Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
•XXVII тзЬу КПСС-достойную встречу /• Сейчас он увлечен книгой о жизни и трудах великих политэкономов прошлого — Рикардо, Смита. Счита ет, что, не зная основ, не разберет ся в проблемах современной эконо мики. Утром он пробегает наскоро гла зами английскую «Морнинг стар» и почитывает американский журнал «Автомобильная промышленность». А недавно заговорил до утра друга — рассказывал о промышлен ности в ГДР. И после этого занялся немецким — в дополнение н ан глийскому и французскому. Чтобы по первоисточникам изучать опыт друзей. До последнего созыва дважды из бирался депутатом Мурманского го родского Совета народных депута- СЛОВО— ПЕРЕДОВИКУ Давайте подсчитаем.. Мы поведем рассказ о том, что надо делать для того, чтобы экономить топливо. В первую очередь — должна быть исправная, хорошо от лаженная машина. Мы обя заны досконально знать си стему зажигания, питания, карбюратор... В этом залог того, что ни одна капля бен зина не прольется зря. Как пример: своевременная очи стка воздухоочистителя в год экономит до 200 литров. Наши водители это пони мают. Но не всегда могут «справиться» с автопогруз чиком. Что надо для того, чтобы содержать технику в порядке? Надо ее «понимать» до каждой шестеренки. К со жалению, специального учи лища по нашей профессии нет. Есть курсы, где знания дают все-таки поверхност ные. Да и система обучения хромает: чуть где аврал — людей с курсов снимают и отправляют на подмогу в порт. А недоучившийся не знает, что у машины, пред положим, тормоза затянуты . Нет чтобы починить — так и работает. И бензина, по лучается, тратит на 20 про центов больше обычного. А вообще все, что зави сит от нас, от службы меха низации, мы стараемся вы полнять, но есть вопросы ор ганизационного плана, кото рые решаются не нами. Но тем не менее к экономии топ лива они имеют самое пря мое отношение. В нашем районе автопо грузчиками пользуются до керы и мы, водители механи зации. Иногда нас посыла ют на помощь бригадам, иногда те обходятся своими силами. Но «малогабаритки» используют наши. Отношение к «чужой» технике иногда прямо варварское. Бывали случаи, что докеры работали почти без масла. Логика примерно такая: «Мне бы смену откатать, груз взять, а что потом — меня не ка сается». Это происходит по тому, что за бригадами ме ханизмы не закреплены. Д е ло упирается в то, что все- таки мало еще у нас авто погрузчиков для такого ре шительного шага. А может, рискнем? Вот я говорил о докерах — и сама собой всплыла проблема сознательного от ношения к труду. Почему мы только свое бережем, а об щее, «чужое», можно ло мать? Говоря об экономии, мы говорим о добросовест ном, бережном отношении к груду другого человека: неф тяника, который добывал нефть, рабочего, который нефть переработал в бензин, машиниста, который при гнал сюда, на Север, поезд с цистернами. Это все — на ше. Поэтому и отношение должно быть, как к своему, личному добру. Но не всегда так бывает. Порой оттого, что люди сталкиваются с К зиме готовы? такими беспорядками на про изводстве, после которых свои погрешности кажутся ерундой. Наша больная проблема —- заправка. Мы от стоянки до заправочной станции треть его района ездим три кило метра. Каждый автопогруз чик за такой пробег теряет 3,1 литра бензина. Ка жется, мизер. Давайте под считаем. В сутки работают 10 таких погрузчиков и за правляются они иа нефтеба зе три раза, раз в смену. За 24 часа теряется 93 лит ра бензина. У нас есть дан ные — за пять месяцев вто рой грузовой район пере выполнил план по эконо мии топлива. Надо было полторы тонны, а мы отчи тались за две. Я подсчитал: за пять месяцев мы «сожг ли» более 9 тонн бензина на дороге между нефтебазой и механизацией второго рай она. Сберегли две, а поте ряли девять! Грош цена та кой экономии. Коммунисты района, руко водство не раз обращались к администрации рыбного пор та — или построить у нас заправочную станцию, или выделить бензовоз, что го раздо реальнее. В любом случае это окупится. Или лучше ежегодно терять по 22 тонны бензина? В 1983 году главный ин женер порта подписал при к аз об обеспечении нас бен зовозом за счет третьего гру зового района. Но вот уже два года приказ не выполня ется. Что это, игнорирование распоряжений руководства со стороны начальника нефте базы А. В. Легоишна или отсутствие контроля за ис полнением своих приказов со стороны главного инжене ра порта В. Н. Борисова? И то и другое больно бьет по делу экономии и не толь ко в материальном смысле, но и в моральном тоже. Р а бочие видят, как безжалостно транжирится народное добро — пропадает охота собирать бензин по каплям. Все это и порождает равнодушие, апа тию, а порой и пренебрежи тельное отношение к хозяй ской рачительности, которая, дескать, не уместна в данной ситуации. Я верю в пропаганду, в силу печатного слова и убеж ден: надо постоянно показы вать преимущества и раскры вать смысл экономии. Но и вместе с тем так организо вать производство, чтобы слово не расходилось с де лом. Сейчас бережливость воз ведена в ранг государствен ной политики. Й поэтому экономить надо по-настояще му, по-государственному, а не на бумаге. А. КОЗЛОВ, водитель автопогрузчика механизации второго гру зового района морского рыбного порта. Время еще есть ... На эю судно наш выбор пал совершенно случайно. Главный капитан тралово го флота Л. Н. Герасимович именно с него начал пере чень кораблей, которые в данный момент находятся в йорту н где можно воочию убедиться , как идет подго товка к зиме. — Мы? К зиме? — капи тан траулера Игорь Ивано вич Фруцкий даж е поежил ся. И не нашелся, что отве тить. Несколько секунд по думал, потом протянул лис ток с отпечатанным на нем текстом. Это было письмо комму нистов траулера «Нокуев» в партком судоверфи. Там вы сказывались критические з а мечания в адрес головного предприятия. «Особую тревогу, — го ворилось в письме, — вы зывает то, что без каких- либо причин, мешающих производству, предусмотрен ные планом-графиком ра боты систематически не выполняются и переносятся на очередной месяц». — Если учитывать, что мы выходим на промысел в начале декабря и что ре монт судна — это есть под готовка его к зиме, то д а вайте смотреть. Корабль «не смотрелся». В самых неожиданных мес тах — дыры и проемы, торчащий кабель, не до конца вскрытый пол. Пе чальная и в общем-то и з вестная картина ремонтиру емого судна. Но здесь была одна особенность — судно пустовало. И возникали а с социации с разоренным му равейником, — Мы обращались к за местителю генерального ди ректора по производству В. С. Погорелову, дважды — к главному строителю В. Я. Шнрочкнну. Они говорят, что прнчнна медлительно сти — отсутствие труб не обходимого сечения, — про должает капитан... График июня. И з 35 по зиций выполнено ' лишь 11. (Кое-что перекочевало в июльский график, что-то так и осталось забытым). Не заполнена графа и про тив строки «замена труб». Эт$ еще можно понять. Но нак объяснить пробелы против другого перечня: «изготовить диваны», «снять жесть и изо ляцию в ряде помещений», «замена вентиляционных ка налов» и тан далее. Из за планированных самой же верфью на июнь 9190 смет ных часов работники судовер фи отработали 4430. Объяснения 8. Я. Широчни- на и В. С. Погорелоаа мало убедительны. По словам капи тана, они считают — не име ет смысла проводить весь ос тальной ремонт, пона нет труб. Тут один нюанс. Руководители объедине ния обещают к зиме судно выпустить. Мол, дадим лю дей, м атериалы и... З а ме сяц-другой сделают все, что надо было осуществить за тринадцать месяцев. А что, и сделают. Но называется это не иначе как «аварий ный героизм». Вспоминаю начальника ра диостанции В. К. Козлова. Он стоит посередине пусто го помещения. Даж е ф ун дамент под оборудование не закреплен. Спрашиваю: — Как вы думаете, ус пеют судоремонтники до декабря? — Конечно. Только по том мы будем мучиться с аппаратурой- На добротную работу нужно время. Это аксиома. Время это судоверфи предо ставляется. Но не использу ется. Это факт. Когда м о р о -^ зильный траулер «Нокуев» зимой выйдет на промысел и вдруг неожиданно не смо ж ет ловить рыбу из-за по ломок — аксиома будет еще р аз доказана жизнью . Т оль ко это будет доказательст вом от противного. Ш тур мовщина никогда к качест венному ремонту не вела. Р азв е мало тому примеров? Почти так же обстоит де ло с оборудованием рыбо- фабрики, которое экипаж траулера демонтировал и отвез в «загашники» «Сев- реммаша». Прошло уже мно го времени, а оно до сих пор лежит в контейнерах. М еханик-наладчик судна Е. М. Юшков обращ ался к заместителю директора по производству В. В. Лобк ‘9 с просьбой объяснить, по чему не ремонтируются ме ханизмы. В ответ услышал! «Срок еще не подошел. За месяц отремонтируем». — Вот интересно, — го ворит А. И. Воронков, пред» седатель совета секретарей парторганизаций ремонти рующихся судов, — все, что требуется от экипажа, вы полняется. В социалистиче ском соревновании за I по лугодие нокуевцы завоевали первое место. Но экипаж , как это запи сано в письме коммунистов, «в последний месяц практи чески не сможет проследить за качеством ремонта да и толково обеспечить его». В «горячий» месяц есть лазей ка для поломок. А траулер «С аку», как известно, затонул по той причине, что был неиспра вен насос. С. САВИНА;, На внутренних водоемах Г НЕПРИВЫЧКИ холодной ^ показалась вода Белого моря молодой форели, кото рая в количестве тысячи штук была выпущена в садки, уста новленные на Карельском по бережье. Но тем не менее новоселы быстро освоились, и к осени, по прогнозам ученых, каждая рыбка подрастет до полукило- грамма. В будущем таким об разом планируется выращи вать форель на продажу. А мальки дальневосточного кижуча пока только высажены из инкубаторов в садки с теп лой водой, используемой от Кольской атомной станции. Это продолжение экспери ментальных работ лаборато рии марикультуры ПИНРО и объединения «Карелрыбпром» по выращиванию рыб из дру гих бассейнов в условиях Се вер*. Наш корр. Беречь энергоресурсы Б ОЛЬШОЙ АВТОНОМ НЫЙ траулер «А лек сандр Торцев» — один из самых старых судов этого типа. Однако экономия топ лива иа нем не меньшая, а даже большая, чем на судах, недавно сошедших со стапе лей. Так, в последнем рейсе экипаж сберег 159 тонн ди зельного топлива и 3 5 ,9 тон ны мазута. Этого количества энергоресурсов достаточно для работы на промысле в течение 8,5 суток. В прош лом году на траулере за менили 3190 тонн дизельно го топлива более дешевыми, рациональными сортами. Это — наилучший результат в группе БАТов. А с начала эксплуатации на ВАТ «А лек сандр Торцев» затраты на энергоресурсы снижены на 3 4 4 6 5 3 рубля. Конечно, на судне ист ни каких особых технических условий, отличающих его от других траулеров подобного типа. Основа успеха — ор ганизация экономии топлива, отношение людей к этому важному делу. Каждый рейс начинается с того, что ведущие специали- Р А С Х О Д сты подробно разъясняю т морякам, насколько необхо димо бережное отношение к энергоресурсам, и определя ют, где тот или иной член экипажа может внести по сильный вклад в борьбу за рачительное ведение судово го хозяйства. А когда эта борьба становится всеобщей, результат не замедлит ска заться. Появляется четкое взаимодействие всех служб, ни один механизм не будет включен без действительной необходимости. Например, при небольшом количестве сы рья работает только одна рыбомучная установка. З а этим бдительно следят вто рой механик Виктор Влади мирович Семейкин и третий механик Владимир Геннадь евич Чурин. К ак только появляется возможность, рефмеханик Александр Николаевич Шан- гнн и помощник капитана по производству Иван Василь евич Креденцар занимаются оттаккей морозильных камер. Ведь ледяная «шуба» повы ш ает потребность в холоде, следовательно, затраты топ лива увеличиваются. Отпэс^ необходимость в работе реф- компрессоров — их немед ленно отключают. Полная со гласованность во взаимодей ствии мостика и рефотдеяе- ния позволяет регулировать эти процессы. А в итоге по является дополнительная мощность для увеличения скорости судна. Капитан-директор Влади мир Николаевич Гетьман ру ководит промыслом так, чт© траления ведут только при цельно, а непроизводитель ные переходы и различные перебежки практически ис ключаются. При первой воз можности, то ли при стоянке у борта транспорта, то ли на промысле, когда на борту достаточно рыбы, о д и н ^ а порой и оба главных двига теля, останавливают. 19 июля 1985 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz