Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
•Подвиг Мурманска• 28 ИЮЛЯ—ДЕНЬ ВОЕННО-НОРСКОГО ФЛОТА СССР Но и за этими короткими строчками видны мужество и стойкость моряков. Вот как прошла одна из первых минных постановок, проведенная эскадренными миноносцами «Громкий» и «Гремящий». Вечером 9 сентября эки пажам сообщили о задаче. Через некоторое время «Громкий» принимал мины. Главный боцман Мошин и главный старшина Пегов предложили более ускорен ный метод их погрузки. Вре мя сократили на два часа. Новшеством поделились с личным составом «Гремя щего». Наконец корабли подня ли якоря и в три часа ночи 10 сентября достигли задан ного района. Первая, а затем го борта произошел разрыв верхней палубы. Прозвучал сигнал аварий ной тревоги. Корабль сбавил ход. Командир пятой боевой части Бурханов приказал командиру моторной группы Христофорову выяснить об становку. Через некоторое, время тот доложил^ что по ступление воды увеличива ется. Бурханов вызвал на место аварии кормовую ава рийную партию. Краснофлот цы Бабошин и Лоскутов бы стро установили подпору на люк первого погреба. Одно временно подкрепили и разг. рыв верхней палубы. По пояс в ледяной иоде моряки трудились не по кладая рук. И результаты не замедлили сказаться: поступление воды значи- Боевые походы „Громкого 41 В ВОЕННО-МОРСКОМ флоте нашей Родины из поко ления в поколение передается добрая традиция при сваивать боевым кораблям имена их предшественников. Пер вый корабль, который назывался «Громкий», принимал уча стие в Цусимском бою. Позднее имя этого миноносца при своили эскадренному миноносцу, построенному в 19 1 3— 14 годах на Черноморском флоте. Он активно участвовал в первой мировой войне. 18 июня 1918 года революционные моряки-черноморцы, выполняя директиву В. И. Ленина, по топили большинство кораблей в Цемесской бухте, чтобы они не попали в руки немцев. «Громкий» разделил трагическую судьбу своих товарищей. Но «Громкий» остался в числе кораблей советского Воен но-Морского Флота и продолжил жизнь. В 1932 году в на шей стране были разработаны новые проекты эскадренных миноносцев. Спустя четыре года одному из таких кораб лей присвоили название «Громкий». 6 декабря 1937 года корабль спустили на воду, а в канун Нового года он вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. В ТЕ ГОДЫ «Громкий» считался первоклас- ным кораблем. И служить ему в основном пришлось у нас, в Заполярье. Родина заботилась об укреплении молодого Северного флота. 19 мая 1939 года «Громкий» покинул Кронштадт, а 26 июня экипажи кораблей, на ходившихся в Полярном, с радостью встретили своих новых товарищей. Вместе с «Громким» по Беломоро- Балтийскому каналу пере шли на Север десять под водных лодок и эскадрен ные миноносцы «Гремя щий», «Грозный» и «Сокру шительный». ...Раннее утро 22 июня сорок первого года. Свежий ветерок слегка рябил вод ную гладь. Уходили из Ека терининской гавани эсмин цы, буксиры, подводное лодки, катера. Спешили лю ди, лица которых были серь езны и озабоченны. В тот день они услышали слово «война!» На «Громком» состоял ся митинг. Моряки покля лись разгромить врага и за щитить Родину от опасно сти, нависшей над ней. Эс минец принял на борт до полнительный боезапас и вышел в первую боевую опе рацию — на сопровожде ние транспортов. С того июньского дня следовали походы один за другим. Длительные и не большие по времени, но все гда напряженные, они зака ляли личный состав «Гром кого», оттачивали и повыша ли его боевое мастерство. 2 3 июня 1941 года. Вы полнен приказ Военного со вета Северного флота по ' конвоированию транспортов «Обь» и «Шексыа» из порта Архангельск в губы Запад ная Лица и Титовка. 26 августа. Конвоирова ние поврежденного торпедой транспорта «Мария Ульяно ва» в Мурманск. Вместе с «Громким» корабли кон воя — эсминцы «Гремящий», «Урицкий», «Куйбышев» и сторожевой корабль «Гроза» — отразили три интенсивные атаки вражеских самолетов. В последней атаке 8 бомбар дировщиков «Ю-87» сброси ли бомбы на «Громкий». У бортов взорвалось до 40 бомб. Корабль повреждений не имел. 9 — 12 сентября. Эсмин цы «Громкий» и «Гремя щий» провели три минных постановки у берегов про тивника. И всякий раз чет ко действовало отделение под командованием старши ны 1-й статьи Пимоненко, награжденного медалью «За боевые заслуги». 20 сентября. Эсминец «Громкий» подавил несколь ко огневых точек, укрепле ний и живую силу врага на берегу реки Западная Лица. 6 октября. Сбит бомбар дировщик противника расче том правого 37-миллиметро вого автомата. 2 0—29 октября. Корабль шесть раз по приказанию Военного совета флота ьы- ходил на обстрел огневых точек противника. Стрельбы оценены на «хорошо» и «от лично». Только 24 октября в результате стрельбы по врагу главным калибром уби то и ранено свыше 250 сол дат и офицеров, разрушено 30 землянок, подавлены пу леметная и минометная точ ки, взорван склад с боепри пасами. Таковы строгие отчеты из истории корабля о его бое вой деятельности. Они рас крывают далеко не все, что делалось экипажем «Гром кого» в первые военные дни. вторая мина, всплеснув во ду за кормой, слегка погру жались. Помогали минерам все. После доклада о поста новке последней мины ко рабли повернули к базе. В 1941 году надводные корабли Северного флота со вершили 63 выхода для стрельбы по береговым це лям врага. Чаще всего та кую задачу выполнял «Гром кий», на счету его десять выходов и свыше 1730 выпущенных снарядов. В истории эсминца есть такие строки: «1 мая 1942 года. По приказанию командующего Северным флотом участво вал в операции по поддерж ке артогнем фланга армии и обеспечению боевых дейст вий 12-й отдельной бригады морской пехоты». Короткая строчка, но за ней многое... Эсминец «Громкий» по лучил приказ обстрелять берег, занятый гитлеровца ми. Хотя и стоял май, дул холодный северный ветер, налетали снежные заряды Радисты быстро установили связь с корректировщиками. И снаряды полетели в сто рону врага. Но шторм крепчал с каж дой минутой. Снег закры вал цели. «Громкий», не за меченный гитлеровцами, отошел от берега и напра вился в открытое море. Вол ны с бешеной силой кида лись на эсминец. Неожидан но в пост энергетики и жи вучести поступил доклад старшины Юрова: — От ударов волн в рай оне 3 2—50 шпангоута лево тельно снизилось. Эсми нец с дифферентом на корму продолжал движение к Кольскому заливу. В истории любого кораб ля есть походы, которые особенно запоминаются мо рякам. В одной такой операции участвовал и «Громкий». Командование флота по ставило перед экипажами эсминцев «Громкий» и «Гре мящий» задачу: отконвоиро вать транспорт «Марина Раскова» на Новую Землю. На борту его — питание зи мовщикам, стройматериалы и медикаменты. Транспорт был последним судном, от правляемым в тот район. Конвоем командовал капи тан 2-го ранга А. И. Гурин. Утром 9 октября 1943 го да корабли вышли в море. Погода была скверной. Внезапно налетел циклон. Волны вздыбились до уров ня мостика. Двое суток ни кто не спал. Конвой подо шел к самому опасному уча стку пути. И вдруг... с транс порта подают сигнал сема фором: «Командиру конвоя. Не могу управляться. По врежден руль». Гурин прика зал «Гремящему» взять транспорт на буксир. В лю бую минуту волны могли смыть за борт смельчаков, заводивших стальной трос. Он почти тут же лопнул. Тогда командир конвоя при к азал эскадренным минонос цам лечь в дрейф и ожидать улучшения погоды. Корабли несли вахту с обоих бортов транспорта. Наступили четвертые сутки. Ветер постепенно сти хал. Но море еще не успо каивалось. Решили идти, так как на эсминцах конча лось топливо. И вновь ре- цц 1 ли взять транспорт на буксир. Двадцать часов про должалась эта изматываю щ ая силы работа. Впереди шел «Гремящий», за ним на буксире «Марина Раскова», в охранении — «Громкий». Начались шестые сутки похода. Вдали показались берега Новой Земли. НЬ тут моряков подстерегали вра жеские подводные лодки. Одну из них обнаружили гидроакустики «Громкого». Эсминец забросал ее глу бинными бомбами. ■ Транспорт «Марина Р ас кова» благополучно достиг места назначения. После выполнения этого задания командующий Се верным флотом вице-адми- рал А. Г. Головко от имени Президиума Верховного Со вета СССР наградил отли чившихся моряков орденами и медалями. Высоких наград Родины были удостоены 68 матросов и старшин «Гром кого» и «Гремящего». В конце 1941-го и в 1945 гг. на северном морском театре наиболее активно дей ствовали подводные силы противника. Они были ос нащены современной по тем временам аппаратурой и вы- . ходили в наши зоны по де с я т ь— пятнадцать одновре менно. Поэтому в тот пери од при конвоировании от моряков, и прежде всего от гидроакустиков, требовалась высочайшая бдительность. В одном .из походов 1944 года эсминец «Громкий» на ходился в охранении кон воя. Вахту гидроакустиков нес Сухаревский. Он су мел уловить звук, вызвав ший его подозрение. Тут же доложил командиру. Потом еще раз, но уже отчетливо, услыш ал кратковременный сигнал. Приняв доклад моря ка, командир решил выйти в атаку на пирата. Первая серия бомб... Над водой чр вспученные бугры. «Громкий» повторил ата ку. Новая серия сброшен ных бомб накрыла лодку. 6 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Со вета СССР эскадренный ми ноносец «Громкий» за вы полнение заданий командо вания, проявленные при этом моряками мужество и геро изм, был награжден орденом боевого Красного Знамени. Краснознаменный военно- морской флаг ныне хранит ся в Центральном Военно- морском музее в Ленингра де. В годы Великой Отечест венной войны эсминец «Громкий» 17 раз обстрели вал позиции врага в Мотов ском заливе, совершил пять набегов на коммуникации противника, сопровождал 40 отечественных и союзных конвоев, провел без потерь около 300 транспортных и вспомогательных судов, сбил 8 самолетов, обнаружил че тыре подводные лодки, од ну из них таранил и атако вал бомбами. Как стало и з вестно позже, лодка в базу не вернулась. С честью завершил свой боевой путь Краснознамен ный эсминец «Громкий». Д. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Се верного флота. НА СНИМКАХ: эсминец «Громкий» в боевом походе; нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов (первый справа) на борту «Громкого» в 1943 году. Фото из фондов музея. 26 июля 8 шш MVPMAH
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz