Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.

•Подвиг Мурманска• 28 ИЮЛЯ—ДЕНЬ ВОЕННО-НОРСКОГО ФЛОТА СССР Но и за этими короткими строчками видны мужество и стойкость моряков. Вот как прошла одна из первых минных постановок, проведенная эскадренными миноносцами «Громкий» и «Гремящий». Вечером 9 сентября эки­ пажам сообщили о задаче. Через некоторое время «Громкий» принимал мины. Главный боцман Мошин и главный старшина Пегов предложили более ускорен­ ный метод их погрузки. Вре­ мя сократили на два часа. Новшеством поделились с личным составом «Гремя­ щего». Наконец корабли подня­ ли якоря и в три часа ночи 10 сентября достигли задан­ ного района. Первая, а затем го борта произошел разрыв верхней палубы. Прозвучал сигнал аварий­ ной тревоги. Корабль сбавил ход. Командир пятой боевой части Бурханов приказал командиру моторной группы Христофорову выяснить об­ становку. Через некоторое, время тот доложил^ что по­ ступление воды увеличива­ ется. Бурханов вызвал на место аварии кормовую ава­ рийную партию. Краснофлот­ цы Бабошин и Лоскутов бы ­ стро установили подпору на люк первого погреба. Одно­ временно подкрепили и разг. рыв верхней палубы. По пояс в ледяной иоде моряки трудились не по­ кладая рук. И результаты не замедлили сказаться: поступление воды значи- Боевые походы „Громкого 41 В ВОЕННО-МОРСКОМ флоте нашей Родины из поко­ ления в поколение передается добрая традиция при­ сваивать боевым кораблям имена их предшественников. Пер­ вый корабль, который назывался «Громкий», принимал уча­ стие в Цусимском бою. Позднее имя этого миноносца при­ своили эскадренному миноносцу, построенному в 19 1 3— 14 годах на Черноморском флоте. Он активно участвовал в первой мировой войне. 18 июня 1918 года революционные моряки-черноморцы, выполняя директиву В. И. Ленина, по­ топили большинство кораблей в Цемесской бухте, чтобы они не попали в руки немцев. «Громкий» разделил трагическую судьбу своих товарищей. Но «Громкий» остался в числе кораблей советского Воен­ но-Морского Флота и продолжил жизнь. В 1932 году в на­ шей стране были разработаны новые проекты эскадренных миноносцев. Спустя четыре года одному из таких кораб­ лей присвоили название «Громкий». 6 декабря 1937 года корабль спустили на воду, а в канун Нового года он вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. В ТЕ ГОДЫ «Громкий» считался первоклас- ным кораблем. И служить ему в основном пришлось у нас, в Заполярье. Родина заботилась об укреплении молодого Северного флота. 19 мая 1939 года «Громкий» покинул Кронштадт, а 26 июня экипажи кораблей, на­ ходившихся в Полярном, с радостью встретили своих новых товарищей. Вместе с «Громким» по Беломоро- Балтийскому каналу пере­ шли на Север десять под­ водных лодок и эскадрен­ ные миноносцы «Гремя­ щий», «Грозный» и «Сокру­ шительный». ...Раннее утро 22 июня сорок первого года. Свежий ветерок слегка рябил вод­ ную гладь. Уходили из Ека­ терининской гавани эсмин­ цы, буксиры, подводное лодки, катера. Спешили лю­ ди, лица которых были серь­ езны и озабоченны. В тот день они услышали слово «война!» На «Громком» состоял­ ся митинг. Моряки покля­ лись разгромить врага и за­ щитить Родину от опасно­ сти, нависшей над ней. Эс­ минец принял на борт до­ полнительный боезапас и вышел в первую боевую опе­ рацию — на сопровожде­ ние транспортов. С того июньского дня следовали походы один за другим. Длительные и не­ большие по времени, но все­ гда напряженные, они зака­ ляли личный состав «Гром­ кого», оттачивали и повыша­ ли его боевое мастерство. 2 3 июня 1941 года. Вы­ полнен приказ Военного со­ вета Северного флота по ' конвоированию транспортов «Обь» и «Шексыа» из порта Архангельск в губы Запад­ ная Лица и Титовка. 26 августа. Конвоирова­ ние поврежденного торпедой транспорта «Мария Ульяно­ ва» в Мурманск. Вместе с «Громким» корабли кон­ воя — эсминцы «Гремящий», «Урицкий», «Куйбышев» и сторожевой корабль «Гроза» — отразили три интенсивные атаки вражеских самолетов. В последней атаке 8 бомбар­ дировщиков «Ю-87» сброси­ ли бомбы на «Громкий». У бортов взорвалось до 40 бомб. Корабль повреждений не имел. 9 — 12 сентября. Эсмин­ цы «Громкий» и «Гремя­ щий» провели три минных постановки у берегов про­ тивника. И всякий раз чет­ ко действовало отделение под командованием старши­ ны 1-й статьи Пимоненко, награжденного медалью «За боевые заслуги». 20 сентября. Эсминец «Громкий» подавил несколь­ ко огневых точек, укрепле­ ний и живую силу врага на берегу реки Западная Лица. 6 октября. Сбит бомбар­ дировщик противника расче­ том правого 37-миллиметро­ вого автомата. 2 0—29 октября. Корабль шесть раз по приказанию Военного совета флота ьы- ходил на обстрел огневых точек противника. Стрельбы оценены на «хорошо» и «от­ лично». Только 24 октября в результате стрельбы по врагу главным калибром уби­ то и ранено свыше 250 сол­ дат и офицеров, разрушено 30 землянок, подавлены пу­ леметная и минометная точ­ ки, взорван склад с боепри­ пасами. Таковы строгие отчеты из истории корабля о его бое­ вой деятельности. Они рас­ крывают далеко не все, что делалось экипажем «Гром­ кого» в первые военные дни. вторая мина, всплеснув во­ ду за кормой, слегка погру­ жались. Помогали минерам все. После доклада о поста­ новке последней мины ко­ рабли повернули к базе. В 1941 году надводные корабли Северного флота со­ вершили 63 выхода для стрельбы по береговым це­ лям врага. Чаще всего та­ кую задачу выполнял «Гром­ кий», на счету его десять выходов и свыше 1730 выпущенных снарядов. В истории эсминца есть такие строки: «1 мая 1942 года. По приказанию командующего Северным флотом участво­ вал в операции по поддерж­ ке артогнем фланга армии и обеспечению боевых дейст­ вий 12-й отдельной бригады морской пехоты». Короткая строчка, но за ней многое... Эсминец «Громкий» по­ лучил приказ обстрелять берег, занятый гитлеровца­ ми. Хотя и стоял май, дул холодный северный ветер, налетали снежные заряды Радисты быстро установили связь с корректировщиками. И снаряды полетели в сто­ рону врага. Но шторм крепчал с каж ­ дой минутой. Снег закры ­ вал цели. «Громкий», не за­ меченный гитлеровцами, отошел от берега и напра­ вился в открытое море. Вол­ ны с бешеной силой кида­ лись на эсминец. Неожидан­ но в пост энергетики и жи­ вучести поступил доклад старшины Юрова: — От ударов волн в рай­ оне 3 2—50 шпангоута лево­ тельно снизилось. Эсми­ нец с дифферентом на корму продолжал движение к Кольскому заливу. В истории любого кораб­ ля есть походы, которые особенно запоминаются мо­ рякам. В одной такой операции участвовал и «Громкий». Командование флота по­ ставило перед экипажами эсминцев «Громкий» и «Гре­ мящий» задачу: отконвоиро­ вать транспорт «Марина Раскова» на Новую Землю. На борту его — питание зи­ мовщикам, стройматериалы и медикаменты. Транспорт был последним судном, от­ правляемым в тот район. Конвоем командовал капи­ тан 2-го ранга А. И. Гурин. Утром 9 октября 1943 го­ да корабли вышли в море. Погода была скверной. Внезапно налетел циклон. Волны вздыбились до уров­ ня мостика. Двое суток ни­ кто не спал. Конвой подо­ шел к самому опасному уча­ стку пути. И вдруг... с транс­ порта подают сигнал сема­ фором: «Командиру конвоя. Не могу управляться. По­ врежден руль». Гурин прика­ зал «Гремящему» взять транспорт на буксир. В лю­ бую минуту волны могли смыть за борт смельчаков, заводивших стальной трос. Он почти тут же лопнул. Тогда командир конвоя при­ к азал эскадренным минонос­ цам лечь в дрейф и ожидать улучшения погоды. Корабли несли вахту с обоих бортов транспорта. Наступили четвертые сутки. Ветер постепенно сти­ хал. Но море еще не успо­ каивалось. Решили идти, так как на эсминцах конча­ лось топливо. И вновь ре- цц 1 ли взять транспорт на буксир. Двадцать часов про­ должалась эта изматываю ­ щ ая силы работа. Впереди шел «Гремящий», за ним на буксире «Марина Раскова», в охранении — «Громкий». Начались шестые сутки похода. Вдали показались берега Новой Земли. НЬ тут моряков подстерегали вра­ жеские подводные лодки. Одну из них обнаружили гидроакустики «Громкого». Эсминец забросал ее глу­ бинными бомбами. ■ Транспорт «Марина Р ас­ кова» благополучно достиг места назначения. После выполнения этого задания командующий Се­ верным флотом вице-адми- рал А. Г. Головко от имени Президиума Верховного Со­ вета СССР наградил отли­ чившихся моряков орденами и медалями. Высоких наград Родины были удостоены 68 матросов и старшин «Гром­ кого» и «Гремящего». В конце 1941-го и в 1945 гг. на северном морском театре наиболее активно дей­ ствовали подводные силы противника. Они были ос­ нащены современной по тем временам аппаратурой и вы- . ходили в наши зоны по де­ с я т ь— пятнадцать одновре­ менно. Поэтому в тот пери­ од при конвоировании от моряков, и прежде всего от гидроакустиков, требовалась высочайшая бдительность. В одном .из походов 1944 года эсминец «Громкий» на­ ходился в охранении кон­ воя. Вахту гидроакустиков нес Сухаревский. Он су­ мел уловить звук, вызвав­ ший его подозрение. Тут же доложил командиру. Потом еще раз, но уже отчетливо, услыш ал кратковременный сигнал. Приняв доклад моря­ ка, командир решил выйти в атаку на пирата. Первая серия бомб... Над водой чр вспученные бугры. «Громкий» повторил ата­ ку. Новая серия сброшен­ ных бомб накрыла лодку. 6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Со­ вета СССР эскадренный ми­ ноносец «Громкий» за вы­ полнение заданий командо­ вания, проявленные при этом моряками мужество и геро­ изм, был награжден орденом боевого Красного Знамени. Краснознаменный военно- морской флаг ныне хранит­ ся в Центральном Военно- морском музее в Ленингра­ де. В годы Великой Отечест­ венной войны эсминец «Громкий» 17 раз обстрели­ вал позиции врага в Мотов­ ском заливе, совершил пять набегов на коммуникации противника, сопровождал 40 отечественных и союзных конвоев, провел без потерь около 300 транспортных и вспомогательных судов, сбил 8 самолетов, обнаружил че­ тыре подводные лодки, од­ ну из них таранил и атако­ вал бомбами. Как стало и з­ вестно позже, лодка в базу не вернулась. С честью завершил свой боевой путь Краснознамен­ ный эсминец «Громкий». Д. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Се­ верного флота. НА СНИМКАХ: эсминец «Громкий» в боевом походе; нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов (первый справа) на борту «Громкого» в 1943 году. Фото из фондов музея. 26 июля 8 шш MVPMAH

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz