Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.

• По законам морского братства • | о ЯНВА РЯ 1985 года в еженедельнике была опубли- 1 0 кована радиограмма с борта БМ РТ «Эльбрус» Мур­ манского тралового флота. В ней сообщалось, что трал- флотовцы спасли перуанское судно «Тумбес-1». Недавно экипаж «Эльбруса» возвратился в родной порт. Редакция попросила участника операции члена экипажа БМ РТ «Эльбрус» Федора Владимировича Попова расска­ зать, как все происходило. рив, отпустить моряков, так как необходимые продукты взяли из кладовых траулера. Тем временем скомплекто­ вали аварийно-спасательную группу. Надо сказать^ труд­ ное это оказалось дело: от желающих отбоя не было, все рвались хоть вплавь От­ правиться на перуанское суд­ но. Горевшие желанием по­ мочь выдвигали аргументи­ рованные доводы, что, мол, именно их опыт и знания окажутся наиболее полезны и действенны. В спасательную шлюпку спустились четвертый меха­ ник Дмитрий Павлович Кон­ дратьев, старший помощник капитана Николай Петрович Грачиков, второй помощник Анатолий Дмитриевич Дер- кач, главный механик Сер­ вер Куртманбетов, второй Сигнал бедствия замечен Траулер шел в район про­ мысла. Свободные от вахты моряки, не обращая внима­ ния на послеполуденный зной, расположились на палубе. Кто загорал, наслаждаясь (среди зимы!) жаром тропи­ ческого солнца, кто читал. Любители шахмат ломали головы над очередным хо­ дом, за игрой заинтересован­ но следили болельщики. Слы­ шались веселые возгласы — рядом в бассейне плескались жаждущие прохлады. Ничто не нарушало покоя, Сейнер вернулся в мирного течения времени. И все-таки я обратил внимание: многие моряки на несколько секунд отрываются от чте­ ния или игры и насторожен­ но смотрят вперед, по ходу судна. Такова уж специфика •морской жизни: человек не­ вольно обретает чувство обо­ стренного восприятия собы­ тий, ежеминутной готовности к полнейшей мобилизации сил и воли. Эти черты харак­ тера обычно скрыты до по­ ры до времени. Но случись беда, проявляются мгновен­ но, порой опережая созна­ ние. Стал поглядывать вперед и я, ощутив в душе непонят­ ную тревогу. И вскоре рас­ смотрел далеко на горизонте, чуть правее от курса наше­ го траулера, какую-то непо­ движную точку. Моряки определили, что это — судно. С мостика з бинокль рассмотрели: ры­ бацкий сейнер-кошелько- вист. Над ходовой рубкой его, на мачте — полотнище сигнала бедствия. Попыта­ лись вызвать «точку» на радиосвязь — молчание. Подошли ближе. По УКВ- связи выяснили, что это суд­ но перуанских рыбаков «Тум­ бес-1», следовало из порта Чимботе на промысел. Вдруг вышел из строя главный дви­ гатель, и вот четвертые сут­ ки сейнер недвижим, нахо­ дится во власти ветров и те­ чений. Наш траулер — пер­ вое судно, которое рыбаки видят за время вынужденно­ го дрейфа. Узнали мы и о том, что у перуанцев кон­ чаются запасы воды и про­ дуктов, ведь выходили-то всего на сутки. Как обычно, в море любая весть скоро становится из­ вестной всем. Так получи­ лось и на «Эльбрусе»: не бы­ ло объявления по трансля­ ции, никто никого ни о чем не просил, а уже забегали моряки, горя желанием по­ мочь в беде коллегам. Еще только обсуждался у капи- .тана состав аварийно-спаса­ тельной группы, а к шлюпке, которую готовили к спуску, подходил то один человек, то другой и предлагали кто банку тушенки, кто сгущен­ ное молоко, варенье, пе­ ченье. Пришлось, поблагода- механик Владимир Николае­ вич Вшивков, первый помощ­ ник капитана (в прошлом — механик-дизелист) Владимир Филиппович Гавриш, стар­ ший мастер добычи рыбы Аркадий Иванович Рубено­ вич, матросы Александр Сер­ геевич Мельников, Павел Петрович Паршиков и автор этих 'строк (в прошлом — ремонтник малых дизелей и оборудования). «Перуанец» взят на буксир «Эльбрус» между тем приближался к сейнеру. Уже стали видны высыпавшие на палубу перуанцы. Они забирались на порталы над­ стройки, махали руками, фуражками, яено радуясь нашему приближению. Но траулер не смог пога­ сить инерцию сразу и за минуты три несколько ушел вперед. Перуанцы восприня­ ли это за намерение пройти мимо. Мы услышали возгла­ сы отчаяния. Но они вско­ ре сменились радостными криками, когда рыбаки уви­ дели, что «Эльбрус» оста­ новился. От аварийного судна по­ бежал к нам катер, и на нем спасатели отправились на «Тумбес-1». Специалисты спустились в тускло освещенное машин­ ное отделение и стали тщ а­ тельно искать поломку. Оп­ ределили, что вышел из строя подшипник коленчато­ го вала и регулирующего устройства. Возвратясь на судно, чле­ ны спасательной группы вме­ сте с капитаном «Эльбруса» Анатолием Ивановичем Ш а­ поваловым решили .букси­ ровать сейнер в ближайший перуанский порт Чимботе. Дело в том, что для ремон­ та недоставало нужных за­ пасных частей и оборудова­ ния. И вновь аварийная груп­ па направилась на «Тум­ бес-1», чтобы завести бук­ сирные концы. На этот раз решили использовать ваера лебедок правого и левого бортов.- На сейнере остались А. Д. Деркач и я. Вместе с перуанцами стали готовиться к сложной' операции. Дело в том, что сейнер небольшой, брашпиль — не выше табуретки, кнехты — с графин величиной. Поэтому мы опасались, как бы вместо спасения не утопить судно, ведь при рывке (а без него не обойтись даже при самой плавном движении с места) можно оторвать от фунда­ мента брашпиль и кнехты,- а то и носовую часть сейнера. Решили сделать таким образом: оставив открытыми двери, завести буксирный конец через клюзы вокруг рубки и жилых помещений. Приготовили для подкладки под трос брусья, старые кранцы, закрепили ваера чекелем, подстраховали сто­ порными цепями. Нам оставили портатив­ ную радиостанцию, и мы по­ стоянно поддерживали связь с «Эльбрусом»: корректиров­ ка скорости сейнера, конт­ роль за расстоянием между судами, провисание буксир­ ного конца — обо всем этом сообщалось незамед­ лительно. Перуанцы вначале волно­ вались за исход операции, но, увидев филигранную точ­ ность в работе советских моряков, успокоились. Наступала ночь. Маняще заблистал Южный Крест. Прощальный гудок Похолодало. Мы не пред­ полагали, что останемся на сейнере, и поэтому мерзли в легких рубашках и шор­ тах. А с палубы не уйдешь: надо постоянно следить за ходом буксировки. Перуан­ ские рыбаки принесли нам легкие, но очень теплые на­ кидки из альпаки (животное, похожее на ламу). Но мне показалось, что не столько шерстяные накидки согрели нас, сколько друж еская за­ бота, теплые взгляды про­ стых людей. Перуанцы рас­ спрашивали нас о жизни в Советском Союзе, очень удивлялись, что у нас нет безработицы, что образова­ ние, лечение у нас бесплат­ ное, и т. п. Благополучно доставив сейнер на рейд Чимботе, мы передали его экипажу трау­ лера, похожего на наш. Пе­ руанцы горячо благодарили нас за спасение. А мы поже­ лали им счастливой встречи с родными, рыбацкой удачи. Прощальный гудок, и «Эльбрус» берет курс в море. Н а снимках: перуанское судно «Тумбес-1»; беда по­ зади, теперь можно всем вместе сфотографироваться на память. Ф . ПОПОВ, машинист рыбомучной ус­ тановки БМРТ «Эльбрус». Фото автора. Когда шит морская 'Гладь Мурманский порт был рядом. Исландский теплоход «Лагар- фосс» уже входил в Кольский залив. И вдруг заглох двигатель. Здесь мы и оставим корабль на некоторое время. А пока объясним некоторые обстоятель­ ства. Известно, что все суда Север­ ного бассейна, от большого ав­ тономного траулера и плавбазы до маленького РТ, круглые сутки находятся под неусыпным кон­ тролем службы наблюдения за флотом ВРПО «Севрыба». Где бы ни находились моряки, хоть у Антарктиды, сюда, в службу, тя­ нутся невидимые нити радиосвя­ зи. И какие бы неприятности ни подстерегали далекий корабль, опытнейшие капитаны, самые грамотные морские специалисты инженеры в любой час придут на помощь советом, а к близко­ му — делом. Но суда иностранных госу­ дарств неподвластны службе наблюдения. Они — подопечные «Совинфлота». Поэтому первая информация о том, что на ис­ ландском теплоходе случилась беда, в службу наблюдения по­ ступила позже, чем следовало. Дежурный «Совинфлота», по­ лучив сообщение об аварии, вы­ шел на связь с капитаном мор­ ского спасательного буксира «Микула» А. И. Глинским. Тот, как положено, отправил срочную радиограмму в службу наблюде­ ния за флотом. Дежурил Эрий Сергеевич Куракин. ...«Лагарфосс» беспомощно ме­ тался в черной круговерти волн. Штормовой ветер неумолимо подталкивал его к берегу, Бли­ зилась полночь. А помощь уже спешила. Эрий Сергеевич вышел на связь со спасательными буксира­ ми «Микула» и «Смелый». Один 1 находился в Баренцевом море/ другой — в Кольском заливе. Отдав им распоряжение следо­ вать в район аварии, оперативный дежурный стал ждать сообще­ ний оттуда. Снова и снова вгля­ дывался он в крохотный кусочек на карте, где дрейфовал «Лагар­ фосс», такой спокойно-голубой на карте. Но прошедший все моря и океаны капитан знал, что там сейчас сплошная чернота, снеж­ ные заряды да бушующий шторм. Как развернутся дальнейшие со­ бытия? Успеют ли буксиры пере­ хватить неуправляемое судно, прежде чем очередной водяной вал расколет его о береговые скалы? Успеют, наверняка. Но как умудрятся моряки завести бук­ сирные концы? Линемет тут бес­ силен, слишком силен ветер, на­ до вручную. А значит, необхо­ димо сближение двух судов, не^ мыслимое, с точки зрения разу, ма в этих условиях, сближение. Что же тогда?.. А ветер то и де­ ло меняет направление, и «ис­ ландца» может вынести в откры­ тое море, в самое пекло штор­ ма... Успели советские спасатели. Умудрились сблизиться. Переки­ нули буксирный трос. И береж­ но повели заморское судно в Мурманский порт. Капитан «Ла- гарфосса» сердечно поблагода­ рил спасателей. ...У Эрия Сергеевича продол­ жалось дежурство. В тишине ка­ бинета спокойной гладью голу­ бела карта Мирового океана. Но обманчиво это спокойст­ вие. И в праздники, и в будни за сотни и за тысячи миль от родного порта несут свою не­ легкую вахту советские моряки. Так было и так будет. Такова уж «звезда рыбака». И. ВОЛКОВА. 12 июля 1985 года ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz