Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
Идеологическая работа ПАРТИЙНАЯЖИЗНЬ: НА СТРАТЕГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИ ИДЕИНАЯ УБЕЖДЕННОСТЬ Взять вруки журавля Быть л В управлении Мурманского тралового флота состоялось партийное собранно. Повестка дня актуальна: «О задачах партийных организаций аппарата управления по ускорению научно-технического прогресса как главного стратегическо го рычага интенсификации производства и совершенствова нию управления им во всех его звеньях». Факты Ф АКТОВ МНОГО: что ' освоено (не освоено), внедрено (не внедрено) и т. д. Для каждого «плюса» и «минуса» можно найти массу так называемых объ ективных причин, на кото рые все мы так привыкли ссылаться. Если попытаться за этими, якобы, объектив ными «деревьями» увидеть действительно объективный «лес», то картина получится следующая. — Внимание коллектива, — сказал, выступая на собра нии. заместитель начальника техотдела флота Е. Н. Поли- цын (он же — зам. секрета ря парторганизации аппарата управления), — всех его звэнь ев концентрируется прежде всего на решении насущных производственных задач, вме сте с тем работа технических подразделений, связанная с научно-техническим прогрес сом и концентрируемая в ос новном на решении именно этих вопросов — парадокс! — создает затруднения в вы полнении планов производст ва (достаточно сказать, что порядка 20— 30 процентов объема всего ремонта отни мают вопросы модернизации). Другими словами: производ ственная функция требует стабильности, а функция на учно-технического прогресса — динамизма. И нам необ ходимо сбалансировать два этих важнейших направле ния. В этом же выступлении дается конкретный анализ положительных и отрица тельных моментов в сущ ест вующей структуре отделов и служб, занимающихся вопросами научно-техниче ского прогресса, формах и методах управления им. В качестве «лекарства» от дисгармонии стабильно сти и динамизма предлагает ся программно-целевой ме тод управления — ответст венность за выполнение за дания возлагается на специ альный орган. Он создается О Б ЭТИХ ПРОБЛЕМАХ мы беседуем с замес тителем секретаря парткома флота Борисом Алексееви чем АЛЕКСЕЕВЫМ. — Все правильно, воп рос стоит именно так. Вот вам конкретные примеры. Готовимся мы сейчас к про мыслу мойвы. И что вы яс няется. Весной, когда мы демонтировали на судах не давно поставленные нам сор тировочные машины, никто из механиков не подумал, что осенью на них придется работать вновь. Они не бы ли почищены, приведены в рабочее состояние — просто свалили на склады рж а веть. Сейчас их приводят в порядок. Т ратятся дорогое время, средства. Машины эти зарекомендовали себя в свое время неплохо, как по кажут себя сейчас — никто ручаться не может. Как го ворится, отработали — и с плеч долой. На плавмастерской № 613 запороли высокопроизводи тельный сверлильный ста нок. Рабочий, закрепленный за ним, отсутствовал, поль зовался станком кто хотел. В погоне за якобы повыше нием производительности труда грубейшим образом на все время реализации (а не только создания) про граммы. Работники. участ вующие в ее выполнении, одновременно подчиняются как своему непосредствен ному руководителю , так и руководителю , возглавляющ е му программу. Отсюда — повышение эффективности использования работника, большая его творческая от дача. Определенную роль здесь должно сыграть м атериаль ное стимулирование. Отде лу труда и заработной пла ты, по мнению Е. Н. Поли- цына, необходимо внима тельно изучить опыт ленин градского эксперимента по стимулированию инж енер но-технических работников, связанных с вопросами НТП. Но, указы вает Полицын, основная трудность предсто ящей перестройки — g преодолении психологиче ского барьера у руководите лей и специалистов, кото рые стремятся сохранить традиционное положение своих служб в структуре управления. Стоп! ...и комментарии Вот оно: психологический барьер, инертность мышле ния. ...Поучительна история од ной из крупнейших морских катастроф — столкновения шведского лайнера «Стокгольм» и итальянского «Андреа До рна». Суда, оснащенные ра диолокацией, обнаружили друг друга на расстоянии, доста точном для любого маневра. Вахтенный штурман «Сток гольма» наносил местоположе ние «итальянца» на радиолока ционный планшет, но никаких мер для расхождения не при нимал. Видимо, ждал, когда увидит «Андреа Дориа» не точкой на экране, а воочию. Нечто похожее происходило на другом лайнере. Его капи- нарушили правила эксплуа тации. И это тоже психология: «мое — не мое». Довелось мне на политдне побывать в одном из экипа жей. И вот что говорили моряки: если использовать на все 100 процентов даже ту технику, которая у нас есть, производительность труда выросла бы на 1 0— 15 процентов. Говорят — и зачастую не используют, не берегут ее: мол, все равно списываться... Проблемы кадров, улуч шения структуры флота, м а териального стимулирова ния, психологии — все за вязано в один узел. И р е шить каждую отдельную проблему — не значит ре шить ее в целом. Недавно у нас состоялся семинар - совещание партий ного актива, коммунистов, работающих в общественных организациях. Р ассм атри ва ли вопрос об укреплении государственной, технологи- тан, старый морской волк, на деялся только на свою инту-» ицию. которая до сих пор не подводила. Радиолокацией он практически не пользовался, ей не доверял, с радиолокаци- онной прокладкой знаком не был и знакомиться не соби рался. Не потому, что слож но — старое привычней. Итог известен. Зачастую мы охотно и повсеместно ратуем за что- либо новое, если можно так сказать, «вообще». Научно- технический прогресс? З а мечательно! Даешь! Это во обще. А конкретно... f Кон кретно находится сотня от говорок. И не потому, что не понимаем важности ново го дела. Понимаем. Но хоть й по-старшше. но проверено, надежно. А так... Словом, пусть лучше синица в ру ках, чем ж уравль в небе (хотя ж уравль и неплох). Краски, вероятно, сгущ е ны. Но это сгущение небес почвенно. Обратимся к постановлению собрания, о котором идет речь. «В текущем году практи чески одна парторганизация (отдел главного технолога) рассмотрела на своем п ар тийном собрании вопрос о техническом прогрессе, нет конкретных партийных р е шений и мер на флоте по дальнейшему совершенство ванию рэбо :ы в этом н а правлении». В постановляющей части цитируемого документа наме чено много паясных и неот ложных мер. Среди прочих и такое: «Парткому ап парата предусмотреть в пла нах работы мероприятия по усилению партийного вли я ния, повышению роли идео логической и пропагандист ской работы ...» Ускорение научно - техни ческого прогресса — дело комплексное: от разработки и внедрения новых образ цов техники до преодоления того самого психологическо го барьера, о котором уже говорилось. ческой дисциплины, м ораль ного климата в коллективах. Все это, дум ается, ш аг по ускорению научно-техниче ского прогресса. Сейчас го товим партийно-хозяйствен- ный актив, посвященный этому вопросу. Научно-тех нический прогресс — это не кампания, эго генеральный курс партии. Поэтому лю бое мероприятие — актив, график, планерка, собрание, личная беседа, наконец, — направлено на выполнение этой важнейшей задачи. Не обязательно (да и не н уж но!) каждый раз р азм ахи вать лозунгом «Да здравст вует прогресс!» К лозунгам привыкают, нужны повсе дневные будничные дела. Убеждение, контроль, спрос — это испытанные методы партийной работы. Дел впереди много, веро ятно, будут ошибки и про махи, но целенаправленная и — подчеркиваю! — комп лексная работа не может не принести свои плоды. Г 1 ВНЕДРЕНИЕМ новой техники у тралфлотовцеа де- • • * 'J ла в целом обстоят неплохо: оборудование поступа ет, осваивается, дает продукцию. Но в современных усло виях слово «неплохо» звучит совсем не так, как несколько лет назад. «Неплохо» — это синица в руках. А нужен — ж уравль. Г. СЕРГЕЕВ. политическим Воздействие «психологи ческой войны», которую от крыто ведет империализм против нашей страны, одни ми из первых ощущают на себе моряки. Многим изве стно, насколько напряж ен ной бывает обстановка вокруг наших рыбаков во время увольнения в некоторых ино странных портах. В апреле, например, в од ном из портов на глазах н а ших моряков была инсцени рована провокационная вы садка «советского десанта» и его успешное «пленение». Все это увлекательное шоу демонстрировалось по теле видению. Надо ли говорить, что та кие условия требуют от мо ряков бдительности и поли тической культуры , высоко го классового самосознания. Именно поэтому столь а к туальны сейчас вопросы про паганды советского образа жизни и контрпропаганды. Важным шагом в этом н а правлении стало создание в «С еврыбпромразведке» со вета по контрпропаганде. Совет имеет рабочие груп пы идеологических активис тов. работающих по различ ным направлениям. И зуче ние форм и методов враж е ской пропаганды, каналов проникиовения лживой бур жуазной информации дало нам возможность разработать конкретные рекомендации по контрпропаганде для мо ряков, работающих в ннпор- тах. Широко используем мате риалы печати, радио. Н а пример, публикации контр- пропагандйстского характе ра еж енедельника «А ргу менты и ф акты ». На все суда выписаны необходимые издания. Недавно в экипажах со- КУРСАНТСКОЕ ЛЕТО ------- бойцом стоялись конференции «Идейная убежденность — наше главное оружие». Их материал тесно увязывался с жизнью судовых общест венных организаций, подроб но раскрывались подрывные акции против Советского Со юза и других стран социа лизма. Особенно интересно прошли эти конференции на борту БМРТ «М. Вербиц кий» (первый помощник ка питана Е. Е. Влазнев) н БМРТ «А. Борисов* (пер вый помощник капитана О. Г. Косяков). Стали традиционными се минары-совещания идеоло гического актива. На послед нем таком совещании вы ступил секретарь парткома Л. А. Малых, содержатель но, интересно говорил пер вый помощник капитана БМРТ «А. Борисов» О. Г. Косяков. Вопросам полити ческой бдительности посвя тил свои доклад представи тель пограничников Н. В. Семин. Завершился семи нар лекцией «Образ жизни — социалистический» заве дующего Лекторской груп пой Мурманского обкома КПСС С. И. Павлова. Он ответил на множество воп росов моряков. Конечно, немало еще в нашей работе недостатков, но мы считаем, что нахо димся на верном пути: си стема контрпропаганды складывается, приобретает большой динамизм и эффек тивность, как требуют того решения июньского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС. Г. ЕВСЕЕВА, инспектор отдела организа ции работы с плаасоставом загранплавания, член совета по контрпропаганде управ ления «Севрыбпромразаед- ка». Под парусом надежды Ходко движется шлюпка по сверкающим солнцем вол нам, паруса забрали хороший ветер. Зеленая дымка лесов, игра воды и света, вид порта и панорама города притяги вают взоры ребят. Тепло. Мно гие сняли даже тельняшки, а ведь всего несколько дней назад не жарко было и в бушлатах, да и заснеженные сопки вызывали совсем иное настроение. Но вот раздается команда: «К повороту!» — и мгновени ем позже — «Поворот овер штаг...» Куда подевалась без мятежность ребят? Движения их торопливы и... несогласо ванны, хотя, при прослушива нии теоретического курса уп равления шлюпкой при хож дении под парусом, все им казалось простым и понят ным. Поворот не выполнен, по терян ход, приходится начи нать заново. Такую картину я наблюдал на акватории Кольского за лива в первых числах июня, а ребята, о которых идет речь, — курсанты судоводительско го факультета Мурманского высшего инженерного мор ского училища имени Ленин ского комсомола. После пер вого курса они уже прошли морскую практику на парус ник* «Седов», посла второго — работали на судах рыбо ловного флота, и вот теперь им предстоит совершить дальний шлюпочный переход по внутренним водоемам Ев ропейской части СССР. Подобные переходы прово дятся училищем каждое лето, начиная с 1978 года. Цель этих путешествий не только в том, чтобы привить будущим судоводителям навыки уп равления спасательной шлюп кой на веслах и под парусом, но и чтобы закалить их фи зически. А помимо этого ре бята ближе познакомятся с историей нашей страны, посе тят памятные места, проведут большую профориентацион ную работу с молодежью. Ре зультаты ее очевидны: в по следние годы приток в учи лище абитуриентов из тех Р ай- онов, где проходили походы, заметно возрос. Поход этого года посвящен 40-летию Великой Победы, XII Всемирному фестивалю моло дежи и студентов и 35-й го довщине создания МВИМУ. Седьмого июля шлюпки взяли старт из Петрозавод ска, а завершится переход в начале сентября в Астрахани. Ю. СМИРНОВ, ш ш ш 26 июля 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz