Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
Подвиг Мурманска • ВКЛАД НАШИХ КОНСТРУКТОРОВ Мурманской судострои тельно-судоремонтной верфи после окончания Великой Отечественной войны было вручено на вечное хранение Красное знамя Государствен ного Комитета Обороны. Этот акт свидетельствовал о признании существенного вклада коллектива в дело Победы над врагом. Действительно, коллектив верфи, возглавляемый П. В. Сапанадзе, многое сделал в тяжелых условиях военного времени: ремонтировал и до оборудовал боевые и вспомо гательные корабли Север ного флота, рыболовные траулеры, изготовлял от дельные виды вооружения для 14-й армии. Определен ный вклад в это важное дело внесли и конструкторы пред приятия. Разработкой техни ческой документации для бо евых кораблей Северного флота занималось всего 4 че ловека — Л. А. Смолин, АЛ. А. Пронин, П. А. Хохлин и автор этих строк. Условия того времени дале- но не благоприятствовали ра боте конструкторов, сосредо точению и х мы сли: каж дая воздушная тревога — а их бывало помногу в течение ра бочего дня — отвлекала, ино гда вынуждала оставлять рабочее место. Чем же мы занимались в военные годы? Для изготовления миноме тов и мин от заказчика были получены чертежи. Эту доку ментацию в сжатые сроки мы тщательно просмотрели и от корректировали — примени тельно к технологическим и материальным возможностям верфи.. Изготовили чертежи на необходимую дополни тельную оснастку. Л. А. Смо линым совместно с техноло гами были внесены некото рые упрощения в конструк цию миномета, не снижаю щие боевых показателей оружия. Для рыболовных траулеров разрабатывались чертежи на установку артиллерийского вооружения, что влекло за собой изменение весовой на грузки корабля и, как след ствие этого, — проверку ос тойчивости выполнением со ответствующего расчета. В трюмах траулеров оборудо вались артпогреба с системой подачи снарядов. На ботдеке для установки бомбометов глубинных бомб ставились подкрепления. Выпускалась также документация на тра ловое вооружение и на ус тановку морских дымовых шашек. Поскольку траулеры того времени были разносерийны ми, требовалась разработка проектов вооружения для каждой конкретной серии, а иногда и отдельного судна. Для боевых кораблей вы пускались чертежи на уста новку гидроакустических при боров обнаружения подвод ных лодок — АСДИКов. Их установка требовала необхо димости выреза в корпусе корабля с последующим его подкреплением. Хочется отметить, что все ми работами по воплощению чертежей в «металл» на ко раблях руководил старший прораб верфи («железный прораб») Г. Ф . Левкин, ныне почетный гражданин города Мурманска. П. САВИЧЕВ, кавалер ор денов Ленина, Трудового Красного Знамени, Крас ной Звезды. ТИПОГРАФИЯ механиче- ■D ских судоремонтных мастерских на западном бере гу Кольского залива, в посел• ке Абраммыс, еще не написа на. Она существует в жизни, а не на бумаге. Сегодня — это завод-филиал № 2 объ единения <г Мурманская судо верфь». Коллектив завода вносит заметный вклад в об щие дела объединения. Но об этом — особый разговор. А мне, ветерану предприятия, в год 40-летия Победы хотелось бы рассказать, пусть коротко, о делах абраммысских судоре монтников в годы Великой Отечественной войны. Они внесли свой вклад в победу над врагом. Есть и их заслуга в том, что Мурманск стал го- родом-героем. •» ЦЕЛЬ НА ЗАПАДНОЙ БЕРЕГУ За станками —женщины Война отодвинула планы мирного развития мастер ских. Но не сократила, а порой и увеличила планы по ремонту судов. Это уже бы ли заказы военного времени. Количество рабочих умень шилось на 5 0—60 процен тов — они ушли воевать. Часть трудоспособного на селения была эвакуирована в глубинные области стра ны. Снабжение материалами, продуктами питания ухудши лось... И Это еще не все. Каждый мурманчанин знает, что Абраммыс расположен как раз напротив порта, ко торый был основной целью для налетов фашистской авиации. Но на этом прямом «маршруте» воздушные пи раты бросали бомбы и до подхода к порту. Цели на западном берегу залива при влекали врага. Поэтому аб- раммысские судоремонтники рассредоточили станочное оборудование по домам по селка, что, конечно, услож няло работу. Но с этим ми рились, как и с тем, что «цехи» были почти без отоп ления, а окна — без стекол. Первый фронтовой заказ — переоборудование рыбо ловных судов в военных це лях — был вйполнен. Про шло время — освоили судо ремонтники выпуск волокуД для транспортировки ране ных в условиях бездорожья, минометов; ремонт боевой техники. Но кто же взвалил на свои плечи этот нелегкий груз? Женщины — наши славные труженицы! Токарное дело не такое уж простое ремесло. Но освоили его в сжатые сроки и стали успешно выполнять задания Н. М. Машарская, В И. Погодина, Л. К. Мызина, О. А. Емельянова, Е. П. Шайхиева, Т. С. Лопская и другие женщины Абраммы- са. Кажется странным сегодня такое сочетание слов: жен щина-слесарь. А тогда в слесарных бригадах было их немало. Причем в бригадах, занятых ремонтом судовых двигателей. Работа, прямо скажем, не из легких и «чи стых». Но с нею умело справлялись молодые жен щины Тася Львова (впослед ствии бригадир), А ля Фур манова, Аня Безбородова, Нина Лопская, Ксения Лео нова, Маша Деревлева, Аня Буянова, Лида Сычева, Аня Голованова, Лиза Гунина — список этих отважных, са моотверженных тружениц военного времени немал. Надо поклониться им в пояс, отдать должное героическому труду всего этого поколе н и я ^ девчата себя героями не считали. Слово «надо» для них было равно слову «приказ». Ветераны помнят, как они на лету схватывали каждое слово своих настав ников — бригадиров слеса рей Я. М. Кудрина, А. С. Лебедева, И. Н. Синякова, стремились' перенять их опыт и мастерство. Рабочий день — 1 2— 14 часов, при выполнении особо важных заданий — и того больше. Казалось, у станков и вер стаков стояли не милые и любящие заботу и ласку представительницы «слабого пола», а железные исполни тели приказов. Ничего по добного — это были живые люди, жены, сестры, неве сты воинов, сражавшихся с ненавистным врагом, умные, работящие наши подруги. Они жили и трудились под девизом: «Все для фронта, все — для победы!» А для Мурманчанок прифронтовогб Мурманска передний край — понятие не отвлеченное: чер ные хищные крылья do свастикой, разрывы бомб, пламя и дым пожарищ, гро хот зенитных орудий, стоя щих рядом с поселком, — война каждодневно напоми нала о себе. Как и изранен ные корабли, которые надо было вернуть в строй Север ного флота. Много добрых слов сказа но в адрес женщин — тру жениц военного времени. Пусть и эти строки напом нят еще раз о их подвиге во имя Победы. Боевой орден —кузнецу Коллектив абраммысских судоремонтных мастерских с честью справился с задача ми военного времени. Воен ный Совет Северного флота не раз отмечал его благодар ностями за досрочное и добросовестное выполнение заданий командования. Мно го сделали для этого специа листы мастерских: А. В. Беляков, М. В. и А. В. Игум Среди них — и А лександр Ива нович. Но он, а такж е А . А. Крохин (слесарь, в 1941—42 гг. — предместкома профсоюза) и Безбородов ста л и ... ппртиэа- йами. Партизаны с Абраммыса Добровольцы - судоремонт ники были зачислены в пар тизанский отряд «Советский Мурман» (командир С. Д. Куроедов, комиссар В. Н. Васильев). Немало смелых рейдов в глубокий тыл врага совершили партизаны. Унич тожали гарнизоны, взрывали мосты, нарушали телефон ную связь, добывали боевые Сведения о силах фашистов. Бывший командир взвода Отряда «Советский Мурман» Анатолий Казаринов вспоми нает об одном эпизоде из вы лазки во вражеский тыл: «Упал и дал несколько оче редей. В это время Соколов зажег термитный шар и, подбежав к дому, бросил его. Стало светло, как от вольто вой дуги. Деревянное строе ние вспыхнуло. Неподалеку взметнулся столб яркого пламени — это Крохин и Антонов взорвали бензоко лонку». Эта операция прошла усп еш но и без потерь. Бывшие к у з нец А . И. Антонов и слесарь А. А . Крохин с Абраммыса хорошо исполняли и боевую работу. К сожалению , мирным трудом им не довелось боль ше зан яться: А . А . Крохин по гиб, прикрывая отходящ ий по сле операции отряд, а А . И. Антонов замерз 5 января 1943 года (как и другие его товарищи) в длительном зим нем походе к вражескому аэ родрому (в тр е хста х километ рах от базы партизан). За время нахождения в партизанском отряде «Совет ский Мурман» А. И. Анто нов показал себя подлин ным патриотом нашей Роди ны, мужественным и сме лым бойцом. Да, пам ять о те х, ит<1 отсто ял в ж естоких боях свободу и независимость нашей Родины, бессмертна. 40 лет мирного труда советских людей сдела ли наш у страну еще м огущ ест веннее. Залечил раны Мур манск, ставший недавно горо- дом-героем. Неузнаваемо изме нились поселок Абраммыс и его завод, выросший из ма стерских. Новые поколения су доремонтников своим трудом укрепляю т дело мира. А о вой не напоминает зенитное ору дие на пьедестале, установлен ное на склоне сопки. Ствол °Р У Д И я смотрит в мирное не бо. П усть оно будет таким всегда! В. СЫРОПОРШНЕВ, ветеран войны и труда. новы, А. Д. и Н. Д. Козло вы, С. В. Кармановский, А. Ф. Малков, А. Ф. Моск вин, А. И. Молодцов, М. (J. Меркулов, Ф. И. Мастинин, А. В. Миронов, А. Н ., М. Я. и И. Ф. Первухины, Ф. Д. Рожновский, И. Н. Синяков — и этот список можно про должить... Отличившихся отмечал и наркомат рыбной промыш ленности. Так, Похвальной грамотой он отметил И. А . Лебедева 7 мая 1942 года за высокие личные произ водственные показатели, ко торых судоремонтник добил ся в прифронтовых услови ях. Боевого ордена — Крас ной Звезды — заслужил кузнец Александр Иванович Антонов (он — на публи куемом единственном сохра нившемся снимке). К ордену рабочий был представлен так же Военным Советом Север ного флота — выполнял к у з нец отлично заказы флота $ самый горячий 1942 гоД. Да иначе коммунист-су доремонтник работать не мог. Он и до этого имел немало благодарностей за добросо вестный труд. Ремесло кузнеца немыслимо без см екалки, без вы дум ки. И Александр Иванович го натуре своей был именно таким : при поступлении заказа от воен ны х моряков всегда прикиды* вал, нак лучш е с ним спра виться — быстро и с высоким качеством. Его изобретатель ности, другого слова не найду, удивлялись не только товари щи по цеху, но и заказчики: искалеченная снарядом или бомбой деталь боевой техн ики , побывавшая в р уках искусно го рабочего, становилась «кан новенькая». И хо ть прифронтовыми были мастерские Абраммыса, многие судоремонтники добивались направления п действующ ую армию, как тогда говорили. 12 июля 1985 года 8 • г МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz