Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
Подвиг Мурманска = о ГОГ рассказ о малоизве- г У стных страницах войны Е сдавался в набор в день, ког- Е да автору, бывшему Руле- S. вому тральщика «ТАМ-122», Е ветерану двух флотов Васи- Е лию Афанасьевичу Доричеву Е вручили орден Отечественной Е войны первой степени — = по приказу министра обороны Ё СССР, в ознаменование 40-ле- = тия Победы. Ё У В. А. Доричева богатая Е трудовая и боевая биография. = Весной ■предвоенного, 1940 го- = да, он после окончания реч- = ного техникума в Великом Ус- — тюге призывается на Северный = флот, где его направляют, как - призывника, имеющего хоро- Е шую теоретическую подготов- Е ку, в школу младших авиаци- Е онных специалистов. Мастером Е по авиаприборам пришел В. А. Е Доричев в 118-й морской раз- s. ведывательный авиаполк, где Е и встретил войну. Затем 78-й смешанный авиаполк, впослед ствии знаменитый 2-й гвардей ский, Сафоновский. ...Проводив взглядом ухо дящие в бой самолеты, Васи лий Афанасьевич снова и Сно ва шел к командованию: «От пустите на флот!» Наконец, его просьбу удовлетворили — он стал катерником. В сорок третьем — новый поворот военной судьбы: его направили на тральщик. Военный цоряк, грудь кото рого украшали орден Красной Звезды, медаль Ушакова, дру гие награды, в январе 1947 года стал матросом знаменито го тралфлотовского траулера «Киров», который только что вернулся с «военки», где от лично потрудился сторожеви ком. Шаг за шагом шел В. А. Доричев от должности матро са до капитанских забот. В этой замечательной школе на ставниками были такие клас сные мастера рыбацкого дела, как капитаны Константин Лав рентьевич Бурков. Андрей Яковлевич Маклаков. И на судах работал со «стаханов ской биографией»: РТ-29 «Ки ров», РТ-14 «Сталин». Закреп ленным, как говорят на флоте, капитаном стал на траулере «Коломна», затем семь лет возглавлял экипаж РТ-282 «Алтай». Рыбаки их не раз добивались высоких результа тов на промысле. Врачи «закрыли море» — пошел в береговую бригаду, готовил суда к новым рейсам. Сейчас В. А. Доричев — на за служенном отдыхе, но он в составе президиумов советов ветеранов Северного флота и Мурманского тралового. Б. ПАВЛОВ. На снимке: В. А. Доричев, I МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ВОЙНЫ А 1 j 1 j В ГОДЫ Beлиной Отече ственной войны огром ное значение для обороны нашей страны приобрел Се верный морской путь. По важнейшей морской магист рали перевозились народно хозяйственные и военные грузы, сырье, оборудование, продукты питания. По Сев- морпути прибывали боевые корабли с Тихоокеанского флота. Трассе угрожали немецкие надводные корабли, подвод ные лодки. До западных бе регов Новой Земли и остро ва Вайгач активно действо вала в первые годы войны и авиация врага. Для обеспечения безопас ности мореплавания транс портов и ледоколов командо вание Северного флота вве ло систему конвоев. Суда формировались в караваны, их охраняли боевые корабли флота на переходе морем и в базах. Немецкая авиация, эскад- • ренные миноносцы и подвод ные лодки выставляли мин ные заграждения. Кроме якорных и контактных мин, применяли новые донные не контактные, с импульсны ми, магнитными и акустиче скими взрывателями. В связи с этим на флот прибыли новые тральщики типа «ТАМ» и «АМ», воо руженные современными по тому времени электромагнит ными и акустическими тра лами. Мне довелось служить ру левым на магнитно-акустиче ском тральщике «ТАМ -122», который мы приняли из но- востроя в декабре сорок тре тьего года. Наш «ТАМ-122» тралил минные поля, про кладывал фарватеры, прово дил транспорты в районах Канина Носа и у острова Колгуев, в Печорском зали ве и на подходах к проливу Югорский Шар, Диксона и Енисея. «ТАМ-122» прошел по минным полям тысячи миль, провел десятки судов. Труд но сказать, сколько челове ческих жизней и тысяч тонн различных грузов сберегли мы. В сорок четвертом году вообще не было случаев под рыва на донных неконтакт ных минах и гибели транс портов. В этом большая за слуга «пахарей» моря. Кроме траления мин, «ТАМ-122» охранял транс порты в Баренцевом, Белом и Карском морях. Эти мор ские мили моряки называли также «огненными», «штор мовыми», «милями мужест ва». В октябре 1944 года Кар ское море начало покрывать ся льдом. «ТАМ-122» в со ставе конвоя вышел из пор та Диксон в пролив Югор ский Шар. Ледокольные су да прокладывали дорогу. Волее 260 миль конвой прошел в сплошном крепком льду. А когда он остался за кормой, обнаружили подвод ную лодку врага. Корабли эскорта атаковали ее, не дав возможности прорвать линию охранения транспор тов. Конвой благополучно, без потерь, прибыл в пролив Югорский Ш ар. Во второй половине нояб ря заканчивалась навигация в Арктике. Транспорты и ле доколы покидали трассу Се верного морского пути, выво дились из Карского моря, из сибирских рек и центральной Арктики в порты Белого и Б аренцева морей. В это вре мя в юго-восточной части Баренцева моря и вдоль по бережья Кольского полуост рова усилилась активность немецких подводных лодок. Они были развернуты на пу ти следования ледоколов и транспортов и делали не однократные попытки нанес ти по ним торпедные удары. Рано утром 20 ноября со рок четвертого года конвой в составе транспортов «Су ра», «Енисей», «Буденный», танкера «Фрунзе» и кораб лей эскорта — эсминца «До стойный», минзага «ЭМ-93», «БО -141», «ТАМ-109», «ТАМ -110», «ТАМ-122» вы шел из Югорского Ш ара. По года стояла хорошая. Шли со скоростью не более пяти уз лов. У транспорта «Будён ный» была на буксире бар жа. Транспорт «Сура», тихо ход. не мог развить спорость из-за технических непола док. К вечеру погода начала портиться. Ветер усилился, повалил снег. Море заштор мило. 21 ноября ветер достиг 7 —8 баллов, в сплошную пе лену слились густые снеж ные заряды . Ртутный стол бик термометра стремитель но падал вниз. Транспорты и корабли те ряли друг друга на большой площади. Вечером 21 ноября шторм набрал еще большую силу. Ветер усилился до 9 баллов. Температура воздуха пони зилась до 18 градусов мо роза. Началось обледенение. От тяжести льда гнулись штормовые леера и провиса ли готовые рухнуть антен ны. В открытом Баренцевом море не было возможности переждать непогоду. На каж дом судне шла борьба со сти хией. Забывали даже о под водной опасности. Да немец кие подводные лодки и не могли появиться в такое вре мя. В тяжелом положении ока зались деревянные тральщи ки «ТАМ-109» и «ТАМ -110». Они быстрее других покрыва лись льдом. Под напором сти хии и при сильном обледене нии «ТАМ-109» все больше кренился, ход его уменьшил ся. Волны одна за другой перекатывались через борт. Во внутренние помещения стала проникать вода. Моря ки принимали все меры к спасению тральщика, боро лись за его живучесть, но были бессильны противосто ять стихии. Командир «ТАМ-109» старший лейтенант Я. С. Ве личко запросил помощь у командира конвоя. К терпя щему бедствие кораблю на правился эсминец «Достой ный». Но спасти его не уда лось. Команда покинула суд но, и «ТАМ -109» затонул утром 22 ноября между ост ровом Колгуев и материком. Многие члены зкипажа ока- 'за л и с ь в ледяной воде, где быстро наступает переохлаж дение организма. В тот день. 22 ноября, наш «ТАМ -122» продолжал следовать вперед, генераль ным курсом конвоя. Мы то же боролись за живучесть корабля. Днем под тяжестью льда оборвалась антенна, не стало радиосвязи с команди ром конвоя и другими суда ми. Эсминец «Достойный», командиром которого был ка ш т а н третьего ранга Н. И. Никольский, при помощи радиолокатора разы скал «ТАМ -122», подошел к нам. Но командир тральщика Ф. И. Кисляков от помощи отказался. С грозной стихией мы справились сами. Через сутки после ухода нашего конвоя из Югорско го Ш ара вышел еще один конвой. И он попал в шторм, который бушевал пять суток. Только 26 ноября ветер стал несколько стихать. И з двух конвоев сформировали один, и он отправился в тот день из Индиги в Баренцево мо ре. Ветер дул с силой до 6 — 7 баллов, мороз спал, но еще чувствовалось холодное дыхание Арктики. Снова в Баренцевом море болтало корабли, обливало моряков студеной водой. Но они бди тельно несли вахты, внима тельно смотрели за поверх ностью моря. 28 ноября конвой прибыл без потерь к месту назначе ния. Все четыре транспорта и танкер были в целости и сохранности. Коротко о нашем экипа же. На «ТАМ -122» служило несколько моряков промыс лового флота, которые до войны ловили рыбу в Б арен цевом море. Среди них были штурманы Константин А ф а насьевич Павлов и Алексей Осадчий, механик Яков Ко- робкин, повар Николай Ко- ростылев. Старший лейтенант К. А. Павлов на тральщике был помощником командира, лейтенант А. Осадчий — командиром штурманской боевой части, техник-лейте нант Я. Коробкин — коман диром электромеханической боевой части. За образцовое выполнение боевых заданий командования они были удо стоены орденов и медалей. В. ДОРИЧЕВ, ветеран Краснознаменного Северного флота и Мурман ского ордена Октябрьской революции тралового флота. Баллада I пограничном столбе Швыряет нас дорога вверх и вниз, Да так, что сопки кажутся волнами. Здесь каждый камень — словно обелиск, Украшенный неяркими цветами. ...Стояли пограничные столбы, Как моряки в тельняшках полосатых. Здесь принимали первый бой солдаты, И русский камень им опорой был, И русский куст по-дружески их прятал... Но наседали полчища врагов — Такое прежде не могло присниться. От северных до южных берегов Фронт далеко перешагнул границу. Гигантским зверем выл свирепый тол И тявкали орудья по-собачьи, Лишь нерушимо полосатый столб Стоял на полуострове Рыбачьем... ...Сегодня над Рыбачьим тишина. Сияет солнце в полночь вот такую, Но лютая по-зимнему волна Холодной пеной берег атакует. Со мной в машине женщина, вдова, Жена матроса, павшего в сраженье. Ей не нужны ни речи, ни слова, Не нужно никакого утешенья. Ее глаза печальны неспроста, И на ресницах вновь росинки дремлют: Не у того ли самого куста Моряк упал, обняв родную землю? Последний диск вставляя в автомат. Патроны он пересчитал с досадой, Перед атакой сбросил с плеч бушлат И в бой пошел в тельняшке полосатой. Она его, как верная броня, От смерти не однажды сохраняла, Но перед шквалом вражьего огня На этот раз — увы! не устояла. Моряк за грудь схватился. И упал. И над бойцом в почетном карауле Сурово полосатый столб стоял — Рубеж фашисты не перешагнули. ...За сопки уцепились облака. Здесь, у родной земли на самой кромке, Как символ славы сохранят потомки Знак пограничный этот на века. ...На куски раскалывались глыбы — Взрывов не выдерживал гранит. И озера от глушеной рыбы Принимали серебристый вид. И, стеная, плавилось железо. Но, как неприступный бастион, От великой Родины отрезан, Тут сражался малый гарнизон И когда войска пошли в атаку На отрогах Муста-Тунтури, Кланялись матросы погранзнаку В отблесках простреленной зари. Мы смотрим задумчиво на высоту, Где высится знак пограничный. Сегодня граница проходит не тут — В другой тишине непривЫ""ой. А столб этот старый, как символ побед, Сияет в лучах рассвета. Он выстоял в бурю. И вымысла нет Во флотском сказанье этом. В. МАТВЕЕВ. ^<<>11>1111111111111111111111111111111И1111111Н111П1111111||||1111111111111111|||111111111111Н1111111П111111Н1111111111111Н1111111111П1Н11111111Ш11Ш11Ш1111111П1111111П11М11111ШИШ11М11Н|111М11Ш1Ш1111111111111111Ш 5 июля 1985 года 8 ' iiH i! Г гп .n i^ lllllllll|^ illllllllllllll|lll|||l||||||||||||||||||||||ll|l|ll! lllllllllllllllllf t a illlllllllllillllllin illlllllllllllllllllllllllllllllllllllll! t llM llt ’i- * lll* l4 l* * lt < ll> l* liillllllll> > lllllllllllllllllllllllllillllllv illlllllllllillllll|llllllllillilllllllllllllllllllllllllllllllllll> IIIIM IIIIIIIIIIIIIIIIIIIl> H llllllllllll<
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz