наших рыба­ ков. Недоразумение (вернее, кле­ вета) рассеялось самым эле­ ментарным образом. Завяза­ лась беседа. Моряки, первый помощник капитана ответили на все вопросы англичан. За­ вершилась эта встреча, как и должно быть, обычным чело­ веческим взаимопониманием. И наши парни не удивились, когда при отходе «Кольского» на берегу стояли местные жи­ тели и приветливо махали р у­ ками: «Счастливого плавания, русские!» Не всеми посетителями со­ ветских судов движет любо­ знательность, желание узнать правду о нашей стране. Иные пытаются навязать русским парням свою «правду». С завидным постоянством встречает каждое советское судно в одном из портов на Фарерах господин Питер, мис­ сионер. Миссионеры, как из­ вестно, обращают язычников и безбожников в свою веру. Господин Питер успешно со ­ вмещает религиозное рвение с антисоветским. День за днем он пытается навязать морякам соответствующую «литературу». Рьяного миссио­ нера не смущают ни отменно вежливые, но скептические улыбки «безбожников», ни по­ рой откровенный хохот. На­ стойчив господин Питер, на­ стойчив. Может быть, его не оставляет мыслишка: «А вдруг кто-то соблазнится и что-нибудь прилипнет к ру­ кам?» Не прилипает. А госпо­ дин Питер стал среди рыбаков своеобразной достопримеча­ тельностью. Как Русалка а Копенгагене, Тауэр в Лондоне. Более чем любознательность двигала, очевидно, тремя ино­ странцами, посетившими БМРТ «Памир». Их страшно заинте­ ресовала сетевая, которую они попытались вскрыть. Вах­ та (а посетители проникли на судно не по трапу — с ко р ­ мы) быстро обнаружила не­ званых визитеров. Матрос Жабин и штурман Верхотуров направились к незнакомцам. Один из них, не дождавшись встречи, спрыгнул в поджи­ давший катерок. Кстати, у Жабина это не первая встреча с «любозна­ тельными» иностранцами. В том же порту на него было совершено хулиганское напа­ дение. Видимо, хотели изучить реакцию советского моряка. А она у Жабина (как и у всей группы) оказалась отменной. Инцидента, как такового, не произошло, рыбаки вернулись на судно. Случаи, приведенные в этой статье, разные по своему ха­ рактеру, но отметим: каждый раз, сталкиваясь с проявлени­ ем чужой идеологии, морали, советские моряки прекрасно понимают, что о Родине будут судить по их поведению. В. БАШИН, инспектор отдела по работе е моряками загранплавания М урманского траяозого флота. РЫБНЫЙ МУРМДН 14 июня 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz