Рыбный Мурман. 1985 г. Июль.
• По законам морского братства • | о ЯНВА РЯ 1985 года в еженедельнике была опубли- 1 0 кована радиограмма с борта БМ РТ «Эльбрус» Мур манского тралового флота. В ней сообщалось, что трал- флотовцы спасли перуанское судно «Тумбес-1». Недавно экипаж «Эльбруса» возвратился в родной порт. Редакция попросила участника операции члена экипажа БМ РТ «Эльбрус» Федора Владимировича Попова расска зать, как все происходило. рив, отпустить моряков, так как необходимые продукты взяли из кладовых траулера. Тем временем скомплекто вали аварийно-спасательную группу. Надо сказать^ труд ное это оказалось дело: от желающих отбоя не было, все рвались хоть вплавь От правиться на перуанское суд но. Горевшие желанием по мочь выдвигали аргументи рованные доводы, что, мол, именно их опыт и знания окажутся наиболее полезны и действенны. В спасательную шлюпку спустились четвертый меха ник Дмитрий Павлович Кон дратьев, старший помощник капитана Николай Петрович Грачиков, второй помощник Анатолий Дмитриевич Дер- кач, главный механик Сер вер Куртманбетов, второй Сигнал бедствия замечен Траулер шел в район про мысла. Свободные от вахты моряки, не обращая внима ния на послеполуденный зной, расположились на палубе. Кто загорал, наслаждаясь (среди зимы!) жаром тропи ческого солнца, кто читал. Любители шахмат ломали головы над очередным хо дом, за игрой заинтересован но следили болельщики. Слы шались веселые возгласы — рядом в бассейне плескались жаждущие прохлады. Ничто не нарушало покоя, Сейнер вернулся в мирного течения времени. И все-таки я обратил внимание: многие моряки на несколько секунд отрываются от чте ния или игры и насторожен но смотрят вперед, по ходу судна. Такова уж специфика •морской жизни: человек не вольно обретает чувство обо стренного восприятия собы тий, ежеминутной готовности к полнейшей мобилизации сил и воли. Эти черты харак тера обычно скрыты до по ры до времени. Но случись беда, проявляются мгновен но, порой опережая созна ние. Стал поглядывать вперед и я, ощутив в душе непонят ную тревогу. И вскоре рас смотрел далеко на горизонте, чуть правее от курса наше го траулера, какую-то непо движную точку. Моряки определили, что это — судно. С мостика з бинокль рассмотрели: ры бацкий сейнер-кошелько- вист. Над ходовой рубкой его, на мачте — полотнище сигнала бедствия. Попыта лись вызвать «точку» на радиосвязь — молчание. Подошли ближе. По УКВ- связи выяснили, что это суд но перуанских рыбаков «Тум бес-1», следовало из порта Чимботе на промысел. Вдруг вышел из строя главный дви гатель, и вот четвертые сут ки сейнер недвижим, нахо дится во власти ветров и те чений. Наш траулер — пер вое судно, которое рыбаки видят за время вынужденно го дрейфа. Узнали мы и о том, что у перуанцев кон чаются запасы воды и про дуктов, ведь выходили-то всего на сутки. Как обычно, в море любая весть скоро становится из вестной всем. Так получи лось и на «Эльбрусе»: не бы ло объявления по трансля ции, никто никого ни о чем не просил, а уже забегали моряки, горя желанием по мочь в беде коллегам. Еще только обсуждался у капи- .тана состав аварийно-спаса тельной группы, а к шлюпке, которую готовили к спуску, подходил то один человек, то другой и предлагали кто банку тушенки, кто сгущен ное молоко, варенье, пе ченье. Пришлось, поблагода- механик Владимир Николае вич Вшивков, первый помощ ник капитана (в прошлом — механик-дизелист) Владимир Филиппович Гавриш, стар ший мастер добычи рыбы Аркадий Иванович Рубено вич, матросы Александр Сер геевич Мельников, Павел Петрович Паршиков и автор этих 'строк (в прошлом — ремонтник малых дизелей и оборудования). «Перуанец» взят на буксир «Эльбрус» между тем приближался к сейнеру. Уже стали видны высыпавшие на палубу перуанцы. Они забирались на порталы над стройки, махали руками, фуражками, яено радуясь нашему приближению. Но траулер не смог пога сить инерцию сразу и за минуты три несколько ушел вперед. Перуанцы восприня ли это за намерение пройти мимо. Мы услышали возгла сы отчаяния. Но они вско ре сменились радостными криками, когда рыбаки уви дели, что «Эльбрус» оста новился. От аварийного судна по бежал к нам катер, и на нем спасатели отправились на «Тумбес-1». Специалисты спустились в тускло освещенное машин ное отделение и стали тщ а тельно искать поломку. Оп ределили, что вышел из строя подшипник коленчато го вала и регулирующего устройства. Возвратясь на судно, чле ны спасательной группы вме сте с капитаном «Эльбруса» Анатолием Ивановичем Ш а поваловым решили .букси ровать сейнер в ближайший перуанский порт Чимботе. Дело в том, что для ремон та недоставало нужных за пасных частей и оборудова ния. И вновь аварийная груп па направилась на «Тум бес-1», чтобы завести бук сирные концы. На этот раз решили использовать ваера лебедок правого и левого бортов.- На сейнере остались А. Д. Деркач и я. Вместе с перуанцами стали готовиться к сложной' операции. Дело в том, что сейнер небольшой, брашпиль — не выше табуретки, кнехты — с графин величиной. Поэтому мы опасались, как бы вместо спасения не утопить судно, ведь при рывке (а без него не обойтись даже при самой плавном движении с места) можно оторвать от фунда мента брашпиль и кнехты,- а то и носовую часть сейнера. Решили сделать таким образом: оставив открытыми двери, завести буксирный конец через клюзы вокруг рубки и жилых помещений. Приготовили для подкладки под трос брусья, старые кранцы, закрепили ваера чекелем, подстраховали сто порными цепями. Нам оставили портатив ную радиостанцию, и мы по стоянно поддерживали связь с «Эльбрусом»: корректиров ка скорости сейнера, конт роль за расстоянием между судами, провисание буксир ного конца — обо всем этом сообщалось незамед лительно. Перуанцы вначале волно вались за исход операции, но, увидев филигранную точ ность в работе советских моряков, успокоились. Наступала ночь. Маняще заблистал Южный Крест. Прощальный гудок Похолодало. Мы не пред полагали, что останемся на сейнере, и поэтому мерзли в легких рубашках и шор тах. А с палубы не уйдешь: надо постоянно следить за ходом буксировки. Перуан ские рыбаки принесли нам легкие, но очень теплые на кидки из альпаки (животное, похожее на ламу). Но мне показалось, что не столько шерстяные накидки согрели нас, сколько друж еская за бота, теплые взгляды про стых людей. Перуанцы рас спрашивали нас о жизни в Советском Союзе, очень удивлялись, что у нас нет безработицы, что образова ние, лечение у нас бесплат ное, и т. п. Благополучно доставив сейнер на рейд Чимботе, мы передали его экипажу трау лера, похожего на наш. Пе руанцы горячо благодарили нас за спасение. А мы поже лали им счастливой встречи с родными, рыбацкой удачи. Прощальный гудок, и «Эльбрус» берет курс в море. Н а снимках: перуанское судно «Тумбес-1»; беда по зади, теперь можно всем вместе сфотографироваться на память. Ф . ПОПОВ, машинист рыбомучной ус тановки БМРТ «Эльбрус». Фото автора. Когда шит морская 'Гладь Мурманский порт был рядом. Исландский теплоход «Лагар- фосс» уже входил в Кольский залив. И вдруг заглох двигатель. Здесь мы и оставим корабль на некоторое время. А пока объясним некоторые обстоятель ства. Известно, что все суда Север ного бассейна, от большого ав тономного траулера и плавбазы до маленького РТ, круглые сутки находятся под неусыпным кон тролем службы наблюдения за флотом ВРПО «Севрыба». Где бы ни находились моряки, хоть у Антарктиды, сюда, в службу, тя нутся невидимые нити радиосвя зи. И какие бы неприятности ни подстерегали далекий корабль, опытнейшие капитаны, самые грамотные морские специалисты инженеры в любой час придут на помощь советом, а к близко му — делом. Но суда иностранных госу дарств неподвластны службе наблюдения. Они — подопечные «Совинфлота». Поэтому первая информация о том, что на ис ландском теплоходе случилась беда, в службу наблюдения по ступила позже, чем следовало. Дежурный «Совинфлота», по лучив сообщение об аварии, вы шел на связь с капитаном мор ского спасательного буксира «Микула» А. И. Глинским. Тот, как положено, отправил срочную радиограмму в службу наблюде ния за флотом. Дежурил Эрий Сергеевич Куракин. ...«Лагарфосс» беспомощно ме тался в черной круговерти волн. Штормовой ветер неумолимо подталкивал его к берегу, Бли зилась полночь. А помощь уже спешила. Эрий Сергеевич вышел на связь со спасательными буксира ми «Микула» и «Смелый». Один 1 находился в Баренцевом море/ другой — в Кольском заливе. Отдав им распоряжение следо вать в район аварии, оперативный дежурный стал ждать сообще ний оттуда. Снова и снова вгля дывался он в крохотный кусочек на карте, где дрейфовал «Лагар фосс», такой спокойно-голубой на карте. Но прошедший все моря и океаны капитан знал, что там сейчас сплошная чернота, снеж ные заряды да бушующий шторм. Как развернутся дальнейшие со бытия? Успеют ли буксиры пере хватить неуправляемое судно, прежде чем очередной водяной вал расколет его о береговые скалы? Успеют, наверняка. Но как умудрятся моряки завести бук сирные концы? Линемет тут бес силен, слишком силен ветер, на до вручную. А значит, необхо димо сближение двух судов, не^ мыслимое, с точки зрения разу, ма в этих условиях, сближение. Что же тогда?.. А ветер то и де ло меняет направление, и «ис ландца» может вынести в откры тое море, в самое пекло штор ма... Успели советские спасатели. Умудрились сблизиться. Переки нули буксирный трос. И береж но повели заморское судно в Мурманский порт. Капитан «Ла- гарфосса» сердечно поблагода рил спасателей. ...У Эрия Сергеевича продол жалось дежурство. В тишине ка бинета спокойной гладью голу бела карта Мирового океана. Но обманчиво это спокойст вие. И в праздники, и в будни за сотни и за тысячи миль от родного порта несут свою не легкую вахту советские моряки. Так было и так будет. Такова уж «звезда рыбака». И. ВОЛКОВА. 12 июля 1985 года ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz