Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.

Подвиг Мурманска • ВКЛАД НАШИХ КОНСТРУКТОРОВ Мурманской судострои­ тельно-судоремонтной верфи после окончания Великой Отечественной войны было вручено на вечное хранение Красное знамя Государствен­ ного Комитета Обороны. Этот акт свидетельствовал о признании существенного вклада коллектива в дело Победы над врагом. Действительно, коллектив верфи, возглавляемый П. В. Сапанадзе, многое сделал в тяжелых условиях военного времени: ремонтировал и до­ оборудовал боевые и вспомо­ гательные корабли Север­ ного флота, рыболовные траулеры, изготовлял от­ дельные виды вооружения для 14-й армии. Определен­ ный вклад в это важное дело внесли и конструкторы пред­ приятия. Разработкой техни­ ческой документации для бо­ евых кораблей Северного флота занималось всего 4 че­ ловека — Л. А. Смолин, АЛ. А. Пронин, П. А. Хохлин и автор этих строк. Условия того времени дале- но не благоприятствовали ра­ боте конструкторов, сосредо­ точению и х мы сли: каж дая воздушная тревога — а их бывало помногу в течение ра­ бочего дня — отвлекала, ино­ гда вынуждала оставлять рабочее место. Чем же мы занимались в военные годы? Для изготовления миноме­ тов и мин от заказчика были получены чертежи. Эту доку­ ментацию в сжатые сроки мы тщательно просмотрели и от­ корректировали — примени­ тельно к технологическим и материальным возможностям верфи.. Изготовили чертежи на необходимую дополни­ тельную оснастку. Л. А. Смо­ линым совместно с техноло­ гами были внесены некото­ рые упрощения в конструк­ цию миномета, не снижаю­ щие боевых показателей оружия. Для рыболовных траулеров разрабатывались чертежи на установку артиллерийского вооружения, что влекло за собой изменение весовой на­ грузки корабля и, как след­ ствие этого, — проверку ос­ тойчивости выполнением со­ ответствующего расчета. В трюмах траулеров оборудо­ вались артпогреба с системой подачи снарядов. На ботдеке для установки бомбометов глубинных бомб ставились подкрепления. Выпускалась также документация на тра­ ловое вооружение и на ус­ тановку морских дымовых шашек. Поскольку траулеры того времени были разносерийны­ ми, требовалась разработка проектов вооружения для каждой конкретной серии, а иногда и отдельного судна. Для боевых кораблей вы­ пускались чертежи на уста­ новку гидроакустических при­ боров обнаружения подвод­ ных лодок — АСДИКов. Их установка требовала необхо­ димости выреза в корпусе корабля с последующим его подкреплением. Хочется отметить, что все­ ми работами по воплощению чертежей в «металл» на ко­ раблях руководил старший прораб верфи («железный прораб») Г. Ф . Левкин, ныне почетный гражданин города Мурманска. П. САВИЧЕВ, кавалер ор­ денов Ленина, Трудового Красного Знамени, Крас­ ной Звезды. ТИПОГРАФИЯ механиче- ■D ских судоремонтных мастерских на западном бере­ гу Кольского залива, в посел• ке Абраммыс, еще не написа­ на. Она существует в жизни, а не на бумаге. Сегодня — это завод-филиал № 2 объ­ единения <г Мурманская судо­ верфь». Коллектив завода вносит заметный вклад в об­ щие дела объединения. Но об этом — особый разговор. А мне, ветерану предприятия, в год 40-летия Победы хотелось бы рассказать, пусть коротко, о делах абраммысских судоре­ монтников в годы Великой Отечественной войны. Они внесли свой вклад в победу над врагом. Есть и их заслуга в том, что Мурманск стал го- родом-героем. •» ЦЕЛЬ НА ЗАПАДНОЙ БЕРЕГУ За станками —женщины Война отодвинула планы мирного развития мастер­ ских. Но не сократила, а порой и увеличила планы по ремонту судов. Это уже бы­ ли заказы военного времени. Количество рабочих умень­ шилось на 5 0—60 процен­ тов — они ушли воевать. Часть трудоспособного на­ селения была эвакуирована в глубинные области стра­ ны. Снабжение материалами, продуктами питания ухудши­ лось... И Это еще не все. Каждый мурманчанин знает, что Абраммыс расположен как раз напротив порта, ко­ торый был основной целью для налетов фашистской авиации. Но на этом прямом «маршруте» воздушные пи­ раты бросали бомбы и до подхода к порту. Цели на западном берегу залива при­ влекали врага. Поэтому аб- раммысские судоремонтники рассредоточили станочное оборудование по домам по­ селка, что, конечно, услож ­ няло работу. Но с этим ми­ рились, как и с тем, что «цехи» были почти без отоп­ ления, а окна — без стекол. Первый фронтовой заказ — переоборудование рыбо­ ловных судов в военных це­ лях — был вйполнен. Про­ шло время — освоили судо­ ремонтники выпуск волокуД для транспортировки ране­ ных в условиях бездорожья, минометов; ремонт боевой техники. Но кто же взвалил на свои плечи этот нелегкий груз? Женщины — наши славные труженицы! Токарное дело не такое уж простое ремесло. Но освоили его в сжатые сроки и стали успешно выполнять задания Н. М. Машарская, В И. Погодина, Л. К. Мызина, О. А. Емельянова, Е. П. Шайхиева, Т. С. Лопская и другие женщины Абраммы- са. Кажется странным сегодня такое сочетание слов: жен­ щина-слесарь. А тогда в слесарных бригадах было их немало. Причем в бригадах, занятых ремонтом судовых двигателей. Работа, прямо скажем, не из легких и «чи­ стых». Но с нею умело справлялись молодые жен­ щины Тася Львова (впослед­ ствии бригадир), А ля Фур­ манова, Аня Безбородова, Нина Лопская, Ксения Лео­ нова, Маша Деревлева, Аня Буянова, Лида Сычева, Аня Голованова, Лиза Гунина — список этих отважных, са­ моотверженных тружениц военного времени немал. Надо поклониться им в пояс, отдать должное героическому труду всего этого поколе­ н и я ^ девчата себя героями не считали. Слово «надо» для них было равно слову «приказ». Ветераны помнят, как они на лету схватывали каждое слово своих настав­ ников — бригадиров слеса­ рей Я. М. Кудрина, А. С. Лебедева, И. Н. Синякова, стремились' перенять их опыт и мастерство. Рабочий день — 1 2— 14 часов, при выполнении особо важных заданий — и того больше. Казалось, у станков и вер­ стаков стояли не милые и любящие заботу и ласку представительницы «слабого пола», а железные исполни­ тели приказов. Ничего по­ добного — это были живые люди, жены, сестры, неве­ сты воинов, сражавшихся с ненавистным врагом, умные, работящие наши подруги. Они жили и трудились под девизом: «Все для фронта, все — для победы!» А для Мурманчанок прифронтовогб Мурманска передний край — понятие не отвлеченное: чер­ ные хищные крылья do свастикой, разрывы бомб, пламя и дым пожарищ, гро­ хот зенитных орудий, стоя­ щих рядом с поселком, — война каждодневно напоми­ нала о себе. Как и изранен­ ные корабли, которые надо было вернуть в строй Север­ ного флота. Много добрых слов сказа­ но в адрес женщин — тру­ жениц военного времени. Пусть и эти строки напом­ нят еще раз о их подвиге во имя Победы. Боевой орден —кузнецу Коллектив абраммысских судоремонтных мастерских с честью справился с задача­ ми военного времени. Воен­ ный Совет Северного флота не раз отмечал его благодар­ ностями за досрочное и добросовестное выполнение заданий командования. Мно­ го сделали для этого специа­ листы мастерских: А. В. Беляков, М. В. и А. В. Игум­ Среди них — и А лександр Ива­ нович. Но он, а такж е А . А. Крохин (слесарь, в 1941—42 гг. — предместкома профсоюза) и Безбородов ста л и ... ппртиэа- йами. Партизаны с Абраммыса Добровольцы - судоремонт­ ники были зачислены в пар­ тизанский отряд «Советский Мурман» (командир С. Д. Куроедов, комиссар В. Н. Васильев). Немало смелых рейдов в глубокий тыл врага совершили партизаны. Унич­ тожали гарнизоны, взрывали мосты, нарушали телефон­ ную связь, добывали боевые Сведения о силах фашистов. Бывший командир взвода Отряда «Советский Мурман» Анатолий Казаринов вспоми­ нает об одном эпизоде из вы­ лазки во вражеский тыл: «Упал и дал несколько оче­ редей. В это время Соколов зажег термитный шар и, подбежав к дому, бросил его. Стало светло, как от вольто­ вой дуги. Деревянное строе­ ние вспыхнуло. Неподалеку взметнулся столб яркого пламени — это Крохин и Антонов взорвали бензоко­ лонку». Эта операция прошла усп еш ­ но и без потерь. Бывшие к у з­ нец А . И. Антонов и слесарь А. А . Крохин с Абраммыса хорошо исполняли и боевую работу. К сожалению , мирным трудом им не довелось боль­ ше зан яться: А . А . Крохин по­ гиб, прикрывая отходящ ий по­ сле операции отряд, а А . И. Антонов замерз 5 января 1943 года (как и другие его товарищи) в длительном зим­ нем походе к вражескому аэ­ родрому (в тр е хста х километ­ рах от базы партизан). За время нахождения в партизанском отряде «Совет­ ский Мурман» А. И. Анто­ нов показал себя подлин­ ным патриотом нашей Роди­ ны, мужественным и сме­ лым бойцом. Да, пам ять о те х, ит<1 отсто­ ял в ж естоких боях свободу и независимость нашей Родины, бессмертна. 40 лет мирного труда советских людей сдела­ ли наш у страну еще м огущ ест­ веннее. Залечил раны Мур­ манск, ставший недавно горо- дом-героем. Неузнаваемо изме­ нились поселок Абраммыс и его завод, выросший из ма­ стерских. Новые поколения су­ доремонтников своим трудом укрепляю т дело мира. А о вой­ не напоминает зенитное ору­ дие на пьедестале, установлен­ ное на склоне сопки. Ствол °Р У Д И я смотрит в мирное не­ бо. П усть оно будет таким всегда! В. СЫРОПОРШНЕВ, ветеран войны и труда. новы, А. Д. и Н. Д. Козло­ вы, С. В. Кармановский, А. Ф. Малков, А. Ф. Моск­ вин, А. И. Молодцов, М. (J. Меркулов, Ф. И. Мастинин, А. В. Миронов, А. Н ., М. Я. и И. Ф. Первухины, Ф. Д. Рожновский, И. Н. Синяков — и этот список можно про­ должить... Отличившихся отмечал и наркомат рыбной промыш­ ленности. Так, Похвальной грамотой он отметил И. А . Лебедева 7 мая 1942 года за высокие личные произ­ водственные показатели, ко­ торых судоремонтник добил­ ся в прифронтовых услови­ ях. Боевого ордена — Крас­ ной Звезды — заслужил кузнец Александр Иванович Антонов (он — на публи­ куемом единственном сохра­ нившемся снимке). К ордену рабочий был представлен так­ же Военным Советом Север­ ного флота — выполнял к у з­ нец отлично заказы флота $ самый горячий 1942 гоД. Да иначе коммунист-су­ доремонтник работать не мог. Он и до этого имел немало благодарностей за добросо­ вестный труд. Ремесло кузнеца немыслимо без см екалки, без вы дум ки. И Александр Иванович го натуре своей был именно таким : при поступлении заказа от воен­ ны х моряков всегда прикиды* вал, нак лучш е с ним спра­ виться — быстро и с высоким качеством. Его изобретатель­ ности, другого слова не найду, удивлялись не только товари­ щи по цеху, но и заказчики: искалеченная снарядом или бомбой деталь боевой техн ики , побывавшая в р уках искусно ­ го рабочего, становилась «кан новенькая». И хо ть прифронтовыми были мастерские Абраммыса, многие судоремонтники добивались направления п действующ ую армию, как тогда говорили. 12 июля 1985 года 8 • г МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz