Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
Беседа с увлеченным человеком • Два года назад, когда Лора Николаевна Кисенко (а рабо тает она заведующей морской конторой кинопроката) впер вые услышала об открытии во Дворце культуры и техники им. С. М. Кирова изостудии «Палитра», первая ее мысль была: «А не попробовать ли и мне свои силы?» Следом при шла мысль более осторожная и практичная: «В моем возрас те учиться рисовать? Не смешно ли?» И вдруг из памяти, той детской и доброй нашей памяти, всплыли слова любимо го учителя:* «Дети, помните: чтобы что-то уметь, надо стра стно захотеть. И тогда вы все сможете!» Эх, была не была! И она пришла в изостудию. художника - оформителя Сер гея Радковича, моряка Ш ами ля Магдеева, инженера-кон- струкгора Ольги Паниной. Я понимаю, что это свое образная оценка нашего тру да. Только мне лично кажет ся, что нам до таких выста вок и ярмарок еще расти и расти. А как часто с нас требуют: давайте картины! -т; АМ ВСТРЕТИЛА та ких я^е, как я, людей, мечтающих научиться рисо вать. Возраст у всех разный, опыт и подготовка — тоже. Сережа Радкович, например, когда-то учился в художе ственном училище и потому многое уж е умел. Шамиль Магдеев хоть и самоучка, но рисует с детства. А я бы л а настоящ ая неумеха. Пет, когда-то в детстве и я лю била рисовать, но это же было еще в школе, с тех пор прошло столько лет... Н аку пила книг, альбомов, ендела по вечерам дома, пыталась «укротить» карандаш . А он, будто живой, не подчинялся, «не видел» того, что я хоте ла изобразить на бумаге. И лишь в студии появилась уверенность: смогу! Там мы начинали с азов. Сначала. как школьники, рисовали кубики, геомет рические фигуры, потом сложнее — орнамент. Пом ните нашу первую выставку в фойе зрительного зала Дворца? — Отлично помню. II сего дня, когда посмотрела ваши новые работы, поняла, как да леко все вы шагнули вперед. — Правда? Нет, вы пре увеличиваете. Хотя послед ние работы Сергея Радкови ча, Ирины Ипполитовой, Ш а миля Магдеева. Ольги Пани ной — они и в самом деле более самостоятельны , ин тересны но решению. Но бытует мнение, что любите ли не должны стремиться к профессионализму. Но-моему, это не верно. Самодеятель ные художники приходят в студию, чтобы научиться рисовать грамотно. Как бы поздно каждый из нас ни сделал этот шаг, он все рав но в душе своей стремится к совершенству. — А почему вы все-таки сделали этот шаг и остались в студии? — Сложный вопрос. Во- первых, решила вспомнить свое детское увлечение. Во- вторых, считаю, что человек без увлечения — ущербный в чем-то человек. Он должен что-то постоянно искать, чем- то увлекаться, все равно чем: марками, фотографией, че канкой, вязанием, шитьем... Человек должен радость по лучать от своей жизни и хоть немного делиться ею с другими. И потом, любое ув лечение —' это труд, а он воспитывает характер, воз вышает человека в первую очередь над самим собой, А чад тем, каким ты был рань ше... — Но ведь вы давно уже увлекались фотографией, не ужели этого оказалось мало? Тот оке труд, время, ощущение наполненности жизни... Вы же сами об этом говорили. II я прекрасно помню виши слайды, сделанные после поездок в Индию, Японию, Мексику... — ...Финляндию , Вьетнам, Францию , Португалию. Д а нию... Фотографии, отснятые на любимом Шпицбергене. Все это было и осталось. Снимки, слайды помогали мне открывать новые земли, страны для тех, кто их ни когда не видел. Ведь я уже тринадцатый год как член общества «Знание». Высту пая с лекциями, демонстри рую слайды — так зримее, доходчивее воспринимается рассказ. Особенно люблю Л. Н. Кисенко! «Душа обязана трудиться,..» разговаривать с ребятами, сейчас веду школьный лек торий «По странам и конти нентам» в межсоюзном Двор це культуры . Знакомлю де тей с нравами, обычаями, экономикой, политикой дру гих стран и народов. Но слайды, фотография — это как бы прошедший этап. Ну что здесь от меня особо зависит? Нашла удачный кадр, остальное за тебя тех ника доделает. А рисование — это совсем другое. Здесь — постоянное преодоление себя, развитие своих возмож ностей. Отсюда и радости больше. А вообще, я считаю, рисовать может научиться каждый. Только надо очень захотеть. — В любом возрасте? — Конечно. Нет, я не го ворю, что в каждом из нас живет Айвазовский или Р е пин. Но попытаться изобра зить на бумаге окружающий тебя мир способен, мне ду мается, каждый. Только на до этого «страстно захотеть». — А остальное довершит изостудия? — Помочь здесь могут. Только не всем. Ведь в са мом начале нас было гораз до больше, а сейчас постоян ных студийцев осталось 7 — 10 человек. Не у всех терпения, настойчивости хва тило. И потом студия ведь не ставит задачу научить рисо вать, как это делает, к при меру, художественная школа. Цель «Палитры» — при влечь массы к занятию лю бимым делом, выявлять, быть может, и самобытные таланты. Многие пытаются рисовать, но не у всех есть для этого дома условия. А здесь с нами занимаются ху дожники - профессионалы. Что бы мы делали без их консультаций, помощи? — Вы довольны своими ус пехами? — Нет. Сделано еще очень мало, хвалиться нечем. — Но одна из ваших работ — натюрморт с лимоном — получила на выставке само деятельного творчества в Япо нии хорошие отзывы, она во шла и в каталог. А натюрморт «Грибы» «поедет» на художе ственную ярмарку в Москву, которая состоится в дни X II фестиваля молодежи и . сту дентов. — Это, конечно, приятно, но не более. И потом не толь ко моя картина отобрана в фонд фестиваля. Эго и рабо ты электрика «Севрыбхолод- флота» С ергея Цветкова, ра ботницы судоремонтного за вода Ирины Ипполитовой, — Не-е-е-т. Рисование — это радость для меня. Разве можно с ней так просто рас статься?! Как только потеп леет, выберемся из нашей тесной мастерской и поедем все вместе на природу. Зн а ете, студия — это ведь и об щение с людьми. Одному не постичь того, что дает кол лектив: опыт друг друга, то варищ еская критика,” сове ты. Живем мы, кстати, друж но. Вместе праздновали дни рождения. Нет-нет, только за чаем с конфетами. Правда, недавно нас этой радости ли шили -— чайник отобрали: можем Дворец сжечь. Смеш но, мы ведь взрослые люди. Работаем по шесть часов в студии, а Перекусить, чая, кофе попить негде. — И никогда на столе у вас не появлялась бутылка да же сухого вина? — Нет. Мы с самого на чала договорились, что у нас сухой закон. Трезвость я во обще считаю высшим прояв лением человеческого досто инства. Да и зачем нам бу тылка? Увлечение рисовани ем делает нашу ншзнь пол нее, насыщеннее. Времени и так не хватает, зачем же А буду тратить его на застолья? Считаю, что любые увлече ния, объединения по интере сам приносят пользу обще ству. Общение с единомыш ленниками избавляет челове ка от одиночества, позволя ет ему найти (может быть, даж е открыть!) себя, воспи тывает в нем чувство соб ственного достоинства, кото рого порой некоторым не хватает, придает уважение к себе, как к личности. Кто спорит, борьба с пьян ством — дело необходимое. Только ведь людям, привык шим к застольям с вином, нужно предложить что-то другое: начиная со спортив ных секций и объединений по интересам и кончая де серт-барами с приятным ин терьером, где бы можно бы ло отдохнуть, послушать му зы ку, пообщаться с друзья ми за фужером с соком. Да-да! И я верю, что так оно со временем и будет. Побы стрее бы только. Лора Николаевна улыб нулась и, взглянув на часы, йоспешно поднялась. — Надо бежать. Сегодня мы рисуем с натуры. До свидания. А мы и не умеем картины рисовать. Не научились еще. — Д ва года для начинаю щего художника — срок, на верное, и в самом деле малень кий, чтобы говорить о каких-то серьезных, больших работах. Я. конечно, не специалист, но даже моему непрофессиональ ному глазу виден несомненный рост студийцев. Вот и на по следней выставке в рыбацком Дворце, посвященной 40-летию Победы, уже можно увидеть портреты, среди них и выпол ненные вами. — Портреты — это самое сложное для меня. Освоить искусство портрета — моя цель, мечта. А те работы, которые представлены на вы ставке, это лишь подступы к нему: ошибок много. Впро чем, как и в натюрмортах. Работать надо, много рабо тать. У меня пока все — на вдохновении, настроении. P -раз... А потом сидишь, му чаешься, и получается совсем не то, что в душе. — Однако и Врубель писал: «•Вдохновение — порыв стра стный неопределенных жела ний — есть душевное состоя ние, доступное всем...» — Т ак то Врубель! Но, наверное, и ему были близ ки муки творчества. И он думал: «К ак это трудно! Как неподатливы краски! Как не послушна рука..,» — А может, бросить все? Я СМОТРЕЛА ей вслед и вспоминала слова одной знакомой: «Когда утром или после работы возвращаюсь троллейбу сом домой, по привычке вглядываюсь в лици сидящих женщин. На многих кикая-тЬ печать озабоченности, усталости... Но, бывает, встречу взгляд живой, внимательный, чуть озорной и вспоминаю Лору Николаевну Кисенко. Пще при первом нашем знакомстве позавидовала: сколько в ней силы, энергии, целе устремленности, интереса к жизни! Не каждому такое дано». Да. действительно не каждому. В наш бурный век разве часто встречаем мы На своем пути характеры атакующие, натуры цельные. Куда привычнее те, кто любит пожаловаться на уста лость, неприятности на работе, трудности. Лора Николаевна относится к тем, первым — атакующим... Один из ее принципов: человек может осилить все, нужно только очень захотеть. Не все, конечно, принимают такой принцип. Не все способны на атаку характером. Не все верят в то, что нет непокоряемых вершин, что все они — твои! Как мало мы. еще знаем свои силы и возможности, как порой, привычно скользя по жизненному ру^лу, не требуем с себя большего, как часто ленимся заглянуть в себя и вспомнить: а когда-то и я писал стихи, собирал марки, мечтал построить телескоп, чтобы открыть МОЮ звезду. А ведь рядом подраста ют наши дети. Нм бы передать свою старую коллекцию марок, научить выжигать или вышивать. А может, ззять и прочитать чм самые первые стихи, которые написал той, уже совсем за бытой девчонке с соседней парты? Боже, как все давно это было... Но есть же «Палитра» и ее студийцы. Они каждым днем сво им доказывают: творчеству все возрасты покорны.Надо лишь не поддаваться текучке буден, не позволять гдуше лениться». Пом ните, как у Николая Заболоцкого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться II день и ночь, и день и ночь! II жизнь тогда заиграет всеми своими гранями, как и у всея увлеченных людей. Л. ШЕБЕКО. т ш ' u j 5 июля 1985 года f l
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz