Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.

•XXVII тзЬу КПСС-достойную встречу /• Сейчас он увлечен книгой о жизни и трудах великих политэкономов прошлого — Рикардо, Смита. Счита­ ет, что, не зная основ, не разберет­ ся в проблемах современной эконо­ мики. Утром он пробегает наскоро гла­ зами английскую «Морнинг стар» и почитывает американский журнал «Автомобильная промышленность». А недавно заговорил до утра друга — рассказывал о промышлен­ ности в ГДР. И после этого занялся немецким — в дополнение н ан­ глийскому и французскому. Чтобы по первоисточникам изучать опыт друзей. До последнего созыва дважды из­ бирался депутатом Мурманского го­ родского Совета народных депута- СЛОВО— ПЕРЕДОВИКУ Давайте подсчитаем.. Мы поведем рассказ о том, что надо делать для того, чтобы экономить топливо. В первую очередь — должна быть исправная, хорошо от­ лаженная машина. Мы обя­ заны досконально знать си­ стему зажигания, питания, карбюратор... В этом залог того, что ни одна капля бен­ зина не прольется зря. Как пример: своевременная очи­ стка воздухоочистителя в год экономит до 200 литров. Наши водители это пони­ мают. Но не всегда могут «справиться» с автопогруз­ чиком. Что надо для того, чтобы содержать технику в порядке? Надо ее «понимать» до каждой шестеренки. К со­ жалению, специального учи­ лища по нашей профессии нет. Есть курсы, где знания дают все-таки поверхност­ ные. Да и система обучения хромает: чуть где аврал — людей с курсов снимают и отправляют на подмогу в порт. А недоучившийся не знает, что у машины, пред­ положим, тормоза затянуты . Нет чтобы починить — так и работает. И бензина, по­ лучается, тратит на 20 про­ центов больше обычного. А вообще все, что зави­ сит от нас, от службы меха­ низации, мы стараемся вы ­ полнять, но есть вопросы ор­ ганизационного плана, кото­ рые решаются не нами. Но тем не менее к экономии топ­ лива они имеют самое пря­ мое отношение. В нашем районе автопо­ грузчиками пользуются до­ керы и мы, водители механи­ зации. Иногда нас посыла­ ют на помощь бригадам, иногда те обходятся своими силами. Но «малогабаритки» используют наши. Отношение к «чужой» технике иногда прямо варварское. Бывали случаи, что докеры работали почти без масла. Логика примерно такая: «Мне бы смену откатать, груз взять, а что потом — меня не ка­ сается». Это происходит по­ тому, что за бригадами ме­ ханизмы не закреплены. Д е­ ло упирается в то, что все- таки мало еще у нас авто­ погрузчиков для такого ре­ шительного шага. А может, рискнем? Вот я говорил о докерах — и сама собой всплыла проблема сознательного от­ ношения к труду. Почему мы только свое бережем, а об­ щее, «чужое», можно ло­ мать? Говоря об экономии, мы говорим о добросовест­ ном, бережном отношении к груду другого человека: неф­ тяника, который добывал нефть, рабочего, который нефть переработал в бензин, машиниста, который при­ гнал сюда, на Север, поезд с цистернами. Это все — на­ ше. Поэтому и отношение должно быть, как к своему, личному добру. Но не всегда так бывает. Порой оттого, что люди сталкиваются с К зиме готовы? такими беспорядками на про­ изводстве, после которых свои погрешности кажутся ерундой. Наша больная проблема —- заправка. Мы от стоянки до заправочной станции треть­ его района ездим три кило­ метра. Каждый автопогруз­ чик за такой пробег теряет 3,1 литра бензина. Ка­ жется, мизер. Давайте под­ считаем. В сутки работают 10 таких погрузчиков и за­ правляются они иа нефтеба­ зе три раза, раз в смену. За 24 часа теряется 93 лит­ ра бензина. У нас есть дан­ ные — за пять месяцев вто­ рой грузовой район пере­ выполнил план по эконо­ мии топлива. Надо было полторы тонны, а мы отчи­ тались за две. Я подсчитал: за пять месяцев мы «сожг­ ли» более 9 тонн бензина на дороге между нефтебазой и механизацией второго рай­ она. Сберегли две, а поте­ ряли девять! Грош цена та­ кой экономии. Коммунисты района, руко­ водство не раз обращались к администрации рыбного пор­ та — или построить у нас заправочную станцию, или выделить бензовоз, что го­ раздо реальнее. В любом случае это окупится. Или лучше ежегодно терять по 22 тонны бензина? В 1983 году главный ин­ женер порта подписал при­ к аз об обеспечении нас бен­ зовозом за счет третьего гру­ зового района. Но вот уже два года приказ не выполня­ ется. Что это, игнорирование распоряжений руководства со стороны начальника нефте­ базы А. В. Легоишна или отсутствие контроля за ис­ полнением своих приказов со стороны главного инжене­ ра порта В. Н. Борисова? И то и другое больно бьет по делу экономии и не толь­ ко в материальном смысле, но и в моральном тоже. Р а­ бочие видят, как безжалостно транжирится народное добро — пропадает охота собирать бензин по каплям. Все это и порождает равнодушие, апа­ тию, а порой и пренебрежи­ тельное отношение к хозяй­ ской рачительности, которая, дескать, не уместна в данной ситуации. Я верю в пропаганду, в силу печатного слова и убеж­ ден: надо постоянно показы ­ вать преимущества и раскры ­ вать смысл экономии. Но и вместе с тем так организо­ вать производство, чтобы слово не расходилось с де­ лом. Сейчас бережливость воз­ ведена в ранг государствен­ ной политики. Й поэтому экономить надо по-настояще­ му, по-государственному, а не на бумаге. А. КОЗЛОВ, водитель автопогрузчика механизации второго гру­ зового района морского рыбного порта. Время еще есть ... На эю судно наш выбор пал совершенно случайно. Главный капитан тралово­ го флота Л. Н. Герасимович именно с него начал пере­ чень кораблей, которые в данный момент находятся в йорту н где можно воочию убедиться , как идет подго­ товка к зиме. — Мы? К зиме? — капи­ тан траулера Игорь Ивано­ вич Фруцкий даж е поежил­ ся. И не нашелся, что отве­ тить. Несколько секунд по­ думал, потом протянул лис­ ток с отпечатанным на нем текстом. Это было письмо комму­ нистов траулера «Нокуев» в партком судоверфи. Там вы­ сказывались критические з а ­ мечания в адрес головного предприятия. «Особую тревогу, — го­ ворилось в письме, — вы­ зывает то, что без каких- либо причин, мешающих производству, предусмотрен­ ные планом-графиком ра­ боты систематически не выполняются и переносятся на очередной месяц». — Если учитывать, что мы выходим на промысел в начале декабря и что ре­ монт судна — это есть под­ готовка его к зиме, то д а­ вайте смотреть. Корабль «не смотрелся». В самых неожиданных мес­ тах — дыры и проемы, торчащий кабель, не до конца вскрытый пол. Пе­ чальная и в общем-то и з­ вестная картина ремонтиру­ емого судна. Но здесь была одна особенность — судно пустовало. И возникали а с ­ социации с разоренным му­ равейником, — Мы обращались к за­ местителю генерального ди­ ректора по производству В. С. Погорелову, дважды — к главному строителю В. Я. Шнрочкнну. Они говорят, что прнчнна медлительно­ сти — отсутствие труб не­ обходимого сечения, — про­ должает капитан... График июня. И з 35 по­ зиций выполнено ' лишь 11. (Кое-что перекочевало в июльский график, что-то так и осталось забытым). Не заполнена графа и про­ тив строки «замена труб». Эт$ еще можно понять. Но нак объяснить пробелы против другого перечня: «изготовить диваны», «снять жесть и изо­ ляцию в ряде помещений», «замена вентиляционных ка­ налов» и тан далее. Из за­ планированных самой же верфью на июнь 9190 смет­ ных часов работники судовер­ фи отработали 4430. Объяснения 8. Я. Широчни- на и В. С. Погорелоаа мало­ убедительны. По словам капи­ тана, они считают — не име­ ет смысла проводить весь ос­ тальной ремонт, пона нет труб. Тут один нюанс. Руководители объедине­ ния обещают к зиме судно выпустить. Мол, дадим лю ­ дей, м атериалы и... З а ме­ сяц-другой сделают все, что надо было осуществить за тринадцать месяцев. А что, и сделают. Но называется это не иначе как «аварий­ ный героизм». Вспоминаю начальника ра­ диостанции В. К. Козлова. Он стоит посередине пусто­ го помещения. Даж е ф ун ­ дамент под оборудование не закреплен. Спрашиваю: — Как вы думаете, ус­ пеют судоремонтники до декабря? — Конечно. Только по­ том мы будем мучиться с аппаратурой- На добротную работу нужно время. Это аксиома. Время это судоверфи предо­ ставляется. Но не использу­ ется. Это факт. Когда м о р о -^ зильный траулер «Нокуев» зимой выйдет на промысел и вдруг неожиданно не смо­ ж ет ловить рыбу из-за по­ ломок — аксиома будет еще р аз доказана жизнью . Т оль­ ко это будет доказательст­ вом от противного. Ш тур­ мовщина никогда к качест­ венному ремонту не вела. Р азв е мало тому примеров? Почти так же обстоит де­ ло с оборудованием рыбо- фабрики, которое экипаж траулера демонтировал и отвез в «загашники» «Сев- реммаша». Прошло уже мно­ го времени, а оно до сих пор лежит в контейнерах. М еханик-наладчик судна Е. М. Юшков обращ ался к заместителю директора по производству В. В. Лобк ‘9 с просьбой объяснить, по­ чему не ремонтируются ме­ ханизмы. В ответ услышал! «Срок еще не подошел. За месяц отремонтируем». — Вот интересно, — го­ ворит А. И. Воронков, пред» седатель совета секретарей парторганизаций ремонти­ рующихся судов, — все, что требуется от экипажа, вы­ полняется. В социалистиче­ ском соревновании за I по­ лугодие нокуевцы завоевали первое место. Но экипаж , как это запи­ сано в письме коммунистов, «в последний месяц практи­ чески не сможет проследить за качеством ремонта да и толково обеспечить его». В «горячий» месяц есть лазей ка для поломок. А траулер «С аку», как известно, затонул по той причине, что был неиспра­ вен насос. С. САВИНА;, На внутренних водоемах Г НЕПРИВЫЧКИ холодной ^ показалась вода Белого моря молодой форели, кото­ рая в количестве тысячи штук была выпущена в садки, уста­ новленные на Карельском по­ бережье. Но тем не менее новоселы быстро освоились, и к осени, по прогнозам ученых, каждая рыбка подрастет до полукило- грамма. В будущем таким об­ разом планируется выращи­ вать форель на продажу. А мальки дальневосточного кижуча пока только высажены из инкубаторов в садки с теп­ лой водой, используемой от Кольской атомной станции. Это продолжение экспери­ ментальных работ лаборато­ рии марикультуры ПИНРО и объединения «Карелрыбпром» по выращиванию рыб из дру­ гих бассейнов в условиях Се­ вер*. Наш корр. Беречь энергоресурсы Б ОЛЬШОЙ АВТОНОМ­ НЫЙ траулер «А лек­ сандр Торцев» — один из самых старых судов этого типа. Однако экономия топ­ лива иа нем не меньшая, а даже большая, чем на судах, недавно сошедших со стапе­ лей. Так, в последнем рейсе экипаж сберег 159 тонн ди­ зельного топлива и 3 5 ,9 тон­ ны мазута. Этого количества энергоресурсов достаточно для работы на промысле в течение 8,5 суток. В прош­ лом году на траулере за­ менили 3190 тонн дизельно­ го топлива более дешевыми, рациональными сортами. Это — наилучший результат в группе БАТов. А с начала эксплуатации на ВАТ «А лек­ сандр Торцев» затраты на энергоресурсы снижены на 3 4 4 6 5 3 рубля. Конечно, на судне ист ни­ каких особых технических условий, отличающих его от других траулеров подобного типа. Основа успеха — ор­ ганизация экономии топлива, отношение людей к этому важному делу. Каждый рейс начинается с того, что ведущие специали- Р А С Х О Д сты подробно разъясняю т морякам, насколько необхо­ димо бережное отношение к энергоресурсам, и определя­ ют, где тот или иной член экипажа может внести по­ сильный вклад в борьбу за рачительное ведение судово­ го хозяйства. А когда эта борьба становится всеобщей, результат не замедлит ска­ заться. Появляется четкое взаимодействие всех служб, ни один механизм не будет включен без действительной необходимости. Например, при небольшом количестве сы рья работает только одна рыбомучная установка. З а этим бдительно следят вто­ рой механик Виктор Влади­ мирович Семейкин и третий механик Владимир Геннадь­ евич Чурин. К ак только появляется возможность, рефмеханик Александр Николаевич Шан- гнн и помощник капитана по производству Иван Василь­ евич Креденцар занимаются оттаккей морозильных камер. Ведь ледяная «шуба» повы­ ш ает потребность в холоде, следовательно, затраты топ­ лива увеличиваются. Отпэс^ необходимость в работе реф- компрессоров — их немед­ ленно отключают. Полная со­ гласованность во взаимодей­ ствии мостика и рефотдеяе- ния позволяет регулировать эти процессы. А в итоге по­ является дополнительная мощность для увеличения скорости судна. Капитан-директор Влади­ мир Николаевич Гетьман ру­ ководит промыслом так, чт© траления ведут только при­ цельно, а непроизводитель­ ные переходы и различные перебежки практически ис­ ключаются. При первой воз­ можности, то ли при стоянке у борта транспорта, то ли на промысле, когда на борту достаточно рыбы, о д и н ^ а порой и оба главных двига­ теля, останавливают. 19 июля 1985 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz