Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.

Партийная жизнь •' О п ы т —Внимание: проблема С учетом специфики С тройная система организации ин­ формационно-пропагандистской дея­ тельности судовой идеологической группы сложилась на транспортном реф риж ераторе «Рола Люксембург*. Первый помощник капитана Л. М. Крылов важнейшим условием счита­ ет тщ ательный подбор людей. При формировании группы особое внима­ ние обращ ается на идейно-идеологи­ ческую подготовку, образование, опыт, характеры моряков. Леонид Михайлович планирует основные направления работы с уче­ том особенностей рейса и политиче­ ской обстановки в мире. Так, перед очередным выходом в море Крылов учел, что в составе экипажа много курсантов-практикантов и не все мо­ ряки бывали в ннпортах, значит, на этих новичков и надо обратить самое серьезное внимание. Главное, дум ал К ры лов,— усилить идейно-политическую закал ку моря­ ков, особенно молодежи, воспитывать их на разоблачении лживости бурж у­ азной «демократии», милитаристской сущности империализма, на пропа­ ганде советского образа жизни. Лео­ нид Михайлович еще р аз сам р а зъ ­ яснил курсантам таможенные п р а­ вила. Перед заходом в инпорты Крылов вместе с членами идеологической груп­ пы беседовал с моряками о полити­ ческой обстановке в стране, внутрен­ ней и внешней политике государства. Перед командой выступали те м оря­ ки, которые уж е ранее работали в этом районе промысла. Большую работу идеологическая группа вела и в порту с местным н а­ селением, стремившимся узнать правду о Советском Союзе. Моряки приглаш али людей на судно, пока­ зы вали кинофильмы , устраивали ве­ чера отдыха, рассказы вали о положе­ нии в мире и, конечно, вручали ино­ странцам наши русские сувениры. Крылов знал, как сильно в этом районе действие различного рода враждебных «голосов» и отчасти по­ тому, что передачи советских радио­ станций проходят сюда плохо. З н а ­ чит, необходимо еще более усилить разъяснительную работу среди л и ч ­ ного состава. Моряков, в частности, интересо­ вали причины поднятой на Западе очередной антисоветской кампании. Л еонид Михайлович организовал в экипаже чтение и обсуждение статьи на эту тему, опубликованной в од­ ном из наших журналов. Перед командой с интересным рас­ сказом выступил начальник радио­ станции А. М. Абакумов. О пираясь на ф акты , прим еры , он рассказал о подрывной деятельности «Голоса Америки», «Би-Би-Си», «Свободной Европы» и других враждебных р а ­ диостанций. Учитывая плохую слышимость со­ ветских радиопередач в этом районе в дневное время, Крылов записывал передачи Москвы к ночные часы , а затем днем транслировал их. Такой серьезный подход к делу первого помощника капитана Л. М. Крылова вкупе с чёткой системой идейно-политического воспитания мо­ ряков во многом способствовал то­ му, что в экипаже «Розы Лю ксем ­ бург» не было и пет случаев н ару­ шения дисциплины или таможенных правил. Да их и не должно быть в наших экипажах, если, конечно, труд каждого моряка на судне плодотво­ рен н направлен не только на выпол­ нение производственных задач, н о - и на воспитание человека. Ю. АЛЕКСАНДРОВ, и. о. начальника отдела по работе с моряками загранплавания управления «Севрыбхолодфлот». ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРЙСТ Управление «Севрыбпромраэведна» — самый молодой из наших флотов. Среди проблем роста, которые неизбежны, одна из наиболее острых — воспи­ тание кадров. Именно об этом размышляют заведующий промышленно-транс- портным отделом Октябрьского райкома КПСС В. АНИСИМОВ и инструктор этого отдела Ю. АРТЕМЬЕВ. В современных условиях, когда флот оснащ ается сложной дорогостоя­ щей техникой, а судовые экипажи ос­ ваивают открытую часть океана, ве­ дут работы в дальних районах про­ мысла, большое значение приобре­ тает уровень квалификации моряков, особенно командных кадров судов и специалистов аппарата управления. Однако на флоте около семидесяти процентов капитанов, старших по­ мощников капитанов, старших и вто­ рых механиков не имеют высшего образования. Причем учатся из них всего пять человек. На различных судовых должностях работают 35 человек, не закончив­ ших десятилетку. И з 200 специали­ стов научно-технического персонала только у двоих — ученая степень кандидата наук. Всего десять первых помощников капитанов (из двадцати восьми) специалисты с высшим от­ раслевым или партийным образова­ нием. Из тысячного отряда специа­ листов только восемь судоводителей и девять научных работников сво бодно владеют иностранным языком. Руководители флота пока не нашли эффективных мер в борьбе за укреп ­ ление дисциплины и снижение теку­ чести кадров, за грамотную , безава­ рийную эксплуатацию техники. В прошлом и с начала текущего года число нарушений трудовой дисципли­ ны и общественного порядка растет. Во многом это объясняется тем, что партийный комитет не выдвинул в качестве основной .заботу об увеличе­ нии партийной прослойки. Так, ср е­ ди командного состава всего 18 про­ центов коммунистов. Далеко не все руководители высту­ пают с лекциями и беседами, у ч а­ ствуют в единых политднях. Н ередко среди командиров бы тует мнение: был бы план, а остальное приложит­ ся. Т ак считал и капитан С РТ «А хилл» В. И. Мельниченко, пол­ ностью устранившийся от воспита­ тельной работы в экипаже. Многие командиры не считают нужным про­ явл ять себя в общественной работе. Возможно, именно этим и об ъ ясн я­ ется тот факт, что с 1982 года по апрель нынешнего 110 моряков за различны е производственные упущ е­ ния. личную недисциплинирован­ ность и низкие моральные качества отстранены от работы. В их числе 10 капитанов, 17 старших механиков, 3 первых помощника и 4 помощника капитана по науке. Это особенно на­ стораживает. Конечно, н ельзя сказать, что в по­ следние годы в «Севрыбпромразвед- ке> нет никаких перемен к лучш ему. С начала одиннадцатой пятилетки с 25 2 до 4 0 6 возросло количество командиров, окончивших вузы. Практически завершен на флоте пе­ реход к всеобщему среднему обра­ зованию . Более 150 человек обуча­ ются в высших и средних учебных заведениях. Упорядочена структура отдела кадров и отдела по работе с м о р як а­ ми загранплавания. Р аботает и об­ щественный отдел кадров. ...Молодость есть молодость: ошиб­ ки неизбежны и порой простительны. Но необходимо реально посмотреть на положение вещей и не дать этой «молодости» перерасти (нет, не в старость) в мальчишество. С го­ дами должна приходить мудрость. Реформа — год первый р КОНЦЕ МАЯ в школах торжествен- 13 но прозвучали последние звонки, возвестившие, что очередной учебный год закончился. И по сложившейся тра­ диции работники флота — представи­ тели администрации, парткома, профсо­ юзного комитета, отделов и служб при­ шли поздравить ребят, высказать напут­ ственные слова. Так повелось давно. Но если сценарий последнего звонка не изменился, то содержание завершивше­ гося учебного года во многом претерпе­ ло изменение. Финишировал первый год действия школьной реформы. Каким он был? Для тралового флота, шефствующего над пятью учебными учреждениями (мурманскими средними школами № 1, 2, 10, ГПТУ № 6 и мо­ реходным училищем имени И. И. Меся- цева), вопрос далеко не риторический. На моряков возложена высокая мо­ ральная ответственность за состояние трудового обучения, воспитания и про­ фессиональной ориентации более пяти тысяч молодых мурманчан. Весной прошлого года администра­ цией флота по согласованию с проф­ комом был составлен развернутый план конкретных мероприятий по реализа­ ции школьной реформы на период по 1990 год включительно. В нем — меры организационно - идеологической ра­ боты, укрепления материально-техни­ ческой базы школ и училищ, исполь­ зования практических навыков учащих­ ся. Все подшефные учебные учрежде­ ния закреплены за службами( отдела­ ми флота. Согласована также созмест- ная работа с руководством подшефных школ, училищ. Приказом начальника флота все классы и группы обрели сво­ их шефов в лице конкретных судовых экипажей. Создана флотская комиссия по осуществлению школьной рефор­ мы. Ряд организационных вопросов решен на совместных совещаниях пред­ ставителей флота и директоров школ и училищ. Такова далеко не в полном изложе­ нии организационная сторона дела, Что касается мер практического по­ рядка, то прогресс достаточно ощутим. Дважды — в октябре прошлого года и в феврале текущего — флотская ко­ миссия провела родительские конфе­ ренции. Организована стажировка стар­ ших классов подшефных школ на ра­ ОЦЕНКА ЗА ШКОЛУ диоцентра и в плавмастерской № 613. Флотом оборудованы два класса ■ учебно-производственном комбинате Октябрьского района, один класс — в Ленинском УПК, пять мастерских в ГПТУ № 6, класс (180 мест) на учебном судне «Златоуст». Прошли практику на судах флота 150 курсантов профтех­ училища № 6. Укреплена материально-техническая база подшефных. Школам передано 16 единиц оборудования на сумму 3 ты­ сячи рублей. На капитальный ремонт школьных помещений затрачено 36 тысяч рублей плюс 23 тысячи на те же цели в профтехучилище. 76 единиц оборудования на 87 тысяч рублей пере­ дано в распоряжение курсантов море­ ходного училища им. И. И. Месяцева. 60 тысяч рублей флот выделил на ремонт подшефных школ в тенущем году. Ко­ нечно, эта сумма далеко не и полной мере удовлетворяет нужды шкот, но, по общему признанию их администра­ ции, в материальном отношении по­ мощь флота весьма ощутима. Такая же оценка и в плане содействия в меро­ приятиях идейно-воспитательного ха­ рактера. Оказана помощь подшефным и з кадрах. 19 квалифицированных ра­ ботников флота направлены мастерами производственного обучения и препода­ вателями. Как известно, немаловажная роль в реализации школьной реформы отве­ дена советам содействия семье и шко­ ле. Их задачи — усилить требователь­ ность к родителям за воспитание де­ тей, повысить педагогическую компе­ тентность отцов и матерей, обеспечить единство семейного и общественного воспитания. Практически такой созет при должной организации его работы становится посредником между шко­ лой и семьей, их связующим звеном. Созданный при парткоме флота со­ вет содействия семье и школе накопил определенный опыт воспитательной ра­ боты как с «трудными» подростками, так и с неблагополучными семьями. В составе совета, возглавляемого началь­ ником отдела по работе с моряками загранплавания И. М. Морозовым, 24 человека, представляющие администра­ цию, партком, профсоюзный комитет, службы, отделы. Работают три комис­ сии. В сфере их деятельности связь с подшефными школами, воздействие на трудновоспитуемых подростков и их родителей, работа с неблагополучными семьями, несовершеннолетними моря­ ками и другие вопросы. Поддержива­ ются шефские связи с детскими клу­ бами «Атлантика», «Маяк», «Орленок». Несколько месяцев назад создана сек­ ция по организации трудового воспи­ тания, обучения и профориентации. Улучшились контакты судовых эки­ пажей со школами. Речь идет прежде всего о коллективах больших автоном­ ных траулеров «Адмирал Колышкин», «Алексей Генералов», БМРТ «Волго- балт» (капитаны В. И. Шаповалов, Г. В. Бердышевский, Е. М. Фролов), имею­ щих плодотворные связи с подшеф­ ными классами. Совет контролирует поведение и учебу 38 «трудных» подростков, ведет кропотливую, во многом сложную ин­ дивидуальную работу с каждым из них, добиваясь, чтобы они выросли достой­ ными нашего общества людьми. В оп­ ределенной мере это приносит благо­ творные результаты. За год снято с учета 10 школьников, считавшихся «трудными». Работа на промысле, длительная отор­ ванность моряков от семей в ряде слу­ чаев, разумеется, отрицательно сказы­ вается на обстановке в семье и прежде всего на поведении, учебе детей. По­ винны здесь нередко и сами отцы. Это негативное обстоятельство мы постоян­ но учитываем и при первом же его признаке прибегаем к необходимым ме­ рам, порой крутым. За год совет со­ действия семье и школе призвал к об­ щественной ответственности 56 работ­ ников флота, из которых семерым за­ прещен выход в море до разрешения своих семейно-воспитательных проблем. О том, насколько действенна данная мера, свидетельствуют примеры. Так, сын капитана Согачева, шестнадцати­ летний Андрей стал плохо учиться, пропускать занятия, резко ухудшил по­ ведение и в итоге оказался на учете в милиции. Совет тут же отреагировал на сигнал, обратившись к главному ка­ питану флота с просьбой не направлять Согачева-отца в море до тех пор, пока последний всерьез не займется воспи­ танием сына. Четыре месяца спустя, когда подросток был снят с учета в милиции, капитан Согачев получил «добро» на уход в рейс. За упущения в воспитании своих де­ тей 24 моряка строго предупреждены, 5 человек держали ответ перед това­ рищеским судом. Практически еще не решен вопрос использования труда школьников для выполнения заказов на изготовление различных деталей и изделий (хотя в пла«е таковое и значится). Здесь не достигнута согласованность в действи­ ях шефствующих отделов и служб с руководителями школ. Очень робко (по той же причине) проводятся экс­ курсии старшеклассников на суда, при­ ходящие с промысла, флот располагает учебным судном «Златоуст», на кото­ ром имеются прекрасно оборудозаннь:® классы. Казалось бы, грешно не ис­ пользовать хорошую возможность для приобщения старшеклассников к мор­ скому делу. Но директоры школ № 1, 2, 10 о нем почти не знают, а шефы — службы эксплуатации, подменных эки­ пажей и ОКС флота (тт. Б. К. Сулимоз, Б. П. Савельев, В. П. Манушин) да и сам председатель флотской комиссии по реализации школьной реформы зам. начальника флота П. В. Шумелянко почему-то не сочли это важным. В си­ лу специфики флот не может обеспе­ чить школьников условиями для произ­ водственной практики, выделяя специ­ альные рабочие места. Тем более учеб­ ное судно должно быть к услугам ре­ бят, и не эпизодически, а постоянно. Школьная реформа — программа не одного года. Но, рассчитанная на дли­ тельный срок, она обязует исключать недостатки без промедления. Н. ЖУРАВЛЕВ, зам. секретаря парткома Мурман­ ского тралового флота. И 1БНЫИМУРМАН 19 июля 1985 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz