Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.

Беседа с увлеченным человеком • Два года назад, когда Лора Николаевна Кисенко (а рабо­ тает она заведующей морской конторой кинопроката) впер­ вые услышала об открытии во Дворце культуры и техники им. С. М. Кирова изостудии «Палитра», первая ее мысль была: «А не попробовать ли и мне свои силы?» Следом при­ шла мысль более осторожная и практичная: «В моем возрас­ те учиться рисовать? Не смешно ли?» И вдруг из памяти, той детской и доброй нашей памяти, всплыли слова любимо­ го учителя:* «Дети, помните: чтобы что-то уметь, надо стра­ стно захотеть. И тогда вы все сможете!» Эх, была не была! И она пришла в изостудию. художника - оформителя Сер­ гея Радковича, моряка Ш ами­ ля Магдеева, инженера-кон- струкгора Ольги Паниной. Я понимаю, что это свое­ образная оценка нашего тру­ да. Только мне лично кажет­ ся, что нам до таких выста­ вок и ярмарок еще расти и расти. А как часто с нас требуют: давайте картины! -т; АМ ВСТРЕТИЛА та­ ких я^е, как я, людей, мечтающих научиться рисо­ вать. Возраст у всех разный, опыт и подготовка — тоже. Сережа Радкович, например, когда-то учился в художе­ ственном училище и потому многое уж е умел. Шамиль Магдеев хоть и самоучка, но рисует с детства. А я бы­ л а настоящ ая неумеха. Пет, когда-то в детстве и я лю­ била рисовать, но это же было еще в школе, с тех пор прошло столько лет... Н аку­ пила книг, альбомов, ендела по вечерам дома, пыталась «укротить» карандаш . А он, будто живой, не подчинялся, «не видел» того, что я хоте­ ла изобразить на бумаге. И лишь в студии появилась уверенность: смогу! Там мы начинали с азов. Сначала. как школьники, рисовали кубики, геомет­ рические фигуры, потом сложнее — орнамент. Пом­ ните нашу первую выставку в фойе зрительного зала Дворца? — Отлично помню. II сего­ дня, когда посмотрела ваши новые работы, поняла, как да­ леко все вы шагнули вперед. — Правда? Нет, вы пре­ увеличиваете. Хотя послед­ ние работы Сергея Радкови­ ча, Ирины Ипполитовой, Ш а­ миля Магдеева. Ольги Пани­ ной — они и в самом деле более самостоятельны , ин­ тересны но решению. Но бытует мнение, что любите­ ли не должны стремиться к профессионализму. Но-моему, это не верно. Самодеятель­ ные художники приходят в студию, чтобы научиться рисовать грамотно. Как бы поздно каждый из нас ни сделал этот шаг, он все рав­ но в душе своей стремится к совершенству. — А почему вы все-таки сделали этот шаг и остались в студии? — Сложный вопрос. Во- первых, решила вспомнить свое детское увлечение. Во- вторых, считаю, что человек без увлечения — ущербный в чем-то человек. Он должен что-то постоянно искать, чем- то увлекаться, все равно чем: марками, фотографией, че­ канкой, вязанием, шитьем... Человек должен радость по­ лучать от своей жизни и хоть немного делиться ею с другими. И потом, любое ув­ лечение —' это труд, а он воспитывает характер, воз­ вышает человека в первую очередь над самим собой, А чад тем, каким ты был рань­ ше... — Но ведь вы давно уже увлекались фотографией, не­ ужели этого оказалось мало? Тот оке труд, время, ощущение наполненности жизни... Вы же сами об этом говорили. II я прекрасно помню виши слайды, сделанные после поездок в Индию, Японию, Мексику... — ...Финляндию , Вьетнам, Францию , Португалию. Д а­ нию... Фотографии, отснятые на любимом Шпицбергене. Все это было и осталось. Снимки, слайды помогали мне открывать новые земли, страны для тех, кто их ни­ когда не видел. Ведь я уже тринадцатый год как член общества «Знание». Высту­ пая с лекциями, демонстри­ рую слайды — так зримее, доходчивее воспринимается рассказ. Особенно люблю Л. Н. Кисенко! «Душа обязана трудиться,..» разговаривать с ребятами, сейчас веду школьный лек­ торий «По странам и конти­ нентам» в межсоюзном Двор­ це культуры . Знакомлю де­ тей с нравами, обычаями, экономикой, политикой дру­ гих стран и народов. Но слайды, фотография — это как бы прошедший этап. Ну что здесь от меня особо зависит? Нашла удачный кадр, остальное за тебя тех­ ника доделает. А рисование — это совсем другое. Здесь — постоянное преодоление себя, развитие своих возмож ­ ностей. Отсюда и радости больше. А вообще, я считаю, рисовать может научиться каждый. Только надо очень захотеть. — В любом возрасте? — Конечно. Нет, я не го­ ворю, что в каждом из нас живет Айвазовский или Р е­ пин. Но попытаться изобра­ зить на бумаге окружающий тебя мир способен, мне ду­ мается, каждый. Только на­ до этого «страстно захотеть». — А остальное довершит изостудия? — Помочь здесь могут. Только не всем. Ведь в са­ мом начале нас было гораз­ до больше, а сейчас постоян­ ных студийцев осталось 7 — 10 человек. Не у всех терпения, настойчивости хва­ тило. И потом студия ведь не ставит задачу научить рисо­ вать, как это делает, к при­ меру, художественная школа. Цель «Палитры» — при­ влечь массы к занятию лю ­ бимым делом, выявлять, быть может, и самобытные таланты. Многие пытаются рисовать, но не у всех есть для этого дома условия. А здесь с нами занимаются ху­ дожники - профессионалы. Что бы мы делали без их консультаций, помощи? — Вы довольны своими ус­ пехами? — Нет. Сделано еще очень мало, хвалиться нечем. — Но одна из ваших работ — натюрморт с лимоном — получила на выставке само­ деятельного творчества в Япо­ нии хорошие отзывы, она во­ шла и в каталог. А натюрморт «Грибы» «поедет» на художе­ ственную ярмарку в Москву, которая состоится в дни X II фестиваля молодежи и . сту­ дентов. — Это, конечно, приятно, но не более. И потом не толь­ ко моя картина отобрана в фонд фестиваля. Эго и рабо­ ты электрика «Севрыбхолод- флота» С ергея Цветкова, ра­ ботницы судоремонтного за­ вода Ирины Ипполитовой, — Не-е-е-т. Рисование — это радость для меня. Разве можно с ней так просто рас­ статься?! Как только потеп­ леет, выберемся из нашей тесной мастерской и поедем все вместе на природу. Зн а­ ете, студия — это ведь и об­ щение с людьми. Одному не постичь того, что дает кол­ лектив: опыт друг друга, то­ варищ еская критика,” сове­ ты. Живем мы, кстати, друж ­ но. Вместе праздновали дни рождения. Нет-нет, только за чаем с конфетами. Правда, недавно нас этой радости ли­ шили -— чайник отобрали: можем Дворец сжечь. Смеш­ но, мы ведь взрослые люди. Работаем по шесть часов в студии, а Перекусить, чая, кофе попить негде. — И никогда на столе у вас не появлялась бутылка да­ же сухого вина? — Нет. Мы с самого на­ чала договорились, что у нас сухой закон. Трезвость я во­ обще считаю высшим прояв­ лением человеческого досто­ инства. Да и зачем нам бу­ тылка? Увлечение рисовани­ ем делает нашу ншзнь пол­ нее, насыщеннее. Времени и так не хватает, зачем же А буду тратить его на застолья? Считаю, что любые увлече­ ния, объединения по интере­ сам приносят пользу обще­ ству. Общение с единомыш­ ленниками избавляет челове­ ка от одиночества, позволя­ ет ему найти (может быть, даж е открыть!) себя, воспи­ тывает в нем чувство соб­ ственного достоинства, кото­ рого порой некоторым не хватает, придает уважение к себе, как к личности. Кто спорит, борьба с пьян­ ством — дело необходимое. Только ведь людям, привык­ шим к застольям с вином, нужно предложить что-то другое: начиная со спортив­ ных секций и объединений по интересам и кончая де­ серт-барами с приятным ин­ терьером, где бы можно бы­ ло отдохнуть, послушать му­ зы ку, пообщаться с друзья­ ми за фужером с соком. Да-да! И я верю, что так оно со временем и будет. Побы­ стрее бы только. Лора Николаевна улыб­ нулась и, взглянув на часы, йоспешно поднялась. — Надо бежать. Сегодня мы рисуем с натуры. До свидания. А мы и не умеем картины рисовать. Не научились еще. — Д ва года для начинаю­ щего художника — срок, на­ верное, и в самом деле малень­ кий, чтобы говорить о каких-то серьезных, больших работах. Я. конечно, не специалист, но даже моему непрофессиональ­ ному глазу виден несомненный рост студийцев. Вот и на по­ следней выставке в рыбацком Дворце, посвященной 40-летию Победы, уже можно увидеть портреты, среди них и выпол­ ненные вами. — Портреты — это самое сложное для меня. Освоить искусство портрета — моя цель, мечта. А те работы, которые представлены на вы­ ставке, это лишь подступы к нему: ошибок много. Впро­ чем, как и в натюрмортах. Работать надо, много рабо­ тать. У меня пока все — на вдохновении, настроении. P -раз... А потом сидишь, му­ чаешься, и получается совсем не то, что в душе. — Однако и Врубель писал: «•Вдохновение — порыв стра­ стный неопределенных жела­ ний — есть душевное состоя­ ние, доступное всем...» — Т ак то Врубель! Но, наверное, и ему были близ­ ки муки творчества. И он думал: «К ак это трудно! Как неподатливы краски! Как не­ послушна рука..,» — А может, бросить все? Я СМОТРЕЛА ей вслед и вспоминала слова одной знакомой: «Когда утром или после работы возвращаюсь троллейбу­ сом домой, по привычке вглядываюсь в лици сидящих женщин. На многих кикая-тЬ печать озабоченности, усталости... Но, бывает, встречу взгляд живой, внимательный, чуть озорной и вспоминаю Лору Николаевну Кисенко. Пще при первом нашем знакомстве позавидовала: сколько в ней силы, энергии, целе­ устремленности, интереса к жизни! Не каждому такое дано». Да. действительно не каждому. В наш бурный век разве часто встречаем мы На своем пути характеры атакующие, натуры цельные. Куда привычнее те, кто любит пожаловаться на уста­ лость, неприятности на работе, трудности. Лора Николаевна относится к тем, первым — атакующим... Один из ее принципов: человек может осилить все, нужно только очень захотеть. Не все, конечно, принимают такой принцип. Не все способны на атаку характером. Не все верят в то, что нет непокоряемых вершин, что все они — твои! Как мало мы. еще знаем свои силы и возможности, как порой, привычно скользя по жизненному ру^лу, не требуем с себя большего, как часто ленимся заглянуть в себя и вспомнить: а когда-то и я писал стихи, собирал марки, мечтал построить телескоп, чтобы открыть МОЮ звезду. А ведь рядом подраста­ ют наши дети. Нм бы передать свою старую коллекцию марок, научить выжигать или вышивать. А может, ззять и прочитать чм самые первые стихи, которые написал той, уже совсем за­ бытой девчонке с соседней парты? Боже, как все давно это было... Но есть же «Палитра» и ее студийцы. Они каждым днем сво­ им доказывают: творчеству все возрасты покорны.Надо лишь не поддаваться текучке буден, не позволять гдуше лениться». Пом­ ните, как у Николая Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться II день и ночь, и день и ночь! II жизнь тогда заиграет всеми своими гранями, как и у всея увлеченных людей. Л. ШЕБЕКО. т ш ' u j 5 июля 1985 года f l

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz