Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
Партийная жизнь •' О п ы т —Внимание: проблема С учетом специфики С тройная система организации ин формационно-пропагандистской дея тельности судовой идеологической группы сложилась на транспортном реф риж ераторе «Рола Люксембург*. Первый помощник капитана Л. М. Крылов важнейшим условием счита ет тщ ательный подбор людей. При формировании группы особое внима ние обращ ается на идейно-идеологи ческую подготовку, образование, опыт, характеры моряков. Леонид Михайлович планирует основные направления работы с уче том особенностей рейса и политиче ской обстановки в мире. Так, перед очередным выходом в море Крылов учел, что в составе экипажа много курсантов-практикантов и не все мо ряки бывали в ннпортах, значит, на этих новичков и надо обратить самое серьезное внимание. Главное, дум ал К ры лов,— усилить идейно-политическую закал ку моря ков, особенно молодежи, воспитывать их на разоблачении лживости бурж у азной «демократии», милитаристской сущности империализма, на пропа ганде советского образа жизни. Лео нид Михайлович еще р аз сам р а зъ яснил курсантам таможенные п р а вила. Перед заходом в инпорты Крылов вместе с членами идеологической груп пы беседовал с моряками о полити ческой обстановке в стране, внутрен ней и внешней политике государства. Перед командой выступали те м оря ки, которые уж е ранее работали в этом районе промысла. Большую работу идеологическая группа вела и в порту с местным н а селением, стремившимся узнать правду о Советском Союзе. Моряки приглаш али людей на судно, пока зы вали кинофильмы , устраивали ве чера отдыха, рассказы вали о положе нии в мире и, конечно, вручали ино странцам наши русские сувениры. Крылов знал, как сильно в этом районе действие различного рода враждебных «голосов» и отчасти по тому, что передачи советских радио станций проходят сюда плохо. З н а чит, необходимо еще более усилить разъяснительную работу среди л и ч ного состава. Моряков, в частности, интересо вали причины поднятой на Западе очередной антисоветской кампании. Л еонид Михайлович организовал в экипаже чтение и обсуждение статьи на эту тему, опубликованной в од ном из наших журналов. Перед командой с интересным рас сказом выступил начальник радио станции А. М. Абакумов. О пираясь на ф акты , прим еры , он рассказал о подрывной деятельности «Голоса Америки», «Би-Би-Си», «Свободной Европы» и других враждебных р а диостанций. Учитывая плохую слышимость со ветских радиопередач в этом районе в дневное время, Крылов записывал передачи Москвы к ночные часы , а затем днем транслировал их. Такой серьезный подход к делу первого помощника капитана Л. М. Крылова вкупе с чёткой системой идейно-политического воспитания мо ряков во многом способствовал то му, что в экипаже «Розы Лю ксем бург» не было и пет случаев н ару шения дисциплины или таможенных правил. Да их и не должно быть в наших экипажах, если, конечно, труд каждого моряка на судне плодотво рен н направлен не только на выпол нение производственных задач, н о - и на воспитание человека. Ю. АЛЕКСАНДРОВ, и. о. начальника отдела по работе с моряками загранплавания управления «Севрыбхолодфлот». ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРЙСТ Управление «Севрыбпромраэведна» — самый молодой из наших флотов. Среди проблем роста, которые неизбежны, одна из наиболее острых — воспи тание кадров. Именно об этом размышляют заведующий промышленно-транс- портным отделом Октябрьского райкома КПСС В. АНИСИМОВ и инструктор этого отдела Ю. АРТЕМЬЕВ. В современных условиях, когда флот оснащ ается сложной дорогостоя щей техникой, а судовые экипажи ос ваивают открытую часть океана, ве дут работы в дальних районах про мысла, большое значение приобре тает уровень квалификации моряков, особенно командных кадров судов и специалистов аппарата управления. Однако на флоте около семидесяти процентов капитанов, старших по мощников капитанов, старших и вто рых механиков не имеют высшего образования. Причем учатся из них всего пять человек. На различных судовых должностях работают 35 человек, не закончив ших десятилетку. И з 200 специали стов научно-технического персонала только у двоих — ученая степень кандидата наук. Всего десять первых помощников капитанов (из двадцати восьми) специалисты с высшим от раслевым или партийным образова нием. Из тысячного отряда специа листов только восемь судоводителей и девять научных работников сво бодно владеют иностранным языком. Руководители флота пока не нашли эффективных мер в борьбе за укреп ление дисциплины и снижение теку чести кадров, за грамотную , безава рийную эксплуатацию техники. В прошлом и с начала текущего года число нарушений трудовой дисципли ны и общественного порядка растет. Во многом это объясняется тем, что партийный комитет не выдвинул в качестве основной .заботу об увеличе нии партийной прослойки. Так, ср е ди командного состава всего 18 про центов коммунистов. Далеко не все руководители высту пают с лекциями и беседами, у ч а ствуют в единых политднях. Н ередко среди командиров бы тует мнение: был бы план, а остальное приложит ся. Т ак считал и капитан С РТ «А хилл» В. И. Мельниченко, пол ностью устранившийся от воспита тельной работы в экипаже. Многие командиры не считают нужным про явл ять себя в общественной работе. Возможно, именно этим и об ъ ясн я ется тот факт, что с 1982 года по апрель нынешнего 110 моряков за различны е производственные упущ е ния. личную недисциплинирован ность и низкие моральные качества отстранены от работы. В их числе 10 капитанов, 17 старших механиков, 3 первых помощника и 4 помощника капитана по науке. Это особенно на стораживает. Конечно, н ельзя сказать, что в по следние годы в «Севрыбпромразвед- ке> нет никаких перемен к лучш ему. С начала одиннадцатой пятилетки с 25 2 до 4 0 6 возросло количество командиров, окончивших вузы. Практически завершен на флоте пе реход к всеобщему среднему обра зованию . Более 150 человек обуча ются в высших и средних учебных заведениях. Упорядочена структура отдела кадров и отдела по работе с м о р як а ми загранплавания. Р аботает и об щественный отдел кадров. ...Молодость есть молодость: ошиб ки неизбежны и порой простительны. Но необходимо реально посмотреть на положение вещей и не дать этой «молодости» перерасти (нет, не в старость) в мальчишество. С го дами должна приходить мудрость. Реформа — год первый р КОНЦЕ МАЯ в школах торжествен- 13 но прозвучали последние звонки, возвестившие, что очередной учебный год закончился. И по сложившейся тра диции работники флота — представи тели администрации, парткома, профсо юзного комитета, отделов и служб при шли поздравить ребят, высказать напут ственные слова. Так повелось давно. Но если сценарий последнего звонка не изменился, то содержание завершивше гося учебного года во многом претерпе ло изменение. Финишировал первый год действия школьной реформы. Каким он был? Для тралового флота, шефствующего над пятью учебными учреждениями (мурманскими средними школами № 1, 2, 10, ГПТУ № 6 и мо реходным училищем имени И. И. Меся- цева), вопрос далеко не риторический. На моряков возложена высокая мо ральная ответственность за состояние трудового обучения, воспитания и про фессиональной ориентации более пяти тысяч молодых мурманчан. Весной прошлого года администра цией флота по согласованию с проф комом был составлен развернутый план конкретных мероприятий по реализа ции школьной реформы на период по 1990 год включительно. В нем — меры организационно - идеологической ра боты, укрепления материально-техни ческой базы школ и училищ, исполь зования практических навыков учащих ся. Все подшефные учебные учрежде ния закреплены за службами( отдела ми флота. Согласована также созмест- ная работа с руководством подшефных школ, училищ. Приказом начальника флота все классы и группы обрели сво их шефов в лице конкретных судовых экипажей. Создана флотская комиссия по осуществлению школьной рефор мы. Ряд организационных вопросов решен на совместных совещаниях пред ставителей флота и директоров школ и училищ. Такова далеко не в полном изложе нии организационная сторона дела, Что касается мер практического по рядка, то прогресс достаточно ощутим. Дважды — в октябре прошлого года и в феврале текущего — флотская ко миссия провела родительские конфе ренции. Организована стажировка стар ших классов подшефных школ на ра ОЦЕНКА ЗА ШКОЛУ диоцентра и в плавмастерской № 613. Флотом оборудованы два класса ■ учебно-производственном комбинате Октябрьского района, один класс — в Ленинском УПК, пять мастерских в ГПТУ № 6, класс (180 мест) на учебном судне «Златоуст». Прошли практику на судах флота 150 курсантов профтех училища № 6. Укреплена материально-техническая база подшефных. Школам передано 16 единиц оборудования на сумму 3 ты сячи рублей. На капитальный ремонт школьных помещений затрачено 36 тысяч рублей плюс 23 тысячи на те же цели в профтехучилище. 76 единиц оборудования на 87 тысяч рублей пере дано в распоряжение курсантов море ходного училища им. И. И. Месяцева. 60 тысяч рублей флот выделил на ремонт подшефных школ в тенущем году. Ко нечно, эта сумма далеко не и полной мере удовлетворяет нужды шкот, но, по общему признанию их администра ции, в материальном отношении по мощь флота весьма ощутима. Такая же оценка и в плане содействия в меро приятиях идейно-воспитательного ха рактера. Оказана помощь подшефным и з кадрах. 19 квалифицированных ра ботников флота направлены мастерами производственного обучения и препода вателями. Как известно, немаловажная роль в реализации школьной реформы отве дена советам содействия семье и шко ле. Их задачи — усилить требователь ность к родителям за воспитание де тей, повысить педагогическую компе тентность отцов и матерей, обеспечить единство семейного и общественного воспитания. Практически такой созет при должной организации его работы становится посредником между шко лой и семьей, их связующим звеном. Созданный при парткоме флота со вет содействия семье и школе накопил определенный опыт воспитательной ра боты как с «трудными» подростками, так и с неблагополучными семьями. В составе совета, возглавляемого началь ником отдела по работе с моряками загранплавания И. М. Морозовым, 24 человека, представляющие администра цию, партком, профсоюзный комитет, службы, отделы. Работают три комис сии. В сфере их деятельности связь с подшефными школами, воздействие на трудновоспитуемых подростков и их родителей, работа с неблагополучными семьями, несовершеннолетними моря ками и другие вопросы. Поддержива ются шефские связи с детскими клу бами «Атлантика», «Маяк», «Орленок». Несколько месяцев назад создана сек ция по организации трудового воспи тания, обучения и профориентации. Улучшились контакты судовых эки пажей со школами. Речь идет прежде всего о коллективах больших автоном ных траулеров «Адмирал Колышкин», «Алексей Генералов», БМРТ «Волго- балт» (капитаны В. И. Шаповалов, Г. В. Бердышевский, Е. М. Фролов), имею щих плодотворные связи с подшеф ными классами. Совет контролирует поведение и учебу 38 «трудных» подростков, ведет кропотливую, во многом сложную ин дивидуальную работу с каждым из них, добиваясь, чтобы они выросли достой ными нашего общества людьми. В оп ределенной мере это приносит благо творные результаты. За год снято с учета 10 школьников, считавшихся «трудными». Работа на промысле, длительная отор ванность моряков от семей в ряде слу чаев, разумеется, отрицательно сказы вается на обстановке в семье и прежде всего на поведении, учебе детей. По винны здесь нередко и сами отцы. Это негативное обстоятельство мы постоян но учитываем и при первом же его признаке прибегаем к необходимым ме рам, порой крутым. За год совет со действия семье и школе призвал к об щественной ответственности 56 работ ников флота, из которых семерым за прещен выход в море до разрешения своих семейно-воспитательных проблем. О том, насколько действенна данная мера, свидетельствуют примеры. Так, сын капитана Согачева, шестнадцати летний Андрей стал плохо учиться, пропускать занятия, резко ухудшил по ведение и в итоге оказался на учете в милиции. Совет тут же отреагировал на сигнал, обратившись к главному ка питану флота с просьбой не направлять Согачева-отца в море до тех пор, пока последний всерьез не займется воспи танием сына. Четыре месяца спустя, когда подросток был снят с учета в милиции, капитан Согачев получил «добро» на уход в рейс. За упущения в воспитании своих де тей 24 моряка строго предупреждены, 5 человек держали ответ перед това рищеским судом. Практически еще не решен вопрос использования труда школьников для выполнения заказов на изготовление различных деталей и изделий (хотя в пла«е таковое и значится). Здесь не достигнута согласованность в действи ях шефствующих отделов и служб с руководителями школ. Очень робко (по той же причине) проводятся экс курсии старшеклассников на суда, при ходящие с промысла, флот располагает учебным судном «Златоуст», на кото ром имеются прекрасно оборудозаннь:® классы. Казалось бы, грешно не ис пользовать хорошую возможность для приобщения старшеклассников к мор скому делу. Но директоры школ № 1, 2, 10 о нем почти не знают, а шефы — службы эксплуатации, подменных эки пажей и ОКС флота (тт. Б. К. Сулимоз, Б. П. Савельев, В. П. Манушин) да и сам председатель флотской комиссии по реализации школьной реформы зам. начальника флота П. В. Шумелянко почему-то не сочли это важным. В си лу специфики флот не может обеспе чить школьников условиями для произ водственной практики, выделяя специ альные рабочие места. Тем более учеб ное судно должно быть к услугам ре бят, и не эпизодически, а постоянно. Школьная реформа — программа не одного года. Но, рассчитанная на дли тельный срок, она обязует исключать недостатки без промедления. Н. ЖУРАВЛЕВ, зам. секретаря парткома Мурман ского тралового флота. И 1БНЫИМУРМАН 19 июля 1985 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz